Межнациональные конфликты причины и пути решения: Межнациональный конфликт и пути их решения

Августовский кризис 1991 года в СССР. Предпосылки и хронология событий

19 августа 2021, 05:00

ТАСС-ДОСЬЕ. 19-21 августа 1991 года, 30 лет назад, в Советском Союзе произошел политический кризис, вызванный попыткой группы членов высшего руководства страны не допустить подписания нового Союзного договора, который, по их мнению, означал фактическую ликвидацию СССР как единого государства. Был сформирован Госкомитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), члены которого ввели в стране чрезвычайное положение и попытались отстранить от власти президента СССР Михаила Горбачева. Действия ГКЧП были расценены президентами СССР и РСФСР, союзными и республиканскими органами законодательной власти как попытка государственного переворота (в прессе получили название «августовский путч»). Пассивность участников госкомитета, активное противодействие властей РСФСР, массовые протесты граждан в Москве, Ленинграде привели к тому, что попытка переворота потерпела неудачу.

ТАСС подготовил справочный материал о предпосылках и событиях августа 1991 года.

Ситуация в СССР в 1991 году

В 1980-х годах СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официальной коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. Результатом советской национальной политики стало формирование в союзных и автономных республиках самостоятельных национальных элит. Попытка реформирования политической и экономической системы в годы перестройки (1985-1991) привела к обострению всех имевшихся противоречий, в частности резкому росту сепаратизма, возникновению вооруженных межнациональных конфликтов.

Президент СССР Михаил Горбачев, 1991 год

© Александр Чумичев/ТАСС

По инициативе генсека ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Михаила Горбачева (с марта 1990 года — президент СССР) была значительно ослаблена роль компартии, которая обеспечивала единство советской государственной системы (в 1990 году КПСС была полностью отделена от государства). С 1988 года начался т. н. парад суверенитетов, в ходе которого власти союзных республик провозглашали верховенство республиканских законов над союзными. В течение 1990 года все республики приняли декларации о суверенитете (при этом сохраняя членство в СССР), а Латвия, Литва и Эстония объявили о собственной независимости.

В 1990-1991 годах развернулось острое противостояние между Михаилом Горбачевым и руководителем российской республики (РСФСР) Борисом Ельциным.

17 марта 1991 году в Советском Союзе был проведен референдум о сохранении СССР. В нем участвовали девять из 15 союзных республик (власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от его проведения). В плебисците приняли участие 80% граждан, за сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против — 21,7%.

По инициативе Михаила Горбачева был разработан новый проект Союзного договора. С 23 апреля по 23 июля 1991 года шли переговоры между Горбачевым и президентами девяти союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Советских Суверенных Республик, которые получили название «новоогаревский процесс». В июле 1991 года участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре — октябре 1991 года.

29-30 июля 1991 года Михаил Горбачев в обстановке секретности провел встречи с президентами РСФСР и Казахской ССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты проголосуют против договора, предполагавшего создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. В новой редакции документа сфера ведения Союза практически полностью совпадала со сферой совместного ведения центра и республик, контроль за налоговыми поступлениями осуществлялся республиками, не упоминался общесоюзный Госбанк, не были прописаны сроки принятия новой конституции, в результате чего сохранялась ситуация правовой конфликтности между союзным центром и республиками.

2 августа президент СССР выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан (до обсуждения и утверждения Съездом), а остальные республики сделают это «через определенные промежутки времени». Текст договора был опубликован только 15 августа 1991 года.

События 17-18 августа 1991 года

С 5 августа 1991 года президент СССР находился в отпуске в своей резиденции в Форосе в Крыму.

17 августа 1991 года в одном из зданий КГБ на юго-западе Москвы (т. н. объект «АБЦ») прошла встреча премьер-министра СССР Валентина Павлова, председателя КГБ Владимира Крючкова, министра обороны Дмитрия Язова, первого зампреда Совета обороны СССР Олега Бакланова, секретаря ЦК КПСС по организационно-партийной работе Олега Шенина, руководителя Аппарата президента СССР Валерия Болдина, заместителей министра обороны Владислава Ачалова и Валентина Варенникова (также являлся главкомом Сухопутных войск), зампредседателя КГБ Валентина Грушко. На ней было принято решение о необходимости введения в стране чрезвычайного положения, формирования ГКЧП, недопущения подписания нового Союзного договора. Для санкционирования этих мер было решено направить делегацию к Михаилу Горбачеву, а в случае его отказа — предложить ему передать полномочия главы СССР вице-президенту Геннадию Янаеву.

