Мнемонические приемы для запоминания: Мнемотехника: что это, методы, приемы

Мнемонические приемы при работе с орфоэпическими нормами. Задание №4 ЕГЭ | Русский язык и литература

Автор: Мария Александровна Жданова

Организация: МБОУ Лицей №20

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Междуреченск

Задание №4 ЕГЭ по русскому языку связано с постановкой ударения в словах. Построить подготовку к успешному выполнению данного задания только на теоретическом обосновании – не самый продуктивный подход, поскольку правил постановки ударения в русских словах нет, а есть лишь многочисленные определенные закономерности, относящиеся к отдельным группам слов или их формам. Как запомнить ударения? Выучить? Невозможно? Возможно, хотя и не просто! Но достаточно ли этого? У меня была выпускница, которая выучила весь список слов из Орфоэпического минимума! Однако более уверенно она стала выполнять это задание после наших занятий, в основу которых заложен тот подход, о котором я расскажу в своей работе.

I. Всегда начинаю работу с создания проблемной ситуации: даю небольшой произвольный список слов из Орфоэпического минимума, прошу расставить ударение

(Слайд №1). При проверке выясняется, что ребята по-разному ставят ударение, путаются, недоумевают, спорят, отстаивают свою точку зрения, пытаются убедить в своей правоте других ребят. И только после этого показываю правильные ответы (Слайд №2).

Затем знакомлю ребят со всем списком слов Орфоэпического минимума (ПРИЛОЖЕНИЕ №1). Перед ними, конечно, встает проблема: как выучить все слова, многие из которых вызывают у них недоумение или даже протест (привыкли говорить иначе)? Вот здесь хорошим помощником будет один из способов запоминания –

группировка, разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д), а основными приемами, которые не только облегчат сам процесс запоминания, но и сделают его интересным, творческим, познавательным, будут мнемонические приёмы.

 

Мнемонические приемы для запоминания правильного ударения в словах.

 

Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов

и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.

Мнемоническое запоминание состоит из нескольких этапов:

  1. Кодирование в образы
  2. Запоминание (соединение этих образов)
  3. Запоминание последовательности
  4. Закрепление в памяти

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в цепочку зрительных образов.

Принципы и правила мнемотехники:

  1. Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено;
  2. Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать и производить манипуляции;
  3. Запоминание лучше происходит в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлено;
  4. Лучше запоминается то, что хорошо осознано.

Мнемотехника помогает в развитии объёма памяти, образного мышления; делает процесс запоминания более простым, интересным и творческим.

Память во многом основана на ассоциациях, на умении обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. При помощи каких-то ярких ассоциаций наш мозг запоминает информацию. И когда необходимо вспомнить и восстановить эту информацию, мы вспоминаем эти яркие необыкновенные ассоциации, которые были придуманы, и информация нам возвращается.

Одним из приемов мнемотехники и является прием ассоциаций и образов – нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемым словом. Произношение слова можно связать с ярким образом, который вспоминается при произношении. Ассоциативный образ должен быть связан со словом каким-либо общим признаком – цветом, формой, действием, звучанием и т.д. Причем, иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Наиболее эффективными в использовании являются такие мнемонические приёмы, как рифмизация, создание ассоциативного ряда, создание звуковых ассоциаций, ассоциативные рисунки, буквы-образы, создание зрительной опоры, — приёмы, облегчающие запоминание правильного произношения слов.

 

II. Работа со словами из «Орфоэпического минимума».

Обязательное условие успешной подготовки – ученик должен постоянно работать со словами. Перед каждым учащимся на столе лежит листок со словами «Орфоэпического минимума», в котором они будут постоянно работать карандашом.

1. Называю первую группу слов, которую можно выделить в одну группу, потому что они подчиняются одному правилу – «В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение часто падает на окончание». (Слайд №4) Опознавательный значок этих слов – все они заканчиваются на ЛА.

Прошу учащихся найти в списке все такие слова и карандашом отметить -ЛА (можно заключить этот слог в овал). В ходе самостоятельной работы ребята не только видят, что таких слов в данном списке достаточно (бралА, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА и др.), но и обнаруживают несколько слов, которые не соответствуют данному правилу. И тогда они сами делают вывод, что есть слова- исключения, которые необходимо запомнить, — клАла, крАла, послАла, постлАла (Слайд №5).

Конечно, находятся ребята, которые автоматически ошибочно выделяют – ЛА не в глаголах, а, например, в наречии

добела. И это тоже хорошо: есть прекрасный повод поговорить о частях речи!

 

2. Вторая группа слов, которые учащиеся также будут находить и отмечать опять же самостоятельно, близка первой группе – «В кратких прилагательных и кратких причастиях женского рода ударение падает на окончание». (Слайд №6) Здесь можно для примера записать фразу: «Женщина всегда

правА!», обратив внимание на ударение в кратком прилагательном правА. Такой пример запоминается ребятами, так как, несомненно, вызывает у них соответствующий отклик в душе.

