Морально нравственный: нравственный | Как правильно морально-нравственный?

Морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями // Психология и право — 2019. Том 9. № 2

Аннотация

В статье описывается морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями. Проблемой исследования является морально-нравственная сфера личности подростков. Рассматривается процесс формирования моральных суждений с учетом его динамики от преконвенционального до постконвенционального уровней развития у подростков с противоправным поведением. Обследовано 60 подростков с агрессивным асоциальным поведением в возрасте от 14 до 17 лет. Они подозревались в совершении различных правонарушений и в отношении них были возбуждены уголовные дела. Обследуемые были распределены на две группы: первая группа представлена подростками в возрасте 14—15 лет, вторая — 16—17 лет. Учитывался фактор проживания обследуемых (жители Москвы и приехавшие из различных регионов РФ). С помощью методики Л. Кольберга проводилось выявление особенностей морального сознания у обследуемых лиц. Обращалось внимание на уровни развития морального сознания (преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный уровени). Выводами исследования являются сведения о развитости морально-нравственных суждений у подростков с опасными социальными девиациями. Получены данные о возрастной детерминации морального развития и в зависимости от региона проживания обследуемых.

Ключевые слова: социальные девиации, правовая социализация, моральные суждения, уровни морали, моральное развитие

Рубрика издания:

Ювенальная юридическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/psylaw.2019090218

Для цитаты: Славова Н.А., Чвякин В.А. Морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 264–275. DOI: 10.17759/psylaw.2019090218

Полный текст

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления нарушений морально-нравственного развития у подростков, которые со временем становятся социально опасными. Дефекты правовой социализации личности уже в подростковом возрасте проявляют себя в качестве социально неодобряемых форм поведения [2; 6]. Крайним и наиболее опасным в общественном отношении проявлением социальной девиации считается социальная агрессия именно в молодежной среде [6; 11].

Такие социальные девиации самым негативным образом сказываются на развитии и самого подростка, поскольку препятствуют формированию у него полноценных социальных коммуникаций [7]. Подавляющее большинство социальных связей при условии наличия дефекта правовой социализации приобретают негативный характер, нередко криминализируются по своему содержанию, подросток ожесточается, становится изгоем. Поэтому проблема социальных девиаций в подростково-юношеской среде является значимой не только в общественном отношении, но еще и в отношении гуманитарном [5].

Правовая социализация личности подростка в значительной мере детерминирована его культурным окружением. Поэтому можно говорить, что процессы правовой социализации и культуры права взаимосвязаны между собой [4]. К тому же первичное отклонение подразумевает, что в целом поведение человека и его социальные действия соответствуют тем культурным нормам и морально-нравственным ценностям, которыми располагает общество. Одной из причин социальной девиации и вспышек агрессивного, девиантного (асоциального) поведения, в соответствии социологическими и (или) культурными теориями, может стать неудачная правовая социализация [3; 6]. Имеется в виду некорректное восприятие социальных норм и морально-равственных ценностей, в результате чего развитие морального сознания у подростка останавливается (задерживается), что в конечном итоге приводит к деформации культурно-правовой основы личности в целом. Приблизительно таким образом происходит процесс криминализации личности именно в подростковом возрасте [8; 10].

Этот процесс в дальнейшем зависит от условий жизни молодого человека, его окружения и от необходимости адаптироваться в социальном отношении. Социальная адаптация требует существенного напряжения, которое молодой человек не всегда способен преодолеть самостоятельно, поскольку необходимых для этого социальных качеств оказывается явно недостаточно [10].

Именно поэтому культурная детерминация процесса формирования социальных качеств в широком смысле представляется критическим регулятором выбора социальных ориентаций молодежи [2]. Развитие, происходящее в условиях социального комфорта, в значительной мере способствует гармоничному развитию личности. Однако нужно учесть, что условия социального комфорта не предполагают вседозволенности, порождающей стремление к волюнтаризму и другим отрицательным социальным явлениям. Социальный комфорт — такое состояние взаимоотношений человека и общества, при котором, с одной стороны,  поведение и социальные ценности человека не представляют существенную угрозу функционированию самого общества, а с другой стороны, когда нет никаких потенциальных рисков ограничения социальных свобод человека. Это довольно динамическое и нестабильное взаимодействие, но его нестабильность относительна, так как в здоровом обществе активны различные регуляторы поведения человека (право, культура, наука, спорт и др.). Усвоение таких социальных регуляторов поведения является важным для формирования культурно- правовой основы личности подростка [8].

Методология исследования обеспечивается теорией морального развития Л. Кольберга, в соответствии с которой моральное сознание — это система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Морально-нравственное развитие имеет три уровня: преконвенциона́льный, конвенциона́льный и постконвенциона́льный. Каждый уровень предполагает несколько стадий развития морального сознания [9].

Предмет исследования — морально-нравственная сфера личности подростков с общественно опасным поведением.

Новизна исследования заключается в установлении динамики формирования морально-нравственных качеств у подростков с явно выраженными социальными девиациями в виде противоправного поведения.

Цель исследования — выявить особенности развития морального сознания у подростков с выраженным асоциальным поведением.

Были обследованы 60 подростков с явно выраженным агрессивным асоциальным поведением в возрасте от 14 до 17 лет. Все они подозревались в совершении различных правонарушений и в отношении них были возбуждены уголовные дела. Поскольку этот возраст является критическим для формирования (созревания) морального сознания, все обследуемые были распределены на две группы: первая группа представлена подростками в возрасте 14—15 лет, вторая — 16—17 лет. Учитывался также фактор проживания обследуемых (жители Москвы и приехавшие из различных регионов РФ).

