Мимика людей психология: Некоторые подходы к исследованию мимики как эмоционального проявления Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум

что это, о чем говорит мимика человека и как ее читать

Хотите получить сверхспособности? Научитесь расшифровывать микровыражения лиц. Ведь тогда вы сможете читать мысли и скрытые эмоции других людей. Рассказываем о том, как подловить человека на лжи и распознать грусть. 

Теги:

Психология

Психология отношений

Психология личности

Психология общения

Freepik

Узнать, что на самом деле думает собеседник можно по микромимике. Психолог Пол Экман открыл семь ее типов. Он доказал, что эта методика универсальна и работает с людьми со всего мира.

Содержание статьи

Что такое микромимика

Микромимикой называютсверхбыстрые движения мышц лица. Они длятся всего 1/25 секунды.  Распознать их невооружённым глазом практически невозможно. Однако благодаря миндалине в глубине височной доли головного мозга люди все равно считывают микромимику. Впервые такими движениями заинтересовались исследователи Хаггард и Айзекс. Позднее психолог

Пол Экман популяризировал термин «микромимика» и расширил исследования по этой теме.

Именно он стал прототипом главного героя сериала «Обмани меня» — доктора Лайтмана, которого сыграл Тим Рот. По сюжету доктор вместе с коллегами расследует громкие дела, раскалывая людей на лжи. Они определяют это по мимике. Экман также выступил консультантом сериала. Так в чем заключается суть его теории?

Теория Пола Экмана

Долгое время ученые не обращали на мимику никакого внимания. Впервые тезис о том, что люди одинаково выражают одни и те же эмоции выдвинул Чарльз Дарвин. В 1872 году он написал книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Дарвин также заметил, что выражения лица универсальны не только для нашего вида, но и для животных: например, как и собаки, люди скалятся, когда злятся. При этом Дарвин утверждал, что и жесты, и мимика зависит от того, к какой культуре принадлежит человек. 

Только в 1960-х годах Пол Экман вновь обратился к изучению микромимики. Он провел ряд исследований, чтобы проверить умозаключения Дарвина и выяснил, что он был прав, но только в одном аспекте. Действительно, в разных культурах жесты  различаются, а вот мимика — нет. Чтобы доказать это, Экман отправился к неконтактному племени в Папуа Новую Гвинею. Люди в нем ни разу не взаимодействовали с представителями других народов и цивилизаций. Однако основные эмоции выражали так же, как и люди по всему миру. 

Как научиться читать мысли с помощью микромимики

Осознанное распознавание микромимики — не слишком трудный, но очень полезный навык как в профессиональной, так и в личной жизни.

Чтобы научиться этому, нужно обращать внимание на пять аспектов: 

  • Морфология лица.

    Конфигурация черт каждого человека отличается от другого. Стоит изучить лицо пристальнее, прежде чем пытаться что-то считать с него.

  • Время.

    То, как быстро возникает и как долго держится эмоция на лице, может сказать о многом. Например, об ее искренности.

  • Место.

    Важно то, какая именно часть лица задействована в мимике. 

  • Контекст.

    Не стоит полагаться только на физическое проявление эмоции. Сделать правильный вывод вам помогут окружающие факторы и дополнительные сведения о человеке. 

В книге «Психология эмоций» Пол Экман приводит не только фотографии микромимики, но и рассказывает о случаях из практики, а также дает рекомендации для считывания таких движений. Например, психолог советует «прикрывать» часть изображения и пытаться угадать эмоцию. Особенно интересно провести с собой такой эксперимент для определения смешанных эмоций. Например, горько-сладкой печали.

7 типов микромимики

Экман обнаружил, что у людей есть 

семь основных эмоций, которые выражаются микромимикой: счастье, удивление, злость, отвращение, страх, грусть и презрение. На основе этого ученый вместе с коллегой Уоллесом Фризеном разработал «Систему кодирования лицевых движений» (FACS) — метод классификации выражений лица человека. Часть системы составили фотографии, отображающие семь эмоций. И сегодня эта система помогает научиться считывать микромимику людей.

Счастье

Люди часто пытаются притворно изобразить свое счастье. Но правдивую эмоцию невозможно подделать. Когда люди по-настоящему счастливы, они улыбаются так называемой улыбкой Дюшенна. Ее можно отличить от фальшивой по «гусиным лапкам» вокруг глаз. В данном контексте их называют «маркерами Дюшенна».

 Ученые обнаружили, что распознавание настоящих и фальшивых улыбок заложено природой. Наш мозг воспринимает микромимику, в которой есть маркер Дюшенна, как более искреннюю. 

Определить счастье можно по таким признакам:

  • Уголки губ направлены вверх.
  • «Гусиные лапки» возле глаз.
  • Кожа под бровями натянута.
  • Разомкнутая челюсть, но рот не напряжен.
  • Рот может быть приоткрыт, а зубы обнажены.
  • Щеки приподняты.
  • Рот может быть приоткрыт, а зубы обнажены.

Удивление

Основу микромимики удивления составляют приподнятые брови и широко открытые глаза. Согласно исследованию Нью-Йоркского университета, такой взгляд человека также говорит о доверии. Когда вы расширяете глаза, то подаете окружающим сигналы о том, что вам нечего скрывать.

Также в исследовании, проведенном Лондонским университетом, специалисты выясняли, в чем заключается влияние приподнятых бровей. При согласии родителей полугодовалых младенцев, ученые следили, в каких случаях дети будут следить за взглядом взрослого. Когда человек смотрел куда-то без использования микромимики, ребенок не следил за взглядом. Однако когда взрослый приподнимал брови, младенцы начинали следовать за его взглядом. Так, мы на биологическом уровне понимаем, что такое выражение лица говорит о том, что человек увидели что-то интересное.

