ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706 – «Педагогика и психология» Утверждено на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы социально-гуманитарного факультета (протокол № 9 от 21 апреля 2008 г.) РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
В России социальная педагогика – новая сфера практики и новый вид профессиональной деятельности. Одной из составных частей теоретической и практико-ориентированной подготовки специалистов педагогов-психологов является курс социальной педагогики. Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией. Курс «Социальная педагогика» — важнейшая часть общей системы психолого-педагогической подготовки специалистов для социальной и педагогической сферы. Цель курса «Социальная педагогика»: вооружение будущих педагогов-психологов, педагогов общеобразовательных школ знаниями теоретических основ современной педагогической науки, а также умениями, необходимыми для эффективной организации психологической и социально-педагогической деятельности. Задачи курса: — дать представление о социальной педагогике как одной из отраслей педагогической науки и практики; — раскрыть условия и задачи, содержание и технологию социально-педагогической работы; — охарактеризовать особенности социума как фактора социализации, воспитания и саморазвития человека; — проанализировать человеческие и профессиональные качества социального педагога и социального работника. Студент, изучивший дисциплину должен знать: — историю возникновения и развития социальной педагогики; — понятийный аппарат социальной педагогики; — основные направления исследования в социальной педагогики. Студент, изучивший дисциплину должен уметь: — анализировать социально-педагогические явления; — проектировать социально-педагогическое взаимодействие. В данном курсе находят развитие многие положения, сформулированные ранее при изучении ряда социальных дисциплин. Тем самым осуществляется определённое обобщение учебного материала, его фокусирование вокруг главных смысловых узлов профессии социального педагога. Учебный план предусматривает, кроме чтения лекций, проведение практических занятий, которые служат для выработки у обучающихся основных социально-педагогических умений и навыков. Выполнение специальных практических заданий, изучение профессионального опыта позволяет осмыслить и освоить основные методы социального воспитания. По итогам курса — экзамен. При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по социальной педагогике (И.Н. Андреевой, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Л.Я. Елисеевой, И.А. Липского, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, В.А.Никитина, Р.В. Овчаровой, С.А. Расчетиной, В.А. Сластёнина, В.Г.Степанова и др.). Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: «050706 – педагогика и психология». ДПП.Ф. 18. Социальная педагогика Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации. Социализированность, воспитанность. Социально–педагогическая виктимология. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Принципы социального воспитания. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы: (Факультет педагогики и психологии (дневная форма обучения)
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Примерное распределение учебного времени для студентов, обучающихся по специальности «050706 – «Педагогика и психология» (дневная форма обучения)
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Общие основы социальной педагогики Тема 1. Предмет, задачи курса «Социальная педагогика» Введение термина «социальная педагогика» в научный обиход (А. Дистервег). Историческое развитие представлений о предмете социальной педагогики, движение от разрозненных идей до целостных концепций. Социально-педагогические эксперименты И.Г. Песталоцци, Р.Оуэна, других педагогов – гуманистов. Система научных идей об интеграции воспитательных сил общества, о сознательном взаимодействии воспитания со всеми сторонами народной культуры (П. Наторп). Развитие социально-педагогической мысли в России в конце 19 – начале 20 вв. (В Соловьёв, Н. Бердяев, В. Розанов и др.). Социально-педагогические идеи в теоретических концепциях П. Лесгафта, П. Каптерева, К Вентцеля и других. Взгляды С.Т. Шацкого на организацию целостного воспитательного процесса в микросреде. Педагогические идеи А.С. Макаренко. Теория и практика социального воспитания в 20 – е годы 20 века в России. Влияние педологии на становление социальной педагогики как науки. Определение объекта и предмета социальной педагогики в современной отечественной науке. Тема 2. Введение института социальных педагогов в России Основные этапы социально-педагогической деятельности в России в 60-е – 90- е гг. 20 века. Введение специальности «социальная педагогика». Социальный педагог, его должностные обязанности и квалификационная характеристика. Многообразие кадров социальных педагогов в зарубежном и отечественном опыте: социальные работники, социальные педагогики, педагоги свободного времени, педагоги внешкольного воспитания, педагогики по «компенсаторному» образованию и др. Роль социального педагога в системе социальной помощи трудным подросткам, проблемным семьям, инвалидам и другим категориям. Профессиональный портрет социального педагога, его статус, функции социального педагога: диагностическая, организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая, охранно-защитная, воспитательная, культурно — досуговая. Основные требования к профессиональной подготовки кадров социальных педагогов. Тема 3. Социализация как социально-педагогическое явление Человек как субъект социально-педагогического образования. Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Субъект — субъектные, субъект – объектные, объект — субъектные и объект — объектные образовательные стратегии. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно-направляемого, социально-контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный. Различные подходы к проблеме социализированности человека. Задачи социализации. Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации. Социализированность, воспитанность, их характеристика. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Принципы социального воспитания. Микрофакторы социализации Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменения ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социализации. Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности и тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских исследованиях. Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников; возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы. Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Социализирующие функции и механизмы. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании. Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы. Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места, и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы. Мезофакторы социализации Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста. Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности и различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке. Региональные условия — географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические Стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений. Имплицитные концепции личности и воспитания. Общество как политико-социологическое явление. Половозрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации. Социальная и политическая структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации. Государство как политико-юридическое явление. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации. Относительно целенаправленная политика государства по социализации граждан. Взаимодействие макрофакторов социализации между собой, их влияние на мезо — и микрофакторы. Мегафакторы социализации Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Глобальные проблемы, их влияние на социализацию. Исследования отечественных ученых о влиянии мегафакторов на среду обитания и жизнь человека (В.М. Бехтерев, А.Л.Чижевский, П.П.Лазарев и др.). девиантного поведения. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике Понятие «девиации». Предпосылки и причины девиантного поведения. Типы девиантного поведения, их характеристика (девиантное, делинквентное, криминальное). Концепции девиации (биологические, психологические, социологические). Тема 5. Формы проявления девиантного поведения детей и подростков Проблема детской наркомании. Причины и последствия детского алкоголизма и наркомании. Первичная профилактика детской наркомании. Основные подходы к профилактике детской наркомании. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей. Теории причин проституции (генетические, биофизиологические, психологические и социальные). Современное состояние проблемы правонарушений среди несовершеннолетних. Причины роста числа преступлений среди несовершеннолетних. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, виды и функции. Основные категории исправительно-педагогической работы. Воспитательная работа в исправительных учреждениях. Методы и технологии в социально-педагогической деятельности. Взаимосвязь технологии и методов практического работы социального педагога. Основные подходы к классификации социально-педагогических технологий. Классификация социально-педагогических технологий. Структура и содержание социально-педагогической технологии. Сущность методов социально-педагогической деятельности, их содержание. Классификация основных методов, используемых социальным педагогом. Использование психологических методов в социально-педагогической деятельности. Использование методов социальной работы в социально-педагогической деятельности. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании. Личностный подход как основа индивидуальной помощи, его сущность и содержание. Возрастной, дифференцированный и индивидуальный подходы в процессе оказания индивидуальной помощи детям группы риска. Направления индивидуальной помощи: помощи в решении проблем самопознания, самореализации, самоутверждения и самосовершенствования. Форма оказания индивидуальной помощи. Способы оказания индивидуальной помощи. Каталог: umu-umk -> %D0%9F%D0%9F%D0%98 -> 050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F Скачать 1.41 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
|
|
Микро-, мезо- и макроподходы
Прежде чем мы обсудим более конкретные детали парадигм и теорий, давайте в общих чертах рассмотрим три возможных уровня исследования, на которых могут основываться социальные научные исследования. Эти три уровня демонстрируют, что, хотя социологи разделяют некоторые общие убеждения о ценности изучения и понимания человеческих взаимодействий, на том уровне, на котором они исследуют это взаимодействие, они различаются.
На микроуровне социологи исследуют мельчайшие уровни взаимодействия; даже в некоторых случаях только «я». Анализ на микроуровне может включать в себя взаимодействие один на один между парами или друзьями. Или, возможно, социолога интересует, как на самовосприятие человека влияет его или ее социальный контекст. В каждом из этих случаев уровень исследования микро. Когда социологи исследуют группы, их исследование находится на мезоуровне. Социологи, проводящие исследования мезоуровня, могут изучить, как различаются нормы поведения на рабочем месте в зависимости от профессии или как организованы детские спортивные секции, если привести два примера. На макроуровне социологи исследуют социальные структуры и институты. Исследования на макроуровне изучают крупномасштабные закономерности. В последние годы социологи все больше интересуются процессом и последствиями глобализации. Исследование глобализации, в котором рассматриваются взаимоотношения между странами, может быть примером исследования на макроуровне.
Давайте подробнее рассмотрим некоторые конкретные примеры социологических исследований, чтобы лучше понять каждый из трех уровней исследования, описанных ранее. Некоторые темы лучше всего подходят для изучения на одном конкретном уровне, в то время как другие темы можно изучать на каждом из трех разных уровней. Конкретный уровень исследования может формировать вопросы социолога по теме, или социолог может рассматривать тему с разных точек зрения в зависимости от используемого уровня исследования.
