Модели поведения в конфликте – Тема 3. Теории поведения личности в конфликтах.

Тема 3. Поведение личности в конфликте


Стр 1 из 2Следующая ⇒

Тема 3. Поведение личности в конфликте

Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) (К. Томас). Конфликт и манипуляция (Р. Чалдини).

Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа. Приемы общения с конфликтными личностями.

 

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Таблица 5.1

Основные модели поведения личности в конфликте

 

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Типы конфликтных личностей

Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые мы приводим в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Типы конфликтных личностей



Ганс Айзенк (1916-1997). Теория врожденных типов личности

Рэймонд Кеттелл. Структурная теория черт личности

Эрих Фромм (1900-1980). Психодинамическая теория развития личности в социальных условиях

Вильям Шелдон (1899-1977). Теория морфогенотипа

Э. Кречмер (1888-1964). Конституциональная теория темперамента и характера

Особенности поведения основаны на трех типах суперчерт (типов личности):

· Интроверсия – экстраверсия.

· Нейротизм – стабильность.

· Психотизм – сила «супер-эго».

3. Личность человека – это функциональная структура, образованная четырьмя типами черт, которые организованы иерархически.

Теория акцентуации характеров (Личко-Леонгард)

Тип акцентуации. Характерные особенности поведения и психики Сложные для преодоления ситуации Сильные стороны характера Особенности реакций протеста
Гипертимный. Подвижность, общительность, самостоятельность, активность, смелость, развитые способности. На фоне приподнятого настроения неровность поведения и поверхностность увлечений, конфликтность. Лишенность широких контактов и проявления инициативы, одиночество; монотонность, тщательность и аккуратность в деятельности; жесткий мелочный контроль. Активность, выносливость, общительность, готовность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, находчивость в нестандартных ситуациях. Гнев и агрессивность, выражающиеся в активных действиях, направленных на окружающих людей и вещи.
Циклоидный. Повышенная раздражительность, склонность к апатии, изменения настроения от повышенного до подавленного с определенными временными интервалами. Требование и ожидание «нормального» поведения и чувствительность к укорам и обвинениям в фазе депрессии.   В фазе повышенного настроения протест – как у гипертимов; в фазе депрессивной – самообвинения, возможна самоагрессия.
Аутичный (шизоидный). Замкнутость, внешнее безразличие, отсутствие интереса к другим людям, плохая ориентировка в переживаниях других, низкая способность к сочувствию, сдержанность, необычность, оригинальность и непонятность для окружающих интересов, а также их глубина и устойчивость, склонность к теоретизированию. Вынужденное установление контактов со многими людьми; необходимость оперативного принятия решений. Способность к принятию нестандартных, оригинальных решений; хладнокровность, неподверженность эмоциональным порывам, склонность к точности и информированности, глубина интересов; способность долго работать в одиночестве; «поленезависимость». Уход в себя, повышенная сдержанность и молчаливость; возможна грубость.
Застревающий (эпилептоид-ный). Себялюбие, властность и жесткость по отношению к подчиненным, умение подчиняться жестким требованиям со стороны авторитета, ревностное отношение к своим вещам, вязкость и обстоятельность мышления, мстительность. Подрыв индивидуального авторитета и власти со стороны более сильного. Огромное упорство в достижении целей, и обязательность; стремление все делать пунктуально и досконально; выносливость. Обвинения всех, кроме себя; легко впадают в гнев и в действиях становятся жестокими; мстительны.
Демонстратив-ный (истероидный). Эгоцентризм, жажда постоянного внимание к себе со стороны окружающих, позерство, умение приспосабливаться к различным ситуациям общения и быстро менять способы общения (роли). Отсутствие внимание, уличение в недостатаках. Развитая интуиция в общении, артистизм; стремление к яркому, нестандартному; способность эмоционально заражать окружающих. Различные формы шантажа; типична внешнеобвиняющая реакция.
Неустойчивый. Склонность к развлечениям, безделью и праздности, отсутствие планов на будущее и серьезных устойчивых интересов, слабовольность. Отсутствие внешнего контроля и возможного наказания за проступки. Доверчивость и преданность группе; умение ежедневно получать яркие впечатления. Не протестуют в открытую; обвиняют всех, кроме себя; с готовностью обещают, но не держат слова.
Лабильный. Крайняя изменчивость настроений из-за самых ничтожных поводов, крацняя зависимость поведения от настроения, тонкое понимание и чувствительность к отношению со стороны других людей. Грубость, черствость, равнодушие; отсутствие теплых эмоциональных связей. Отвержение со стороны значимых лиц. Мягкость, искренность и способность к сопереживанию, идентификации; развитое чувство благодарности. Острые аффективные реакции астенического типа. Причиной неудачи чаще считают внешние обстоятельства, чем себя.
Сенситивный.
Повышенная чувствительность к любым воздействиям, робость и застенчивость, повышенное чувство долга, а также чувство неполноценности; усердность, исполнительность, повышенные моральные требования к себе.
Несправедливые обвинение в непорядочности, публичное указание на недостатки, недоброжелательность. Острая чувствительность к несправедливости и обману; ориентация на истинные чувства людей, а не на поверхностные формы их выражения. Высокий уровень объективности. Обычно во всем обвиняют себя (часто необъективно) – до попыток самоубийства; выраженные активные протестные реакции отсутствуют. Реакции гиперкомпенсации.
Психастеничес- кий. Интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям, самоанализу и оценкам других людей, внешняя самоуверенность при внутренней нерешительности. Ситуации быстрого выбора при высокой ответственности, ответственность за других людей. Привязанность к близким, Выраженные реакции гиперкомпенсации.
Болезненный (астеноневро- тический). Повышенная мнительность, болезненность, утомляемость, капризность, раздражительность, неспособность к выполнению трудной продолжительной деятельности. Требования к мобилизации усилий и выносливости; разговоры о болезнях (здоровье) и смерти. Повышенная чувствительность; способность рассчитывать свои силы. Протестные реакции не осознаются и проявляются в виде реальных болезненных реакций.
Педантичный. Склонность к упорядоченной, стереотипной организации жизни, высокий уровень самоконтроля, аккуратность, повышенная мнительность, склонность к сомнениям, осторожность, пунктуальность во всем. Оперативность в выборе действий и принятии решений; повышенная ответственность за результаты действий. Заботливость, способность брать на себя ответственность за других; глубокая эмоциональная привязанность к близким; тщательность при выполнении ответственных дел. Протест выражается только в словесной форме; преимущественно обвиняют себя.
Конформный. Бездумное некритичное подчинение любым авторитетам или общепринятому, консерватизм, умение быстро находить «моральное» оправдание своим поступкам. Изменение привычных форм поведения; требования к самостоятельности. Преданность группе; стремление к устойчивости и стабильности. Склонны поддерживать протест других членов группы

