ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Результат поиска: найдено 1 объектов.
Кол-во строк: 5101520253050100Все
- 1. Ланин Борис Александрович
- (Контент / Сотрудники / Ланин Борис Александрович)
- … (Dis)Connections, Copenhagen – Nizhnii Novgorod, 2008, pp. 70-84. (наанглийскомязыке)32. ‘Воображаемая Россия в современной русской антиутопии’, in Beyond the Empire: Images of Russia in the Eurasian Cultural …
С 16 марта по 30 апреля 2023 года будет проходить заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по 24 общеобразовательным предметам. Участников заключительного этапа олимпиады на своих площадках встретят 13 субъектов Российской Федерации и федеральная территория Сириус: Москва – экономика,…
Уважаемые коллеги, дорогие женщины! Сегодня мы отмечаем самый красивый и трепетный, светлый и солнечный праздник в году — Международный женский день.
В очередном номере издания «Учительская газета» № 10 от 7 марта 2023 года опубликована статья Михаила Викторовича Богуславского «Защитник Мира, Покоя и Благоденствия». В статье М.В. Богуславский как главный редактор собраний сочинений Ш.А. Амонашвили «Основы гуманной педагогики» подробно характериз…
Федеральная служба по финансовому мониторингу, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации проводят III Международную олимпиаду по финансовой безопасности для школьников 8–10-х классов, студентов профессиональных образовательных орган.
По инициативе Президента Год педагога и наставника проводится в честь 200-летия со дня рождения Константина Ушинского, одного из основателей педагогической науки. Преподаватели школ, вузов, наставники и тренеры смогут принять участие в большом количестве мероприятий: 🎤встречах и форумах; 🏛выставочн…
Уважаемые коллеги, дорогие мужчины! От всего коллектива Института примите самые добрые поздравления с Днём защитника Отечества! Этот праздник по-особому важен для России. Он символизирует великие подвиги, сокрушительные победы и единство российского народа в деле защиты Отечества на протяжении всей…
ВСЕ НОВОСТИ ➥
Факторы социализации.
План:
1. Понятие «фактор социализации»; подходы к классификации факторов социализации.
2. Основные факторы социализации.
3. Тенденции социализации человека в современных условиях.
Рекомендуемая литература:
Кон, И. С. Ребёнок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009.
Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004.
Мудрик, А. В. Социализация вчера и сегодня / А. В. Мудрик. –М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
Как уже говорилось, социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него, и требующих от него определённого поведения и определённой активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.
В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. Широко известную в социальной педагогике характеристику факторов социализации дал А. В. Мудрик.
К мегафакторам социализации отнесены космос, планета и мир.
Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей на планете Земля с древности привлекали внимание мыслителей. На протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в Космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого сообщества и отдельного человека. Подобные идеи так или иначе постоянно присутствовали в массовом сознании, а в определённые периоды развития того или иного общества приобретали довольно большой вес.
Развернувшиеся во второй половине XX столетия исследования ближнего космоса, планирующиеся экспедиции в глубь Вселенной постепенно накапливают новый массив знаний о космосе, о Земле как его частице, об их взаимосвязи.
Представляется вполне вероятным, что по мере познания непознанного и потому кажущегося невозможным обнаружатся объяснения неизвестных и непонятных нам сегодня причин и закономерностей социальных процессов и явлений в мире и в отдельных странах, что даст возможность содержательно охарактеризовать Космос как мегафактор социализации жителей Земли. По мнению А. В. Мудрика, не стоит также исключать и вероятность того, что полученные знания выявят некие зависимости характера и жизненного пути людей от неких космических сил и обстоятельств, что в отдалённой перспективе может стать одной из основ индивидуального подхода в воспитании человека.
Органично взаимосвязаны и взаимозависимы такие факторы социализации, как планета и мир. На нашей планете – Земле – в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих её людей. Мир – понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В ходе очень длительной эволюции на планете Земля возникли условия, породившие жизнь, а затем и первичные формы человеческого сообщества. Развиваясь тысячи лет, человечество превратилось в некое планетарное сообщество, которое и можно назвать миром.
