Роль невербальных характеристик общения в медицинской коммуникации
В процессе общения важным аспектом являются не только дистанция между собеседниками и их расположение, но и то, как они ведут себя в пространстве. Жесты, мимика, взгляд могут помочь наладит и сохранить контакт. Продолжаем цикл публикаций о невербальных характеристиках и их роли в построении эффективных клинических коммуникаций.
Жесты
Жестом называется движение руки, в котором обычно участвуют также плечи и голова. Все разнообразные жесты условно делятся на две группы: коммуникативные и экспрессивные. Коммуникативные жесты имеют определенное содержание, понятное окружающим. Они используются в речи вместе со словами, а иногда вместо слов, помогая общению. Помимо жестов корпоративных, профессиональных, выделяются также жесты национальные и интернациональные. К национальным относятся жесты, принятые в какой-либо одной стране («о’кей» в американской культуре), к интернациональным — понятные в разных странах (прощальный взмах рукой, рукопожатие при встрече). К экспрессивным относятся жесты, не имеющие определенного, понятного для всех содержания. Они выражают состояние человека, очень индивидуальны, рано формируются в онтогенезе и относительно неизменны в течение всей жизни. Яркость, выразительность экспрессивной жестикуляции определяется особенностями темперамента, актуальным состоянием, а также уровнем образования. Образованные люди с широким словарным запасом, точно зная значение используемых ими слов, не нуждаются в том, чтобы подкреплять их невербально. Лица с невысоким уровнем образования, ограниченным словарным запасом, испытывающие трудности при подборе слов с определенным значением, часто помогают себе в этом, сопровождая речь жестами. Активная, чрезмерно интенсивная жестикуляция у пациента встречается преимущественно в состоянии тревоги.
Мимика
Это координированные движения мышц лица, которые отражают эмоции, настроения, чувства. Наиболее информативной, передающей те или иные переживания в характерных мимических комплексах является мимика нижней части лица: линия рта, крылья носа, носогубная складка от крыльев носа к уголкам губ, подбородок. Самая информативная деталь в лице человека — линия рта. При хорошем самочувствии и высоком жизненном тонусе линия рта прямая. Опущенные вниз уголки губ — признак, характеризующий состояние печали, депрессии, либо усталости. Чрезмерная улыбчивость с постоянно приподнятыми уголками губ, как правило, означает повышенную зависимость от окружающих со стремлением снискать их одобрение и поддержку, в основе которой лежит неуверенность в себе. Еще одна выразительная деталь в нижней части лица — носогубная складка или, как ее ещё называют, «складка интенсивности», выраженность которой указывает на интенсивность переживаемых эмоций. О людях с выраженной носогубной складкой говорят: «страстный человек». В верхней части лица обращает на себя внимание лобная мышца, на лбу могут появиться горизонтальные, вертикальные и диагональные морщины. Горизонтальные линии выражают мимику удивления. Мимический комплекс эмоции удивления в целом, помимо горизонтальных морщин лба, включает в себя приподнятые брови, широко раскрытые глаза и полуоткрытый рот. Вертикальные линии лба отражают обычно такие эмоции, как гнев, злость. Мимический комплекс эмоции гнева в целом включает в себя вертикальные морщинки лба, нахмуренные брови, прищуренные глаза с обозначенными в уголках глаз веером морщин, сжатая линия рта.
Конечно, иногда врачу сложно использовать свою мимику или считывать мимику пациента из-за использования лицевых масок. Но в целом, даже при одном лишь контакте глазами это может дать большой объем информации. Главное научиться её считывать не только на бессознательном уровне, но и анализировать.
Взгляд
Взгляд (контакт глазами), важный элемент невербального общения. Именно взгляд в глаза позволяет почувствовать психологический контакт с собеседником. Некоторые люди избегают смотреть в глаза окружающим, не фиксируют взглядом лицо собеседника. «Бегающий взгляд», как правило, является признаком дискомфорта в ситуации общения, свидетельствует об амбивалентной установке в отношении окружающих. Оптимальная продолжительность взгляда — 3 с. Обычно этого бывает достаточно, чтобы почувствовать психологический контакт с партнером, не вызывая у него раздражения. Взгляд, который длится от 3 до 10 с, называется пристальным и вызывает у собеседника напряжение и дискомфорт. Взгляд, продолжительностью более 10 с, выражает либо конфронтацию и агрессивный вызов, либо сексуальную провокацию во взаимоотношениях мужчины и женщины. Частота взглядов также различается в зависимости от психологического состояния и особенностей личности. Люди спокойные, с высокой самооценкой, удовлетворенные собой и своей жизненной ситуацией, при межличностном взаимодействии смотрят в глаза собеседнику чаще, чем неуверенные в себе, эмоционально неустойчивые, неудовлетворенные.
