25 лет межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исполнилось четверть века с момента распада Союза Советских Социалистических Республик. СССР характеризовался большим разнообразием этнического состава населения составляющих его республик. Это разнообразие создавало напряжение между основными группами населения, но настоящие конфликты вспыхнули в республиках после обретения независимости.
Эстер Помарета (Esther Pomareta)
Исполнилось четверть века с момента распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 25 лет назад, 8 декабря 1991 года было основано Содружество Независимых Государств, которое положило конец существованию союза пятнадцати республик. СССР характеризовался большим разнообразием этнического состава населения составляющих его республик. Это разнообразие создавало напряжение между основными группами населения, но настоящие конфликты вспыхнули в республиках после обретения независимости.
С образованием новых государств усилились противоречия не только межэтнического свойства, но и появилась проблема сепаратизма и даже ирредентизма, когда миноритарный этнос не просто хочет отделиться от государства, к которому принадлежит, но и присоединится к тому, который считает исконно «материнским».
Нередко толчком к конфликту является российское влияние, потому что преемнице СССР выгодны любые осложнения, вызывающие к жизни призрак империализма.
Некоторые из этих межэтнических конфликтов перешли в разряд «замороженных», но с присоединением Россией Крыма, кое-какие из них оживились, как политическом поле, так и в плане военных действий.
Огонь в Нагорном Карабахе (Армения)
Проблемы в этом регионе начались в 1988 году, когда населенный преимущественно армянами анклав при поддержке Армении решил выйти из состава тогдашней Советской Социалистической Республики Азербайджан. В 1992 году начались боевые действия, и Баку потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими районами.
С тех пор Азербайджан требует восстановления своей территориальной целостности, в то время как Армения защищает интересы самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. Баку, в свою очередь, готов применить силу «в случае необходимости», чтобы вернуть Нагорный Карабах и положить конец конфликту, жертвами которого в период с 1988 по 1994 гг. стали 25 тысяч человек.
В конце апреля нынешнего года конфликт, два десятилетия имевший латентные формы, резко обострился. После этого всплеска насилия Нагорный Карабах обвинил азербайджанскую армию в том, что она произвела более 240 выстрелов по территории республики, нарушив тем самым режим прекращения огня в этом районе.
Война в Абхазии и Южной Осетии (Грузия)
Южная Осетия и Абхазия, два сепаратистских региона Грузии, населены миноритарными этническими группами. В 2008 году грузинские вооруженные силы вошли в Южную Осетию, но Россия перехватила инициативу, что положило начало войне между этими двумя странами и сепаратистскими Абхазией и Южной Осетией.
Военное поражение Грузии привело к получению независимости Абхазией и Южной Осетией. Эта последняя не признана грузинским государством, но признана Россией, которая оказывает экономическую и военную помощь обоим регионам.
Ирредентизм в Приднестровье (Молдавия)
Когда в 1989 году начались переговоры о воссоединении Молдавии с Румынией, славяне, населяющие восточный берег Днестра объявили о создании независимой Приднестровской Молдавской Республики. Этот шаг послужил поводом для войны в Приднестровье в 1992 году, которая стоила жизни полутора тысячам человек и завершилась подписанием перемирия.
За провалом переговоров и отклонением всех предложений в 2016 году последовал референдум, на котором 97,1% населения проголосовал за немедленное отделение от Молдавии и присоединение к России, которая держит в Приднестровье полуторатысячный контингент. Предложение молдавского президента о замещении российских военных международными миротворческими силами не принимают всерьез в Тирасполе, столице сепаратистского региона.
В 2014 г. на фоне конфликта на Украине и аннексии Крыма, пресса снова заговорила о Приднестровье с тревогой из-за опасений, что там может повториться украинский сценарий. Недавно на президентских выборах в Молдавии победил про-российский кандидат, что может привести как к осложнению ситуации, так и к возобновлению переговоров с Путиным и Тирасполем.
