Чем опасна популяризация науки — Собрание заблуждений
Чем опасна популяризация науки
Робот подготовил для Вас подборку материалов, близких к этой теме. Посмотреть Во втором десятилетии XXI в. в Россию пришла «мода на популярную науку»: активно заявили о себе многочисленные просветители и популяризаторы науки, появились научно-популярные медиа, которые «преподносили научные знание в доступной форме». Вполне серьёзные СМИ, издательства, редакции телеканалов создали свои подразделения «научпопа», группы энтузиастов-просветителей сформировались в университетах. Научная информация в адаптированном для широкой аудитории виде широким потоком «пошла в массы», и, казалось бы, это должно было способствовать расширению у россиян научных знаний, формированию научного мировоззрения. Однако результат оказался отнюдь не столь блестящим, как ожидалось. Если коротко, современные опросы показывают, что уровень научных знаний в обществе не только не растёт, но даже снижается. Оказывается, популяризация науки может быть не только полезна, но и вредна. Разберёмся, в чём же состоит эта опасность. Во-первых, популяризация науки – это далеко не всегда точный пересказ научных данных. Для фактической точности необходима научная терминология, использование научной логики, обоснование методологии и методов научного исследования – всё то, что, собственно, и передаёт специфический язык науки. Но популярно приходится излагать научные идеи «простым языком», вольно обращаться с научными терминами, избегая сложной аргументации, упрощая логику, которой в действительности руководствовался тот или иной учёный. В результате Во-вторых, при популяризации науки на задний план отходит такая важная характеристика создателя контента, как его научная квалификация, компетентность в конкретной научной проблеме. Даже в рамках одной науки есть специализации по конкретным областям, и, например, серьёзный учёный-историк не согласится быть экспертом по всем историческим эпохам, по истории развития всех народов, культур и т.д. Сегодня в разнообразном научно-популярном контенте философ запросто может рассуждать о современных тенденциях развития технологий, экономист – о психологических механизмах, а физик – о конфликтах в социальном взаимодействии. При таком подходе В-третьих, в научно-популярном контенте важней подача фактов, а не сами факты, «медийность» популяризатора, а не его реальная принадлежность к «миру науки». Талантливый писатель, популярный телеведущий или блогер собирают широкую аудиторию читателей, зрителей, подписчиков, в то время как аудитория учёного чаще всего ограничена сравнительно небольшим кругом специалистов. Поэтому больший вес в массовом сознании приобретает мнение медийных личностей, даже если они пропагандируют псевдонаучную теорию. Наконец, есть ещё один минус популяризации – во всяком случае, в том виде, как она существует сегодня. Стремясь заинтересовать и увеличить свою аудиторию, популяризаторы часто «выходят за границы известного», рассматривают фантастические гипотезы и «альтернативные» версии, тем самым Обрывки научных фактов, околонаучных домыслов и лженаучный обман, перемешиваясь, формируют у потребителя этой информации настолько искажённую картину мира, что он готов поверить в любую ложь, если она облечена в наукообразный форму. «Чем выше у людей доверие к науке, тем чаще они готовы поверить в лженаучные концепции», – заявляет журналист Даниил Кузнецов, ссылаясь, в частности, на статью Томаса К. О’Брайена, Райана Палмера и Долорес Альбаррасин «Неуместное доверие: когда доверие к науке укрепляет веру в лженауку и преимущества критической оценки», опубликованную летом нынешнего года в научном издании «The Journal of Experimental Social Psychology» («Журнал экспериментальной социальной психологии»). Научно-популярный контент, безусловно, необходим. Он был и остаётся важнейшим средством массового просвещения, формирования интереса к научно-исследовательской деятельности, создания у молодёжи мотивации для прихода в большую науку, привлечения в науку инвестиций. Однако и об опасностях научпопа тоже не следует забывать. Для ссылки: Сидоров С.В. Чем опасна популяризация науки [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/populjarizacija_nauki/27-1-0-726 (дата обращения: 07.07.2023). | |
Автор(ы): Сидоров С.В. | Опубликовано 18.09.2021 | Просмотров: 3220 | |
Болонская система образования в России: причины отмены, суть и минусы
Общество
25 мая 2022, 14:34
Учитель Казаков заявил, что Россия не вернется к советской системе образования
Человек с книгой на фоне доски с формулами/Pixabay
Читать 360tv в
Россия откажется от Болонской системы образования. Переход займет время, но педагоги уверены — пришло время создать новую собственную модель. Советский образец вернуть не получится, но его можно взять за основу.
Регулярные тесты
Россия перешла на Болонскую систему высшего образования в 2003 году. Считалось, что этот шаг осовременит высшее профессиональное образование и даст возможность российским вузам участвовать в зарубежных проектах и программах обмена.
