Читать онлайн «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников», Марина Ростиславовна Битянова – Литрес
Предисловие
Уважаемые старшеклассники!
Эта книга адресована вам.
Скажем честно, перед нами, авторами, стояла непростая задача. С одной стороны, мы хотели простым, «человеческим» языком передать те современные психологические знания, которые могут быть вам сегодня действительно интересны и нужны. (Каждое из выделенных слов имеет свою ценность.) С другой стороны, мы не хотели создавать упрощенный вариант академического учебника по психологии, этакие научные комиксы, скорее – путеводитель по внутреннему миру. В этом путеводителе есть определенное количество научной информации, немного проблемных или спорных вопросов, некоторые авторские ответы на эти вопросы известных и уважаемых людей… Все то, что помогает нам понимать и разбираться в устройстве Вселенной, отношений между людьми, самих себя. В нем нет непреложных истин и аксиом, так как внутренний мир – и это нам очень важно было донести до читателя – принципиально познаваем только тем человеком, который им владеет и кто его ежечасно и ежеминутно создает – своими поступками, своими желаниями, своими переживаниями.
У этой книги есть определенная структура. Каждая глава посвящена тому или иному аспекту нашего Я и нашей ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова. Внутри главы есть информационная часть. Она разделена на некоторые тематические блоки, многие из которых заканчиваются проблемными вопросами. Нам кажется, это те вопросы, которые очень полезно задавать самому себе время от времени. После информационной части следуют различные тематические рубрики. Психологическая консультация, самоисследование– это возможность проанализировать себя или получить психологический совет. Лаборатория, психология в жизни – это факты, полученные в экспериментах, проявления психологических закономерностей в жизни – все то, что позволяет увидеть психологию в реальных явлениях. Лирика – еще один психологический взгляд на мир и на самого себя: не научного характера, но не менее значимый и глубокий. Великая литература подарила нам множество образцов серьезнейших психологических исследований.
Мы, авторы, постарались решить те задачи, которые перед собой поставили. И надеемся, что эта книга поможет вам, уважаемые читатели, решить те задачи самопознания и саморазвития, которые вы перед собой ставите.
Удачи!
Марина Битянова, Игорь Вачков
Глава 1
Человек и его Миры (начало)
Мир внешний и мир внутренний
Цивилизация, к которой все мы – люди рубежа второго-третьего тысячелетия – принадлежим, существует и развивается на Земле уже довольно давно. Конечно, по нашим, человеческим меркам. Значительно старше ее мир Земли: он видел закаты и рассветы, встречал весны и зимы задолго до рождения первого представителя нашего рода. Мы появились, создали свою цивилизацию, особый человеческий мир и назвали себя homo sapience («человек разумный»). Тем самым мы подчеркнули, выделили среди прочих одну из самых ценных для нас, самых ярких и значительных способностей: способность мыслить, познавать, целенаправленно и осознанно строить свою жизнь.
Разумность – это предмет гордости вида «Человек». Но она далеко не исчерпывает уникальность каждого его представителя, каждого из нас. Более того, даже уводит несколько в сторону от понимания этой уникальности. В сторону от открытия главной тайны Человека.
Что же это за тайна? Как ни парадоксально, на словах она известна практически всем, но по-настоящему может быть открыта только каждым из нас в отдельности, как Личная Тайна. Что обязательно и происходит с человеком в какой-то момент его жизни. Иногда довольно рано, иногда на склоне лет, часто – через сильные переживания, душевную боль. Приходит понимание того, что Человек – житель двух хотя и взаимосвязанных, но все же самостоятельных миров. В одном мире он рождается и существует в своем физическом облике. Этот мир дарует ему тело, в котором заложены свойства и возможности. Он же определяет среду, в которой человеку предстоит существовать: дышать, развиваться, стареть и умирать. Имена этого мира – Вселенная, галактика, Земля, эпоха, страна. Второй мир постепенно раскрывается перед человеком богатством своих возможностей, красок, просторов.
Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.
Сократ
Во внешнем мире развивается цивилизация людей. Каждый из нас учится жить в этом мире: постигать его, изменять, приспосабливаться к нему. Что знали мы о Земле и галактике тысячу лет назад и что знаем сейчас? А что будем знать еще через сотню лет! Человечество придумало множество способов для изучения и изменения свойств окружающего мира, оно создало науку, технику, технологии, помогающие ему разговаривать с внешним миром, миром предметов и природных явлений.