Вербальная коммуникация сочетается с использованием таких паралингвистических явлений, как покашливание, стоны, вздохи, зевота и др. Разнообразные звуки, издаваемые человеком в процессе общения, не являются речью, но несут определенную смысловую нагрузку, выражая состояние, настроение собеседника, его отношение к передаваемому сообщению. Среди параметров паралингвистической коммуникации выделяют 4 значимых признака: громкость речи, ее темп, ритм, пауза. Громкость речи сама по себе не является способом психологического воздействия. Но легче говорить громко, если при этом мы одновременно повышаем частоту речи. Сочетание громкости и частоты речи воспринимается как признак конфликтных взаимоотношений и вызывает ответную агрессивную реакцию. Сказанное на фоне громкой речи еще более громким голосом также вызывает в ответ агрессию. То, что на фоне громкой речи сказано более тихим голосом, вызывает ответную реакцию в виде внимания. В зависимости от психического состояния речь может быть быстрой или медленной. Ускоренная речь встречается обычно в трех случаях: человек говорит быстро, если он встревожен и взволнован; если он говорит о личных трудностях; если он пытается уговорить или убедить собеседника. Замедленная речь может свидетельствовать об усталости, унынии и печали. Наблюдается она и у лиц с чертами высокомерия и снобизма, навязывающих окружающим неудобный для них медленный темп речи.
При подготовки публикации использовались материалы из свободного доступа сети Интернет
Невербальная коммуникация и бизнес | психолог Оксана Королович
Невербальная коммуникация играет одну из ключевых ролей в том, получится ли достичь желаемого результата во время межличностной коммуникации. Так, исследования показывают, что только 7% информации мы воспринимаем непосредственно через слова. И более 50% воспринимается нами именно через невербалику.
Каждый опытный психолог, фасилитатор или грамотный руководитель знает, как много можно понять по жестам, мимике и интонациям человека. Ведь подсознание человека более честно «рассказывает» о его желаниях, проблемах и мыслях, чем его слова. Поэтому я всегда делаю на этом акцент, когда консультирую клиентов, занимающих руководящие должности.
Нельзя сказать, что коммуникация в личной жизни играет более важную роль, чем коммуникация на работе, и наоборот. Но я хочу обратить внимание на важность использования невербальных методов общения именно в сфере бизнеса.
Когда возникают затруднения в общении с любимым или близким человеком, у нас больше шансов все объяснить и избежать проблем. Но если из-за неаккуратного жеста или не вовремя сложенных на груди рук важные переговоры закончатся провалом – ждать беды.
Рассмотрим методы и примеры некоторых типов невербальной коммуникации.
КинесикаИспользуя кинесические средства во время разговора, мы можем сделать акцент на определенных словах, привлекать или отвлекать внимание собеседника, подчеркивать эмоциональную составляющую информации и т.д.
Мимика. Приоткрытый рот, сдвинутые к переносице брови и складки на лбу обычно говорят о том, что человек злится. Если же рот закрыт, уголки губ приподняты, а брови подняты вверх – это говорит о радости.
По изменениям мимики можно понять, отношение человека тому, что он говорит и слышит, как он относится к себе и собеседнику.
Чтобы оставить положительное впечатление о себе, во время деловых переговоров мимика должна выражать доброжелательность и уверенность, деловой настрой и самообладание.
Взгляд. Когда человек приподнимает голову и смотрит вверх – это значит, что ему нужно подумать, и вам стоит выдержать паузу. Если человек долго и неотрывно смотрит вам в глаза – он хочет занять доминирующую роль в разговоре. Конкретный совет в данном случае дать тяжело, нужно выбирать стратегию поведения, исходя из ситуации.
Поза. Внимательно следите за своим и положением тела собеседника во время важных разговоров. Потому что позы наиболее честно «рассказывают» о том, что действительно происходит у нас внутри. В психологии выделяют несколько основных групп поз. Они обозначают:
- Закрытость или открытость. О первом говорит скрещивание рук и ног, закидывание ноги на ногу, сцепленные пальцы, наклон в сторону от собеседника, сутулость и опущенные плечи. Об открытости говорят поворот туловища и головы к собеседнику, открытые ладони и нескрещенные ноги и руки.
- Доминирование или зависимость
- Противостояние или гармонию. Понять, что собеседник вам противостоит можно по поднятому подбородку, сжатым кулакам, выставленному вперед плечу, руках на бедрах или боках и т.д. О гармонии будет говорить «отзеркаливание» собеседником ваших поз.
Жесты. Жестикуляция нередко выходит из-под контроля, особенно когда зашкаливают эмоции. Так что во время деловых встреч и переговоров нужно следить, не слишком ли сильно вы машете руками и не выдаете ли свою неуверенность слишком частым потиранием носа. Не стоит забывать и о том, что в разных странах и культурах значение жестов может быть разным. Жесты можно условно поделить на:
- Описательные, которые имеют смысл только в определенном контексте.
