Мнемонические техники: Мнемотехника: что это, методы, приемы

Содержание

Мнемоника: 7 техник запоминания

Поиск:

На чтение: 14 минОбновлено: Рубрика: Память

В статье описана мнемоника: 7 техник запоминания и возможности этой системы.

Размах демонстрации невероятных «способностей» запоминать достиг международных соревнований. Все участники таких соревнований используют приемы мнемотехники. Мнемонисты считают ученической нормой запоминание 100 двухзначных чисел за 10 мин (что обычным способом запомнить нереально).

95% учебы в школе связано с запоминанием. Школьник, который овладеет мнемоникой НЕ будет испытывать проблем в школе. И не потому, что будет запоминать налету. Мнемотехника – это неизмеримо больше, чем вопросы с памятью. Ниже раскрыты ее возможности.

Мнемоника = Мнемотехника

Необходимые уточнения для эффективного запоминания

  1. Некоторые думают, что есть какие-то упражнения на развитие памяти, в т. ч. стихи, та же мнемотехника. Если бы это было так, то самая сильная память была бы у актеров. Они ведь всю жизнь учат тексты. Но нет. 

Память – это хранилище, библиотека, количество связей нейронов. Память больше зависит от образа жизни, питания, отдыха, чем от постоянного заучивания или упражнений.

А вот методам запоминания можно и нужно обучаться. Они действительно облегчают и ускоряют выучивание наизусть.

Память Запоминание

Мнемотехника НЕ развивает память.

Мнемотехника развивает внимание и мышление.

А также.

Мнемотехника – это способ записи информации в мозг. Как ручкой мы пишем в тетрадь. Используя мнемонические техники запоминания, мы пишем сразу в мозг, на языке мозга. Не на русском, не на английском, а на языке мозга, без посредников. Поэтому получается запоминать легко и даже то, что не вталкивалось в голову вообще.

  1. Надо понимать, когда нужна мнемоника, техники запоминания, а когда и без них все врезается в память так, что рад бы уже избавиться от этой информации.

Мнемотехнику применяют для ТОЧНОЙ информации. Тексты художественной и деловой литературы итак легко укладываются в голове в виде образов. Разве что использовать ее для запоминания последовательности этих образов.

Здесь надо использовать мнемонические способы запоминания
Формулы
Определения
Правила
Иностранные слова
Географические, и не только, названия
Исторические даты
ФИО
Телефонные номера
Учебные тексты
Интеллект-карты

Те данные, которые не вызывают образов и/или требуют дословного воспроизведения.

Как включить в голове кнопку ЗАПИСЬ

Процесс записи информации в мозг настолько прост, что с ним справляются первоклассники. Но есть условия, наличие которых обеспечивают этот процесс.

Что обязательно должно быть для запоминания
  • Понимание. Пробовали ли вы когда-нибудь запомнить слова, смысл которых вы не представляете?

Ключ к пониманию – представление картинки. Если мы понимаем, то за словом видим образ. Когда мы слышим слова «какие красивые цветы», то в голове всплывают пионы или розы (у каждого свои). Позже, даже без повторов, мы можем вспомнить, что сегодня нам рассказывали о каких-то красивых цветах, но так и не показали. Пришлось довольствоваться своими, из головы.

А вот когда мы слышим «4 апреля 1744 года», то никакого смысла не улавливаем, образ не всплывает, если только это не наш день рождения. И потом, хоть убей, не можем вспомнить эту дату. Ее приходится зазубривать, а запоминание этим способом процесс длительный. Ни о какой записи с одного прочтения не может быть и речи.

  • Внимание. Наверняка у вас такое было, что глаза бегут по буквам, а мысли заняты другим. И приходится перечитывать снова и снова, чтобы понять текст, уловить смысл. Людей, у которых есть длительное устойчивое внимание, очень мало. Хотя оно – основа эффективности в учебе, карьере, отношениях и т. д. Имеет смысл его тренировать у детей. Мнемотехника, кстати, блестяще с этим справляется.

Ну как можно что-то запомнить, если ты видишь одни слова, а образы в голове крутятся другие? Внимание помогает синхронизировать работу мозга и поступающие из органов чувств сведения от окружающей среды.

  • Мышление. Мнемонический способ запоминания – это работа с воображаемым образом. Выделение частей образа, увеличение-уменьшение, поворачивание, в т. ч. в 3х мерном пространстве, как голограмму (помните, как в «Звездных войнах»). Все это – мыслительные операции.

Особенно важно уметь детализировать образы!

Если вы сейчас думаете, что у вас совсем нет воображения, то это совершенно не так. Тот, кто понимает речь, тот создает образы. Не нужно переживать, что они не такие четкие, как в реальности. Так и должно быть. Образ – это все-таки слабый, искаженный собственным опытом, отпечаток реального объекта.

4 этапа мнемонического способа запоминания

1 этап. Кодирование

Чтобы запомнить, нужно СОЗНАТЕЛЬНО создать связи между запоминаемыми элементами. А чтобы образовать связи, нужно запоминаемые элементы перевести в образную форму. Перевод знаков в образы и есть кодировка.

Иногда, чтобы запомнить, достаточно только закодировать. Например, перевести формулу в образы.

Кодировка, подготовка информации к запоминанию — самый длительный, особенно у новичков, этап.

Для упрощения этого этапа мнемонисты придумали целую систему кодировки чисел от 0 до 1000. Представляете, на каждое число есть свой постоянный образ и не нужно каждый раз что-то придумывать. И так со всеми часто повторяющимися элементами: дни недели, месяцы, буквы. Это готовая база образных кодов. Бери – пользуйся. Например, 06 — это юла. Везде, где бы 06 не встречалась.