В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влияние стало наиболее очевидным в XX столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические. Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию человека.
Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле – пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной).
Опосредованное влияние глобальных процессов и проблем на социализацию человека, подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других – меньше). Глобальные экономические и политические процессы определяют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.
Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого явились изменения в восприятии жизни.
Наличие и роль мегафакторов социализации необходимо иметь в виду и учитывать, определяя цели, задачи и содержание воспитания. Поэтому большое значение приобретает реализация принципа природосообразности воспитания. Современная трактовка этого принципа воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
К макрофакторам социализации отнесены страна, этнос, общество и государство.
В повседневной жизни понятия страна и государство, как правило, употребляются как синонимы. Аналогично обстоит дело с понятиями государство и общество. Это имеет свои исторические, политические и психологические основания. На самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых имеет особенности и свою роль в процессе социализации человека.
Страна – феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определённые границы. Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны (Я. Щепаньский).
Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости от климата того или иного места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам. Это суждение небеспочвенно, хотя и не следует преувеличивать влияние климата на поведение человека.
Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения, на состояние здоровья жителей, распространение ряда болезней, наконец – на становление этнических особенностей её жителей.
Природно-климатические условия первоначально определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более социализацией человека. По мнению А. В. Мудрика, природно-географические условия – это всего лишь своеобразные «рамки» процесса социализации. Не играя в нём самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. То, как объективные условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство.
Понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но при рассмотрении проблемы факторов социализации они употребляются как синонимы. Этнос, нация – явления историко-социально-культурное. Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой – не следует и абсолютизировать. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы – витальные (буквально – жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).
Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физического развития и т.д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах.
Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется менталитетом. Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Менталитет в связи с этим проявляется и в свойственных представителям этноса способах действовать в окружающем мире.
Можно говорить о том, что менталитет этноса во многом определяет: отношение его представителей к труду и специфические традиции, связанные с трудовой деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т.д.
Влияние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. Большую роль менталитет играет и в формировании межэтнических установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы.
Говоря об обществе как макрофакторе социализации, отметим, что в России до самого последнего времени и фактически, и идеологически, а на уровне обыденного сознания и до сих пор общество отождествляется с государством. Начинается очень трудное осознание примата общества перед государством, приоритета личности перед государством и обществом. Общество – понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, этнические, конфессиональные, возрастные, профессиональные, социальные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.
В каждом обществе складываются специфические условия социализации человека на каждом возрастном этапе. Они зависят от особенностей гендерной (полоролевой), возрастной и социальной структур общества, от уровня его экономического и культурного развития, от социально-психологического климата и т. п.
Звеном политической системы общества является государство, которое обладает властными функциями. Государство – понятие политико-юридическое. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.
Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку политика, экономическая и социальная практика, для него характерные, создают определённые условия жизни для его граждан, их развития и самореализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения задач, необходимых для реализации им своих функций.
К мезофакторам социализации отнесены регионы, вид поселения, субкультуры.
Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании её жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий – регионов. В России они довольно обширны. Однако в различных документах и в обыденной жизни регионом обычно называют меньшие территории административные единицы: республики, края, области, национальные округа. Это так называемые субъекты Российской Федерации, обладающие относительной административной автономией; имеющие региональные органы законодательной, исполнительной и судебной властей; располагающие собственными бюджетами, формирующимися как за счёт региональных доходов, так и помощи федерального бюджета; реализующие более или менее осмысленную и последовательную политику – социальную, экономическую, культурную и др.
На стихийную социализацию населения в регионе, а также на то, в каком направлении и как происходит самоизменение его жителей, влияют природно-географические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические особенности региона; этнический состав населения, степень его стабильности; исторические и культурологические региональные различия.
Объективные характеристики региона и сложившиеся в нём условия можно рассматривать и как предпосылки относительно направляемой социализации населения, подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики региональных властей. В данном случае речь идёт о региональной политике в масштабах субъектов Российской Федерации.