- Коммуникативные, которые позволяют без использования слов поздороваться или попрощаться, привлечь внимание или отказаться от чего-либо и т.д.
Прикосновения, нередко могут рассказать о намерениях и мыслях человека гораздо красноречивее, чем слова. Тактильные средства общения бывают:
- Профессиональными. К этой группе относятся прикосновения, которых нельзя избежать и которые не несут в себе дополнительной информации. Речь идет о профессиональном тактильном общении, когда мы говорим об определенных профессиях – врачи, массажисты, портные, парикмахеры и т.д.
- Ритуальными. Сюда относятся средства общения, которые уместны, как в личной жизни, так и на работе. К примеру, рукопожатие в качестве приветствия коллеги или похлопывание по спине в качестве поздравления с успешным завершением проекта.
- Дружескими. В эту группу входят полуобъятия, некрепкие или непродолжительные объятия, поцелуй в щеку и ряд других прикосновений, которые уместны между друзьями.
- Любовными. Сюда входят любые прикосновения, которые допустимы и разрешены только от партера.
Тактильные средства общения также могут говорить о социальном статусе человека. Так, люди с более высоким положением чаще позволяют себе прикосновения. Но следует соблюдать осторожность, используя тактильный контакт.
Уверенное рукопожатие может расположить к вам собеседника в начале разговора. Но излишнее количество и/или неуместные прикосновения могут привести к противоположному результату.
ПроксемикаТо, насколько близко вы находитесь к своему собеседнику – тоже является одним из видов невербальной коммуникации. В зависимости от межличностных отношений, выделяют такие зоны общения:
- Интимная (до полуметра). В этой зоне происходит общение только с самыми близкими людьми. Когда в нее вторгается посторонний, организм расценивает это как угрозу – происходит выброс адреналина, повышается давление, учащается пульс и т.д.
- Личная (от полуметра до полутора метров). В этой зоне общаются друзья и близкие коллеги.
- Социальная (от полутора до трех метров). Это та самая зона, в которой деловые переговоры и встречи будут проходить максимально комфортно.
- Публичная (свыше трех метров). Из этой зоны здороваются со знакомыми и общаются с большими группами людей.
Очень важно не нарушать личную, а тем более интимную зону общения собеседника. Это не просто может снизить эффективность коммуникации, но вызвать враждебность и даже привести к серьезным проблемам в деловых отношениях.
Умение хорошо разбираться в невербальной коммуникации – одно из необходимых качеств для успешного руководителя.
«Считывая» информацию о настоящих намерениях и состоянии участников переговоров или подчиненных, можно своевременно корректировать свою стратегию поведения, добиваясь того результата, который нужен именно вам.
Если вы хотите развить у себя навык невербальной коммуникации, подходите к этому основательно – не пренебрегайте репетициями перед зеркалом и не спешите «блистать» сразу всеми своими новыми навыками. Если перестараться, собеседнику станут очевидными ваши усилия, что грозит не самыми лучшими последствиями.
Взгляд: коммуникативное значение взгляда
Обзор пристального взгляда и связанных с ним коммуникативных значений
Пристальный взгляд. Изображение Colleen HenneyOpens in new window |
Взгляд — это просто процесс пристального взгляда. Это мощный невербальный сигнал, касающийся действия, продолжительности и способа просмотра. Открывается в новом окне .
Взгляд предполагает визуальную связь между двумя людьми, посредством которой один зритель смотрит в глаза другому. Это визуальное взаимодействие вызывает сильные эмоцииОткрывается в новом окне .
Согласно Гивенсу (1999), взгляд вызывает сильные эмоции, поэтому люди действительно смотрят друг на друга дольше трех секунд, прежде чем один или оба наблюдателя испытывают сильное желание отвести взгляд. Прерывание зрительного контактаОткрывается в новом окне снижает уровень стресса, измеряемый, например, частотой дыхания, частотой сердечных сокращений и потливостью ладоней.
Мы практически смотрим, чтобы воспринимать выражения других, особенно их лица, чтобы определить, действительно ли человек заинтересован в нас или нет. Настоящее общение происходит, когда партнеры смотрят друг на друга «глаза в глаза». Трудно скрыть взгляд, поскольку мы особенно хорошо умеем точно определять, куда смотрят другие люди.
Существуют разные реакции на пристальный взгляд. Есть люди, которые чувствуют себя неловко, когда им смотрят в глаза; они становятся самосознательными с ощущением того, что «за ними наблюдают» или что на них смотрят как на неодушевленные объекты, а не как на людей. Есть и другие, чьи глаза сообщают утешение. Все эти реакции собраны из количества времени, которое один человек смотрит на другого.
Пристальные взгляды
Ниже приведены некоторые особенности взгляда, основанные на результатах исследований:
- Люди обычно отводят взгляд, когда начинают говорить, а затем возвращают взгляд к своим слушателям.