Вице-президент СССР Геннадий Янаев, 1991 год

© Владимир Мусаэльян/ТАСС

18 августа на переговоры с Горбачевым вылетели Бакланов, Болдин, Варенников и Шенин. Вместе с ними к президенту СССР прибыли начальник службы охраны КГБ СССР Юрий Плеханов и его заместитель Вячеслав Генералов. По свидетельству Михаила Горбачева, он не дал своего согласия на предложенные ему меры, назвав их «авантюрой» и предложив созвать Съезд народных депутатов или Верховный Совет СССР. Он также отказался выехать в Москву, сославшись на болезнь. Согласно воспоминаниям Валентина Варенникова, Горбачев закончил разговор словами: «Черт с вами, делайте, что хотите, но доложите мое мнение».

В тот же день, по словам Горбачева, он был изолирован в своей резиденции в Форосе, где была полностью отключена правительственная связь. По другим свидетельствам, в частности Вячеслава Генералова, охрана выполняла все распоряжения президента, связь была отключена только в его кабинете, при этом имелась возможность вести переговоры из правительственных автомобилей со спутниковыми телефонами.

Формирование ГКЧП

В ночь с 18 на 19 августа в Москве вице-президент СССР Геннадий Янаев подписал указ о возложении на себя со следующего дня полномочий президента СССР «в связи с невозможностью» их исполнения Горбачевым «по состоянию здоровья». Тогда же окончательно был определен состав ГКЧП. Вместе с Янаевым в него вошли Валентин Павлов, Дмитрий Язов, глава МВД СССР Борис Пуго, Владимир Крючков, Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков. От участия в ГКЧП отказались министр иностранных дел СССР Александр Бессмертных и председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов.

События 19 августа

19 августа 1991 года в 06:00 мск по радио и Центральному телевидению СССР было зачитано «Заявление советского руководства». В нем было сказано о переходе полномочий президента СССР к Геннадию Янаеву, образовании ГКЧП, решения которого «обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти» и гражданами, введении чрезвычайного положения «в отдельных местностях СССР на срок шесть месяцев». Заявление подписали Янаев, Павлов и Бакланов.

В тот же день были подписаны другие документы ГКЧП: «Обращение к советскому народу», постановления №1 и 2, указ о введении чрезвычайного положения в Москве. В обращении говорилось, что «начатая по инициативе М. С. Горбачева политика реформ <…> зашла в тупик, <…> возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, <…> растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества». ГКЧП подтверждал приверженность «истинно демократическим процессам» и «политике реформ», обещал провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора и призывал «всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени».

ГКЧП постановил незамедлительно расформировать все «неконституционные структуры власти и управления, военизированные формирования» и отменить их решения, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений. Было запрещено проведение митингов, демонстраций и забастовок. Установлен госконтроль над СМИ (однако часть из них не исполняла указания ГКЧП). Перечень телепрограмм был временно ограничен, в телеэфире транслировали балет «Лебединое озеро». Был приостановлен выпуск большинства газет за исключением изданий «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь».

Военная техника в Москве, 19 августа 1991 года

© Эдуард Песов, Владимир Мусаэльян/ТАСС

Для реализации режима чрезвычайного положения в Москву, окрестности Ленинграда, Таллина, Тбилиси и Риги были введены войска. В столицу, по данным управляющего делами Кабинета министров СССР Игоря Простякова, вошли около 4 тыс. военнослужащих с бронетехникой (4-я Кантемировская танковая и 2-я Таманская мотострелковая дивизии, части 106-й воздушно-десантной дивизии, 27-й отдельной мотострелковой бригады спецназначения КГБ СССР и др.). В республиках Прибалтики войска и милиция взяли под контроль ряд зданий госорганов и СМИ.

Президент РСФСР Борис Ельцин отказался подчиняться ГКЧП, объявил его действия «правым реакционным антиконституционным переворотом», а постановления ГКЧП — не имеющими силу на территории РСФСР. Своими указами Ельцин потребовал подчинения себе всех органов союзной исполнительной власти на территории России, в том числе Минобороны, КГБ и МВД.

В Москве у здания Верховного Совета РСФСР (т. н. Белого дома) на Краснопресненской набережной собралось несколько тысяч человек, началось строительство баррикад. После полудня Борис Ельцин с танка №110 Таманской дивизии обратился к собравшимся демонстрантам с призывом противостоять ГКЧП. В тот же день это выступление было показано по телевидению в программе «Время». Митинги против ГКЧП прошли также в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Свердловске, Новосибирске, Тюмени и других городах России. Главные редакторы ряда закрытых по требованию ГКЧП печатных изданий выпустили совместную «Общую газету», где публиковали материалы в поддержку российского руководства.

