Межличностные и межгрупповые конфликты – Межгрупповой конфликт — причины, виды, примеры, разрешение

Межгрупповой конфликт – виды, примеры, причины, разрешение

Конфликты известны всем людям, которые точно хотя бы раз в своей жизни сталкивались с неприятием их точки зрения или они сами были не согласны с чьей-то позицией. Однако конфликты возникают не только на уровне между отдельными индивидами, но и между коллективами, группами, организациями, даже целыми странами. Это позволяет выделить виды межгрупповых конфликтов, причины их возникновения и способы разрешения. Примеры межгрупповых конфликтов порой становятся историей человечества.

Самым ярким примером межгруппового конфликта становятся войны. Все люди изучали в школе историю, которая рассказывает о том, как часто люди воевали с целью завоевать земли, отобрать богатства и прочее имущество, заполучить женщин и по другим причинам. На сегодняшний день войны на физическом уровне не ведутся, однако они обретают другую форму, например, информационную.

Информационной войной называется внедрение в массы людей информации, которая не будет подвергаться сомнению и критике, при этом она сделает их более слабыми, инфантильными, больными и т. д. Информационная война ведется одной группой людей против других.

Однако при межгрупповых конфликтах речь идет о малых коллективах, например, состоящих из 3-5 человек. Когда позиция одной группы противоречит позиции другой, при этом никто не желает уступать и идти на компромиссы, тогда возникает конфликт.

Не ведите войну, и тогда вас не будет задевать то, что в ней происходит. Довольно часто люди задаются такими вопросами, как:

  • Как не обращать внимания на критику своего начальника?
  • Как не раздражаться из-за того, что муж храпит?
  • Как научиться спокойно реагировать на то, что дети шумят?
  • Как не обижаться на поступки других людей? И т. д.

Человека постоянно что-то раздражает, обижает, гнетет и пр. Почему? Потому что он пытается побороть мир (а точнее, тех людей, с которыми он сосуществует).

Перестаньте вести войну за право быть правыми, и тогда вас уже не будет волновать, насколько верно ведут себя другие люди. Они могут вас критиковать, плохие мысли о вас думать, шуметь, бегать, прыгать перед вами. Но вам все равно.  Вы не ведете с ними войну. Вы не стараетесь их каким-либо образом изменить. Вы позволяете им делать все, что они захотят (до тех пор, пока они не залазят на вашу личную территорию). Именно такая позиция позволяет вам не раздражаться, не обижаться и не беспокоиться по любому поводу.

Перестаньте вести войну за право быть правыми. Многие люди ведут подобную войну. Они постоянно кому-то что-то доказывают, поучают, читают нравоучения. Естественно, в ответ они слышат оскорбления, нравоучения и слово «отстань», что обижает и еще больше злит. Пока человек пытается на кого-то воздействовать, он естественным образом получает отпор. А как иначе? Вы ведь тоже даете отпор всем, кто лезет на вашу личную территорию (каким человеком вам быть, как жить, как себя вести и пр.). Вы сами себе выдаете указания, как и другие люди вправе слушаться только самих себя. Поэтому перестаньте вести войну, кого-либо пытаться изменить, наставить на «путь истинный». Это не ваше дело. Когда вам дают отпор, вы естественным образом раздражаетесь.

Обижает и волнует только то, за что вы боритесь. Если вы не ведете войну, то вам все равно, в каком углу лежат носки и как шумно играются дети. Вы просто на это все не обращаете внимания. Вы можете выразить свое желание, но не настаивать на нем. другие люди вправе слушаться только себя, как и вы вправе подчиняться только сами себе.

Что такое межгрупповой конфликт?

Межгрупповым конфликтом сайт психологической помощи psymedcare.ru называет противоборство интересов, взглядов, принципов и даже правил двух и более групп, которые не согласуются между собой. Здесь нет личного и индивидуального, здесь идет речь о противостоянии целой группы против другого коллектива.

Вестись спор может на различных уровнях:

  1. За право обладания ограниченными ресурсами.
  2. За право владеть какими-то благами.
  3. За право влиять на жизнь другого коллектива.
  4. За право считаться главными в какой-либо деятельности.

Яркими конфликтами на уровне группы называются споры между неформальными группировками, которые пытаются владеть определенной территорией или настаивают на своем видении мира.

Конфронтации известны всем людям. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с недовольством или противоположной позицией другого индивида. Можно сказать, что конфликт – это нежелание принимать чужую точку зрения и настаивание на своей позиции. Таким образом, конфликты бывают:

  • Межличностными – когда конфликтуют два и более человек между собой.
  • Межгрупповыми – когда конфликт затрагивает интересы целой группы. Причем конфликт на данном уровне может происходить между коллективами, между одним человеком и целым коллективом.

Когда происходит межгрупповой конфликт, здесь отсутствует личностное. Спор ведется на уровне интересов целой группы, где каждый человек отстаивает позицию своей команды, а не самого себя. Однако чтобы стать частью группы, человеку приходится смиряться или соглашаться с правилами и позицией коллектива. В противном случае ему нет необходимости вливаться в коллектив. Вот почему человек из группы может яростно отстаивать позицию своего коллектива, поскольку он полностью с ней согласен (нередко победа целой группы дает определенные успехи каждому ее участнику).

Выделяют такие виды межгруппового конфликта:

  1. Групповое сравнение, когда коллектив ставит себя выше другой группы.
  2. Деиндивидуализация взаимного восприятия, когда отношение группы к другому коллективу выстраивается по принципу «мы – они».
  3. Групповая атрибуция.

На каком уровне происходит конфликт?

  1. Между руководителем и подчиненными.
  2. Между неформальными группами.
  3. Между администрацией и профсоюзными организациями.
  4. Между микрогруппами одной большой организации.
  5. Между разными организациями.

Межгрупповые конфликты обретают следующие формы:

  • Соперничество – когда коллективы соревнуются между собой за получение трофея и звание лучших.
  • Столкновение – нанесение друг другу вреда.
  • Избегание – уход одной группы от столкновения с другой.
  • Уклонение – когда одна или обе группы избегают столкновения.
  • Господство – когда у одной группы есть больше возможностей или преимуществ, из-за чего она доминирует над другой.
  • Ассимиляция – усвоение одной группой уклада, правил, законов другой.
  • Аккомодация – когда одна группа привыкает и приспосабливается к постоянному давлению другой.
перейти наверх

Причины межгрупповых конфликтов

Межгрупповые конфликты могут возникать по различным причинам. Существуют организации, которые зависят от деятельности друг друга, поэтому они будут постоянно вмешиваться и контролировать процессы, которые ими не осуществляются, однако влияют на их деятельность. Если организации существуют рядом, но ни коим образом не влияют друг на друга, то между ними конфликты будут минимальными.

Спор может возникать по причине вознаграждения одной группы, в то время как другая тоже принимала участие в процессе достижения успеха. Если происходит неравноправное вознаграждение, тогда «ущемленные» будут воевать.

Ограниченность ресурсов практически всегда была причиной конфликтов между группами людей. Каждый коллектив отстаивает свою необходимость получения конкретных ресурсов, что предполагает ущемление интересов других групп.

Поскольку организации состоят из людей, то некоторые коллективы могут становиться конфликтными по причине того, что они слишком завышают собственную значимость и пользу окружающим.

Разность статусов групп также может стать причиной конфликта. Обычно низшие по статусу группы считают себя ущемленными, а высшие – возвышенными и не нуждающимися в других.

Когда человек начинает работать, он перестает конфликтовать. Но если между подчиненными возникают конфликты – значит, они плохо загружены работой.  У человека не остается времени на конфликты, когда у него есть работа. Пока человек работает, он полностью погружен в то, чем занимается. Но совсем по-другому разворачиваются события, когда человек не имеет работы, скучает. От ничегонеделания он начинает искать себе работу, которая выражается в склоках, сплетнях и конфликтах на рабочем месте. Это следует понимать каждому руководителю, который желает, чтобы атмосфера на рабочем месте была трудовой, а не конфликтной.

