Мои социальные роли примеры: Я и мои социальные роли (Доклад)

Содержание

Я и мои социальные роли (Доклад)

Содержание:

  1. Определение социальной роли
  2. Типы социальных ролей, мои социальные роли
  3. Ролевые конфликты
  4. Вывод:
Предмет: 
Тип работы:Доклад
Язык:Русский
Дата добавления:19.01.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 

Введение:

На мой взгляд, тема проблемы личности является одной из самых интересных и актуальных в социологии.

В современном мире проблема человека и его социальных ролей является одной из важнейших проблем. Это связано с тем, что современный мир, где большинство стран выбрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, которые являются людьми, которые адекватно воспринимают свои социальные роли, должны быть в центре любого общества. Однако не все люди знают, что такое личность, они не осознают той роли, которую личность должна играть в современном мире.

Личность является основой для развития общества, поэтому мне очень интересна тема социальных ролей человека, и я решила изучить ее подробно, чтобы в дальнейшем применять полученные знания на практике.

Считаю необходимым ознакомиться с учебной литературой по социологии, со статьями в периодических изданиях, работая над обозначенной темой, выяснить сущность личности, ее социальный статус и социальные роли, рассмотреть концепцию ролевого конфликта, его сущность. и причины.

Определение социальной роли

Человек, по мере взросления, вырастает включенным во многие группы общественных пространств, в каждой из которых общение воспроизводится на основе его языка, его внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль устанавливает и подсказывает типичные модели действий и усиливает определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый человек имеет представление о том, как это взаимодействие должно продолжаться.

Результатом является следующее видение человека: «С социологической точки зрения социальная личность не является определенной устойчивой данной сущностью, переходящей из одной ситуации в другую. Это процесс постоянного поколения и возрождения в любой социальной ситуации — процесс, связанный тонкой нитью памяти.

Против этого взгляда выступает другой, рассматривающий личность как стабильного, высококачественного социального субъекта, формирующуюся как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни.

В качестве подтверждения того, что последний подход более адекватно отражает социальную реальность, мы можем рассмотреть выводы, которые возникают в связи с анализом уровня выполнения ролей. Анализ показывает, что этот уровень один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одним человеком. Человек в социальной повседневной жизни выполняет свои различные роли не выше и не ниже уровня, определяемого уровнем развития, богатством его «я».

Социальная роль — это ожидание, которое общество предъявляет человеку, имеющему определенный статус. Оно не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы в дополнение к самой личности. Как вести себя, как действовать в конкретной ситуации, человек с определенной позицией, социальным статусом — все это предопределено обществом, развитым обществом, его культурой, его историей. На языке театра, из которого заимствовано понятие роли, мы можем сказать, что общество рисует роли для всех драматических людей.

Я считаю, что роль — это пример поведения человека, имеющего определенный статус. Требуя этого статуса, человек должен выполнить все ролевые инструкции, которые назначены на эту социальную позицию. Это не роль, которая «приспосабливается» к исполнителю, но исполнитель должен выполнять роль, запланированную для него обществом, культурой и традициями.

По моему мнению, если работа требует сдержанности, а человек эмоциональный, вспыльчивый, он должен либо бросить свою карьеру, либо научиться контролировать себя.

Роль, являясь моделью поведения, независимой от личности, является основным средством обеспечения эффективного функционирования основополагающих принципов социальной жизни — социальных институтов.

Я согласен с точным мнением о том, что необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями и обычаями.

Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, принятыми в этом обществе стандартами поведения, культурой. В рамках социальной роли систематизация норм поведения в целом происходит в соответствии со спецификой функции, статуса, которой выполняет роль.

Типы социальных ролей, мои социальные роли

Типы социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые входит личность. В зависимости от социальных отношений различаются социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, построенные на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто выполняет эти роли. Различаются социальные и демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук … Мужчина и женщина также являются социальными ролями, биологически предопределенными и предполагающими специфическое поведение, закрепленное в социальных нормах и обычаях.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, забытый, семейный кумир, любимый и т. д.).

На мой взгляд, каждый человек играет какую-то доминирующую социальную роль, своеобразную социальную роль как наиболее типичный индивидуальный образ, знакомый другим. Смена привычного образа чрезвычайно сложна как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Теперь я перехожу к рассмотрению моих социальных ролей, так кто же я?

Моими первыми социальными ролями были дочь моих родителей, внучка бабушки и дедушки, сестра, племянница. Эти роли считаются врожденными.

Я тоже друг и друг. Я общительный человек, легко знакомлюсь. Мне повезло в этой жизни — вокруг много действительно хороших людей.

Я студент, недавний студент. Мне нравится учиться, хотя я не очень хороший ученик, но если мне нужно что-то делать в школе, по крайней мере, я всегда получаю положительные результаты.

Моя основная роль, которая определяет социальный статус, еще не определена, так же как и статус или официальная роль, которая приобретается, когда человек начинает работать.

Итак, подведем итог вышесказанному: совокупность социальных ролей, выполняемых личностью, образует ролевый набор личности. Формирование набора ролей является результатом социализации, в процессе которой мы изучаем новые роли.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты часто возникают в жизни людей, которые вызывают эмоциональное напряжение.

Ролевый конфликт — это ситуация, в которой происходит «столкновение» ролей в наборе ролей человека, когда одна роль противоречит другой или выполнение нескольких ролей невозможно.

