Мировоззрения виды: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Содержание

2. Основные виды мировоззрения

Собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но качественная харак-теристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества или классов, общественных групп, а также представителей различных политических течений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?
Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и дает возможность сознательного управления ими.

Оно является объективно верным. Но поскольку наука развивалась постепенно, постольку научное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном мировоззрении древнегреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрождения и т.д. Нередко под научным мировоззрением понимают Определенные естественно-научные концепции мироздания, научную картину мира, например гелиоцентрическую или механическую.
Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.
Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии предпринимают попытки опираться не только на потусторонние силы, но и используют физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожалению, педагогика до недавнего времени практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей, в частности. А между тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, ему, как и взрослому, необходимы утешение, душевное очищение, ему тоже свойственны интуитивные предчувствия. В этой связи возникает вопрос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию?
Здесь следует исходить из того, что религия представляет собой мощный пласт человеческой культуры. Поэтому отдельные элементы религиоведения могут найти место в школьных программах. Каждый образованный человек должен иметь представление о Библии и Коране, о присущих им образах, идеях, как и об образах и идеях буддизма и других религий, так как они оказывают огромное воздействие на развитие культуры. В то же время было бы несправедливо забывать и о другой традиции – свободомыслии и атеизме. Государство должно обеспечивать свободу мировоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас главным образом светская и отделена от религии, ее задача – формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся представление о научной картине мира и правильно истолковывать роль религии в обществе.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти внешние, несущественные признаки зачастую составляют основу знаний и представлений человека, что нередко приводит к поверхностным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя утверждать, что это мировоззрение не дает человеку возможности правильно понимать окружающий его мир. Есть множество примеров того, когда человек, не владеющий глубоко научными знаниями, довольно верно рассуждает об окружающих его явлениях в развитии природы и общества, хорошо трудится, проявляет высокую нравственность.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как показывает практика, люди с религиозным и обыденным мировоззрением верно служат родине, совершают вы-соконравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось выше, должна способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, используя для этого обучение и воспитание. Поэтому в дальнейшем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Главная страница =>педагогика=>оглавление

«Мировоззрение, его виды и формы» — Философия, Прочее

Перед вами вопросы теста, правильный ответ только 1. Время на прохождение теста не ограничено, правильные ответы будут отображаться после нажатия на кнопку результатов (внизу).

Результаты авторизованых пользователей

Название тестаДатаРезультатПользователь
История / Тест с ответами: “Внутренняя политика Павла I”04-21-2023 01:50:20 am
19/20
Арсений Картаусов
Литература / Тест с ответами: “Герой нашего времени. Фаталист”04-21-2023 12:08:14 am11/20Maria Burch
Экология / Итоговый тест с ответами по экологии для 11 класса04-20-2023 09:00:14 pm12/20Vlad
География / Тест с ответами: “Отрасли хозяйства”04-20-2023 07:55:26 pm16/20Настя Крупник
Биология / Тест с ответами “Мейоз” 10 класс04-20-2023 07:06:09 pm13/20-xxlsnp ღ

Все результаты

#1. Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности, так ли это

A. нет

A. нет

B. да

B. да

C. отчасти

C. отчасти

#2. К признакам научного мировоззрения не относится

A. художественная образность

A. художественная образность

B. прочная обоснованность

B. прочная обоснованность

C. оба варианта верны

C. оба варианта верны

#3. Не относится к типам мировоззрения

A. политическое

A. политическое

B. мифологическое;

B. мифологическое;

C. историческое

C. историческое

#4. Мировоззрение представляет собой взгляд на какую-то отдельную сторону мира, так ли это

A. да

A. да

B. отчасти

B. отчасти

C. нет

C. нет

#5. Мировоззрение придаёт деятельности человека такой характер

A. разнонаправленный характер

A. разнонаправленный характер

B. целенаправленный характер

B. целенаправленный характер

C.