 

3. Далее прошу в орфоэпическом списке найти глаголы, которые оканчиваются наИТЬ, -АТЬ (звонИть, накренИться, облегчИть, ободрИть, одолжИть, окружИть, повторИть, сверлИть, укрепИть и р). В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончание: вручИм, вручИте, вручАт;
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт).
Ребята отмечают в глаголах из Орфоэпического списка «опознавательный знак» — ИТЬ, АТЬ, ИТ, ИМ…

(Слайд №7).

На этом этапе учащиеся выявляют группу глаголов (а также деепричастий, образованных от этих глаголов), которые не подчиняются данному подходу. И здесь для успешного запоминания нам помогут разные мнемонические приемы:

  • Работа с ассоциациями. Ассоциации можно подбирать по принципу «в словарном слове спряталось слово-подсказка» («буква-подсказка»):

 

  1. дозИровать = разделить на дозы
    : «И эту часть, И эту, И другую такую же дозу, И ещё….». То есть И выполняет роль разделения на равные части. На эту букву в данном слове и падает ударение! (Слайд №8)
  2. озлОбить – злО, опОшлят – пОшлО. Оба слова несут отрицательную смысловую нагрузку: «злООООО, пОООООшло….ОООООО! как это плООООхо!!!» (Слайд №9)
  3. принУдить – ПриНУдить – значит заставить, убедить, что это НУжно сделать. Когда заставляют, часто произносят фразу: «НУ-ка, сделай!» Выделим овалом слог
    НУ.
    (Слайд №10)
  4. освЕдомиться, освЕдомишься и вероисповЕдание (существительное)- выделяем овалом во всех словах корень ВЕД – он всегда ударный! (Слайд №11)

 

  • Работа с графикой («буква-образ»). Для того чтобы запомнить написание слова, учащиеся «ударную» букву или «букву-подсказку» представляют в виде рисунка. Прием схожести:

 

  1. чЕрпать, исчЕрпав, исчЕрпать = набирать воду черпаком. Рисуем черпак, он похож на букву Ч. Нарисуем черпак на месте буквы Ч в слове черпать – ударение падает на гласную после этой буквы — Е! (Слайд №12)
  2. закУпорив, закУпорить, откУпорил — ударение падает на букву У, которая внешне похожа на штопор. В данных словах на месте буквы У рисуем штопор или с помощью карандаша превращаем букву У в штопор. (Слайд №13)

 

4. Выделяем еще одну группу слов – в действительных причастиях настоящего времени ударение падает на суффикс -ЯЩ- и -ЮЩ-, а в действительных причастиях прошедшего времени, в которых есть суффикс -ВШ, ударение падает на гласную перед этим суффиксом. То же правило действует и для деепричастий: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий, нанЯвшийся, понЯвший, налИвший, нанЯвший, начАвший. Учащиеся отмечают данный «опознавательный» суффикс и гласную перед ним в словах из Орфоэпического минимума. (Слайд №14)

 

5. В причастиях прошедшего времени, образованных с помощью суффикса —ЁНН-, ударение падает на данный суффикс: включЁнный, приручЁнный, поделЁнный. Находим в списке такие причастия и отмечаем суффикс. (Слайд №15)

 

6. тОрты, шАрфы, крАны, Иксы, бАнты – односложные слова, в которых ударение падает только на первый слог.(Слайд №16)

7. дОсуха, дОнизу, дОверх, добелА, докраснА. Во всех наречиях есть приставка ДО. Что еще объединяет первые три наречия? Давайте представим (и даже нарисуем её!) бочку, которую можно заполнить водой ДОверху, а можно вылить воду и вытереть её ДОнизу ДОсуха. При этом на бочке обводим наверху и внизу круг, напоминающий по форме букву О. Обращаем внимание на то, что, если наречие обозначает цвет, то ударение не падает на приставку (добелА, докраснА). (Слайд №17)

 

8. донЕльзя = Как нельзя более, до крайнего предела. Ассоциативный ряд слов – НЕльзя, НЕ делай, НЕт… Во всех словах содержится отрицание НЕ. Именно на него и падает ударение в слове доНЕльзя. (Слайд №18)

9. мусоропровОд – выделяем в слове корень ВОД, запоминаем, что он всегда ударный! (водопроВОД, нефтепроВОД, газопроВОД. Но электропрОвод!). (Слайд №19)

Можно напомнить слова из стихотворения С.Михалкова «А что у вас?», где встречается слово водопровод и рифмуется со словом вот:

«- А у нас в квартире газ!

А у вас?

 

— А у нас водопроВОД!

Вот!»

 

10. завИдно – Почему мы завидуем? Нам нравится чей-то ВИД. Выделите овалом эту ударную часть в слове — заВИДно. (Слайд №20)

 

11. зАгнутый, сОгнутый – в этих словах всегда ударение падает на приставку. Выделите её — ЗАгнутый, СОгнутый. (Слайд №21)

 

12. некролОг, каталОг – в этих словах выделяем ударный слог —ЛОГ: катаЛОГ, некроЛОГ. Выделяем эту часть слова. (Слайд №22)

 

13. придАное = имущество, выделяемое невесте её родителями и находящееся в её собственности при вступлении в брак. Невеста на предложение жениха выйти за него замуж отвечала согласием – «ДА!». Имущество ДАвали жениху вместе с невестой. Выделяем в овал эту ударную часть слова – приДАное. (Слайд №23)