 

«Трудный характер» – распространенное выражение. Обычно под ним подразумеваются яркие и устойчивые проявления, связанные с акцентуациями личности и создающие сложности в коммуникации.

Акцентуации могут проявляться уже в детстве, достигая своего пика в подростковом возрасте. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослого человека. В этом случае мы встречаемся с личностью трудной, проблемной.

Особенность акцентуаций состоит в том, что они могут являться не только одной из причин формирования «трудного характера», но и источником разнообразных качеств, способствующих успеху в тех или иных сферах общения и деятельности. Акцентуации придают личности своеобразие, делают ее яркой, нестандартной. Благодаря специфическому сочетанию таких особенностей мы можем не только узнать человека и его возможности, но определить для себя пути эффективного взаимодействия с ним.

Данное учебное пособие может быть полезно тем, кто стремится к осознанию ресурсов собственной личности и людей, которые живут и работают рядом, кому небезразлично, как у него складываются взаимоотношения с окружающими. Обратившись к пособию, Вы сможете понять, какой тип акцентуации вероятнее всего присущ Вам или интересующему Вас человеку, какие обстоятельства усугубляют акцентуации его характера, каковы положительные и отталкивающие черты данной акцентуации, какие приемы взаимодействия с ним лучше использовать.

Понятие характера

«Характер» – слово греческое, означает «царапать на твердом материале», или инструмент для клеймения, чеканки.

Истоки учения о характере восходят к III веку до н.э. и связаны с именем древнегреческого философа Феофраста – ученика Аристотеля. Предмет его исследования – частный человек, афинский обыватель. Феофраста не интересует отдельная личность, среди множества качеств человека он находит некую постоянную черту – «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях. «Характеры» по Феофрасту – сумма душевных свойств, выраженных через поступки и слова; серия зарисовок, изображающая типы носителей какого-либо недостатка. Например, льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и др. Феофраст был уверен в том, что характеры бывают только отрицательными и обладают ими лишь слуги, рабы.