Непосвященный в мнемотехнику будет запоминать чей-нибудь день рождения многократным повторением или запишет в календарь. Мнемонист же представит яблоко с воткнутым в него топором и свяжет его с Петей, у которого 25 августа день рождения. И 25, и август – имеют постоянный код, который мнемонист переводит за 0,5 сек.

Образный код – это «буквы».

2 этап. Соединение образов

Здесь и происходит создание связей. Здесь мы сознательно включаем процесс запоминания. Если все будет правильно сделано, то потянув кота за хвост, вспомнишь, а точнее увидишь внутренним зрением, бант на нем, которым закодирована связанная информация.

Что значит связь? Это воздействие второго образа на первый. В паре автобус-след, след собачей лапы вдавлен в автобус так, что образовалась вмятина.

Что здесь важно:

  • Время фиксации связи 6 сек. Вот где внимание пригодится
  • Смотрим на яблоко с топором как на единый объект, с единым контуром
  • Сами образы крупные, с арбуз, объемные, детальные

Соединение образов в одну ассоциацию – это инструмент для записи, «карандаш».

3 этап. Запоминание последовательности

Дело в том, что память в обычном режиме откликается на стимул. Начали говорить про голограммы → всплыли «Звездные войны». Почувствовали запах парфюма → вспомнили человека.

Чтобы воспроизводить большие объемы информации, нужно уделять время на запоминание последовательностей из образных кодов. Делается это с помощью опорных образов.

Опорные образы выполняют роль «тетради». Ниже, когда пойдет речь о конкретных мнемонических техниках запоминания, это будет понятно на примере.

4 этап. Сохранение

В психологии, говоря о процессе забывания, используют кривую Эббингауза. Он изучал речевую память через запоминание разрозненных слогов, пытаясь полностью отключить воображение.

Эта кривая показывает, что связи разваливаются до нуля, если не повторять материал с определенной периодичностью. Причем повторять – это значит повторно считывать с носителя.

При мнемоническом методе запоминания чтение информации происходит только 1 раз, удерживая внимание на каждой связи 6 сек.

Затем, в течение 20 минут после записи, припоминаем из головы. Проверяем на наличие ошибок с помощью диктофона или письма.

Завтра вновь просматриваем созданные связи. Затем еще в течение 4х дней. После этого, читаем связи из головы для пожизненного запоминания раз в месяц или полтора.

ТОП-7 мнемонических техник запоминания

1. Искусственная ассоциация

Это основная техника, ядро мнемотехники.

Искусственную ассоциацию можно сравнить с новогодней елкой. Где елка – это основа ассоциации, а игрушки – элементы ассоциации.

Основа ассоциации — уникальная информация, факт, событие, ФИО человека, т. е. то, что располагается в первой ячейке таблицы. Ее кодируем в образ и выделяем части этого образа. На эти части будем крепить элементы ассоциации (вторая и далее ячейки строки таблицы).

Элементы ассоциации – это даты, последовательности чисел, дополнительная к основной информация. Каждый элемент фиксируем к части основы. Порядок фиксации слева направо, сверху вниз, как читаем.

Любая информация, которая может быть организована в строку таблицы, отлично запоминается этим приемом.

Бородинское сражение7сентября1812
Основа и элементы ассоциации

Каждую связь увеличиваем в воображении (либо прямо перед собой) до размеров с арбуз рассматриваем эту связь 6 сек. Чаще всего, таких связей в природе нет, но мозгу это совершенно все равно. Он записывает их также, как и естественные (те, которые мы можем встретить в жизни).

Эти образы были взяты из уже готовых образных ассоциаций чисел из системы запоминания «Джордано», автор Козаренко Владимир.

Борода — образ основы ассоциации Бородинское сражение

Элементы ассоциации:
◙ 7 — оса
◙ сентябрь — транспортир
◙ 812 — фагот

Важно: элементы накладываются на основу и образуют единое целое. Контуры элементов и основу создают один общий контур. В этом случае, просматривая в голове какой-либо из элементов ассоциации, проявляется вся конструкция.

Архангельская область1. Соловецкий монастырь2. Космодром Плесецк3. Алмазное месторождение им. М.Ломоносова4. Подводная лодка «Акула»5. Острова Франца Иосифа
Достопримечательности Архангельской области

Необходимую информацию, записанную этим мнемоническим приемом желательно раз в полтора месяца внимательно сканировать внутренним взором по несколько минут. Режимы просмотра могут быть разными: без проговаривания, только просмотр образов, только основу ассоциации, основу и числа на ней (вместо образов).

Используют этот мнемонический прием для запоминания словарных слов, иностранных слов, исторических и других дат, последовательностей чисел, любой точной информации.

2. Цепочка

Это мнемотехнический метод запоминания последовательности слов, списки. Обычно, память работает в режиме стимул-реакция. Часто бывает нужно запомнить последовательность из нескольких единиц, десятков, сотен единиц информации. Тогда используют цепочку.

Есть несколько правил для того, чтобы метод работал:

● Кодируют слова приемом парочки: образ 1 — образ 2 → образ 2 – образ 3 … Получается, что каждая следующая пара состоит из одного предыдущего образа и одного нового.

● Размер образов в паре одинаковый, примерно с арбуз

Фиксируем внимание на месте соединения образов в течение 6 сек

● В образе нужно отметить какой-либо яркий элемент, у медведя это может быть длинный коготь или острый зуб.