Я приведу примеры ролевых конфликтов.

Работающий студент должен выполнять роль работника, в соответствии с социальными ожиданиями руководителя предприятия, выполнять его указания и соблюдать трудовую дисциплину; в то же время он должен выполнять роль студента в университете в соответствии с ожиданиями преподавателей и требованиями деканата, посещать лекции и семинары и сдавать экзамены и тесты вовремя.

Учительница (профессиональная роль), а ее собственный ребенок учится в своем классе. Профессиональная роль и роль матери также могут сталкиваться.

На мой взгляд, конфликт ролей между отцами и детьми очень распространен. Я часто думаю о том, что и взрослые, и дети часто жалуются на проблемы со взаимопониманием. Я много думал о том, почему это так. Ведь проблема не возникла вчера. По моему мнению, родители и подростки занимают совершенно разные социальные статусы в обществе и выполняют разные социальные роли. И часто таких ролей для одного человека бывает не одно, а много. Каждая социальная роль имеет свои права и обязанности в обществе, свою меру ответственности. Мне кажется, что это может быть причиной этого конфликта.

Методы разрешения конфликтов ролей могут быть связаны либо с выбором приоритетной роли в конкретной ситуации, либо с отказом от одной из социальных ролей.

Вывод:

Таким образом, на основании вышеизложенного я могу сделать вывод, что положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуются использованием понятий «социальный статус личности» и «социальная роль». Основную роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения им социальных норм, моделей поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа и средства массовой информации.

Социальная роль связана с определенной позицией индивида в социальной системе (социальный статус), т. е. с набором прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена ​​как определенная статусно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль — это только отдельный аспект целостного поведения индивида, который представляет собой определенный набор ролей.

Человек, который всегда выполняет несколько ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей, например, студент и член дружной компании. Социологи проводят различие между стандартизированными, безличными ролями, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их выполняет (официальные роли — продавец, кассир и т. д.), и ролей, которые определяются индивидуальными характеристиками их участников ( роли влюбленных).

Мои социальные роли и ролевые конфликты (стр. 1 из 2)

  • Сочинения
  • Про семью
  • Моя роль в семье

Семья — слово, состоящее всего из семи букв, но скрывающее в себе огромный смысл и духовную силу. Для того, чтобы сохранить семейный очаг, мы всегда должны помогать друг другу и поровну распределять ежедневные дела для всех членов семьи. Я считаю, что семья — самая важная вещь в нашей жизни, частица каждого из нас. Естественно, в семье каждый из нас играет свою собственную роль, которая формируется у нас практически с самого раннего детства. Сегодня я хотела бы рассказать про нашу семью.

Пока что она состоит всего из трех человек — мамы, папы и меня. У каждого из нас есть определенные обязанности и важные дела по дому. Например, папа зарабатывает деньги и готовит еду для всей семьи, у него получаются очень вкусные блюда, иногда он даже сам придумывает новые уникальные рецепты, которые впоследствии становятся семейными праздничными блюдами. Мама также как и папа работает и зарабатывает деньги, ведёт хозяйство и заботится о нас. В ее основные обязанности входят: уборка квартиры, глажка вещей и иногда приготовление завтрака, обеда и ужина для нас. Она тоже очень вкусно готовит, но не успевает делать это каждый день, так как приходит с работы намного позже, чем папа.

В мои же обязанности входят: помощь маме по дому, например, часто я убираюсь в квартире, мою посуду и глажу одежду. Я стараюсь как можно чаще помогать родителям, ведь понимаю, как сильно они устают на работе. Также моей самой главной обязанностью несомненно является уход за нашим домашним питомцем. У нас есть кошка, которая требует к себе особого внимания и заботы. Я каждый день кормлю ее, убираю за ней и вычёсывать ее шерсть, помимо этого я слежу за ее здоровьем и играю с ней. Еще у нас дома есть аквариумные рыбки, которым нужно уделять не меньше внимания, чем кошке. Каждый день их нужно кормить и включать для них фильтр со светом, достаточно часто необходимо менять воду и чистить сам аквариум.

Иногда мы занимаемся всеми этими делами вместе с мамой и папой, ведь так намного проще и интереснее! Надеюсь, что в будущем я смогу стать хорошей хозяйкой и отличной мамой для своих детей.

Из всего этого сочинения можно сделать вывод, что главная моя роль в семье — помощница и любящая дочь для своих родителей.

Сочинение на тему наши социальные роли определяются ожиданиями других людей

“ГЕМАЙНШАФТ” И “ГЕЗЕЛЬШАФТ”