Загрузите своих подчиненных работой, за которую они и получают деньги. Это избавит вас от ненужных скандалов между сотрудниками. От того, что людям свойственно скучать на рабочем месте, когда нет работы, они начинают создавать себе дополнительные хлопоты. Если не вы дадите им работу, тогда они ее сами себе придумают. И поскольку люди идут по самому легкому пути, то не требующее усилий занятие – это конфликты. Становится сразу интересным кого-то обсудить, за кем-то проследить, кого-то в чем-то обвинить.

Люди без работы всегда найдут, чем себя занять. И одно дело, когда такие ситуации происходят у подчиненных дома. Но когда речь идет о работе, то конфликтные ситуации только вредят рабочему процессу.

перейти наверх

Разрешение межгрупповых конфликтов

Конфликты естественны между людьми и группами. Однако важным здесь остается их разрешение. Если коллектив видит наличие конфликта с другими организациями, тогда он должен приложить силы по устранению спора. И поможет в этом желание сотрудничать.

Поскольку организации нередко борются за одно и то же либо находятся в непосредственной зависимости друг от друга, им следует помнить о том, что сохранность деятельности оппонентов позволит продолжать существовать им лично. Таким образом, нужно сотрудничать – это учитывать мнение оппонентов, заботиться об их интересах, не отказываясь при этом от своей позиции.

Все люди на собственном опыте знают, что такое ссоры. Но очень мало людей умеет вести эти самые споры. Зачастую люди используют крик, брань, оскорбления в адрес оппонентов. Нередкими являются случаи, когда люди, решая спор, учитывают лишь одно мнение, полностью отвергая второе. Также ссоры нередко заканчиваются обидами и разлукой с любимыми. Все это заставляет людей отрицательно относиться к спорам, хотя они просто являются частью любых отношений, где встречаются два человека и даже целые группы. Ведь, по сути, конфликт – это столкновение двух точек зрения, которые в чем-то противоречат друг другу. И лишь тот, кто умеет правильно вести спор, спокойно относится к очередной ситуации, когда его мнение находит свое опровержение во мнении другого человека.

Ссоры и споры – это неотъемлемая часть жизни любой группы. Поэтому следует научиться общаться друг с другом в подобных ситуациях, чтобы тратить время не на доказывание своей правоты, а не нахождение компромиссного решения.

Первое, что требуется от групп, — это желание слушать. В спорных ситуациях люди грешат тем, что не слышат никого, кроме самих себя. Именно это приводит к еще большему запалу конфликтной ситуации, потому что участники переходят на крик, чтобы их наконец-то услышали. Следует научиться понимать не только свои желания, но и слышать мнение своего собеседника.

Второе – общение на уровне «Мы-предложений». Другими словами, вы говорите все, что касается вас, а не ваших оппонентов. Выстраивайте свои предложения таким образом, чтобы ваши собеседники слышали о ваших желаниях и чувствах, которые вас переполняют. Например, «Мы чувствуем себя раздраженно, когда вы не предупреждаете нас об изменениях» или «Мы испытываем усталость, когда вы на нас кричите». Говорите о себе, а не о недостатках своего оппонента. Именно то, что вы пытаетесь указать оппонентам на их ошибки, заставляет их занимать оборонительную позицию и не слушать вас. Поэтому не ищите недостатков в других, просто расскажите о себе и своих чувствах, которые вас одолевают в тех или иных ситуациях.

Третье – доброжелательный и спокойный тон. Криком проблему не решить. Повышенный тон лишь заставляет оппонентов повысить свою громкость речи. А это снова приводит к тому, что вы слышите только себя и не слышите собеседников. Поэтому старайтесь вести любые споры доброжелательным и спокойным тоном. Даже если ваши оппоненты переходят на крик, не позволяйте себе кричать. Говорите спокойно и уважительно, потому что вы преследуете лишь одну цель…

Ваша цель любого спора и конфликтной ситуации — найти решение. Не делайте из ссоры перебранку, где каждый может покричать и пообвинять друг друга. Преследуйте цель — найти компромиссное решение, которое будет устраивать обоих. А для этого нужно соблюсти все три вышеописанных правила – слушать и говорить только о своих желаниях и чувствах спокойным и доброжелательным тоном. Тогда любые споры, которые неизбежны во взаимоотношениях между людьми, будут проходить быстро, без лишних нервов и в дружеской форме без каких-либо потерь.

перейти наверх

Итог

Межгрупповые конфликты решать намного сложнее, чем личностные, поскольку на примирение и решение спора должны быть согласны все участники группы. Если кто-то не желает мириться и уступать, тогда он будет саботировать деятельность остальных участников, а это не позволит в дальнейшем наладить контакты с противоборствующей стороной.

 

psymedcare.ru

Межличностные и межгрупповые конфликты в школе

Если говорить о школьных конфликтах, то можно говорить о конфликтах в группе детей (они могут быть межличностными и межгрупповыми), и конфликтах в педагогическом коллективе.

Понятие «конфликт» тесно связано с понятием «совместимость». Совместимость является двухполюсным феноменом: степень ее меняется от полной совместимости членов группы до полной их несовместимости. Позитивный полюс обнаруживается в согласии, во взаимной удовлетворенности, негативный полюс чаще проявляется как конфликт. Согласие или конфликт могут быть не только следствием совместимости или несовместимости, но и их причиной: ситуационные проявления согласия способствуют повышению совместимости, возникновение же конфликтов — ее снижению. Конфликт представляет собой, прежде всего такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающим в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом.

Межличностный конфликт наиболее ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении. Если же при этом общение имеет место, то оно носит часто деструктивный характер, способствует дальнейшему разобщению людей, усилению их несовместимости. Но единичный, не повторяющийся конфликт свидетельствует лишь о ситуативной несовместимости индивидов. Такого рода конфликты, получающие позитивное разрешение, могут привести к повышению совместимости в группе.

Наиболее веским и типичным основанием конфликта служит нарушение одним из членов группы установленных норм трудового сотрудничества и общения. Поэтому чем яснее нормы сотрудничества (зафиксированные в официальных документах, в требованиях руководителей, в общественном мнении, обычаях и традициях), тем меньше условия для возникновения споров и конфликтов среди участников общей деятельности. При отсутствии четких норм такая деятельность становится неизбежно конфликтогенной. В целом повышение степени общности деятельности и усложнение взаимодействия ее участников ведут к усилению требований к уровню их совместимости. Когда взаимодействие становится очень сложным, видимо, возрастает вероятность возникновения неувязок и недоразумений. Последние могут быть исключены лишь при высокой степени совместимости членов группы. Но общая деятельность обладает свойством формировать и противоконфликтные механизмы: она способствует выработке единых норм и требований, умения согласовывать свои действия с действиями других. Видимо, при усложнении общей деятельности нередко наблюдается лишь временное повышение, степени повышения конфликтности членов группы. Отсюда следует, что конфликтность в определенных случаях может выступать как показатель процесса позитивного развития группы, становления единого группового мнения, единых требований в открытой борьбе.

В зависимости от сферы проявления психологические особенности работников, оказывающие воздействие на их конфликтность, можно разделить на функциональные и нравственно-коммуникативные. Первые из них отражают требования в профессиональной деятельности, вторые — в межличностном общении.

Нравственно-коммуникативные факторы должны оказывать наибольшее влияние на конфликтность на внутригрупповом уровне:

Педагоги работают относительно независимо друг от друга и в то же время тесно между собой связаны в плане межличностного общения. Что касается функциональных факторов, то они, видимо, играют решающую роль в возникновении конфликтов между руководителями и подчиненными.