хаотичный характер

C. хаотичный характер

#6. С точки зрения исторического процесса выделяют следующий ведущий исторический тип мировоззрения

A. религиозное

A. религиозное

B. ученое

B. ученое

C. физическое

C. физическое

#7. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Коран, Талмуд и другие произведения мировой духовной культуры

A. обыденное мировоззрение

A. обыденное мировоззрение

B. религиозное мировоззрение

B. религиозное мировоззрение

C. мифологическое мировоззрение

C. мифологическое мировоззрение

#8. Это мировоззрение определяется как системно-теоретическое

A. философское

A. философское

B. мифологическое

B. мифологическое

C. религиозное

C. религиозное

#9. Термин мировоззрение имеет это происхождение

A. французское

A. французское

B. немецкое

B. немецкое

C. греческое

C. греческое

#10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий

A. мировоззрение

A. мировоззрение

B. установки

B. установки

C. ценности

C. ценности

#11. С точки зрения исторического процесса выделяют следующий ведущий исторический тип мировоззрения

A. ученое

A. ученое

B. физическое

B. физическое

C. мифологическое

C. мифологическое

#12. Личные взгляды, убеждения и верования

A. ценностно-нормативный компонент мировоззрения

A. ценностно-нормативный компонент мировоззрения

B. познавательный компонент мировоззрения

B. познавательный компонент мировоззрения

C. эмоционально-волевой компонент мировоззрения

C. эмоционально-волевой компонент мировоззрения

#13. Один из типов мировоззрения

A. законное

A. законное

B. религиозное

B. религиозное

C. противоправное

C. противоправное

#14. Один из типов мировоззрения

A. научное

A. научное

B. видимое

B. видимое

C. чувственное

C. чувственное

#15. Мировоззрение придаёт деятельности человека такой характер

A. хаотичный

A. хаотичный

B. организованный

B. организованный

C. бессмысленный

C. бессмысленный

#16. Мировоззрение придаёт деятельности человека такой характер

A. бессмысленный характер

A. бессмысленный характер

B. осмысленный характер

B. осмысленный характер

C. разнонаправленный характер

C. разнонаправленный характер

#17. Мировоззрение не направлено на осознание, осмысление места, роли человека в окружающем мире, так ли это

A. да

A. да

B. нет

B. нет

C. отчасти

C. отчасти

#18. Первый исторический тип мировоззрения, сформировавшийся у человека

A. религиозное

A. религиозное

B. научное

B. научное

C. мифологическое

C. мифологическое

#19. Обыденный уровень мировоззрения

A. житейские знания о мире

A. житейские знания о мире

B. религиозные верования человека

B. религиозные верования человека

C. научные знания

C. научные знания

#20. К признакам научного мировоззрения не относится

A. реальность содержащихся целей и идеалов

A. реальность содержащихся целей и идеалов

B. прочная обоснованность

B. прочная обоснованность

C. художественная образность

C. художественная образность

Показать результаты

Оцените тест после прохождения!

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 8

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Три вида предвзятости, которые формируют ваше мировоззрение

Метеоролог д-р Маршалл Шеперд исследует, как мы можем «расширить наш радиус» и избежать трех основных типов предубеждений, которые могут сформировать ваше мировоззрение

Подумайте об этом

  1. Доктор Шеперд говорит: «Наука — это не система убеждений ». Объясните, как доктор Шепард может с уверенностью сделать это заявление, сравнив и противопоставив систему убеждений и науку.

