Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения
В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Мифологическое мировоззрение (мифология). Первой исторически сформировавшейся, целостной системой мировоззрения была мифология. Мифология – это духовно-практическое освоение, объяснение мира, которое осуществляется через миф, мифотворчество.
К основным, характерным чертам мифа, мифологического мировоззрения относятся:
Генетизм (от гр. genos – происхождение) – происхождение предмета выдается за его сущность.
Каждая вещь, явление, которые интересовали и требовали объяснения («что это такое?») имели свой миф, т.е. повествование, предание о том, как они возникли, какой бог их сотворил. Акт творения отождествлялся с самой вещью. Объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу об их происхождении и творении. Миф вне времени (жизнь в мифе – вечное повторение) и вне ограничений, налагаемых логикой (миф безразличен к противоречию, он вне критики, вне критического анализа). Миф не логически рационален, а образно эмоционален. Он основан не на теоретических доводах, доказательствах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональных переживаниях.
Мифологическое мировоззрение – это духовно-практический, дорефлексивный тип мировоззрения.
Синкретизм (от гр. synkrētismos – соединение, нерасчлененность, слитность).
Религиозное мировоззрение. Религия – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение, которое основным способом освоения, осознания, объяснения мира и человека считает веру.
Становление религиозного сознания приходится на период разложения родового строя. В новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали выполнять свои функции и удовлетворять массового человека, появляется религия, которая в отличие от мифологии предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей. На смену мифу, мифотворчеству приходит принцип веры.
Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и это свидетельство того, что возникновение и развитие религиозного мировоззрения связано с необходимостью удовлетворения духовных (психологических, морально-этических) потребностей человека.
В религиозном мировоззрении, в отличие от мифологического, духовно-практическое освоение, осознание мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и «земной», повседневный (профанный). То есть признается, что наряду с реальным природным и социальным бытием существует второй, потусторонний мир, в котором, согласно всем мировым религиям, находят разрешение все тревожащие человеческую душу противоречия земного бытия.
Специфика религии (ее отличие от мифологии) обуславливается культовой системой, т.е. системой обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Мировоззренческие конструкты, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения.
Центральный объект религиозной веры – Бог.
И мифология, и религия – духовно-практические, дорефлексивные способы освоения мира и исторически, и логически оказываются необходимым естественным предшествием философии, своеобразной предфилософией.
Философское мировоззрение (философия).
Философия – это рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение.
Философия базируется на доводах разума, на рациональной аргументации, на логических доказательствах, на рефлексии (критический анализ). На место авторитета традиции (миф), авторитета веры (религия) ставится авторитет разума. Философия ищет отображение истины не в форме наглядных и конкретных образов и символов (миф), а в форме рационально-обоснованных понятий и категорий (Логос – разум). Базисным свойством всякого философствования является рациональность.
Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка ❗️
Как Евангелие является благой вестью для каждого мировоззрения
Бад Хелиссон фото | UnsplashСкотт МакКоннелл
Миссиологи часто описывают три мировоззрения, характерные для разных культур: невиновность-вина, власть-страх и честь-стыд.
Мировоззрение невиновности и вины считает, что важнее всего быть и поступать правильно. Многое из того, что считается правильным в этих культурах, закреплено в законе, поэтому соблюдение закона очень важно.
Мировоззрение, основанное на страхе перед властью, говорит о том, что преодоление страха путем использования силы важнее всего. Обычно считается, что доступ к этой силе можно получить из духовного мира.
Согласно мировоззрению честь-позор, честь и благополучие вашей группы, племени или большой семьи важнее всего.
В то время как мировоззрение невиновности и вины преобладает в Соединенных Штатах и странах Европы, страх власти распространен во многих странах Африки и Карибского бассейна, а чувство стыда и чести часто встречается в азиатских странах.