Что касается конфликтов в учебных группах, то важно помнить, что конфликты являются неотъемлемой частью механизма групповой саморегуляции. Целенаправленное педагогическое воздействие на учащегося или группу учащихся предполагает, в том числе и активное использование противоречий, которые активизируют процессы индивидуальной и групповой саморегуляции. Тут возможны два подхода к управлению противоречиями в учебном классе со стороны учителя. Первый, традиционный аспект управления противоречиями связан с их профилактикой и преодолением. Так, например, необходимо помогать детям преодолевать противоречия в кризисный период их развития. В социальной психологии актуальной является задача, связанная с профилактикой и разрешением деструктивных межличностных конфликтов, которые не способствуют прогрессивному изменению группы. Второй аспект управления конфликтами состоит, наоборот, в инициировании или обострении имеющихся противоречий в целях определенного направления и содержания развития личности или малой группы.

studfiles.net

Понятие, виды и структура межличностных и межгрупповых конфликтов


ТОП 10:

 

На многих языках слово «конфликт» пишется и произносится при­мерно одинаково, однако в него, причем даже в психологической ли­тературе, нередко вкладывается разное содержание. При наличии не­которого общего, скорее интуитивного, чем научного, представления о том, что такое конфликт, определения данного понятия у разных ав­торов имеют свою специфику.

Общим содержанием, вкладываемым большинством ученых и прак­тиков в понятие «конфликт», является представление о существова­нии некоторого несоответствия, противоречия, столкновения, проти­востояния или борьбы между тем (или теми), что (или кто) находится в состоянии конфликта. Толкование конфликта может выступать или как индивидуально своеобразное, узкое, или же, напротив, как расши­ренное.

В узком его определении конфликт — это острое, осознаваемое, трудноразрешимое или неразрешимое противоречие между интереса­ми, оценками, действиями, поступками и т. п. В широкой трактовке конфликт — любое несоответствие или расхождение между чем-либо или кем-либо. Конфликты в их узком понимании возникают и суще­ствуют только между людьми, в то время как конфликты в их расши­ренной трактовке могут существовать как между людьми, так и между животными, вещами, явлениями и т. п.

В человеческих взаимоотношениях конфликты возникают постоян­но и могут касаться множества самых различных вопросов, большин­ство которых вообще не находятся в компетенции психолога, который ни предупреждать, ни разрешать подобного рода конфликты при по­мощи своих рекомендаций и методов зачастую не в состоянии. Кон­фликты могут затрагивать социальные, юридические, военные, эконо­мические и многие другие вопросы жизни как отдельных людей, так и социальных групп: больших, средних и малых.

Поэтому изучением конфликтов занимаются представители мно­гих областей знаний, причем конфликтологическая проблематика яв­ляется настолько важной, что с недавнего времени она оформилась в специальную междисциплинарную область научных знаний, кото­рая называется конфликтологией. В ней представлены и обсуждаются многие проблемы, причины, разновидности и способы предупрежде­ния и разрешения конфликтов, а ключевую роль в данной области зна­ний традиционно играют две науки: социология и социальная психоло­гия. Однако даже в этих двух, близких друг к другу по происхождению и проблематике областях знаний конфликты представляются и рас­сматриваются под разными углами зрения. Еще в большей степени это характерно для других наук, входящих в состав конфликтологии.

Поэтому, несмотря на существование такой междисциплинарной науки, она по своему содержанию больше напоминает сборник работ «под одним переплетом», чем действительно интегрированную науку. Это дает основание каждой из отдельных наук, вносящих свой вклад в конфликтологию, в том числе социальной психологии, ставить, об­суждать и решать проблему конфликтов отдельно от того, как она рас­сматривается в других областях научных знаний.

Раздел, посвященный конфликтам, существует не только в соци­альной, но и в других областях психологии. Так, например, проблема конфликтов рассматривается в общей, детской и возрастной психоло­гии (конфликты, характерные для детей и взрослых людей разного возраста, например конфликты, сопровождающие возрастные кризи­сы), в психологии личности (конфликты на уровне когнитивной сфе­ры человека или же внутриличностные конфликты).

Специфика рассмотрения конфликтов в социальной психологии за­ключается в следующем. Здесь представлены и обсуждаются конф­ликты между людьми на межличностном и межгрупповом уровнях, а также конфликты между индивидом и группой. В первом случае име­ются в виду конфликты, возникающие или между отдельными людь­ми, или внутри отдельных социальных групп между их участниками. Во втором случае речь идет о конфликтах, существующих между от­дельными малыми, средними или большими социальными группами. В третьем случае имеются в виду конфликты, возникающие между отдельными людьми и большинством или всеми остальными в различ­ных социальных группах. Первая разновидность конфликтов являет­ся предметом исследования преимущественно в психологии, вторая — в социологии, третья в одинаковой степени интересует как психоло­гов, так и социологов. Предметом главного внимания социальной пси­хологии является межличностный конфликт.

Межличностный конфликт определяется как конфликт, существу­ющий между двумя или более людьми (личностями). Межгрупповой конфликт, соответственно, — это конфликт, возникший между соци­альными группами. На индивидуальном уровне он также может суще­ствовать как конфликт между личностями, но в этом случае каждый из его участников представляет не столько себя, сколько свою соци­альную группу. Как личности эти люди могут не находиться друг с дру­гом в прямых конфликтных отношениях, однако между ними как пред­ставителями соответствующих социальных групп конфликт все же существует. К примеру, люди в странах, воюющих друг с другом, мо­гут лично между собой не враждовать и даже находиться в дружеских отношениях, но в том случае, если они представляют в данном кон­фликте свои страны, признается, что конфликт между ними как пред­ставителями этих стран есть.

Конфликты между личностями и группами могут быть разными. Например, индивид в конфликте может противостоять всей группе в целом. Против него может выступать какая-то часть объединивших­ся друг с другом членов группы. Наконец, он как представитель дан­ной группы может оказаться в конфликте с представителями другой социальной группы.

Конфликт называют межличностным, если оба его участника — это отдельные люди. Конфликт носит название межгруппового, если он возник между группами людей. Если одна из сторон конфликта являет­ся группой, а другую представляет индивид, то такой конфликт обо­значается как личностно-групповой. В том случае, если в данную кон­фликтную ситуацию вовлечены только отдельные люди, конфликт называют персональным. Когда же конфликт охватывает группу в це­лом, он обозначается как групповой.

Разновидностью межличностных и одновременно групповых кон­фликтов являются ролевые конфликты, то есть конфликты между людьми, основанные на том, что они берут на себя и исполняют соци­альные роли, противоречащие или несовместимые с теми социальны­ми ролями, которые на себя берут другие, вступающие с ними в обще­ние люди. Известным примером такого рода конфликтов являются те, которые выделены и описаны Э. Берном. Это межличностные кон­фликты, связанные с социально-психологической несовместимостью ролей родителя, ребенка и взрослого.

Межличностные и межгрупповые конфликты не являются едино­образными, и, как все другие конфликты, их можно классифициро­вать, выбирая различные основания для их разделения на группы. Та­ким основаниями, в частности, могут быть:

1)предмет конфликта;

2)число участников конфликта;

3)позиции участников в конфликте;

4)острота конфликта;

5)последствия конфликта.

Предмет конфликта — это то, в отношении чего он возник, напри­мер вопрос или проблема, понимание причин и подходы к решению которой у участников конфликта оказались разными, несовместимыми. Сами предметы конфликтов также можно делить на группы, но практически построить такую классификацию затруднительно, так как конфликтов множество и почти в каждом случае они являются свое­образными по своему предмету.

