Мнемотехника методы запоминания: Мнемотехника: что это, методы, приемы

Содержание

основы методики, приемы мнемоники и упражнения для взрослых

Содержание

  1. Как работает мнемотехника
  2. Чем хороша мнемотехника
  3. Краткая история мнемотехники
  4. Где полезно применять мнемотехнику
  5. Основы работы с мнемотехникой
  6. Методы запоминания
  7. Упражнения и приёмы для взрослых
  8. Этапы запоминания
  9. Выводы .

Как работает мнемотехника

Методы запоминания с помощью ассоциаций — это и есть мнемотехника. Чтобы стало понятнее, давайте прямо сейчас запомним слово Гуамоколатокинт — имя филина из сказок А. Волкова. Его и прочитать-то сложно, не то что запомнить. Но не для мнемотехники!

Представьте большую банку красной гуаши, которая опрокидывается и выливается на пачку макулатуры. Мы комкаем залитые краской газеты и пытаемся запихнуть их в огромное киндер-яйцо, но макулатуры так много, что яйцо никак не закрывается.

Что это было? Те самые ассоциации, которые помогут нам запомнить имя филина. Гуамоколатокинт: гуашь — «гуа», макулатура — «моколато», киндер — «кинт». Повторите это слово 2–3 раза, представляя этот «мультик», и оно надолго впечатался в вашу память. Поздравляю, вы только что стали практиком мнемотехники.

Такую же «образную работу» можно проделать для быстрого и прочного запоминания сложных терминов, иностранных слов и вообще любой информации ⇓

Для запоминания можно задействовать не только воображение, но звуковое и тактильное восприятие. Но именно визуальный вариант даёт наибольший эффект — наш мозг намного быстрее обрабатывает картинки, чем линейный текст или абстрактные понятия. Об этом виде мнемотехники мы и поговорим сегодня.

Чем хороша мнемотехника

Подходит для любой цели. Вы можете запоминать иностранную лексику и географические карты, шахматные партии и исторические даты, классификации по биологии и формулы из тригонометрии. Словарные слова, определения, стихотворения и целые тексты дословно. Никаких ограничений ни в качестве, ни в количестве информации.

Обеспечивает «феноменальную память». Мнемотехника не требует от вас каких-либо способностей — это навыки, которые легко тренируется в любом возрасте.

Тренирует мозг. Запоминание через образы развивает воображение и улучшает внимание.

Работает сразу. Все техники просты и понятны и дают мгновенный результат. Вы сами в этом убедитесь через пару минут.

Мы все используем мнемотехнику с детства.

Помните присказку про каждого охотника, желающего знать, где сидит фазан, с которой мы навсегда запомнили порядок радужных цветов? Или песенку, которая помогла выучить последовательность нот: «ДО — воробышка гнезДО, РЕ — деревья во двоРЕ…». А как мы учили падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку», — или правописание наречий: «Уж замуж невтерпёж». А пифагоровы штаны и крысу-биссектрису?

Всё это — приёмы мнемотехники, так называемые мнемостихи, акростихи и мнемофразы. Они не самые действенные, так как применимы для узких задач, но с их помощью мы воспроизводим нужную информацию даже спустя десятилетия. В этом весь смысл мнемотехники — запоминать легко, а забыть трудно.

Краткая история мнемотехники

Если бы наша память была настолько совершенной, что мы могли бы запоминать информацию в неограниченном объёме, ни к чему было бы придумывать письменность и изобретать цифровые носители информации. Знания до сих пор передавались бы из уст в уста.

И именно так они и передавалась долгое время, развивая искусство мнемотехники среди мыслителей и поэтов прошлого. Если бы не техники запоминания, «по дороге» были бы утеряны многие научные знания, произведения народного творчества и такие шедевры мирового искусства, как «Илиада» и «Одиссея».