  1. Ответьте на вопросы доктора Шепарда относительно этого изображения: Обобщите, что, по вашему мнению, способствовало тому, что ученые и общественность так сильно расходятся в научных вопросах.
  2. Назовите пять вещей, которые люди делают, чтобы способствовать изменению климата.
  3. Определите, что такое слово восприятие . Объясните, что, по вашему мнению, формирует представления о науке.
  4. Исследуйте различия между системой убеждений и предубеждениями. Дайте определение трем предубеждениям, которые исследует доктор Шепард. Было ли у вас «О, я знаю это!» В тот момент, когда он сказал, что вы бы с любой из них?
  5. До этого TED Connection знали ли вы, что между климатом и погодой существует разница? Укажите на три конкретных различия, чтобы помочь нам понять, насколько это действительно разные вещи.
  6. Доктор Шеперд объясняет иллюзорный комплекс превосходства. Приведите пример, который вы видели.
  7. Обобщите своими словами, что означает «когнитивный диссонанс». Приведите два примера, которых нет в разговоре.
  8. Определите пять вещей, которые, по словам доктора Шепарда, способствуют предубеждениям и представлениям людей о науке.
  1. Сделайте вывод, что вы чувствуете. Доктор Шепард имеет в виду, когда говорит: «Это просто эпоха, в которой мы живем», обсуждая, как репортерам новостей было поручено опровергать ложную информацию о прогнозах погоды в сезон ураганов 2017 года.
  2. Постулируйте, почему, по вашему мнению, Шепард называет «системы убеждений и предубеждения, грамотность и коробки с дезинформацией, которые загоняют наше восприятие в угол».
  3. Переведите слова доктора Шепарда о том, что означает «расширить свой радиус», в свою реальную жизнь. Он обсуждает это со ссылкой на науку. Примените его к двум различным областям вашей жизни, которые не основаны на науке.
  4. Грег Фишел заявляет: «Ошибка, которую я совершал и которую не осознавал до самого недавнего времени…» Защищайте, как он мог участвовать в «предвзятости подтверждения» и не осознавать этого. Далее определите, что такое предвзятость подтверждения.
  5. Фишел объясняет в последнем предложении своего выступления, что «говорить «ничего» не было для меня ответственным поступком как для ученого или человека». Основываясь на том, что вы теперь знаете, уточните, что сделало бы такое безответственное поведение Фишела.

Сделай это

  • Испытайте себя, чтобы исследовать свои собственные предубеждения и посмотреть, что вы защищаете или даже отрицаете как предубеждение.
  • Обсудите это со своими родителями или учителем и в течение одной недели изучите своих любимых известных личностей, от ведущих новостей до знаменитостей, и посмотрите, сможете ли вы выявить активное предубеждение.
  • Следите за одним выпуском новостей — электронным или печатным — в течение двух недель и отслеживайте любые предубеждения, которые вы заметите в каждом разделе, от новостей до искусства и развлечений.

Прочтите об этом

  • Что такое предвзятость подтверждения? (Шахрам Хешмат, доктор философии / Psychology Today )
  • Ссылки на предвзятость подтверждения ( ScienceDaily )
  • Предвзятость подтверждения ( Британская энциклопедия )
  • Когнитивный диссонанс ( Британская энциклопедия )
  • Эффект Даннинга-Крюгера показывает, почему некоторые люди считают себя великими, даже если их работа ужасна (Марк Мерфи / Forbes )
  • Что стоит за самоуверенностью некомпетентных? Это неожиданно популярное психологическое явление. (Анжела Фриц / Washington Post )
  • Исследование
  • : меньше знать, но предполагать больше: эффекты Даннинга-Крюгера и поддержка антипрививочной политики (Мэттью Мотта, Тимоти Каллаган и Стивен Сильвестр / Социальные науки и медицина )
  • Когнитивный диссонанс (Сол Маклеод, Просто психология )

Просмотр

  • Посетите веб-сайт Dr. Shepherd

TED Talks, используемые в этой программе, защищены авторским правом TED Conferences LLC и распространяются по лицензии Creative Commons для некоммерческого и непроизводного использования. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с Политикой использования TED Talks.

43 Философские мировоззрения и доктрины, которые должен знать каждый – Епископская энциклопедия религии, общества и философии

Джеймс Бишоп

Ниже приведены определения 43 основных философских доктрин и мировоззрений, с которыми всем было бы полезно ознакомиться.

Атеизм – Атеизм может включать следующее:

  • Агностический атеизм – Человек, который утверждает, что не знает, существует ли Бог и/или сверхъестественное, но решает не верить в них.
  • Антитеизм – Мнение о том, что теизму, религии и вере в Бога необходимо противостоять. Человек считает, что религиозная вера опасна и вредна. Антитеисты часто являются сильными атеистами.
  • Апатеизм – Человек живет так, как будто богов нет, и объясняет явления природы, не обращаясь к божественному. Обычно человека не волнует, существует ли Бог.
  • Явный атеизм – Человек делает положительное утверждение относительно своего отсутствия веры в Бога и/или богов.
  • Скрытый атеизм – Отсутствие веры в одного или нескольких богов без сознательного отказа от нее.
  • Сильный атеизм — Человек принимает за истину утверждение, что «Бога не существует» (также известное как позитивный атеизм).
  • Слабый атеизм – Человек не верит в бога, но прямо не утверждает, что его/нет.

