Мнемические приемы памяти в психологии: Формирование у детей приемов логического запоминания — Статьи — Работа с одаренными детьми — Каталог файлов

Мнемические способности

В экспериментальных процессах запоминания участвуют различные механизмы памяти. Предполагают, что в основе кратковременной и оперативной памяти лежат биоэлектрические процессы, а в основе долговременной памяти — биохимические. Переход информации из непосредственной памяти в долговременную опосредствуется сложным взаимодействием биоэлектрических и химических процессов.

Таким образом, некая совокупность разноуровневых онтогенетических свойств человека, генотипически обусловленная и развивающаяся, составляет основу функциональных механизмов мнемических способностей. «…Однако эта основа реально существует лишь во взаимосвязи с накоплением индивидуального опыта посредством образования, дифференцировки и генерализации условных связей, в которых и осуществляется тренировка функций…»

Эту сторону мнемических процессов составляют сложные системы мнемических действий, которые можно назвать операционными механизмами мнемичсской способности. Включение действий в общую структуру той или иной функции имеет, по меньшей мере, троякое значение: оно перестраивает всю структуру в сторону большей ее динамичности и адаптированности к внешним условиям, закрепляет структуру и, наконец, позволяет исследователю выработать необходимые для него диагностические методы оценки ее эффективности.

Операционные механизмы мнемических способностей — мнемические действия или мнемические приемы, т.е. тот набор способов обработки запоминаемого материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти, а именно: к повышению скорости, объема, точности запоминания и воспроизведения материала; к увеличению прочности его запоминания и сохранения и росту вероятности его правильного запоминания, воспроизведения.

Мнемические действия или приемы обусловлены индивидуальным развитием и жизненным опытом и формируются в тех или иных видах научения. Мнемические действия не заданы функциональной системой мозга, осуществляющей запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Они представляют собой способы, позволяющие раз двинуть границы возможностей функциональных механизмов мнемических способностей. В этом случае структура способностей обогащается специальными действиями, операционными механизмами. В структуре перцептивных способностей появляются измерительные, соизмерительные, корректирующие, контролирующие и другие действия; мыслительные способности обогащаются благодаря развитию логических действий, сравнения, анализа, синтеза, обобщения и др.

При этом познавательные процессы, реализуемые определенными способностями, выступают в качестве операционных механизмов других способностей.

Наглядным примером может служить серия исследований, проведенных в рамках экспериментальных проверок широко известной концепции Ж.Пиаже о развитии у ребенка логических операций. В данном случае речь идет о роли элементов памяти в этом процессе. Авторы работ приходят к заключению, что невозможность решения задач на транзитивность или испытываемые детьми при решении этих задач трудности в большей мере обусловлены недостаточным развитием памяти, чем непониманием логического аспекта предлагаемых задач.

Авторы рассматриваемых работ ввели принципиально новый элемент — предварительное обучение сериальному материалу, включавшее в себя как расположение объектов в серии типа (А>Б), (Б>В) и т.д., так и попарное сравнение объектов; причем обучение, сопровождаемое вербальным подкреплением, доводилось до отчетливого закрепления в памяти. Собственно тестирование заключалось в воспроизведении как критической пары А>В, так и первоначальных пар (А>Б, Б>В).

В ходе тестирования обнаружилось, что дети, допускавшие ошибочные ответы на критический тест, обычно забывали о промежуточном звене сравнения Б>В. На основе этого был сделан вывод о том, что ребенок способен понять сериацию, логику связанных с ней операций, но он не может решить задачу из-за недостаточного объема оперативной памяти.

Анализ развития мнемических способностей и их строения позволяет сделать вывод, что в принципе все приемы организации информации, ее обработки или кодирования могут выступать в качестве операционных механизмов мнемических способностей. Видимо, говорить о том или ином приеме организации информации как об операционном механизме мнемических способностей можно в том случае, когда этот прием взаимодействует, работает, так сказать, в сопряженном режиме с функциональными механизмами мнемических способностей.

Развитие системы функциональных и операционных механизмов мнемических способностей образования, как динамичного и открытого по отношению к возникновению новых операционных механизмов, определяется уровнем развития составляющих ее компонентов, степенью их взаимодействия, набором возможных операционных механизмов.

Изучение операционных механизмов мнемических способностей в настоящее время ведется в нескольких направлениях: опосредование психических функций как механизма развития высших психических функций (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.), исследование интерфункциональных связей памяти (наиболее обширное направление, накопившее огромное количество фактов и закономерностей, хотя чаще только констатируется наличие связи между психическими функциями) и мнемических приемов (наиболее примечательны, содержательны работы, выполненные под руководством А.А.Смирнова). Известные литературные данные дают основание для рассмотрения ряда возможных операционных механизмов мнемических способностей. Кроме того, необходимо отметить, что процессы опосредования при запоминании рассматриваются и в других направлениях (Р.Аткинсон, Р.Клацки и др.).

Изучение мнемических способностей, анализ литературы по психологии памяти позволяют выделить следующие способы обработки информации.

  • Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т. д.).
  • Опорные пункты — выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые или малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта и т.д.).
  • Мнемический план — совокупность опорных пунктов. Классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.
  • Систематизация — установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними.
  • Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Аналогии — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных.
  • Мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания.
  • Перекодирование — вербализация или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т.д.
  • Достраивание запоминаемого материала — привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников; объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам; распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест).
  • Сериационная организация, материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочение в пространстве и т. д.
  • Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т.д.
  • Повторение как сознательно контролируемые или не контролируемые процессы циркуляции информации целесообразно выделить в качестве отдельного способа запоминания, учитывая его универсальность и фундаментальность. Представим более детальные характеристики перечисленных способов обработки запоминаемой информации.

    Группировка материала. Выделяется несколько типов группировки информации: смысловая группировка (в терминологии А.А.Смирнова), комплексы Миллера, структуры Келера и Коффки.

    Основной характерной особенностью смысловой группировки материала при запоминании является то, что текст разбивается на части не по внешним признакам, а по смысловому содержанию, на основе единства «микротем». При чем выделение «микротем» осуществляется при первом типе группировки, названном произвольно дискурсивным, как отдельное действие (когда испытуемому трудно объединить и разъединить какие-то мысли) и при непроизвольно дискурсивном типе группировки — как некоторая над стройка над чтением, когда процесс смысловой группировки неразрывно связан с чтением. А.А.Смирнов, выделяя смысловую группировку материала как способ запоминания, считал его наиболее адекватным пониманием процессов запоминания. Этот вывод следовал из того положения, что при запоминании всегда присутствует мыслительная деятельность.

    Смысловая группировка неразрывно связана с выделением опорных пунктов, углубляющим понимание и облегчающих запоминание материала. Смысловой опорный пункт — это нечто сжатое, краткое, но служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающее его. По своему характеру и содержанию опорные пункты весьма разнообразны, но, тем не менее, опорный пункт — не простой член ассоциативной связи. Опорный пункт — выразитель некоторого общего смысла. Как отмечал А.А.Смирнов, подлинным опорным пунктом надо считать значение деятельности, осуществляемой в запоминании.

    Выделенные виды опорных пунктов А.А.Смирнов относит прежде всего к запоминанию. При воспроизведении роль опорных пунктов запоминания может быть различной. Так, припоминание, когда текст воспроизводится сразу после запоминания, осуществляется с непосредственным использованием опорных пунктов; при отсроченном воспроизведении выделенные в свое время опорные пункты могут и не играть особой роли. При этом резко усиливается роль плана.