Российско-чеченские войны
Одним из самых громких — и продолжительных — постсоветских конфликтов стали российско-чеченские войны. Напряженные отношения между чеченцами и россиянами уходят корнями в XVIII век. После нескольких лет независимости в Чечне, в начале 20-х годов ХХ века, установилась советская власть. Во время Второй мировой войны чеченцы попытались воспользоваться немецким вторжением, чтобы встать на борьбу с Советским Союзом. В ответ советский режим массово депортировал их в Центральную Азию.
С распадом СССР, как и в большинстве случаев, этнические чеченцы провозгласили собственную независимость, что привело годы спустя к Первой чеченской войне. В 1999 году вспыхнула вторая война, в результате которой Россия установила контроль над регионом.
С тех пор насилие не прекращается, и по-прежнему нет решения конфликта, который тесно связан с террористическими актами, совершаемыми чеченскими сепаратистами, задавленными Москвой.
Другие межэтнические конфликты на постсоветском пространстве
Кроме вышеперечисленных, существуют проблемы меньшинств в Центральной Азии. Конфликт в Ферганской долине, на границе Таджикистана, Киргизии и Узбекистана начался в 1989 году с эскалации насилия между узбеками и турками-месхетинцами, в котором последние терпели поражение, что заставило многих покинуть регион.
Параллельно развивался конфликт между таджиками и киргизами. Но центральноазиатский регион стал одним из немногих, который поставил точку в развитии проблем, рожденных в СССР. Между бывшими советскими республиками Центральной Азии существуют противоречия, но они возникли уже сейчас, а не тянутся из прошлого.
Одним из немногочисленных межэтнических столкновений, которые не привели к вооруженной борьбе, стала проблема русских в Прибалтике, которые по сей день страдают от притеснений и не признаются полноправными гражданами, являясь, де-факто, апатридами, если не просят российского гражданства.
25 лет спустя большая часть межэтнических проблем, возникших во время существования СССР и после его распада, по-прежнему актуальны, хоть и приняли форму «замороженных» конфликтов, которые вновь вспыхивают при малейшей эскалации насилия в горячих точках, как это случилось с киевским Майданом.
ОбществоЖизнь без СССР
Власти Казахстана не признают этнические конфликты. К чему может привести замалчивание проблем?
«БЫТОВЫЕ КОНФЛИКТЫ» В КОРДАЕ И ШОРНАКЕ
Седьмого февраля в Кордайском районе Жамбылской области произошел конфликт между жителями сёл. В социальных сетях люди писали о «групповой драке между казахами и дунганами». Только потом выяснилось, что в результате этого «конфликта» были убиты 11 человек, более 50 получили ранения, в селах Масанчи, Сортобе, Аукатты и Булан-батыр были сожжены 25 домов, 30 сельских объектов, 40 автомобилей.
Первого марта Кордайский район посетил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и сказал, что события в Кордае «стали потрясением для нашего народа и, без преувеличения, привлекли внимание всего мира». Президент заявил, что «конфликт между двумя криминальными группами» возник «из-за контроля над источниками незаконных доходов». Однако он не уточнил, какие именно «группы» и какие именно «незаконные доходы» стали причиной убийств и погромов в селах.
21 июля, село Космезгил Шорнакского сельского округа Туркестанской области. Местные жители сообщили о «конфликте» между казахской и узбекской молодежью «из-за ссоры двух молодых людей — казаха Алмаса Толбасиева и узбека Ифтихора Жумадуллаева». Сообщалось, что молодые люди повздорили из-за спичек. Ночью, уже после препирательств, один из участников инцидента забросал камнями дом другого. Дело переросло в массовую драку. Пострадали четыре человека. В видеороликах, распространенных в социальных сетях, говорилось, что «драки между казахской и узбекской молодежью случались и прежде».
В сентябре и ноябре за этот «конфликт» к уголовной ответственности привлекли 10 человек — семеро примирились с потерпевшими, трое получили условные сроки. Министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев назвал драку в Шорнаке «бытовым конфликтом».