По этим признакам можно определить удивление:

  • Брови приподняты и изогнуты.
  • Кожа под бровями натянута.
  • На лбу видны горизонтальные морщины.
  • Веки открыты, белки глаз видны сверху и снизу зрачка.
  • Челюсть открыта, зубы видны, но рот не растянут и не напряжен.

Злость

Люди, которые искренне злятся, могут пытаться скрыть свое гневное выражение лица. Ведь злость считается менее приемлемой негативной эмоцией, чем грусть или отвращение. Поэтому люди могут показать только одно микровыражение, например, быстрое сморщивание бровей. 

Злость можно определить по этим микровыражениям:

  • Брови опущены и сведены вместе.
  • Между бровями появляются вертикальные линии.
  • Нижняя губа напряжена.
  • Глаза пристально смотрят или вытаращены.
  • Губы могут быть плотно сжаты или направлены уголками вниз.
  • Ноздри могут быть расширены.
  • Нижняя челюсть выпирает.

Отвращение

Микромимимка отвращения «включается», когда мы чувствуем отвратительный запах или слышим что-то неприятное. Дело в том, что отвращение заставляет нас щурить глаза. Следовательно, острота нашего зрения возрастает, помогая нам найти источник неприятных эмоций.

Исследование Университета Портсмута, в котором приняли участие 76 женщин, показало, что именно отвращение оказывает наибольшее негативное влияние на сексуальное возбуждение.

Это в три раза больше, чем страх. Поэтому, если вы хотите привлечь человека в романтическом плане, стоит избегать микровыражений, говорящих о чувстве отвращения. 

По этим признакам можно определить отвращение:

  • Глаза сужены.
  • Верхняя губа приподнята.
  • Верхний ряд зубов может быть обнажен.
  • Нос в «морщинках».
  • Щеки приподняты.
  • Верхний ряд зубов может быть обнажен.

Страх

Микровыражение страха тесно связано с шоком. Когда мы пугаемся и расширяем глаза, наше поле зрения увеличивается. Это позволяет нам видеть любые угрозы, которые могут скрываться поблизости.

По этим признакам можно определить страх:

  • Брови приподняты и сведены вместе, обычно по прямой линии.
  • Горизонтальные морщины на лбу.
  • Верхнее веко приподнято, а нижнее напряжено и подтянуто.
  • Белок виден только выше зрачка.
  • Рот открыт, губы слегка напряжены, уголки могут быть опущены вниз.

Грусть

Это самое трудное для подделывания микровыражение. Кроме того, грусть не всегда возможно считать. Почему? Маркеры грустной микромимики не очень крупные и заметные. 

Грусть, в отличие от удивления, является одним из самых продолжительных микровыражений. У людей может даже сформироваться перманентное грустное лицо. Также грустная микромимика может успокаивать тех, кто злится.

По этим признакам можно определить грусть:

  • Основания бровей слегка опущены, а края располагаются чуть выше обычного.
  • Уголки губ опущены.
  • Приподнятая челюсть.
  • Нижняя губа выпячивается.

Презрение

Презрение немного похоже на ненависть в том, что представляет собой чувство неприязни, неуважения или обиды по отношению к кому-либо. В отличие от микровыражения отвращения, презрение характеризуется чувством превосходства. Человек чувствует презрение, когда уверен в своей правоте.

По этому признаку можно определить презрение:

  • Одна сторона рта приподнята.

По словам эксперта по вопросам брака доктора Готтмана, презрение является самой разрушительной эмоцией и предвестником развода номер один. 

Как по микромимике узнать, что человек лжет: признаки

По мнению Пола Экмана, лжец одновременно передает два сообщения: первое отражает фактическое чувство, а второе — то, что он хочет показать другим. Впервые ученый заинтересовался этой проблемой, когда столкнулся с поведением пациентов, страдающих тяжелой депрессией. В беседах с врачами они утверждали (и мимически, и на словах), что испытывают радость, однако на самом деле стремились выписаться из больницы и покончить с жизнью. Вот несколько признаков мимики, свидетельствующих о лжи:

  • Взгляд в сторону.
    Это говорит об отсутствии интереса человека к событиям вокруг него или о желании скрыть информацию. Иногда появляется противоположная реакция – пристальный взгляд в глаза. Она возникает, когда человек осознает, что при обмане люди отводят глаза. 
  • Нервное покусывание губ.
    Это движение свидетельствует о беспокойстве собеседника или о желании соврать.
  • Частое моргание.
    Может возникнуть как следствие неожиданного вопроса или стрессовой ситуации, из которой один выход – соврать.
  • Касания носа.
    Ученые говорят, что во время лжи нос начинает чесаться, поэтому обманщик резким движением его протирает.

Как определять ложь без ошибок — советы

Для того чтобы не ошибаться при считывании микромимики, нужно знать, как люди могут подменять свои чувства.Контролировать микровыражения можно разными способами: 

  1. Смягчением.
    Если взрослый человек боится зубного врача, он может слегка сморщиться, добавив к выражению страха на своем лице эмоцию отвращения. В данном случае это чувство направлено на самого себя.
  2. Модулированием.
    Человек корректирует интенсивность выражения эмоции. «Есть три способа модулирования выражения лица, — пишет Пол Экман. — Вы можете менять количество вовлекаемых областей лица, длительность сохранения выражения или амплитуду сокращения лицевых мускулов».
  3. Фальсификацией.
    Об этом мы поговорили, когда обсуждали пациентов с депрессией. 
    При фальсификации микромимика становится ложной: на лице демонстрируется не та эмоция, которую человек испытывает на самом деле или же не показывается ничего, когда на самом деле чувство есть. Либо же одно выражение скрывается за другим, это называется маскировкой.