Считается, что слово с корнем «мнемо» ввёл Пифагор в VI до н. э., соединив его значение с богиней памяти Мнемозиной. Так появился термин «мнемоника» — искусство запоминания, а позже — «мнемотехника». В Древней Греции также использовали мнемотехнику в качестве интеллектуального спорта — демонстрировали искусство запоминать большие объёмы информации (часто бессмысленной) перед аудиторией.

Умение пользоваться своей памятью считалось правилом хорошего тона. Трудно представить себе Цицерона, читающего «по бумажке» блестящую речь. Мнемотехникой владели Аристотель и Пифагор, Юлий Цезарь и Никола Тесла, Джордано Бруно и Наполеон. Многие не просто умели ею мастерски пользоваться, но и излагали методики запоминания в трактатах и книгах.

Развитие технологий тиражирования и передачи знаний во многом было связано с потребностью человечества фиксировать их на более надёжном носителе, чем «горстка нейронов». Так стало возможным массовое образование.

Но как это ни парадоксально, именно сейчас, в век Интернета и мобильных устройств, вопрос применения памяти вернулся к нам с ещё большей актуальностью. Чтобы научиться управлять процессом запоминания в лавинообразном потоке информации, нам на помощь снова приходит старая добрая мнемотехника, которая прекрасно зарекомендовала себя на протяжении 2,5 тысяч лет.

Где полезно применять мнемотехнику

Одни и те же упражнения могут помочь в самых разных сферах жизни. Давайте подробнее остановимся на том, где применять мнемотехнику.

В учёбе и работе

Мнемотехника открывает широкие горизонты для обучения: будь то курсы переквалификации, второе высшее образование или теория вождения. Ведь 90% учебной деятельности связаны с заучиванием.

На работе мнемотехнические навыки помогают успешно выступать на публике, а также упорядочивать любую информацию, которую вам необходимо запомнить, например держать в голове пул задач.

Для изучения иностранных языков

Мнемотехника позволяет учить от 100 до 500 иностранных слов за 1 день. Всего 2–3 месяца интенсивных занятий — и можно сформировать словарный запас выпускника лингвистического факультета. Можно начать с 10 слов, как в видео ниже:

В повседневной жизни

Мнемотехника пригодится, чтобы раз и навсегда запомнить номер карты и паспортные данные. Чтобы перестать забывать, что нужно купить или какие вещи взять в дорогу. Сделать «памятку» мест, которые хочется посетить в новом городе. «Донести» до дома новый анекдот — мнемотехника отлично с этим справится.

В увлечениях

С помощью мнемотехники можно запомнить последовательность движений в танце, выучить наизусть каты в боевых искусствах или порядок раскроя и пошива платья.

Основы работы с мнемотехникой

Несмотря на нюансы в запоминании разной информации, вся мнемотехника сводится к двум основным шагам:

  1. подобрать тому, что запоминаем, образом,
  2. прочно соединить в воображении объект запоминания с этим образом.

Образ — тот самый стержень, на котором всё держится. Наша задача сделать так, чтобы он сам врезался в память. Чтобы этого добиться, образ должен быть:

  • большим и объёмным, даже если это муха;
  • детальным — чем больше подробностей, тем лучше он запомнится;
  • ярким и разноцветным;
  • необычным — сделайте его мультяшным или дизайнерски нестандартным;
  • эмоциональным — должен вызывать страх, смех, отвращение;
  • ограниченным — образ должен иметь видимые границы, даже если это небо или океан, их можно представить в окне или иллюминаторе.

Немного практики: представьте блоху. Приблизьте её и увеличьте до размеров танка. Разглядите внимательно: выпученные глаза разного размера смотрят в противоположные стороны, длинные ресницы накрашены, на мохнатых лапах подковы. Окрас как у мухомора, на голове — бантик.

Чем нелепее картинка, тем лучше вы её запомните. Потренируйтесь представлять в том же духе разные объекты: стул, компьютер, настенные часы, лужу. Когда будет легко получаться, можно переходить к следующему этапу —

соединению образов.