14. нОгтя (род.п ед.ч.) – на какую букву похож ноготь по форме? На О. Нарисуем в слове вместо буквы О ноготь. (Слайд №24)

 

15. жалюзИ – буква И похожа по форме на жалюзи. Поэтому на месте этой буквы в слове «рисуем» жалюзи (вертикальные). (Слайд №25)

 

16. обеспЕчение – синонимы к слову обеспечить? (обеспечить — дать, принять, создать, отдать, оснастить). Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории лиц из средств государственных фондов и бюджетов (это помощь инвалидам, престарелым, нуждающимся и т.д.). Хорошо, когда обеспечивают, помогают? Люди получают добро, теплоту. Где в данном слове «спрятан» этот мотив теплоты? – ПЕЧ (однокоренные слова – опекать, опекун, печется). Выделим эту часть в слове обесПЕЧение, ставим ударение. (Слайд №26)

 

17. сирОты — Ассоциативный ряд? – одинокий, бедный, лишенный семейного уюта, тепла, голодный, просящий милостыню. Выделим ударную часть слова РОТ в слове сиРОТы. (Слайд №27)

 

18. партЕр (театр) — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены. Ассоциация? – ТЕатр. Выделяем эту ассоциативную часть слова в слове парТЕр. (Слайд №28)

 

19. кремЕнь, кремнЯ – выделяем слово РЕМЕНЬ (кРЕМЕНЬ, кРЕМНЯ) и по нему проверяем правильную постановку ударения в слове кремЕнь. (Слайд №29)

 

20. корЫсть – созвучное слово, «спрятанное» в данном слове, — РЫСЬ. Этот ассоциативный образ схож еще и на семантическом уровне: если корысть – отрицательное качество, корыстным людям свойственна жадность, стремление обогатиться любыми путями, то рысь – ловкий, сильный хищник, опасный для человека. (Слайд №30)

 

21. тамОжня – регулирует, контролирует, что МОЖно и что нельзя провозить при пересечении границы. Выделяем в данном слове ударную часть слова, которая ассоциируется со словом можнотаМОЖНя. (Слайд №31)

22. балОванный, баловАть, баловАться, балУясь, избалОванный – Что значит «баловать ребенка»? Хорошо это или плохо? Правильно, это плохо: если создавать ребенку сплошные праздники, не учить бороться с трудностями, он может вырасти слабым, эгоистичным. Какая часть слова ассоциируется с «праздником» — БАЛ! Зачеркните эту часть и запомните: никогда не устраивайте детям сплошной праздник — никогда не падает ударение на эту часть в данных словах! Исключение – бАловень (судьбы). (Слайд №32)

 

23. мозаИчный – Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала («И этот фрагмент надо добавить, И этот, И другой…. »). (Слайд №33)

 

24. договОр – какое слово звучит в конце данного слова? ВОР. Это и есть ударная часть. Более того, данное слово поможет нам правильно образовать от слова договор форму множественного числа (кстати, здесь очень часто делают ошибку – договорА или договорЫ?). Поставьте слово ВОР во множественное число – ВОРЫ. Запоминаем: правильная форма множественного числа – догоВОРЫ! Отмечаем в слове эту ударную часть, подписываем окончание — Ы. (Слайд №34)

 

25. ходАтайство = просьба. Что мы хотим услышать в ответ на нашу просьбу – «да» или «нет»? Конечно, «ДА»! Этот слог в этом слове ударный. Выделяем его в слове – хоДАтайство. (Слайд №35)

 

26. столЯр, доЯр, школЯр во всех этих словах ударение падает на гласную Я:

Я столЯр.

А Я доЯр.

А Я школЯр. (Слайд №36)

 

27. слИвовый, грушЕвый, Отрочество – в этих словах ударение падает на те же гласные, что и в словах, от которых они образованы (слИвовый – слИва, грУшевый – грУша, Отрочество – Отрок). (Слайд №37)

 

28. Мнемонические пары, основанные на рифме:

  1. диспансЕр – сЭр;
  2. цепОчка – пОчка;
  3. мозаИчный — яИчный;
  4. досУг – сУк;
  5. прозорлИва – слИва;
  6. щавЕль – шмЕль. (Слайд №38)

 

III. Создание учащимися собственных ассоциативных образов.

Ключевые принципы мнемонических ассоциаций:

  1. Образность (ассоциации выстраиваются с помощью воображения на основе визуальных образов)
  2. Эмоциональность (ассоциации должны вызывать яркое эмоциональное впечатление)
  3. Индивидуальность (лучше всего запоминаются свои собственные ассоциации).

Поэтому одним из этапов работы с орфоэпическими нормами является самостоятельная работа над созданием своих ассоциативных образов. Работа может быть как организована в группах на уроке, так и дана в качестве домашнего задания.