В нашей культуре существует три типа мировоззрения — невиновность-вина, власть-страх и честь-стыд — но большинство американцев сосредотачиваются только на первом типе. Нажмите, чтобы твитнутьПолезно понимать мировоззрение невиновности и вины, когда мы рассматриваем служение в Соединенных Штатах, но иммиграция и социальные сети привели к росту и других мировоззрений в Соединенных Штатах. По мере того, как поместные церкви достигают своих общин, разумно попытаться понять, как люди могут по-разному воспринимать ваши сообщения.
Писание прямо обращается к каждому из этих мировоззрений в описании грехопадения человека в Бытие 3. В стихе 3 Адам и Ева виновны в нарушении единственной заповеди, данной им Богом (невиновность-вина). В стихе 7 они сразу устыдились и стремились прикрыть свою наготу (честь-стыд). В стихе 10 при звуке Бога, идущего по саду, Адам и Ева спрятались, потому что испугались (сила-страх).
Хотя мировоззрение невиновности и вины часто является лучшим описанием американской культуры, мы также видим влияние других мировоззрений. Подобно Адаму и Еве в саду, во многих ситуациях действуют все три мировоззрения.
Исследование, проведенное Lifeway Research, показало, что 41% американцев больше всего стремятся избежать страха, в то время как 24% говорят о стыде, а 22% — о чувстве вины. Хотя это не отражает всех нюансов этих концепций мировоззрения, мы видим, что не все американцы мотивированы одинаково. Вина не является или больше не является самым сильным негативным мотиватором для людей. Соблюдение правил — это еще не все.
Согласно исследованию Lifeway Research, чувство вины не является или больше не является самым сильным негативным мотиватором для людей, но наши евангельские презентации по-прежнему сосредоточены почти исключительно на чувстве вины. Click To TweetНа вопрос, какое из трех желаний является самым сильным в их жизни, 32% американцев ответили, что желание победить (под влиянием мировоззрения страха власти). Еще 24% отметили стремление к уважению (под влиянием мировоззрения честь-стыд), а 36% выбрали стремление к личной свободе (под влиянием мировоззрения невиновность-вина). В то время как американцы быстро защищают личные свободы с помощью законов, более половины американцев мотивированы другими способами, стремясь преодолеть несправедливость или неуважение, которые они чувствуют.
Элементы мировоззрения страха власти распространены в Соединенных Штатах. На вопрос, какой из трех результатов они ценят больше всего, 45 % американцев ответили «обеспечение безопасности и безопасности», 25 % ответили, что «раскрыли свой потенциал», а 24 % ответили, что «принесли честь своей семье и друзьям».
Основной страх американцев не связан с духовным миром. Это страх за личную безопасность, поскольку они живут в районах с высоким уровнем преступности или путешествуют по ним, или когда кто-то в их жизни оскорблял или преследовал их. Это глубокие переживания, которые меняют то, как человек обрабатывает информацию, переживания и людей вокруг него.
Идея «принести честь своей семье и друзьям» лучше всего отражает суть мировоззрения «честь-позор». Это противоположно индивидуалистическому мировоззрению, сосредоточенному на благополучии группы, частью которой вы являетесь, а не на себе. Примечательно, что четверть американцев видят свой мир с этой точки зрения. Для них победа достигается только в том случае, если она помогает группе.
Присутствие мировоззрения страха перед властью также очевидно, поскольку 60% американцев заявили, что их больше всего злит, когда кто-то несправедливо страдает. Тем временем 29% сказали, что их больше всего злит, когда кто-то нарушает закон, и 5%, когда кто-то ставит в неловкое положение их сообщество.
Стоит отметить, что понятие стыда, хотя и присутствует в Америке, имеет мало синонимов в английском языке. Хотя смущение — родственное слово, оно тривиально по сравнению со стыдом — это как пролить кофе на рубашку по сравнению с прелюбодеянием. Пятно от кофе смущает человека, а прелюбодеяние смущает всю семью.