В российской реальности, по мнению А. В. Мудрика, целесообразно рассматривать в качестве мезофактора социализации и как минимум четыре вида поселений: сельские поселения, городские поселения, малые города и посёлки. Каждому из этих видов поселений свойственны особенности территориальной организации, экономического уклада, социальной структуры, культурного развития и образа жизни. Поселение – непосредственная среда жизнедеятельности людей, выполняющая экономические, социальные, культурные и другие функции. Условия жизнедеятельности, складывающиеся в поселении, непосредственно предопределяют ситуацию социализации его жителей.
На социализацию человека особенно в подростковом и юношеском возрастах значительное влияние оказывает и субкультура. Это влияние имеет место постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы, которые являются её носителями, значимы для него. Чем больше человек соотносит свои ценности и нормы с нормами и ценностями референтной группы носительницы конкретной субкультуры, тем эффективней она на него влияет. В зависимости от характера той или иной субкультуры и возраста её носителей её влияние на стихийную социализацию человека может быть более или менее обширным.
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определённых занятий (охотники, рыбаки, филателисты и т. п.) и т. д.
Субкультуры выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также маркирования социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных – их дезорганизации. Одни субкультуры выступают как контркультуры (уголовно-лагерная, хиппи и т. п.), а другие — порождают инновационные явления и способствуют их вхождению в культуру общества. Субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет её влияние на самосознание личности, её самоуважение и самопринятие.
В составе мезофакторов социализации А. В. Мудрик рассматривает и средства массовой коммуникации. При этом подчёркивается, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного СМК (читателей одной газеты, слушателей определённой радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей). В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.
К микрофакторам социализации отнесены семья, соседство и микросоциум, группы сверстников, организации.
Семья – важнейший фактор социализации человека. Она являет собой персональную среду жизни и развития человека, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи: демографическим, социально-культурным, социально-экономическим, технико-гигиеническим. Социализация человека в семье осуществляется, главным образом, благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах и формах, которые обусловлены её культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой. Наиболее эффективно традиционный механизм социализации в семье действует по отношению к растущим детям.
Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она способна стать средой самоизменения и ареной самореализации её членов.
В любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результат которой определяются её объективными характеристиками: составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными и прочими условиями, ценностными установками, стилем жизни и взаимопонимания членов семьи.
Соседство как некая близко территориально проживающая группа людей играет ту или иную роль в стихийной социализации человека в зависимости от его возраста, социально-культурного статуса, типа и размера поселения, в котором он живёт. До определённого возраста соседство – не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации. Затем, с возрастом, для большой части людей соседство всё более и более утрачивает социализирующую роль, оставаясь лишь местом жительства. Дети – дошкольники, младшие школьники и, как правило, младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение – выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму.
Интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве, как позитивного, так, естественно, и негативного характера. Но это – объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоятельств и факторов, социализирующих растущего человека.
Одним из условий социализации человека является микросоциум. Сложно дать точное определение микросоциума. По А. В. Мудрику, — это действующая на определённой территории общность, включающая в себя семью, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитательные и контркультурные организации, а также различные неформальные группы жителей. Влияние микросоциума на процесс социализации человека зависит от объективных характеристик микросоциума в целом и особенностей ближайшего соседского окружения, а также от субъективных характеристик самого человека.
Социализация человека происходит во взаимодействии не только с различными группами (семейной, сверстников, соседей и пр.), но и в различных организациях и с различными организациями. Организация – это объединение людей, созданное для решения определённых задач и реализации определённых функций. Есть два вида организаций, которые можно рассматривать как микрофакторы социализации всех или подавляющего большинства людей: это воспитательные организации различного типа (детские сады, школы, вузы и пр.) и те общественные, государственные и частные организации различных типов, в которые входит или с которыми так или иначе взаимодействует человек на протяжении своей жизни (от детских поликлиник до предприятий, учреждений и любительских обществ).
Совершенно иной вид организаций – религиозные, которые являются микрофактором социализации не всех, а лишь последователей той или иной конфессии.
Можно выделить ещё один вид – добровольные организации.
Особый вид организаций – контркультурные (криминального и тоталитарного типов), в которые входят лишь определённое количество людей. Поскольку они формируют у своих членов антисоциальные сознание и поведение, постольку их можно рассматривать не как фактор социализации, а как фактор десоциализации.