Но и внутренний мир также открыт для познания, понимания, принятия и изменения. Что я знаю о себе сейчас? Что буду знать завтра? В русском языке, как и в любом другом, существует множество словосочетаний, обозначающих разные приемы общения человека со своим внутренним миром.
Какой мир важнее, значительнее? Можно ли вообще ставить вопрос таким образом? Наверное, нет, ведь в каждый миг своего существования мы пребываем в удивительном пространстве, в котором эти миры пересекаются, дополняют и определяют друг друга. Как это происходит? А вот смотрите.
Все мы очень разные. То, что радует одного, оставляет равнодушным другого, то, от чего один взорвется, другой воспримет спокойно и т. д. На первый взгляд, все определяется особенностями личности, особенностями Я каждого из нас. Это так, да не совсем. Потому что есть еще чисто физиологические свойства нашего организма, данные нам природой, – особенности нервной системы, обмена веществ, физической конституции, которые задают нам наши реакции – их силу, продолжительность, последствия.
Скажем, два друга решили целый день заниматься ремонтом старенького мотоцикла. Один и через пять часов работы полон сил и энтузиазма и с осуждением смотрит на товарища, который уже двигается и вникает в технические подробности с видимым трудом. Первый в обиде: разве мне одному это нужно? Решили же вместе… Конечно.
Но есть такое свойство психики – утомляемость. И у одного она от природы низкая, а у другого, увы, высокая. Он так устроен. И лень здесь ни при чем.
Или другой пример: подруги поругались, был для этого повод. Незначительный, но все же. Одна вспылила и очень быстро успокоилась. Она уже готова говорить о другом. А вторая «завелась». По пятому разу она твердит одно и то же, никак не может успокоиться, забыть. Первая чувствует, как раздражение снова начинает накапливаться в ней, требуя быстрого и сильного выплеска эмоций. В чем дело? В воспитании? Во вредности второй подруги, неумении ее дружить? Скорее все гораздо проще. Разные типы нервной системы: гибкая и «застревающая». Плюсы и минусы есть у каждой, речь сейчас не об этом. Речь о том, что свойства внутреннего мира, наши действия, оценки, желания, существенно зависят от тех качеств, которые дарованы природой нашему телу.
Но есть и обратная связь. Внутренний мир – наши желания, устремления, чувства – определяет, в каком внешнем мире мы будем жить. Нет, дело не в магии. Не в том, что свойства внешнего мира меняются в соответствии с нашими представлениями о нем.
Во-первых, человек будет стараться организовать окружающее пространство так, чтобы оно отвечало его устремлениям. Тот, кто очень любит общение и суету, быстрое течение жизни, не поедет жить в маленький поселок у края тайги. Тот, кому дороги покой и уединение, не выберет профессию журналиста. Питающий страсть к достатку в доме лучше сэкономит на билетах в театр, чем на красивой «финтифлюшке» для убранства комнаты. Стремящийся к духовному обогащению поступит наоборот.
Во-вторых, наш внутренний мир, состояние души влияет на то, как мы видим, воспринимаем внешний мир.
Как вы думаете, пессимист и оптимист живут в одном мире или в разных?
Познание внутреннего мира
Мы уже говорили о том, что для постижения внешнего мира человек придумал множество способов. Прежде всего это наука. Биология и химия, физика и география занимаются познанием внешнего мира, разрабатывают основы тех технологий, с помощью которых человек изменяет его свойства (увы, часто поспешно и непродуманно). Но не только наука. Каждый из нас постигает окружающий мир, используя для этого замечательный инструмент – органы чувств.
Внутренний мир тоже доступен изучению. Но есть определенные трудности. Внутренний мир – штука тайная, особая. Он принадлежит только одному человеку. Каждый из нас – обладатель собственного уникального внутреннего мира. Поэтому естественным образом он открывается только своему обладателю, который при желании может поведать о нем другим, приоткрыть завесу своей тайны.