По мере развития общества, накопления научного знания и социального опыта учение о характере обогащалось новыми представлениями. Стало очевидным, что характером наделен любой человек, независимо от своей принадлежности к социальному слою. В разные возрастные периоды характер складывается под влиянием внешних и внутренних предпосылок, в него входят не только переживания, но и другие особенности – как отрицательные, так и положительные, с точки зрения соблюдения личностью этических норм, особенностей ее взаимодействия с окружающими и общей эффективности достижений.

Известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896–1934) определял характер, как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, приобретенный помимо врожденных свойств нервной системы. Характер проявляется в отдельных психических актах и состояниях человека, его манерах и привычках, складе ума и эмоциональных переживаниях.

В более поздних определениях, помимо устойчивости и уникальности свойств характера подчеркивается его активное влияние на особенности деятельности и общения человека. Согласно этим определениям, характер представляет собой каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Таким образом, все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

Кроме того, достижения современной психологии позволяют утверждать, что характер формируется не только в процессе социализации личности, но и под воздействием врожденных предпосылок, составляющих основу темперамента.

Для дальнейшей работы предлагаем использовать следующее определение, сформулированное А.В. Либиным: Характер (от греч. «character» – черта, признак, печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [6].

Понятие акцентуации

Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (1904–1988).

К. Леонгард разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного отечественного психиатра, основоположника подростковой психиатрии, профессора Александра Евгеньевича Личко (1926–1994). Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях [1].

Понятие типа

В энциклопедическом словаре понятие «тип» определяется как группа, разряд, категория предметов или явлений, которые имеют общие существенные признаки. Кроме того, тип может подразумевать отдельный предмет (объект), входящий в состав данной группы. Используется также понятие «типизация», которое подразумевает группировку объектов по определенным характерным признакам.

В психологии тип – это группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. При этом признаки должны соответствовать ряду следующих критериев:

· своеобразие (уникальность для данной группы),

· «заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы),

· устойчивость (во времени и в разных ситуациях).

К особенностям психологических типов также относятся:

· сходство внутри группы, взаимозаменяемость представителей типа по выделенным признакам;

· значимое отличие представителей типа от других групп по выделенным признакам.

Выделение типов является результатом попыток классифицировать информацию о различиях между людьми с целью объяснить и спрогнозировать их поведение, а также определить наиболее адекватные области приложения их способностей. Для выделения типов в психологии используют два основных способа.

1. Согласно первому способу, тип выделяют в соответствии с наиболее ярко выраженным признаком среди тех, которые использовались при измерении различий. Примером такой типологии, является классификация Е.П. Климова, разделяющая людей по принципу предпочитаемого объекта профессиональной деятельности (Человек, Техника, Природа, Знак или Художественный образ). Аналогичный подход использовали К. Леонгард и А.Е. Личко при разработке классификаций акцентуированных личностей.

2. Второй способ предполагает группировку людей, исходя из сочетания нескольких особенностей, таких, например, которые используются при диагностике типа темперамента в методике Ганса Айзенка. Сочетание проявлений интроверсии/экстраверсии и высокого/низкого уровня нейротизма в этом случае позволяет отнести человека к одной из четырех соответствующих групп: сангвиники, флегматики, холерики, либо меланхолики.

Используя различные типологии, важно понимать ограничения подобных классификаций. Типологии – это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако их слабым местом является пренебрежение к специфическим проявлениям индивидуальности. Все то, что не относится к выделенному признаку или набору признаков, остается за рамками рассмотрения.

Таким образом, попытки отнести человека к определенному типу, может стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре, что неизбежно снижает уровень понимания индивидуальных особенностей субъекта [6].

Понятие черты

Эволюция психологических исследований привела ученых к убеждению, что типы являются не более чем крайними проявлениями определенной психологической характеристики. Люди в своем большинстве не относятся к крайним группам и все-таки отличаются друг от друга.

В связи с этим появилось понятие «черта» – устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия. Сравнивая людей по каждой конкретной черте, можно определить, насколько широки индивидуальные различия (какие индивидуальные значения можно встретить в популяции), и насколько у одного человека черта выражена больше, чем у другого.

В отличие от типа, черта объединяет группы тесно связанных признаков (а не конкретных людей) и выступает как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков.

В качестве примера черты можно привести такую характеристику как экстраверсия. Экстраверсия проявляется в разных ситуациях – в способности легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, в большом количестве дружеских связей, в выборе занятий, связанных с общением с другими людьми, в склонности получать информацию от других людей, а не из книг и т.д. При этом одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие. Эти различия являются устойчивыми – одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие, в течение длительных периодов времени.

Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье.

Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако если черта выражена в большой степени, то при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие «заостренных» черт накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная.

Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом» [5].

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями.

О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности; акцентуация – это крайний вариант нормы. По данным К. Леонгарда, у 20…50% взрослых людей некоторые черты характера заострены (акцентуированы).

Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности» (1975). Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания.

Модель А.Е. Личко

А. Е. Личко разделял позицию К. Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других» [7].

А.Е. Личко обратил внимание на то, что чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведении человека, граничащие с патологией, чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Для лиц этого возраста была разработана классификация, близкая по своему содержанию к классификации К. Леонгарда (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление типов акцентуированной личности по К. Леонгарду

и типов акцентуации характера по А.Е. Личко

Тип акцентуированной личности К. Леонгард Тип акцентуации характера А.Е. Личко
Застревающий
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимный Гипертимный
Дистимный
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
Неустойчивый
Конформный
Астено-невротический

Как видно из таблицы, перечень акцентуаций по А.Е. Личко несколько отличается от перечня, предложенного К. Леонгардом. В частности, у Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы, которые вошли в классификацию А.Е. Личко, и отсутствуют в классификации К. Леонгарда.

Для полноты представлений об акцентуациях характера ниже приведено краткое описание трех указанных типов, а также лабильного типа, объединяющего две акцентуации темперамента – экзальтированность и эмотивность .

Тема 3. Поведение личности в конфликте

Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) (К. Томас). Конфликт и манипуляция (Р. Чалдини).

Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа. Приемы общения с конфликтными личностями.

 

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Тема 5 Теории поведения личности в конфликте

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую

Модель поведения

Поведенческие характеристики личности

1

Конструктивная

Стремится уладить конфликт;

Нацелена на поиск приемлемого решения;

Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику;

открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна

2.

Деструктивная

Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта;

постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность;

проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения

3.

Конформистская

Пассивна, склонна к уступкам;

Непоследовательна в оценках, суждениях, поведении;

Легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Стратегии поведения в конфликте

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К.Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавал себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…? «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?»и т.д. На основе такого анализа онсознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходитнеосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса—Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

studfiles.net

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Таблица 5.1

Основные модели поведения личности в конфликте

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

конструктивные модели для решения проблем, варианты основных линий поведения

От случайной конфликтной ситуации не застрахован ни один человек, даже самый спокойный и дружелюбный. Стратегия поведения при конфликте должна основываться не только на обстоятельствах, в которых вы находитесь, но и на других факторах: остальных участниках спора, особенностях вашего характера и конечном результате.

Этика конфликтных ситуаций

Нужно обязательно знать, что делать, если вам удалось стать одним из участников конфликта. Если вы сделаете всё правильно, то у многих людей просто отпадёт охота вступать с вами в дальнейшее развитие конфликта. Вам же удастся избежать для себя отрицательных ситуаций.

Люди всю свою жизнь находятся в социуме и постоянно контактируют с окружающими. Именно поэтому они вынуждены отстаивать личное мнение и проявлять свою индивидуальность.

При построении различных отношений мы продолжаем реализовывать себя и удовлетворять свои интересы. Все бывает хорошо до того момента, пока мнение оппонента не расходится с нашим. Результатом такого противодействия является конфликт.

Распространённые факторы формирования конфликтной ситуации:

  1. Предпосылки. К примеру, проводится какой-либо конкурс, приз в котором есть всего один, а тех, кто хочет его получить, много.
  2. Разногласия между людьми. Ситуация: муж хочет в выходные отправиться со своим друзьями на природу и устроить пикник, а жена просит его поехать к своим родителям.
  3. Поведение одного из участников. Допустим, вам достался в начальство невоспитанный и жёсткий человек, который регулярно срывается на своих сотрудников.
  4. Отрицательные эмоции. Стресс, депрессия либо просто плохое настроение могут привести в результате к тому, что вы начнете злиться на всех вокруг и конфликтовать с ними.
  5. Недопонимание. Такая ситуация распространена чаще всего. Вы услышали от кого-то сплетню одной из ваших подруг, хотя на самом деле она вовсе ничего такого о вас не говорила. Вы пришли к ней разбираться, а она обиделась на то, что вы могли настолько плохо подумать о ней.

Нужно понимать, что конфликтная ситуация — это ещё не повод для того, чтобы усилить разногласия.