Помните о том, что без анализа особенностей личности и контекста возникновения микромимики, есть риск ошибиться. Поэтому для полного понимания связи эмоций и мимики стоит изучить множество дополнительных источников, а также много общаться.

Психология мимики и жестов

Почему общество некоторых людей нас раздражает, а к другим нас наоборот тянет как магнитом? Дело не только во вкусе одежды и степени ухоженности. Мимика и жесты наших собеседников без слов могут рассказать о них многое. Жесты и мимика играют огромную роль в психологии общения. Главное в этом деле – наблюдательность.

Невербальное общение (мимика и жесты) имеет прямую зависимость от того в каком социальном положении находится человек. Общаясь с деловым, занимающим, к примеру, руководящую должность представителем высокого класса, вы заметите богатство его словарного запаса. В то же время, если ваш собеседник не обладает даже высшим образованием, в общении с вами у него будут преобладать язык тела, жесты и мимика. Исключение составляют высоко эмоциональные люди. Жесты и мимика являются у них главными помощниками в выражении своих эмоций.

Скорость невербального общения зависит и от возраста. Если ребенок, только что сказавший вам неправду, тут же прикроет ладонью рот, то в зрелом возрасте он просто проведет по губам пальцем. Именно поэтому понять, что означают жесты и мимика взрослых людей, сразу получается не всегда. Но само знание психологии мимики и жестов поможет вам не только сообщить о себе что-либо, но и повлиять на других людей и отношения с ними.

Значение мимики и жестов

Мимика, жесты, движения и поза составляют единую картину о том, что за человек находится перед вами. Прежде чем начать коммуникацию, сначала обратите внимание на позу собеседника.

  • если ваш собеседник держит руки на поясе, то перед вами целенаправленная и деловая личность, готовая сразить вас своим напором. Еще один вариант заключается в том, что человек, принявший такую позу, находится в агрессивном состоянии. Подтверждением этому будут служить широко расставленные ноги и пальцы, сжатые в кулаки;
  • если вы сидите на переговорах и ваш собеседник немного подал корпус вперед и держится руками за стул, либо положил руки на колени – пора заканчивать разговор. Значение жестов и мимики в этом случае будут говорить вам о том, что человек хочет закончить вашу встречу;
  • если вы женщина, а ваш собеседник мужчина, то увидев пальцы его рук, заткнутые за пояс или прорези карманов, да еще и расширенные зрачки, можете быть уверены, раз оценивают не только как собеседника но и как лицо противоположного пола. Причем внутренние пожелания у мужчины самые недвусмысленные.

Мимика и жесты лжи

Мимику и жесты лжи также легко распознать. Дело в том, что наши невербальные помощники всегда выдают даже самую незначительную ложь. Если свои мысли и слова человек контролировать может, то язык тела, жесты и мимика ему почти неподвластны. Некоторые личности специально тренируют свою жестикуляцию, чтобы не быть пойманными на неправде. Однако стоит помнить, что практически всё невербальное общение: мимика и жесты лгуна, связаны с прикосновением к лицу.

  • о детях прикрывающих рот при лжи мы уже знаем. Особо изощренные личности могут завуалировать этот жест покашливанием в кулак или ладонь. Однако стоит помнить, что если человек прикрывает рот рукой, когда говорите вы, значит, он чувствует, что вы говорите неправду;
  • также к мимике и жестам лжи относятся прикосновение рукой к носу и потирание глаза. В первом случае человек маскирует жест с закрытием рта. Рука как бы соскальзывает и почесывает нос. Во втором случае собеседник закрывает глаз рукой или пальцами, неосознанно прячась от собственной лжи. Также в этом случае взгляд собеседника будет устремлен в сторону;
  • если во время общения человек почесывает, либо трет пальцами ухо, это значит, что он стремится отгородиться от ваших слов. Возможно, он уже не хочет вас слушать, либо намерен что-то сказать в ответ. А если почесывания и прикосновения переходят к шее, ваш собеседник не уверен, что согласен с вами;
  • последняя совокупность мимики и жестов лжи касается пальцев во рту. Психологами доказано – притягивание различных предметов в рот это попытка себя обезопасить, вернуться в то время когда будучи грудными младенцами, мы находили успокоение, только взяв грудь матери. При коммуникации этот жест будет означать, что ваш собеседник нуждается в поддержке и одобрении.

Если вы задались целью досконально знать психологию мимики и жестов, вам необходимо ежедневно упражняться в этой области. Расшифровку мимики и жестов можно начать с анализа других людей. Многолюдные места станут прекрасной площадкой для подобных экспериментов. Например, для изучения мимики и жестов подойдут вокзалы, метро, и даже ночные клубы. В таких местах можно встретить любые эмоции, состояния и настроения. Ну и конечно по нескольку минут в день наблюдайте за самими собой. Изучив психологию мимики и жестов, вы получите доступ к уникальному способу получить информацию там, где другие её не заметят.

 

Похожие статьи

Язык телодвижений

С помощью языка телодвижений и мимики мы передаём окружающему миру около 50% всей информации, которую хотим донести. Это достаточно много, чтобы пользоваться этим интересным каналом, в целях узнать о собеседнике куда больше, чем он скажет вам с помощью своего рта.

Невербальное поведение

Ни для кого не секрет, что зачастую наши жесты могут рассказать о нас куда больше чем наши эмоциональные речи. Называется это невербальным поведением, и если его тщательно контролировать, можно не только произвести нужно впечатление на других людей, но и повысить свою самооценку.

Как научиться красиво улыбаться?

Улыбка играет огромную роль во взаимодействии человека с окружающим миром. И пускай все подшучивают над американцами с их несводимой с лица улыбкой, никто не станет спорить, что живут-то они получше нас. Так может всё-таки стоит взять на вооружение это правила и научится улыбаться?