Агностицизм – Вера в то, что существование Бога и/или сверхъестественного неизвестно или непознаваемо. Существует несколько различных видов агностицизма:

  • Агностический атеизм – Человек, который утверждает, что не знает, существует ли Бог и/или сверхъестественное, но решает не верить в них.
  • Агностический теизм – Противоположность агностическому атеизму, в котором человек утверждает, что он не знает, существует ли Бог и/или сверхъестественное, но решает верить в это и в их существование
  • Сильный агностицизм – Человек не знает, существует ли Бог и/или сверхъестественное, но утверждает, что никто никогда не узнает, существует ли Бог и/или сверхъестественное.
  • Слабый агностицизм – Человек не знает, существует ли Бог и/или сверхъестественное, но открыт для возможности, что они могут существовать. Возможно, это наиболее распространенная агностическая точка зрения.

Детерминизм – Это может включать (но не ограничиваться) следующее:

  • Философский детерминизм – Мнение о том, что человеческое поведение и мышление полностью объясняются определяющими факторами, такими как биохимические процессы, наследственность и окружающая среда.
  • Теологический детерминизм – Вера в то, что все происходящие события были предопределены Богом или божественным существом.

Дуализм – Представление о том, что реальность состоит из двух компонентов: материального и нематериального. Первое считается физическим (состоящим из атомов и молекул), а второе часто считают сверхъестественным и духовным. Это может включать (но не ограничивается):

  • Дуализм свойств — Представление о том, что разум представляет собой группу независимых свойств, возникающих в мозгу, но не является отдельной субстанцией.
  • Сущностный дуализм – Представление о том, что разум существует отдельно и независимо от физического мозга. Часто связано с душой.

Эмпиризм – Мнение о том, что все знания получены посредством чувственного опыта и что сенсорное восприятие играет неотъемлемую роль в формировании убеждений. Его не следует путать с термином «эмпирический», который обозначает исследования и наблюдения, применяемые в науке.

Экзистенциализм – Взгляд, делающий акцент на отдельном человеке как на свободном действующем субъекте, который определяет свое собственное развитие актами воли. Согласно этой философии, люди определяют свой собственный смысл жизни, даже если они верят, что существуют в иррациональной вселенной. Вера в Бога также отвергается, и жизнь обычно считается абсурдной, учитывая, что она заканчивается страданиями и неизбежной смертью.

Идеализм – Представление о том, что разум – это все, что существует, и что внешний мир является либо иллюзией, созданной разумом, либо сам является ментальным. Идеализм противоположен материализму (см. ниже), утверждающему, что существует только материя. Идеализм также противостоит реализму, утверждающему, что реальные объекты существуют в мире независимо от сознания человека.

Интеллектуализм — Мнение о том, что знание полностью или в основном происходит из чистого разума, что интеллект выше воли человека и что интеллект является основой для принятия решений и поведения человека. Подобно рационализму (см. ниже) и противостоит волюнтаризму (см. ниже).

Фидеизм – Мнение, что вера не зависит от разума и что разум не нужен для оправдания религиозной веры. Это противоречит вере, основанной на доказательствах, которая стремится предоставить аргументы и оправдания веры в Бога через откровение и естественное богословие.

Материализм – Представление о том, что существует только материальная материя и что все вещи состоят из материальных взаимодействий и явлений. С этой точки зрения сверхъестественного не существует.

Монизм – Мнение, что все едино. Некоторые представители философии разума придерживаются этой точки зрения, а именно, что ментальные состояния и физический мозг составляют одно целое. Это также религиозная доктрина, согласно которой существует только одно высшее существо.

Натурализм – Мнение, что существует только природа и мир природы. Возможно, большинство атеистов (см. Выше) — натуралисты.