Чтобы в дальнейшем не думать о том, как решить проблему, нужно заранее сформировать для себя манеру поведения, которая поможет правильно выйти из ситуации противостояния:

  • не стоит делать поспешных выводов;
  • не нужно перекладывать ответственность за спор на других людей;
  • необходимо уметь извиняться за своё недопонимание либо неправоту;
  • не накапливать негативные эмоции и обиды;
  • лучше будет сразу же прямо высказываться о том, что вам не по вкусу, но при этом делать это вежливо;
  • не пытаться уйти от неприятного либо серьёзного разговора, а также от важных решений;
  • нужно держаться как можно дальше от конфликтных людей;
  • необходимо всегда помнить, что не только у вас есть собственные взгляды и интересы.

Если не получилось избежать противостояния ещё в самом начале его возникновения, то нужно выбрать правильный стиль поведения, подходящий для разрешения конфликта.

Стратегии поведения

Очень трудно найти людей, которые будут полностью совпадать по мышлению, вкусовым предпочтениям и интересам, поэтому в любых длительных отношениях между людьми рано либо поздно возникнут определённые разногласия, конфликты и противоречия.

С одной стороны, развитие такой ситуации может отрицательно сказаться на отношениях. С другой стороны, именно несовпадение взглядов и наличие двух разных мнений могут быть ресурсом, который поможет обогатить отношения и укрепить уровень доверия и понимания двух людей. Разрешая конфликты, люди смогут лучше друг друга понять.

Чтобы конструктивно справиться с существующей конфликтной ситуацией, нужно знать о разных методах поведения и уметь выбрать правильный. Обычно человек при конфликтной ситуации начинает вести себя привычным методом, даже не задумываясь о смене своего поведения.

Психолог К. Томас разделил все способы поведения в конфликтной ситуации на несколько критериев: показатель стремления человека отстоять собственные интересы (напористость) и стремление человека учесть интересы другого (кооперация). На основании этих критериев К. Томас вывел пять главных тактик поведения в конфликте. Для наглядности их можно разделить на образы животных:

  • Соревнование (конкуренция) — акула;
  • Приспособление (улаживание ситуации) — плюшевый медведь;
  • Избегание (уклонение от разногласия) — черепаха;
  • Сотрудничество между людьми — сова;
  • Компромисс — лиса.

Каждый из этих способов поведения обладает как достоинствами, так и явными недостатками. Определенный стиль поведения может соответствовать одной жизненной ситуации, но при этом быть полностью неподходящим для другой.

Соревнование личностей

Соревнование — это тип поведения, при котором человек стремится добиться результата и удовлетворения своих интересов в ущерб другого человека. Личность, которая придерживается такого способа поведения, уверена, что должна выйти из спорной ситуации победителем. Такой человек будет продолжать настаивать на своём мнении до конца, а позицию второго человека даже не будет брать во внимание.

Упорное отстаивание своих интересов в ущерб желаниям второго человека может помочь удержать вверх в случае разногласия. Но к длительным отношениям, если говорить о дружеских, романтических, семейных или рабочих, такой подход точно не подойдёт. Таким поведением вы не только ничего не добьётесь, но и ухудшите ситуацию.

Длительные и надёжные отношения могут оставаться устойчивыми лишь тогда, когда будут учитываться желания и интересы каждого участника. В длительных отношениях применять соревновательные элементы при условии, что спор проводится на честном основании и по заранее определённым правилам, а его результат не окажет никакого отрицательного влияния на участников. В этом случае соревнование может помочь оживить общую обстановку и заставить человека более активно достигать своей цели.

Стратегия приспособления

Приспособление — это тип поведения, при котором участник конфликта готов уступить свои интересы другому человеку ради того, чтобы избежать возможных разногласий. Такую позицию занимают люди с низкой самооценкой, которые думают, что их интересы и желания не должны приниматься во внимание.

Если предмет спора не сильно важен для вас, а в приоритете стоит сохранение хороших отношений со вторым участником, то уступить в этом случае можно. Но если же конфликт происходит на тему важного вопроса, который затрагивает чувства участников, то лучше не придерживаться такой стратегии. Результатом будут негативные эмоции у уступившего человека (обида, грусть, разочарование и агрессия). В долгосрочной перспективе уступившего ожидает потеря доверия, уважения и понимания к окружающим.

Способ избегания

Очень часто люди просто стараются избегать назревающего конфликта и отложить принятие решения на более долгий срок. В таком случае человек не отстаивает свои интересы, и при этом игнорирует желания других.

Такая стратегия может оказаться полезной в случае, если предмет конфликта не несёт особой важности или когда с другой стороной конфликта вам не нужно поддерживать длительное общение. Но при долгосрочных отношениях очень важно открыто сообщать обо всех возникших спорных вопросах. Избегать существующие трудности не стоит, так как это может привести к накоплению напряжения и общего раздражения.