Описание экономических, политических и родственных особенностей четырех типов обществ позволяет сделать вывод, что различные социальные институты связаны между собой, т.е. они по-особому согласуются между собой. Многие теоретики-обществоведы разделяют данную точку зрения, в частности, с этих позиций они пытаются определить основные различия между допромышленным и промышленным обществами. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство из них писали свои научные труды во время промышленной революции, которая преобразовала экономический, политический и социальный институты западного общества. Одно из наиболее важных исследований противоположности между допромышленным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины “Гемайншафт”
(Gemeinschaft) и
“Гезельшафт”
(Gesellschaft) (они переводятся как “общинность” и “общество”), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин “Гемайншафт” относится к сельской общине, а термин “Гезельшафт” – к городскому промышленному обществу. Каковы основные различия между “Гемайншафт” и “Гезельшафт”? Если говорить об индивидуальной мотивации, “Гемайншафт” стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа “Гезельшафт” основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги. В сфере социального контроля общество типа “Гемайншафт” придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как “Гезельшафт” есть общество, основанное на формальном праве. В области разделения труда общество типа “Гемайншафт” отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей – обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа “Гезельшафт” характерны /89/специализация профессиональных ролей и отделением последних от семейных ролей. В обществе типа “Гемайншафт” культура формируется на основе религиозных ценностей, а в “Гезельшафт” — на светских. Главными социальными институтами в “Гемайншафт” являются семья, соседи и община; в “Гезельшафт” складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации). Дихотомия Тенниса (и другие подобные исследования) подверглась критике в двух направлениях. Во-первых, это большое упрощение. Общества типа “Гемайншафт” тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других допромышленных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы “Гезельшафт” и “Гемайншафт”, т.е. последнее никуда не исчезает. Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере присущих любому обществу. Фактически вся эта дихотомия может быть поставлена под сомнение в связи с углубляющейся интернационализацией обществ и усилением их взаимозависимости. Таким образом, все более важное место занимает межнациональный аспект изучение, т.е. сравнительный анализ. Мы вернемся к этой критике в 7-й и 9-й главах, а также ознакомимся с более глубоким исследованием названных выше различий, проведенным в последние годы в связи с современными исследованиями социальных изменений (20-я глава).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Статусом называется позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным, определяет положение человека в обществе. Статус, полученный от рождения, называется приписанным; статус, обретенный благодаря тому, что человек осуществил, называется достигнутым статусом. Роль – это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, на пример законы, являются формальными, другие, скажем /90/ умение вести себя за столом, – неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (деньги или уважение). Парсонс составил классификацию ролей, исходя из пяти основных характеристик: 1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают откровенное выражение чувств; 2) есть роли приписанные, а бывают — достигнутые; 3) некоторые роли ограниченны, а другие носят диффузный характер; 4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения; 5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией. Ни одна роль (формальная или неформальная) не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее по ведение представляет собой результат свойственного данной личности способа толкования ролевых ожиданий. Сторонники символического интеракционизма и этнометодологии подчеркивают гибкость связи между поведением индивида и ролевыми ожиданиями. Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности. Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки. Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не создавая долговременных коллективов. Маркс считал, что люди создают условия для удовлетворения своих материальных потребностей только благодаря организованной совместной деятельности, без этого общество не могло бы существовать. Спенсер придавал важное значение потребности в “активной обороне”, нуждам в “общем обеспечении жизненных ресурсов” координации различных видов деятельности. Г.Ленски и Дж.Ленски выделяли шесть основных элементов, необходимых для существования общества: а) общение между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение; г) защита членов общества; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль их поведения. Для производства товаров необходимы четыре вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация. /91/ Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, на основе которой формируются более или менее устойчивые ролевые модели поведения. Слово “общество” имеет много различных значений. Марш попытался определить условия, при которых социальное объединение становится обществом. К этим условиям относятся: а) постоянная территория; б) пополнение общества главным образом благодаря деторождению; в) развитая культура; г) “политическая” независимость. Г.Ленски и Дж.Ленски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное. Теннис исследовал особенности связей людей в допромышленном, традиционном и современном обществах и ввел термины “Гемайншафт” и “Гезельшафт”. “Гемайншафт” обозначает крестьянскую общину, в то время как “Гезельшафт” относится к индустриально-городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: а) в обществе типа “Гемайншафт” люди живут в соответствии с общинными обязанностями, тогда как “Гезельшафт” основано на стремлении к личной выгоде; б) “Гемайншафт” основано на традиционных обычаях, в то время как “Гезельшафт” придает основное значение формальным законам; в) “Гемайншафт” предполагает ограниченную специализацию, тогда как в “Гезельшафт” формируются специализированные профессиональные роли; г) “Гемайншафт” опирается на религиозные, а “Гезельшафт” – на светские ценности; д) главными институтами общества первого типа являются семья и община, основой второго становятся крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Помимо понимания структуры и динамики отдельных обществ, необходимо более глубокое знание международных общественных систем, особенно в связи с усиливающейся интернационализацией современного мира, олицетворяющей прогресс XX в.

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР [ HERBERT SPENCER ] (1820-1903)

Философ и ученый XIX в. Герберт Спенсер сыграл важную роль в развитии нескольких научных дисциплин, включая социологию и антропологию. Он родился в Дерби, в центральном административном округе Англии, и /92/ получил домашнее образование под руководством отца и дяди. С раннего возраста он проявлял интерес к науке, а в 17 лет начал работать на железной дороге, соединявшей Лондон и Бирмингем, где через несколько лет получил профессию инженера. Затем началась его многолетняя редакторская и писательская деятельность. Исследуя окаменелости, найденные во время прокладки железнодорожного полотна, Спенсер заинтересовался процессом эволюции. На него оказала глубокое влияние теория эволюции Дарвина. Он пришел к убеждению, что ее можно было бы применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и др.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом, “естественный отбор” происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи). Таким образом, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т.е. институт) нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно точке зрения Спенсера, такая взаимозависимость является основой социальной интеграции. В отличие от большинства ученых-обществоведов тех лет и более позднего времени Спенсер не был реформатором. Он полагал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным) – такая философия получила название “социальный дарвинизм”. Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов; по его мнению, конкуренция при невмешательстве со стороны правительства способствовала бы вытеснению неприспособленных. Спенсер был убежден, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто некое естественное и устойчивое равновесие интересов. Естественная гармония может быть только нарушена при вмешательстве правительства в социальный процесс. /93/