Мимика и жесты

О том, что по мимике и жестам людей можно определить какие эмоции они испытывают, что хотят скрыть, а к чему наоборот привлечь внимание, предугадать их поведение и даже реакцию – знают многие. Но на что конкретно указывает то или иное движение?

Выражения лица не выдают эмоций

Движения вашего лица передают ваши эмоции другим людям? Если вы думаете, что ответ положительный, подумайте еще раз. Этот вопрос находится в стадии ожесточенных дискуссий. Некоторые эксперты утверждают, что люди во всем мире делают определенные, узнаваемые лица, которые выражают определенные эмоции, например улыбаются от счастья, хмурятся от гнева и задыхаются с расширенными глазами от страха. Они ссылаются на сотни исследований, демонстрирующих, что улыбка, хмурый взгляд и т. д. являются универсальным выражением эмоций на лице. Они также часто цитируют книгу Чарльза Дарвина 1872 года 9.0003 Выражение эмоций у человека и животных в поддержку утверждения о том, что универсальные выражения возникли в результате естественного отбора.

Другие ученые указывают на массу контрдоказательств, показывающих, что движения лица во время эмоций слишком сильно различаются, чтобы быть универсальными маяками эмоционального значения. Люди могут улыбаться с ненавистью, когда замышляют падение своего врага, и хмуриться от восторга, когда слышат плохой каламбур. В меланезийской культуре задыхающееся лицо с широко раскрытыми глазами является символом агрессии, а не страха. Эти эксперты говорят, что предполагаемые универсальные выражения просто представляют собой культурные стереотипы. Чтобы было ясно, обе стороны в дебатах признают, что движения лица меняются в зависимости от данной эмоции; разногласие заключается в том, достаточно ли единообразия, чтобы определить, что кто-то чувствует.

Этот спор не только академический; результат имеет серьезные последствия. Сегодня вам могут отказать в приеме на работу, потому что так называемая система чтения эмоций, наблюдающая за вами на камеру, использует искусственный интеллект для неблагоприятной оценки ваших движений лица во время интервью. В суде США судья или присяжные иногда могут вынести более суровый приговор, вплоть до смертной казни, если посчитают, что на лице подсудимого не было раскаяния. Детей в дошкольных учреждениях по всей стране учат распознавать улыбки как счастье, хмурые взгляды как гнев и другие выразительные стереотипы из книг, игр и плакатов с бестелесными лицами. А для детей в спектре аутизма, некоторые из которых с трудом воспринимают эмоции других, эти учения не способствуют лучшему общению.

Так кто же прав? Ответ включает в себя невольного врача, научную ошибку и многовековую неверную интерпретацию работ Дарвина. По иронии судьбы, его собственные наблюдения предлагают мощное решение, которое трансформирует современное понимание эмоций.

Предположение об универсальных выражениях лица восходит к нескольким источникам, в первую очередь к набору фотографий французского врача XIX века Гийома-Бенжамина-Амана Дюшенна. На заре фотографии Дюшен электрически стимулировал лицевые мышцы людей и фотографировал их сокращения.

Его фотографии вдохновили Дарвина на предположение в Expression , что определенные движения лица являются универсальными признаками эмоций. В счастье, писал Дарвин, люди улыбаются. В печали они хмурятся. Как обычно рассказывают эту историю, Дарвин обнаружил, что эмоции имеют врожденные, биологически обоснованные выражения, которые создаются и признаются повсеместно и разделяются с другими животными. В этой истории движения лица представлены как своего рода сигнальная система, с помощью которой вы можете смотреть на лицо человека, определять его эмоциональное состояние и получать важную информацию, которая поможет вам — и им — быть живыми и здоровыми.

По крайней мере, так может показаться. Большинство свидетельств показывает, что Дарвин был не прав, и его ошибка была дурацкой. В реальной жизни люди выражают данную эмоцию с огромной вариативностью. В гневе, например, люди в городских культурах хмурятся (или делают некоторые движения лица для хмурого взгляда) только около 35 процентов времени, согласно метаанализу исследований, измеряющих движения лица во время эмоций. Хмурый взгляд также не связан с гневом, потому что люди хмурятся по другим причинам, например, когда они концентрируются или когда у них газы. Такая же огромная вариация наблюдается для каждой изучаемой эмоции — и для любого другого измерения, которое якобы говорит нам о чьем-то эмоциональном состоянии, будь то его физиология, голос или активность мозга.

Таким образом, системы искусственного интеллекта эмоций не обнаруживают эмоции. Они обнаруживают физические сигналы, такие как движения мышц лица, а не психологическое значение этих сигналов. Смешение движения и смысла глубоко укоренилось в западной культуре и науке. Примером может служить недавнее громкое исследование, в котором машинное обучение применялось к более чем шести миллионам интернет-видео с лицами. Оценщиков-людей, обучавших систему искусственного интеллекта, попросили маркировать движения лица в видео, но единственные метки, которые им давали использовать, были словами эмоций, такими как «сердитый», а не физическими описаниями, такими как «хмурый взгляд». Более того, не было объективного способа подтвердить, что чувствовали в эти моменты анонимные люди на видео.

Имеются также убедительные доказательства того, что движения лица являются лишь одним из многих сигналов в гораздо большем массиве контекстуальной информации, которую воспринимает наш мозг. Покажите людям гримасничающее лицо в одиночестве, и они могут ощутить боль или разочарование. Но покажите такое же лицо бегуну, пересекающему финишную черту забега, и та же самая гримаса передаст триумф. Лицо часто является более слабым сигналом внутреннего состояния человека, чем другие сигналы массива.