Женщина разговаривает по мобильному телефону, разбирая обломки сгоревшего здания в селе Масанчи, где большинство жителей — дунгане, в Жамбылской области на юге Казахстана, недалеко от границы с Кыргызстаном. 12 февраля 2020 года.«МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ВРАЖДЫ НЕТ»
После конфликта в Кордайском районе аким Жамбылской области Аскар Мырзахметов был освобожден от занимаемой должности, произошли и другие кадровые изменения. Власти назвали конфликт актом преступных группировок и создали специальную комиссию, которая встретилась с местными жителями и представителями дунганской диаспоры и выслушала их жалобы. Акимом в регион отправили Бердибека Сапарбаева как человека «опытного и знающего». 2 декабря на пресс-конференции в Нур-Султане Сапарбаев сравнил произошедшее с разногласиями у детей.
— Бывает, что дети из-за каких-то разногласий могут подраться. Это дети, такое бывает. И тогда тут же начинают выяснять, кто из них кто по национальности. Тут забываем один момент: поскольку они дети, через час они уже забыли про драку и вновь вместе играют. Поэтому такие маленькие проблемы не должны рассматриваться в плоскости межнациональных отношений, — заявил Бердибек Сапарбаев.
В состав «кордайской комиссии» входил заместитель председателя комитета по развитию межэтнических отношений министерства информации и общественного развития Галым Шойкин. По его словам, были изучены экономические и культурные проблемы в селах, где произошли конфликты, и даны рекомендации соответствующим органам.
— В Казахстане нет межнациональной вражды, то есть ненависти только за то, что вы другой национальности. Неразумно конфликт между некоторыми людьми обеих национальностей переносить на всех, — говорит Шойкин Азаттыку.
«ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»
После событий в Кордае при министерстве информации и общественного развития был создан Институт прикладных этнополитических исследований. 13 ноября институт провел онлайн-конференцию под названием «Кордайский конфликт: причины, последствия и уроки», в ходе которой эксперты пришли к выводу, что замкнутый образ жизни этнических групп, демографические особенности и коррупция сыграли свою роль в кордайском конфликте.
Социолог и заместитель директора института Айгуль Садуакасова говорит, что инциденты могут показаться этническим конфликтом, но на самом деле они возникли из-за социально-экономических проблем.
— В регионах по-прежнему сохраняется более традиционный образ жизни, и социальная среда, похоже, не может адаптироваться к рыночной системе, которая началась в 1990-х годах. Рынок обогатил одних, другие, напротив, обнищали. Дифференциация в обществе находится на очень высоком уровне. Если у одних чего-то нет, но это есть у других, возникает вопрос «Почему?». Обычно человеку легче сказать: «Потому что он представитель другого этноса», — говорит она.
По мнению Садуакасовой, активное использование социальных сетей в последние годы также способствовало разным оценкам событий в регионах.
— Традиционные СМИ придерживаются определенных норм закона и этических норм. Обычные люди в социальных сетях думают, что «сами знают, о чем писать», и поддаются эмоциям. Вот почему написанное отдельным человеком оказывает совершенно другое воздействие, когда попадает в информационное пространство, — говорит она.
«МЫ ДОЛЖНЫ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЛИТИКИ, А НЕ ЭТНИЧЕСКОЙ»
Социолог Серик Бейсембаев говорит, что власти Казахстана не хотят расценивать это как «этнический конфликт».
— Если мы не будем называть проблему, как в действительности она называется, начнем искать решение в другом месте. В этой проблеме очень важна этническая составляющая. В Кордае конфликтующие стороны показали себя этнической группой. Они не члены преступной группы, а обычные жители села, — говорит Бейсембаев.
Дети едут на арбе в селе Шорнак, где произошло столкновение казахов и узбеков. Туркестанская область, 27 июля 2020 года.Социолог обращает внимание на идеологическую концепцию понятия «государствообразующей нации», которое используется властями и официальными СМИ Казахстана с 2000-х годов.
— Эта концепция стала стержнем этнополитики. Согласно этой идее, народы Казахстана делятся на казахов и другие народы. На мой взгляд, эта идея стала препятствием для гражданского единства и негативно повлияла на чувство равенства граждан. У других народов утвердилось представление о том, что «есть казахский народ с большими правами». Общество сильно изменилось, теперь нет угрозы казахскому этносу, культуре и языку. Мы должны придерживаться гражданской политики, а не этнической, — говорит он.