Говоря о социализации детей, выделяют ряд тенденций данного процесса в современных условиях: увеличение количества факторов социализации и изменение их значимости; усложнение содержания и методов социализации; быстрое изменение социальной и культурной среды; объективная необходимость готовить подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений (И. С. Кон).
ПЛАН
семинарского занятия № 5 по теме: «Факторы социализации» (4 ч.).
1. Понятие «фактор социализации». Подходы к классификации факторов социализации.
2. Характеристика мега- и макрофакторов социализации.
3. Характеристика мезофакторов социализации.
4. Характеристика микрофакторов социализации.
5. Тенденции социализации человека в современном российском обществе.
Литература:
Кон, И. С. Ребёнок и общество: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003.
Методические указания студентам по дисциплине «Социальная педагогика» / Авт.-сост. Е. Г. Шаин. – 3-е изд. –Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. –С. 25-36.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. –С. 34-145.
Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004.
Задания для самостоятельной работы
1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.
2. Напишите 2-3 библиографические карточки по литературе данной темы, составьте свои аннотации к избранным изданиям.
Вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.
2. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?
3. Раскройте социализирующие функции религиозных организаций.
4. Покажите двойственную роль воспитательных организаций в процессе социализации.
Индивидуальные задания
1. Напишите эссе «Особенности семейной социализации в регионе моего проживания».
2. Найдите адреса (включая электронные) интересного, с Вашей точки зрения, опыта социального воспитания в учреждениях социального обслуживания населения.
Гендер и социализация | Введение в социологию
Результаты обучения
- Объясните влияние социализации на гендерные роли в США
- Объясните и приведите примеры сексизма
Рисунок 1. Традиционные представления о гендерных ролях в США подкрепляют идею о том, что женщины должны подчиняться мужчинам. (Фото предоставлено Sport Suburban/flickr)
Гендерные роли
По мере взросления мы учимся правильно себя вести у окружающих. В этом процессе социализации дети знакомятся с определенными ролями, которые обычно связаны с их биологическим полом. Срок гендерная роль относится к концепции общества о том, как люди должны выглядеть и вести себя, на основе созданных обществом норм мужественности и женственности. В американской культуре мужские роли обычно ассоциируются с силой, агрессией и доминированием, тогда как женские роли обычно ассоциируются с пассивностью, заботой и подчинением.
Социализация гендерных ролей начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Наше общество быстро одевает младенцев мужского пола в синее, а девочек в розовое, даже применяя эти гендерные ярлыки с цветовой кодировкой, пока ребенок находится в утробе матери. Эта цветовая дифференциация совершенно нова — до 19 века.40-х мальчики носили розовое, а девочки синее. В 19-м и начале 20-го века мальчики и девочки носили платья (в основном белые) до 6-7 лет, в это же время делали первую стрижку. [1]
Рисунок 2. Отцы, как правило, больше вовлечены, когда их сыновья занимаются деятельностью, соответствующей полу, например спортом. (Фото предоставлено Шоном Ли/flickr)
Таким образом, гендер, как и раса, является социальной конструкцией с вполне реальными последствиями. Стремление придерживаться мужских и женских гендерных ролей сохраняется и в более позднем возрасте. Мужчины, как правило, превосходят женщин в таких профессиях, как правоохранительные органы, военные и политики. Женщины, как правило, превосходят мужчин в профессиях, связанных с уходом, таких как уход за детьми, здравоохранение (хотя термин «врач» по-прежнему вызывает в воображении образ мужчины) и социальная работа. Эти профессиональные роли являются примерами типичного поведения мужчин и женщин в США, происходящими из традиций нашей культуры. Приверженность им демонстрирует выполнение социальных ожиданий, но не обязательно личных предпочтений (Diamond, 2002).