Сначала давайте рассмотрим несколько примеров различных тем, которые лучше всего подходят для определенного уровня запросов. Работа Стивена Маркса представляет собой отличный пример исследования аналитической структуры microAn, ориентированной на самые маленькие уровни взаимодействия. уровень. В одном исследовании Маркс и Шелли МакДермид (1996) Маркс С.Р. и МакДермид С.М. (1996). Множественные роли и личность: теория баланса ролей. Journal of Marriage and the Family, 58 , 417–432. опираться на предыдущие теории микроуровня, чтобы эмпирически изучить, как люди уравновешивают свои роли и идентичности. В этом исследовании исследователи обнаружили, что люди, которые испытывают баланс между своими многочисленными ролями и видами деятельности, сообщают о более низком уровне депрессии и более высоком уровне самооценки и благополучия, чем их менее сбалансированные коллеги. В другом исследовании Маркс и его коллеги изучили условия, в которых мужья и жены чувствуют себя наиболее сбалансированными в своих многочисленных ролях. Они обнаружили, что разные факторы важны для разных полов. Для женщин одним из наиболее важных факторов было наличие большего количества оплачиваемого рабочего времени и большего количества времени, проводимого в паре. Для мужчин было важно проводить свободное время со своими нуклеарными семьями, и баланс ролей уменьшался по мере увеличения рабочего времени (Marks, Huston, Johnson, & MacDermid, 2001). Marks, S.R., Huston, T.L., Johnson, E.M., & MacDermid, S.M. (2001). Баланс ролей среди белых супружеских пар. Журнал брака и семьи, 63 , 1083–1098. Оба этих исследования относятся к категории анализа на микроуровне.
В мезоАналитическая структура, ориентированная на групповые взаимодействия. На этом уровне социологи склонны изучать опыт групп и взаимодействие между группами. В недавней книге, основанной на их исследовании с сомалийскими иммигрантами, Ким Хьюсман и его коллеги (Huisman, Hough, Langellier, & Toner, 2011) Huisman, K. A., Hough, M., Langellier, K. M., & Toner, C. N. (2011). Сомалийцы в штате Мэн: пересечение культурных потоков . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус. изучить взаимодействие между сомалийцами и американцами в штате Мэн. Эти исследователи обнаружили, что стереотипы о том, что беженцы не могут или не хотят ассимилироваться и чрезмерно зависят от местных социальных систем, необоснованны. В совершенно другом исследовании взаимодействия на групповом уровне Майкл Месснер (2009) Месснер, Массачусетс (2009). Все для детей: пол, семья и молодежный спорт . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. провел исследование детских спортивных лиг. Месснер изучал взаимодействие между родителями-добровольцами, молодежными участниками, а также между организаторами лиг и родителями и обнаружил, что гендерные границы и иерархия увековечены взрослыми, которые руководят такими лигами. Эти два исследования, хотя и сильно различаются по своим конкретным точкам зрения, имеют общую направленность на мезоуровне.
Социологи, проводящие макроаналитические рамки, фокусирующиеся на крупномасштабных моделях социальных структур или институтов. Исследования изучают взаимодействие на самом широком уровне, например, взаимодействие между странами или сравнения между странами. Один из примеров исследования на макроуровне можно увидеть в недавней статье Дэвида Франка и его коллег (Frank, Camp, & Boutcher, 2010). Frank, D., Camp, B., & Boutcher, S. (2010). Мировые тенденции в уголовном регулировании секса, 1945–2005 гг. American Sociological Review, 75 , 867–893. Эти исследователи изучили происходящие во всем мире изменения в законах, регулирующих секс. Сравнивая законы в ряде стран за многолетний период (1945–2005 гг.), Фрэнк узнал, что законы, регулирующие изнасилование, прелюбодеяние, содомию и сексуальное насилие над детьми, сместили акцент с защиты более крупных организаций, таких как семьи, на защиту отдельных лиц. . В другом исследовании макроуровня Leah Ruppanner (2010)Ruppanner, LE (2010). Межнациональные отчеты о работе по дому: исследование мер по расширению прав и возможностей мужчин и женщин. Социальные исследования, 39 , 963–975. изучали, как национальные уровни гендерного равенства в 25 разных странах влияют на распределение семейной работы по дому. Руппаннер обнаружил, среди прочего, что по мере увеличения представительства женщин в парламенте увеличивается и участие мужчин в работе по дому.
Хотя верно, что некоторые темы поддаются изучению на определенном уровне, есть много тем, которые можно изучать на любом из трех уровней. Выбор зависит от конкретного интереса исследователя, подхода, который он или она хотели бы использовать, и видов вопросов, на которые он или она хочет иметь возможность ответить по теме. Давайте посмотрим на пример. Деятельность банд интересовала социологов в течение многих лет и изучалась на каждом из описанных здесь уровней исследования. На микроуровне социологи могут изучать внутреннюю работу конкретной банды, стили общения и то, на что похожа повседневная жизнь членов банды. Хотя это и не написано социологом, один пример микроуровневого анализа деятельности банд можно найти в книге Саньики Шакур «19 лет».93 автобиографии, Monster .Шакур, С. (1993). Монстр: Автобиография члена банды Лос-Анджелеса . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press. В своей книге Шакур описывает свою прежнюю повседневную жизнь члена Crips на юге центральной части Лос-Анджелеса. В рассказе Шакура о событиях подчеркивается взаимодействие на микроуровне между ним самим, другими членами Crips и другими бандами.