При соединении образов соблюдайте несколько простых, но важных принципов:

  • одинаковость — образы должны быть одинакового размера, даже если вы соединяете слона и горошину;
  • прочность — скрепляйте их как можно прочнее: поможет использование воображаемого скотча, гвоздей, степлера, верёвки и тому подобного;
  • деформация — должен возникнуть новый контур: если вы сажаете собаку в машину, то пусть её голова пробьёт крышу, а лапы — днище.
    Так возникнет новый силуэт, который будет сложно забыть;
  • действие — добавьте взаимодействия: пусть что-то треснет, испачкается или погнётся.

Немного практики: соедините окно и лампу, рояль и кефир, попугая и автомобильную шину.

Представление и соединение образов — базовые навыки. Освоив их, можно переходить к выбору метода запоминания.

Методы запоминания

Метод лоций

У этой техники несколько названий: римская комната, дорога Цицерона, дворец памяти, метод локаций, умственная прогулка.

Для чего: подойдёт для запоминания любых списков.

Суть: мысленно разместить образы из списка на знакомой территории: в комнате, офисе, на детской площадке или по маршруту от дома до работы.

Как использовать: выделите несколько заметных статичных точек (диван, окно, стол, шкаф) и повесьте, прибейте, примотайте, приклейте к ним по порядку то, что хотите запомнить. Чтобы вспомнить последовательность, мысленно перемещайтесь по маршруту или по комнате и собирайте все эти предметы.

Метод цепочки

Для чего: отлично подходит для запоминания последовательностей: станций метро, перечня покупок, порядка химических элементов в таблице Менделеева.

Суть: соединять предметы-образы между собой.

Как использовать: применяйте метод «видеосъёмки» — после того как вы соединили объект 1 и 2, переводите воображаемую камеру на соединение объектов 2 и 3. При этом первого предмета «в кадре» уже быть не должно, он просто уходит.

Давайте попрактикуемся: запомните список продуктов сначала методом лоций, а затем методом цепочки: хлеб, молоко, помидоры, бананы, чеснок, мука, шоколад.

Совместив методы локации и цепочки, вы можете легко запоминать классификации. Например, чтобы выучить группы музыкальных инструментов, привяжите к шкафу цепочку клавишных, к столу — ударных, к дивану — духовых и т. д.

Метод истории

Для чего: также можно запоминать последовательности.

Суть: метод очень похож на предыдущий: мы также будем соединять цепочку образов между собой, но ещё более творческим способом — добавим сюжет и побольше динамики.

Как использовать: представьте мультяшную лису, которая уронила в борщ огромный бриллиант — кастрюля с борщом опрокинулась и залила костёр, который превратился в угли. С помощью этой нехитрой истории мы только что запомнили последовательность четырёх элементов 2-го периода таблицы Менделеева. Литий (лиса), бериллий (бриллиант), бор (борщ), углерод (уголь). Обратите внимание, тут также задействован метод фонетического кодирования, но об этом ниже.

Метод фонетического кодирования

Этот метод, с помощью которого мы запоминали филина Гуамоколатокинта.

Для чего: позволит легко запоминать иностранные слова со скоростью 100 и более слов в час.

Суть: нужно присвоить незнакомому слову образ, который звучит похоже.

Например: английское слово bell [бел] переводится как «звонок» и фонетически похоже на русское слово «белка».

Как использовать: представьте огромную белку, которая нажимает на дверной звонок и недовольна тем, что ей не открывают. Так мы свяжем английское звучание с переводом. Удерживая этот образ в воображении, повторите 3 раза вслух иностранное слово.

Совет: учите слова блоками по 5–7 штук и сделайте несколько повторений в обе стороны: с русского на английский и с английского на русский.

Методом фонетического кодирования также можно запоминать страны и столицы, денежные единицы или названия аминокислот.