- Во время разговора люди то смотрят, то смотрят в сторону.
- Когда люди любят друг друга и сотрудничают, взгляд становится более прямым.
- Люди меньше смотрят друг другу в глаза, когда не любят друг друга или не согласны друг с другом.
- Непоколебимый взгляд может сигнализировать о доминировании и угрозе.
- Избегание взгляда может быть сигналом для подчинения.
- Прямой взгляд, сопровождаемый улыбкой с вытянутым вперед телом, является признаком доверия между двумя людьми.
- Направление взгляда ясно показывает другим, на что направлено наше внимание.
При обычном взгляде на человека взгляд обычно находится на уровне глаз или выше. Взгляд также может быть расфокусированным, смотрящим на человека в целом. Взгляд сверху и снизу на человека в целом обычно оценивает его либо как потенциальную угрозу, либо как сексуального партнера (обратите внимание, на чем задерживается взгляд). Это может быть довольно оскорбительным и, следовательно, указывать на позицию предполагаемого доминирования, поскольку человек в действии, кажется, предполагает, что он более могущественен, чем другой, и что чувства другого не важны для него; следовательно, другой должен подчиниться его взгляду. Смотреть им в лоб или не смотреть на них означает незаинтересованность. На это также могут указывать расфокусированные глаза, когда человек «внутри своей головы» думает о других вещах.
Длина взгляда
Продолжительность зрительного контакта может значительно различаться у разных людей и культур. Аргайл (1967) предлагает некоторые полезные статистические данные, свидетельствующие о том, что в данном взаимодействии человек смотрит на другого от 30 до 60 процентов времени.
Согласно Пису (1993), если человек смотрит на другого более двух третей времени, это может означать, что тот, на кого он смотрит, находит его очень интересным или привлекательным, и в этом случае зрачки первого расширится, или он найдет его враждебным, и в этом случае зрачки сужаются.
Argyle (1992) сделал несколько интересных наблюдений о зрительном контакте. Выступающие довольно много времени смотрят на своих слушателей, около 40% для незнакомцев, находящихся на расстоянии двух метров друг от друга, и больше, если они нравятся друг другу или находятся дальше друг от друга. Они смотрят взглядами около трех секунд, включая взаимные взгляды в одну секунду.
Эффективный раппорт может быть установлен, если мы смотрим на другого человека примерно 60–70 процентов времени. Робкий и нервный человек может смотреть менее одной трети времени. Такое избегание может дать ложные сигналы слушателю, который может усмотреть в нем сомнение или нерешительность, тогда как на самом деле говорящий может быть честным и искренним в том, что он говорит.
Уверенные люди чаще смотрят в глаза, чем неуверенные или уклончивые, и продолжительность контакта больше. Уверенность также заставляет глаза меньше моргать; следовательно, человек кажется лучшим слушателем.
Как правило, при индивидуальном общении наш нормальный взгляд должен длиться от 5 до 15 секунд, а при общении с группой мы должны смотреть на конкретных людей в течение 4-5 секунд.
Типы взглядов
1. Естественный взгляд
Этот взгляд обычно длится от 5 до 10 секунд. Мы используем его, когда разговариваем с другим человеком взволнованно, с энтузиазмом и уверенно. Это естественно в разговоре один на один. Пятисекундный период заставляет слушателей чувствовать себя комфортно.
Изучая социальное взаимодействие, Watson (1970) обнаружил культурную изменчивость интенсивности взгляда. Он различал три формы взгляда:
- Sharp
фокусировка на глазах другого человека. - Очистите
, сосредоточив внимание на голове и лице другого человека. - Периферийный
Наличие другого человека в поле зрения, но без фокусировки на ухе или лице.
Из изученных групп Уотсон показал, что самый острый взгляд был обнаружен у арабов, за которыми следуют латиноамериканцы и южноевропейцы; наиболее периферийным взглядом были северные европейцы, за которыми следовали индийцы, пакистанцы и другие выходцы из Азии.
2. Взаимный взгляд
Это процент времени, в течение которого два интерактора смотрят друг на друга в области лица. Открывается в новом окне . Взаимный взгляд дает ощущение близости, взаимного взаимодействия, внимательности. Взаимный взгляд сужает физическую пропасть между нами, как никакая другая мимика.
Когда два человека вовлечены во взаимный взгляд, они визуально «заперты вместе». Когда они имеют неравный статус, человек, который отводит взгляд или «отпирает» первым, как правило, является подчиненным. Вопрос о том, кто на кого смотрит, может иметь далеко идущие последствия. Когда два человека встречаются впервые, человек, который «выглядит» лучше другого, скорее всего, будет более разговорчивым и влиятельным, когда они продолжат работать вместе в группе.