Глава 4. Социализация

В популярном фильме 1982 г. “Офицер и джентльмен” Ричард Гере сыграл роль Мэйо, циничного молодого человека, почти лишенного нравственных принципов, который захотел быть летчиком. Ко времени окончания училища военно-морской авиации он становится не только летчиком, но офицером и даже джентльменом. Перевоплощение Мэйо явилось результатом процесса, называемого социализацией. Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. Что касается Мэйо, то его новая социальная роль почти полностью отличается от старой. Вместо того чтобы бесцеремонно переступать через тех, кто по воле случая оказывается на его пути, он вынужден учиться считаться с окружающими. Он больше не может позволить себе просыпаться, когда вздумается, чистить обувь по настроению; теперь он должен соответствовать определенным стандартам, связанным с его новой ролью. Во время военной подготовки Мэйо проходит социализацию, рассчитанную на превращение его в офицера. У военных это процесс особый. Для новобранцев он начинается с наголо обритых голов, форсированных маршей, унизительных прозвищ; все это разрушает их индивидуальность и чувство собственного достоинства. Непрерывные смотры и муштра, суровые наказания за неподчинение общим требованиям вселяют почтение к власти. Сержант, который командует строевой подготовкой, имеет неограниченную власть: однажды он приказывает Мэйо чистить лестницу зубной щеткой. Если новобранцы не могут справиться с физическими упражнениями (например, на занятиях по бегу с препятствиями), их обзывают слюнтяями, маменькиными сынками, бабами или растяпами. (Единственная женщина, которая в фильме тоже готовилась стать офицером, должна была выполнять физические упражнения не хуже мужчин, чтобы окончить училище.) Хотя Мэйо получает звание офицера, многим из тех, кто с ним учился, это не удается. Требования устава военно-морского флота абсолютно незыблемы: люди, которые не соответствуют стандартам, непригодны для военной службы. Социализация в роли военного требует большего опыта, чем для обычной гражданской жизни. Тем не менее, мы все учимся играть определенные социальные роли: мы учимся вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к /94/ детям, студентам, служащим, супругам, родителям и т.д. Чтобы убедиться в важности усвоения социальных ролей, представим себе нашу жизнь без социализации. Что бы произошло, если бы дети оказались неспособны воспринимать знания и ожидания окружающих? Именно так случилось с Элен Келлер, которая ослепла и оглохла после болезни в малолетнем возрасте. Лишенная зрения и слуха, она росла как дикий звереныш несмотря на попытку родителей социализировать ее. Она хватала пищу из тарелок других людей во время обеда; дело доходило до драки, когда надо было мыться или надеть чистую одежду, а однажды она чуть не убила свою грудную сестренку, опрокинув ее люльку. Элен была совершенно не способна общаться с людьми, когда в ее жизни появилась учительница Энни Салливан. Салливан научила ее азбуке слепых, и Элен обрела возможность “говорить” и “слушать”, научилась общаться с окружающим миром. В результате ей удалось освоить свою социальную роль, и поведение Элен стало нормальным для ребенка ее возраста. Социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения (Бенгстон, Блэк, 1973). Итак, мы узнали, каким образом социализация дает нам возможность взаимодействовать и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений. Далее мы рассмотрим различные условия, при которых осуществляется социализация, а также ее влияние на микро- и макроуровни общества.

КАК ПРОИСХОДИТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого. Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В /95/ какой-то мере они тоже учатся у нас – социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников. Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать ее. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г. (Йэо, 1970). Тем не менее социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека. Например, случайные половые связи с биологической точки зрения вполне возможны, но каждое общество регулирует сексуальное поведение своих членов. Дальше мы рассмотрим, каким образом биологические и культурные факторы воздействуют на социализацию.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Южноафриканская птица ткачик обладает генетически запрограммированной способностью строить гнезда определенной формы из прутьев и шерсти животных. Был проведен потрясающий эксперимент: пять поколений этих птиц были лишены материалов, обычно используемых для сооружения /96/ гнезд. Тем не менее особи шестого поколения правильно выбрали из кучи различных материалов подходящие прутья и шерсть животных и построили прекрасные гнезда по образцу, характерному для их вида! Хотя людям свойственны такие генетически обусловленные рефлексы, как моргание, хватание и сосание, по всей видимости, в их генах не запрограммированы сложные виды поведения. Они вынуждены учиться одеваться, добывать пищу или строить для себя укрытие (Уильямс, 1972). Люди не только не обладают врожденными образцами поведения; они медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. В течение первого года жизни питание ребенка полностью зависит от заботы взрослых. Таким образом выживание младенцев зависит от взрослых, которые о них заботятся. В отличие от них детеныши обезьян сами добывают для себя пищу через три-шесть месяцев после рождения. В то же время длительность периода зависимости ребенка от взрослых полезна для него с точки зрения развития. Младенцы получают возможность усваивать навыки – например, способность говорить – которые намного сложнее, чем навыки любых других живых существ.

КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Поэтому американцы обычно с уважением относятся к прославленным спортсменам, астронавтам, к пятистам “людям года”, определяемых журналом “Fortune”. Индийцы склонны с почтением относиться к религиозным или политическим деятелям, выступающим против насильственных методов (например, к Махатме Ганди). Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Как мы узнали во 2-й главе, нормами называются ожидания и стандарты, управляющие интеракцией людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. Определенные нормы /97/ считаются более важными, чем другие: нарушение закона, запрещающего убийство, опаснее для общества, чем превышение установленной предельной скорости, составляющей 55 миль в час. Однако большинство норм вообще не отражено в законах. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым или инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям. На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почетом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая таким знаменитым бейсболистам, как Реджи Джексон, высокий социальный статус. Противоречивые идеалы могут сосуществовать: американцы придают важное значение овладению знаниями во имя развития науки и поддерживают такие организации, как Национальный научный фонд; в то же время они считают, что знания должны приносить практическую пользу, поэтому они аплодируют, когда сенатор Уильям Проксмайер вручает орден Золотого руна ученым, изучающим предметы, по его мнению, неинтересные или бесполезные. Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.

СОЦИОБИОЛОГИЯ

Некоторые социологи считают, что хотя культура влияет на поведение, характер человека формируется на основе биологических факторов. Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметом горячих споров. Некоторые ученые, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, что многие типы поведения от агрессии до альтруизма могут быть обусловлены генетически. /98/ Социобиологи и некоторые другие ученые-обществоведы уверены в существовании так называемой человеческой натуры. Согласно их точке зрения, это совокупность генетических предрасположений или тенденций, определяющих поведение данного человека. Однако они высказали различные мнения о возможностях и способностях человеческой натуры. Известный социобиолог Эдмунд О.Уилсон (1975) утверждает, что гены и гормоны оказывают и стимулирующее, и сдерживающее воздействие на наше поведение. Как считают социобиологи, существование врожденных механизмов, влияющих на поведение – результат тысяч, даже миллионов лет эволюции. В ходе смены сотен поколений происходило естественное увеличение числа носителей генов, способствующих выживанию человеческого рода. В результате этого процесса поведение современного человека включает генетически обусловленные действия, целесообразность которых доказана прошлым опытом. Например, с первого взгляда могло бы показаться, что альтруизм, или самопожертвование ради других, не способствует выживанию. Однако социобиологи утверждают, что альтруизм генетически обусловлен, так как способствует сохранению данного вида в целом. Дельфины оказывают помощь своим раненым собратьям; некоторые птицы отвлекают на себя внимание врагов, чтобы остальные могли улететь. Поскольку забота о любимых людях способствует продолжению рода, склонность к альтруистическому поведению укоренилась в наших генах. Как считают социобиологи, альтруизм является одним из многих типов генетически обусловленного поведения. Согласно Уилсону, биологические особенности человеческой натуры, помимо других факторов, стимулируют употребление мясной пищи, создание структур власти, совершенствование половых ролей и охрану своей территории. Некоторые типы поведения, например кровосмешение, не поощряются: если бы общество одобряло родственные браки, был бы поврежден общий генетический фонд. Некоторые социологи аналогичным образом объясняют и другие виды социального поведения. Конфликты между родителями и детьми возникают потому, что каждому ребенку хочется пользоваться всем, что имеют родители. В свою очередь, родители (гены которых лишь частично заложены в каждом ребенке) настаивают на необходимости все делить разумно, вследствие этого возникает напряженность в семье. Или другой пример. Чувство любви приводит к близости между мужчиной и женщиной, и повышается вероятность того, /99/ что они произведут потомство; половой акт обусловлен потребностью мужчины распространить свое семя; таким образом увеличивается вероятность выживания его генов. Поэтому, хотя социобиологи признают, что усвоенное поведение может преодолевать влияние большинства генетических факторов и опыт людей формируется главным образом на основе обучения (особенно в области усвоения языка и математики), тем не менее они настаивают, что гены и стимулируют и сдерживают некоторые виды поступков. Эта теория подверглась резкой критике со стороны многих ученых. В то время как некоторые физические особенности, например цветовая слепота (дальтонизм), действительно связаны с генетическими факторами, нет доказательств правильности основного принципа социобиологии, связывающего гены с тем или иным видом поведения. Более того социобиологи не принимают во внимание способность людей использовать символы и логически рассуждать, а ведь оба эти фактора в значительной мере влияют на поведение. Спор вокруг социобиологии продолжает давнюю полемику по вопросу о взаимоотношениях между культурой и человеческой натурой. Зигмунд Фрейд утверждал, что существует конфликт между биологическими побуждениями и требованиями культуры. Фрейд считал, что согласно требованиям цивилизации люди должны подавлять свои биологически обусловленные сексуальные и агрессивные побуждения. Другие исследователи общества, в частности Бронислав Малиновский (1937), высказали более компромиссную точку зрения. Они считают, что человеческие институты созданы для удовлетворения побуждений людей. Например, институты семьи и брака легитимируют секс, в то время как спортивные организации — агрессию. Как и всегда, истина находится, по-видимому, где-то между этими двумя точками зрения. Биология действительно устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в этих пределах люди проявляют исключительно высокую приспособляемость: они усваивают определенные образцы поведения и создают социальные институты, регулирующие использование или преодоление биологических факторов, а также позволяющие находить компромиссные решения этой проблемы.