Нигилизм – Мнение, что жизнь не имеет смысла, цели и ценности. Нигилисты отвергают религиозные и моральные принципы. Более того, моральный нигилизм — это этическая точка зрения, согласно которой не существует объективных моральных фактов и что никакое действие или поведение никогда не может быть объявлено хорошим или плохим в объективном смысле.

Физикализм – Представление о том, что все существующие вещи можно свести к их физическим свойствам или что это не что иное, как их физические свойства. Эта точка зрения отрицает существование сверхъестественного, поскольку утверждает, что единственной существующей субстанцией является физическая.

Позитивизм – Представление о том, что единственное знание – это то, которое может быть научно проверено и поддается логическому или математическому доказательству. Часто поддерживается в современном сциентизме.

Рационализм – Мнение о том, что знание выводится не только из наблюдений, но и посредством дедуктивных рассуждений и интуиции.

Реализм, объективность – Мнение о том, что внешний мир существует независимо от собственного разума. Противостоит солипсизму (см. ниже) и идеализму (см. выше).

Редукционизм – Мнение, что для понимания сложных объектов необходимо свести объекты к их составным частям. Это используется двумя основными способами. Во-первых, наука использует редукционизм как методологию понимания сущностей. Однако в качестве философии сторонник утверждает, что все объекты и сущности во Вселенной сводимы к их физическим и атомарным частям.

Релятивизм – Мнение, что знание, истина и мораль относятся к культуре, обществу или историческому контексту и, следовательно, не абсолютны. Существуют разные типы релятивизма:

  • Эпистемологический релятивизм – Мнение о том, что истинность или ложность суждения и убеждения относится к социальной группе или индивидууму.
  • Моральный релятивизм — точка зрения, согласно которой либо отдельные люди, либо культуры решают, что является моральным, а что нет. Мораль не имеет объективной основы и меняется со временем.

Теизм – Вера в существование одного или нескольких богов и в то, что определенным концепциям теистических божественных существ можно приписать определенные характеристики. Существует несколько типов теизмов:

  • Классический теизм – Относится к концепциям Бога, постулируемым религиями христианства, ислама и иудаизма. Эти существа обладают характеристиками трансцендентности (существующих вне и выше творения), совершенства, всеведения (всезнания), всемогущества (всемогущества) и вездесущности (всеприсутствия).
  • Деизм – Вера в то, что Бог существует, но этот Бог не вмешивается в мир или в жизнь людей. Бог создал Вселенную и оставил ее работать, как машину, работающую по законам природы.
  • Дистеизм – Вера во многих богов, что эти боги не являются нравственно хорошими, а иногда и злыми.
  • Исключительный монотеизм – Вера в единого истинного Бога и в то, что другие представления о Боге и/или богах ложны. Часто совпадает с классическим теизмом (см. выше).
  • Катенотеизм – Вера во множество богов, хотя следует поклоняться только одному божеству за раз.
  • Монолатризм – Вера во множество богов, хотя поклонение отдается одному божеству, поскольку только одно божество считается достойным поклонения.
  • Панентеизм – Вера в то, что Бог больше, чем вселенная, и что вселенная содержится внутри Бога или соединена с ним.
  • Пантеизм – Вера в то, что Бог есть природа или эквивалент материальной вселенной.
  • Политеизм – Вера в то, что существует много богов или, по крайней мере, существует более одного бога.

Скептицизм, философский – В философии скептицизм может относиться к ряду взглядов. Во-первых, это может относиться к моральному скептицизму, а именно к идее объективных моральных ценностей. Кроме того, это может означать просто подвергнуть сомнению предполагаемые утверждения об истине и попытаться изучить их более подробно. В-третьих, это может касаться ограниченности знания и предполагать, что нужно избегать заявлений об истине и постулирования окончательных истин.

Солипсизм — Представление о том, что единственное, о существовании чего можно знать, — это разум человека, а внешний мир может не существовать или что необоснованно полагать, что он существует.

Волюнтаризм – Мнение о том, что человеческая воля выше интеллекта и эмоций и что это должно лежать в основе человеческих решений и поведения.

Добавить комментарий