● Способ соединения должен быть во взаимодействии одного образа на другой

Пример, последовательность из слов: кружка, зубная щетка, зажигалка, нужно кодировать образы в парах: кружка – щетка, щетка – зажигалка.

В методе цепочка опорные образы не нужны.

3.

Матрешка

Прием для запоминания первых ячеек таблицы, основ ассоциации искусственной ассоциации.

В первой ячейке каждой строки таблицы находится уникальная информация – основа ассоциации. Вот эти основы и запоминаем мнемоническим приемом «матрешка». Из самого названия приема видно, что следующий образ спрятан в предыдущем.

У каждого образа есть видимые элементы и невидимые. Например, основа ассоциации — автомобиль. Его видимые элементы: колесо, дверка, стекло, на них мы запоминаем образы дат, слов. А на невидимом элементе – багажник или педаль тормоза — находится образ следующей основы ассоциации. Они связаны приемом цепочка.

Далее берем эту основу ассоциации и связываем с ней элементы — образы той информации, которую нужно запомнить.

Например

Березка3019083
Аврора3372600

4. Цицерон

Наверное, самый распространенная мнемоническая техника для запоминания последовательности информации.

Стимулом для вспоминания являются места. Места – это кадры реально существующей локации (комнаты, улицы, детской площадки).

Обязательное условие для успешного запоминания таким методом – кадры или по-другому локи нам хорошо знакомы. Мы четко знаем последовательность предметов на локи. И неважно, это дом родителей из детства или выдуманный нами мир. Главное, что мы его уже помним.

Например, спальню (локацию) мы мысленно (или реально) фотографируем по периметру на 10 кадров. Каждый из 10 кадров бьем на 5 частей. На каждую часть запоминаем единицу информации. Получается, что в спальне можно запомнить 50 единиц.

Здесь нужно отметить, что если запоминать на один и тот же опорный образ разную информацию, то предыдущая будет стираться. Поэтому одни и те же места используют для тренировки метода запоминания или на соревнованиях.

Новая информация стирает старую с одного и того же места

5. Прием свободных ассоциаций

Прием используют для создания дополнительного образа к основе ассоциации, когда ее не хватает для размещения на ней всей информации.

Образуем его с помощью естественных связей. Тех, которые уже сложились с опытом, стимул → реакция. И поэтому эти образы исключительно индивидуальные.

Например, закидываем в голову стимул образ «телевизор» и ждем реакцию, появляется образ «пульт», дальше «тумбочка». Никак эти образы не соединяем, они уже до этого были связаны.

Дальше уже на эти свободные ассоциации привязываем элементы – закодированные единицы информации.

6. Стикер

Используется для организации большого объема информации, например, конспекта учебника. Образ стикера такой же, как и бумажный стикер с клейкой стороной.

На него запоминаем образ параграфа, он становится основой ассоциации. Дальше делим основу на несколько частей: где 1ая часть – номер этого параграфа, а 5ая — образ следующего параграфа. На 2,3,4 части записываем основные блоки темы, для запоминания которых используем другие мнемонические техники и приемы (цепочка, искусственная ассоциация, ярлык и др.).

Сами стикеры организуем в гирлянды по 10 шт. Если в учебнике 40 параграфов, то получится 4 гирлянды. Их складываем в конверт. А конверт кодируем под название учебника или автора. Конверт подшиваем в библиотеку.

7. Символизация

Техника для запоминания абстрактных слов. Их довольно много и основная сложность в том, что абстрактное слово не содержит образ. Любовь, успех, работа – все эти понятия для каждого человека выражают свой собственный смысл. В этом ключ для кодирования.

Образ для слова «любовь» у кого-то может быть сердечко, у кого-то роза. Берите то, что первым придет в голову. Много символов уже общеприняты и можно применять их. Если совсем затык и ничего не приходит в голову, можно найти любой крупный сайт с иконками и вбить в поиск «трудное» слово. Обязательно найдется нужный образ или проявится свой.

Почему информация может не запомниться: 3 ошибки запоминания

После того, как запись точной информации в память сделана, мы проверяем (с помощью диктофона, например) созданные связи. Это нужно сделать в течение 20 минут после запоминания, иначе вспомнится уже мало. И если обнаружатся пропуски, т. е. связь не записалась, это говорит об одной (или всех сразу) из ошибок:

  1. Связь не была образована.
    ● Внимание где-то гуляло.
    ● Образы НЕ были наложены друг на друга, а шли друг за другом.
    ● Отсутствовал единый контур.
    ● Создали неявный, размытый или мелкий образ.
  2. Запомнили неправильный образ.
    ● Тот, который не подходит сюда.
    ● Сложный образ, сюжетный, где много персонажей.
  3. Недостаточное время рассматривали связь, менее 6 сек.

Что может мнемотехника: дух захватывает от панорамы возможностей

Как видно из перечня техник, все они используются совместно с другими. Мнемотехника – это система, в которой есть собственная база: определения, правила, принципы. И чтобы научиться быстро и точно запоминать большие объемы информации нужно изучать систему, а не отдельно взятые приемы.

Вот, например, как формируется библиотека знаний в голове, с помощью мнемотехники.

  1. На один стикер — образ «карандаш» зашито в памяти 5 единиц информации:
    ● все регионы РФ
    ● хронология дат средневековья
    ● таблица Менделеева
    ● определения 4го параграфа по биологии за 6 класс
    ● номера телефонов из контактов в телефоне
  2. 25 таких стикеров объединены в 5 цепочек по 5 шт.
  3. Каждый такая цепочка прикреплена на часть опорного образа, выделенного методом Цицерона (например, компьютерный стол).