    Выделение опорных пунктов есть процесс перекодирования материала, где в качестве кодов могут выступать все виды опосредования. При запоминании опорные пункты выполняют ту же функцию что и стимул-средство в модели опосредованного запоминания А.Н.Леонтьева. Но, напри мер, в понимании А.А.Смирнова опорные пункты — это не внешняя помощь или поддержка, а сжатое содержание самого текста.

    Взятые в совокупности опорные пункты как нечто крат кое и сжатое составляют план материала. Сам набор опорных пунктов есть инструмент или орудие запоминания или воспроизведения иного порядка, где закодирован весь материал. Исследователи часто отмечают, что мнемические планы не похожи на обычные логические планы текста, так как они исполняют в первую очередь, регулирующую роль при воспроизведении.

    Мнемический план может состоять из разнообразных поддержек, которые отражают и внешние связи, и внутренние, характеризующие отношения различных групп мате риала и смысловые связи с имеющимися в тексте данными, и связи с личным опытом, знаниями и ценностями субъекта. Содержание мнемического плана зависит от характера запоминаемого материала, его объема, целей запоминания, характера деятельности, поэтому, видимо, следует выделить план как возможный способ организации материала.

    В связи с этим можно сказать, что главной особенностью мнемичсских планов является разнохарактерность, разноуровневость и разнонаправленность его пунктов, что отличает их от других видов организации материала (классификация, систематизация, структурирование и др.). Пункты мнемического плана могут быть детерминированы текстом, заданы материалом; могут привноситься, достраивать материал, но в любом случае характер плана обусловлен целью мнемической деятельности.

    Классификация является одной из разновидностей группировки и состоит в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общих признаков (фактически классификация есть частный случай систематизации).

    Характеризуя этот мнемический прием, можно сказать, что классификация есть сложный процесс группировки, когда основания группировки, т. е. виды классов, представляют собой известные, общие признаки.

    Испытуемый, как правило, не придумывает основания классификации, а сортирует материал по очевидным пара метрам. При классификации, как и при других видах группировки, составлении плана и т.д. происходит организация сложных единиц, которые могут быть затем декодированы в первоначальные сообщения. Но свойства крупных единиц, образующихся в результате организации, могут быть в разных случаях неодинаковыми.

    Формирование более крупных структурных единиц запоминаемого материала присуще многим способам организации информации, в том числе и структурированию. Структурирование — процесс установления взаимного расположения частей, составляющих целое, определения внутреннего строения запоминаемого. Процесс структурирования состоит в выделении структурной единицы и установлении связей между отдельными структурными единицами, в результате чего создается нечто целостное, строение которого уже известно.

    Термин «структурная единица» был введен Миллером при изучении объема памяти. Впоследствии Г.В.Репкина предложила понятие «оперативная единица памяти». Она, как и Миллер, подчеркивала, что объемы формируемых оперативных единиц могут быть различными: от отдельных параметров объекта до групп однородных в каком-либо отношении объектов. Однако независимо от числа элементов, входящих в такую структуру, оперативные единицы памяти субъективно выступают как «симультанные образы».

    К настоящему времени проведено много исследований, посвященных влиянию выделения структурных единиц на объем памяти. В этих и аналогичных исследованиях процессы структурирования связываются преимущественно с кратковременной памятью. Предполагается, что информация, которая уже присутствует в памяти человека, позволяет придавать некоторую структуру набору поступающих, внешне не связанных между собой элементов; без этого образование структурных единиц было бы невозможно. На основании данного вывода можно представить, какие условия требуются для процесса структурирования. Во-первых, структурирование обычно происходит в то время, когда информация поступает в кратковременную память, следовательно, объединяемый материал должен поступать в кратковременную память более или менее одно временно. Во-вторых, структурирование должно упрощаться, если объединяемые элементы обладают каким-то внутренним сходством, что позволяет образовывать из них некую единицу. В частности, если группа стимулов имеет структуру, отвечающую какому-то коду в долговременной памяти, то можно ожидать, что эти стимулы образуют и структурную единицу, соответствующую этому коду.

    В таком понимании структурирование как средство, облегчающее запоминание и воспроизведение, должно быть связано с опосредованием. Следовательно, в данном случае рассматриваются те варианты, когда нужно запомнить не связанный материал. Если речь идет о не связанном материале, не представляющем некую целостность, трудно говорить об установлении строения этого материала, а следовательно, и о процессе структурирования. Процесс структурирования должен рассматриваться как установление связей между структурными единицами, которые характеризуют материал. Возможно, в данном случае очень четкое разграничение и не имеет особого смысла, поскольку здесь важен эффект, к которому ведет тот или иной мнемический прием. Тем не менее, процесс структурирования необходимо выделить как самостоятельный способ организации материала в целях улучшения запоминания и воспроизведения.

    Процесс структурирования может перерасти в процесс систематизации. Можно сказать, что систематизация представляет собой процесс выделения составляющих компонентов, которые затем объединяются в единство закономерно расположенных и взаимосвязанных частей. Если отличительной особенностью структурирования является установление связей между отдельными компонентами, то, характеризуя систематизацию, надо в первую очередь отметить упорядочение этих связей. При этом установление связей может быть направлено не только на создание некой абстрактной конструкции, но и на нахождение некоторого привычного, регулярного явления.

    Схематизацию как один из видов организации материала можно охарактеризовать, как процесс изображения или описания чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации.

    Понятие «схема» в психологию памяти ввел Ф. Бартлетт, который свою концепцию памяти называл теорией схемы. Он считал, что большая часть прошлого опыта человека не сохраняется в явном и конкретном виде, а ассимилируется схемами, с помощью которых возможно не только преобразование исходной информации, но и ее последующее восстановление. Наиболее разработанное представление о схемах можно найти в работах Ж.Пиаже и Б.Инельдер. Они различают десять стадий схематизации: от двигательных схем, свойственных навыкам, до высших форм схематизации, связанных с операциональным интеллектом.

    Современная наука рассматривает понятие «схема» в контексте изучения и долговременной, и кратковременной памяти. Это связано, видимо, с тем, что схематизации подлежит как образный, так и концептуальный материал. Схемы могут ассимилировать любые перцептивные категории, включая и движение; так мысленная «карта-путь» постепенно трансформируется в «карту-обозрение».

    В последнее время схематизация как мнемический прием активно разрабатывается в исследованиях, в процессе которых имитируется оперативная работа в условиях дефицита времени с целью изучения возможности актуализации имеющихся и образования новых схем.

    Характеризуя схематизацию как процесс описания или изображения какого-либо материала в общих чертах, нельзя не отметить, что эти процессы не всегда сводятся к упрощению, это может быть обобщение, т.е. выделение сущностного соотнесения схемы и реальности.

    Следует сказать, что процессы схематизации можно назвать процессами перекодирования, поскольку нужно предположить, что сформировавшаяся схема может использоваться для организации поступающей информации. Благодаря этому перекодирование позволяет сократить требования к системе «ресурсов» внимания до минимума, необходимого для использования данной информации.

    Совершенно очевидно, что с этой точки зрения любой мнемический прием можно выступать как перекодирование. Целесообразно выделить ряд других способов запоминания материала, которые также рассматриваются как процессы перекодирования: вербализация информации или проговаривание, представление понятий в образной форме (и тот, и другой приемы подробно описаны в литературе), преобразование информации на основе семантических признаков (например, нахождение синонимов) (Х. Шульман и др.), на основе фонематических при знаков (Р.Никерсон и др.) с помощью называния и т.д.

    Следует отметить, что в данном контексте вербализация и называние рассматриваются как разные приемы. В первом приеме информация, представленная в невербальной форме, вербализуется, так как у материала запоминания есть названия, имена, которые знакомы субъекту. При назывании может проявляться творчество, человек сам обозначает предлагаемую информацию. В дальнейшем именно эти процессы будем называть перекодированием информации.