По числу участников конфликты могут быть частными (конфликт, возникший между одной парой людей), множественными (конфликт, в который вовлечены несколько пар людей) и групповыми (кон­фликт, сторонами которого выступают целые группы людей). В по­следнем случае это могут быть микрогруппы (2-4 человека), малые группы (от 4-5 до 20-30 человек), средние группы (организации, включающие в себя десятки малых групп) и большие социальные группы (в этом случае конфликт носит название социального).

По позициям, занимаемым в конфликте его участниками, конфлик­ты можно характеризовать как неопределенные, определенные и не­примиримые.

Неопределенный конфликт характеризуется тем, что люди, нахо­дясь в состоянии конфликта друг с другом, не очень хорошо осознают, почему данный конфликт возник, в чем заключаются противоречия между ними. Люди, кроме того, колеблются, сомневаются в своей пра­воте и в любой момент времени готовы пойти на компромисс, изменить свое мнение по вопросу, который стал предметом конфликта между ними.

Определенным можно назвать конфликт, в котором позиции его сто­рон четко определены, и они готовы их отстаивать, однако делают это корректно, цивилизованно, избегая прямых столкновений друг с другом. Конфликтующие стороны в этом случае убеждены в правильности свое­го мнения, но готовы к тому, чтобы выслушать противоположную сторо­ну, понять ее, а также терпеливо и настойчиво объяснить свое мнение.

Непримиримым называется конфликт, в котором стороны не гото­вы и не желают друг другу уступать. Более того, у них даже нет жела­ния выслушать и понять друг друга. Каждая из сторон в этом случае абсолютно убеждена в том, что она права, а противоположная сторона не права, а также в том, что противоположная сторона сознательно и целенаправленно препятствует ей в достижении поставленных це­лей, категорически не желает изменять свою позицию. Каждый из участ­ников такого конфликта размышляет примерно так: «Что бы мне ни говорили, я останусь при своем мнении и ни при каких условиях его не изменю». Если два первых типа конфликта — неопределенный и опре­деленный — являются, в принципе, разрешимыми, то последний кон­фликт выступает как неразрешимый.

По своей остроте межличностные и межгрупповые конфликты мо­гут быть слабыми, умеренными и сильными (острыми).

Слабо выраженный конфликт проявляется в том, что его участники понимают, что между ними имеются противоречия по некоторым во­просам. Признавая это, они, однако, продолжают находиться друг с другом в нормальных личных и деловых взаимоотношениях.

Умеренным называют конфликт, который мешает людям нормально общаться и взаимодействовать друг с другом. Хотя они могут сохранять между собой определенные деловые взаимоотношения, однако хорошие личные взаимоотношения между ними из-за возникшего конфликта уже не складываются. Данный конфликт тем не менее еще не проявля­ется в острых столкновениях людей друг с другом: они терпимо отно­сятся к такой ситуации и как-то стараются адаптироваться друг к другу.

Острым называется конфликт, который уже не позволяет людям устанавливать между собой какие-либо нормальные отношения, дело­вые или личные. Участники такого конфликта ни физически, ни психо­логически не могут выносить друг друга, испытывают по отношению друг к другу явно выраженную неприязнь, демонстрируют неприкры­тую враждебность. Поэтому между ними в любой ситуации возникает и обостряется конфликт, приводя к прямым столкновениям друг с дру­гом, к проявлениям открытой агрессии в отношении противной стороны.

По своим последствиям конфликты могут быть без последствий, с серьезными негативными последствиями и катастрофическими.

Конфликт без последствий — это такой конфликт, который быстро и успешно преодолевается людьми, не ухудшая их деловых или лич­ных взаимоотношений, не приводя к неприятным для его участников последствиям.

Конфликт с негативными последствиями — это такой конфликт, ко­торый до конца не преодолевается или же приводит к каким-либо не­приятным для его участников последствиям. Однако эти последствия, в принципе, могут быть устранимыми.

Катастрофическим называют конфликт, который для одной или обеих его сторон оборачивается своеобразной «психологической ка­тастрофой» с неустранимыми и крайне неприятными последствиями. Эти последствия, как правило, бывают такими, что участники кон­фликта в конечном счете начинают сожалеть о том, что пошли на кон­фликт друг с другом.

По своим результатам конфликты можно разделить на конструктив­ные и деструктивные. Конструктивные — это конфликты, разрешение которых улучшает реальное положение дел в той области, в которой данный конфликт возник. Деструктивными можно назвать конфлик­ты, которые, напротив, ухудшают положение дел даже в том случае, если они успешно разрешаются.

Один из основателей психологической конфликтологии К. Левин выделил три основных типа конфликтов, которые характеризуют как личность, так и межличностные отношения людей. Он назвал эти кон­фликты следующим образом.

1. Конфликт типа «приближение приближение». Он характери­зуется тем, что человек стремится к достижению сразу двух целей, которые оказываются несовместимыми друг с другом. Например, человек решает проблему выбора партнера по браку — одного из двух одинаково привлекательных для него людей.

2. Конфликт типа «удаление — удаление». Он отличается необхо­димостью совершения выбора между двумя в одинаковой степе­ни непривлекательными людьми. Например, человек стоит перед выбором партнера по делу, причем оба его потенциальных ком­паньона нежелательны для него, а другого выбора у него нет. Тогда человек соглашается на работу с одним из двух непривлекатель­ных для него партнеров. Суть самого конфликта заключается в том, что сделать такой выбор нелегко.

3. Конфликт «приближение удаление». Он характеризуется тем, что один и тот же человек может оказаться для индивида как привлекательным (обладать положительными чертами), так и не­привлекательным (обладать отрицательными или отталкиваю­щими чертами).

Структура конфликта — это, с одной стороны, участвующие в нем люди, а с другой стороны — предмет их спора (разногласий, конфлик­та). Стороны, участвующие в конфликте, могут играть в нем главную или второстепенную роль. Основные участники конфликта — это те люди, между которыми он возник и существует. Второстепенные, или дополнительные, участники конфликта — это люди или социальные группы, которые соответствующий конфликт поддерживают (соучаст­ники или провокаторы конфликта) или стремятся уладить (посред­ники, арбитры).

Иногда в состав участников конфликта включают тех, кто в нем не­посредственного или прямого участия не принимает, но на ком дан­ный конфликт вольно или невольно сказывается. Таких людей или такие социальные группы принято называть вовлеченными в конф­ликтную ситуацию. Сами они активной роли в конфликте не играют, не выступают в качестве его непосредственных участников, первопри­чины, не являются ни провокаторами, ни примирителями в конфлик­те, но на них, на их благополучии возникший конфликт так или иначе отражается.

В структуру конфликта входит вопрос (проблема, предмет), от­носительно которого конфликт возник, а также позиции, занимае­мые сторонами конфликта в перспективе его разрешения. Если воз­никший конфликт имеет решение, то в его структуру также можно включать возможные варианты решения, известные или неизвест­ные конфликтующим сторонам, приемлемые или неприемлемые для них.

Конфликты между людьми возникают в конкретной социальной ситуации. Поэтому ее характеристику, а также восприятие данной си­туации конфликтующими сторонами тоже обычно включают в струк­туру конфликта. Вступая в конфликт друг с другом или занимаясь поиском его решения, конфликтующие стороны руководствуются опре­деленными соображениями — мотивами. В связи с этим характерные для них мотивы поведения в конфликтной ситуации можно также от­носить к структуре конфликта.

Конфликт — это динамическое явление. Оказавшись участниками конфликта, его стороны предпринимают определенные действия. Эти действия, если они четко идентифицируются и описываются, являются составляющими элементами конфликта или входят в состав его струк­турных компонентов.

 




infopedia.su

Межличностный конфликт

Это столкновение между отдельными инди­видами в процессе их социального и психо­логического взаимодействия. Конфликты это­го типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной девуш­ки; противоречие между руководителем и подчиненным из-за раз­мера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различных сферах об­щественной жизни: бытовой, экономической, политической ит.д. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, времен­ными и постоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что Иван Иванович и Иван Никифорович не сошлись характерами, не мо­гут уступить друг другу в мелочах.

Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологи­ческие и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

Конфликт между личностью и группой

Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую сис­тему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавля­ются еще н причины, обусловленные групповой организацией.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и группо­вой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Межгрупповой конфликт

Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Малая социальная группа это совокупность людей, находя­щихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малой группы может ва­рьироваться от нескольких человек до нескольких десятков лю­дей. Такие группы могут быть формальными (официальными), име­ющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию долж­ностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или по­стоянными, открытыми или закрытыми.

Средние социальные группы это например, коллектив пред­приятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Ти­пичная средняя группа — относительно самостоятельная органи­зация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы, как пра­вило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы уп­равления.

К большим социальным группам относятся такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения. Такие группы конституиру­ются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).

Следует отметить, что именно конфликт между большими со­циальными группами некоторые исследователи называют соци­альным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфлик­тов, а также конфликтов между малыми группами.

Такого взгляда, в частности, придерживался К. Маркс и его последователи, называя социальным конфликтом противоборство между общественными классами. Такого же взгляда придержива­ются и некоторые современные авторы, утверждающие, напри­мер, что

национальные, расовые, этнические или социальные классовые отношения в сумме составляют сущность соци­ального конфликта, поскольку конфликт становится «соци­альным», когда в него включаются отношения между боль­шими социальными группами или «категориями», а не меж­ду индивидами или малыми группами1.

Как отмечалось, сегодня в понятие «социальный конфликт» в отечественной литературе в большинстве случаев включаются все конфликты, происходящие в обществе.

Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые раз­ные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения. Так, на уров­не малых групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп. Она выражается в формировании чувства причастности к труппе, отождествлении себя с другими ее членами, создании ка­чества «мы», в отличие от «они» или «не-мы». «Мы» — это свои, наши, «они» — это другие, отличающиеся от «нас». Таким обра­зом, социальная идентификация своей оборотной стороной имеет социальную дифференциацию, которая содержит в себе возмож­ность возникновения межгруппового конфликта. При этом осно­вания социальной идентификации могут быть самые разные: эко­номические, социокультурные, расовые и т. д.

На уровне больших социальных групп причины конфликтов отличаются большей масштабностью и глубиной. Так, при воз­никновении этнических конфликтов важную роль часто играют территориальные притязания одного из этносов. В основе поли­тических конфликтов лежит борьба за власть, за политическое господство в обществе.

1The Context of Social Psychology // Ed. by J. Israel, H. Tajfel. – London, 1972. P.6.

Как показывает мировая статистика, сегодня в мире конфлик­ты носят в основном межгрупповой характер. Речь идет о тех груп­пах, которые различаются главным образом по этническим, расовым, религиозным или культурным признакам. Чаще всего конф­ликты происходят тогда, когда этническим группам отказывается в удовлетворении их самых элементарных этических потребнос­тей. При этом одна из наиболее деликатных проблем — проблема национальных меньшинств, затрагивающая вопросы их статуса, культурной самобытности, возможности самовыражения. Следует также сказать, что сами конфликты между группами населения стали более смертоносными, интенсивными и устойчивыми во всем мире» что приводит к все возрастающим жертвам среди граж­данского населения.

studfiles.net

Причины межличностных и межгрупповых конфликтов


ТОП 10:

 

Межличностные и межгрупповые конфликты могут возникать по раз­ным причинам. Даже если конфликт как социально-психологическое явление рассматривается в рамках единой концепции, выделяются и описываются, как правило, множество его причин. Это тем более ха­рактерно для случаев, когда причины межличностных или межгруп­повых конфликтов рассматриваются с позиций различных социаль­но-психологических теорий. В связи с этим, отвечая на вопрос о том, что может стать причиной конфликта, мы вначале назовем эти причи­ны в том их виде, как они представлены в русле различных социально-психологических концепций, а затем коснемся вопроса о том, какими могут быть причины межличностного или межгруппового конфликта в рамках его единой общетеоретической интерпретации.

В настоящее время в социальной психологии сложились следую­щие основные направления (парадигмы, подходы) в изучении конф­ликтов: школа групповой динамики, социометрическое направление, бихевиористское направление, гуманистическое направление и когни­тивный подход. В каждом из них, ставя и обсуждая вопрос об основах и главных причинах межличностных и межгрупповых конфликтов, ученые акцентируют внимание на разных вещах.

В школе групповой динамики, которая представляет в основном процессы, происходящие в малой группе, и выделяет в ней множе­ство параметров: композицию, каналы коммуникаций, лидерство, рас­пределение ролей, групповые нормы, межличностные отношения, — считается, что конфликты могут возникать как противоречия между членами группы. Например, неоднородность (гетерогенность) ее ком­позиции может стать первопричиной конфликта. Ограниченность ка­налов коммуникаций или их несоответствие интересам и потребнос­тям членов группы также могут явиться основанием для группового конфликта.

Авторитарное лидерство, неприемлемое для демократически на­строенных членов группы, может привести к конфликту между лиде­ром и группой. Если в одной и той же группе наметится несколько лидеров, то соответственно может возникнуть конфликт между ними, который далее может перерасти во внутригрупповой конфликт. Оче­видно, что групповой конфликт может возникнуть и в системе распре­деления ролей между членами группы, например в том случае, если роль, закрепленная за тем или иным участником группы, его почему-то не устаивает или если на одну и ту же привлекательную роль в груп­пе претендуют сразу несколько человек.

Участники группы в своем поведении в группе могут придержи­ваться различных, несовместимых норм, и это также может стать при­чиной возникновения конфликта между ними. Наконец, несовмести­мые отношения — это достаточно хорошо известная причина самых разнообразных внутригрупповых и межличностных конфликтов, при­чем они могут касаться практически всех видов отношений, существу­ющих между людьми: личных и деловых, официальных и неофици­альных, координационных и субординационных.

Социометрическое направление в изучении конфликтов акценти­рует внимание на личных взаимоотношениях типа симпатий или ан­типатий, и соответственно сторонники этого направления именно в таких взаимоотношениях усматривают первопричину межличност­ных конфликтов. Основатель данного направления Я. Морено пола­гал, что симпатии или антипатии между людьми определяются тем, в какой степени они являются источниками особой, положительной межличностной энергии «теле»: те, кто является обладателем или мощ­ным источником этой энергии, вызывают к себе симпатии со сторо­ны окружающих людей; те, кто ею не располагает, симпатий к себе не вы­зывают. С точки зрения этой достаточно спорной концепции Морено (нет серьезных научных доказательств реального существования подоб­ной жизненной энергии), люди, имеющие большой запас такой энер­гии, в конфликты не вступают, а те, кто испытывает ее дефицит, напро­тив, являются потенциально конфликтными людьми.

В свою очередь, следующие сочетания симпатий или антипатий между людьми или социальными группами могут стать причинами разнообразных, в том числе конфликтных отношений между ними.

Соотношения, порождающие неконфликтные отношения:

• симпатии — симпатии;

• симпатии — безразличие;

• безразличие — безразличие.

Потенциально или реально конфликтные соотношения:

• антипатии — безразличие;

• антипатии — антипатии.

В русле бихевиористского направления конфликты, по сложившей­ся в этом направлении исследовательской и методологической тради­ции, могут иметь только поведенческую основу и проявляться в не­совместимости действий или поступков индивидов или социальных групп. На трактовку межличностных и межгрупповых конфликтов здесь автоматически распространяется все, что касается противоречий или несовместимости действий (поведенческих реакций) людей в од­ной и той же социальной ситуации. Через действия, поступки и реак­ции участников конфликта дается соответственно и классификация конфликтов. Она выглядит следующим образом.