Гендер и социализация
Фраза «мальчики будут мальчиками» часто используется для оправдания такого поведения, как толкание, толкание или другие формы агрессии со стороны мальчиков. Фраза подразумевает, что такое поведение неизменно и является частью натуры мальчика. Агрессивное поведение, если оно не причиняет значительного вреда, часто принимается мальчиками и мужчинами, потому что оно соответствует культурному сценарию мужественности. «Сценарий», написанный обществом, в чем-то подобен сценарию, написанному драматургом. Точно так же, как драматург ожидает от актеров соблюдения предписанного сценария, общество ожидает, что женщины и мужчины будут вести себя в соответствии с ожиданиями от их соответствующих гендерных ролей.
Попробуйте
Социализация
В раннем возрасте дети узнают, что у мальчиков и девочек есть разные ожидания. Кросс-культурные исследования показывают, что дети осознают гендерные роли в возрасте двух или трех лет. В четыре или пять лет большинство детей прочно укоренились в культурно приемлемых гендерных ролях (Kane, 1996). Дети приобретают эти роли в процессе социализации — процесса, в ходе которого люди учатся вести себя определенным образом в соответствии с социальными ценностями, убеждениями и установками.
Рисунок 3. Хотя в нашем обществе может существовать стереотип, связывающий мотоциклы с мужчинами, женщины-байкеры демонстрируют, что место женщины в современных Соединенных Штатах простирается далеко за пределы кухни. (Фото предоставлено Робертом Коус-Бейкером/flickr)
Например, общество часто рассматривает езду на мотоцикле как мужское занятие и, следовательно, считает это частью мужской гендерной роли. Подобные установки обычно основаны на стереотипах, которые представляют собой чрезмерно упрощенные представления о членах группы. Гендерные стереотипы включают чрезмерное обобщение взглядов, черт или моделей поведения женщин или мужчин. Например, женщины могут считаться слишком робкими или слабыми, чтобы ездить на мотоцикле.
Подражание действиям значимых других является первым шагом в развитии отдельного ощущения себя (Mead 1934). Напомним, что согласно теории развития Мида, дети до 2 лет находятся в подготовительной стадии, в которой они копируют действия окружающих, затем в игровой стадии (между 2-6 годами), когда они играют в притворство и имеют трудную время следования установленным правилам, а затем стадия игры (от 7 лет и старше), когда они могут играть по набору правил и понимать разные роли.
Как и взрослые, дети становятся агентами, которые активно содействуют и применяют нормативные гендерные ожидания к окружающим. Когда дети не соответствуют соответствующей гендерной роли, они могут столкнуться с негативными санкциями, такими как критика или маргинализация со стороны сверстников. Хотя многие из этих санкций носят неформальный характер, они могут быть весьма серьезными. Например, девушку, которая хочет заниматься карате вместо уроков танцев, могут назвать «сорванцом», и она сталкивается с трудностями в получении признания как от мужских, так и от женских групп сверстников (Ready, 2001). Мальчики особенно часто подвергаются насмешкам за гендерное несоответствие (Coltrane and Adams 2004; Kimmel 2000).
Одним из способов обучения детей гендерным ролям является игра. Родители обычно снабжают мальчиков грузовиками, игрушечными пистолетами и атрибутами супергероев, которые являются активными игрушками, развивающими двигательные навыки, агрессию и одиночную игру. Дочерям часто дарят кукол и нарядную одежду, которые способствуют заботе, социальной близости и ролевой игре. Исследования показали, что дети, скорее всего, предпочтут играть с «подходящими для пола» игрушками (или игрушками того же пола), даже если доступны игрушки разных полов, потому что родители дают детям положительную обратную связь (в форме похвалы, вовлечения и физической активности). близость) для гендерно-нормативного поведения (Кальдера, Хьюстон и О’Брайен 1998). Концепция зазеркалья Чарльза Кули применима к гендерной социализации, потому что именно благодаря этому интерактивному интерпретационному процессу с социальным миром у людей развивается чувство гендерной идентичности.
Рисунок 4 . Детские занятия и обучение, такие как эта поездка отца и дочери на охоту на уток, могут повлиять на взгляды людей на гендерные роли на протяжении всей жизни. (Источник: Тим Миллер, USFWS Midwest Region/flickr)
Гендерная социализация происходит через четыре основных агента социализации: семью, школу, группы сверстников и средства массовой информации. Каждый агент усиливает гендерные роли, создавая и поддерживая нормативные ожидания в отношении гендерно-специфического поведения. Воздействие также происходит через вторичных агентов, таких как религия и рабочее место. Повторное воздействие этих агентов с течением времени приводит мужчин и женщин к ложному ощущению, что они действуют естественно, а не следуют социально сконструированной роли.