Достижение компромисса

Компромисс — это частичное удовлетворение интересов и потребностей обеих сторон. Хотя при достижении компромисса учитываются интересы сразу двух сторон, нужно помнить, что чаще всего компромисс можно рассматривать лишь как промежуточный этап перед решением, которое удовлетворит сразу двух человек.

Позиция сотрудничества

При выборе такого способа поведения участник собирается закончить конфликт таким образом, чтобы обе стороны оказались лишь в плюсе. Он не только думает о позиции другого человека, но и стремится прийти к тому, чтобы вторая сторона была удовлетворена. Если предмет спора важен для обоих участников, то такой метод разрешения конфликта считается наиболее благоприятным.

Стремление выслушать второго участника, определиться с его мнением и интересами, найти выход, который устроит всех — всё это очень важно при любых длительных отношениях. Такой метод помогает добиться взаимоуважения, доверия и понимания, он способен сделать отношения более крепкими.

Такой стратегии условно можно дать образ совы, которой люди всегда приписывали качество мудрости и здравомыслия. Сова открыто указывает на свои интересы, выражает мнение и предлагает оптимальные пути для разрешения конфликтной ситуации. От второго участника при этом она ждёт проявления ответного сотрудничества. Стратегия сотрудничества нужна для конструктивного разрешения ситуации.

Сова никогда не пользуется тактикой избегания, так как она уважительно относится к партнёру. При решении проблемы она стремится к диалогу. Сове свойственна установка, которая отвечает за прекращение разногласий. В случае необходимости она использует прогрессивный процесс, где всегда есть альтернативные предложения.

При применении такой тактики участники конфликта становятся друг для друга партнёрами, а не противниками. Они стараются показать искренность во взаимоотношениях и проявить максимальное доверие. Партнёры способны признать свои разногласия, подчёркивая при этом общее взаимодействие. Совы конструктивно оценивают свои возможности, именно поэтому они проявляют посредничество, а при необходимости вступают в переговоры.

krasotka.guru

Модели поведения в конфликте

Основные модели поведения личности в конфликте.

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. При рассмотрении этого вопроса мы остановимся на некоторых теориях, раскрывающих поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую.

Конструктивная. Человек стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыт и искренен, в общении лаконичен и немногословен.

Деструктивная. Человек постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Человек пассивен, склонен к уступкам; непоследователен в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Практически невозможно встретить человека, который никогда не участвовал в конфликте. Размолвки могут происходить, как с близкими людьми, так и с малознакомыми.Конфликт означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, жиз­ненные важнейшие установки, властные полномочия, личностные (эмоционально-пси­хологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отно­шений, социального взаимодействия.Но порой опасен не сам конфликт, а неумение управлять им.

В заключение лекции необходимо подчеркнуть, что конфликты в отношениях между людьми неизбежны, они являются результатом естественного развития делового, служебного и неформального общения сотрудников. Основная проблема заключается не в самом факте возникновения конфликта, а в способе его разрешения – конструктивном или деструктивном. Таким образом, умение сотрудника разрешать конфликтные ситуации, возникающие в ходе его профессиональной деятельности является одним из компонентов его профессионального мастерства.

Основные модели поведения личности в конфликте

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком.

Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер. Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на (рисунке 1.)

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество).

И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена измерением – ценностью межличностных

отношений (МЛО). Схематически она представлена на рисунке 2.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы.

Определение личности, данное В. Ядовым:

«Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения». [6, с. 127]

В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе.

Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.

Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями.

Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей — разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. [1, с. 134]

Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя. Обычный че­ловек тяжело переносит состояние конфронтации, стремясь найти выход из создавше­гося положения. Человек конфликтный переносит тяготы противостояния существен­но легче. Во-первых, у него понижена чувствительность к неопределенности, он не способен реалистически прогнозировать развитие ситуации и потому не тревожится. Во-вторых, для него характерны завышенная самооценка, избыточная жесткость сис­темы используемых критериев оценки других и излишняя категоричность в оценках. Ему не приходит в голову идея сблизить позиции и подстроиться к мнению группы («Не могу поступаться принципами!»). [2. с.152]

1.3. СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами.