1. Конфликт типа «действие — бездействие». Он характеризуется тем, что для достижения цели индивидам или группам необходи­мы совместные скоординированные действия. Одна из сторон та­кие действия на самом деле предпринимает, в то время как дру­гая бездействует и не предпринимает ничего.

2. Конфликт типа «бездействие бездействие»: Он отличается тем, что обе стороны конфликта согласны с тем, что достичь своей це­ли они смогут только в результате выполнения определенных, хотя бы односторонних, действий. Однако каждая из сторон сама не желает предпринимать такие действия и надеется на то, что их предпримет противоположная сторона. В конечном счете обе сто­роны конфликта бездействуют.

3. Конфликт типа «действие — противодействие». Данная разно­видность конфликта отличается тем, что одна из сторон действу­ет в определенном направлении, а другая ей противодействует, то есть мешает достичь поставленной цели. Такой конфликт яв­ляется наиболее острым и трудноразрешимым на поведенческом уровне.

Гуманистическое направление в социальной психологии предлага­ет следующую классификацию и понимание конфликтов. Это могут быть конфликты между потребностями людей, которые порождают психологическую несовместимость этих людей. Это также могут быть конфликты, касающиеся ценностей и целей жизни в способах удовле­творения одних и тех же потребностей. Если исходить из гуманистичес­кой теории Я-концепции по К. Роджерсу, то основания для конфлик­тов здесь можно обнаружить и в противоречиях, и в несовместимости различных Я-концепций. Если опираться на гуманистическую теорию самоактуализации А. Маслоу, то, согласно этой теории, конфликт про­является на уровне самоактуализации личностей: например, один че­ловек стремится к самоактуализации, а другой препятствует этому (пример — семейный конфликт такого рода между мужем и женой). Гуманистическая концепция В. Франкла допускает существование конфликтов на уровне «смыслов жизни».

Когнитивный подход к пониманию конфликтов проявляется в том, что их причины усматриваются в противоречиях, существующих в ког­нитивной сфере людей. Таких противоречий может быть очень много, например противоречия между знаниями, убеждениями, оценками, отношениями людей и т. п.

Кроме общетеоретических, есть и частнотеоретические, или автор­ские, трактовки конфликтов, которые формально не относятся к извест­ным направлениям в психологии. К примеру, Н. В. Гришина называет следующие авторские концепции конфликтов1.

1. Понимание конфликта как формы проявления агрессии (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура, Л. Берковитц).

2. Трактовка конфликта как реакции на конкуренцию или иную потенциально конфликтную ситуацию (М. Дойч, М. Шериф).

В научной литературе, где обсуждаются возможные причины кон­фликтов, можно встретить точку зрения, согласно которой склонность к конфликтам заложена в глубинных основах личности человека. В связи с этим выделяют так называемых «конфликтогенных» (по­тенциально конфликтных) и «мирных» (потенциально неконфликт­ных) личностей.

Основания для такого понимания первопричин конфликтности заложены и в представлениях о характерах людей, в частности об акцентуациях характеров. К примеру, в двух известных типологиях характеров по К. Леонгарду и А. Личко выделяются устойчивые типы личностей (характеров), склонных и не склонных к конфликтам. Ак­центуированные личности, обозначаемые как «гипертимные», «возбу­димые», «застревающие», «педантичные» и «демонстративные», рас­сматриваются как конфликтогенные, или потенциально конфликтные. Личности же, чьи характеры обозначаются словами «эмотивный», «тревожный» и «сензитивный», — как потенциально неконфликтные.




infopedia.su

Межличностные и межгрупповые конфликты | Distanz.ru – сетевая система обучения

Межличностный конфликт – это столкновение взаимодействующих лиц, вызываемая во время общения, совместной деятельности, различия в темпераменте и характере, расхождение в интеллектуальных, волевых, эмоциональных стремлениях, нравственных предпочтениях. Каковы сферы проявления межличностных конфликтов? Конфликты сегодня рассматриваемые нами должны быть определены как столкновение взаимодействующих лиц Где столкновения эти происходят? Возьмем такие сферы проявления как коллектив, организация, семья, а также общество. Если мы берем с вами коллектив как сферу проявления, то здесь возможно следующие типы конфликтов:

  1. Руководитель-подчиненный

  2. Конфликты между сотрудниками одного ранга

  3. Служебные и не служебные

Здесь нас интересуют причины конфликтов. Это организационно-технические, а именно это распределение ресурсов, не удовлетворительные коммуникации, различия в целях и действиях этих сторон. Психологические или социально-психологические это индивидуально психологические особенности, социально-психологические моменты и явления , влияния, позиция, статус, роль , внутренняя установка. Это такой тип конфликтов как межличностный в коллективе.

 Семья. Это супружеские конфликты, конфликты между родителями и детьми , либо это конфликты между супругами и родственниками. Разберем причины конфликтов в сфере межличностных конфликтов в сфере семья. Это ограничение свободы, активности, действий, проявление девиантного поведения либо одного или нескольких членов семьи(здесь имеется в виду употребление алкоголя, наркомания и т.д.), это может быть связано с противоположностью интересов, сексуальная дисгармония, материальные проблемы, индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи.

Общество, т.е социальные учреждения, общественный транспорт, улица и т.п. Типы конфликтов, которые здесь встречаются :

  1. Гражданин – общество

  2. Гражданин – чиновник

Причины. Не развитость приема граждан в государственные учреждения, в сфере обслуживания, низкий уровень культуры правовой системы, либо психолого-педагогической культуры.

Конфликты межличностные и межгрупповые можно рассматривать как внутренние так и внешние, то что влияет снаружи и то, что влияет внутри. В чем это выражается?

Если мы говорим о внутреннем аспекте, то он предполагает применение технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Если говорим о внешнем то он выражается в аспекте поведения руководителя либо менеджера или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. В процессе управления межличностными конфликтами , важно учитывать причины и факторы, а также учитывать характер межличностных отношений субъектов до конфликта, взаимных симпатий и антипатий. Межличностные конфликты в зависимости от взаимной направленности субъектов Ч1 и Ч2 в межличностных отношениях могут быть взаимно положительные и взаимно отрицательные , односторонне положительно-отрицательные, или односторонне противоречиво положительные , односторонне противоречиво отрицательные и безразличные. Чаще всего это выражается в виде определенной схемы , допустим сплошная линия это положительное отношение, если она штриховая то отрицательное. Если взаимно положительная тогда стрелочки в обе стороны.

Доп.литература по разделу межличностные конфликты: Анцупов, Шипилов, Гришина «Психология конфликтов», Емельянов С.М. « Практикум по конфликтологии» , Кармин «Конфликтология», Сергеев «общая психология»

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите особенности межличностных конфликтов

  2. Перечислите сферы проявления межличностных конфликтов

  3. Назовите типы межличностных конфликтов в организации

  4. Перечислите основные причины межличностных конфликтов в организации

  5. Назовите причины основных конфликтов в обществе

  6. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по прогнозированию межличностных конфликтов и по их предупреждению

  7. Назовите типы межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов в личностных отношениях

Цель занятия: закрепить знания по основным проблемам теории межличностных конфликтов. Параллельно с этим было бы не плохо если бы вы получили навыки самооценки личности и формирование умения анализировать полученные результаты , которые в ходе тестирования, будут иметься и соответственно корректировать свое поведение в межличностных отношениях.

 Воспользуемся методикой Белова, в рамках которой мы составим или определим паспорт холерика , сангвиника , флегматика и меланхолика.

Как это делать? Я вам буду говорить что для кого характерно, а ваша задача отметить плюсиком те проявления, которые вам свойственны, затем по методике Белова мы вычислим соотношение базового темперамента и проведем оценки результата.