Выражение Дарвина предполагает, что случаи определенной эмоции, такой как гнев, имеют общую неизменную физическую причину или состояние — сущность, — которая делает их похожими, даже если они имеют поверхностные различия. Ученые предложили множество сущностей, некоторые из которых легко увидеть, например, движения лица, а другие, такие как сложные, переплетенные закономерности частоты сердечных сокращений, дыхания и температуры тела, наблюдаемые только с помощью специализированных приборов. Эта вера в сущности, называемая эссенциализмом, является неотразимой интуицией. Еще и потому, что практически невозможно доказать, что сущности не существует. Люди, которые верят в сущности, но не соблюдают их, несмотря на неоднократные попытки, часто все равно продолжают в них верить. Исследователи, в частности, склонны оправдывать свою веру, предполагая, что инструментов и методов еще недостаточно для обнаружения сущности, которую они ищут.

Решение этой головоломки можно найти в более известной книге Дарвина « О происхождении видов », написанной за 13 лет до « Выражение ». По иронии судьбы, он прославился тем, что помог биологии «избежать парализующей хватки эссенциализма», по словам известного биолога Эрнста Майра. До публикации Origin ученые считали, что каждый биологический вид имеет идеальную форму, созданную Богом, с определяющими свойствами — сущностью — которые отличают его от всех других видов. Думайте об этом как о версии биологии для «выставки собак». На выставке собак каждый участник оценивается в сравнении с гипотетической идеальной собакой. Отклонение от идеала считается ошибкой. Дарвина Происхождение радикально предположил, что вид представляет собой обширную популяцию различных индивидуумов, не имеющих никакой сущности в своей основе. Идеальной собаки не существует — это статистическая сводка множества разных собак. Вариация — это не ошибка; это необходимый ингредиент для естественного отбора со стороны окружающей среды. Однако когда дело дошло до эмоций, Дарвин стал жертвой эссенциализма, проигнорировав свое самое важное открытие.

Сила эссенциализма привела Дарвина к некоторым прекрасно смешным идеям об эмоциях, в том числе к тому, что эмоциональный дисбаланс может вызывать вьющиеся волосы и что насекомые выражают страх и гнев, лихорадочно потирая части тела друг о друга.

Эссенциализм также, по-видимому, соблазняет разработчиков эмоциональных систем искусственного интеллекта следовать за Дарвином по этому удобному пути, предполагая, что эмоции развились в результате естественного отбора для выполнения важных функций. Но если вы действительно прочитаете Выражение , вы обнаружите, что Дарвин почти не упоминал естественный отбор. Он также не писал, что мимика является функциональным продуктом эволюции. На самом деле он писал обратное: улыбки, хмурые взгляды, расширение глаз и другие физические выражения были «бесцельными» — рудиментарными движениями, которые больше не выполняют никакой функции. Он делал это заявление более 10 раз в Выражение . Для Дарвина выражение эмоций было убедительным доказательством того, что люди — это животные и что мы эволюционировали. По его логике, если мы разделяем выражения с другими животными, но эти выражения функционально бесполезны для нас, они, должно быть, произошли от давно ушедшего общего предка, для которого выражения были полезны.

Выражение неверно цитируется уже более 100 лет. Как это произошло? Я нашел ответ в работах психолога начала 20-го века Флойда Олпорта. В свои 19В книге «Социальная психология » Оллпорт сделал радикальный вывод из сочинений Дарвина, утверждая, что выражения у новорожденных начинаются как рудиментарные, но быстро приобретают полезные социальные функции. Он писал: «Вместо биологически полезной реакции, имеющейся у предка, и выразительного остатка у потомка, мы рассматриваем обе эти функции как имеющиеся у потомка, причем первая служит основой, из которой развивается последняя».

Идея Олпорта, хотя и неверная, была приписана Дарвину и охотно принята учеными-единомышленниками. Теперь они могли писать о мимике как об универсальной и претендовать на звание наследников неприступного Чарльза Дарвина. Одним предложением Олпорт исказил западное понимание эмоций не только в науке, но и в юриспруденции, медицине, в глазах общественности, а теперь и в системах искусственного интеллекта эмоций.

Тем не менее, эта научная сказка имеет счастливый конец, потому что есть название для вида вариаций, которые мы наблюдаем в реальных проявлениях эмоций. Это то же самое изменение, которое сам Дарвин наблюдал у животных. В Origin, Дарвин описал вид животных как совокупность различных индивидуумов, не имеющих биологической сущности в своей основе. Это ключевое наблюдение стало широко известно как популяционное мышление, и оно подтверждается современными исследованиями в области генетики.

Популяционное мышление произвело революцию в биологии за прошедшее столетие, а теперь оно революционизирует науку об эмоциях. Подобно виду, данная эмоция, такая как страх, горе или восторг, представляет собой обширную совокупность разнообразных экземпляров. Люди действительно могут широко раскрывать глаза и задыхаться от страха, но они также могут хмуриться от страха, плакать от страха, смеяться в лицо страху и, в некоторых культурах, даже засыпать в страхе. Сути нет. Изменчивость — это норма, и она тесно связана с физиологией и ситуацией человека, точно так же, как изменчивость вида связана с окружающей средой, в которой живут его представители9.0005

Все большее число исследователей эмоций более серьезно относятся к мышлению населения и выходят за рамки эссенциалистских идей прошлого. Сторонникам эмоционального ИИ и компаниям, которые производят и продают эти продукты, пора прекратить шумиху и признать, что движения лицевых мышц не всегда сопоставляются с конкретными эмоциями. Очевидно, что одна и та же эмоция может сопровождать разные движения лица и что одни и те же движения лица могут иметь разное (или не иметь) эмоциональное значение. Разнообразие, а не единообразие, является правилом.