В коммерческой фирме, если начальник и подчиненный смотрят друг на друга в одно и то же время, обычно подчиненный прерывает разговор первым. Однако завуалированные вызовы боссу можно передать глазами. Например, вместо того, чтобы открыто не соглашаться с начальником, подчиненный может просто вовлечь его в тонкий прием «окулярного армрестлинга», удерживая его взгляд чуть дольше, чем обычно. Если тщательно рассчитать время, это может дать желаемый эффект, не выглядя при этом неуважительным (Collett, 2003).
В разговорах между людьми с неравным статусом доминирующие люди обычно демонстрируют «визуальное доминирование», то есть они тратят пропорционально больше времени, глядя на другого человека, когда говорят, чем когда слушают. С другой стороны, подчиненные люди тратят пропорционально больше времени на то, чтобы смотреть, слушая, чем когда говорят.
3. Взгляд вниз
Человек может наклонять или наклонять голову вперед так, чтобы глаза были обращены к земле или полу. Глазные яблоки повернутся в своих глазницах вниз. Жест взглядом внизОткрывается в новом окне может выражать побежденное отношение. Он также может отражать вину, стыд или покорность, например, при искажении правды или лжи.
Взгляд вниз во время или вскоре после утверждения «Я невиновен», например, показывает, что говорящий может не верить своим собственным замечаниям. Истинные заявления обычно делаются с уверенным взглядом лицом к лицу или ровным взглядом, который можно удерживать дольше трех секунд (Peace, 1993).
Опущенная голова и взгляд, смотрящий вверх на другого человека, — это застенчивое и наводящее на размышления действие, поскольку оно сочетает в себе опущенную голову подчинения с зрительным контактом влечения. Это также может быть осуждающим, особенно в сочетании с хмурым взглядом.
4. Сосредоточенный взгляд
Веки опущены не для того, чтобы скрыть глаза, а для того, чтобы сфокусировать их на каком-то интересном предмете, часто используется художниками и любителями.
5. Интимный взгляд
Область взгляда, приписываемая близости, распространяется через глаза и ниже подбородка на другие части тела человека (см. Диаграмму ниже). Треугольник большей близости охватывает область между глазами до промежности. Те, кто использует этот взгляд, указывают на свой интерес друг к другу.
Диаграмма, показывающая интимные, социальные и деловые взгляды, любезно предоставлена SlideshareOpens в новом окнеНеобходимо различать «близкие», «запугивающие» и «вовлеченные» взгляды. Первые два — долгие взгляды, от 10 секунд до минуты и более; но это занимает всего 10 процентов «времени поиска». Вовлеченные взгляды занимают большую часть времени — 90 % нашего времени на просмотр. Ниже указаны вовлеченные взгляды:
Социальный взгляд
Чтобы создать социальную атмосферу, взгляд должен опускаться ниже уровня глаз другого человека; треугольник расположен между глазами и ртом (см. на схеме выше).
Обычно это область, на которую люди направляют свой взгляд во время социального взаимодействия. Приветствие (приветствие людей) и расставание (пожелание до свидания) включают в себя сложные последовательности невербальной коммуникации, в которой центральную роль играет установление и разрыв взаимного взгляда (Pease, 1993).
Деловой взгляд
Пиз (1993) предлагает во время обсуждения дел представлять, что на лбу собеседника есть треугольник (см. диаграмму выше). Когда мы направляем взгляд на эту область, у нас появляется серьезный вид; следовательно, другой человек понимает, что мы имеем в виду дело. Пока мы придерживаемся этого уровня созерцания, мы будем контролировать взаимодействие.
Взгляд и связанные с ним эмоции
Существуют различные теории относительно взаимосвязи взгляда и эмоций. Некоторые считают, что взгляд меняется в зависимости от интенсивности эмоций, а не от разных эмоций. Другие считают, что положительные настроения, такие как теплота и восторг, вызывают высокий уровень пристального взгляда, в то время как негативные чувства, вызванные депрессией, подчинением и беспокойством, вызывают низкий уровень пристального взгляда.
Есть также результаты, которые предполагают, что удивление вызывает самый высокий уровень взгляда, за которым следуют волнение, радость и презрение. Такие эмоции, как смущение, печаль, гнев, раздражение и отчаяние, связаны с низким взглядом.
Когда объект эмоций находится вне их самих, люди склонны смотреть больше, чем когда объектом эмоций является я. Учителя, которые привыкли подолгу смотреть на своих учеников, побуждают их быть более отзывчивыми и, таким образом, улучшают обучение. Люди, которые хотят быть убедительными, добиваются этого благодаря долгим взглядам. Те, у кого более высокий уровень взгляда, считаются заслуживающими доверия и заслуживающими доверия, хотя на самом деле отвращение взгляда не является очень надежным признаком обмана.