Например: страна Индия — это индюк, а столица Дели — дельфин. Представьте, что это влюблённая парочка, которая держится за плавники-крылья и нежно целуется.

Численно-буквенный код (ЧБК)

Пожалуй, самый трудоёмкий, но и самый «окупаемый» вид мнемотехники. С его помощью вы станете гением в глазах окружающих.

Для чего: легко запоминать числовую информацию: исторические даты, номера кредиток, телефоны, счета, дни рождения.

Суть: каждому числу или цифре присвоить свой образ с помощью звуковой аналогии (фонетического кодирования). Но за основу будем брать не всё звучание, а только первые буквы каждой пары цифр от 0 до 100.

Как использовать: попробуем запомнить сочетания цифр 00 и 03:

  • 00 — ноль-ноль — аНаНас, созвучие по «н» и «н»;
  • 03 — ноль-три — НиТки, созвучие по «н» и «т».

Исключение составят цифры «1» и «2». Единицу удобнее всего кодировать через букву «К» (кол), так как с гласной «О» работать будет неудобно. А двойке присвоим букву «Л» (лебедь, на которую визуально похожа «2» ), так как «Д» понадобится нам для девятки. Так что из «21» — лебедь-кол — получится, например, ЛуК. Созвучие по «л» и «к».

Составьте свой собственный ЧБК или воспользуйтесь нашим и доведите его до автоматизма. Теперь, чтобы запомнить год рождения Пушкина, достаточно представить его с КоСой (17) и ДуДочкой (99) — 1799.

Все эти 5 методов вы можете смело комбинировать. Например, чтобы выучить таблицу Менделеева, вам потребуется:

  • метод фонетического кодирования, чтобы запомнить названия элементов;
  • метод истории, чтобы запомнить последовательность в каждом периоде;
  • метод локаций, чтобы запомнить последовательность рядов;
  • ЧБК, чтобы запомнить порядковый номер и атомную массу каждого элемента.

Чтобы всё это выучить, потребуется всего пара подходов по 2–3 часа времени. Попробуйте и убедитесь сами.

Упражнения и приёмы для взрослых

Как мы с вами уже убедились, мнемотехника — не такая уж премудрость, и освоить её может каждый вполне самостоятельно. Почему же ею пользуются лишь немногие? Всё дело в том, что даже простое дело требует тренировки.

Теперь, когда вы знаете методы мнемотехники на все случаи жизни, возьмите за правило ежедневно практиковаться. Пока не сформируется навык пользоваться мнемотехникой на автомате, прибегайте к ней сознательно при любом удобном случае. А чтобы вам легче было это делать — пара советов, где и когда можно тренироваться:

  • Используйте мнемотехнику, когда знакомитесь с новым человеком. Придумайте образ, который бы ассоциировался с его именем и соедините этот образ с самим человеком. Михаил — на плечи новому знакомому уселся медведь, Светлана — на голове вместо волос светильник. Подробнее о том, как запоминать имена, читайте в статье.
  • Каждый раз, когда будете в дороге, запоминайте порядок станций или остановок методом цепочек, локаций или историй.
  • В музеях и на выставках будет приятно и полезно связать названия картин с их авторами. Для этого фамилия автора также должна превратиться в образ по созвучию.
  • Устраивайте небольшие соревнования с друзьями или родными. Например, кто за 3 минуты запомнит больше денежных единиц, перелётных птиц или пресноводных рыб.

А сейчас попрактикуйтесь: запомните с помощью мнемотехники термин, перед которым меркнет даже сказочный филин — гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия. Кстати, он обозначает боязнь длинных слов, но нам это не грозит, ведь мы вооружены мнемотехникой.