Система предусматривает два уровня обучения: четыре года бакалавриата и два года магистратуры. При этом на каждом этапе студент может учиться на разных направлениях. Методика образования во многом завязана на регулярном тестировании учащихся: вместо стандартных билетов и развернутых ответов на вопросы студентам на экзаменах нужно просто отметить правильные ответы из предложенного перечня. Глубокие знания студента при этом не важны. За каждый тест или задание учащийся получает определенное количество баллов. Их сумма в конце семестра свидетельствует об успехе студента.
Сейчас Болонская система действует в 49 странах, включая Россию. При этом дипломы стран-участниц признаются в других государствах. Однако эта процедура платная. Кроме того, добиться подтверждения свидетельства об образовании можно и не будучи участником Болонской системы, отметил «Коммерсант».
Отказ от Болонской системы
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков заявил, что Россия откажется от Болонской системы высшего образования. Двухуровневый принцип бакалавриата и магистратуры он назвал пройденным этапом.
По словам главы Минобрнауки, будущее страны — за российской уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого обучающегося.
Заслуженный учитель РФ Александр Снегуров поддержал это предложение, заметив, что стоит брать курс на советскую систему. Она более фундаментальная, основывалась на глобальных научных открытиях, а также больше соответствовала психическому устройству и личностным запросам человека.
Средние знания
По словам члена комитета Госдумы по образованию и науке, академика Михаила Берулавы, Россию буквально затащили в Болонскую систему. В беседе с «360» депутат отметил, что на тот момент в стране уже была проверенная и более качественная советская система образования.
«Болонская система дает усредненную сумму знаний. Процесс не направлен на улучшение качества знаний — ответы на тесты можно угадать. Нам обещали, что наши дипломы будут признавать на Западе после того, как мы начнем обучать детей в Болонской системе, но этот процесс не получил развития», — рассказал академик.
Берулава отметил, что в шестидесятые годы прошлого века американцы заявили: «То, что знает Иван, не знает Джонни». В книге What Ivan Knows That Johnny Doesn’t Артера Трэйси сравнивались учебники России и США. Автор резюмировал, что США проиграли русским в первенстве за школьной партой.
Приносить радость
Возможно, вместе с Болонской системой уйдет и ЕГЭ. Академик отметил, что в той форме, в которой экзамен существует сегодня, он больше не может функционировать: все направлено лишь на развитие механической памяти. Это не образование. Поэтому перестройка российской системы коснется не только вузов, но и школ.
«Нет смысла перестраивать кусочки, нужен общий подход, чтобы у нас была мощная система образования, которая учитывает и мировую. Заимствовать оттуда стоит только лучшее и давать детям», — сказал Берулава.
Советскую систему не возродить
Учитель истории и ОБЖ Дмитрий Казаков пояснил «360», что Болонская образовательная система, в которую Россия пыталась влиться на протяжении 30 лет, направлена на выращивание узких специалистов.
«Советская система была направлена на всестороннее развитие личности, сведущей во всех науках и сферах. Она давала широкий спектр знаний. Упор делался на создании научного мировоззрения, коллективизме. Западная модель больше направлена на индивидуализм», — сказал Казаков.
Однако по щелчку пальцев сменить строившуюся десятилетиями систему не получится, отметил учитель. А возврат к советской системе невозможен, так как это требует другой модели общества, его целей и задач, иного типа экономики. Образование всегда отражает те реалии, которые происходят в обществе, объяснил он.
«Это как возродить пионерию — невозможно, у нас нет того государства, где она существовала. Сейчас пытаются создать „Большую перемену“, возможно, что-то получится, но это будут точно не пионеры. Я был бы рад возвращению советской системы образования, она лучше, но без соответствия базису настройка не получится», — подчеркнул Казаков.
Авторы:
Дмитрий Толокевич
Анастас Машковцев
Вузы
Школы
Россия
Ограничения научного метода
Наука не может доказать или опровергнуть существование Бога или любого другого сверхъестественного существа. Иногда научные принципы используются для придания правдоподобия некоторым ненаучным идеям, таким как умный дизайн . Разумный замысел — это утверждение о том, что некоторые аспекты происхождения вселенной и жизни могут быть объяснены только в контексте разумной божественной силы. Сторонники разумного замысла пытаются выдать эту концепцию за научную теорию, чтобы сделать ее более приемлемой для разработчиков учебных программ государственных школ.
Реклама
Наука также не способна выносить оценочные суждения. Например, нельзя сказать, что глобальное потепление — это плохо. Он может изучать причины и последствия глобального потепления и сообщать об этих результатах, но не может утверждать, что водить внедорожники неправильно или что люди, которые не заменили свои обычные лампочки на светодиодные, безответственны.
Иногда некоторые организации используют научные данные для продвижения своих целей. Это стирает грань между наукой и моралью и поощряет создание «псевдонауки», которая пытается узаконить продукт или идею заявлением, не прошедшим строгую проверку.