мои социальные роли возможные ролевые конфликты пути их разрешения

Ответ:

У всех нас есть несколько социальных ролей, которые мы разыгрываем так сказать ежедневно. Социальная роль — это просто роль, которую мы имеем в обществе. Роли привязаны к статусам. Статусы — это социальные локаторы, которые сообщают людям социально идентифицирующую информацию о других.  

Итак, люди имеют статусы, но играют роли, связанные со статусами. Например, я занимаю следующие статусы: профессор, сестра, друг, наставник, путешественник, и этот список можно продолжить. Многие из нас имеют один и тот же статус, но мы не играем эту роль одинаково. Мы оцениваем людей на основе того, насколько хорошо они соответствуют социальным ожиданиям, связанным с ролью. И если это соответствие не точное, то может возникнуть тот самый ролевой конфликт.  

Один из моих любимых примеров социальных ролей — классная комната. Если вы внимательно посмотрите на динамику, которая разворачивается в классе, вы можете найти много разных замечательных примеров социальных ролей. В классной комнате у вас есть учитель, который играет роль лидера. Учитель практически полностью контролирует социальную динамику в помещении. Особенно с младшими учениками, иногда даже когда учитель делает что-то не так, ученики будут следовать за ним. Учитель, независимо от того, как он не любит, ведет комнату. Что касается учеников, то каждый из них играет различную роль в классе – отличник прилежно учится, а двоечник – не готов к сегодняшнему уроку.

Социальные роли — это разные личности, которых мы изображаем окружающим. Например: мать будет вести себя и вести себя иначе, когда она с детьми, чем она, если бы она обедала со своими друзьями. А если она ведет себя с детьми не так, как должна вести себя с ними, то это также создает конфликт, или наоборот, с друзьями возится как с детьми.

Ролевые конфликты возникают в рамках одной роли или между ролями. Например, мать нескольких детей работает, и эта роль работника часто конфликтует с ролью многодетной матери. Или политик говорит от лица партии и тем самым защищает одни взгляды, а на самом деле, верит в полярные.  

Чтобы разрешить ролевой конфликт достаточно посмотреть на свои роли осознанно и рационально. Нужно разделить роли и регулировать выполнение каждой из них.  

Социальные роли и многомерность личности

%PDF-1.3 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Социальные роли и многомерность личности
  • Сайкин Е. А. endstream endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > stream HTSMo0Ӵ*B-]u+EB{3dwv{0?~.S,\pPٳ.3.mC̾’Z2r/g/h.9pqe-cDm}KNȩ!L ڂhb2Y0|S%=R4}5QAj [P )X UL[ 6t>|{Yb%_9#y)j]k7/$l{`c I \Al!hQlXf,aPSZ[rWTզ’Rct8

    Основные проблемы освоения социальных ролей абитуриент: понятие роли и статуса

    Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями. Может относиться к группе людей.

    Различают статусы:

    достигаемый — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост, профессия).

    предписанный — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье, пол, раса, национальность), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

    Человек имеет основные или постоянные (определяющие его жизнедеятельность – профессор, коммунист, католик) и неосновные или временные (влияющие на детали поведения – пешеход, покупатель, пациент) статусы.

    Существуют различные виды статусов: Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные, кровно-родственные и т.д.

    За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория (врачи, христиане, пешеходы, покупатели).

    Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп!!!

    Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. У человека может быть множество ролей.

    Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли.

    Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом:

    1) По масштабу. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. А в других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки).

    2) По способу получения. Роли делятся на предписанные и достигаемые аналогично статусам.

    3) По степени формализации. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами.

    4) По видам мотивации. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

    19 января 2017 года специалисты Судиславского районного молодежно-спортивного центра «Олимп» в очередной раз подготовили и провели интересное мероприятие для студентов Костромского автодорожного колледжа.

    На этот раз молодые специалисты центра и методисты разработали мероприятия с элементами тренинга «Я и мои социальные роли».

    В начале тренинга, учащиеся первых курсов посмотрели презентацию «Социальные статусы и роли». Во время просмотра и работы с презентацией студенты активно вступали в обсуждение, приводя свои примеры из жизни, обсуждая трудности социализации молодежи в обществе.

    Затем ребятам было предложено сыграть в игру «Я в будущем». Задачами игры-тренинга является создание условий для формирования у учащихся умений и навыков, необходимых для сознательного выполнения основных социальных ролей, углубления знаний учащихся о социальном статусе личности. Целью игры является формирование основ социальной культуры. Ребятам было предложено нарисовать себя в будущем, какими они видят себя, в каких профессиях, социальных статусах и ролях.
    Также обсуждались вопросы, касающиеся будущего студентов. Что ждёт их в будущем, как сложиться их жизнь, смогут ли они достигнуть поставленных целей и что им для этого нужно делать?

    Подводя итоги мероприятия, ребята в своих выступлениях говорили о важности социализации личности, о воспитание активной социальной ответственности, осознании долга перед обществом, понимании необходимости соблюдения социальных норм и правил.

    Результатом социализации является приобретение человеком определенной позиции в обществе, или статуса.