Итак, мы можем познавать свой внутренний мир, общаясь с самими собой. Мы можем постигать внутренний мир других людей (общаясь, читая книги, наслаждаясь музыкой или живописью) и благодаря этому раскрывать новые стороны своей собственной души. Но человеку разумному этого кажется мало. Ему нравится обобщать, выводить закономерности, постигать всеобщие законы. Поэтому были созданы особые науки, пытающиеся понять свойства внутреннего мира человека. Свойства, присущие большинству людей, и свойства редкие, почти уникальные. Среди этих наук особое место принадлежит психологии и философии. Философия пытается ответить на самые главные вопросы, волнующие человека и человечество: «Что есть человек?», «Каковы цели и смысл его существования?», «Каковы его роль и место в мире?». Вопросы, на которые пытается ответить наука психология, чуть проще: «Как устроена психика человека?», «Какими психологическими свойствами человек наделен?», «Чем все люди похожи и чем они отличаются друг от друга?», «Как мы думаем, чувствуем, действуем?».
Самое главное в человеке – то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить.
Александр Мень
Психологи проводят исследования, обобщают их данные, пытаются установить общие закономерности психологической жизни человека. Но все же научная психология – лишь один из путей познания собственного внутреннего мира, так же как естественные науки – лишь один из путей познания внешнего мира. Каждый человек – психолог своего собственного внутреннего мира. В постижении его свойств человеку могут помочь:
♦ психологические и философские науки;
♦ литература, искусство;
♦ открытое, доверительное общение с другими людьми;
♦ общение с самим собой, опыт собственной жизни.
Да, все эти знания, чужой и собственный опыт находятся в распоряжении того, кто решил открыть внутри себя целый мир, вторую Вселенную, скромно и коротко именуемую Я.
Какими источниками для познания собственной души сегодня пользуетесь вы?
Зачем познавать свой внутренний мир? Два образа жизни
А нужно ли вообще задумываться о своем внутреннем мире? Во-первых, многия знания – многия печали, как говаривал царь Соломон. А во-вторых, общеизвестна истина: самокопание до добра не доводит. Хорошо, коли там клад. А коли залежи, так сказать, естественных удобрений? И самому нюхать неприятно, а другим, которым сдуру открылся, – вообще тошно.
Психология – наука опасная и бесполезная. Опасная – по описанным только что причинам, а бесполезная – вот почему: узнать о себе человек может прекрасно и без нее. Ведь никто лучше самого человека его душу не знает. И не сумеет узнать, поскольку для постороннего она, как известно, потемки. Для нас – и только для нас! – открыты наши психические явления. И не надо туда лезть со специальными научными методами и инструментами, всякими психологическими штангенциркулями и прочими тестами. Нам-то самим эти самые явления без труда видны, а другому никакие приспособления не помогут. Верно это или нет?
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Козьма Прутков
Неверно. Потому что непосредственность восприятия многих переживаний и психических явлений иллюзорна. Первым это показал великий австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Ошибка думать, что ты знаешь себя лучше, чем кто-либо другой. Разве ни с кем из нас не случалось, когда подлинные мотивы наших поступков другие люди объясняли гораздо точнее и правильнее, чем мы сами? Ведь наши внутренние защиты так заботливо выстраивают прочные заслоны от той информации, которая может разрушить старательно созданный нами и потому любимый образ себя. И в результате – «я сам обманываться рад». Так, может, и не надо трогать эти защиты?
Представляется, что ответ на этот вопрос можно найти внутри себя или в диалоге, общении с интересным, думающим собеседником. А в помощь вам предлагается следующее рассуждение.
Человек рождается, живет и умирает. Так устроен внешний мир. Человек обладает психикой, сознанием и свободой воли. Человек так устроен. Познаем ли мы законы жизни и собственного устройства или нет – от этого ничего не меняется. В том смысле, что внешний мир остается таким, какой он есть, и внутренний мир дан каждому из нас.
Но есть два способа жизни, которые возможны при таком мироустройстве. И нам дано право выбирать один из них.
Представим океан. Все его обитатели могут быть разделены на две неравные группы. Первые – это те, кто всю жизнь проводит в подводных глубинах. Они добывают пищу, спасаются от врагов, охотятся за более слабыми и… представления не имеют, что есть и абсолютно другой мир, другое – воздушное – пространство. Им оно недоступно, а подавляющему большинству – попросту неинтересно.