    Попытаемся охарактеризовать возможные приемы организации информации, связанные с установлением или построением различных последовательностей.

    В психологии памяти давно известен способ сериаций (отметим, что именно при изучении запоминания отдельных серий слогов был установлен «эффект начала — конца»). Попытки объяснить эффект серийного положения продолжаются и в настоящее время.

    Ж.Пиаже считал, что сериаций отражают первичную, исходную меру континуума сигналов, а это обеспечивает дальнейшее преобразование сигналов в рамках единой схемы. «Сериация,— отмечал Ж.Пиаже,— является… первичной реальностью, любое асимметричное отношение которой есть лишь временно абстрагированный элемент».

    Изучению различных сериаций посвящены многочисленные исследования. Можно выделить несколько распространенных видов серий: распределение по объему, распределение по времени, упорядочение в пространстве.

    В отдельную группу следует выделить приемы, связанные с достраиванием запоминаемого материала, т.е. в процессе запоминания субъект привносит что-то свое. Выделение этого приема запоминания как самостоятельного вовсе не означает, что при использовании других видов организации материала субъектом ничего не привносится. Но в данном случае фактор привнесения становится определяющим.

    Р.Кладки впервые описал процесс использования вербальных посредников, когда группа слогов, слов, букв или предложений достраивается за счет слогов, букв, слов или предложений. Л.С.Притулак, изучая этот процесс, сформировал Т-стэковую модель использования вербальных посредников. Он высказал предположение, что запоминание выбранной трансформации зависит от ее сложности, которая измеряется числом составляющих операций, при этом одни операции, по-видимому, забываются быстрее, чем другие. Кроме того, характер привнесения не ограничивается достройкой предложений, букв и т.д.

    В этой группе приемов выделяются следующие: объединение предметов или явлений по ситуации, распределение запоминаемого материала по местам. Последний метод называют также методом локальной привязки, или методом мест; этот метод очень известен, и его иногда причисляют к видам мнемотехники.

    Мнемотехнические приемы, как совокупность готовых способов запоминания целесообразно выделить в отдельную категорию. Отметим, что за рубежом проверке эффективности памяти и условиям, способствующим ее повышению, посвящены многочисленные исследования. Авторы указанных и других работ акцентируют внимание, во-первых, на поиске конкретных эмпирических приемов, способствующих лучшему припоминанию в зависимости от характера материала (визуально воспринимаемых форм и рядов слов или слогов) и условий тестирования, и, во-вторых, на определении качественных характеристик и количественных мер, с помощью которых можно объективно оценить продуктивность памяти индивида. Особо подчеркивается (скорее в теоретическом плане), что в отличие от Г.Эббингауза, который в своей первой экспериментальной работе о памяти применил только один такой метод (метод доучивания), современные исследователи множество методов в зависимости от материала и ситуации тестирования. Например, в качестве вспомогательного приема, способствующего более эффективному припоминанию вербального материала, рассматриваются установление связей на фонетическом уровне, соотношение между семантическим и фонетическим уровнями, усиленная фиксация на положении в ряду при серийном запоминании или психологические закономерности переноса.

    Таким образом, зарубежными учеными проблема памяти обычно рассматривается с иной точки зрения, более того, противоположной той, которая представлена в нашей монографии.

    Характеризуя способы запоминания: от видов группировки с опорой на какие-либо заданные материалом при знаки до различных типов в большей степени субъективной организации — нельзя не отметить использование аналогий для запоминания. Будем рассматривать аналоги как установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных. Необходимо отметить, что аналогии могут быть весьма раз личными: от поверхностных до сущностных, когда отражаются определяющие функцию предметов или явлений отношения.

    Виды мнемических приемов, которые были затронуты, можно рассматривать как крупные, сложные, без труда дробящиеся на более элементарные составляющие способы организации материала. Соотношение составляющих может и должно меняться (и благодаря этому в совокупности со всеми остальными составляющими память оказывается результативной) в зависимости от ряда условий: цели и задачи мнемической деятельности; вида запоминаемого материала; характера деятельности; уровня развития мнемических способностей личности и т.д.

    Как бы ни были разнообразны условия мнемической деятельности и характер мнемических приемов, можно выделить два вида универсальных составляющих различных видов организации материала. Это объясняется, видимо, тем, что установление различных связей — фундаментальная характеристика обработки информации при запоминании. Изучение ассоциаций — связей по сходству, смежности или противоположности — имеет богатую историю. Но, не смотря на то, что роль ассоциаций рассматривается или затрагивается почти в каждой работе, посвященной психологии памяти, считать роль элементарного явления памяти и мышления окончательно выясненной и уже поддающейся строгой интерпретации преждевременно, И.П.Павлов называл ассоциации — образование временных связей — «универсальнейшим» явлением высшей нервной деятельности и психики.

    Образование ассоциаций, обусловленное прежде всего характером запоминаемого материала, ведущее к повышению продуктивности памяти, относится, как правило, к начальному этапу развертывания мнемической деятельности, так называемой лабильной фазе памяти. Повторение, обеспечивающее циркуляцию информации, также наиболее существенно для лабильной фазы запоминания. Рассматривая повторение как наиболее характерный и значимый способ сохранения информации в начальный период развертывания мнемической деятельности и одновременно как средство, способствующее применению других приемов обработки материала, нельзя не отметить, что повторение присутствует в каждом виде организации информации и, кроме того, может совершаться параллельно с какой-либо обработкой материала. В связи с этим вопрос о повторении в истории изучения памяти занимает особое место. Ни одна школа психологии не отрицала роли повторения, но все по-разному понимали, исследовали и интерпретировали эффективность повторения.

    Традиционно повторение как элемент психической деятельности связывалось с памятью и рассматривалось как способ сохранения информации, хотя повторение — это скорее механизм, присущий процессам познания, который может выступать в качестве условия выполнения и мнемических действий, а в случае неразвитости мнемических способностей, трудности материала, дефицита времени и т.д. может стать доминирующим способом запоминания.

    Выделенные мнемические приемы представляют собой возможный набор способов организации материала. Чем более разнообразными приемами владеет человек, тем бо лее динамична, эффективна его память. Признаком, объединяющим мнемические приемы, служит их направленность на установление связей запоминаемого с чем-либо или связей между группами запоминаемого при обработке информации в целях запоминания и воспроизведения.

    При описании возможных мнемических приемов часто отмечается, что они неравноценны по сложности и, следовательно, доступности. Но это деление, разумеется, относительно и охарактеризовать использование того или иного приема можно только на основе анализа уровня функционирования мнемических способностей.

Мнемические процессы | Psylist.net

Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации.

Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатление нужной информации ее удержание и восстановление. Название «мнемические» действия связано с именем богини памяти Мнемозины, которая, как полагали древние греки, одаряет каждого человека памятью. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим.

Начинается деятельность памяти с запоминания информации. Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та информация, которая связана с деятельностью человека. Основным условием успешного запоминания является активное взаимодействие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запоминания устанавливаются связи между новой информацией и ранее усвоенной. Благодаря этим связям запоминание становится прочным и длительным. На прочность запоминания оказывает большое влияние установка запомнить информацию на определенный срок. При наличии установки запомнить информацию на длительное время она запоминается более прочно, чем при установке запомнить на короткое время. Большое влияние на прочность запоминания оказывает также эмоциональное состояние субъекта, возникшее в момент восприятия информации.

Успешное усвоение информации во многом зависит от правильной организации процесса запоминания. Специально организованное запоминание, направленное на более эффективное усвоение информации называется заучиванием. В процессе заучивания применяются специальные приемы мнемического характера, направленные на обработку и осмысление изучаемого материала.