Члены Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР вице-премьер СССР Александр Иванович Тизяков, председатель Крестьянского союза СССР Василий Александрович Стародубцев, министр внутренних дел СССР Борис Карлович Пуго, исполняющий обязанности президента СССР Геннадий Иванович Янаев и первый заместитель председателя Совета обороны при президенте СССР Олег Дмитриевич Бакланов во время пресс-конференции в пресс-центре МИД СССР

© Владимир Мусаэльян, Александр Чумичев/ТАСС

Вечером 19 августа в пресс-центре МИД состоялась первая и единственная пресс-конференция членов ГКЧП, прямую трансляцию которой вело Центральное телевидение СССР. Перед журналистами выступили Геннадий Янаев, Борис Пуго, Олег Бакланов, Василий Стародубцев и Александр Тизяков. Отвечая на вопрос о местонахождении президента СССР, Янаев сказал, что Горбачев находится «на отдыхе и лечении в Крыму» и выразил надежду, что вскоре он «будет в строю, и мы будем вместе работать».

Реакция в СССР и за рубежом

События в Советском Союзе вызвали реакцию во всем мире. Президент США Джордж Буш выступил с заявлением, в котором потребовал возвращения к власти президента СССР и поддержал Бориса Ельцина. Действия ГКЧП осудили премьер-министр Великобритании Джон Мейджор, президент Франции Франсуа Миттеран, канцлер ФРГ Гельмут Коль, премьер-министр Испании Филипе Гонсалес и ряд других руководителей европейских государств. В поддержку госкомитета высказались лидеры Ливии Муамар Каддафи, Палестины Ясир Арафат, Сербии Слободан Милошевич и Ирака Саддам Хусейн.

Большинство глав союзных республик (за исключением Прибалтики) изначально заняли лояльную или выжидательную позицию по отношению к ГКЧП, однако после его роспуска заявили о неконституционности действий госкомитета. Среди тех, кто публично поддержал ГКЧП, были первые секретари ЦК компартий Азербайджана и Украины Аяз Муталибов и Станислав Гуренко, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Николай Дементей.

Действия ГКЧП поддержало руководство некоторых российских регионов (Татарстана, Рязанской области, Краснодарского края и др.). Мэры Москвы и Ленинграда Гавриил Попов и Анатолий Собчак назвали членов госкомитета «преступниками» и призвали горожан к сопротивлению.

События 20 августа

20 августа в митинге против ГКЧП, который прошел в Москве, приняли участие порядка 150 тыс. человек, в Ленинграде к аналогичной акции протеста присоединились около 300 тыс. человек.

Выступление президента РСФСР Бориса Ельцина на митинге у здания Верховного Совета РСФСР, 20 августа 1991 года

© Александр Чумичев, Валерий Христофоров/ТАСС

Были опубликованы заявление председателя ВС СССР Анатолия Лукьянова от 16 августа 1991 года, в котором говорилось о необходимости дополнительного обсуждения и корректировки положений Союзного договора на сессии ВС и Съезде народных депутатов СССР, и его постановление от 19 августа о созыве внеочередной сессии союзного ВС 26 августа.

В тот же день, 20 августа, президент РСФСР Борис Ельцин «до восстановления в полном объеме деятельности конституционных органов и институтов государственной власти и управления Союза ССР» взял на себя полномочия главнокомандующего Вооруженными силами на территории России, переподчинив себе высший армейский командный состав, и назначил министром обороны РСФСР генерал-полковника Константина Кобца. Вице-президенту РСФСР Александру Руцкому было поручено разработать предложения по созданию в республике национальной гвардии. Был создан штаб обороны, началось формирование ополчения. Помимо охраны Белого дома, российское руководство поддержали бойцы республиканского ОМОНа, ветераны-«афганцы» (21 августа к ним присоединились курсанты рязанской и орловской школ МВД). В их распоряжении имелось несколько сот единиц огнестрельного оружия.

Согласно обвинительному заключению по делу ГКЧП 20 августа руководителями КГБ, МВД и Минобороны СССР было принято решение о захвате здания ВС РСФСР. Оно было одобрено на заседании ГКЧП. Однако письменный приказ о начале операции так и не был отдан. Многие высшие военачальники заняли лояльную российскому руководству позицию (командующий Воздушно-десантными войсками Павел Грачев, его заместитель Александр Лебедь, первый замглавы МВД СССР Борис Громов). Противником ГКЧП также был главнокомандующий ВВС — заместитель министра обороны СССР Евгений Шапошников.

События 21 августа

В ночь на 21 августа группа демонстрантов — противников ГКЧП попыталась воспрепятствовать прохождению воинской колонны в Чайковском тоннеле на Садовом кольце (ныне Новоарбатский тоннель). При этом погибли трое манифестантов — Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский. Это были единственные человеческие жертвы в ходе августовского кризиса.