Выражение Дарвина лучше всего рассматривать как исторический текст, а не как исчерпывающее научное руководство. Это приводит к более глубокому уроку: наука не является истиной авторитетом. Наука — это количественная оценка сомнения путем многократного наблюдения в различных контекстах. Даже самые выдающиеся ученые могут ошибаться. К счастью, ошибки являются частью научного процесса. Это возможности для открытий.

Это обзорная и аналитическая статья, и взгляды, выраженные автором или авторами, не обязательно совпадают с мнениями Научный американец.

ОБ АВТОРАХ

    Лиза Фельдман Барретт — профессор психологии Северо-восточного университета. Она является автором нескольких книг, в том числе «Как создаются эмоции: тайная жизнь мозга» . Подпишитесь на нее в Твиттере @LFeldmanBarrett.

    Недавние статьи Лизы Фельдман Барретт
    • О природе страха

    Выражения лица – Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе

    Глава 11: Отрицательные самосознательные эмоции

    В классическом исследовании Келтнера (1995) он использовал данные участников, которые недавно выполнили задачу направленного мимического движения (DFA) в ранее не связанном исследовании. Эта задача описана здесь. Были проанализированы данные участников, которые сообщили о чувстве смущения или веселья во время DFA. В частности, Келтнер проанализировал выражение лица и телесные изменения участников в течение 15-секундного периода отдыха после каждого проявления эмоционального выражения. По сравнению с участниками, которые чувствовали себя удивленными, смущенными участниками…

    • быстрее смотрели вниз, дольше смотрели вниз и часто меняли направление взгляда.
    • показал больше «контролей улыбки» или попыток скрыть улыбку или изменение скуловой AU.
    • больше губных прессов (AU 24)
    • поворот головы от камеры и больше движений головой вниз
    • больше касаний лица

    На рис. 1 показаны изменения лица, которые произошли со временем во время переживания смущения. Продолжительность каждого изменения лица — от левого края фотографии до конца стрелки. Таким образом, взгляд вниз — это изменение лица, которое длится дольше всего, за которым следует отведение головы. Интересно отметить, что смущенное выражение лица включает в себя несколько изменений лица в течение шести секунд.

     

    Рисунок 1
    Изменение выражения лица с течением времени и средняя продолжительность каждого изменения (Keltner, 1995)

    Воспроизведено из Д. Кельтнер, 1995 г., Признаки умиротворения: свидетельство отчетливых проявлений смущения, веселья и стыда. Journal of Personality and Social Psychology , 68 (3), с. 445 (https://doi.org/10.1037/0022-3514.68.3.441) Copyright 1995 Американской психологической ассоциации.

     

    Некоторые теоретики считают, что смущенное выражение лица служит адаптивной цели — показать другим умиротворение (Keltner, 1995; Castelfranchi & Poggi, 1990). Гипотеза умиротворения утверждает, что когда человек нарушает социальную норму, это вызывает гнев у членов группы. Демонстрируя смущенное выражение лица после нарушения нормы, люди признают, что осознают свое нарушение, и демонстрируют подчинение для поддержания общественного порядка. Тем не менее, Келтнер признал, что задача DFA — это уникальная ситуация, которая вызвала смущение, и что некоторые проявления прикосновения могут быть вызваны физиологическими привязанностями, а не смущением.

    В последующем исследовании Кельтнер (1995) предложил участникам просмотреть видеозапись и бесплатно перечислить эмоции, выраженные человеком на записи. Участники оценили людей, демонстрирующих смущение, как грустных, а затем как нервных. Участники специально не называли термин «смущение» (это относится к исследованию Widen and Russell (2011) ниже).

    В другом исследовании Кельтнер (1995) изучал, являются ли выражения стыда и смущения уникальными. В этом исследовании участники смотрели видеозаписи того, как мальчики европеоидной расы и афроамериканцы в возрасте от 12 до 13 лет проходили тест на IQ. Ролики теста IQ, показывающие выражение лица, выражающее веселье, удовольствие, гнев, отвращение, стыд и вину, были идентифицированы с помощью теста Экмана и Фризена (19). 78) ФАКС. После просмотра каждого клипа участники выбирали эмоциональный термин (развлечение, удовольствие, гнев, отвращение, стыд и вина), который описывал выражение лица мужчин.

    Результаты показали, что участники выбрали ярлыки «смущенный» для смущенных выражений, демонстрируемых подростками мужского пола, и выбрали ярлык «стыд» для мужчин, выражающих стыд. Интересно, что участники более точно обозначали смущение и стыд, когда оценивали выражения лиц афроамериканских мальчиков по сравнению с белыми мальчиками.

    Рисунок 2
    Доля выборки, выбирающая ярлык эмоций смущенных и стыдливых подростков мужского пола

    Смущенный мужчина-подросток: смущение; афроамериканец – 68, смущение; Кавказец – 53, Позор; афроамериканец – 10, позор; Кавказец – 16.

    Стыдный Подросток: Стыд; афроамериканец – 82 года, позор; Кавказец – 52, Брезгливость; афроамериканец – 5, отвращение; Caucasian – 20.

    По материалам Д. Кельтнера, 1995 г., Признаки умиротворения: свидетельство отчетливых проявлений смущения, веселья и стыда. Журнал личности и социальной психологии, 68 (3), с. 452 (https://doi.org/10.1037/0022-3514.68.3.441) Авторское право 1995 Американской психологической ассоциации.

     

    В работе Кельтнера и Басуэлла (1996; классическое исследование, о котором мы говорили выше) они стремились определить выражения лица, связанные со смущением, стыдом и виной. Участникам показывали 14 выражений лица в течение пяти секунд. Для каждого из 14 эмоциональных выражений они просматривали 2 фотографии одной и той же женщины и 2 фотографии одного и того же мужчины. После просмотра каждой фотографии им был представлен список из 14 меток эмоций, и им было предложено выбрать эмоцию, которая лучше всего соответствует ранее просмотренному выражению лица. Им нужно было выбрать метку эмоции в течение 10 секунд. 14 ярлыков эмоций:

    • Развлечения
    • Гнев
    • Трепет
    • (само)-презрение
    • Отвращение
    • Смущение
    • Страх
    • Вина
    • Счастье
    • Боль
    • Грусть
    • Позор
    • Сюрприз
    • Симпатия
    • Нет эмоций

     

    Ниже приведены фотографии, которые, по мнению исследователей, соответствуют смущению, стыду и печали.