Этапы запоминания

Мнемотехника довольно увлекательна, с ней можно показывать интеллектуальные фокусы, удивляя родных и близких: на спор выучить 1 000 знаков после запятой числа Пи, глубину всех морей или самые крупные звёзды. Но ещё лучше применять эту методику не просто для развлечений, а для реальной пользы. Для этого нужно научиться загружать «взятую» мнемотехникой информацию в долговременную память.

Как учить, чтобы запоминалось надолго:

  1. Учите небольшими порциями — по 5–7 единиц информации. Это оптимальное количество данных, которое может уместиться в кратковременной памяти до того, как мы переложим их в долговременную.
  2. Повторите каждый блок несколько раз, пока не начнёте воспроизводить его на высокой скорости, и только потом переходите к следующему. Соединив 2–3 блока, снова прогоните их уже вместе и снова доведите до высокой скорости.
  3. При повторении не гоняйте весь список, фокусируйтесь только на проблемных местах. Для удобства можно записать слова, термины или формулы на карточки — откладывайте в сторону те, которые вы не вспомнили в течение 2–3 секунд, и пройдитесь по ним отдельно.
  4. Повторяйте выученную информацию в течение недели — 2–3 раза в день будет достаточно.

Выводы

Мнемотехника нужна нам, чтобы быстро и надёжно запоминать большие объёмы информации. Для этого нужно соединить новые данные с теми образами, которые в голове уже есть.

Для классификаций и списков используйте метод локаций, цепочек или истории.

Для иностранных слов — фонетическое кодирование.

Для исторических дат — численно-буквенный код (ЧБК).

А чтобы перевести всё это в долговременную память — примените систему повторений: учите небольшими порциями, доводите до высокой скорости воспроизведения и повторяйте в течение недели.

Чтобы узнать о всех техниках подробнее и попробовать их на практике, приходите на бесплатный тренинг по развитию памяти. На нём вы узнаете:

  • как запоминать прочитанное в 2 раза лучше,
  • как учить иностранные языки в 6 раз быстрее,
  • как избежать возрастных изменений памяти.

До встречи на обучении!

подборка упражнений и техник для запоминания информации

Как работает мнемотехника

Мнемотехники — это приёмы, которые основаны на кодировании информации в виде визуальных образов, звуковых ассоциаций или историй. Человек связывает новый материал с тем, что уже хранится в его памяти. Так мозгу легче формировать нейронные связи и сохранять данные, чтобы потом воспроизвести их в подходящий момент.

Например, во фразе «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» зашифрованы первые буквы цветов радуги в нужной последовательности. Такая техника называется «буквенный код».

Упражнения для запоминания пригодятся в любой сфере жизни:

  • На работе — помнить дедлайны, списки дел, имена участников встречи или важные вехи проекта.
  • В обучении — изучать иностранные языки, легко запоминать сложные формулы и конспекты лекций.
  • В обычной жизни — держать в памяти пароли, номера телефонов, адреса и дни рождения.

Мнемотехники не только тренируют память и внимательность, они развивают креативность и воображение. А ещё полезны для профилактики расстройств, связанных с когнитивными нарушениями в работе мозга, например рассеянного склероза или болезни Альцгеймера.

Как быстро запоминать цифры и числа

Метод численно-буквенного кода

Каждой цифре от нуля до девяти соответствует согласная буква, с которой начинается слово:

Дальше можно закодировать номер телефона или банковской карты в буквы и составить из них предложение.

Пример. Нужно запомнить номер телефона +7 (435) 181-65-92. Код страны пропускаем, остальные десять символов объединяем по парам и зашифровываем в буквы: ЧТ-ПР-ВР-ШП-МД. Теперь сочиняем фразу, которая содержит полученный шифр. Смешные и абсурдные предложения запоминаются легче, поэтому дайте волю фантазии:

«ЧуТкие ПРограммисты ВеРнули ШПинат МеДведю».

Система Шед

Техника больше подходит для запоминания коротких чисел — исторических дат, паролей, автомобильных номеров. Ваша задача — составить фразу из слов, в которых количество букв совпадает с цифрами в числе. Если попадается ноль, можно использовать слова из десяти и более букв.