Утром 21 августа на заседании коллегии Министерства обороны СССР большинство участников высказались за необходимость вывода войск из Москвы, а также за выход главы министерства из состава ГКЧП. После заседания коллегии министр обороны Дмитрий Язов отдал приказ о выводе войск из столицы.

В тот же день с осуждением ГКЧП выступили народные депутаты ВС РСФСР (21 августа открылась чрезвычайная сессия ВС республики), секретариат ЦК КПСС и президиум Кабинета министров СССР.

Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, 21 августа 1991 года

© Александр Чумичев, Дмитрий Соколов/ТАСС

На заседании ГКЧП было решено отправить новую делегацию для переговоров с Михаилом Горбачевым. В Форос вылетели Олег Бакланов, Владимир Крючков, Александр Тизяков, Дмитрий Язов. К ним присоединились Анатолий Лукьянов, заместитель генсека ЦК КПСС Владимир Ивашко и Юрий Плеханов. Однако президент СССР отказался от переговоров. Он принял прилетевших к нему вице-президента РСФСР Александра Руцкого, премьера РСФСР Ивана Силаева, а также членов Совета безопасности СССР Вадима Бакатина и Евгения Примакова, не поддержавших ГКЧП.

В тот же день Геннадий Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех ранее принятых им решений. В свою очередь президент РСФСР Борис Ельцин издал указ об отмене распоряжений ГКЧП, а прокурор РСФСР Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов. Генпрокуратура СССР возбудила уголовное дело по факту попытки государственного переворота.

Возвращение президента СССР в Москву, арест членов ГКЧП

В ночь на 22 августа Михаил Горбачев в сопровождении Александра Руцкого и Ивана Силаева прибыл в Москву. Президент СССР выступил по Центральному телевидению. В частности, он поблагодарил Бориса Ельцина, за то, что он «стал в центре сопротивления заговору», а также призвал «быстрее идти по пути радикальных реформ». В тот же день Горбачев отменил все решения ГКЧП, а также сместил участников и сторонников госкомитета с занимаемых ими постов.

22 августа были арестованы основные члены ГКЧП — Геннадий Янаев, Владимир Крючков, Дмитрий Язов и Александр Тизяков. Министр внутренних дел СССР Борис Пуго покончил с собой. 23 августа арестовали Валентина Павлова и Василия Стародубцева. Союзной прокуратурой были взяты под стражу Олег Шенин, Олег Бакланов, Валерий Болдин и Юрий Плеханов. 24 августа 1991 года покончил с собой маршал СССР Сергей Ахромеев, 26 августа — управляющий делами ЦК КПСС Николай Кручина. 29 августа, после получения санкции ВС СССР, был задержан Анатолий Лукьянов. Кроме того, по делу ГКЧП были арестованы Валентин Варенников, Вячеслав Генералов и Виктор Грушко.

Фигуранты дела ГКЧП были помещены в СИЗО «Матросская Тишина» в Москве, им были предъявлены обвинения по пункту «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР («Измена Родине с целью захвата власти»). 23 февраля 1994 года все они были амнистированы Госдумой РФ I созыва. 6 мая 1994 года на основании постановления об амнистии уголовное дело в отношении членов ГКЧП было прекращено. Валентин Варенников отказался принять амнистию, его дело продолжало рассматриваться отдельно. 11 августа 1994 года Варенников был оправдан Военной коллегией Верховного суда РФ «за отсутствием в его действиях состава преступления».

Последующие события 1991 года и распад СССР

23 августа 1991 года Борис Ельцин своим указом приостановил деятельность компартии РСФСР, поддержавшей ГКЧП, на территории России. 24 августа было опубликовано заявление президента СССР Михаила Горбачева о сложении с себя полномочий генерального секретаря ЦК КПСС. В тексте документа также содержалось обращение к членам ЦК о необходимости самороспуска партии. 6 ноября указом Бориса Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории России была запрещена, все организационные структуры распущены, партийное имущество передано в госсобственность.

Августовский кризис привел к усилению центробежных тенденций в СССР, ослаблению союзных органов власти и утрате Михаилом Горбачевым реальных рычагов влияния. После августовских событий 1991 года союзные республики, лидеры которых участвовали в новоогаревских переговорах, заявили о своей независимости (24 августа — Украина, 30 — Азербайджан, 31 — Узбекистан и Киргизия, остальные — в сентябре-декабре 1991 года).