Но есть особая группа океанских жителей – летающие рыбы. Кто наградил их крыльями – Бог, судьба, собственное любопытство, – трудно сказать. Однако благодаря крыльям они могут выходить – пусть ненадолго! – в иное пространство. Иногда они вылетают из толщи воды и парят над поверхностью. Они видят, что происходящее в глубинах – это лишь часть огромного мира. Они получают уникальную возможность осмыслить то, что они делали под водой, посмотреть на свою жизнь со стороны, из другого пространства. Конечно, они вновь нырнут в воду и погрузятся в привычную суматоху. Но они умеют останавливаться. Они способны к рефлексии.
Первый способ жизни – это жизнь внутри обстоятельств. «Так сложилась жизнь», «такое нынче время», «как все, так и я»… Человек полностью погружается в текущие события. Ему некогда и незачем отслеживать их ход, он не верит в то, что может серьезно повлиять на них. Утро, день, вечер… Радость, обида, разочарование, успокоение… Поел, попил, поучился, погулял, а завтра будет завтра. Все понятно. Жизнь течет, человек растет, изменяется, стареет. Ему ни к чему задумываться о том, почему именно так развивается его жизнь. Так получается, так складывается. Человек растворяется в природе, добывании хлеба насущного, в отношениях с другими людьми. Такая жизнь вполне может приносить умиротворение и чувство наполненности. И такой образ жизни явно не предполагает серьезного интереса к своему Я.
Другой способ жизни – жизнь над обстоятельствами. Этот способ предполагает совсем другие отношения с миром и с самим собой. Осознание своих целей и желаний, затем – анализ своих реальных возможностей и условий жизни, затем – свободный выбор и принятие на себя ответственности за все последствия выбора, то есть пристальный интерес к самому себе, постоянное соотнесение своих планов с жизненными планами других людей. Жизнь теряет плавность, в ней появляются взлеты и падения, временные остановки (для осмысления сделанного) и периоды бурного развития. Человек ощущает себя ответственным за то, как и чем он живет. Такая жизнь может приносить радость, чувство осмысленности бытия. И она основана на глубоком знании себя, своего внутреннего мира.
Так надо ли постигать свой внутренний мир и почему?
Устройство внутреннего мира
Об этом – все последующие тематические блоки этой главы, все упражнения, разговоры и споры на уроках психологии. Как устроен внутренний мир? Сложно, красиво, удивительно тонко и гармонично. А как именно устроен внутренний мир – человека вообще и наш, личный, собственный?
Некоторые общие представления о том, как устроен внутренний мир человека, разработаны в философских и психологических теориях разных авторов. На их основе мы и построили эту книгу. Но главная ее задача не в том, чтобы рассказать вам об устройстве внутреннего мира абстрактного homo sapience. Ее задача – помочь вам раскрыть свой собственный внутренний мир, узнать о его свойствах, научиться с ним разговаривать. А наука психология, одноклассники и близкие люди, произведения искусства и ваш опыт исследования этого мира будут в этом помогать.
Пока человек существует, он будет себя открывать.
Евгений Богат
В чем может состоять их помощь? Ведь мы несколько раз повторили, что открытие внутреннего мира, его уникальных свойств – это личная работа каждого. Только я могу до конца понять свое Я. Но опыт других людей поможет увидеть разнообразие внутренних миров, найти их созвучие и различия. Науки о человеке дадут знание о тех общих закономерностях, на которых построен внутренний мир каждого. Произведения искусства дадут возможность ощутить всю глубину внутреннего мира через сильные, настоящие переживания. Но только работа собственной души позволит каждому из нас заговорить на общем языке с личным Я.
Каждый ли способен к познанию своего внутреннего мира? Всем ли это нужно?
Психология в стиле Seasons: понять себя и мир вокруг
Содержание
Как обрести гармонию с собой
«Тем, кто не привык себя ругать, ошибаться не так страшно. Они больше пробуют, делают, рискуют идти в новое, а своего «критика» давно превратили в «аналитика». Психолог Ирина Млодик рассуждает о страхе ошибок и вреде самобичевания.
«Наша внутренняя тишина приводит к тому, что мы начинаем замечать слабые сигналы, идущие изнутри. Наши желания и идеи». Психолог Ирина Млодик о внутренней пустоте, которую не нужно бояться, и о том, как следование незначительным желаниям прорубает дорогу к большим достижениям.