 

IV. Завершаю работу над орфоэпическими нормами обычно проверочной работой, которая заключается в следующем: выдаю листок с произвольным набором слов из Орфоэпического минимума (лучше напечатать их в столбик), ребята не просто расставляют ударения в словах, но и обязательно отмечают «опознавательные знаки» (рисуют «буквы-образы», отмечают овалом или просто подчеркивают значимую «ассоциативную» часть слова и т. д.). Затем учащиеся обмениваются листочками и проверяют работы друг у друга, оценивают. После этого выполненные работы проверяет учитель, анализирует ошибки, выявляет проблемные моменты, чтобы в дальнейшем еще раз вернуться к ним.

 

V. Выполнение тренировочных заданий по данной теме.

 

Использование мнемонических приемов обеспечивает интерес к данной теме и, несомненно, способствует лучшему запоминанию орфоэпических норм, облегчает сам процесс запоминания и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Орфоэпический минимум

Список слов для выполнения заданий по орфоэпии

А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты, им.п. мн.ч.
Б
балОванный, прич.
баловАть
баловАться
Баловень (судьбы)
балУясь
бАнты, им. п.мн.ч
бОроду, вин.п.ед.ч.
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
В
вЕрба
вернА
вероисповЕдание
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
вложИв
вОвремя
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт
Г
гналА
гналАсь
граждАнство
Д
давнИшний
дефИс
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
дОверху
договорЁнность
дождалАсь
дозвонИтся
дозвонЯтся
дозИровать
докраснА
докумЕнт
донЕльзя
дОнизу
досУг
дОсуха
доЯр
Е
еретИк
Ж
жалюзИ, ср. р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь
З
завезенО
завезенЫ
завИдно
зАгнутый
зАгодя
закУпорив
закУпорить
зАнял
занялА
зАняло
занятА
зАнятый
заселЁн
запертА
зАсветло

зАтемно
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
знАчимость
знАчимый
зимОвщик
И
избалОванный
издрЕвле
Иксы
импЕрский
инстИнкт
исключИт
Исстари
исчЕрпав
исчЕрпать
К
каталОг
квартАл
киломЕтр
клАла
клЕить
кОнусы,кОнусов
кормЯщий
корЫсть
крАла
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь, кремнЯ
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный
Л
лгалА
лЕкторы,лЕкторов род. п. мн.ч.
лилА
лилАсь
ловкА
лыжнЯ
М
мЕстностей род.п. мн.ч
мозаИчный
молЯщий
мусоропровОд
Н
навЕрх
навралА
наделИт
надОлго
надорвалАсь
нажИвший
нажитА
нажИлся-убрать
назвалАсь
накренИт
налилА
налИвший
налитА
намЕрение
нанЯвшийся
нарвалА
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нАчали
начАв
начАвший
начАвшись
нАчатый
начАть
нАчатые
нЕдруг
недУг
некролОг

 

нЕнависть
ненадОлго
низведЁн
нОвости,новостЕй
нОгтя, род. п ед.ч.
нормировАть
О
обеспЕчение
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ободрИшься
обострЁнный
обострИть
одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
определЁн
оптОвый
освЕдомиться,
освЕдомишься
отбылА
отдалА
отдАв
Отзыв (на публикацию)
отключЁнный
откУпорил
отозвалА
отозвалАсь
Отрочество
П
партЕр
перезвонИт
перелилА
плодоносИть повторЁнный
поделЁнный
поднЯв
позвалА
позвонИт, позвонИшь
полилА
положИл
положИть
понЯв
понЯвший
пОнял,
понялА
портфЕль
пОручни
послАла
(вы) прАвы
пОчестей
(она) правА
прибЫв
прИбыл
прибылА
прИбыло
придАное
призЫв
прИнял
прИняли
принУдить
прИнятый
принялсЯ
принялАсь
приручЁнный
прожИвший
прозорлИва
процЕнт

Р
рвалА
С
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
(она) серА
(вы)сЕры
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
сОгнутый
создалА
созданА
созЫв сорИт
срЕдства, им. п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
(она) стройнА
Оно) стрОйно
(вы)стрОйны

Т
тамОжня
тОрты
тОртов
тОтчас
У
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт
Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка
Ч
чЕлюстей
чЕрпать
Ш
шАрфы
шофЁр
Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать
Э
экспЕрт

 

 

Приложения:

  1. file0.docx.. 42,3 КБ
  2. file1.pptx.zip.. 6,3 МБ
Опубликовано: 10.10.2021

как запоминать быстро и качественно?

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Размер:

AAA

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

Существуют различные техники запоминания. Чтобы понять, какой метод запоминания подходит лично вам, примерьте на себя описанное ниже. Какой способ кажется самым близким?

 1.Интервальное повторение

 Чем больше мы что-то повторяем, тем выше вероятность запомнить информацию целиком и надолго. Но, как мы уже знаем, просто зазубривать материал — не работает. Нужна специальная формула. Для развития памяти психологи рекомендуют брать большой материал, регулярно перечитывать его и пробовать рассказать частями или полностью.

I. Первый день: повторить весь текст.
II. Через 3 дня: повторить только ключевые моменты — самое важное, тезисы, сложные абзацы.
III. Через 6 дней: повторить весь материал, но в другом порядке — разделите текст на части и комбинируйте.
IV. Через две недели/месяц снова повторяйте от начала до конца.

 2.Мнемонические техники

Метод Цицерона
Информация — как цепочка образов. Это удобно, если вам часто приходится запоминать тексты лекций или много графиков, чисел, доклады с большим количеством информации за короткое время.