8 декабря 1991 года в резиденции Вискули (Беловежская пуща, Белоруссия) главы РСФСР, Белорусской и Украинской ССР Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в преамбуле которого констатировалось, что СССР как «субъект международного права и геополитическая реальность» с этого момента прекращает свое существование. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик приняли декларацию о целях и принципах СНГ (Алма-Атинская декларация), в которой подтвердили, что с образованием Содружества СССР прекращает свое существование. 25 декабря Верховный Совет РСФСР принял закон о переименовании республики в Российскую Федерацию. Вечером того же дня Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения с заявлением об отставке с поста президента СССР.

26 декабря 1991 года Совет республик ВС СССР принял декларацию, согласно которой Советский Союз прекратил существование как государство и субъект международного права. 

Вступительное испытание — Обществознание

ДЛЯ ЛЮБЯЩИХ НЕБО!

Более 10 разных профилей и специальностей для успешной работы в гражданской авиации.
На условиях полного государственного обеспечения !

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Требования к уровню подготовки абитуриентов

 

На экзамене по обществознанию поступающий в должен показать:

          знание

  • основных положений и понятий, отражающих природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной  деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр. ), основных принципов и институтов права, правовых и моральных норм, регулирующих общественные отношения;

умение

  • характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
  • объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
  • сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
  • вычислять на условных примерах:
    альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • в процессе выполнения различных социальных ролей;
  • для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • для реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;
  • в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.

 

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

 

№№

п/п

Наименование раздела программы

Содержание разделов программы

1.

Человек и общество

Биологическое и социальное в человеке. Врожденная предрасположенность и развитие человеческих качеств. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, общение, познание). Мышление и речь. Познание мира.

Личность. Социализация индивида. Половозрастные роли в современном обществе. Особенности подросткового возраста.

Самопознание. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Солидарность, лояльность, толерантность. Агрессивное поведение. Пути достижения взаимопонимания. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность.

Социальная ответственность.

Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Война и мир. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.

2.

Основные сферы жизни общества

 

Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Наука в жизни современного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Религия и церковь, их роль в жизни современного общества. Связь религии и морали. Свобода совести.

Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля, формы торговли и реклама.

Деньги. Инфляция. Обменные курсы валют. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя. Потребительский кредит. Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Производство, производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Основные формы организации производства. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность. Затраты, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица как социальное явление. Профсоюз.

Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Международная торговля.

Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Физкультура и спорт как социальное явление. Социальное страхование.

Отклоняющееся поведение. Наркомания, алкоголизм, их опасность для человека и общества.

Сфера социального управления.

Власть. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Роль политики в жизни общества.

Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Принципы права. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Доступ к правовой информации. Базы правовых данных. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Правовые основы гражданских отношений. Право собственности на землю. Права собственника. Права потребителей Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на труд и трудовые правоотношения. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой самообороны.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Государственное устройство Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

3.

Опыт познавательной и практической
деятельности

– опыт получения социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысления представленных в них различных подходов и точек зрения;

– опыт решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

– опыт критического осмысления различных трактовок общественных событий, умения отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения;

– опыт наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические знания;

– опыт оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

– опыт участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнения творческих работ по обществоведческой тематике;

– опыт конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в реальной жизни и в моделируемых учебных задачах;

– опыт совместной деятельности в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, городе.

 

Как разрешить культурный конфликт: преодоление культурных барьеров за столом переговоров — PON

Автор Кэти Шонк — / Разрешение конфликтов

Проиграв важную сделку в Индии, участник деловых переговоров узнал, что ее коллега чувствовала себя так, как будто она торопила переговоры. Деловой переговорщик думал, что она эффективно использует их время. В их культурах разные взгляды на то, как вести переговоры, и в данном случае барьер помешал успешному исходу. В этом полезном примере переговоров о межкультурном конфликте мы исследуем, что этот переговорщик мог бы сделать по-другому, чтобы улучшить свои навыки ведения переговоров.

Исследования показывают, что заключение сделок в разных культурах, как правило, приводит к худшим результатам по сравнению с переговорами, проводимыми в рамках одной и той же культуры. Причина прежде всего в том, что культуры характеризуются различным поведением, стилями общения и нормами. В результате, ведя переговоры между культурами, мы выносим за стол переговоров разные точки зрения, что, в свою очередь, может привести к потенциальному недопониманию. Непонимание может привести к снижению вероятности изучения и обнаружения интегративных или создающих ценность решений. Давайте поговорим об основных причинах неудач межкультурных переговоров.

Культурный конфликт на переговорах обычно возникает по двум основным причинам. Во-первых, при столкновении с культурными различиями люди довольно часто полагаются на стереотипы. Стереотипы часто носят уничижительный характер (например, итальянцы всегда опаздывают), и они могут привести к искаженным ожиданиям в отношении поведения вашего собеседника, а также к потенциально дорогостоящим неверным толкованиям. Вы никогда не должны исходить из культурных стереотипов, идя на переговоры.