Психика человека адаптируется к любым обстоятельствам, но где проходит граница между самосохранением и разрушением личности? Что позволит не потерять свое «Я», когда прежние опоры рушатся? Простые ответы в послании психолога Ирины Млодик.
Что может помочь сохранять ясность сознания, не поддаваться панике и какими мыслями себя утешать — собрали советы и мнения людей, позиция которых близка команде Seasons.
Как полюбить свою внешность и тело
Как понять, что ты в гармонии со своим телом, почему оно — не просто оболочка, и нуждается в радости не меньше, чем душа? Поговорили с Катей Суратовой, психологом, руководителем проекта MindFocus и автором книги «Услышать тело — исцелить душу».
«Я помню, как нам было весело и легко вместе. Мы лазили по деревьям, ходили по забору, удерживая равновесие руками, бесконечно занимались балетом и выступали на сцене. И вдруг кто-то сказал, что твоя кожа слишком светлая, «синюшная». Психолог и фотограф Люся Жарикова рассказывает собственную историю отношений с телом и дает очень земные и очень полезные советы.
Почему люди ходят в баню, как проводят там время, что это — тусовка или ритуал любви к себе, как этот опыт влияет на отношения с телом своим и чужим? Несколько героинь делятся своим банным опытом и советуют, куда сходить попариться в Москве.
Как пережить кризис
Психолог Ирина Млодик десять лет своей практики посвятила работе с детьми и детско-родительским отношениям. На примере подросткового кризиса она рассказывает, почему сложные времена неизбежны, зачем они нужны и почему нам так сложно мириться с переменами.
«Если вы оглянетесь назад, то увидите, что именно в непростые времена что-то важное переменилось в вас. Вы открыли в себе способности и возможности, о которых раньше даже не подозревали». Почему не стоит пытаться «пролистнуть» тяжелые времена, какие дары они нам несут и как прохождение кризиса может повлиять на ваше будущее?
Саша Леа Адина Уикенден сопровождает людей в их потерях — провожает за границу земного мира тех, кто уходит, возвращается и помогает проживать сложные чувства тем, кто остается. Нам она рассказала, как признание собственной конечности может изменить жизнь, почему важно говорить на сложные темы, и что дает «работа горя».
Как найти взаимопонимание с окружающими
Как быть, если с близкими не сходишься во мнении? Как не расплескаться и не потеряться, когда вокруг столько поводов для беспокойства? Что такое быть взрослым и как не изменять себе, даже если обстоятельства вынуждают делать несвойственные вам вещи? Беседуем с психологом Ириной Млодик.
Что такое любовь и как меняются отношения в XXI веке, почему важно быть в контакте со своим внутренним ребенком и как в этом помогает терапия искусствами — об этом мы поговорили с английским психологом Китом Лорингом.
Прикосновение — наш главный способ определить, что предмет реален, а происходящее — не галлюцинация. Почему касания — самый надежный, но одновременно и самый табуированный способ контакта с другим? Делимся эссе Ляли Кандауровой и пятью личными историями о касаниях.
Кто такие родственные души и как их найти? Может ли родственность душ возникнуть не сразу, а вырасти из движения навстречу друг другу? В чем заключается умение дружить и как изменились за последнее время наши представления о дружбе? Спросили об этом у психолога Ирины Млодик.
Как обрести гармонию с миром
Как сполна ощутить силу весны, почувствовать себя частью широкого и глубокого течения жизни? Почему Великий пост следует за Масленицей? Как Пасха связана с Благовещением? Поговорили с Анной Вокиной, которая изучает традиционные праздники на глубинном уровне и расследет, в чем их смысл, как они связаны с мудростью жизни, нашими телом и психикой.
Синрин-йоку — японское искусство сознательной прогулки по лесу. Рассказываем, что сделать, чтобы превратить контакт с природой в медитацию и повод встретиться с собой. А в этом материале делимся рекомендациями по прогулке от гида по синрин-йоку Елены Филя.
«Cтареть не страшно, если принимать каждый свой возраст, понимать его возможности и ограничения, и что это бесполезно — цепляться за молодость». Психолог Ирина Млодик рассуждает о новом отношении к зрелости и ее возможностях, роли бабушек-дедушек в современной семье и тайнах, о которых непременно нужно рассказывать.