Зрительный контактOpens in new window или его отсутствие может многое рассказать нам о чувствах и настроении человека. При встрече лицом к лицу глаза могут сказать другому человеку, внимательны ли мы и заинтересованы, скучаем или озабочены. Гнев, властность, страх, робость, застенчивость, уверенность, неуверенность и т. д. также можно прочесть в глазах.
Наши зрительные контакты (или избегание зрительных контактов) могут поощрять, поддерживать, доводить до конца взаимодействие, а могут препятствовать и нарушать его, в зависимости от того, как они используются. Постоянный взгляд в глаза может смутить другого человека; тотальное созерцание может «сказать» ему или ей.
Как и в случае с другими жестами языка телаОткрывается в новом окне , при чтении движений глаз необходимо учитывать культурные факторы и контекст. Например, «младшие» не будут смотреть прямо в лицо своим старшим. Есть также люди, которые из-за застенчивости избегают зрительного контакта или как можно меньше смотрят на другого человека. Хотя они могут быть честными и открытыми людьми, их избегание зрительного контакта непреднамеренно создает впечатление, что они сомневаются или колеблются.
В социальных отношениях люди, которые нравятся друг другу, смотрят дольше и чаще. Люди смотрят больше, если ожидают положительной реакции от другого. Люди смотрят дольше, в общем и целом, чтобы увидеть, могут ли они уловить положительное выражение лица; они отводят взгляды, если предвидят отрицательную реакцию. Люди смотрят больше, когда они сотрудничают, чем когда они конкурируют друг с другом.
Поведение взгляда
Различное поведение взгляда можно наблюдать в различных ситуациях. Когда два человека находятся в состоянии конфликта, они выражают себя типичным образом. Их брови будут опущены, особенно на внутренних концах, чтобы вызвать хмурый взгляд; одновременно их губы будут сжаты и слегка выдвинуты вперед, хотя зубов не будет видно; их голова, а часто и подбородок, будут выпячены вперед в знак вызова; и их глаза будут смотреть на противника в прямом противостоянии.
В подобных ситуациях люди редко теряют зрительный контакт друг с другом, так как это означало бы поражение или страх перед тем, кто отводит взгляд. Вместо этого глаза, кажется, смотрят гипнотически с напряженной концентрацией.
Гоффман (1969) классифицирует фанатичный взгляд, как, например, тот, который белый американец показывает чернокожим, как продолжительный «пристальный взгляд ненависти». Дэнни Сондерс (см. O’Sullivan et al., 1994) предполагает, что пристальный взгляд — продолжительный зрительный контакт — демонстрирует агрессивное отношение и ведет к деперсонализации «жертвы», которая, в свою очередь, не смотрит в ответ.
Дайер (1992) отмечает, что женщины находятся в невыгодном положении с точки зрения пристального взгляда. Женщина, доверившись другу-мужчине, заметила, что одна вещь, которой она завидует в мужчинах, — это «право смотреть». Она продемонстрировала, как в общественных местах «мужчины свободно смотрят на женщин, а женщины могут только украдкой оглядываться».
Когда мы хотим показать, что нам интересен человек, мы «смотрим на него», даже мельком. Один из способов привлечь внимание человека — посмотреть ему прямо в глаза. Прямой взгляд обычно означает заинтересованность, честность, экстравертность, дружелюбие, готовность к обратной связи или, в некоторых случаях, намерение доминировать. Людей, которые не смотрят на другого ни во время разговора, ни во время слушания, можно заподозрить в скрытности.
Как правило, человек, который избегает зрительного контакта, может восприниматься как незаинтересованный, растерянный, замкнутый, смущенный, пристыженный, печальный, грустный, покорный или уклончивый.
В рамках культурных условностей люди, избегающие взгляда, могут восприниматься как нервные, напряженные, уклончивые и неуверенные в себе, в то время как люди, которые много смотрят, могут восприниматься как дружелюбные и самоуверенные (Argyle, 1983). . Поскольку те, кто склонен теряться в своих собственных мыслительных процессах, способны интегрировать поступающие данные, они, как правило, имеют более длительный зрительный контакт и меньше отвлекаются на него, чем те, кто мыслит конкретными терминами.
Согласно Pease (1993), исследователи утверждают, что при анализе восприимчивости определенного количества информации, передаваемой в целом в мозг человека, «87 процентов поступает через глаза, 9 процентов — через уши и 4 процента — через глаза». другие чувства». Он объясняет, что при использовании наглядных пособий во время презентаций возникают разные реакции. В целом респондент может усвоить всего 9% нашего сообщения, если оно не имеет прямого отношения к тому, что он видит. Если материал связан с наглядным пособием, степень усвоения будет составлять от 25 до 30 процентов, если он смотрит на наглядное пособие. Однако при эффективном использовании ручка или указка повышают уровень отклика. Чтобы аудитория могла сфокусировать взгляд на выступающем, выступающий должен держать ручку или указку на уровне глаз.