Получается 4х-уровневый блок из 125 единиц информации (каждая из которых может включать огромный объем данных) с жесткой иерархией. Причем информацию можно извлекать как последовательно, так и выборочно.

Периодически просматривая созданные связи, можно сохранить их на всю жизнь.

На минуточку, у тех, кто освоил мнемотехнику развито устойчивое произвольное внимание и воображение, а вместе с этим и сильное мышление. Есть мощный багаж навыков, с которым можно покорять любые высоты.

Система запоминания, которую мы рассматривали в этой статье, называется Джордано. Ее автор В. А. Козаренко. Более 30 лет он занимается вопросами запоминания и сохранения точных данных на длительное время.

Сам он демонстрирует феноменальные возможности своей системы.

<

Выводы:

  1. Техники запоминания работают в системе, дополняя друг друга.
  2. Мнемоника облегчает запоминание и развивает мышление, внимание и воображение.
  3. Детям нравится запоминать таким образом. Это весело.
  4. Они приобретают навык связывать что угодно и понимание, что все в мире взаимосвязано. С вытекающими из этого следствиями.
  5. Память становится организованной и управляемой. Похожа на каталог в библиотеке.
  6. Появляются навыки работы с информацией.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Для работы используйте одну из техник запоминания мнемоники. Это может быть кодировка плана текста или единицы точной информации.


мнемотехника

Поделитесь с друзьями:

Как запоминать большие объемы информации: мнемонические приемы

Наш век предполагает, что мы должны держать в голове огромное количество различных данных. Как же запоминать большие объемы информации? Когда нужно что-то быстро заучить, первое, к чему обращается человек — это зубрежка. Но такой способ запоминания информации утомителен и неэффективен. Усвоение необходимого материала может быть довольно увлекательной игрой, если использовать мнемонические приемы запоминания.

Что такое мнемотехника и мнемоника?

В чем заключается суть этих двух понятий? Под мнемотехникой следует понимать методы и приемы быстрого запоминания. Сочетаясь, они позволяют зафиксировать в голове большое количество информации. Искусство овладения этими приемами есть мнемоника.

Развить в себе способность запоминать сложные даты, числа, тексты и другое под силу каждому. Методы и приемы мнемотехники для начинающих взрослых и для детей в равной степени посильны. Тренировать свою память можно и нужно в любом возрасте. Конечно, для этого должно быть огромное желание.

Как работает мнемотехника?

Работа с информацией происходит следующим образом:

  1. Берутся некие абстрактные данные.
  2. Далее информация кодируется. То есть между данными создаются определенные связи (ассоциативные, образные и так далее).
  3. Следующим шагом идет запоминание и повторение материала в удобной форме.
  4. Далее информация декодируется, то есть расшифровывается.
  5. И последнее: материалы, которые требовалось запомнить, воспроизводятся.

Таков алгоритм методики запоминания информации. Этот процесс выглядит несколько сложным для начинающих.

Однако не стоит этого пугаться. Начав применять приемы запоминания материалов на практике, вы измените свое мнение.

Критерии методов мнемотехники

Существует огромное количество мнемонических приемов запоминания, но все они объединяются на основе некоторые критериев. Общим является для них следующее:

  • Эффект нового. Здесь не так важно, на каком задании вы сосредоточены и какова степень его сложности. Если упражнение для вас ново, то пользу от него вы ощутите большую. Главная цель мнемонического приема состоит в том, чтобы выйти за рамки привычной и обыденной обстановки.
  • Уровень сложности. Только то задание даст наибольшую эффективность, которое требует умственных усилий. Напрягая свой ум, вы получаете взамен знания.
  • Заинтересованность. Если вы не испытываете удовольствия от своих действий, то эффективность развивающих игр для памяти будет равна нулю. Остановитесь на том варианте, который приносит удовольствие. Только в этом случае шансы не бросить тренировки высоки. Сами задания подбирайте в соответствии с уровнем сложности, с которым вам под силу справиться. Постепенно можете усложнять занятия.

Мнемонические приемы запоминания

Они представляют довольно легкие способы освоения необходимых данных. Приемы запоминания понятны любому человеку. Используя их, вы сможете усвоить и закрепить в памяти большой объем информации.

Есть общее правило применения мнемонических приемов. Оно звучит следующим образом: используйте те образы и ассоциации, которые первыми пришли в голову. Если вы создадите несколько вариантов, то просто не сможете впоследствии выбрать нужный.

Базой мнемонических приемов являются создаваемые ассоциации, основанные на логических, образных или эмоциональных взаимосвязях. Так информация легче запоминается и воспроизводится. Создание цепочек ассоциаций должно опираться на уже известное, добавляя при этом новое, а именно то, что необходимо усвоить.

Способы запоминания в мнемонике

Наиболее распространенным методом является создание ассоциативных и образных рядов. Наряду с этим выделяют и другие способы: рифмизация, мнемофразы и другие. Рассмотрим основные мнемонические приемы запоминания.

Создание образных рядов

Основной упор в этом случае делается на визуализацию запоминаемой информации. Здесь используется несколько приемов, которые основаны на зрительной манипуляции с образами. Рассмотрим их подробнее.

Наложение образов

Суть данного метода запоминания информации заключается в создании связок. Они позволяют наложить один образ на другой за счет использования связей между стимулом и запоминаемым материалом. Такая мнемотехника — метод и прием для начинающих взрослых и детей. Он подходит при изучении иностранного языка. При помощи наложения визуального и акустического образов создается прочная связь.