Тот, кто стоит между — явлением и человеком, местом и человеком, между людьми разных культур и взглядов, — берет на себя большую ответственность. Изучить, исследовать, пропустить через себя знание так, чтобы след твоей личности не затмевал сути послания. Что чувствуют эти люди? Как объясняют свою миссию? Рассказывают культурный посредник, доула, переводчик и гид.
Читайте также:
Классика для Богов, современный танец — для людей: хореограф Акрам Хан
Читать полностью »Услада для глаз: куда смотреть, чтобы видеть красоту
Читать полностью »Защищено: Океан заботы: что такое waterless-косметика и почему за ней наше будущее
Читать полностью »Сезоны моей жизни.
Летний коллаж Читать полностью »Керамика, дерево, текстиль: что искать на маркете Ceramania+
Читать полностью »Комиксы, мемуары и сказки: 9 нестандартных путеводителей
Читать полностью »Психолог Мир | Новости психологии, тесты, теории и руководства
Изучите навыки психологии и получите доступ к премиум-контенту с подпиской:
- Научитесь интерпретировать свои сны
- Понимать язык тела
- Развернутые психологические эксперименты: что показывают результаты
- Взгляд на теории и объяснения человеческого поведения и мышления
- Неограниченный доступ к более интересным материалам по психологии
Язык тела Чтение языка тела
Мастер языка тела
Научитесь интерпретировать сигналы языка тела и лучше понимать эмоции людей
мечты Психология и толкование сновидений
Интерпретируйте свои сны
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров
Эмоции Психология эмоций
Психология цвета
Как окружающие нас цвета влияют на наше настроение?
Фрейд Фрейдистская психология
Дело Человека-Волка
История Человека-Волка, клиента психоаналитика Зигмунда Фрейда
Популярные сегодня
Курс по языку тела
Язык тела
Мастер-класс по языку тела
Как толковать свои сны
Сны
Толковать свои сны
Психология цвета
Эмоции
Психология цвета
Юнгианский тест на архетип
Тесты
Какой ты архетип?
31 Объяснение психологических защитных механизмов
Фрейд
31 Защитные механизмы
Популярные статьи
Тест на повторение Зигмунда Фрейда
Насколько хорошо вы знаете теории Фрейда?255Фрейдовская психологияФрейд
Случаи Фрейда
Случаи Зигмунда Фрейда5222Фрейдовская психологияФрейд
Обусловленное поведение
Что такое обусловливание и как оно может влиять на наше поведение?18112Психология памятиПамять
Психология счастья
Наука быть счастливым4053Психология эмоцийЭмоции
Ложные воспоминания
Как ложные воспоминания могут повлиять на нашу способность вспоминать события241243Психология памятиПамять
Сны
Почему мы мечтаем и смысл наших повторяющихся снов2Психология и интерпретация сновиденийDreams
Руководства по психологии
Язык тела и способы его чтения
Посмотреть руководство
Как интерпретировать свои сны
Просмотр руководства
Преодоление фобий — самопомощь
Просмотреть руководство
Доступ ко всем руководствам с членством
Узнать больше
Здравый смысл взять метод и попробовать его: если он не работает, честно признайтесь в этом и попробуйте другой. Но прежде всего попробуйте что-нибудь.
Франклин Д. Рузвельт (1882–1945)
Президент США
Области
Бихевиоризм
Биологический
Язык тела
Co Знание
Развитие
Мечты
Эмоции
Фрейд
Влияние
Проблемы
Память
Личность
Сон
Стресс
Тесты
Популярные тесты
Какой ты архетип?
1164 709
Ты сердишься?
12322
Вы в стрессе?
23204
Вы невротик? Тест
10319
Свяжитесь с нами
Психология по областям
Поведенческая психология
Общение
Трудно найти темы для разговора с друзьями? Трудно поддерживать разговор? Попробуйте легко запоминающуюся технику FORM.
Поведенческая психология
Стадии развития человека по Эриксону5498
Собаки Павлова
Как классическое обусловливание влияет на наше поведение236394
Психология моды
Как одежда, которую вы носите, влияет на то, как люди вас воспринимают108547
Изучить поведенческую психологию
Биологическая психология
Биологические ритмы
Как биологические ритмы управляют нашим телом и что происходит, когда они нарушаются.