Пример. Нужно запомнить, когда Google выпустил первую версию ОС Android: в 2008 году. Получится предложение из четырёх слов, количество букв в них соответствует цифрам:

«Ум (2) разработчика (12) — неутомимый (10) труженик (8)».

Какие техники подойдут для запоминания слов и текстов

Метод фонетических ассоциаций

Технику чаще всего используют для изучения иностранных языков и сложных терминов. Нужно найти знакомое слово, созвучное тому, что хотите запомнить. Если термин длинный — разбить его на части и подобрать фонетически похожие варианты для каждого фрагмента. А затем придумать смешную историю с полученными словами и нарисовать в голове картинку: мозгу проще сохранять информацию, когда она вызывает яркие эмоции.

Пример. Задача — запомнить слово validation, которое переводится как «проверка». Vali — милый робот Валли из мультфильма, dation — экшен. Представляем, как робот мчится по незнакомой планете, уворачивается от метеоритного дождя и на бегу проверяет каждый уголок, чтобы найти признаки жизни.

Метод Цицерона

Его ещё называют «чертоги разума» или «метод локусов». Подойдёт для запоминания списков дел или продуктов, речи для конференции и материалов лекции. Принцип метода хорошо показан в британском сериале «Шерлок», где главный герой погружается в свои воспоминания, чтобы извлечь ценную информацию.

Представьте пространство с предметами, которые не меняют положение, — они служат опорными образами, локусами. Место может быть вашей комнатой или рабочим кабинетом, где есть дверь, стол, шкаф, тумбочка, картины, настенные часы. Привяжите к каждому опорному образу слова, которые хотите запомнить. Заранее определите, в какой последовательности будете перемещаться по пространству: например, по часовой стрелке снизу вверх.

Пример. Нужно запомнить список дел на день: провести встречу с разработчиками, проверить аналитику по продажам, пообедать с партнёрами, накидать идеи для нового продукта. Закрепите ключевые слова за неподвижными предметами и передвигайтесь по комнате по маршруту, который соединяет все опорные образы.

«Я захожу в рабочий кабинет и наблюдаю, как разработчик Саша рисует на окне прототип приложения. Подхожу к нему и вижу принтер справа от окна, который без перерыва выплёвывает листы с числами и графиками: это отдел аналитики случайно задублировал отчёты по продажам. Выключаю технику, отрываю Сашу от его шедевра и зову к столу, где наши партнёры уже диктуют Алисе, какой суп им привезти. Пока мы ждём доставку, я подхожу к зеркалу и перекидываюсь с ним идеями для нового продукта».

Метод Цицерона позволяет запоминать большой объём информации и долго хранить его в памяти, но техника отнимает немало времени. Конечно, если регулярно тренироваться, постепенно вы сможете быстрее планировать пространство и продумывать рассказ.

Метод пиктограмм

Этот приём поможет, когда потребуется выучить длинный текст — презентацию для инвесторов или речь на корпоративе. Он основан на визуальных образах:

  1. Выпишите из своего текста основные тезисы.
  2. Нарисуйте простую иллюстрацию к каждому из них — пиктограмму. Это должна быть ваша ассоциация, которая поможет быстро вспомнить зашифрованную фразу.
  3. Запомните, с какими фрагментами доклада связаны картинки.
  4. Выучите последовательность рисунков.

Такую шпаргалку удобно брать с собой на выступление, она не занимает много места.

Как долго нужно тренироваться

Чтобы освоить новый навык, требуется время и дисциплина. Если практиковаться по 30 минут в день, через пару месяцев вы заметите результат работы. Мнемотехники — это упражнения для запоминания информации, но сохранить данные в памяти на долгие годы позволяет интервальное повторение.