     

    Табл.

    Таблица, в которой показана эмоция, пример изображения этой эмоции, единицы действия и описание действий для эмоции.
    Эмоции Пример изображения Боевые единицы Описание
    Смущение 7 + 12 + 15 + 52 + 54 + 64 Веки сужены, сдержанная улыбка, голова повернута и опущена (не оценивается по шкале FACS: рука касается лица)
    Стыд 54 + 64 Голова вниз, глаза вниз
    Грусть 1 + 4 + 6 + 15 + 17 Брови нахмурены, глаза слегка прищурены, уголки губ опущены, нижняя губа приподнята

    Адаптировано из Д. Келтнер и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории основных эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

     

    На рис. 4 показан процент участников, выбравших каждую эмоцию, когда отображаемое выражение лица было смущением. Как для женских, так и для мужских поз большинство участников выбрали смущение (51% при просмотре позирующих женщин; 56% при просмотре позирующих мужчин). Не показано на рисунке, только 7% выборки сочли фотографии смущения стыдом.

     

    Рисунок 4
    Процент участников, выбравших каждую эмоцию для выражения смущения

    Женские позеры: Стыд — 56, Вина — 25, Печаль — 0.
    Мужские позеры: Стыд — 47, Вина — 20, Печаль — 18

     

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в базовой теории эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

     

    На рис. 5 ниже показан процент участников, выбравших каждую эмоцию, когда отображаемое выражение лица было стыдом. Большинство участников выбрали стыд для позирующих женщин (56%) и почти большинство для позирующих мужчин (47%). Не показано на рисунке, только 3,4% опрошенных сочли фотографии стыда смущающими. Хотя выражения стыда и смущения на лице кажутся уникальными, важно отметить, что в этом исследовании уровень распознавания отрицательных базовых эмоций был выше, как показано в Таблице 4. Например, при демонстрации фотографии с отвращением уровень распознавания составил 88,9.% и 85,9% для женщин и мужчин позеров (рис. 5).

     

    Рисунок 5
    Процент участников, выбравших каждую эмоцию для выражения стыда

    Женские позеры: стыд – 56, вина – 25, печаль – 0.
    мужские позеры: стыд – 47, вина – 20, печаль – 18.

     

    Таблица 4
    Процент участников, выбравших каждую эмоцию для выражения основных эмоций (Keltner & Buswell, 1996

    Таблица, показывающая основные эмоции и процентную долю мужчин и женщин, реагирующих по-разному
    «Базовая» эмоция Женские позеры Позеры-мужчины
    Гнев Гнев: 66,7

    Отвращение: 17.2

    Презрение: 11.1

    Гнев: 87,3

    Неуважение: 07.7

    Презрение Отвращение: 66,5

    Презрение: 17,5

    Отвращение: 45,6

    Неуважение: 32,5

    Отвращение Отвращение: 88,9 Отвращение: 85,9
    Страх Страх: 83,2 Страх: 91,9
    Счастье Счастье: 89,7 Счастье: 74,8
    Грусть Печаль: 84. 0 Развлечения: 15,6

    Грусть: 78.6

    Сюрприз Сюрприз: 72,2

    Страх: 12,5

    Благоговение: 11,8

    Сюрприз: 84,4

    Благоговение: 12,2

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press.

     

    Чтобы проверить уникальное выражение лица вины, исследователи демонстрировали выражения презрения к себе, сочувствия и боли. Кельтнер и его коллеги считали, что эти три выражения лица могут символизировать чувство вины. Почему? Что ж, презрение к себе может быть похоже на гнев по отношению к себе за совершение нарушения. Нанеся вред другому человеку, мы можем испытывать симпатию к этому человеку (т. е. заботу, заботу, сочувствие к нему). Наконец, боль — это субъективное чувство, о котором часто сообщают в связи с переживаниями вины и стыда (Tangney et al., 19).96).

     

    Рисунок 6
    Выражения лиц Кельтнера и Басуэлла, связанные с чувством вины

    таблица, показывающая эмоцию, пример изображения этой эмоции, единицы действия и описание выражения лица.
    Эмоции Пример изображения Боевые единицы Описание
    Презрение к себе 14 + 54 + 64 Одностороннее стягивание уголков губ, голова вниз, взгляд вниз
    Сочувствие 1 + 17 + 24 + 57 Внутренняя бровь приподнята, нижняя губа приподнята, губы сжаты, голова слегка выдвинута вперед
    Боль 4 + 6 + 7 + 9 + 17 + 18 + 23 + 24 Глаза плотно закрыты, нос сморщен, брови нахмурены, губы сжаты, сжаты и слегка сморщены

    Адаптировано из Д. Келтнер и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории основных эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

    Как видно на рис. 7, большинство участников назвали выражения лица презрения к себе стыдом.

     

    Женщины-позеры: стыд – 45, вина – 22, печаль – 15.
    мужчины: стыд – 35, вина – 9, печаль – 22.

    Рисунок 7

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 19 лет96, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в базовой теории эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

    Для сочувствующего выражения лица (рис. 8) результаты различались в зависимости от пола позера. Что касается женщин, которые позируют, 1/3 участников назвали выражение сочувствия, а еще 1/3 выбрали отсутствие эмоций. Среди мужчин-позеров 43% выбрали сочувствие, а 36% — грусть. Вина не выбиралась на сверхслучайных уровнях.