Паспорт холерика:

  • вы не усидчивы, вспыльчивы

  • не терпеливы

  • резки и прямолинейны в отношениях с людьми

  • решительны и инициативны

  • некоторые считают вас упрямым

  • вы находчивы в споре

  • работаете рывками

  • склонны к риску

  • не злопамятны и не обидчивы

  • обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью,

  • неуровновешанны и склонны к горячности

  • агрессивный забияка

  • нетерпеливы к недостаткам

  • обладаете выразительной мимикой

  • склонны быстро действовать и принимать решения

  • неустанно стремитесь к новому

  • обладаете резкими , порывистыми движениями

  • настойчивы в достижении поставленной цели

  • склонны к резким сменам настроения

Паспорт сангвиника:

  • не усидчивы

  • не выдержанны

  • вспыльчивы

  • нетерпеливы

  • резки и прямолинейны

  • решительны и инициативны

  • некоторые считают вас упрямым

  • находчивы в споре

  • работаете рывками

  • склонны к риску

  • не злопамятны и не обидчивы

  • быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую

  • тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы

  • общительны и отзывчивы

  • не чувствуете скованности с новыми людьми

  • выносливы и работоспособны

  • громкой, отчетливой речью , которая выражается выразительными жестами и мимикой

  • сохраняете самообладание в неожиданной и даже сложной обстановке

  • обладаете всегда бодрым настроением

  • быстро пробуждаетесь и засыпаете

  • часто не собранны и проявляете поспешность в решениях

  • склонны отвлекаться и некоторые моменты рассматривать поверхностно

Паспорт флегматика:

  • спокойны и хладнокровны

  • последовательны и обстоятельны в делах

  • осторожны и рассудительны

  • Умеете ждать

  • Не любите попусту болтать

  • Обладаете спокойной с расстановкой речью

  • Без резких жестикуляций и мимики

  • Сдержанны и терпеливы

  • Доводите начатое до конца

  • Не растрачиваете попусту свои силы

  • Мало придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе

  • Легко сдерживаете порывы, мало восприимчивы

  • Проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

  • Вы постоянны в своих отношениях и интересах

  • Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое

  • Вы ровно в отношениях со всеми

  • Любите пунктуальность во всем

  • С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

  • Обладаете выдержкой

  • Труженик

Паспорт меланхолика:

  • Застенчивы и стеснительны

  • Теряетесь в новой обстановке

  • Стесняетесь установить контакт с не знакомыми людьми

  • Не верите в свои силы

  • Легко переносите одиночество

  • Чувствуете подавленность и растеренность при не удачах

  • Склонны уходить в себя

  • Быстро утомляетесь

  • Обладаете тихой и слабой речью, которая иногда переходит в шепот

  • Не вольно приспосабливаетесь к характеру собеседника

  • Впечатлительны до слезливости

  • Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию

  • Представляете высокие требования к себе и окружающим

  • Склонны к подозрительности, мнительности

  • Болезненно чувствительно и легко ранимы

  • Скрытны и не общительны, не делитесь своими мыслями с окружающими

  • Малоактивны и робки

  • Безропотно покорны

  • Стремитесь вызывать сочувствие и получать помощь от окружающих

Если мы составим формулу темперамента, в данном случае, то интегральный темперамент лучше посчитать следующим образом. У нас есть общее число плюсов по всем типам темперамента ,. Интегральный темперамент будет равен общее число плюсов в паспорте холерика разделить на общее число плюсов по всем темпераментам * 100%+ общее число плюсов в паспорте сангвиника и т.п. Оценка результатов следующая: если доля какого либо темперамента в результате составляет 40 и выше %, то данный тип темперамента является доминирующим. Если этот показатель от 30-39% то качество выражены достаточно явно. В чем смысл , для чего нам это нужно. Дело в том, что в зависимости от того , какой тип темперамента у вас преобладает , вполне возможно получится результат , когда преобладает не один, а два. Вам необходимо провести здесь самооценку себя , проанализировать полученный результат и соответственно исходя из характеристики типа темперамента . И уже исходя из этого нужно подумать о корректировке своего поведения в межличностных отношениях.

Межгрупповые конфликты – субъектами межгрупповых конфликтов являются малые и большие групповые коллективы, этнические группы и другие сообщества, социальные слои и классы, религиозные организации, партии.

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов:

  • Межгрупповая потребность

  • Объективный конфликт интересов

  • Внутриличностные факторы

Разновидности конфликтов. Трудовые конфликты представляют собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.

Виды трудовых конфликтов :

  • Трудовой коллектив и администрация

  • Трудовой коллектив и профсоюзный комитет

  • Администрация и профсоюзный комитет

  • Трудовой коллектив и руководство отрасли

  • Трудовые коллективы разных организаций

  • Трудовые коллективы и органы управления государства

Причины трудовых конфликтов:

  • Бездействие администрации в улучшении условий труда

  • Бюрократическое отношение администрации к интересам работников

  • Попытки администрации не законно уволить работников

  • Незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства

  • Девальвация ценностей трудовой культуры

  • Снижение трудовых и социальных гарантий работающих

  • Низкая заработная плата, несправедливые расценки

  • Несвоевременная выплата заработной платы

  • Нецелевое расходование руководителями финансовых средств

  • Нарушение договорных обязательств по поставкам, оплате и др.

  • Рост безработицы

  • Обнищание населения, включая наемных работников

 Функции трудовых конфликтов:

  • Вносят распад в социальную интеграцию предприятия

  • Сигнальная функция

  • Инвестиционная, творческая функция

 Специфика межэтнических конфликтов. Межэтнические конфликты представляют собой

Конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов, борьба за контроль над распределением материальных и духовных ресурсов

 Причины межэтнических конфликтов. Для возникновения конфликта необходимо наличие 3 факторов:

  • Первый связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным и завышенным

  • Второй- наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия

  • Третий фактор – наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора

Что конкретно представляют из себя межгрупповые конфликты? Как и любые конфликты это в первую очередь противоборство. Наблюдается противоборство между группами , малыми или большими, но это чаще всего малая социальная группа. Такое противоборство возникает на основе противоположно направленных групповых мотивов. Выделяют два основных типа межгрупповых конфликтов: конфликт в паре личность – группа и группа – группа.

Рассмотрим классификацию конфликтов личность – группа. Руководитель – коллектив. В этом варианте возможными причинами появления конфликтного взаимодействия может быть следующая ситуация: допусти назначен новый руководитель со стороны, а в коллективе был претендент на эту должность . Причинами могут выступать также стили управления , которые не подходят для данной группы, либо низкая компетентность руководителя, либо влияние отрицательно направленных микро групп и их лидеров. В любой абсолютно группе есть микро группы, которые обладают своей субкультурой , своим лидером и эти лидеры порой очень влиятельны.

Рядовой член коллектива – коллектив. Как причина, имеющая в коллективе конфликтная личность , либо нарушение групповых норм, не адекватность внутренней установки статуса.

Лидер – группа или микро группа. В качестве примера причин возникновения конфликтов можно выделить и низкую профессиональную подготовку, применение компромата против лидера, применение группового сознания.

Личность – группа.

Управление данными конфликтами:

  1. Прогнозирование . Изучение индивидуально психологических особенностей сотрудников. Это один из пунктиков основного содержания управленческих действий. Изучение и анализ общественного мнения групповых мотивов и ценностей. Анализ взаимоотношений в коллективе. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта. Здесь речь идет об актуализации личностных интересов об обнаружении потребностей конфликтующих сторон . Это могут быть критические высказывания в адрес конфликтующей личности и т.д. Нарушение групповых норм и высокомерие.

  2. Предупреждение конфликта. На основе глубокого анализа причин и факторов назревающего конфликта, предпринимаются меры по их нейтрализации. Возможно применение двух типов мер: административная и психолого- педагогические. Административные меры это приведение в соответствие возлагаемых обязанностей и условий оплаты труда , профессиональной подготовки потенциального конфликтанта. Либо это перевод активно зреющих участников конфликта например в другое подразделение, либо это увольнение одной из конфликтующих сторон. Если же говорить о педагогических мерах это может быть разъяснение, беседа, формирование внутренней готовности по принятию групповых норм.