Например, при изучении английского языка вам необходимо запомнить слово trolley bus (троллейбус). Представьте себе тролля в автобусе. Это и есть наложение одного образа на другой. В сознании образуется связка между визуальными образами, которые являются стимулами к запоминанию (троллем и автобусом) и акустическим. При изучении языков вы можете придумывать самые различные наложения.

Увеличение и уменьшение образов

Еще один метод, ориентированный на визуализацию запоминаемой информации. Смысл приема заключается в замещении сложного образа более простым. Например, вам нужно запомнить номер телефона. Каким же образом использовать этот прием? Представьте себе телефон в мельчайших деталях: цифры, трубку и т. д. Теперь представьте обратное. Постепенно увеличивайте размеры телефона. Сосредоточьте на кнопках. Так вы сможете, увеличив мысленно телефон до размера отдельных цифр на его кнопочках, запомнить нужный вам номер.

Мнемофразы

Мнемоническая фраза представляет короткое, зачастую рифмованное предложение. Строятся мнемофразы на основе искусственных ассоциаций. Используется, если необходимо запомнить не слишком увлекательные факты.

Часто этот прием применяется в школьной практике. Например, на уроках русского языка при изучении правописания наречий: уж замуж невтерпеж; при разграничении схожих глаголов: надеть одежду, одеть Надежду. Примером рифмованной мнемофразы может послужить известное из уроков геометрии шуточное определение биссектрисы: это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Акростих

Эта методика запоминания информации построена следующим образом: необходимо сочинить предложение (иногда это бывает и стихотворение), в котором первые буквы каждого слова являются началом материала для усвоения. С одним из акростихов все знакомы с детства.

Так, для того, чтобы ребенок запомнил цвета радуги, ему говорили следующее предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Вспомнив эту фразу, он мог безошибочно назвать все семь наименований.

Метод локации

Данный прием считается наиболее сложным, но тем не менее с ним процесс запоминания точно не будет скучным. Следуйте предложенным пунктам:

  • Вспомните привычную вам обстановку. Это может быть ваш собственный дом или квартира либо каждодневный маршрут на работу или учебу.
  • После того как вы представите ваш дом, мысленно обозначьте каждое место в нем какой-либо цифрой. Например, дверь будет номером 1, диван — 2, ковер — 3, зеркало — 4, а книжная полка — 5.
  • А теперь, проявив фантазию, сочините небольшую историю. К примеру, о том, что на дверь повесили ананас, на диване расположился вентилятор, под ковром очутился крокодил, на зеркало прицепили барабан, а между книгами на полке спрятали кирпич.
  • Так вы сможете запомнить нужные слова благодаря необычным ассоциациям.

Прием «Цепочка»

Этот метод мнемотехники поможет запомнить слова, которые не связаны друг с другом. Выстраивая в голове необычную цепочку образов, можно, например, составлять списки покупок.

Собираясь в магазин, вам необходимо купить следующее:

  • молоко;
  • ананас;
  • зубную пасту;
  • гречку;
  • сметану.

Теперь, чтобы ничего не забыть, придумайте смешной рассказ. Чем необычнее и абсурднее он будет, тем лучше. Так вы быстрее запомните информацию. Например: «Молоко играло на ананасе, гречке это не понравилось, она побежала к ананасу, но сметана остановила ее, и гречка смешалась со сметаной».

Таким способом можно запомнить от пяти до ста незнакомых слов.

Приемы запоминания числовой информации

Рассмотрим, как можно запомнить цифры. Самым сложным является именно усвоение чисел. Здесь поможет метод ассоциаций.

  • Образный ряд. Заранее подготовьте матрицу образов, каждый из которых соответствует определенной цифре. Например: один – карта, два – стакан, три – птица и так далее.
  • Метод создания образного ряда. Наиболее эффективным будет использование для цифрового обозначения их графических образов и схожести с другими предметами. Например: цифра 0 похожа на часы, глобус, так как эти предметы и нуль имеют округлый контур. Цифра 1 вызывает ассоциации с карандашом, свечой, гвоздем. Двойка напоминает коня из шахмат, лебедя. В таком порядке дополните остальные цифры своим ассоциативным рядом.

Если вы хотите, чтобы в памяти отложились числа, или задаетесь вопросом, как запомнить даты по истории, то данная методика позволит вам эффективно на основе созданных образов усвоить цифровую информацию.

Приемы запоминания текстовой информации

Многих школьников и студентов, да и взрослых, связанных с бумажной работой, интересует вопрос, как запомнить текст. На самом деле, потренировавшись, сделать это несложно. На нескольких таких методах остановимся подробнее.

Метод ОВОД

Название этого упражнения для мозга и памяти складывается из первых букв в обозначении основных стадий запоминания текста: основная мысль, внимательное чтение, обзор, доводка. Рассмотрим, в чем заключается суть каждого этапа подробнее.