     

    Женщины-позеры: сочувствие — 33, отсутствие эмоций — 32, вина — 10, печаль — 8.
    мужчины: сочувствие — 43, отсутствие эмоций — 0, вина — 0, печаль — 36.

    Рисунок 8
    Процент участники, выбравшие каждую эмоцию для выражения симпатии

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в базовой теории эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

     

    Женщины-позеры: Боль – 45, Отвращение – 16, Гнев – 14, Презрение – 10.
    Мужчины-позеры: Боль – 52, Отвращение – 20, Гнев – 0, Презрение – 0.

    выбрал каждую эмоцию для выражения боли

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в базовой теории эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

     

    В совокупности эти результаты показывают, что в настоящее время у нас нет доказательств уникального выражения вины на лице. Кроме того, эти данные свидетельствуют о том, что выражение презрения к себе вызывает чувство стыда, а не вины. Наконец, хотя стыд и смущение однозначно распознаются, уровень распознавания ниже, чем для других базовых эмоций, вызванных внешним вызывающим событием.

    В другом исследовании Уайден, Рассел и его коллеги (2011 г., да, Джеймс Рассел из циркумплексной модели) изучали, могут ли участники идентифицировать выражения смущения, стыда, презрения и сострадания на лице. Участникам было показано 10 фотографий эмоциональных выражений. Шесть из этих фотографий изображали основные эмоции счастья, печали, гнева, страха, удивления и отвращения, впервые идентифицированные Экманом и Фризеном (19). 71). Выражения презрения, стыда, смущения и сострадания на лице были определены Хайдтом и Кельтнером (1999) с использованием FACS (Экман и Фризен, 1978).

     

    Рисунок 10
    Фотографии выражений лица от Haidt and Keltner (1999)

    Адаптировано из J. Haidt and D. Keltner, 1999, Культура и выражение лица: открытые методы находят больше выражений и градиент узнавания. Познание и эмоции, 13(3), с. 234 (https://doi.org/10.1080/026999399379267) Copyright 1999 Psychology Press.

     

    Все участники сначала определили эмоции с помощью бесплатного звонка, а затем им снова показали выражения и дали список эмоциональных ярлыков, из которых можно было выбрать. Свободные ответы участников были закодированы в категории эмоций. Например, термины «пристыженный», «удрученный», «виновный» и «стыдный» были помещены в категорию стыда, а термины «смущенный», «застенчивый» и «застенчивый» были помещены в категорию смущения.
    На рис. 11 показано, что в отношении выражений лица стыда и смущения участники получили более правильные ответы, когда они использовали метод принудительного выбора по сравнению с методом свободной метки. Важно отметить, что уровень распознавания при свободном обозначении исходных шести основных эмоций варьировался от . 41 (от отвращения) до 0,94 (для счастья).

    Рис. 11 Стыд; Вынужденный выбор – 0,66, Стыд; Бесплатная маркировка — 0,32

    Смущение; Вынужденный выбор — 0,48, смущение; Бесплатная маркировка – 0,31

     

    Адаптировано из S.C. Widen, A.M. Кристи, К. Хьюетт и Дж.А. Рассел, 2011, Передают ли предложенные выражения презрения, стыда, смущения и сострадания лица предсказанные эмоции? Познание и эмоции, 25(5), с. 901. https://doi.org/10.1080/02699931.2010.508270 Copyright 2010 Psychology Press.

     

    Ниже на Рисунке 12 показано, что в отношении смущения на лице большинство участников бесплатно назвали смущение, за которым следовали радость, грусть и познание (хотя оставшиеся 21% ответов были отнесены к другим категориям эмоций). Большинство участников бесплатно назвали выражение стыда грустью, за которой следовал стыд, а затем осознание. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что исследования еще не определили уникальное выражение стыда или смущения на лице. Кроме того, ответы на свободное припоминание выражения стыда включали в себя чувство вины, что затрудняло определение того, являются ли вина и стыд разными эмоциями.

    Рисунок 12.
    Доля ответов участников на выражение стыда и вины на сеансе бесплатной маркировки Стыд; Правильно – 0,32, Стыд; Счастье – 0, Стыд; Грусть – 0,42, Стыд; Познание – 0,05

    Смущение; Правильно – 0,31, Смущение; Счастье – 0,24, Смущение; Грусть – 0,23, Смущение; Познание – 0,01

    Примечание. Категория познания включает в себя свободно помеченные ответы «замешательство, любопытство, обсуждение, сомнение, недоумение, скептицизм, подозрительность, неуверенность и неуверенность» (Widen et al., 2011, стр. 9).00). Адаптировано из S.C. Widen, A. M. Кристи, К. Хьюетт и Дж.А. Рассел, 2011, Передают ли предложенные выражения презрения, стыда, смущения и сострадания лица предсказанные эмоции? Познание и эмоции, 25(5), стр.903. https://doi.org/10.1080/02699931.2010.508270 Copyright 2010 Psychology Press.

     

    В целом эти исследования предоставляют некоторые первоначальные доказательства смущающих изменений лица, включая отведение взгляда, перемещение взгляда, опускание головы и прикосновение к лицу. Более свежие данные Widen et al. (2011) предполагает, что показатели распознавания стыда и смущения могут быть завышены из-за метода принудительного выбора, который использовался в прошлых исследованиях. На самом деле Рассел обнаружил, что участники не очень хорошо справляются с правильным определением стыда и смущения. Таким образом, это может означать, что стыд и смущение не являются базовыми эмоциями. Это также может означать, что из-за того, что смущенное выражение лица меняется в течение короткого периода времени, определить эмоции на фотографиях может быть сложнее.

Добавить комментарий