По данным Lifeway Research, в два раза больше американцев возмущены тем, что кто-то несправедливо страдает, чем тем, кто нарушает закон. Нажмите, чтобы твитнутьВдвое больше американцев возмущены тем, что кто-то несправедливо страдает, чем тем, кто нарушает закон. В некоторых случаях это два описания одного и того же события. В других случаях эти группы тяготеют к разным событиям. Беспокойство по поводу несправедливого обращения соответствует мировоззрению страха перед властью, но также влияет на то, как американцы определяют правильное и неправильное.
Мировоззрение невиновности и вины представляет собой структуру правильного и неправильного. Если вы послушаете политических кандидатов в Соединенных Штатах, вы услышите постоянный призыв к тому, что правильно, и осуждение того, что неправильно. Но мировоззрение невиновности и вины не ограничивается юридически правильным и неправильным, хотя название состоит из юридических терминов. Ответы на этот вопрос подчеркивают, что существуют стандарты справедливости, выходящие за рамки буквы закона, которые сильно мотивируют людей.
Все три мировоззрения в той или иной форме присутствуют в наших сообществах. Тем не менее подходы, которые американские верующие используют для распространения Евангелия, часто ограничиваются удовлетворением потребностей мировоззрения невиновности и вины. Например, мы используем «Дорогу римлян», чтобы поделиться возможностью спасения от вины за грех. Павел написал эти слова церкви в Риме, одному из первых обществ с единообразным соблюдением законов. Это была культура невиновности и вины, в которой большое значение имела необходимость иметь дело с чувством вины.
Однако, если вы знаете, что разговариваете с человеком, который смотрит на мир через призму страха перед властью, спасение, о котором он больше всего заботится, — это избавление от страха. На самом деле, когда Петр делился с Корнилием, он делился истиной с этой точки зрения. Он подчеркивал «благаю весть мира через Иисуса Христа» (Деяния 10:36, CSB), а не благую весть о спасении от вины. Далее он описал служение Иисуса как «благотворение и исцеление всех, кто находился под тиранией дьявола» (Деяния 10:38, CSB). Грех не только приносит вину, но и порабощает. Петр апеллировал к мировоззрению страха власти, провозглашая исцеление и шалом, которые предлагает Иисус.
Прелесть Евангелия в том, что это благая весть для спасения от чувства вины, страха и стыда. Иисус Христос удовлетворяет эти потребности, которые каждый расставляет по приоритетам немного по-разному. — @smcconn Нажмите, чтобы твитнутьНо Иисус также обеспечивает избавление от стыда. Как грешные люди, мы все подведем наши семьи и группы. Кто-то, движимый мировоззрением честь-стыд, жаждет услышать, что есть избавление от этого стыда. Павел описывает это изречение: «Вы получили Духа усыновления, которым мы вопием: «Авва, Отче!» Сам Дух свидетельствует вместе с духом нашим, что мы — дети Божии, а если дети, то и наследники» (Римлянам 8). :15b-17a, CSB). Евангелие предлагает честь быть сыном Царя царей и частью Его семьи.
Прелесть Евангелия в том, что это благая весть для спасения от чувства вины, страха и стыда. Иисус Христос удовлетворяет эти потребности, которые каждый расставляет по приоритетам немного по-разному. Чтобы хорошо делиться Евангелием в наших общинах, мы должны обратиться к людям, придерживающимся каждого мировоззрения.
@smcconn
Скотт — исполнительный директор Lifeway Research.