  1. Основная мысль. Необходимо осмысленно прочитать текст. Здесь нужно воспринять текстовую информацию и выделить основные мысли, заключенные в ней. Для этого подчеркните необходимое. Как вариант, на отдельный листок выпишите необходимый материал. Например, вам необходимо запомнить правило написания сложных имен прилагательных. Читая параграф учебника, подчеркните основные случаи, связанные с данным правописанием.
  2. Внимательное чтение. Этот этап представляет повторное прочтение. Знакомясь с текстом во второй раз, обращайте внимание на детали и подробности. Для этого прочтение должно быть неторопливым, а также отличаться внимательностью и вдумчивостью. Главной целью такого метода является мысленная привязка обнаруженных подробностей и мельчайших деталей к основным мыслям текста. Так, читая повторно материл, обратите внимание на конкретные примеры, которые описывают основные случаи написания сложных прилагательных.
  3. Обзор. Название этапа говорит само за себя. Здесь текст просматривается бегло. Причем просмотр начинается не с начала, а с конца. Задача этапа — составить примерный план текста и запомнить его как последовательность реализации основных мыслей. Для этого при прочтении задавайте вопросы по выделенным пунктам. Например, при правописании сложных прилагательных выделяем два случая: через дефис и слитно. Каждый из них включает подпункты с примерами.
  4. Доводка. Теперь пытаемся повторить текст по памяти. Осуществляется это следующим образом: сначала необходимо вспомнить основные моменты и уже после этого переходить к подробностям. При этом постарайтесь никуда не подсматривать. Затем прочитайте еще раз составленный план, отмечая опасные места: то, что забылось или было упущено, но при этом является важным.

Этот пример мнемонического приема запоминания лучше всего подойдет для усвоения текстовой информации небольшого объема. Данная методика имеет накопительный эффект. Освоив новую информацию, повторите ее чуть позже. Это связано с тем, что она может быть быстро забыта. При использовании этого приема со временем эффект запоминания будет улучшаться.

Метод Цицерона

Названный в честь римского оратора и государственного деятеля, этот прием эффективен, если требуется запомнить текст большого объема. Данный метод вы можете встретить и под другими наименованиями — система комнаты или метод мест.

Цицерон, выступая на публике, никогда не опирался на написанный текст. При этом всегда его речи пользовались огромным успехом. Как запомнить текст, используя метод Цицерона?

Применение этого мнемонического способа сводится к мысленной расстановке важных фактов в определенном порядке в хорошо знакомой обстановке. Главным является определение последовательности прогулки по комнатам в соответствии с расположением материала. Каждый блок информации должен ассоциироваться с определенными комнатами. Начиная с больших пространств, со временем вы можете перейти к более мелким деталям.

Используя прием впервые, лучше действительно пройтись по дому, «расставляя» материал по нужным местам. Впоследствии эта потребность отпадет. Достаточно будет мысленно повторить запомнившийся маршрут.

Например, вам требуется запомнить целую главу по экономике «Модели рынка». Начните со своей комнаты. Постепенно двигаясь по дому, читайте материал. Каждая модель рыночной экономики — определенная комната. После еще раз пройдитесь по комнатам, при этом старайтесь не пользоваться учебником.

Поверните направо на переулок памяти!

Мнемоническое устройство — это инструмент, дающий доступ к естественной способности мозга кодировать, хранить и извлекать необходимую информацию. Инструменты — это методы запоминания, которые человек может использовать, чтобы включить лучшую систему кодирования в долговременную память, которая помогает вызывать нужную информацию.


Не проходит и дня, чтобы мы не напрягали свой разум, чтобы извлечь данные, хранящиеся где-то там, поэтому нам следует подружиться с мнемоническими приемами, которые соответствуют нашим потребностям. Являемся ли мы учеными, работающими профессионалами, пожилыми людьми, детьми или просто любителями знаний. Способ легко ссылаться и учиться будет иметь огромную пользу!


Даже если мы склонны забывать, куда положили ключи, что на первом месте — умножение или деление, дата рождения дорогого нам человека и другие вещи, связанные с памятью, — позвольте мне вновь представить некоторые полезные жемчужины запоминания. . Память — относительно новая старая проблема, которую мы склонны игнорировать, а можно сказать — забыть. Погружаясь в мир памяти, мы можем принять изменения в том, как мы кодируем и запоминаем информацию. Наличие смартфона не может быть самым умным в нас, поэтому еще раз давайте активируем дар памяти, которым мы все обладаем.


Очень важно регулярно использовать свой разум и интеллект. Память и когнитивные функции, вероятно, будут ухудшаться, если вы не будете тренировать свой мозг. В современном мире, полном данных, которые нас окружают, способность эффективно сортировать информацию для ее кодирования является критическим навыком. Несмотря на обнадеживающие действия, направленные на увеличение мощности вашего мозга, они также могут несколько сбивать с толку. Но для того, чтобы иметь это стремление узнать больше и легко справляться с умственными задачами, нужно изучить доступные методы запоминания и выбрать мнемоническое устройство, которое лучше всего соответствует потребностям обучения. Это также позволяет любому понять сложные вопросы и быстро запомнить любую информацию, будь то научный факт, новый иностранный язык или список продуктов. Так что будьте готовы ежедневно преодолевать свои мыслительные барьеры, поскольку любое ухудшение когнитивных функций можно предотвратить.

Мнемоническое устройство: Понимание этого инструмента


Мнемоническое устройство — это помощь мысли и хорошо продуманный инструмент для преобразования сложной информации в нечто более простое для кодирования и извлечения. И если это звучит довольно просто, на самом деле это требует тренировки и напряженной концентрации, сосредоточения умственных усилий на обострении ума и обновлении силы памяти. В то время как все стремятся к самосовершенствованию, некоторые люди больше склоняются к более простым стратегиям и быстро разочаровываются, не достигая быстрых результатов. Люди хотят достичь желаемого уровня производительности и продуктивности с минимальными затратами времени и усилий. Однако, чтобы предотвратить признаки умственного упадка, написания вдохновляющих цитат для действия будет недостаточно.