    Социальный статус – положение индивида в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, образованием, собственностью, семейным положением, родом занятий и т.д. Статус связан с другими социальными позициями через систему прав и обязанностей: статус «преподаватель» имеет смысл только по отношению к статусу «студент», но не по отношению к водителю такси, директору Дома культуры или менеджеру турфирмы. Для них он просто индивид.

    Каждый человек обладает большим количеством статусов, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Например, он мужчина, отец, муж, преподаватель, доцент, кандидат наук, пожилой человек, директор филиала крупного вуза, православный и т.д. Один и тот же человек может занять противоположные друг другу статусы, но по отношению к разным людям: отец – по отношению к своим детям, сын – по отношению к своим родителям. Совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку, называется статусным набором.

    В статусном наборе всегда имеется главный, или доминирующий, статус. Главным статусом называют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди, который играет для него самого первостепенное значение и с которым он сам себя идентифицирует. Для взрослого человека, вступившего во вторичную социализацию, это чаще всего профессиональный статус. Представляя друг другу незнакомых людей, мы в первую очередь указываем их род деятельности, а не семейное положение или национальную принадлежность. Главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

    С понятием социальный статус не следует путать понятие личный статус. Если социальный статус показывает положение индивида в обществе как представителя крупной социальной общности (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии), то личный статус характеризует его положение среди непосредственно окружающих его людей, в малой группе. Это положение зависит от того, как его оценивают и воспринимают окружающие (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть признанным авторитетом или изгоем, заводилой в компании или никому не интересной тихоней означает занимать свое место в системе межличностных, но нс социальных отношений. При этом уровни социального и личного статуса могут не совпадать. Человек может занимать высокий социальный статус (депутат областного законодательного собрания), но обладать низким личным (у него нет друзей, а соседи по лестничной площадке не хотят даже приветствовать его).

    В зависимости от той роли, которую сыграл человек в приобретении своего статуса, различают приписываемый и достигаемый социальные статусы. Приписываемым называется статус, полученный человеком от рождения (национальность, пол), по наследству (унаследовал корпорацию) или в силу иных причин вне зависимости от воли и усилий человека. Достигаемый статус приобретается собственными усилиями индивида, в результате его свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Профессиональный статус, статус мужа или жены – это примеры достигаемых статусов.

    С понятием социального статуса неразрывно связано понятие социальной роли.

    Социальная роль представляет собой определенную ожидаемую модель поведения, прочно связанную с конкретным статусом. Строго говоря, любой статус предполагает наличие конкретной роли, которая представляет собой шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, относящихся к конкретному статусу: от школьного учителя социальное окружение ожидает один вид поведения, а от водителя- дальнобойщика – несколько иной.

    Статусы и роли связаны между собой через ожидания людей. Поведение, соответствующее ожиданиям окружающих в связи с неким статусом, называется ролью. Поведение ролью не является. Социальная роль индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

    Любой социальный статус, как правило, включает ряд социальных ролей. Если взять статус вузовского профессора, то он предполагает такие роли, как преподаватель, исследователь, автор научных статей, наставник молодежи, консультант предприятий, администратор, специалист в своей области знания. Каждая роль из его ролевого набора подразумевает особую манеру поведения. Даже две схожие роли профессора – преподаватель и наставник – подразумевают различные отношения со студентами. Первая состоит в соблюдении формальных действий: чтение лекций, проверка курсовых работ, прием экзаменов, руководство выпускными квалификационными работами и т.д. Вторая касается неформальной стороны работы преподавателя, заставляя его быть советчиком, старшим другом. В соответствии с этим у каждой роли имеется свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора среди коллег-преподавателей, в среде администрации вуза – совершенно не те, что складываются у него со студентами, аспирантами или редакторами журналов. Ролевой набор формирует набор социальных отношений: параллельно понятию статусного набора используется понятие «ролевой набор». Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

    Люди по-разному видят себя в своих статусах и соответствующих этим статусам ролях. Нередки случаи, когда человек буквально сливается с ролью: учитель ведет себя как наставник не только со своими учениками, но и с друзьями, родственниками, соседями; полицейский пытается в действиях каждого, кто попадается под руку, искать злой умысел, автоматически перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Тотальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием от роли.

    Большинство ролей – член профсоюза, автомобилист, пешеход, покупатель – являются личностно не значимыми для человека. Их существование или отсутствие не является критичным для человека, в них не вкладывается душевная составляющая. Другие роли, прежде всего связанные с главным статусом, напротив – воспринимаются как часть «Я». Их потеря может переживаться достаточно глубоко, как личная трагедия. Мужчиной – главой семьи потеря работы переживается как крушение личности. У безработного меняется стиль и образ жизни, портятся отношения с близкими и родными, идет переоценка системы ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения во весь статусный набор.

    Таким образом, у каждого человека имеется своя ролевая система. С какими-то ролями человек идентифицирует себя в большей степени (ролевая идентификация), с другими – в меньшей (дистанцирование от роли).