Биологическая психология
Нейротрансмиттер дофамина мозга160
Биология и поведение
Оценка биологического подхода507
9 0018Нейротрансмиттеры
Серотонин и его роль в качестве нейротрансмиттера151
Изучение биологической психологии
Чтение языка тела
Мастер языка тела
Освойте искусство чтения языка тела с помощью этого эксклюзивного онлайн-курса.
Чтение по глазам
Как читать чей-либо язык тела с помощью сигналов глаз Язык тела Тренируйтесь читать и интерпретировать язык тела6
Изучение чтения языка тела
Когнитивная психология
Чёрное чувство юмора, связанное с интеллектом
согласно недавнему исследованию.
Когнитивная психология
Как когнитивный подход объясняет, как мы думаем и ведем себя5849
Как мы учимся говорить
Овладение языком с помощью теории подражания2432
Суеверие
Как на нас влияют суеверия и чему мы можем научиться из эксперимента Скиннера с голубем46152
Explore Cognitive Psycho логия
Психология и толкование сновидений
Интерпретация сновидений
Как интерпретировать сны, лучше запоминать сны, которые вы видели, и раскрывать психоаналитический смысл тем снов.
Психология и толкование снов
Значение снов46
Сновидения
Почему мы мечтаем и значение наших повторяющихся сновПсихология и толкование сновидений
Толкование ваших сновИзучение психологии и толкования сновидений
Психология эмоций
Психология цвета
Изучение культурных ассоциаций между цветами и эмоциями.
Ненависть
Почему некоторые люди испытывают ненависть?283
Эмоции и память
Как ваши эмоции влияют на вашу способность запоминать информацию и воспроизводить прошлые воспоминания?25111
Психология счастья
Наука быть счастливым4053
Психология эмоций 31 Защитные механизмы
Взгляд на общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Зигмунд Фрейд
Человек, совершивший революцию в психологии с помощью психоанализа145
Архетипы
Как архетипы и коллективное сознание Карла Юнга влияют на нашу психику Психология2922
Исследуйте фрейдистскую психологию
Вопросы психологии
Экстрим Фобии
Экстремальные фобии: крайний случай встречи со страхом перед судьбой.
Гуманистическая психология
Понимание человеческого поведения с помощью гуманистического подхода19
Рационализация эмоций
Взгляд на рационально-эмоциональную терапию (РЭТ)130
Вопросы психологии
Редукционизм и его использование в психологических исследованияхИзучение вопросов психологии
Психология памяти
Память как у золотой рыбки?
Проверьте свою кратковременную память с помощью этой онлайн-функции.
Ложные воспоминания
Как ложные воспоминания могут повлиять на нашу способность вспоминать события241243
Искусство забывать
Почему разум забывает некоторые воспоминания7513
Обусловленное поведение
Что такое обусловливание и как оно может влиять на наше поведение?18112
Изучение психологии памяти
Личность
Экстраверсия и интроверсия
Взгляд на экстраверсию как на черту личности. Что определяет экстраверта человека или интроверта?
Interactive
У вас невротический характер? Пройдите тест на невротизм267319
Авторитарная личность
Ключевые черты авторитарного типа личности445816
Интерактивный
Тест типа личности8766
Изучить личность
Психология сна
Дремать для производительности?
Взгляд на полифазный режим сна — дневной сон — и его влияние на работоспособность.
Психология сна
Быстрое движение глаз и этапы цикла сна345
Лишение сна
Как недостаток сна влияет на нас?14
Телефоны выключены
Как свет телефонов и планшетов влияет на наш цикл сна и бодрствования 018 У тебя стресс?Пройдите стресс-тест и измерьте уровень стресса.
Interactive
Мгновенно проверьте свой уровень гнева, пройдя этот тест на гнев778322
Борьба или бегство
Как инстинкты борьбы или бегства влияют на уровень стресса45124
Общий синдром адаптации Стресс с общим адаптационным синдромом
267
Исследуйте Управление стрессом и тревогой
Стресс-тест — Мир психолога
1.
Меня расстраивают совершенно банальные вещи
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в некоторой степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
2.
Я чувствовал сухость во рту
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в некоторой степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
3.
Кажется, я вообще не испытывал никаких положительных эмоций
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в той или иной степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
4.