Вместо того, чтобы полагаться на стереотипы, вы должны попытаться сосредоточиться на прототипы — культурные средние значения параметров поведения или ценностей. Существует большая разница между стереотипами и прототипами.

Например, общеизвестно, что японские переговорщики чаще молчат во время переговоров, чем, скажем, бразильцы. Тем не менее, внутри каждой культуры по-прежнему существует большое разнообразие, а это означает, что некоторые бразильцы говорят меньше, чем некоторые японцы.

Таким образом, было бы ошибкой ожидать, что японский переговорщик, которого вы никогда не встречали, будет сдержан. Но если выяснится, что переговорщик особенно тихий, вы можете лучше понять его поведение и изменить свой подход к переговорам в свете прототипа. Кроме того, знание своих собственных культурных прототипов может помочь вам предвидеть, как ваш оппонент может интерпретировать ваше поведение при переговорах. Дело не только в том, чтобы знать их культуру, но и в том, как могут воспринимать вашу.

Вторая распространенная причина межкультурного непонимания заключается в том, что мы склонны интерпретировать поведение, ценности и убеждения других через призму нашей собственной культуры. Чтобы преодолеть эту тенденцию, важно узнать как можно больше о культуре другой стороны. Это означает не только изучение обычаев и моделей поведения в разных культурах, но и понимание того, почему люди следуют этим обычаям и в первую очередь демонстрируют такое поведение.

Не менее важно, что уникальные культуры есть не только у стран, но и у команд и организаций. Прежде чем участвовать в каких-либо переговорах, вы должны уделить время изучению контекста и человека по другую сторону стола переговоров, включая различные культуры, к которым он принадлежит, будь то культура Франции, инженерная культура или его особая культура. корпоративная культура компании. Чем больше вы знаете о клиенте, тем лучше вы будете вести любые переговоры.

В этом примере переговоров о межкультурном конфликте мы видим, что переговорщик узнал после того, как его индийский коллега оценил бы более медленный темп с большим количеством возможностей для построения отношений. Похоже, она столкнулась со второй проблемой: эффективное использование времени в ходе переговоров обычно ценится в Соединенных Штатах, но в Индии часто больше внимания уделяется построению отношений на начальном этапе процесса. Изучая культурные прототипы клиентов, они могут скорректировать свою стратегию переговоров и получить больше шансов на создание ценного переговорного опыта как для себя, так и для своего партнера.

Как заметил этот участник деловых переговоров, культурные различия могут стать препятствием для достижения соглашения на переговорах. Но помните, что различия также могут быть возможностью для заключения ценных соглашений. Это говорит о том, что переговоры о межкультурных конфликтах могут быть особенно изобиловать возможностями для контрагентов извлечь выгоду из различных предпочтений, приоритетов, убеждений и ценностей.

Статья по теме: Общение с трудными людьми — правильный способ регулирования эмоций — Умение правильно выражать эмоции за столом переговоров — это навык ведения переговоров, которым овладели лучшие переговорщики. Как эмоции меняют стратегию ведения переговоров и какие переговорные навыки и тактику ведения переговоров могут использовать участники переговоров, привлекая эмоции за столом переговоров? Эта статья предлагает некоторые советы по навыкам ведения переговоров и советы по ведению переговоров, основанные на исследованиях переговоров.

Есть ли у вас какие-либо советы о том, как решить культурный конфликт? Какой у вас был опыт, который может помочь другим нашим читателям? Мы были бы рады получить известия от вас.

Адаптировано из статьи «Уважаемый тренер по переговорам: пересечение культур в переговорах» Франчески Джино (доцент Гарвардской школы бизнеса), впервые опубликованной в информационном бюллетене по переговорам, сентябрь 2013 г.

Впервые опубликовано в 2014 г.

Похожие сообщения

Теги: и переговоры, ведение переговоров, стол переговоров, советы по ведению переговоров, переговоры о конфликте, межкультурный конфликт, межкультурные переговоры, пример межкультурных переговоров, культурный конфликт, культурные переговоры, общение с трудными людьми, заключение сделок, трудные люди, Франческа Джино, Гарвард бизнес, в переговорах, навыки ведения переговоров и тактика ведения переговоров, ведение переговоров, опыт ведения переговоров, бюллетень переговоров, исследование переговоров, навыки ведения переговоров, стол переговоров, тактика ведения переговоров, переговорщики

Либерия: связи между миростроительством, предотвращением конфликтов и долговременными решениями проблемы перемещения