I. Выберите понятный пространственный ориентир: квартира или комната.

II. Представьте, как вы обходите её: например, комнату — от левого ближнего угла, вдоль по стене, к левому дальнему, снова по стене… Подумайте, как вам удобнее — по часовой стрелке или против?

III. Какие предметы встречаются вам по пути? Подставляем к каждому из них — фразу или небольшую часть текста. Так, мысленно подходя к очередной детали интерьера или предмету мебели, вы постепенно соберёте весь материал.

IV. Обязательно повторите несколько раз, чтобы прочно закрепить фразы и предметы.

Повторите несколько раз.

 Смысловой рисунок

Для тех, кому близок визуальный способ восприятия. Будем активно подключать зрительную память. Подойдет для запоминания стихотворений, последовательности действий, списков.
На листке бумаге создаётся «каркас» материала: записываем слева направо «знаки», каждый из которых соответсвует определенным словам или фразам.
Эти символы должны быть ассоциативными — первыми пришедшими в голову: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» —> схематичный рисунок комнаты, окна на улицу, знака STOP.
Каждая строка (или набор строк) также имеет свой символ — он соответствует определенной части текста.
Закончив рисунки, попробуйте «прочитать» новый, визуальный текст. Отметьте, где не хватает подробностей, повторите.

 3. Смена обстановки

Вы замечали, что некоторые места (квартира детства, определенный двор, магазин) порой вызывают в памяти живые воспоминания? Не дежавю, но похоже. Память цепляется за пространство, контекст, звуки. Это может быть полезно, когда надо запомнить большой объем текста. Разделите материал на смысловые блоки. Каждый раздел отправляйтесь учить в новое место, в новой одежде. Запишите, какое место какому отрывку соответствует, а затем попробуйте воспроизвести дома текст, используя «маршрут».

4.Как быстро и качественно запомнить текст.

-выделяйте маркером важные места.
-переписывайте текст от руки.
-дробите его на части.
-связывайте определенные блоки с определенными эмоциями (за счет музыки), с ощущениями (например, держите в руках массажный мяч), с движением (ходите/сидите).
-записывайте себя на диктофон.
-четко понимайте, о чем рассказываете.
-запоминайте интервально: прочитали — повторили через 20 минут — через час — через 4 часа.
-визуализируйте: рисуйте схемы, символы, пометки от руки.
-применяйте ассоциативный подход.

 

 

10 мнемонических приемов, которые запомнит каждый школьник

Нужна ли вашему ребенку помощь в запоминании Великих озер или планет по порядку? Как часто вы повторяете «30 дней в сентябре, апреле, июне и ноябре. У всех остальных 31, кроме февраля, мой дорогой сын. У него 28, и это нормально, но в високосный год у него 29?» Вы, наверное, даже не представляете, как часто используете мнемонические приемы!

Мнемонические приемы лучше всего описываются как средства запоминания или приемы запоминания. Проще говоря, мнемонические стратегии обеспечивают простые способы запоминания вещей. Официальное определение мнемоники — это изучение и разработка систем помощи и улучшения памяти. Мы знали еще в 1967 из исследования Джеральда Р. Миллера о том, что мнемоника увеличивает память. Он обнаружил, что студенты, которые регулярно использовали мнемонические устройства , увеличили результаты тестов до 77%! Девять типов мнемонических систем: музыкальная мнемоника, мнемоника имен, мнемоника слов, мнемоника моделей, мнемоника организации нот, мнемоника рифм, мнемоника изображений, мнемоника соединения и мнемоника правописания.

Хотите, чтобы в начальных классах у вашего ребенка были интересные способы запоминать содержание урока? Ей понравится изучать эти десять мнемонических трюков, охватывающих несколько тем. Используйте эти мнемонические приемы, чтобы помочь учащимся запомнить некоторые основные факты.

География

  • Если вы подумаете о сооружениях, которые находятся рядом с ними, у вас будет отличный ключ к названиям Великих озер: используйте слово ДОМА, которое означает Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее. . Это пример мнемоники имени.
  • Вот совет, который поможет учащимся запомнить направление долготы (относительно широты): В отличие от слова «широта», в слове «долгота» есть буква N, обозначающая север, напоминающая вам, что долгота идет на север и юг. Это пример мнемоники соединения.
  • Попробуйте выучить эту песню, чтобы запомнить названия 50 штатов США в алфавитном порядке. Это пример музыкальной мнемотехники.

История

  • Английский король Генрих VIII был печально известен количеством женщин, на которых он женился, и их порой насильственными концами! Вот стишок, который поможет вам вспомнить, что случилось с каждой из жен короля Генриха: развелась, обезглавила, умерла; Разведен, обезглавлен, выжил.
  • Вот еще один стишок, который поможет вам вспомнить, когда Колумб основал Америку: В 149 г.2, Колумб плыл по синему океану. Это пример рифмованной мнемоники.