Чтобы иметь возможность улучшить память, нет необходимости быстро прыгать вперед. Последовательность и непрерывность — два важнейших компонента для перестройки вашего мышления, укрепления вашего внимания и укрепления вашей памяти, чтобы защитить ее от неточностей и неправильного припоминания данных. Таким образом, изучая мнемоническое определение и возможные модели запоминания, вы должны составить работоспособную тактику, которая включает в себя несколько упражнений для мозга. Признавая свои стили обучения, крайне важно ориентироваться не на временное продвижение, а на долгосрочные умственные преимущества. Помните, что ваш мозг должен интеллектуально питаться изо дня в день, но с возможностью сделать паузу и освежиться.


Примеры мнемонических устройств: какой выбрать?


Мысленное путешествие по дворцам


Метод локусов, как всеобъемлющая тактика запоминания, вам обязательно стоит попробовать. Конечно, такая феноменальная способность Шерлока проектировать бесконечное количество дворцов, вероятно, отчасти является художественным вымыслом. Однако воспроизведение сцен и проецирование себя в некоторых типах кризисов, сценариев и событий возможно при использовании этого метода. Более того, те, кто участвует в чемпионате мира по памяти, не могут даже представить свою тренировку без дворцов разума, которые позволяют разуму блуждать по темным уголкам нашей памяти. Кратко раскроем алгоритм его создания. Строительство своего дворца — первый шаг в алгоритме действий. Дворец – это определенное место, маршрут, помещение или объект, куда вы будете «скачивать данные» и все, что вам нужно запомнить. Для тренировки попробуйте свою комнату. Закройте глаза и представьте его в деталях. Выберите все отдельные функции, чтобы связать с ними информацию.


Следующим действием является планирование маршрута. Если вы стремитесь запомнить отдельные факты, где последовательность не имеет значения, можете смело пропустить этот пункт и перейти к следующему. Если последовательность имеет первостепенное значение (например, вам нужно запомнить европейские страны по площади и размеру или хронологию каких-то исторических событий), продумайте маршрут, по которому вы будете мысленно идти. В примере с комнатой вы можете двигаться по часовой стрелке, начав свой путь от окна, а затем представлять себе все, что встречается на вашем пути (стулья, картины, цветы и т. д. ).


И, наконец, вам предстоит определить места, где будут храниться ваши воспоминания. Это определенно один из самых универсальных примеров мнемонических устройств, поскольку его можно применять практически для чего угодно, например, для кодирования массивов в программировании на C, изучения правильной последовательности операции на сердце или анатомии человека или запоминания списков покупок. Таким образом, если вам нужно купить бананы и шоколад для приготовления вкусных кексов, чтобы не забыть об этих предметах, вы можете поставить их на тумбочку или в вазон. Не бойтесь смелых локаций. Чем абсурднее будут ваши дворцы, тем легче будет их запомнить, а такие воспоминания точно не поблекнут.


Разделение на фрагменты


Группирование информации в легко запоминающиеся фрагменты расширяет возможности вашего мозга. Это проверенный способ запомнить повседневную информацию, например номер телефона близких людей (3-4-1-4-3-2-1 можно закодировать как 341-4321). Длинные монотонные тексты также можно разбить на части. Вам трудно выдержать длинную речь, и вы испытываете страх, потому что есть риск, что вы можете забыть что-то важное, выступая перед большой толпой? Не паникуйте — просто разбивайте его на части и обрабатывайте по частям для успешного извлечения даже в самых стрессовых ситуациях. Поэтому, если вам интересно, как политики могут произносить длинные речи без подсказок, а актеры безупречно запоминают длинные реплики, спросите себя, занимались ли они фрагментированием.


Тренируйте свой мозг, чтобы ассоциировать


Самый продуктивный способ запомнить что-либо — это ассоциировать. Создание ярких образов и соединение их с чем-то, что мы должны поместить в долгосрочное хранилище, сломает все ограничения нашей памяти. Если вас мучает проблема запоминания имен людей, вы знаете, насколько неловкой и неловкой может быть эта ситуация. Но вы можете натренировать свой мозг, чтобы он был готов ассоциировать имена с хорошо знакомыми вещами или объектами. Например, это могут быть ваши любимые духи, бренды, блюда и т. д. Убедитесь, что информация удобна для вас. Не выбирайте для своих будущих парных ассоциаций сбивающие с толку или недоумевающие вещи, так как таким образом вы еще больше проблематизируетесь. Однако сильные ассоциации способствуют более быстрому и беспроблемному воспоминанию. Новые понятия, связанные с хорошо известной информацией, прочно запомнятся вам. А поскольку ассоциативные упражнения не навязывают никаких строгих правил и принципов, вы можете включить воображение и запомнить практически все, от имен всех президентов США до элементов таблицы Менделеева.


Акронимы и акростихи: Можете ли вы придумать свои собственные?


Аббревиатуры — это более короткие версии более длинных фраз, списков словарного запаса, названий организаций и т. д. Акронимы — это пример аббревиатуры и тип хорошо известного мнемонического приема. Чтобы сделать English Language Arts короче, вы можете использовать аббревиатуру ELA. Рой Г. Бив — довольно известный акростих, помогающий детям запомнить цвета радуги, поскольку каждая первая буква соответствует названию цвета. В отличие от набора из семи цветов, веселую и запоминающуюся фразу будет легче кодировать и дольше держать в памяти. И давайте будем честными, цвета радуги — это то, что даже взрослые могут забыть. Есть фраза для запоминания планет. Это называется планетарной мнемонической техникой. Фраза «Каждый хороший мальчик делает хорошо» позволяет учащимся запоминать названия музыкальных нот. Уже придумано множество аббревиатур. Но это не значит, что вы не можете изобретать свои собственные уникальные сокращения. Просто активируйте воображение и творчество, и появятся новые краткие формы для информации, которую необходимо запомнить.