Мнемические действия, применяемые в процессе заучивания, включают следующие операции: ориентацию в смысловой структуре материала, расчленение и группировку смысловых элементов, установление связей между структурными единицами текста, перекодирование вербальной информации в образную, закрепление запоминаемого материала в целом и по частям.

Воспроизведение – процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека. Воспроизведение может осуществляться сразу же после запоминания, а также через определенный промежуток времени. Наиболее трудным является восстановление информации через длительное время после ее заучивания.

Восстановление информации, или ее актуализация, может осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнавания, воспоминания, припоминания и воспроизведения (в устной или письменной форме).

Узнавание является наиболее простой формой актуализации информации при ее повторном восприятии. Оно может быть полным и неполным, определенным и неопределенным, четким и нечетким. На узнавание большое влияние оказывает воспоминание.

Воспоминание – это восстановление информации, воспринятой в определенное время и при определенных обстоятельствах. При повторном восприятии этой информации человек вспоминает, что она ему знакома и он ее узнает. При неясном воспоминании узнавание бывает неопределенным.

Воспоминание может осуществляться и без повторного восприятия информации. Это происходит тогда, когда человек перебирает в своей памяти те события, предметы и явления, которые имели место в то или иное время его жизни.

Припоминание является наиболее сложным процессом восстановления информации. Оно имеет место в том случае, если человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную ему информацию. Для того, чтобы припомнить ее субъект должен осуществить сложные умственные и мнемические действия.

Умственные действия направлены на то, чтобы определить в каком объеме должна быть восстановлена информация, какое приблизительно содержание она должна иметь и в какой последовательности будет происходить ее актуализация. Мнемические приемы используются для того, чтобы установить на какие части был расчленен материал, как он был сгруппирован, какие устанавливались ассоциации и другие опоры.

Использование неправильных опор и ассоциаций приводит к ошибкам в припоминании. Примером тому является припоминание фамилии человека в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

Припоминание, воспоминание и узнавание – это мнемические процессы, направленные на восстановление информации во внутреннем плане, про себя. Однако во многих видах деятельности, и прежде всего в учебной, необходимо воспроизводить информацию для других людей посредством слов и других знаков.

Воспроизведение – это сложный процесс восстановления информации во внешнем плане посредством устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т. п. Сложность восстановления информации при воспроизведении обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого перекодирования заключается в том, что информация во внутренней речи существует в свернутом виде, тогда как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом виде.

При восстановлении информации, в какой бы это форме не происходило, имеет место ее реконструкция. Реконструкции подвергается смысловое содержание информации, изменяется последовательность ее восстановления, происходит перегруппировка частей, реконструируются отдельные элементы.

Воспроизведение как и запоминание может иметь преднамеренный и непреднамеренный характер. Преднамеренное запоминание и воспроизведение осуществляется всегда с определенной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само собой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение осуществляется легко и свободно, если оно связано с активной умственной или практической деятельностью, и с применением жизненно важной информацией. Преднамеренное запоминание и воспроизведение направлено на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер. Усвоение и восстановление такой информации требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим они приобретают произвольный характер.

Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, систематизацию и удержание информации в сознании субъекта в период между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение имеет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное жизненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспечивающая осуществление практической и теоретической деятельности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что связано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, целями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жизни, исчезает из памяти, забывается.

Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохранение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в сознании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выделить ту, которая необходима в данный момент.

Забывание может быть полным и частичным, временным и постоянным. С временным забыванием связано явление реминисценции. Оно имеет место в том случае, когда воспроизведение информации осуществляется лучше не сразу после ее запоминания, а спустя какое-то время. Это бывает при запоминании очень сложного по содержанию и большого по объему материала. Чаще всего реминисценция проявляется в детском возрасте, реже у взрослых.

При полном забывании человек не может восстановить информацию в своем сознании, как бы не старался. Но это не значит, что она вообще исчезла у человека. Так, известно, что в состоянии гипноза полностью забытая информация может быть восстановлена. Например, взрослому человеку внушают, что ему 5 лет и он начинает вести себя как и все дети этого возраста. Это доказывает, что при полном забывании информация уходит из сферы сознания в бессознательную психику, а потом при определенных условиях может возвращаться.

Какие механизмы обеспечивают поступление необходимой информации из бессознательной психики в сознание и какие механизмы удаляют отработанную информацию обратно в подсознание, а потом снова ее возвращают? Эти механизмы описаны З. Фрейдом. Один из них он назвал механизмом сопротивления, другой – вытеснения. Механизм сопротивления (отрицания) отбирает и пропускает в сознание только информацию, имеющую важное жизненное значение, а всю остальную игнорирует, отрицает. Механизм вытеснения (подавления) удаляет ненужную информацию, которая больше не применяется. Поэтому, чтобы не происходило забывания информации ее нужно все время повторять и применять в деятельности. Если же информация подвергалась забыванию, то ее восстановление возможно только на основе осуществления тех умственных и мнемических действий, которые применялись при запоминании.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Биогенетическая концепция личности
  • Проблема описания структуры личности
  • Развитие ощущений
  • Сознание и самосознание
  • Основные свойства внимания
  • Теория деятельности в трудах А. Н. Леонтьева
  • Механизмы памяти
  • Агрессия
  • Основные виды мышления
  • Операции мышления

мнемонических стратегий | Psych Exam Review

В этом видео я обсуждаю использование мнемонических стратегий для улучшения памяти. Эти методы могут служить «искусственными» подсказками для поиска и особенно полезны для знаний, которые не обязательно должны быть глубоко связаны с другими идеями, такими как случайные факты или списки элементов. Мнемотехника помогает организовать и структурировать эту информацию и помогает вспомнить, используя рифмы, похожие звуки или мысленные образы. Я объясню, как использовать метод локусов, который представляет собой технику размещения мысленных образов в знакомом путешествии, и продемонстрирую это на примере 7 провалов памяти, описанных в предыдущих видео. Этот метод (также известный как метод римской комнаты или метод путешествия) особенно полезен для сохранения последовательности элементов, и это делает его идеальным для запоминания таких вещей, как списки или тезисы. Наконец, я кратко упомяну более продвинутые мнемонические техники, которые можно применять к таким задачам, как запоминание случайных чисел или игра в карты, и которые часто используются в соревнованиях по запоминанию. Если вы хотите увидеть больше видео с подробным описанием продвинутых мнемонических техник, дайте мне знать в комментариях ниже!

 

Не забудьте подписаться на канал, чтобы увидеть новые видео! Есть вопросы или темы, которые вы хотели бы увидеть в будущем видео? Дайте мне знать, комментируя или отправив мне электронное письмо!

Ознакомьтесь с моим руководством по психологии: Master Introductory Psychology, недорогая альтернатива традиционному учебнику: http://amzn.to/2eTqm5s

Рекомендуемые книги по мнемонике:

Лунная прогулка с Эйнштейном: опыт Джошуа Фоера в изучении мнемонических стратегий участвовать в чемпионате США по запоминанию: http://amzn.to/2nkT28X

Как развить блестящую память, Доминик О’Брайен, 8-кратный чемпион мира по запоминанию: http://amzn. to/2m5KaCQ

Расшифровка видео:

Привет, я Майкл Корайер, а это Псих. Обзор экзамена. В предыдущих двух видео мы рассмотрели, как мы можем применить концепции памяти для улучшения нашей памяти и улучшения наших учебных привычек, и поэтому я хочу рассмотреть еще один способ сделать это, и это использование мнемонических стратегий.

Мнемоника относится к вспомогательному средству памяти, и мне нравится думать о мнемонике как о чем-то вроде искусственных подсказок. Я имею в виду, что они позволяют нам связывать новую информацию с уже известными нам вещами, с которыми они обычно не связаны. На самом деле они не связаны, но мы формируем эту временную связь, которая помогает нам восстановить эти новые воспоминания.