Ваше мировоззрение? – Проект «Просветленное мировоззрение»
В прошлом посте я объяснил понятие мировоззрения. Короче говоря, мировоззрение представляет собой непротиворечивый и целостный смысл существования и обеспечивает основу для создания, поддержания и применения знаний. У всех нас есть какое-то мировоззрение (узнайте свое здесь с помощью этой викторины для самооценки), и у разных народов Земли можно найти множество разнообразных мировоззрений. Некоторые мыслители предложили способы категоризации мировоззрения, что позволяет нам сравнивать и противопоставлять их и определять, к какой категории может относиться наше собственное мировоззрение. Анник де Витт придумала одну такую схему категоризации мировоззрений, которая является частью ее недавно запущенной инициативы Worldview Journeys. Эта система была адаптирована из работ многочисленных исследователей в области социологии, философии и психологии развития 9.0057
Г-жа де Витт описывает каждый из них следующим образом. Эти описания перепечатаны здесь с ее разрешения. Чтобы иметь возможность ссылаться на них ниже, я добавил однобуквенное сокращение для каждого типа. Эти аббревиатуры не отображаются на ее веб-сайте в таком виде, а все остальное дословно:
T : В традиционных мировоззрениях религиозная сфера вообще не отличается от светской, а метафизика от науки. Таким образом, религиозные или метафизические взгляды на реальность отвечают на важные жизненные вопросы, и религиозным авторитетам, таким как священные писания, доктрины и лидеры, возлагается существенная вера. В этом мировоззрении трансцендентный Бог обычно рассматривается как отдельный от профанного, земного мира, а человек — как принципиально отличный от природы. Отношения с природой часто понимаются как «господство» или «управление». Традиционные мировоззрения, как правило, подчеркивают важность семьи и сообщества, а также таких ценностей, как честность, порядочность, трезвость, послушание, дисциплина, солидарность, соответствие, служение, самоотверженность, уважение к традициям, смирение и самопожертвование.
На карикатуре выше это мировоззрение символизируется присутствием церкви, аграрным ландшафтом и образом жизни, а также религиозными деятелями. Полицейский символизирует уважение к власти и традициям, послушание и дисциплину, правила и порядок.
M : Современные мировоззрения пытаются достичь освобождения от навязанных, угнетающих, часто религиозных авторитетов и представлений прошлого, делая упор на рациональность и критическое мышление. Видение реальности имеет тенденцию быть светским и материалистическим: существование высшей силы, божественной реальности или неосязаемого измерения обычно отвергается. Наука часто рассматривается как окончательный (и даже исключительный) источник надежных знаний, обеспечивающий доступ к объективной реальности. Эта «объективация» реальности порождает дуализм между телом и разумом, объектом и субъектом, что ведет к огромному научному, технологическому и социально-экономическому прогрессу, а также к инструментализации природы.
Наука и технологии обычно рассматриваются как центральные средства для решения самых насущных проблем человечества. Автономный, «самостоятельный» индивид занимает центральное место в этом мировоззрении. Индивидуалистические и гедонистические ценности, такие как свобода, независимость, успех, производительность, общественное признание, комфорт и веселье, обычно доминируют. В мультяшной графике это мировоззрение символизируется современным, стандартизированным, функциональным стилем архитектуры, дымящими фабриками, самолетами и ростом глобальных корпораций (фаст-фуд). Ученый-химик впереди указывает на научно-рациональный характер этого мировоззрения, результатом которого является как философский материализм (нет ничего, кроме эмпирически наблюдаемого), так и аксиологический материализм (ценность и смысл жизни находятся в материальный мир), что символизирует деловой человек и мешок с деньгами, который он держит.
P : Постмодернистские мировоззрения характеризуются тенденцией признавать и ценить различные точки зрения на реальность и, как правило, критически относятся к претензиям современной науки на предоставление исключительно объективных знаний. Вместо этого это мировоззрение подчеркивает относительность и контекстуальность знания, а также ценность моральных, эмоциональных и художественных способов познания. Часто наблюдается несколько критическое отношение к современной модели общества (например, идеям прогресса, современной науки и техники, капитализма), и центральным мотивом является освобождение маргинализированных и угнетенных групп. Это, например, отражено в подъеме социальных движений с 19-го века.60-х, продвигая мир, мультикультурализм, права геев и окружающую среду, среди прочего. Как правило, постмодернистские мировоззрения прославляют разнообразие, неоднородность, релятивизм и «постматериалистические» или «самовыразительные» ценности, такие как творчество, уникальность, подлинность, воображение, чувство и интуиция.