Семья – первый агент социализации. Имеются убедительные доказательства того, что родители по-разному социализируют сыновей и дочерей. Вообще говоря, девочкам предоставляется больше свободы действий, чтобы выйти за рамки предписанной им гендерной роли (Coltrane and Adams, 2004; Kimmel, 2000; Raffaelli and Ontai, 2004). Однако дифференцированная социализация обычно приводит к большим привилегиям, предоставляемым сыновьям. Например, сыновьям предоставляется больше автономии и независимости в более раннем возрасте, чем дочерям. Им может быть предоставлено меньше ограничений в отношении соответствующей одежды, привычек свиданий или комендантского часа. Сыновья также часто свободны от выполнения домашних обязанностей, таких как уборка или приготовление пищи, и других домашних дел, которые считаются женскими. Дочери ограничены своим ожиданием быть пассивными и заботливыми, в целом послушными и брать на себя домашние обязанности.
Даже когда родители ставят своей целью гендерное равенство, в основе этого могут лежать признаки неравенства. Например, мальчиков могут попросить вынести мусор или выполнить другие задачи, требующие силы или выносливости, в то время как девочек можно попросить сложить белье или выполнить обязанности, требующие аккуратности и осторожности. Было обнаружено, что отцы более устойчивы в своих ожиданиях гендерного соответствия, чем матери, и их ожидания в отношении сыновей сильнее, чем в отношении дочерей (Kimmel 2000). Это верно для многих видов деятельности, включая предпочтение игрушек, стилей игры, дисциплины, работы по дому и личных достижений. В результате мальчики, как правило, особенно восприимчивы к неодобрению отца, когда занимаются чем-то, что может считаться женским, например, танцами или пением (Coltraine and Adams, 2008). Родительская социализация и нормативные ожидания также различаются в зависимости от социального класса, расы и этнической принадлежности. Например, афроамериканские семьи чаще, чем представители европеоидной расы, моделируют для своих детей эгалитарную ролевую структуру (Staples and Boulin Johnson, 2004).
Закрепление гендерных ролей и стереотипов продолжается, когда ребенок достигает школьного возраста. До недавнего времени школы довольно откровенно стремились разделить мальчиков и девочек. Первым шагом к стратификации была сегрегация. Девочек поощряли посещать курсы домоводства или гуманитарных наук, а мальчиков — математику и естественные науки. Исследования показывают, что гендерная социализация все еще происходит в школах сегодня, возможно, в менее очевидных формах (Lips, 2004). Учителя могут даже не осознавать, что их действия воспроизводят гендерно дифференцированные модели поведения. Тем не менее каждый раз, когда они просят учеников расставить свои места или выстроиться в линию в соответствии с полом, учителя могут утверждать, что к мальчикам и девочкам следует относиться по-разному (Торн 19).93).
Школы незаметно передают девочкам сообщения о том, что они менее умны или менее важны, чем мальчики. Например, в исследовании ответов учителей на учеников мужского и женского пола данные показали, что учителя хвалили учеников мужского пола гораздо больше, чем учениц. Учителя чаще прерывали девочек и давали мальчикам больше возможностей для развития своих идей (Sadker and Sadker, 1994). Кроме того, в социальных и академических ситуациях учителя традиционно относились к мальчикам и девочкам по-разному, усиливая чувство соперничества, а не сотрудничества (Thorne 19).93). Мальчикам также предоставляется большая свобода в нарушении правил или совершении незначительных отклонений, в то время как девочки должны тщательно следовать правилам и играть послушную роль (Ready, 2001).
Средства массовой информации служат еще одним важным агентом гендерной социализации. На телевидении и в кино женщины, как правило, играют менее значимые роли и часто изображаются женами или матерями. Когда женщинам отводится главная роль, она часто впадает в одну из двух крайностей: здоровая, подобная святой фигура или злобная, гиперсексуальная фигура (Etaugh and Bridges 2003). Гендерное неравенство широко распространено и в детских фильмах (Смит, 2008). Исследования показывают, что в десяти самых кассовых фильмах с рейтингом G, выпущенных между 19 и91 и 2013 девять из десяти персонажей были мужчинами (Смит, 2008).