Теперь зачем нам связывать это с посторонней информацией? Это может показаться странным. Что ж, это особенно полезно, когда вы впервые начинаете изучать что-то, к чему у вас нет существующей структуры знаний, чтобы связать это. Итак, скажем, вы впервые начинаете учить иностранный язык, очень сложно просто запомнить эти новые звуки, вам не с чем их связать, потому что вы еще не знаете языка. Итак, что вы делаете, так это временно связываете их с другими вещами, которые вы знаете, может быть, ментальными образами, которые вы создаете, или знаниями, которые у вас уже есть, и это позволяет вам как бы временно понять их, пока вы не сможете углубить свой уровень понимания. .

Это также может быть применено к случайной информации, которую вы хотите, которую вам не обязательно помнить в долгосрочной перспективе. Вы знаете своего рода полудолгосрочный термин, который вам может понадобиться запомнить на несколько дней или что-то в этом роде. Допустим, у вас есть длинный, вы знаете, 13-значный номер счета, который вы хотите запомнить, но он вам не нужен на всю жизнь, или, скажем, вы хотите запомнить случайный список слов или хотите совершить какой-то подвиг памяти, например, запомнить колоду игральных карт. Для этого мнемонические стратегии действительно полезны, потому что вы можете связать эту случайную новую информацию с другой информацией, которую вы уже знаете, и вам не обязательно сохранять ее в долгосрочной перспективе. Вам не нужно действительно проводить глубокую обработку, чтобы действительно интегрировать эти знания в существующую структуру знаний, верно? Потому что вы, возможно, захотите запомнить это только на пару часов или что-то в этом роде.

Итак, то, как мы это делаем, эти вспомогательные средства запоминания, которые мы используем, мы обычно связываем с помощью таких вещей, как рифмы или похожие звуки, слово звучит как какое-то другое слово или используя мысленные образы. Итак, если вы знаете, эта идея, вы знаете, в 1492 году Колумб плыл по синему океану. Я имею в виду, что это глупая рифма, но она позволяет связать тот год с этим. Используя эту рифму, она позволяет связать информацию Колумба с этим конкретным годом.

Это не дает вам глубоких знаний о путешествии Колумба, но дает вам отправную точку, и оттуда вы можете связать с ней другие вещи, верно? Теперь у вас есть по крайней мере одна вещь, у вас есть этот год, и это может быть своего рода отправной точкой, на которой вы строите. Или вы могли использовать мнемонику для цветового спектра Roy G. Biv. Я имею в виду, что это какая-то бессмысленная вещь, но, дав ей такое имя, она становится немного более запоминающейся. Это отправная точка. Теперь вы можете, по крайней мере, запомнить порядок спектра видимого света, а затем оттуда вы можете углубить свои знания и связать с ним другие вещи, например, о длинах волн или типах колбочек или о чем-то еще, что вы хотите связать с этим позже.

Итак, я хочу рассмотреть то, что я считаю наиболее полезной мнемонической стратегией, и это называется методом локусов. Таким образом, метод локусов происходит от латинского слова «местоположение», и именно поэтому вы также можете встретить его под названием «метод римской комнаты», или его также иногда называют «дворцом памяти», или вы можете встретить его под названием «метод путешествия».

Так что же это за техника? Это идея о том, что мы используем знания, которые у вас уже есть, для соединения новой информации, а знания, которые мы собираемся использовать, будут когнитивной картой, которая у вас уже есть. Мы говорили об этом раньше, потому что упоминали о латентном обучении идею о том, что вы формируете когнитивные карты мест. Вы идете в ресторан, и вы как бы понимаете раскладку и, вероятно, вспоминаете ее позже. Например, если вы думаете о каком-то месте, которое вы посетили месяц назад, вы, возможно, все еще хорошо знаете «о, да, мы вошли сюда, мы сели здесь, а здесь был бар» или что-то в этом роде, и вы делаете это, вам действительно не нужно, это не похоже на то, что вы изучали это. Вы не садились после и не говорили «вау, я очень хочу вспомнить, как выглядел этот ресторан» или дом или квартиру вашего друга, которые вы посетили. Вы как бы сразу получаете представление о макете, который вы, вероятно, можете довольно легко довести до ума, и снова вы не пошли домой, не делали заметки и не изучали часами, это произошло естественным образом.

Это то, что делает этот метод таким мощным, это то, что это знания, которые у вас есть, к которым действительно легко получить доступ, и вам не нужно думать об изучении, и теперь вы подключаете новую информацию, которую вы действительно хотите научиться этой существующей структуре знаний. Например, предположим, что вы хотели вспомнить семь провалов памяти, о которых мы говорили.

Теперь это не поможет вам понять концепции, лежащие в основе этого, но скажем, вы просто обеспокоены тем, что «что, если учитель попросит меня на тесте просто перечислить кучу провалов памяти? Я хочу убедиться, что ничего не забыл. Вы знаете давление тестовой ситуации, хотя я знаю, к чему все они относятся, я могу забыть об одном. Я хочу убедиться, что смогу довести это до ума».

Итак, что вы должны сделать, так это связать каждый из этих сбоев памяти с местом, потому что это даст вам порядок и структуру. Например, если бы я хотел запомнить семь провалов памяти, я бы, вероятно, воспользовался своей квартирой, и что бы я сделал, так это начал бы в одном конкретном месте, а затем просто мысленно путешествовал по квартире, размещая мысленные образы для каждого провала памяти в каждом месте, а затем когда я хочу вспомнить список, я просто мысленно путешествую по своей квартире, начиная с этого первого места, и каждое место будет напоминать мне мысленный образ, а этот мысленный образ будет напоминать мне термин, который я хочу запомнить.

Хорошо, давайте представим, что мы делаем это, так что, скажем, я хочу вспомнить первое, о чем я говорил, а именно о быстротечности. Итак, быстротечность, какой мысленный образ возникает при этом? Ну, я думаю о временном бродяге, верно? И вот я представляю себе своего рода бродягу старых времен с палкой с тряпкой на конце, едущим по рельсам или что-то в этом роде, глупый образ, но это было бы моей первой отправной точкой. Это напомнит мне о быстротечности, и это будет наш первый провал памяти. Так что теперь мне просто нужно подключить его к месту. Я начинаю в своей квартире, скажем, я начинаю в спальне, и поэтому я открываю дверь и смотрю, а в моей постели лежит временный бродяга, который дремлет. Это запоминающийся образ. Это напомнит мне о быстротечности.

Теперь я перехожу к следующему. Итак, следующим провалом памяти, который у нас был, была рассеянность. Итак, какой ментальный образ я могу создать из рассеянности? Я мог бы придумать рассеянного профессора, если вы когда-нибудь видели этот старый фильм, или вы могли бы подумать о его более поздней версии, все еще не особенно новой, с Робином Уильямсом по имени Флаббер. Он играл рассеянного профессора, так что я могу представить себе Робина Уильямса, сидящего за моим столом и проводящего эксперименты с флаббером, верно? И это напомнит мне о рассеянном профессоре, и это напомнит мне о рассеянности.

Дальше у нас блокировка. Итак, я иду к своему шкафу, открываю дверь и вместо всей моей одежды, висящей там, я вижу повсюду деревянные бруски. Может быть, это детские игрушечные кубики, а может, это просто деревянные кубики вместо моей одежды, так что это запоминающийся образ. Это напомнит мне о блокировке. Теперь я мог бы сказать: «Ну, я также могу забыть, что означает блокировка, я мог бы также вспомнить этот феномен кончика языка. Итак, теперь я представляю себе, что у каждого из этих маленьких деревянных брусков на меня торчит маленький язычок, и это напомнит мне о кончике языка, и это пример блокировки.