    Исполнение человеком его роли в строгом соответствии с социальным статусом упорядочивает общественные отношения. Конечно, зачастую реальное поведение людей не сводится к чисто ролевому, оказываясь гораздо богаче. Во-первых, человек одновременно исполняет несколько ролей, которые, вступая в самые разные взаимоотношения (дополнения, отрицания) между собой, рождают многогранность поведения. Во-вторых, характер исполнения роли зависит от групповых и личностных особенностей. Один инспектор ДПС идет навстречу водителям и наказывает их за мелкие нарушения лишь предупреждением, другой строго подходит к исполнению обязанностей, сразу выписывая штраф; пожилой школьный учитель ведет себя иначе, чем молодой. Все они исполняют одну роль, но по-разному. В-третьих, исполнение роли зависит от обстоятельств, времени и места. Начальник ведет себя по-разному в рабочее и внерабочее время, на юбилее сотрудника, не переставая быть начальником. Поэтому чисто ролевое поведение со стороны нередко может выглядеть неадекватным.

    Длительное и добросовестное исполнение профессиональной роли не только вырабатывает стойкий стереотип поведения, но и может влиять на свойства личности, ее мировосприятие и образ жизни.

    Типология личности

    Любое общество ставит перед собой цель формирования своих членов в соответствии с определенным набором социальных установок, принятых норм и правил поведения.

    Поэтому общество посредством государственного аппарата старается контролировать процесс социализации, формализуя семейные отношения, диктуя образовательные стандарты, регулируя трудовые отношения, контролируя деятельность СМИ и т.д.

    При этом, несмотря на определенные усилия по стандартизации образования и воспитания для каждого нового члена общества, каждый человек формируется как индивидуальность, как самостоятельная личность, отличающаяся по различным характеристикам от других представителей человеческого рода. Эти характеристики могут быть схожими у больших групп людей, что позволяет выделить различные типы личности.

    Социальные типы личности являются результатом длительного процесса развития общества и его экономических, культурных и историкогеографических условий развития. Это результат того, как человек реагирует на влияние общества, проявляющийся в его жизненных ориентирах и предпочтениях.

    В современном обществе можно выделить несколько классификаций типов личности. Одна из них выделяет идеальный, базисный и модальный типы личности.

    Идеальный (т.е. воображаемый, существующий как некий образец) тип личности – это тот, к которому общество стремится и на который оно равняется. Этот тип личности не привязан ни к каким конкретным условиям своего формирования. В идеальном типе личности общество видит то, что оно желает сформировать в человеке.

    Базисный тип личности является отражением текущих процессов общественного развития, он максимально встраивается в реалии настоящего момента в жизни общества, отвечая его потребностям.

    Модальная личность – это та, которая реально преобладает в данном обществе.

    Еще одна классификация типов личности исходит от ценностных ориентаций личности конкретного типа. В соответствии с пей выделяют типы идеалиста, реалиста, традиционалиста, гедониста и тип подавленной личности.

    Идеалисты характеризуются ярко выраженным стремлением к независимости, пренебрежением к авторитетному мнению, недоверием к традиционным ценностям и нормам.

    Чертами реалистов являются здоровый скептицизм, самодисциплина, самоконтроль. У реалистов ярко выражено чувство долга и ответственности в сочетании со стремлением к самореализации.

    Традиционалисты во главу угла ставят понятия законопослушания, долга, порядка, дисциплины, в то время как стремление к самореализации, индивидуализм и креативность не являются сильной их стороной.

    Гедонист склонен получать максимум удовольствия от жизни, он живет ради удовольствий, которые нужны «прямо сейчас» – это классический пример человека общества тотального потребления. Удовлетворение потребительских желаний становится смыслом жизни гедониста.

    Личность подавленного типа отличается низкой самооценкой, угнетенным самочувствием, ощущением себя выброшенным из потока жизни.

    Зачастую сложно отнести человека только к какому-то одному из описанных типов личности. Психика каждого индивида уникальна, поэтому в каждом человеке сочетаются черты различных типов личности с преобладанием, как правило, одного из них. В этом проявляется то, что человек – сложное биосоциальное существо, поэтому классифицировать тип его личности непросто.

    Мои социальные роли в школе и дома» — презентация на Slide-Share.ru 🎓

    1

    Первый слайд презентации: Мои социальные роли в школе и дома»

    Подготовил: Пряников Артемий, ученик 7А класса

    Изображение слайда

    2

    Слайд 2: Социальные роли бывают основными и ситуационными

    Основная (гражданин, член семьи, труженик, собственник, потребитель и др.)

    Изображение слайда

    3

    Слайд 3

    Ситуационная (пассажир, пешеход, покупатель, зритель и др.)

    Изображение слайда

    4

    Слайд 4: Общество

    Ролевые требования к человеку выдвигает общество. Эти требования закреплены в правилах – социальных нормах. Общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают выполнение социальных ролей.

    Изображение слайда

    5

    Слайд 5: Мои роли школе

    роль мальчика роль друга роль ученика, слушателя роль дежурного роль зрителя, читателя и т.п.

    Изображение слайда

    6

    Слайд 6: Мои роли дома

    Старший брат — ты должен не только следить за братом или сестрой, но и не подавать дурной пример. Так же надо уважать и не оскорблять. Сын — в любой ситуации ты должен поддержать своих (маму и папу) предложить им свою помощь. Внук – ты должен помогать и уважать (дедушку и бабушку).

    Изображение слайда

    7

    Последний слайд презентации: Мои социальные роли в школе и дома»: Спасибо за внимание

    Изображение слайда

    Социальные роли Видеоурок по обществознанию 11 класс mp3 download (14.35 MB)