Понятие «государствообразующей нации» было введено в политический оборот в 2009 году Нурсултаном Назарбаевым. Выступая на Ассамблее народа Казахстана, он сказал: «На древней казахской земле формируется новое гражданское общество. В XXI веке казахи как государствообразующая нация поднялись на новый уровень и стали стержнем, надежной опорой народа Казахстана.
Концепция «государствообразующей нации» в дальнейшем была развита правительственными чиновниками и официальными СМИ. После столкновений в ресторане «Древний Рим» в Караганде в ночь на 1 января 2019 года бывший тогда первым заместителем председателя партии «Нур Отан» Маулен Ашимбаев
По словам Серика Бейсембаева, концепция «государствообразущей нации» имеет две стороны. Во-первых, она устанавливает этническое превосходство, хотя юридически все равны, но вместе с тем накладывает ответственность.
— Эта идея у рядовых казахов формирует понимание, что у них «статус выше», но они не принимают во внимание тот факт, что они несут ответственность. Власти иногда используют это понятие, чтобы усилить задачу и донести, что, «будучи казахом, ты несешь ответственность за эту страну».
По мнению социолога, День благодарности, отмечаемый 1 марта, является политическим решением, которое вытекает из концепции «государствообразующей нации» и символизирует этническое превосходство. Социолог говорит, что этот праздник как бы намекает иным народам, что «они должны быть благодарны и признательны и каждый год выражать благодарность».
День благодарности учрежден указом прежнего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева от 14 января 2016 года. Ему же принадлежит инициатива учреждения праздника. Говоря об этом дне, он отметил, что в этот день представители всех этносов страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в Казахстан.
После конфликта в Кордае Ассамблея народа Казахстана, созданная для развития межэтнических отношений, подверглась критике как организация, которая только «пляшет и поет». Ассамблея была образована указом президента от 1 марта 1995 года и имеет конституционный статус. Организация, объединяющая этнокультурные объединения, избирает девять депутатов мажилиса парламента.
Межрасовые конфликты: история вопроса — 601 слов
Содержание
- Введение
- Обсуждение
- Заключение
- Ссылки
Тот факт, что мы люди, означает, что нам приходится сталкиваться с различными проблемами и найти способ преодолеть их, когда мы взаимодействуем друг с другом и продолжаем нашу повседневную деятельность (Patel, 1980). В процессе взаимодействия обязательно возникнут разногласия, а также споры.
Конфликты — неизбежная часть человеческой жизни (Там же, 1980).
Конфликты могут быть межрасовыми и/или межэтническими (Saunders, 1999). Межрасовый конфликт — это конфликт, который возникает между людьми разных рас, например, между африканцами и американцами азиатского происхождения. С другой стороны, межэтнические конфликты возникают между людьми, принадлежащими к разным этническим группам, например между американцами кубинского происхождения и американцами пуэрториканского происхождения (там же, 1999).
Исследования показали, что межрасовые конфликты наиболее распространены в Соединенных Штатах, чем в любой другой части мира. Межрасовые конфликты обычно возникают из-за необоснованного непонимания и недоверия и в большинстве случаев приводят либо к смерти, либо к насилию, либо к тому и другому вместе (Patel, 19).80).
Различные факторы способствовали межрасовым групповым конфликтам в современной истории. Средства массовой информации являются одним из таких участников этих конфликтов (Saunders, 1999). Хорошим примером того, как это способствовало межрасовым групповым конфликтам, является геноцид в Руанде, имевший место в 1994 году (там же, 1999). Конфликт возник между двумя основными этническими группами в Руанде, а именно тутси и хуту, и начался с разногласий между ними. СМИ, узнав о разногласиях между двумя группами, начали делать неконструктивные комментарии в отношении каждой из групп, тем самым разжигая их гнев и негодование (Патель, 19 лет).80). В конце концов, многие хуту были убиты, и в этом виноваты СМИ.
Еще один фактор заключается в межрасовых браках, которые в настоящее время становятся безудержными не только в Соединенных Штатах, но и во многих частях мира. Поскольку школы, как и колледжи, принимают студентов со всего мира, межрасовые отношения становятся все более заметными (Saunders, 1999). Межрасовые групповые конфликты возникают в межрасовых браках, когда один из родителей не согласен с выбором партнера их детьми. Это может быть и в основном основано на расе или цвете кожи вовлеченной стороны (Патель, 19 лет).80).