Когда человеку задают вопрос, требующий долгих размышлений, его глаза будут постоянно двигаться в одном направлении — всегда вправо или всегда влево. Те, кто двигался вправо, были более общительными, веселыми и общительными, в то время как те, кто двигался влево, были прямо противоположными: тихими, задумчивыми, интроспективными, с тенденцией подавлять крайние эмоции и быть разборчивыми. эгоистичный. Тесты показали, что движение глаз не имеет ничего общего с правшой или левшой; скорее, это как-то связано с повышенной активностью правой или левой лобной доли мозга.
- Цитаты
Зрительный контакт: невербальные сигналы зрительного контакта
Коммуникативные значения зрительного контакта
Изучение зрительного контакта, также называемое окулесикой, является подкатегорией невербального поведения в области кинесикиОткрывается в новом окне . Он связан с изучением движения глаз, поведения глаз, взгляда и невербальной коммуникации, связанной с глазами. Зрительный контакт — это прямой и мощный инструмент межличностного общения.
Зрительный контакт — естественный побочный продукт эффективного общения. На самом деле, научные исследования показывают, что два человека, как правило, более эффективно общаются друг с другом, если их взаимодействие включает зрительный контакт, который они оба находят привлекательным. Смотреть кому-то в глаза — приглашать его к общению с вами.
Зрительный контакт указывает на степень внимания или интереса, влияет на изменение отношения или убеждение, регулирует взаимодействие, передает эмоции, определяет власть и статус и играет центральную роль в управлении впечатлениями других.
Зрительный контакт также является одним из лучших способов построить позитивные и доверительные отношения с другими людьми. Наши глаза выдают наши истинные чувства; Зрительный контакт создает близость и доверие. Однако, если оно не сопровождается словами или улыбкой, оно может быть истолковано как враждебное и привести к конфронтации.
Как и все невербальные сигналы, сообщения, которые вы отправляете глазами, могут быть интерпретированы по-разному, но есть три основные интерпретации зрительного контакта в контексте рабочего места:
- Слишком сильный зрительный контакт обычно считается выражением превосходства, доминирования, отсутствия уважения, угрозы или угрожающего отношения, а также желания оскорбить.
- Слишком короткий зрительный контакт интерпретируется как невнимательность, вежливость, неискренность, нечестность или застенчивость.
- Отказ от зрительного контакта путем опускания глаз обычно воспринимается как знак подчинения.
Зрительный контакт также указывает, открыт ли канал связи. Гораздо проще избежать взаимодействия, если мы не установили зрительный контакт, потому что, как только мы это делаем, общение фактически становится обязательством. Когда мы нравимся друг другу или хотим выразить свою привязанность, мы также усиливаем зрительный контакт.
Хотя их работа вызывает споры, Брандлер и Гриндлер утверждают, что вы также можете использовать движения глаз, чтобы определить, насколько человек правдив. Если, например, человек описывает событие, пережитое из первых рук, его глаза должны перемещаться в первую очередь влево (если человек правша), что предполагает доступ к памяти. Однако если человек много смотрит вверх и вправо, возможно, он конструирует опыт, а не вспоминает его. В дополнение к тому, что они дают окно в душу, раскрывая эмоции человека другим, глаза могут открывать окно в то, говорит ли человек правду. — Тери Квал Гэмбл, Майкл В. Гэмбл, 9 лет.0197 Межличностное общение: налаживание связей вместе
Как показывает опыт, при разговоре с кем-то подстраивайте его под частоту зрительного контакта. Это создаст хорошее взаимопонимание, тогда как несоответствие ухудшит взаимопонимание. Чтобы вас не прерывали, прерывайте зрительный контакт в конце каждого предложения.
Считается грубым перебивать говорящего без зрительного контакта; наоборот, если вы хотите прервать кого-то, сначала установите зрительный контакт. Если вы хотите пригласить кого-то выступить после того, как закончите предложение, просто приглашающе посмотрите на него.
Использование зрительного контакта значительно варьируется от культуры к культуре. В некоторых культурах прямой зрительный контакт может считаться честным и уверенным подходом, в то время как в других он может быть истолкован как оскорбление. Например, в США прямой зрительный контакт обычно считается признаком доверия. Поэтому регулярный и внимательный зрительный контакт, вероятно, передаст американцу вашу честность и доступность. Однако в Индии и других азиатских странах жесткий, немигающий взгляд может быть истолкован как грубый, неуступчивый и оскорбительный. |
Разновидности зрительного контакта
1. Прямой контакт с глазами
Обычно это считается признаком правдивости речи; однако опытные лжецы знают это и подделывают сигнал. При слушании глаза, которые остаются сфокусированными на глазах говорящего, как правило, указывают на заинтересованное внимание, что обычно является признаком влечения к человеку и/или предмету.