Языкознание

  • Чтобы запомнить, что такое синоним, используйте его первую букву в качестве подсказки. И слова синоним, и то же самое начинаются с буквы S: синоним — это слово, которое означает то же самое, что и другое слово. Это пример мнемоники соединения.
  • Используйте аналогичный трюк, чтобы запомнить антоним слова. Антоним начинается с «муравей», как и «анти», что также означает противоположное: антоним — это слово, которое означает противоположное другому слову. Опять же, это пример мнемоники соединения.
  • В английском языке 7 сочинительных союзов: F or, A nd, N or, B ut, O r, Y et, 900 06 S o = ФАНБОЙ.

Математика

  • Вспоминать шаги деления в дольки — это семейный проект! Только подумайте об этих членах семьи: папа, мама, сестра, брат, Ровер. Они представляют собой процесс длинного деления: Разделить, Умножить, Вычесть, Снизить, Остаток. Это пример мнемоники слов.
  • Вот забавная фраза-напоминание для букв и значений римских цифр (в порядке их значений): Я ценю ксилофоны, как коровы копают молоко, что означает I=1, V=5, X=10, L= 50, C=100. , Д=500, М=1000. Это еще один пример мнемоники слов.
  • Порядок операций для математики: P арентез, E множитель, M умножение, D ivide, A dd и S вычитание = Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли.

Музыка

Когда вы учитесь читать ноты, вы можете запомнить, какие ноты какие, с помощью этих двух приемов:

  • Ноты в промежутках на скрипичном нотоносце так же просты, как нос на вашем F-A-C-E!
  • Дети, которые ведут себя прилично, всегда могут определить ноты на линиях нотного стана, потому что они знают, что каждый хороший мальчик заслуживает удовольствия.

Наука

  • Чтобы вспомнить цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый — подумайте об этом кратком уроке истории: Ричард Йоркский дал битву напрасно или имя «Рой Г. Бив. Этот метод использует первую букву каждого слова для облегчения запоминания и является примером мнемонического устройства имени.
  • Назвать планеты нашей Солнечной системы — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и, возможно, Плутон — поможет одна из этих аппетитных фраз: Моя очень образованная мать только что подала нам девять пицц (включая Плутон) или Моя очень взволнованная мать только что подала нам начос (без Плутона). Опять же, этот метод использует первую букву каждого слова для облегчения запоминания и является примером мнемонического устройства слова.

Правописание

  • Подумайте об этих двух связанных определениях, когда вы хотите знать, использовать ли правописание «директор» или «принцип»: Директор вашей школы — ваш PAL. Принцип — это ПРАВИЛО, которому он хочет, чтобы вы следовали. Каждое слово заканчивается теми же буквами, что и его определение. Это пример орфографической мнемоники.
  • «Десерт», существительное, означающее что-то сладкое после обеда, и «пустыня», глагол, обозначающий отказ от кого-то или чего-то, звучат одинаково. Чтобы отличить их друг от друга, помните: нам всегда нужны секунды сладкого — вот почему в слове «десерт» две буквы S. Когда все от кого-то убегают, этот человек один — и поэтому у слова «пустыня» есть только один S.
  • Иногда полезно запомнить, как пишется новое слово дня, используя мнемотехнику, как показано ниже:
  • Арифметика: A R at I n T he H M ay E at T he I ce C ream
  • Помните «I перед e кроме после c или когда звучит как a в соседнем и весовом»? Это пример орфографической мнемоники в сочетании с рифмовой мнемоникой.
  • Проще говоря, многие дети изучают азбуку, напевая песенку про азбуку. Это пример музыкальной мнемотехники.

Источники:

Хейден, К. (2014, 27 мая). Помощь учащимся в запоминании: список полезных мнемонических приемов. Получено 11 ноября 2014 г. из Bright Hub Education

Карим, К. (1 января 2014 г.). Трюки с памятью. Получено 11 ноября 2014 г. из Let Kids Lead

Examples of Mnemonics: 4 Tools to Help Your Memory

  • DESCRIPTION

    мнемоническая фраза четырнадцатьсот девяносто два Колумб плыл по синему океану

  • 9 0015

    Источник

    LANA BREST / ISTOCK / GETTY IMACERS PLUS

  • Разрешение

    Используется в рамках лицензии Getty Images

Анемоник — это инструмент, который помогает нам помнить определенные факты или большое количество информации. Они могут быть в виде песни, рифмы, аббревиатуры, изображения, фразы или предложения. Мнемотехника помогает нам запоминать факты и особенно полезна, когда важен порядок вещей. Ниже мы рассмотрим несколько примеров мнемоники, которые помогут нам запомнить все, от сложных слов с правописанием до президентов США.

Примеры орфографической мнемоники

Вы фанат орфографических пчел? Кто не любит яркую голубую ленту, гордо висящую над столом? Если на следующей неделе на экзамене по правописанию или тесте по правописанию появятся какие-то сложные слова, посмотрите, сможете ли вы придумать мнемонику правописания. Все, что вам нужно сделать, это построить фразу или предложение, где первая буква каждого слова представляет слово с трудным написанием. Взгляните:

  • АРИФМЕТИКА: Крыса в доме может съесть мороженое.
  • ПОТОМУ ЧТО: Большие слоны всегда могут понять маленьких слонов.
  • ДЕЛАЕТ: Папа ест только бутерброды.
  • ДРУГ: Фред бросился есть девять пончиков.
  • ГЕОГРАФИЯ: Пожилой дедушка Джорджа вчера привез домой свинью.
  • СМЕХ: Смеющиеся тётки под зелёными шапками
  • НЕОБХОДИМО: Не каждый кот ест сардины. Некоторые действительно вкусные.
  • ДОЛЖЕН: Это есть только у уникальных коз.
  • РИТМ: Ритм помогает вашим бедрам двигаться.
  • СКАЗАЛ: Змеи и насекомые танцуют.
  • ЗАВТРА: Следы моей старой красной розы над окном.