У меня было затрудненное дыхание (например, чрезмерно учащенное дыхание, одышка при отсутствии физической усилие)
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в некоторой степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
5.
Кажется, я просто не мог начать.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
6.
Я склонен чрезмерно реагировать на ситуации
Совершенно не относится ко мне
Применяется ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
7.
Я почувствовал дрожь (например, ноги собираюсь уступить)
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в некоторой степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
8.
Мне было трудно расслабиться
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
9.
Я оказывался в ситуациях, которые заставляли я так беспокоюсь, что я испытал огромное облегчение, когда они закончились
Совершенно не относились ко мне
Применялись ко мне в какой-то степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
10.
Я чувствовал, что мне нечего ждать до
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в некоторой степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
11.
Я обнаружил, что довольно легко расстраиваюсь
Совершенно не относится ко мне
Применяется ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
12.
Я чувствовал, что сильно нервничаю. энергия
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
13.
Мне стало грустно и депрессивно
Совершенно не относилось ко мне
Применяется ко мне в какой-то степени или время от времени.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
14.
Меня каким-либо образом задержали (например, лифты, светофоры, ожидание)
Совершенно ко мне не относились
В той или иной степени относились ко мне или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
15.
У меня было предобморочное состояние
Совершенно не касалось меня
Применялось в некоторой степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
16.
Я почувствовал, что потерял интерес к обо всем
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
17.
Я чувствовал, что мало чего стою как человек
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
18.
Я чувствовал себя довольно обидчивым
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
19.
Я заметно вспотел (например, руки вспотели) при отсутствии высоких температур или физических нагрузок
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в некоторой степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
20.
Я испугался без всякой причины
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
21.
Я чувствовал, что жизнь не имеет смысла
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
22.
Мне было трудно успокоиться
Совершенно ко мне не относился
Применяется ко мне в какой-то степени или время от времени.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
23.
У меня были трудности с глотанием
Совершенно не относились ко мне
Применялись ко мне в некоторой степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
24.
Я не мог получить никакого удовольствия из того, что я делал
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
25.
Я осознавал работу своего сердца при отсутствии физической нагрузки (например, ощущение учащения пульса, сердце не бьется)
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в некоторой степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
26.
Мне было грустно и грустно
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
27.
Я обнаружил, что я очень раздражителен
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в некоторой степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
28.
Я чувствовал, что близок к панике
Совершенно не относился ко мне
Применяется ко мне в какой-то степени или время от времени.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
29.
Мне было трудно успокоиться после чего-то расстроил меня
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
30.
Я боялся, что меня «кинут» какой-то тривиальной, но незнакомой задачей
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
31.
Я не мог прийти в восторг от что-нибудь
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в некоторой степени или иногда.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
32.
Мне было трудно переносить перерывы к тому, что я делал
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
33.
Я был в состоянии нервного напряжения
Совершенно ко мне не относился
В какой-то степени или некоторое время ко мне относился.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
34.
Я чувствовал себя совершенно никудышным
Совершенно ко мне не относился
Применяется ко мне в какой-то степени или время от времени.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
35.
Я был нетерпим ко всему, что удерживало меня от того, что я занимался тем, что я делал
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
36.
Я был в ужасе
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
37.
Я ничего не видел в будущем надейтесь на
Совершенно не относился ко мне
Применяется ко мне в какой-то степени или время от времени.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
38.
Я чувствовал, что жизнь бессмысленна.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
39.
Я почувствовал себя взволнованным
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
40.
Меня беспокоили ситуации, в которых Я могу запаниковать и выставить себя дураком
Совершенно не относится ко мне
Применяется ко мне в какой-то степени или время от времени.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
41.
Я испытывал дрожь (например, в руках)
Совершенно не относился ко мне
Применялся ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
42.
Мне было трудно проявить инициативу делать что-то
Совершенно не относится ко мне
Применяется ко мне в какой-то степени или некоторое время.
Применяется ко мне в значительной степени или большую часть времени.
Применяется ко мне очень или почти всегда.
Насколько ваш уровень стресса соотносится с населением?
Возрастная группа:
Выберите возрастную группу… До 1818 до <2525 до < 3535 до < 4545 до < 5555 до < 6565+
Пол:
Выберите пол…МужскойЖенский
Страна:
ВеликобританияСоединенные Штаты АмерикиВыберите страну.