Хорошо, теперь у меня неверная атрибуция, как мне это запомнить? Ну, я мог бы вспомнить эту идею о том, что вы узнаете чье-то лицо, но неправильно объясните, почему я это помню. Так что я мог бы подумать об использовании этого в показаниях очевидцев, и это могло бы натолкнуть меня на мысль о фотографии. Так что я могу представить снимок кружки с чьим-то лицом на нем, и что я неправильно приписываю это лицо, поэтому кажется, что оно немного размыто. Я не совсем понимаю, почему я узнаю этого человека, и, надеюсь, это напомнит мне о неправильной атрибуции.

Теперь вы можете сказать: «А что, если я не могу придумать термин «неверная атрибуция»? Это не очень распространенное слово». Так что я говорю хорошо, что я могу добавить к картинке, чтобы напомнить мне об этом? Ну, может быть, это фотография лица женщины, и на ней маленькая корона Мисс Америка, или она Мисс Техас, или что-то в этом роде, и этого как раз достаточно, чтобы напомнить мне об этой части мисс, и, надеюсь, этого будет достаточно, чтобы вызвать идею неправильной атрибуции.

Хорошо, теперь двигаемся дальше, у нас есть внушаемость. Допустим, я иду в ванную, я открываю дверь, а там раковина, а там зеркало разбито, и повсюду разбитое стекло, а потом я смотрю, а там маленькие игрушечные машинки просто врезаются друг в друга по всей раковине. Как это напомнит мне о внушаемости? Что ж, надеюсь, это напомнит мне об исследовании автомобилей Лофтус и Палмер, верно? Там, где люди наблюдали за этой автокатастрофой, и из-за вопросов, которые им задавали, это повлияло на их память и изменило их оценки скорости, и они вспомнили, что видели битое стекло, которого на самом деле не было.

Теперь я надеюсь, что это напомнит мне о внушаемости и напомнит мне этот пример, что я мог, скажем, я собирался написать эссе, я мог вспомнить все это, о, там было что-то про битое стекло, было автомобильная авария, и мы надеемся, что это послужит сигналом для всех тех воспоминаний.

Хорошо, теперь у нас есть идея предвзятости, так что теперь, может быть, я иду на кухню и вижу, давайте посмотрим, мне нужна картинка для предвзятости, и это может натолкнуть меня на мысль о шкале справедливости, которая сильно наклонена в одну сторону. , верно? Это может быть хорошим ментальным представлением этой идеи предвзятости. Это не совсем справедливо, это наклон в одну сторону, и я надеюсь, что это напомнит мне о предвзятости и напомнит мне, что это очередной провал памяти.

Тогда последний пример, который у нас есть, это идея постоянства; где эти воспоминания постоянно приходят в голову, негативные эмоциональные воспоминания и, таким образом, настойчивость могут напомнить мне известную картину Сальвадора Дали «Постоянство памяти», верно? Я уверен, что вы видели эту картину с тающими часами, капающими с вещей, и поэтому я нахожусь на своей кухне, я могу представить, что вы знаете, что капающие со стороны прилавка и холодильника есть кучу часов и, надеюсь, это напомнит мне о «Постоянстве памяти» Дали и напомнит мне об идее постоянства.

Теперь это все личные образы, которые я придумал, я думаю о слове, я думаю, как я могу мысленно представить это, и у вас могут быть очень разные представления, и это нормально. Весь смысл в том, чтобы просто создать сигнал для поиска, чтобы дать вам что-то, что вы можете создать в уме, а затем связать это с местоположением. Идея здесь в том, что мне не нужно запоминать эти провалы в памяти в определенном порядке, я имею в виду, что я могу их смешивать.

Но идея в том, что я могу пройти мысленно, я знаю, что ничего не пропустил, я не забуду случайный термин в середине, потому что я не забуду, что вы знаете, что мой шкаф существует. Я не забуду, моя ванная раньше кухни? Когда я иду по своей квартире, я никогда не перепутаю это, и поэтому это как бы заставит меня иметь структуру, и эта структура поможет мне вспомнить воспоминание.

Такова основная идея метода локусов, и самое замечательное то, что вы можете применять его ко всем видам знаний, которые вам нужно запомнить. Если вам нужно выступить с речью или презентацией, и у вас есть 10 пунктов, которые вы хотите сделать, это не поможет вам сделать эти пункты, это не поможет вам с концептуальным пониманием, но вы можете быть обеспокоены тем, что Вы знаете: «Что, если я забуду пункт номер семь в середине своей речи? Или, если я случайно скажу пункт номер восемь, прежде чем я скажу пункт номер семь, и они связаны друг с другом, я хочу убедиться, что не перепутаю порядок, последовательность действительно важна в этой конкретной презентации».

Это дает вам структуру, которая гарантирует, что этого не произойдет. Все, что вы делаете, это создаете мысленное путешествие, размещаете каждую из этих точек, для которых у вас есть мысленный образ, размещаете их вдоль пути, и теперь, когда вы произносите свою речь, вы можете продумать эти места и сказать: «Хорошо, прямо сейчас я». м на кухне, и поэтому я говорю об этой точке, а затем следующая точка находится в гостиной, какой образ у меня был на диване?» и это дает вам структуру, и этого достаточно, чтобы дать сигнал вашей памяти. Это искусственный сигнал, но он поможет.

Хорошо, есть и другие способы применить это, есть более подробные мнемонические стратегии для применения этого к числам. Один из способов сделать это — просто использовать рифмы, чтобы каждое число могло быть представлено рифмованным изображением, например, один — булочка, два — обувь, три — дерево, или вы можете использовать форму числа. Так что один похож на бейсбольную биту или галстук, а два — на лебедя, вам решать, что вам удобнее, и, возможно, в будущем я смогу сделать серию видеороликов специально о более продвинутых мнемонических стратегиях.

Но если вам интересно узнать больше, я размещу несколько ссылок в описании видео, где вы сможете увидеть несколько книг, которые я бы порекомендовал о мнемонических стратегиях, и они доведены до крайности, где люди делают такие вещи, как по сути, соревнуйтесь в олимпиаде памяти и смотрите, кто быстрее всех запомнит игральные карты или самые длинные цепочки цифр и тому подобное. Это не особенно полезно, когда дело доходит до изучения знаний для ваших занятий, но оно показывает своего рода невероятную способность развивать нашу память, если мы решим это сделать.

Так что, если вам интересно, вы можете найти об этом больше, возможно, я смогу сделать несколько видео в будущем, но пока это основная идея метода локусов и то, как вы можете применять его для запоминания новой информации. Хорошо, я надеюсь, что вы нашли это полезным, если это так, пожалуйста, поставьте лайк видео и подпишитесь на канал, чтобы узнать больше.

Спасибо за просмотр!

способов улучшить память | Введение в психологию

Цели обучения

  • Распознавать и применять стратегии улучшения памяти, включая мнемонику, репетицию, разбиение на фрагменты и слова-привязки

Большинство из нас страдают от провалов в памяти того или иного рода, и большинство из нас хотели бы улучшить свою память, чтобы не забывать, куда мы кладем ключи от машины или, что более важно, материал, который нам нужно знать для экзамен. В этом разделе мы рассмотрим некоторые способы, которые помогут вам лучше запоминать, и некоторые стратегии более эффективного обучения.