Правильная схема выглядит так: выучить новую информацию, повторить её через определённое время. Сначала интервалы должны быть небольшими — пара дней. Постепенно их можно увеличивать до недель и месяцев. Мозг быстро забывает всё, что не использует, поэтому повторение материала — обязательный этап в работе с памятью.

Что почитать

«Учебник мнемотехники», Владимир Козаренко

Автор рассматривает мнемотехники с разных сторон:

  • объясняет принципы работы памяти;
  • рассказывает, как и когда появились техники запоминания информации;
  • показывает основные упражнения;
  • даёт советы, как лучше практиковаться.

Материал основан на научных исследованиях и хорошо структурирован.

«Как развить суперпамять», Доминик О’Брайен

Чемпион мира по запоминанию делится своими техниками и советами, как удерживать в памяти больше информации. Объясняет принципы ассоциативного мышления, опираясь на научные данные о работе мозга. Учит эффективно применять мнемотехники на практике.

«Суперпамять», Тони Бьюзен

Автор также раскрывает азы мнемотехники, даёт упражнения для запоминания информации и даже снов. А ещё он подробно объясняет, как использовать интеллектуальную карту — инструмент, который помогает структурировать любые данные в виде схемы или таблицы, чтобы легче изучать новый материал.

Введение в мнемотехнику | Усиленный!

Что такое мнемоники и для чего они нужны

Вспомогательные средства для запоминания, такие как аббревиатуры, рифмы, связывание информации путем создания визуальных образов или составления истории, называются мнемоникой. Мнемонические стратегии рекомендованы для запоминания следующих типов информации:

  • списки покупок
  • словарный запас
  • встреч
  • речей
  • фактов
  • имен и лиц
  • даты
  • телефонные номера
  • идей
  • анекдотов
  • драматических ролей
  • стихов
  • номеров

Мнемотехника, несомненно, эффективна для механического запоминания, но для ее освоения требуется много работы.

Мнемотехника также может помочь вам узнать основные факты и новую лексику, которые вам понадобятся при изучении нового предмета. Однако овладение предметом — это не просто вопрос многознания. Эксперт имеет хорошо организованную сеть кодов памяти, в которую можно легко интегрировать новую информацию. Мнемонические методы сами по себе не помогают вам понять значение фактов и, следовательно, не помогают вам развивать знания в предмете.

Более того, хотя мнемотехника обычно является лучшей стратегией запоминания наизусть, для большинства задач существуют более простые стратегии, которые достаточно эффективны, чтобы быть предпочтительными для многих людей:

  • письменные или электронные записи
  • механическое повторение

Ценность списков

Для многих задач и для большинства людей письменный список требует гораздо меньше усилий, гораздо чаще используется и гораздо надежнее.

Многие отказываются от списков, потому что обычно забывают их использовать. Однако исследования подтвердили то, что многие из нас уже знают из опыта: даже если вы забудете обратиться к своему списку, вы с гораздо большей вероятностью вспомните записанные вами элементы. Процесс письма (и, возможно, возможность визуализировать свой список) достаточен для улучшения вашей памяти.

Образы в мнемонике

Зрительные образы лежат в основе большинства мнемонических стратегий. Наиболее известны стратегии обучения по спискам — метод локусов, метод ключевых слов и метод ссылок. Хотя это, несомненно, эффективные стратегии, они, возможно, имеют меньшее значение как общие стратегические инструменты, чем трансформационные прорабатывающие стратегии — метод ключевых слов и сопоставление лиц и имен.

Роль образов в содействии памяти в значительной степени понимается неправильно (см. миф о образах). Методы, в которых используются слова, а не изображения, оказались столь же эффективными. У образов есть одно большое преимущество, а именно легкость, с которой два предмета могут быть связаны с помощью образов. У изображений также есть один существенный недостаток, и это трудности, с которыми многие люди сталкиваются при создании изображений.