Для определения факторов, которые могут способствовать межрасовым групповым конфликтам, использовались как функциональные, так и конфликтные точки зрения. Те же средства массовой информации, которые вносят основной вклад в межрасовые групповые конфликты, теперь используются для укрепления мира и взаимопонимания между этническими сообществами (Saunders, 1999). Правительство также пытается облегчить расовым меньшинствам равные возможности, а также легкий доступ к услугам, как и их белые коллеги.
Различные этнические группы и расовые меньшинства поощряются к участию в специальных программах, предназначенных для решения межрасовых конфликтов (Saunders, 1999). С помощью таких программ решаются межрасовые групповые конфликты, поскольку участвующие группы находятся в лучшем положении, чтобы смотреть на вещи с точки зрения другой группы и, следовательно, позволяют им лучше понимать друг друга (Patel, 1980).
Это способствует установлению мира и примирению между вовлеченными группами.
Заключение
Несмотря на то, что межрасовые групповые конфликты становятся огромной проблемой в Соединенных Штатах, в настоящее время принимаются меры, чтобы попытаться сдержать ненависть и негодование между вовлеченными группами/сторонами путем введения консультационных программ, а также просвещения общества как целое.
Он доказал свою эффективность благодаря многочисленным случаям межрасовых браков, возникающих в результате взаимопонимания между различными этническими группами. Если так будет продолжаться, в ближайшие годы американцы будут сталкиваться со все меньшим количеством стереотипов и расовой дискриминации.
Ссылки
Патель, Диру. (1980). Решение межрасовых конфликтов: политические альтернативы. Монреаль: Институт исследований государственной политики.
Сондерс, Гарольд Х. (1999). Процесс общественного мира: устойчивый диалог для преобразования расовых и этнических конфликтов. Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина.
Это эссе на тему «Межрасовые конфликты: история проблем» было написано и представлено вашим коллегой студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.
Запрос на удаление
Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.
Запросить удаление
Нужен пользовательский Образец эссе , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?
807 сертифицированных писателей онлайн
ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ
Что показатели межэтнических браков говорят нам об этнических конфликтах и сотрудничестве в Африке
Споры о том, увеличивает ли большее этническое разнообразие напряженность между различными группами в регионе, оспариваются, часто упуская из виду тип социальных контактов.
Новое исследование измеряет, влияют ли показатели межэтнических браков в Африке как формы долгосрочных значимых контактов на распространенность межэтнических вооруженных конфликтов, способствуя сотрудничеству между группами.Многочисленные исследования показали, что этническое разнообразие влияет на политическое поведение в странах Африки к югу от Сахары. Некоторые ученые связывают это разнообразие со случаями политической нестабильности и вооруженных конфликтов. Они утверждали, что этническое разнообразие увеличивает напряженность между людьми из разных групп, способствуя конкуренции за ресурсы, такие как работа или еда. Это соревнование может усилить этническую идентификацию и повысить мобилизацию. Однако другие ученые утверждают, что высокая степень этнического разнообразия снижает вероятность вооруженного конфликта на этнической почве. Основываясь на теории межгрупповых контактов, они утверждают, что межэтнические контакты увеличивают знания о других группах и уменьшают предубеждения и агрессивное поведение по отношению к другим группам.
Этим, казалось бы, противоречивым результатам предлагается несколько объяснений. Во-первых, некоторые утверждают, что способ измерения межэтнических контактов ошибочен. В большинстве случаев он измеряется путем изучения того, сколько различных этнических групп проживает вместе в определенной области. Однако исследования показали, что жизнь в этнически разнообразной местности мало что говорит нам о том, вступаем ли мы в контакт с людьми из других групп. Часто это приводит к простому сосуществованию. Во-вторых, ученые утверждают, что существующие исследования, как правило, упускают из виду природу контакта. Негативный контакт, в отличие от позитивного, может усиливать этническую идентификацию и предубеждения, повышая тем самым вероятность мобилизации и этнического конфликта.