Стратегии улучшения памяти

Какими повседневными способами мы можем улучшить нашу память, включая припоминание? Чтобы убедиться, что информация переходит из кратковременной памяти в долговременную, вы можете использовать стратегии улучшения памяти . Одной из стратегий является репетиция или сознательное повторение информации для запоминания (Craik & Watkins, 1973). Вспомните, как вы учили таблицу умножения в детстве. Вы можете вспомнить, что 6 х 6 = 36, 6 х 7 = 42 и 6 х 8 = 48. Запоминание этих фактов — это репетиция.

Другой стратегией является разбиение на фрагменты : вы организуете информацию в управляемые биты или фрагменты (Bodie, Powers, & Fitch-Hauser, 2006). Фрагментирование полезно при попытке запомнить такую ​​информацию, как даты и номера телефонов. Вместо того, чтобы пытаться вспомнить 5205550467, вы запоминаете число как 520-555-0467. Итак, если вы встретили интересного человека на вечеринке и захотели запомнить его номер телефона, вы, естественно, разделили его на части и могли повторять номер снова и снова, что является репетиционной стратегией.

Ссылка на обучение

Попробуйте это задание по запоминанию букв, чтобы применить стратегию улучшения памяти.

Вы также можете улучшить память, используя развивающую репетицию l: метод, при котором вы думаете о значении новой информации и ее отношении к знаниям, уже хранящимся в вашей памяти (Tigner, 1999). Уточняющая репетиция включает в себя как связывание информации с уже сохраненными знаниями, так и повторение информации. Например, в этом случае вы могли бы вспомнить, что 520 — это код города Аризоны, а человек, которого вы встретили, из Аризоны. Это поможет вам лучше запомнить префикс 520. Если информация сохраняется, она переходит в долговременную память.

Мнемонические устройства — это средства запоминания, которые помогают нам организовать информацию для кодирования (рис. 1). Они особенно полезны, когда мы хотим вспомнить большие объемы информации, такие как шаги, этапы, фазы и части системы (Bellezza, 1981). Брайану нужно выучить порядок расположения планет в Солнечной системе, но он с трудом запоминает правильный порядок. Его друг Келли предлагает мнемоническое устройство, которое может помочь ему вспомнить. Келли говорит Брайану просто запомнить имя мистера ВЭМ Дж. САН, и он легко сможет вспомнить правильный порядок планет: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus и N ептун. Вы можете использовать мнемонический прием, чтобы запомнить чье-то имя, математическую формулу или семь уровней таксономии Блума.

Рисунок 1 . Это мнемоника, которая поможет вам запомнить количество дней в каждом месяце. Месяцы с 31 днем ​​представлены выступающими костяшками, а более короткие месяцы выпадают в пятнах между костяшками. (кредит: модификация работы Кори Занкера)

Если вы когда-нибудь смотрели телешоу Современная семья , вы могли видеть, как Фил Данфи объясняет, как он запоминает имена:

На днях я встретил парня по имени Карл. Сейчас я могу забыть это имя, но на нем была футболка Grateful Dead. Какая группа похожа на Grateful Dead? Фиш. Где живут рыбы? Океан. Что еще живет в океане? Коралл. Здравствуйте, коллега. (Врубель и Спиллер, 2010)

Чем ярче или необычнее мнемоника, тем легче ее запомнить. Ключ к успешному использованию любой мнемоники — найти стратегию, которая работает для вас.

Ссылка на обучение

Посмотрите это увлекательное выступление на TED под названием «Подвиги памяти, которые может совершить каждый». Лекцию читает Джошуа Фоер, научный писатель, который «случайно» выиграл чемпионат США по запоминанию. Он объясняет мнемоническое устройство, называемое дворцом памяти. Вы также можете посмотреть это видео, в котором Фоер приводит пример того, как он использует дворец памяти для запоминания цифр числа пи.

Некоторые другие стратегии, используемые для улучшения памяти, включают выразительное письмо и произнесение слов вслух. Выразительное письмо помогает улучшить вашу кратковременную память, особенно если вы пишете о травмирующем опыте в своей жизни. Масао Ёго и Сюдзи Фуджихара (2008) заставляли участников писать с 20-минутными интервалами несколько раз в месяц. Участникам было предложено написать о травмирующем опыте, о своем лучшем будущем «я» или о тривиальной теме. Исследователи обнаружили, что это простое задание на письмо увеличило объем кратковременной памяти через пять недель, но только у участников, которые писали о травматических переживаниях. Психологи не могут объяснить, почему это письменное задание работает, но оно работает.

Что делать, если вы хотите запомнить предметы, которые нужно забрать в магазине? Просто произнесите их вслух про себя. Серия исследований (MacLeod, Gopie, Hourihan, Neary, & Ozubko, 2010) показала, что произнесение слова вслух улучшает вашу память на слово, потому что это увеличивает его различимость. Чувствуете себя глупо, произнося случайные продукты вслух? Эта техника одинаково хорошо работает, если вы просто произносите слова вслух. Использование этих методов увеличило память участников на слова более чем на 10%. Эти методы также могут быть использованы, чтобы помочь вам учиться.

Использование ключевых слов

Рассмотрим случай Саймона Рейнхарда. В 2013 году он сидел перед 60 людьми в комнате Вашингтонского университета, где запоминал все более длинные серии цифр. В первом раунде компьютер сгенерировал 10 случайных цифр — 6 1 9 4 8 5 6 3 7 1 — на экране в течение 10 секунд. После того, как серия исчезла, Саймон ввел их в свой компьютер. Его память была идеальной. На следующем этапе на экране в течение 20 секунд появлялись 20 цифр. Опять же, Саймон все правильно понял. Никто в аудитории (в основном профессора, аспиранты и студенты) не мог точно вспомнить 20 цифр. Потом пришли 30 цифр, учились 30 секунд; и снова Саймон не ошибся ни одной цифрой. Для окончательного испытания на экране на 50 секунд появилось 50 цифр, и снова Саймон все правильно понял. На самом деле, Саймон был бы рад продолжить. Его рекорд в этой задаче, называемой «диапазон прямых цифр», составляет 240 цифр!

Способность Саймона Рейнхарда запоминать огромное количество цифр. Хотя это не было очевидно, Саймон Рейнхард преднамеренно использовал мнемонические приемы, чтобы улучшить свою память. В типичном случае человек изучает набор сигналов, а затем применяет эти сигналы для изучения и запоминания информации. Рассмотрим приведенный ниже набор из 20 пунктов, которые легко выучить и запомнить (Bower & Reitman, 1972).

  1. — пистолет. 11 — булочка для хот-дога за пенни.
  2. это обувь. 12 стоит две копейки, самолетный клей.
  3. — это дерево. 13 — три копейки, шмель.
  4. это дверь. 14 пенни четыре, продуктовый магазин.
  5. это ножи. 15 копейки, большой улей.
  6. это палочки. 16 — пенни шесть, фокусы.
  7. это духовка. 17 копейки семь, иди на небеса.
  8. — пластина. 18 — пенни-восьмерка, золотые ворота.
  9. это вино. 19 — пенни девять, моток шпагата.
  10. это курица. 20 — пенни-десять, шариковая ручка.