Нынешние проблемы прочного миростроительства в Либерии связаны с ограниченными ответами на вопросы и проблемы, с которыми столкнулись те, кто был перемещен в результате четырнадцатилетней гражданской войны. конфликт (1989-2003 гг.), нарушивший судебную, политическую, экономическую и социальную системы страны. С момента возникновения Либерии в 1847 году политическая изоляция, экономическая маргинализация, этническая вражда и острые разногласия по поводу моделей распределения ресурсов легли в основу конфликта в Либерии. [1]

Первоначальный конфликт между Национальным патриотическим фронтом Либерии (НПФЛ) Чарльза Тейлора и Вооруженными силами Либерии (ВСЛ) Сэмюэля Доу превратился в гражданскую войну с другими вооруженными группировками, мотивами которых были не идеологические разногласия, а личные обиды и экономические интересы. [2] Во время четырнадцатилетней войны массовые убийства невинных людей, похищения, пытки, изнасилования и другие формы нарушения прав человека совершались всеми вооруженными группировками, что привело к массовым перемещениям населения как внутри, так и за пределами страна. [3] Перемещение было практически повсеместным, поскольку почти все либерийцы в тот или иной момент были вынуждены покинуть свои дома. Массовое внутреннее перемещение, когда многие либерийцы бежали в Монровию, столицу страны, увеличило нагрузку на городские службы и изменило условия жизни населения. До войны около 70 процентов либерийцев были сельскими фермерами. [4] К 2008 году, после войны, в Монровии проживала почти треть населения страны.

При изучении взаимосвязи между перемещением, урегулированием конфликта и миростроительством в Либерии с особым упором на роль вооруженных сил и полиции в поддержке решений проблемы перемещения имеются свидетельства того, что, хотя правительство Либерии предприняло огромные усилия для создания и развивать свой аппарат внутренней безопасности, страна снова впала бы в конфликт без существенной внешней помощи перемещенным лицам и той роли, которую играет международное сообщество в содействии сохранению мира.

Либерия добилась значительного прогресса на различных фронтах, особенно в вопросах развития инфраструктуры и безопасности; тем не менее нынешние перспективы прочного мира в Либерии остаются слабыми. Почти все либерийские силы безопасности были вовлечены в войну и, таким образом, столкнулись с трудностями в том, чтобы их считали нейтральными или объективными. До войны системой правосудия в Либерии управляли влиятельные люди, которые использовали эти структуры в личных целях. При широком рассмотрении перспективы стабильности и миростроительства потребуют внимания к улучшению положения в области безопасности в либерийском обществе и решению проблемы перемещения.

Хотя большинство внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) все еще рассматривают возможность возвращения, это решение ограничено их неспособностью обеспечить средства к существованию, жилье, продовольственную безопасность и медицинские услуги в местах их происхождения. Это пробелы, которые необходимо устранить. В случае Монровии растущая урбанизация, подпитываемая внутренним перемещением, оказывает давление на хрупкую окружающую среду, ограниченность ресурсов и усугубляет опасность для здоровья. Вместо политики, направленной на изгнание и изоляцию, которую в последнее время проводит правительство, власти должны добиваться их позитивного включения в городскую ткань. [5] Эти общины трущоб обладают потенциалом продуктивности и социального вклада, который еще предстоит изучить и реализовать.

Процесс установления мира и восстановления в Либерии следовал обычной схеме modus operandi ООН со времен окончания холодной войны, которая в значительной степени характеризуется последовательностью действий в следующем порядке: мирное соглашение, развертывание миротворцев, разоружение, демобилизация программа реинтеграции (РДР), реформа сектора безопасности и, наконец, выборы. В Либерии очередные выборы сыграли решающую роль в поддержании мира, но они не позволили решить вопрос социально-экономического развития и участия населения в демократическом управлении.

В попытке заполнить важные пробелы в поддержании мира в марте 2013 года была сформулирована Стратегическая дорожная карта национального исцеления, миростроительства и примирения. Дорожная карта должна была способствовать созданию согласованных институтов и систем; поддерживать национальное исцеление и примирение; и активизировать усилия по достижению устойчивого мира. [6] Однако, несмотря на эту инициативу, внутриобщинная сплоченность и доверие, которые являются важными показателями примирения, еще не достигнуты. Некоторые общины остаются раздробленными, а представления о правах и легитимности часто искажаются. Механизмы реформ и разрешения конфликтов на местном и национальном уровнях не обеспечивают адекватного разрешения межэтнических, межрелигиозных и межпоколенческих противоречий по поводу рационального использования природных ресурсов и долгосрочного безопасного доступа к земле. Затяжной конфликт в Либерии привел к поляризации общин, которые когда-то сосуществовали, поскольку основные воюющие группировки и их сторонники разделились по этническому, религиозному и социальному признаку. [7]

Роль сообщества по оказанию помощи в удовлетворении основных социальных потребностей и услуг либерийцев обеспечила необходимую систему безопасности для большинства людей; но неспособность правительства Либерии взять на себя ответственность за социальные услуги, когда-то предоставленные гуманитарным сообществом, является проблемой, которую вряд ли можно решить.