Принимая во внимание это исследование, в нашей статье рассматривается альтернативный показатель качества межгрупповых отношений в контекстах, характеризующихся этническим разнообразием: межэтнический брак. Принято считать, что межэтнический брак является интегрирующей силой, объединяющей различные семьи и общины и передающей позитивные межгрупповые установки следующему поколению. Более того, межэтнический брак — это долгосрочные значимые и позитивные контакты, а не кратковременные встречи с представителями других групп на улице.
Научные исследования межэтнических браков в первую очередь ориентированы на западные страны, особенно на США. Здесь уровень межрасовых браков увеличился до 10% (и 17% для молодоженов) после отмены законодательного запрета в 1967 году. Обычно это рассматривается как тенденция к улучшению межгрупповых отношений. Удивительно, но мало исследований было проведено по межэтническим бракам в Африке, самом многонациональном континенте мира. Существующие исследования проводятся антропологами и почти полностью носят качественный характер. Недавно появились межнациональные исследования межэтнических браков в Африке, но они в основном были сосредоточены на изучении детерминант межэтнических браков, а не их последствий.
Однако в нашем исследовании мы сосредоточились на уровне межэтнических браков в странах Африки к югу от Сахары и его влиянии на вооруженный конфликт. Этот регион был заметно связан с крупномасштабным этническим насилием, о чем свидетельствует недавняя гражданская война в Эфиопии. Тем не менее, большинство этнических групп в Африке мирно сосуществуют. Мы утверждаем, что это можно частично объяснить высоким уровнем межэтнических браков.
Чтобы выяснить, характеризуются ли районы с высоким уровнем межэтнических браков низким уровнем этнического насилия, мы используем данные демографических и медицинских обследований (DHS), проведенных в 28 африканских странах. Эти опросы фиксируют этническую принадлежность женщин и их мужей, что позволяет нам рассчитать уровень межэтнических браков по регионам и странам. Мы сочетаем это с информацией о событиях межэтнических конфликтов. Учитывая тот факт, что межэтнический брак может иметь место только при наличии возможности контакта между представителями разных этнических групп, мы контролируем уровень этнического разнообразия в наших моделях. Наши результаты показывают, что более высокий уровень межэтнических браков — учитывая уровни разнообразия — действительно связан с меньшим количеством этнических конфликтов.
В нашем анализе мы уделили особое внимание субнациональным регионам. Многие брачные рынки определяются региональными факторами, и этническое насилие также существенно различается в зависимости от региона. Руанда является важным примером здесь. Утверждалось, что Руанда до геноцида характеризовалась относительно высоким уровнем межэтнических браков. Некоторые тогда также утверждали, что межэтнические браки не являются хорошим показателем мирного сосуществования. Однако при изучении регионального распределения этих браков можно увидеть, что большинство этих браков было обнаружено на юге Руанды, где по сравнению с этим насилие геноцида оставалось ограниченным.
Наши результаты имеют важное значение для текущих дебатов о разнообразии и этнических конфликтах. Они поддерживают идею о том, что позитивный контакт способствует межгрупповым отношениям сотрудничества; добровольные, близкие отношения вне культурных различий могут сплотить группы и снизить риск конфликта. Этот контакт не обязательно должен происходить только через межгрупповой брак, но его также можно активно продвигать на рабочем месте и в общественных ассоциациях (например, в спортивных группах). Учитывая, что многие общества, вероятно, станут более разнообразными из-за миграции, мы рассматриваем поощрение позитивных межгрупповых контактов как наиболее жизнеспособную стратегию для уменьшения межгрупповых конфликтов, а не попытки сохранить группы разделенными для снижения рисков этнических конфликтов.
Хотя наше исследование привлекло внимание к социально-психологическим, массовым основам этнического конфликта, это не означает, что политика элитного уровня не играет важной роли. Действительно, доминирующая этническая группа может подорвать позитивные контакты, поддерживая социальную иерархию с помощью правовых ограничений (таких как запрет на межэтнические браки и ограничения на голосование) и других мер, направленных на сохранение политической и экономической изоляции. Эти стратегии могут подорвать возникновение позитивных контактов и межгрупповую динамику, ведущую к межэтническим бракам.