И все же при правильном использовании научный метод является одним из самых ценных инструментов, когда-либо созданных людьми. Это помогает нам решать повседневные проблемы по дому и в то же время помогает нам понять глубокие вопросы о мире и вселенной, в которой мы живем.
Статьи по теме
Другие полезные ссылки
- Руководство по ресурсам проекта научной ярмарки
- Понимание и использование научного метода
- Научный метод
Источники
- Одюбон, Джон Джеймс. «Джон Джеймс Одюбон: сочинения и рисунки». Библиотека Америки, 1999.
- Кэмпбелл, Нил А. и Джейн Б. Рис. «Биология, седьмое издание». Пирсон Бенджамин Каммингс, Сан-Франциско, 2005 г.
- Д’Аньезе, Джозеф. «Человек научного метода». Wired, сентябрь 2004 г. http://www.wired.com/wired/archive/12.09/rugg.html.
- Введение в научный метод на веб-сайте Фрэнка Вольфса, факультета физики и астрономии Рочестерского университета. http://teacher.pas.rochester.edu/phy_labs/AppendixE/AppendixE.html
- Китон, Уильям Т. «Биологические науки, третье издание». В.В. Norton & Company, Нью-Йорк, 1980.
- Новый Оксфордский американский словарь. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, Соединенное Королевство. 2001.
- Понимание и использование научного метода на Fact Monster. http://www.factmonster.com/cig/science-fair-projects/understanding-using-scientific-method.html
- Vecchione, Glen. «100 удивительных проектов научной ярмарки, отмеченных наградами». Sterling Publishing Co., Нью-Йорк, 2001.
- Веккионе, Глен. «100 потрясающих проектов научной ярмарки, получивших первую премию». Sterling Publishing Co., Нью-Йорк, 1998.
Процитируйте это!
Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно процитировать эту статью HowStuffWorks.com:
William Harris
«Как работает научный метод»
14 января 2008 г.
HowStuffWorks.com.
Ограничения научного мышления | Ребекка Мотт | Эпоха осознания
Ограничения научного мышления | Ребекка Мотт | Эпоха осознания | MediumМожет ли научное мышление решить все проблемы?
Опубликовано в·
Чтение: 5 мин.·
20 февраля 2021 г. www.canvas.com1,2 тыс. подписчиков
·Писатель для💡Тренер📢Спикер 📝Блогер🎯Сертифицированный профессиональный коуч📈Черный пояс по бережливому производству и шести сигмам💥Сертифицированный менеджер ASQ по качеству/организационному совершенству 👉 rethought.us
Еще от Ребекки Мотт и Age of Awareness
Ребекка Мотт
в
Три еженедельных совещания, которые помогут вам руководить своей командой как рок-звезда
Как и многие лидеры, длительный период работы удаленно от дома застал меня врасплох. Я усердно работал в течение предыдущего десятилетия, чтобы…
·5 минут чтения·Jan 20Hal Wuertz
in
Пришло время изменить то, как мы думаем
За последние 50 с лишним лет популярность нового образа мышления росла. Сосредоточено на основных человеческих способностях — эмпатии…
9 мин чтения · 22 февраля 2021 г.
Zohvib
in
Я вел дневник каждый день в течение 90 дней. Вот чему я научился
Документирование мелких подробностей вашей повседневной жизни становится праздником того, кто вы есть.
4 минуты чтения·2 июня
Ребекка Мотт
в
Уроки лидерства в саду
Весна подходит к концу, и лето не за горами. В последнее время я провожу время в своем саду. Это лучший сезон для посадки…
·9 мин чтения·10 июняПросмотреть все от Rebecca Mott
Рекомендовано Medium
umair haque
in
The Tri умф эпохи идиота
Урок, который мы отказываемся выучить — И почему он уничтожает нашу цивилизацию со скоростью света
·10 минут чтения·4 дня назадНеподобающее
10 секунд, которые положили конец 20-летнему браку
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки.
Я ношу мою домохозяйку… ·4 мин чтения·16 февраля 2022 г.Списки
Прогнозное моделирование с Python
18 историй·76 сохранений
ChatGPT 9006 2
21 этаж·25 сохраняет
New_Reading_List
173 истории·11 сохранений
Практические руководства по машинному обучению
10 историй·87 сохранений
Ребекка Мотт
в
Три еженедельных собрания, которые помогут вам руководить своей командой Как рок-звезда
Как и многих руководителей, длительный период удаленной работы из дома застал меня врасплох. Я усердно работал в течение предыдущего десятилетия, чтобы…
·5 минут чтения·20 январяУилл Локетт
в
Маск отверг инженеров Tesla, и теперь у них серьезные проблемы
Одна из ключевых технологий Tesla лежит в руинах, и во всем виноват Маск.
·Чтение через 6 мин·28 мартаAleid ter Weel
in