Песни и стишки


Практически все методы мнемотехники, так или иначе, запускают наш ассоциативный тип памяти. Все дело в изменении типа информации. Что-то вроде преобразования PDF-файлов в DOC или mp3-файлов в mp4 для большего удобства использования. Например, вместо того, чтобы запоминать числа, вы маскируете их как образы, заставляя свой мозг запоминать их. Основная задача состоит в том, чтобы «зашифровать» информацию таким образом, чтобы облегчить ее запоминание, припоминание и воспроизведение. Если вы меломан, то кодирование деталей с помощью песен будет чрезвычайно увлекательным мнемоническим приемом. Речь идет об акустическом кодировании. Самый простой пример — это то, как дети могут выучить алфавит с помощью песни.


Способы использования устройств и техник


Значительный рост и улучшение ума возможны только при правильном мнении onic устройства, а также глубокое понимание его механизма сортировки, ассоциации или кодирования. Наверное, для запоминания всех стран южноамериканского континента подходят аббревиатуры. Также будет хорошей идеей связать страны с объектами в вашем виртуальном дворце, а ассоциации идеально подходят для понимания некоторых фактов о человеческом теле. Ключевым компонентом успеха является постоянное повторение и воспроизведение информации, будь то интеллект-карта или фрагменты.


Мнемонические приемы и запоминание


Утечки памяти — это то, с чем каждый может столкнуться со временем. Однако есть способы высвободить естественный потенциал мозга. Если вы научитесь запоминать быстро, это определенно закрепит понимание даже самых сложных тем. Наполнить свой мозг энергией и здоровьем можно с помощью методов визуализации, виртуального хождения по закоулкам своего разума или рифмовки.


Часто задаваемые вопросы


Какое мнемоническое устройство является одним из самых популярных?


Нет более эффективного способа запоминания, чем дворец разума.


Что является примером мнемонического приема в психологии?


Наш мозг имеет особую схему запоминания. Вы можете использовать несколько методов, чтобы улучшить память и даже избежать преждевременного старения мозга.


В чем разница между мнемоникой и аббревиатурой?


Одним из наиболее полезных способов кодирования и вызова данных является создание акронимов. Это тип мнемоники.

Простое мнемоническое устройство | Tutorial Center

GHC Home

> Tutorial Center

> Module 5

> Simple Mnemonic Device

Слушание можно определить как утраченное искусство слышать и понимать, что кто-то говорит. Каждая буква слова СЛУШАТЬ поможет вам стать лучшим слушателем.

ПОСМОТРЕТЬ

Инструкторы, как правило, последовательны в порядке презентации, а также в том, что они представляют. Лекция обычно состоит из пяти основных частей:

  1. Введение: Вступительные заявления
  2. Тезис: Тема для обсуждения
  3. Body: Информация, которую необходимо изучить по теме
  4. Резюме: Что преподавал в тот день
  5. Нерелевантность: наполнитель или материал не по теме

Кроме того, «основной» материал обычно имеет структуру, такую ​​как последовательность в хронологическом порядке. Ваше понимание на слух улучшится, если вы сможете видеть порядок и последовательность в лекции и предвидеть следующие темы или слова.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Определите, почему то, что говорит инструктор, важно для вас. Вам нужна причина, чтобы хотеть слушать, или вы будете немотивированы во время лекции. Вы хотите изучить содержание? Какая его часть? Обычно вы преуспеваете только тогда, когда намереваетесь приложить усилия и умение для выполнения задачи. Заинтересоваться лекцией и понять ее содержание – ваши обязанности. Это зависит от вас, чтобы получить то, что вы хотите.

НАСТРОЙКА

Обустройте свою ситуацию так, чтобы максимально увеличить возможность прослушивания и оставаться на связи с лекцией. Ваши глаза, уши и мозг являются частями вашего слухового аппарата. Примите меры для обеспечения работы каждого из них. Отдохните достаточно, чтобы ваш мозг мог функционировать. Если вам хочется спать, принесите немного апельсинового сока или кофе. Поддерживайте зрительный контакт, чтобы продолжать слушать. Заблокируйте шум и отвлекающие факторы, сядьте там, где вас будут меньше всего беспокоить: в первом ряду. Если вы не слышите, о чем идет речь, во что бы то ни стало отойдите от проблемы — человеческой или механической.

НАСТРОЙКА

Научитесь увеличивать продолжительность концентрации внимания, определяя, сколько времени вы можете продержаться, прежде чем думать о чем-то другом. Запишите отвлекающую мысль, а затем поставьте перед собой цель продлить ее на несколько минут для следующего «промежутка времени прослушивания». Когда ваши мысли блуждают, запишите мысль и назначьте время, когда вы с ней разберетесь. Помните, что мозг работает примерно в четыре раза быстрее, чем вы можете говорить, поэтому у ума есть время блуждать, если у вас нет плана. Знание того, как инструктор подчеркивает важное содержание, поможет вам быть в курсе. Какие слова, какие визуальные или позы подсказывают вам, что эта информация важна?

ИЗУЧИТЬ

Изучите контекст, чтобы определить основные моменты.

Добавить комментарий