Вербальные мнемонические стратегии включают использование акронимов, рифм и более сложного метода кодирования (для запоминания чисел) и метода рассказа (вербальный эквивалент мнемоники-связки).

Когда лучше всего использовать мнемонику

  • когда информацию нужно запомнить только на короткое время
  • как напоминание о хорошо изученной информации (чтобы помочь преодолеть блоки памяти; чтобы напомнить вам о порядке информации)
  • , когда письменные записи невозможны, неудобны или неуместны
  • для закрепления фактов

Когда лучше что-то записать

  • когда нужно запомнить информацию надолго
  • , когда важны надежность и точность
  • , когда следует избегать загрузки памяти
  • когда информация приходит к вам слишком быстро
  • , если информация слишком сложная

 

Ссылки

  • Belleza, F. S. 1983. Мнемотехника со взрослыми. В Прессли, М. и Левин, Дж. Р. (ред.) Исследование когнитивных стратегий: Психологические основы. Нью-Йорк: Springer-Verlag.
  • Брансфорд, Дж. Д., Штейн, Б. С., Вай, Н. Дж., Фрэнкс, Дж. Дж., Аубл, П. М., Мезински, К. Дж. и Перфетто, Г.А. 1982. Различия в подходах к обучению: обзор. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 111, 390-398.
  • Интонс-Петерсон, М.Дж. и Ньюсом, Г.Л. III. 1992. Средства внешней памяти: эффекты и эффективность. В D. Herrmann, H. Weingartner, A. Searleman & C. McEvoy (ред.) Улучшение памяти: последствия для теории памяти. Нью-Йорк: Springer-Verlag.

Мнемотехника

Мнемоника

Стратегии

Использование мнемоники для запоминания списков и процессов

Вы здесь: Домашняя страница / Советы по обучению в колледже / Использование мнемоники для запоминания списков и процессов это отличный инструмент, чтобы добавить в свой арсенал запоминания. Это особенно полезно при запоминании списков или последовательностей. Идея состоит в том, чтобы создать короткую фразу для связи с элементами в списке.

Вот пример мнемоники для четырех частей спецификации веб-сайта:

В то время как «Функциональность, содержание, архитектура и дизайн» может не слетать с языка, «Полностью безумный и ошеломленный» гораздо легче запомнить. . Это глупо, это коротко и это рифмуется.

Наша память, естественно, лучше всего работает с вещами, которые отличаются и выделяются. Иначе как бы мы справились с обилием данных, постоянно бомбардирующих наше зрение, слух, осязание и вкус?

Давайте работать с естественными склонностями нашего мозга!

Если я изучаю процессы веб-разработки, первоначальный список («Функциональность, контент, архитектура и дизайн») сочетается с жаргоном из этой области. Но «Fully Crazed and Dazed» выделяется тем, что не имеет ничего общего с материалом. И это цепляет.

Максимизируйте мнемотехнику для запоминания

Чтобы максимизировать свою мнемонику, следуйте этим советам:

  1. Будьте проще. Вы не хотите чего-то настолько сложного или надуманного, что вы не сможете его запомнить.
  2. Сделай это глупо. Память улучшается, когда она отличается от подручного материала.
  3. Рифмующиеся слова просто фантастические.
  4. Создайте историю , если у вас есть длинный список. Кто-нибудь помнит фразу «Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли» на уроке математики?

Если у вас возникли проблемы с созданием собственной мнемоники, попробуйте этот генератор мнемоник.

Когда вы почувствуете себя уверенно в этой стратегии, переходите к «Наброску пути к пятерке». Это вариант, который поможет вам разнообразить свой подход к запоминанию.

Попробуйте сами: 10-минутное испытание

  1. Определите один список, который вам нужно запомнить.
  2. Придумайте короткую мнемонику или используйте http://www.mnemonicgenerator.com/, чтобы создать ее.
  3. Выполните Четыре шага к мастерству запоминания и запомните свою мнемонику.

Добавить комментарий