Рисунок 2.4
Судир Венкатеш изучал деятельность банд в Чикаго.
© Thinkstock
На мезоуровне социологи, скорее всего, изучают взаимодействие между бандами или, возможно, то, как различные ветви одной и той же банды варьируются от одной области к другой. На макроуровне мы могли бы сравнить влияние деятельности банд на разные сообщества или изучить экономическое влияние банд на страны. Прекрасные примеры исследований банд на всех трех уровнях анализа можно найти в журнале Journal of Gang Research , издаваемом Национальным центром исследования бандитских преступлений (NGCRC).0003 Journal of Gang Research — официальное издание Национального центра исследования бандитских преступлений (NGCRC). Вы можете узнать больше о NGCRC и журнале на http://www.ngcrc.com. Исследование Судира Венкатеша (2008 г.), Венкатеш С. (2008 г.). Лидер банды на один день: социолог-изгой выходит на улицы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Group. Главарь банды на один день — пример исследования банд, в котором используются все три уровня анализа. Венкатеш провел включенное наблюдение за бандой в Чикаго. Он узнал о повседневной жизни членов банды (микро) и о том, как изучаемая им банда взаимодействовала и вписывалась в ландшафт других «франшиз» банд (мезо). Кроме того, Венкатеш описал влияние банды на общество и экономику в целом (макро).
Основные выводы
- Социологические исследования могут проводиться на любом из следующих трех аналитических уровней: микро-, мезо- или макроуровень.
- Некоторые темы поддаются одному конкретному аналитическому уровню, в то время как другие можно изучать на любом или всех трех уровнях анализа.
Упражнения
- Подумайте о теме, которую вы хотели бы изучить. Как вы думаете, с какого аналитического уровня имеет смысл изучать вашу тему? Почему?
- Найдите пример опубликованного социологического исследования, в котором рассматривается одна тема на каждом из трех аналитических уровней. Опишите, как исследователь использует каждый из трех уровней в своем анализе.
- Чтобы узнать больше о микросоциологии, посетите раздел социальной психологии Американской социологической ассоциации: http://www.ssc.wisc.edu/socpsych/ASA. Что изучение этого сайта говорит вам о микросоциологической перспективе, чего вы раньше не знали?
- Чтобы узнать больше о макросоциологии, посетите раздел Американской социологической ассоциации по глобальной и транснациональной социологии: http://www2.asanet.org/sectionglobal. Что изучение этого сайта говорит вам о макросоциологической перспективе, чего вы раньше не знали?
Влияние семейного микроокружения на потребительскую социализацию детей
Влияние семейного микроокружения на потребительскую социализацию детей | ACRУзнайте больше о наших Условиях обслуживания и Политике конфиденциальности
Мы изучаем потребительский опыт детей в семьях, чтобы дополнительно исследовать роль, которую семейная среда играет в потребительской социализации детей. Мы определяем, как семейная микросреда, созданная родителями, братьями и сестрами, работает над созданием потребительской микросреды, оказывающей разное влияние на социализацию детей как потребителей. Представлена обновленная концептуализация потребительской социализации, признающая, что дети занимают свою уникальную нишу в экологии своей семьи. Уникальная семейная микросреда ребенка влияет на то, как влияние оказывается на принятие решений в семье, и на сопротивление, которое дети испытывают к своим стратегиям влияния.
Ссылка:
Бен Керран и Маргарет К. Хогг (2009 г.), «Влияние семейной микросреды на потребительскую социализацию детей», в NA — Advances in Consumer Research Volume 36, eds. Энн Л. Макгилл и Шэрон Шавитт, Дулут, Миннесота: Ассоциация потребительских исследований, страницы: 632-634.
Авторы
Бен Керран, Брэдфордский университет, Великобритания
Маргарет К. Хогг, Ланкастерский университет, Великобритания
Том
NA — Достижения в исследованиях потребителей, том 36 | 2009
Поделиться Поступления
Узнать больше
Рекомендуемые
М3. #FOMO: как страх упустить выгоду влияет на решения потребителей о покупке
Мишель ван Солт, Международный университет Флориды
Джессика Риксом, Университет Невады, Рено
Кимберли Тейлор, Международный университет Флориды
Подробнее
Рекомендуемые
М9. Изучение исторической ностальгии и ее значение для потребительских исследований
Мэтью Фармер, Аризонский университет, США
Калеб Уоррен, Университет Аризоны, США
Подробнее