  3. Регулирование. Необходимо добиться признания реальности конфликта конфликтующей личностью. Необходимо вести работу с конфликтующей личностью по разъяснению ей причин сложившейся ситуации, вести работу с лидерами группы , которые по какой –то причине восстали против личности на предмет решения возникшего конфликта.

  4. Разрешение. Как правило конфликты типа личность – группа разрешаются двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки , признает свои недостатки ,которые привели к появлению этого конфликта. Второй когда конфликтующая личность не могут быть приведены в состояние конгуриентности с интересами группы , она уходит из группы. Это обстоятельство должно учитывать руководитель при принятии решений.

Межгрупповые конфликты – субъектами межгрупповых конфликтов являются малые и большие групповые коллективы, этнические группы и другие сообщества, социальные слои и классы, религиозные организации, партии, массовые движения.

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов:

  • Межгрупповая потребность

  • Объективный конфликт интересов

  • Внутриличностные факторы

В основе противоборства в межгрупповых конфликтах лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов. Интересы, ценности, цели.

Трудовые конфликты представляют собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.

Виды трудовых конфликтов :

  • Трудовой коллектив и администрация

  • Трудовой коллектив и профсоюзный комитет

  • Администрация и профсоюзный комитет

  • Трудовой коллектив и руководство отрасли

  • Трудовые коллективы разных организаций

  • Трудовые коллективы и органы управления государства

Причины трудовых конфликтов:

  • Бездействие администрации в улучшении условий труда

  • Бюрократическое отношение администрации к интересам работников

  • Попытки администрации не законно уволить работников

  • Незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства

  • Девальвация ценностей трудовой культуры

  • Снижение трудовых и социальных гарантий работающих

  • Низкая заработная плата, несправедливые расценки

  • Несвоевременная выплата заработной платы

  • Нецелевое расходование руководителями финансовых средств

  • Нарушение договорных обязательств по поставкам, оплате и др.

  • Рост безработицы

  • Обнищание населения, включая наемных работников

Функции трудовых конфликтов:

  • Вносят распад в социальную интеграцию предприятия

  • Сигнальная функция

  • Инвестиционная, творческая функция

Специфика межэтнических конфликтов. Межэтнические конфликты представляют собой

конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов, борьба за контроль над распределением материальных и духовных ресурсов.

Причины межэтнических конфликтов. Для возникновения конфликта необходимо наличие 3 факторов:

  • Первый связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным и завышенным

  • Второй- наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия

  • Третий фактор – наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора

Иной раз отсутствие одного из факторов не позволяет классифицировать конфликт и как конфликт межэтнический.

Аспекты межэтнических конфликтов :

  • Этнопсихологичский фактор – общий компонент национальных интересов в конфликтной ситуации.

  • Межэтнические конфликты на почве социо – культурных различий

  • Социально- экономический фактор

  • Политический фактор

Пути разрешения межэтнических конфликтов :

Институциональный подход – создание сети организаций особой инфраструктуры предотвращения и урегилирования внутренних конфлкитов

Инструментальный подход – состоит в умелом сочетании конкретных мер ( инструментов) регулирующего воздействия на межэтнический конфликт.

 Меры (инструменты) воздействия.

Тактические решения — направлены на регулирование конфликтов путем силового , в т.ч. и экономического давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса. Разовое.

Оперативные решения — связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов или на устранение последствий конфликтов – обустройство беженцев, восстановление коммуникаций , и т.д.

Стратегические решения — ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношений на основе заблаговременного создания правовых , политических экономических , социально – психологических условий , безболезненного решения проблем.

Применение всех этих решение возможно на разных этапах развития межэтнического конфликта.

Внутриполитические конфликты. Политический конфликт – столкновение

 противоположных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами.

Особенности внутриполитического конфликта.

  • Борьба того или иного слоя общества за политический интерес

  • Борьба за политическое господство, которая по формам весьма разнообразна — от парламентской борьбы до гражданской войны.

Виды внутриполитических конфликтов:

  • Классовые внутриполитические конфликты

  • Конфликты между внутри политическими партиями (общественно –политические движения)

  • Конфликты между различными группировками за лидерство в государстве , партии, движении

Пути предотвращения внутриполитических конфликтов.

  • Социальное маневрирование

  • Политическое маневрирование

  • Политическое манипулирование

  • Интеграция контрэлиты

  • Ослабление системной оппозиции

  • Силовое давление

Классификации межгрупповых конфликтов. Руководство – персонал. Администрация –профсоюзы. Конфликты между подразделениями внутри организации., конфликты между не формальными группами в обществе, которые могут привести к появлению межполитических конфликтов. Если говорить об управлении межгрупповыми конфликтами, то можно выделить четыре этапа: прогнозирование, предупреждение, регулирование и разрешение конфликтов. На заключительном этапе необходимо проводить организацию переговорного процесса по разрешению конфликта, заключению договорных отношению по согласованию интересов и позиций конфликтующих сторон.

www.distanz.ru

Характеристика межличностных и межгрупповых конфликтов

Оглавление

Введение.3

1.Межличностные конфликты.4

1.1 Виды межличностных конфликтов . 5

1.2 Причины межличностных конфликтов . 7

1.3 Стратегии поведения в конфликте . 10

2.Межгрупповые конфликты.. 12

2.1 Типология социальных конфликтов . 12

2.2 Причины возникновения межгрупповых конфликтов. 15

2.3 Типология межгрупповых конфликтов. 18

2.4 Феномены межгрупповой интеграции . 21

2.5 Методы управления межгрупповыми конфликтами. 24

Заключение.30

Целью данной курсовой работы я определил для себя подведение итогов изучения дисциплины «Конфликтология», что в свою очередь подразумевает развитие и совершенствование в области знаний о природе, причинах и закономерностях социальных конфликтов, умений распознавания, предупреждения и ведения конфликтных ситуаций, а так же навыков управления эмоциональными переживаниями, поведения в стрессовых ситуациях и успешного проведения переговоров и защиту своих интересов.

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом. Однако, сказанное вовсе не означает, будто любое противоречие интересов и целей приводит к их конфликту между собой. Противоречие и конфликт – далеко не одно и то же, и не всегда развитие противоречия оборачивается конфликтом. Чтобы конфликт возник, необходимо, чтобы соперничающие за что-либо индивиды или их социальные группы, во-первых, осознали противоположность своих интересов и целей, а, во-вторых, начали активно противодействовать сопернику. Только то противоречие, которое реализуется в активном противодействии друг другу двух или более личностей, групп, партий, стран и т.п., становится первоосновой и истоком социального конфликта. Таким образом, в основе возникновения конфликта как специфического социального феномена лежат объективно существующие противоречия между отдельными индивидами, их группами, государствами и т.п.

Конфликт межличностный [от лат. conflictus — столкновение] — столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия. По сути дела, это взаимодействие людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. В социально-психологической науке, как правило, рассматриваются такие структурные компоненты межличностного конфликта, как конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта. В основе любого межличностного конфликта лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация. Здесь налицо и участники возможного в дальнейшем межличностного столкновения, и предмет их разногласий. Во многих исследованиях, посвященных проблематике межличностного конфликта, показано, что конфликтная ситуация предполагает направленность ее участников на достижение не общей, а индивидуальных целей. Это и обусловливает возможность возникновения межличностного конфликта, но еще не предопределяет его обязательность. Для того чтобы межличностный конфликт стал реальностью, необходимо осознание его будущими участни

mirznanii.com

Добавить комментарий