2. Расширяющиеся глаза
Расширение глаз обычно сигнализирует об интересе к чему-либо или кому-либо и часто вызывает положительную реакцию. В противном случае расширенные глаза с поднятыми бровями могут быть вызваны шоком, но помимо этого, расширенные глаза представляют собой открытое и приветливое выражение лица.
3. Сужение глаз
Люди с узкими глазами или с узкими глазами считаются доминирующими. Когда глаза сужены, они приобретают вид козырька — создается впечатление, что человек смотрит через прорезь в своем шлеме. Они также производят другие явные признаки доминирования, такие как опущенные брови, узкий, решительный рот и отсутствие улыбки (Collett, 2003).
В дополнение к ним, Fast (1970) предлагает несколько вариантов зрительного контакта:
- Вежливое невнимание
Когда мы сталкиваемся с незнакомыми людьми, мы избегаем смотреть на них или игнорировать их; мы намеренно смотрим на них с «вежливым невниманием». То есть мы смотрим на человека ровно столько, чтобы было очевидно, что мы его видели, а затем отворачиваемся. Мы не «ловим взгляд» другого и не «запираем взгляды». Наш мимолетный взгляд нужен просто для того, чтобы дать понять другому, что мы осознаем его присутствие, не узнаём его и не хотим вторгаться в его частную жизнь. - Обмен взглядами
Когда мы проходим мимо незнакомца на улице, мы можем обменяться с ним взглядами, когда мы находимся на расстоянии около восьми футов друг от друга, обозначить маршрут, по которому мы идем, кратким взглядом в этом направлении, а затем продолжать смотреть в сторону, пока мы не пройдем каждый другой. Это облегчает проход; каждый принимает указанное направление, не сталкиваясь. Гоффман (1969) отмечает, что беглый взгляд и опускание глаз указывают на доверие и отсутствие страха. Это отношение подчеркивается, если мы смотрим прямо в лицо другого, прежде чем отвести взгляд. - Техника взгляда и ухода
Часто используется, когда мы сталкиваемся с уважаемыми людьми или людьми с ограниченными физическими возможностями. Для них это гарантия того, что мы уважаем их частную жизнь и не будем вторгаться в нее, глядя на нее. Этот метод также используется, чтобы не смущать кого-то, кого мы находим странным, например, нетрадиционной прической или диковинной одеждой. И наоборот, иногда мы можем смотреть на людей и переглядываться с ними дольше, чем допустимо вежливо, чтобы показать наше неодобрение.Когда мы случайно встретимся с кем-то взглядом в людном месте, мы можем отвести взгляд, и нам будет неловко отводить взгляд во время разговора, что может сигнализировать о том, что мы что-то скрываем. Однако в классе, когда ученик отвечает на вопрос и во время разговора отводит взгляд от учителя, это обычно означает, что он все еще объясняет и не хочет, чтобы его прерывали. Если он в какой-то момент встретится взглядом с учителем, это будет сигналом прервать его, когда он сделает паузу. Если он не смотрит на своего учителя во время паузы, значит, он еще не закончил говорить.
- Глаза из спальни
То, что Фаст (1970) метко классифицирует как «глаза из спальни», Ортега (1957) очаровательно называет взглядом, который «скрытно обманывает» в том смысле, что человек не делает реальных попыток скрыть тот факт, что он смотрит. Веки сомкнуты почти на три четверти, и кажется, что они прячутся, хотя на самом деле веки только сжимают взгляд. «Это взгляд глаз, которые как бы спят, но которые за облаком сладкой сонливости совершенно бодрствуют» (Пост 19).70). - Глаза-вспышки
Это непроизвольное и драматическое расширение глаз, выполняемое в ситуациях сильных эмоций, таких как гнев, удивление и страх. Веки максимально открыты, чтобы отобразить округлость и кривизну глазных яблок. Глаза-вспышки — сигнал опасности «неизбежной вербальной агрессии или физического нападения» со стороны разгневанного человека (Givens, 1999). - Глаза лани
Смягчение взгляда с расслаблением мышц вокруг глаз и легкой расфокусировкой, когда человек пытается охватить человека целиком, иногда называют глазами лани, поскольку это часто указывает на сексуальное желание, особенно если взгляд удлинены, зрачки расширены. Глаза также могут казаться блестящими.
Другое наблюдение зрительного контакта состоит в том, что, когда люди участвуют в интересном разговоре, их глаза остаются сфокусированными на лице своего партнера примерно в 80% случаев; однако внимание не остается исключительно на глазах. Вместо этого они сосредотачиваются на глазах в течение двух-трех минут, а затем перемещают свое внимание вниз к носу или губам и, наконец, возвращаются к глазам.
Иногда взгляд на мгновение перемещается вниз, но всегда возвращается к глазам. Ваше поведение взгляда может быть дополнительно классифицировано как:
|