В мультяшной графике это мировоззрение символизируется творческой и игривой «постмодернистской» архитектурой, красочной — разнообразной, выразительной, аутентичной — толпой, марширующей за типичные постмодернистские заботы, такие как мир и справедливость, и зданием суда сзади.
I : Интегративное мировоззрение, по-видимому, в первую очередь характеризуется саморефлексивной попыткой объединить и синтезировать элементы других мировоззрений или областей, которые в других мировоззрениях обычно рассматриваются как взаимоисключающие, такие как наука (или рациональность) и духовность, воображение и логика, сердце и разум, человечность и природа — взгляды, которые на Западе веками противоречили друг другу. В этом мировоззрении такие противоположные точки зрения часто понимаются как часть большего целого или синтеза — на «более глубоком уровне», — что приводит к мышлению «и-и», а не «или-или». Такая целостная или интегративная перспектива может привести к глубокому чувству связи с природой и к пониманию самой земной жизни как пронизанной более широким сознанием или «Духом». Универсальные, экзистенциальные заботы, такие как жизнь и смерть, самореализация, глобальное осознание и служение обществу, человечеству или даже «жизни» в целом, часто имеют центральное значение.
На карикатуре выше это мировоззрение символизируется зеленым социальным предпринимателем, который объединяет (современный) предпринимательский дух с (постмодернистским) идеализмом и заботой об угнетенных других. Человек на коврике для йоги держит в руке мобильный телефон, что символизирует интеграцию вековых духовных практик с современными технологиями. Религиозные и духовные выражения разнообразны, но терпимы к своим различиям, как мы видим в различных священных зданиях. Вода указывает на саморефлексивную природу этого мировоззрения, а ветряные турбины и зеленая крыша демонстрируют его приверженность глобальным экологическим ценностям. 2
Вверху вы увидите мультяшную графику, сопровождающую эти описания. Это позволяет нам понять суть каждого типа мировоззрения и визуализировать взаимосвязь между ними, которую вы можете видеть вверху. Отмечу, что отсюда и до конца поста это мои собственные мысли. Конечно, этот анализ был вдохновлен работой Анник де Витт, и, возможно, она тоже имела в виду что-то в этом роде, но остальное я придумал после изучения ее работ.
Я изучил эти описания и эту графику, и у меня возникла идея, что мы можем уменьшить это изображение до геометрических элементов. Мы видим, что в прямоугольной и полярной системе координат есть четыре квадранта:
. Если мы проанализируем геометрические особенности этого изображения, то сможем лучше понять эти отношения. Одна вещь, которая выделяется, заключается в том, что мы можем думать о разных мировоззрениях как о разных направлениях внутри компаса. Идея состоит в том, что первичное мировоззрение любого человека должно лежать где-то в этом круге. Например, если вы твердо придерживаетесь традиционных взглядов, то ваш компас будет указывать на верхний левый угол. У кого-то, чье мировоззрение было бы чуть менее традиционным и чуть более современным, но не совсем современным, компас был бы направлен вверх. Мы могли бы перечислить примеры мировоззрений, указывающих в любом направлении от центра.
Итак, мы можем видеть, как наше мировоззрение может меняться в течение нашей жизни, и это изменение будет соответствовать движению стрелки по кругу, либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Мы можем видеть примеры этого во многих людях, которые в течение своей жизни перешли от традиционного к современному, или от традиционного к интегративному, или от модерна к постмодерну, и т. д. , но и величина. Предположим, что если мировоззрение человека не очень развито (может быть, он мало задумывается над фундаментальными вопросами жизни), то оно может быть ближе к центру, но, с другой стороны, если его убеждения очень сильны, то они будут располагаться дальше от центра.