Грубиян — «танк», идет напролом, не обращая внимания на попадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Наилучшее, что можно сделать — это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, прежде всего, эмоционально. Важно заранее установить пределы, за которые вы не пойдете, несмотря на его давление. Во время общения с таким человеком следует сохранять эмоциональную сдержанность. Полезно его выслушать, хоть это и непросто, дать спустить пар и стараться, так или иначе, привлечь внимание «танка». Хорошо использовать для этого повторение его имени. Как только внимание у вас — торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это ненадолго. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий, которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершению разговора.

Тип «грубияна — крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить «крикуна».

К этому типу примыкает «граната»- тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности.

«Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое — зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.

Менее агрессивный, но не менее нервирующий тип — «всезнайка», который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним — считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он утверждает что ему некогда.

«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено. Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

Один из наиболее сложных типов — это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно — агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы. По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование — это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

«Сверх покладистый» тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти нечего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность и другие обстоятельства.

При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем своем старании большую часть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. [1, с. 182]

Пока в психологии не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения межличностной конфликтности человека. Специалисты используют ряд апробированных тестов, который фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.

Опросник А.Басса – А. Дарки. Предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности.

Личностный опросник Кеттела. Для выявления конфликтных личностей.

Опросник К.Томаса. Предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. [2, с. 156]

Каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки знание значительно упростит эту задачу. На первом этапе требуется осознать и проанализировать конфликтную ситуацию. Для этого необходимо определить причину и цели конфликта и оценить потенциальную угрозу. При определении причины конфликта нужно как можно точнее уяснить для себя, что в действиях партнера вам кажется неприемлемым и что неприемлемо для него самого.

Следует иметь в виду, что не каждый спор продиктован необходимостью выявления «истины», он может отражать как давно затаенную обиду, неприязнь и ревность, так и быть использованным как удобный момент для унижения оппонента в чьих-то глазах, либо играть роль «последней капли» при необходимости «высвободиться» от накопившегося раздражения, гнева. Нужно четко понимать с кем ведется спор или попытка разрешить конфликт. Уверенный в себе противник обычно в общении многословен и не избегает выяснения отношений. Неуверенный в своих силах старается избежать выяснения отношений, не раскрывает своих целей, но при этом упрямо может стоять на своем, скрывая под «принципиальностью» свою слабость.

Очень трудно приходится вести переговоры с упрямым, примитивным человеком, еще и обличенным властью, чья цель не в том, чтобы доказать истину в пользу дела, а в том, чтобы использовать малейшую возможность для того, чтобы показать, «кто здесь хозяин». Опасно конфликтовать с интеллектуально недалекими или неуравновешенными людьми.

Во-первых, такой конфликт не поддается логическому завершению, им невозможно управлять, поскольку в нем участвуют эмоции, а не здравый смысл. Во-вторых, стиль поведения однообразен — враждебный, агрессивный, легко переходящий на низший, примитивный уровень — уровень оскорблений, что усиливает неприязненность и облегчает возможность перехода от словесной перебранки к физическому столкновению. Когда все словесные «доказательства» таких людей исчерпаны, они прибегают к последнему аргументу — физической силе. [6, с.155]

Следует отметить, что поведение в конфликте связано с сильной фрустрацией, стрессовым состоянием его участников. В такой ситуации психического напряжения могут совершаться поступки немыслимые в нормальной обстановке. Поведение людей подвержено влиянию негативных сильнейших негативных эмоций, таких, как гнев, ярость. Так, ни один психологический тип не блещет в конфликтных ситуациях.

Вывод: Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер.

Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

Термин «конфликт» произошёл от латинского слова conflictus — столкновение.

Деятельность субъектов социального взаимодействия порождает причины конфликта при определенных условиях, и в результате действия конкретных факторов причины проявляются, и создается конфликтная ситуация, при которой отношения между противоборствующими сторонами накаляются до такой степени, что достаточно инцидента, чтобы возник конфликт.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия. [4, с. 85]

Очень трудно, проникнуть в суть конфликтов, особенно межличностных, не понимая основных тенденций в эволюции психики. Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинктами. Самосохранения, размножения, стремление к обеспечению определённой избыточности жизненных ресурсов. Затем, появился более совершенный уровень психического отражения – подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Сознание – это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку. [2, с. 90]

Поведение человека в конфликтной ситуации: модели и основные рекомендации их преодоления

Поведение человека в обществе определяется множеством как внешних, так и внутренних причин. С одной стороны, своеобразным «рычагом», который запускает деятельность человека во внешнем мире, являются мотивы, потребности и ценностные ориентации. Но с другой, социум часто их определяет и формирует. Поэтому поведение человека в обществе является очень сложным и постоянно изменяющимся. Особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях.