Почти десять лет назад правительство Либерии приняло решение закрыть лагеря для вынужденных переселенцев и начать общенациональный процесс реконструкции и примирения. [8] Вместо того, чтобы учитывать особые потребности ВПЛ и возвращающихся беженцев (многие из которых, несомненно, стали ВПЛ), правительство решило уделить первоочередное внимание вопросам занятости молодежи и развития сельских районов. Обе эти проблемы затрагивают ВПЛ, но вызывает сожаление тот факт, что правительство и международное сообщество не уделили первоочередное внимание потребностям перемещенных лиц. Без базовых данных о количестве перемещенных лиц, которые нашли решения или остаются в подвешенном состоянии, трудно делать выводы об их текущих потребностях или о связи между прекращением перемещения и безопасностью. Учитывая количество конкурирующих проблем (включая недавнюю эпидемию лихорадки Эбола) и нехватку ресурсов, правительство не сделало проблемы ВПЛ приоритетными.

Войны и перемещения в корне изменили экономическую основу существования Либерии. Например, маловероятно, что ВПЛ, которые годами жили в Монровии и других городах, вернутся в свои сельские общины, что имеет последствия как для городских, так и для сельских районов.

Из конфликта в Либерии можно извлечь несколько уроков. Ошибки, допущенные в начале процесса реагирования на перемещение, имели последствия в последующие годы. Правительство и международные агентства не внедрили ни процедуру регистрации, ни процесс определения решений, которых хотели сами ВПЛ. Власти предположили, что все ВПЛ готовы вернуться, но это предположение оказалось ошибочным. Прямым следствием стали слабые программы последующего наблюдения за ВПЛ и возвращающимися беженцами, особенно в городах. [9] Отсюда опасения, что отсутствие решений для перемещенных лиц может поставить под угрозу хрупкий мир и безопасность страны. Решение проблемы перемещения также занимает центральное место в повестке дня правительства в области развития.

Хотя Либерия недавно отпраздновала десятилетие относительного мира, послевоенные программы РДР оставили большую часть молодежи без надежд на лучшее будущее. Либерийские женщины, и в особенности сельские женщины и женщины из числа перемещенных лиц, живущие в приграничных районах, продолжают сталкиваться с различными формами нарушений прав человека, маргинализацией и изоляцией. Случаи насилия, имевшие место в течение 14 лет войны, по-прежнему проявляются в широко распространенных случаях изнасилований, насилия в семье и других форм гендерного насилия. В этих обстоятельствах существует острая необходимость в том, чтобы как государственные, так и неправительственные учреждения проводили политику, направленную на устранение некоторых последствий массового и долгосрочного перемещения населения в стране, особенно его воздействия на урбанизацию.


[1] Шелли Дик, «Руководство по стране: Либерия», Forced Migration Online , http://www.forcedmigration.org/research-resources/expert-guides/liberia/fmo013.pdf

[2] Мортен Боас, «Мертвые звонари? Логика неопатримониального правления», в Third World Quarterly , vol. 22, № 1, 2001

[3] Доклад Хьюман Райтс Вотч, «Назад к краю: военные преступления либерийского правительства и повстанцев, призыв к повышенному международному вниманию к Либерии и субрегиону», Хьюман Райтс Вотч , том. 14 № 4, май 2002 г.

[4] Колин Скотт, «Либерия: перемещенная нация», Роберта Коэн и Фрэнсис М. Денг, изд. Отрекшиеся: тематические исследования внутренне перемещенных лиц , Институт Брукингса Пресс, 1998, с.119. См. также Ипшита Мондель, «Потерянные в своей стране: проблемы внутренне перемещенных лиц», The Bruce Hall Academic Journal, Vol. VII, 2011, с.50.

[5] Эйли Кайзер Хьюз, «Либерия: использование земельной политики для улучшения жизни городской бедноты», Краткий обзор земли в Африке , февраль 2013 г., http://www.focusonland.com/silo/files/liberia-urban-poverty-brief-.pdf.

[6] Дебей Сайнди и Силке Питч, «Либерия: между Комиссией по примирению и дорожной картой — шаги вперед в остановленном процессе?», Институт трансформации конфликтов Кофи Аннана, Аналитическая записка № 1, июнь 2013 г., стр. 4. http://www.academia.edu/6380105/Liberia_between_Reconciliation_Commission_and_Roadmap_-_Steps_Forward_in_a_Halted_Process.

[7] Debey Sayndee and Silke Pietsch, op cit.

Добавить комментарий