Некоторые из этих слов попали в наш список 100 слов с наиболее частыми ошибками и 100 слов с более частыми ошибками. Чтобы узнать больше об этом, ознакомьтесь с этими способами улучшить правописание.

Реклама

Примеры мнемоники порядка

Часто нам нужно помнить определенный порядок вещей. Это может включать научные принципы, учения, связанные с музыкой, математические уравнения и многое другое. Вот отличный список мнемоник, чтобы продемонстрировать, насколько они удобны.

Порядок таксономии

В науке виды подразделяются на несколько категорий. Думайте о них как о русских матрешках. Порядок от наибольшего к наиболее специфичному следующий:

  • царство
  • тип
  • класс
  • порядок
  • семейство
  • род
  • вид
  • 9 0021

    Чтобы помочь учащимся запомнить порядок таксономии, следующее предложение часто используется:

    Дети предпочитают сыр жареному зеленому шпинату.

    Первая буква каждого слова в предложении представляет категорию. Таким образом, «дети» представляют «царство», «предпочитают» представляют «тип», «сыр» представляют «класс» и так далее. Давайте рассмотрим еще несколько примеров.

    Объявление

    Орден нотного стана

    При чтении нот ноты на нотном стане (линии) со скрипичным ключом: E, G, B, D, F. Чтобы помочь новым студентам-музыкантам запомнить ноты порядке нот можно запомнить следующее предложение:

    Каждый хороший мальчик заслуживает веселья.

    Что касается пробелов на том же нотоносце, то они читаются так: F, A, C, E. Чтобы запомнить этот порядок, есть вот такой замечательный мнемонический прием:

    Пушистые зверьки отлично готовят.

    Далее идут строки на нотном стане с басовым ключом, как читаются снизу: G, B, D, F, A. Для этого студенты-музыканты часто используют эту строчку:

    Хорошие мальчики прекрасны , всегда.

    Орден планет

    Вернемся к науке. Знаете ли вы порядок расположения планет (от ближайшей к самой дальней от Солнца)? Это:

    • Меркурий
    • Венера
    • Земля
    • Марс
    • Юпитер
    • Сатурн
    • Уран
    • Нептун
    • Плутон

    Чтобы помочь вам запомнить порядок, попробуйте это:

    Я очень взволнован мама только что подала нам девять пирогов.

    Поскольку Плутон был лишен статуса планеты, в городе появилось новое мнемоническое устройство, которое не включает его:

    Моя очень образованная мама только что подала нам лапшу.

    Реклама

    Порядок математических операций

    Перейдем к математике. При составлении уравнений следует соблюдать следующий порядок действий:

    • круглые скобки
    • показатели степени
    • умножение
    • деление
    • сложение
    • вычитание
    9000 2 Чтобы запомнить этот порядок, попробуйте:

    PEMDAS: Пожалуйста, извините за мой дорогая тетя Салли.

    Орден Великих озер

    Мнемотехника также полезна при изучении географии. Чтобы запомнить порядок Великих озер с запада на восток, попробуйте:

    Супермен помогает каждому.

    Технически «Супермен» и «все» должны состоять из одного слова. Но мнемоники пользуются небольшим пространством для маневра, если обувь подходит. Это устройство поможет вам запомнить порядок озер:

    • Супериор
    • Мичиган
    • Гурон
    • Эри
    • Онтарио

    Только не забудьте поставить имя собственное «Озеро» перед каждым названием, например, «Озеро Верхнее», «Озеро Мичиган» и так далее.

    Реклама

    Первые восемь президентов США

    Как насчет истории? Если вам предстоит викторина по заказу президентов, вы можете легко запомнить первые восемь с помощью этого предложения:

    Будет ли веселый человек веселым посетителем?

    Каждая буква обозначает фамилию каждого президента, начиная с первой:

    • Джордж W Эшингтон
    • Джон Куинси A Дамс
    • Томас J Эфферсон
    • Джеймс M Эдисон
    • Джеймс М Онроу
    • Джон Куинси А Дамс
    • Эндрю Дж ackson
    • Martin V an Buren

    Статьи Конституции

    Конституция Соединенных Штатов состоит из семи статей или разделов, в которых подробно описывается, как работает правительство. Их:

    • Статья I. Законодательная власть
    • Статья II. Исполнительная власть
    • Статья III. Судебная власть
    • Статья IV. Штаты
    • Статья V. Поправка
    • Статья VI. Клятвы
    • Статья VII – Ратификация

    Чтобы запомнить каждую статью, студенты часто обращаются к этой мнемонике:

    Большие слоны медленно прыгают и быстро умирают.