Вам, вероятно, понадобится менее 10 минут, чтобы выучить этот список и потренироваться в его воспроизведении несколько раз (не забудьте использовать практику припоминания!). Если бы вы сделали это, у вас был бы набор ключевых слов, на которые вы могли бы «повесить» воспоминания. На самом деле это мнемоническое устройство называется 9.0177 техника слова-колышка . Если затем вам нужно было запомнить какие-то отдельные элементы — скажем, список покупок или моменты, которые вы хотели выделить в речи, — этот метод позволит вам сделать это очень точным, но гибким способом. Предположим, вам нужно вспомнить хлеб, арахисовое масло, бананы, салат и так далее. Способ использования метода состоит в том, чтобы сформировать яркий образ того, что вы хотите запомнить, и представить, как это взаимодействует с вашими ключевыми словами (столько, сколько вам нужно). Например, для этих предметов вы можете представить большой пистолет (первое ключевое слово), стреляющий в буханку хлеба, затем банку с арахисовым маслом внутри ботинка, затем большие связки бананов, свисающие с дерева, затем хлопнувшую дверь. кочан салата с летящими повсюду листьями. Идея состоит в том, чтобы предоставить хорошие, отличительные подсказки (чем страннее, тем лучше!) для информации, которую вам нужно запомнить, пока вы ее изучаете. Если вы сделаете это, то восстановить его позже будет относительно легко. Вы прекрасно знаете свои реплики (одна из них — пистолет и т. д.), поэтому вы просто просматриваете свой список ключевых слов и «смотрите» мысленным взором на хранящийся там образ (в данном случае хлеб).

Поначалу этот метод слова-колышка может показаться странным, но он работает достаточно хорошо даже при небольшой подготовке (Roediger, 1980). Одно предупреждение, однако, заключается в том, что элементы, которые нужно запомнить, должны быть представлены относительно медленно сначала, пока вы не научитесь ассоциировать каждый с его ключевым словом. Люди со временем становятся быстрее. Еще один интересный аспект этой техники заключается в том, что вспомнить элементы в обратном порядке так же легко, как и в прямом. Это связано с тем, что ключевые слова обеспечивают прямой доступ к запомненным элементам, независимо от порядка.

Как Саймон Рейнхард запомнил эти цифры? По сути, у него гораздо более сложная система, основанная на тех же принципах. В своем случае он использует «дворцы памяти» (проработанные сцены с дискретными местами) в сочетании с огромным набором изображений для цифр. Например, представьте, что вы мысленно идете по дому, в котором вы выросли, и определяете как можно больше различных областей и объектов. У Саймона сотни таких дворцов памяти, которые он использует. Затем, для запоминания цифр, он запомнил набор из 10 000 изображений. Каждое четырехзначное число для него немедленно вызывает мысленный образ. Так, например, 6187 может напоминать Майкла Джексона. Когда Саймон слышит все приближающиеся к нему числа, он помещает изображение для каждых четырех цифр в ячейки своего дворца памяти. Он может делать это с невероятной скоростью, быстрее, чем 4 цифры за 4 секунды, когда они мигают визуально, как на демонстрации в начале модуля. Как уже отмечалось, его запись состоит из 240 цифр, воспроизведенных в точном порядке. Саймон также является мировым рекордсменом в событии под названием «карты скорости», которое включает в себя запоминание точного порядка перетасованной колоды карт. Саймон смог это сделать за 21.19.секунды! Опять же, он использует свои дворцы памяти и кодирует группы карт как отдельные изображения.

Попробуйте

Как учиться эффективно

На основе информации, представленной в этой главе, ниже приведены некоторые стратегии и предложения, которые помогут вам отточить свои методы обучения (рис. 2). Ключ к любой из этих стратегий заключается в том, чтобы выяснить, что лучше всего работает для вас.

Рисунок 2 . Методы запоминания могут быть полезны при подготовке к уроку. (кредит: Барри Поусман)

  • Используйте подробное повторение : В известной статье Фергус Крейк и Роберт Локхарт (1972) обсудили свою веру в то, что информация, которую мы обрабатываем более глубоко, уходит в долговременную память. Их теория называется уровнями обработки. Если мы хотим запомнить часть информации, мы должны подумать о ней более глубоко и связать ее с другой информацией и воспоминаниями, чтобы сделать ее более значимой. Например, если мы пытаемся вспомнить, что гиппокамп участвует в обработке памяти, мы можем представить бегемота с отличной памятью, и тогда мы сможем лучше запомнить гиппокамп.
  • Примените эффект самореференции : По мере того, как вы проходите процесс повторения, было бы еще полезнее сделать материал, который вы пытаетесь запомнить, значимым для вас лично. Другими словами, используйте эффект самореференции. Пишите заметки своими словами. Напишите определения из текста, а затем перепишите их своими словами. Свяжите материал с тем, что вы уже изучили для другого класса, или подумайте, как вы можете применить эти концепции в своей жизни. Когда вы делаете это, вы создаете сеть подсказок, которые помогут вам получить доступ к материалу, когда вы захотите его запомнить.
  • Используйте распределенную практику : Изучайте во времени за короткие промежутки времени, а не пытайтесь втиснуть все сразу. Консолидация памяти требует времени, а изучение во времени дает время для консолидации воспоминаний. Кроме того, зубрежка может привести к тому, что связи между концепциями станут настолько активными, что вы застрянете в связи, и это не позволит вам получить доступ к остальной информации, которую вы узнали.
  • Репетируйте, репетируйте, репетируйте : Повторяйте материал с течением времени, на отдельных и организованных учебных занятиях. Организуйте и изучайте свои заметки, а также проходите практические тесты/экзамены. Свяжите новую информацию с другой информацией, которую вы уже хорошо знаете.
  • Остерегайтесь помех : Чтобы уменьшить вероятность помех, занимайтесь в спокойное время без помех и отвлекающих факторов (например, телевизор или музыка).
  • Продолжайте двигаться : Конечно, вы уже знаете, что упражнения полезны для вашего тела, но знаете ли вы также, что они также полезны для вашего ума? Исследования показывают, что регулярные аэробные упражнения (все, что повышает частоту сердечных сокращений) полезны для памяти (van Praag, 2008). Аэробные упражнения способствуют нейрогенезу: росту новых клеток мозга в гиппокампе, области мозга, которая, как известно, играет роль в памяти и обучении.
  • Выспитесь : Пока вы спите, ваш мозг продолжает работать. Во время сна мозг организует и консолидирует информацию для хранения в долговременной памяти (Abel & Bäuml, 2013).
  • Используйте мнемонические устройства : Как вы узнали ранее в этой главе, мнемонические устройства часто помогают нам запоминать и вспоминать информацию. Существуют различные типы мнемонических устройств, таких как аббревиатура. Акроним — это слово, образованное первой буквой каждого слова, которое вы хотите запомнить. Например, даже если вы живете рядом с одним из них, вам может быть трудно вспомнить названия всех пяти Великих озер. Что, если я скажу вам подумать о слове «дома»? ДОМА — это аббревиатура, обозначающая Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Супериор: пять Великих озер. Другой тип мнемонического приема — акростих: вы составляете фразу из всех первых букв слов. Например, если вы сдаете тест по математике и вам трудно вспомнить порядок операций , вспомните следующее предложение: «Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли», потому что порядок математических операций следующий: Скобки, Показатель степени, Умножение, Деление, Сложение, Вычитание. Существуют также джинглы, которые представляют собой рифмованные мелодии, содержащие ключевые слова, связанные с концепцией, такие как i перед e, кроме c .

Проверка памяти

Сыграйте в пасьянс памяти. Затем сыграйте в игру № 2: «Расскажи себе историю». Улучшилась ли ваша память во второй раз? Почему или почему нет?

Попробуйте

Обдумайте

  • Создайте мнемоническое устройство, которое поможет вам запомнить термин или понятие из этого модуля.
  • Какой эффективный метод обучения вы использовали? Чем она похожа/отличается от стратегий, предложенных в этом модуле?

Глоссарий

фрагментация: организация информации в управляемые биты или фрагменты
уточняющая репетиция: размышление о значении новой информации и ее отношении к знаниям, уже хранящимся в вашей памяти
уровни обработки:  информация, о которой думают более глубоко, становится более значимой и, следовательно, лучше запоминается Мнемоническое устройство:  средства запоминания, которые помогают организовать информацию для кодирования

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Добавить комментарий