Телевизионные ролики и другие формы рекламы также усиливают неравенство и гендерные стереотипы. Женщины почти исключительно присутствуют в рекламе товаров для приготовления пищи, уборки или ухода за детьми (Davis, 1993). Вспомните, когда вы в последний раз видели мужчину в рекламе посудомоечной машины или стирального порошка. В целом женщины недостаточно представлены на должностях, связанных с лидерством, интеллектом или уравновешенной психикой. Особую озабоченность вызывает бесчеловечное изображение женщин, особенно в музыкальных клипах. Однако даже в основной рекламе довольно часто встречаются темы, связанные с насилием и сексуальностью (Kilbourne 2000).
Смотреть
Посмотрите следующее видео, чтобы больше подумать о социальной конструкции гендера.
Попробуйте
Дополнительные исследования
Посмотрите это видео CrashCourse, чтобы узнать больше о гендерной стратификации.
Сексизм
В основе сексизма лежат гендерные стереотипы. Сексизм относится к предвзятым убеждениям, в которых один пол ставится выше другого. Как и расизм, сексизм веками был частью американской культуры. Вот краткая хронология «первых» в Соединенных Штатах:
- До 1809 г. — женщины не могли оформить завещание
- До 1840 года женщинам не разрешалось владеть или распоряжаться собственностью
- До 1920 года женщинам не разрешалось голосовать
- До 1963 года работодатели могли по закону платить женщине меньше, чем мужчине за ту же работу
- До 1973 года женщины не имели права на безопасный и легальный аборт
- До 1981 года — ни одна женщина не работала в Верховном суде США.
- До 2009 г. — ни одна афроамериканка не была генеральным директором американской корпорации Fortune 500
- До 2016 года — ни один латиноамериканец не был сенатором США.
- До 2017 года — ни один открыто трансгендерный человек не был избран в законодательный орган штата
Несмотря на то, что в Соединенных Штатах неравное обращение с женщинами считается открытой дискриминацией, оно по-прежнему присутствует в общественной жизни. Следует отметить, что дискриминация по признаку пола происходит как на микро-, так и на макроуровне. Многие социологи сосредотачиваются на дискриминации, встроенной в социальную структуру; этот тип дискриминации известен как институциональная дискриминация (Pincus 2008).
Рисунок 4. В некоторых культурах женщины выполняют всю работу по дому без помощи мужчин, поскольку работа по дому является признаком слабости и считается в обществе женской чертой. (Фото предоставлено Evil Erin/flickr)
Как и расизм, сексизм имеет вполне реальные последствия. Стереотипы о женщинах, например, о том, что они «слишком мягкие», чтобы принимать финансовые решения о таких вещах, как завещания или имущество, превратились в отсутствие женского лидерства в компаниях из списка Fortune 500 (в 2018 году женщины возглавляли только 24 компании!). Мы также видим гендерные различия в политике и в юридических вопросах, поскольку законы, касающиеся репродуктивного здоровья женщин, принимаются преимущественно мужским законодательным органом как на уровне штата, так и на федеральном уровне.
Разрыв в оплате труда
Одним из наиболее ощутимых последствий сексизма является гендерный разрыв в оплате труда. Несмотря на то, что они составляют почти половину (49,8 процента) занятых по заработной плате, мужчины значительно превосходят женщин по численности на авторитетных, влиятельных и, следовательно, высокооплачиваемых должностях (U.S. Census Bureau 2010). Даже если статус занятости женщины равен статусу мужчины, она, как правило, зарабатывает всего 81 цент на каждый доллар, заработанный ее коллегой-мужчиной (Payscale 2020). Женщины в оплачиваемой рабочей силе также по-прежнему выполняют большую часть неоплачиваемой работы дома. В среднем 84 процента женщин (по сравнению с 67 процентами мужчин) тратят время на ведение домашнего хозяйства (U.S. Census Bureau 2011). Эта двойная обязанность удерживает работающих женщин в подчиненной роли в структуре семьи (Hochschild and Machung 19).89).