И тогда мы могли бы переключить внимание с полярных координат на прямоугольные. Таким образом, наша версия этого графика включает оси X и Y. Кажется, что ось X представляет дихотомию духовное/светское. Таким образом, и T , и I являются духовными системами, потому что в их основе лежит предположение, что существует какая-то вневременная, вечная истина, превосходящая физический мир, в то время как и M , и P являются светскими, поскольку предполагается, что все на самом деле временно и принадлежит эпохе. Ось Y представляет эпистемически монистическую/плюралистическую дихотомию. Эта дихотомия зависит от того, насколько сложно или просто понять реальность. Оба T и M эпистемически монистичны, потому что оба они исходят из предположения, что существует единый метод, с помощью которого мы можем понять наиболее важные аспекты реальности. Для T этот метод является авторитетом Писания, а для M этот метод является наукой. И наоборот, как I , так и P эпистемически плюралистичны, потому что оба они включают множество методов, с помощью которых мы можем понять реальность. Для обоих I и P , науку не избегают, но она не становится центральной и авторитетной. P мировоззрения подчеркивают важность искусства и социальной активности как дополнительных способов познания реальности. I мировоззрения предполагают, что реальность сложна, потому что она может быть научной и духовной одновременно, и что для понимания мира наука должна быть интегрирована с другими формами знания, такими как духовное озарение.
Можно также сделать еще один шаг вперед, чтобы каждая из четырех категорий имела какой-то центральный определяющий атрибут, которого нет у трех других:
- T догматична, поскольку опирается на веру. M , P и I основаны на причине.
- M является индивидуалистическим, поскольку основная этическая система имеет в центре внимания самость, и необходимо заботиться о других существах только в той мере, в какой это может повлиять на вас самих. P , I и T являются коллективистскими, поскольку во всех из них благополучие других обычно имеет особое значение, независимо от того, затронуты они или нет.
- P включает в себя в основном неопределенную и относительную реальность. I , T и M включают в себя более ясную и понятную реальность.
- I больше ориентирован на внутренний мир. т , м , P больше сосредоточены на внешнем мире.
Эта категоризация полезна, поскольку мы пытаемся решить самые большие проблемы в нашем мире и найти способы добиться позитивных изменений. Я считаю, что каждый из них дает верный взгляд на мир, который заслуживает серьезного рассмотрения. Можно сказать, что каждый тип мировоззрения имеет свои преимущества и недостатки. Мое личное убеждение состоит в том, что 3 из этих 4 являются просвещенными мировоззрениями, а 1 из 4, ну, немного регрессивным. Модернистское, постмодернистское и интегративное мировоззрения включают в себя доказательства и разум, что делает их просветленными. Теперь я думаю о просветлении как о спектре, а не просто о бинарном переключателе вкл/выкл, и мы всегда ищем более высокие уровни просветления. Никто из нас не идеален в этом отношении. Я, однако, чувствую, что те, кто придерживается традиционного мировоззрения, выиграют, если добавят в свою жизнь признание фактов и разума. Конечно, это не относится ко всем религиозным людям, но я считаю прискорбным, что многие такие люди относятся к науке враждебно и подозрительно. Одна из основных целей проекта «Просветленное мировоззрение» — показать, как некоторые из основных убеждений религиозной веры на самом деле могут быть поняты как вполне разумные убеждения в рамках интегративного мировоззрения. Таким образом, люди, склонные к религиозной вере, могут открыть свой разум доказательствам и рассуждениям и продолжать верить в Бога, в душу и другие религиозные представления. Вопреки тому, во что некоторые могли бы поверить, я думаю, что духовность и наука полностью совместимы.
Еще одна из основных целей этого проекта — показать, как люди с разными мировоззрениями могут признать, что у них есть общие основные ценности, и что они могут использовать это для совместного решения некоторых из самых серьезных проблем в нашем мире, таких как бедность, неравенство, права человека и деградация окружающей среды. Я опубликую больше о том, как мы можем найти это взаимопонимание в ближайшие недели.