    Реклама

    Значение числа Пи

    Лучшее мы оставили напоследок. Это действительно весело. Ниже вы найдете предложение, содержащее восемь слов. Каждое слово обозначает цифры в пи. Это: 3.1415927. Как каждое слово представляет каждое числительное? Ну, количество букв в каждом слове равно каждой цифре. Вот предложение:

    Можно мне большой контейнер кофе?

    Вы заметите, что:

    • «Май» состоит из трех (3) букв.
    • «Я» имеет один (1).
    • «Есть» имеет четыре (4).
    • «А» имеет один (1).
    • «Большой» имеет пять (5).
    • «Контейнер» имеет девять (9).
    • «Из» имеет два (2).
    • И «кофе» плюс знак вопроса — семь (7).

    Кто сказал, что математика не доставляет удовольствия?

    Примеры мнемоники акронимов

    Акронимы — это короткие слова, образованные набором букв. Как правило, это первая буква каждого слова во фразе. Если вы думаете, что они будут работать рука об руку с мнемоникой, вы правы! Взгляните на этот список списка мнемоник, содержащих аббревиатуры.

    Реклама

    Спектр цветов

    Спектр цветов:

    • красный
    • оранжевый
    • желтый
    • зеленый
    • 9001 5 синий
    • индиго
    • фиолетовый

    Их можно запомнить с помощью этого аббревиатура:

    ROY G. BIV

    Незаменимые аминокислоты

    Незаменимыми аминокислотами являются следующие:

    • Фенилаланин
    • Валин
    • Треонин
    • Триптофан
    • Изолейцин
    • Метионин
    • Гистидин
    • Аргинин
    • Лейцин
    • Лиз ine

    Чтобы запомнить их, попробуйте вспомнить этого вымышленного парня:

    Pvt. Тим Холл

    Pvt. это аббревиатура от «рядовой», класс солдат в вооруженных силах Соединенных Штатов.

    Лечение растяжения связок

    При растяжении связок лодыжки (или любой другой части тела) существует особый порядок лечения травмы. Это:

    • Дайте отдых травмированному участку.
    • Лед на растяжение связок.
    • Компресс с повязкой или повязкой.
    • Поднимите поврежденную область.

    Когда придет время, не паникуйте. Просто запомните следующую мнемонику:

    RICE

    Реклама

    Сочинительные союзы

    Вы уже изучали сочинительные союзы? Это самая популярная форма союзов. Они объединяют идеи с помощью таких слов, как:

    • вместо
    • и
    • , ни
    • , а
    • или
    • , но
    • поэтому

    Чтобы запомнить эти слова, подумайте о толпа пацанов на рок-концерте, иначе известная как:

    FANBOYS

    Великие озера

    Помните, как мы веселились с Великими озерами наверху? Супермен помогает всем? Ну а если порядок не имеет значения и вы просто хотите запомнить названия, вот вам аббревиатура:

    ДОМА

    На этот раз вы, вероятно, сможете угадать имена:

    • Гурон
    • Онтарио
    • Мичиган
    • Эри
    • Супериор 900 16

    Примеры мнемонических рифм или стихотворений

    У вас когда-нибудь застревала песня? в вашей голове? Иногда запоминается мелодия; иногда это лирика. Есть несколько полезных рифмованных мнемоник, которые помогут вам вспомнить важные жизненные факты.

    Реклама

    Тридцать дней есть сентябрь

    Если вы когда-нибудь пытались вспомнить, в каких месяцах 30 дней, а в каких 31 день, для этого есть полезная рифмованная мнемоника:

    Тридцать дней есть сентябрь, апрель, июнь и ноябрь;
    У всех остальных тридцать один,
    Спасите февраль, с двадцатью восемью ясными днями,
    И двадцать девять в каждом високосном году

    Колумб плыл по синему океану

    Уроки истории полны важных дат, которые нужно помнить. Когда придет время изучать исследования Христофора Колумба, попробуйте эту полезную мнемонику:

    В тысяча четыреста девяносто втором году
    Колумб плыл по синему океану.

    I Перед E Кроме После C

    А, правила грамматики. Иногда все, что вы можете сказать о правилах английского языка, это «потому что так сказал мой учитель». Когда дело доходит до правописания и гласных, лучший способ запомнить хитрый дуэт «И» и «Е» — сказать так:

    I перед Е, кроме как после С
    Или когда звучит как А
    Как в соседе и весит

    Вот еще 11 правил грамматики, которые стоит учитывать! Далее давайте взглянем на два стихотворения, которые помогут морякам предсказать, какой может быть завтрашняя погода.

    Реклама

    Красное небо ночью

    Если вам нравится метеорология, вы можете принять во внимание некоторые из этих общепринятых истин:

    Красное небо ночью
    Радость пастуха
    Красное небо утром
    Предупреждение пастуха 900 03

    красный небо означает, что в воздухе есть пыль, что указывает на высокое давление, означающее, что приближается хорошая погода. На рассвете красное небо также может означать пыль, указывающую на то, что с запада приближается буря. Красный также может означать влажность, что может предвещать дождь.

Добавить комментарий