Рисунок 5 . В 2017 году общий средний заработок мужчин составлял 52 146 долларов, а женщин — 41 977 долларов. Это означает, что женщины зарабатывают 80,1% от того, что зарабатывают мужчины в США. (Источник: Женское бюро Министерства труда США)
Стеклянный потолок
Идея о том, что женщины не могут попасть в представительские апартаменты, известна как стеклянный потолок. Это невидимый барьер, с которым сталкиваются женщины, пытаясь получить работу на самом высоком уровне бизнеса. Например, в начале 2021 года женщинами управляли рекордные 41 из 500 крупнейших компаний мира. Несмотря на значительное улучшение по сравнению с цифрой двадцатью годами ранее, когда только двумя компаниями руководили женщины, эти 41 генеральный директор по-прежнему составляют лишь восемь процентов этих крупных компаний (Newcomb 2020).
Почему женщинам труднее достичь вершины компании? Одна идея состоит в том, что в Соединенных Штатах все еще существует стереотип о том, что женщины недостаточно агрессивны, чтобы вести себя в зале заседаний, или что они склонны искать работу и работать с другими женщинами (Reiners, 2019). Другие проблемы проистекают из гендерных предубеждений, основанных на гендерных ролях и материнстве, о которых говорилось выше.
Другая идея заключается в том, что женщинам не хватает наставников, руководителей, которые проявляют интерес и приглашают их на нужные встречи и знакомят с нужными людьми для достижения успеха (Murrell & Blake-Beard 2017).
Женщины в политике
Одно из самых важных мест, где женщины могут помогать другим женщинам, — это политика. Исторически в Соединенных Штатах, как и во многих других институтах, политическое представительство в основном состояло из белых мужчин. Из-за отсутствия женщин в правительстве их проблемы решают люди, не разделяющие их точки зрения. Число женщин, избранных для работы в Конгрессе, с годами увеличилось, но еще не точно отражает численность населения в целом. Например, в 2018 году население США составляло 49 человек.мужчин и 51% женщин, но население Конгресса составляло 78,8% мужчин и 21,2% женщин (Manning 2018). С годами количество женщин в федеральном правительстве увеличилось, но до тех пор, пока оно не будет точно отражать численность населения, в наших законах будет неравенство.
Рисунок 6 . Распределение членства в Конгрессе по полу. В 2021 году в Конгрессе было рекордное количество женщин: 120 женщин работали в Палате представителей и 24 — в Сенате. Гендерное представительство неуклонно растет с течением времени, но далеко не равно. (Источник: на основе данных Центра американских женщин в политике Университета Рутгерса)
Глобальный сексизм
Гендерное расслоение посредством разделения труда характерно не только для Соединенных Штатов. Согласно классической работе Джорджа Мердока « Outline of World Cultures » (1954), все общества классифицируют работу по полу. Когда паттерн проявляется во всех обществах, его называют культурной универсалией. Хотя феномен распределения работы по признаку пола является универсальным, его специфики нет. Одна и та же задача не ставится ни перед мужчинами, ни перед женщинами во всем мире. Но то, как оценивается пол, связанный с каждой задачей, примечательно. Изучая разделение труда между 324 обществами по всему миру, Мердок обнаружил, что почти во всех случаях работа, отведенная мужчинам, имела больший престиж (Murdock and White 19).68). Даже если типы работ были очень похожи, а различия незначительны, мужская работа все же считалась более важной.
В тех частях мира, где женщин сильно недооценивают, девочки могут не иметь такого же доступа к питанию, здравоохранению и образованию, как мальчики. Кроме того, они вырастут, полагая, что заслуживают того, чтобы к ним относились не так, как к мальчикам (ЮНИСЕФ, 2011; Торн, 1993).
Смотри
Попробуйте
Подумай об этом
- Как родители по-разному относятся к сыновьям и дочерям? Как сыновья и дочери обычно реагируют на такое обращение?
- Как гендерные роли влияют на детские игры? Вспомните свое детство.