Модели поведения человека в подобных случаях могут быть различными. Дело в том, что конфликт всегда означает особое противостояние, когда стороны не смогли договориться между собой. Дальнейшее же поведение человека будет определяться одной из выделенных социальными психологами моделью.

Первой стратегией является следующая. Поведение человека достаточно активное, поскольку он обижается, злится и раздражается. Эмоциональный компонент подталкивает его постоянно к поступкам, которые выражаются либо в конструктивных действиях, либо (чаще) в агрессивных (вербальных и невербальных). Поэтому подобная стратегия поведения сможет стать как полезной при разрешении конфликта, так и затягивающей его. Базовая рекомендация в данном случае — стараться относиться к возникшей ситуации более просто.

Поведение человека в рамках второй модели характеризуется следующими тенденциями. Человек постоянно злится и обижается, но ничего не делает для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. Если субъект выбирает подобную стратегию, то это может привести к формированию уныния, депрессии и психосоматическим заболеваниям.

В третьей модели поведение человека отличает то, что он уходит от конфликта и старается ничего не делать. Субъект не злится, а также устраняется от всего. Более того, он даже не обижается. Возникает своеобразная отгороженность от травмирующей ситуации. Полная, натренированная или натуральная — это не важно. Главным является то, что в такой ситуации до человека бывает очень сложно «достучаться».

Четвертая модель поведения в конфликтной ситуации характеризуется тем, что субъект не сердится и не обижается. Но он предпринимает ряд активных действий для того, чтобы измененить ситуацию. Человек абсолютно трезво оценивает возникший конфликт, стараясь дать отпор при необходимости и разрешить проблему с минимальным количеством потерь как для себя, так и для окружающих.

При пятой модели поведения человек начинает изменять не ее, а свое отношение к ней. В основе же лежит понимание того, что ситуацию сразу изменить нельзя. Поэтому основной стратегией становится изменение себя. Человек начинает успокаиваться, приводить себя и свои мысли в порядок. Он пытает выделить то, что является приоритетным, к чему можно относиться спокойно, а на что следует очень жестко ответить.

Поэтому, если выделять основные рекомендации, как выходить из конфликта, то нужно быть уверенным в том, что самой лучшей моделью является активная позиция и четвертая модель поведения. Поскольку она подразумевает наличие активных действий по тому, чтобы изменить имеющуюся ситуацию.

Рекомендуется найти основные причины конфликта, попытаться рационально выявить основные подходы к его разрешению. Далее же самое главное — договориться со своим оппонентом.

Необходимо стараться избегать открытых конфликтных ситуаций. Но при их возникновении следует максимально и четко регулировать поведение, а также ограничивать эмоциональные свои потери. В противном случае конфликтная ситуация будет развиваться постоянно по нарастающей линии.

Будьте спокойны, уверены в себе и разумно подходите к любой конфликтной ситуации, и тогда она благополучно разрешится.

Источники:
Основные модели поведения личности в конфликте.
Основные модели поведения личности в конфликте. При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов
http://helpiks.org/9-36781.html
Основные модели поведения личности в конфликте
Основные модели поведения личности в конфликте Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе
http://mylektsii.ru/1-107935.html
Поведение человека в конфликтной ситуации: модели и основные рекомендации их преодоления
Поведение человека в обществе определяется множеством как внешних, так и внутренних причин. С одной стороны, своеобразным «рычагом», который запускает деятельность человека во внешнем мире, являются мотивы, потребности и ценностные ориентации. Но с другой, социум часто их определяет и формирует. Поэтому поведение человека в обществе является очень сложным и постоянно изменяющимся. Особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях.
http://fb.ru/article/34709/povedenie-cheloveka-v-konfliktnoy-situatsii-modeli-i-osnovnyie-rekomendatsii-ih-preodoleniya

(Visited 18 times, 1 visits today)

jealousy-relationships.ru

Основные модели поведения личности в конфликте — Студопедия.Нет

 

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Стратегии поведения в конфликте

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рис. 5.1.

 

Рис. 5.1.Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена

 

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рис. 5.2.

 

Рис. 5.2.Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

studopedia.net

Модели поведения в конфликтной ситуации — Доклад — Модели поведения в конфликтной ситуации

приобрести
Доклад — Модели поведения в конфликтной ситуации
скачать (14.4 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.docx

Модели поведения в конфликтной ситуации.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта. Это: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса.

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.

Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы.


Модели поведения в конфликтной ситуации

nashaucheba.ru

Добавить комментарий