С помощью методики Л. Кольберга проводилось выявление особенностей морального сознания у обследуемых лиц. В частности, обращалось внимание на уровни развития морального сознания (преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный уровени). Соответственно каждому уровню оценивалось развитие моральных суждений:

а) преконвенциональный уровень (отличается эгоцентричностью) — поступки оцениваются по принципу выгоды.

б) конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда подросток некритично усваивает нормы своей референтной группы (семьи, класса, группы сверстников).

в) постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом они основаны на личном выборе и имеют общечеловеческое значение.

Учитывалось также, что в каждом из уровней имеется по две стадии развития морально-нравственных качеств. По мере развития уровня нравственных суждений увеличивается и соответствие нравственных оценок подростка его поведению.

Анализ результатов исследования показал, что представления о социальной нормативности поведения у подростков-правонарушителей довольно жестко детерминированы недостаточным развитием у них морально-нравственных установок и моральных суждений вообще.

Так, исследование развитости морального сознания у подростков-правонарушителей позволило установить, что большинство из них по выраженности своих моральных суждений были отнесены к преконвенциональному и конвенционльному уровню развития (табл. 1).

Таблица 1

Развитие морального сознанияу подростков (%)

Уровень морального сознания

1415 лет

1617 лет

%

Преконвенциональный

56

46

54

Конвенциональный

41

50

44

Постконвенциональный

3

4

3

Как следует из данных табл. 1, в обеих возрастных группах подростков-правонарушителей доминирует пре- и конвенциональное моральное сознание. Но в старшей возрастной группе 50% представителей характеризуются как носители конвенциональных моральных убеждений по сравнению с 41% младшей возрастной группы подростков-правонарушителей. Это свидетельствует о том, что по мере взросления отмечается относительное снижение представленности носителей преконвенциональных моральных убеждений с 56% до 46%. Такую динамику можно считать позитивной и дающей основание полагать, что меры педагогического воздействия в таких случаях еще могут дать положительный эффект.

Тем не менее, моральная нормативность поведения у подростков-правонарушителей формируется на уровне пре- и конвенциональности. Этого явно недостаточно для того, чтобы у подростков стали работать морально-нравственные регуляторы социально одобряемого поведения. Связано это с тем, что преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностыо — поступки оцениваются по принципу выгоды. Хорошо то, что доставляет удовольствие; плохо то, что причиняет неудовольствие (за что следует наказание). Конвенциональный уровеньразвития моральных суждений достигается тогда, когда подросток некритично усваивает нормы своей референтной группы: семьи, класса. Эти правила (даже очень хорошие) не выработаны самой личностью, а приняты как внешние ограничители.

Часто встречаемые в социальной психологии представления о безапеляционности суждений, моральной опустошенности и эмоциональной холодности подростков-правонарушителей требуют более углубленного изучения с позиций критиковавшихся ранее биологизаторских концепций личности, поскольку оперирование такими понятиями, как социально-психологическая дезадаптированность личности подростка-правонарушителя, по нашему мнению, имеет только теоретическое значение. О подростках с грубыми социальными девиациями, которые выражаются в уголовно наказуемом поведении, нередко можно слышать краткие, но емкие характеристики, типа моральное уродство и т. п. Такие характеристики не лишены основания.

Как показали результаты исследования (табл. 2), среди подростков-правонарушителей Москвы и регионов имеет место совпадение по представленности недостаточной развитости морального сознания. По-видимому, это связано с тем, что под наблюдением находились лица, которые уже были отнесены к категории риска по социальным девиациям, они уже совершили различные социально опасные действия и попали под контроль правоохранительных органов.

Таблица 2

Развитие морального сознания у подростков в зависимости от места жительства (%)

Уровень морального сознания

Москва

Регионы

Преконвенциональный

33

49

Конвенциональный

54

45

Постконвенциональный

13

6

Анализ данных табл. 2 показал, что в обеих группах 33—49% подростков-правонарушителей преимущественно являются носителями преконвенциального, а 45—54% — конвенционального морального сознания. В общей совокупности 87% подростков-правонарушителей из Москвы и 94% — из регионов имеют явный дефицит развития морально-нравственных убеждений о нормальном в социальном отношении поведении. Лишь 6—13% обследованных лиц имеют показатели постконвенциального уровня морального сознания.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что развитость моральных суждений у обследованных подростков полностью соответствует уровню выявленных стадий морально-нравственной регуляции поведения. Но однозначной возрастной детерминации в этом отношении выявлено не было. Несмотря на то, что обе группы обследованных подростков в возрастном отношении отличались, по-видимому, им присущи схожие условия морально-нравственной социализации и однотипность культурно-правовой организации личности в целом. Скорее всего, это связано с одинаковыми условиями воспитания и схожим социальнымопытом.

Исследование морального сознания подростков включало использование девяти дилемм, в оценке каждой из которых сталкиваются наличные моральные ценности разного уровня. При этом моральные умозаключения представляли собой не отдельные ответы—вопросы, а целостную (базальную) морально-психологическую организацию личности. В ее составе одни «операции» уже находятся в согласовании друг с другом, другие — в рассогласовании. Чем выше стадия развития, тем более согласованной становится моральная система личности. Ведущей функцией морального суждения считается рациональность или познавательная оценка ситуации. Это так называемая дискриптивнаяособенность суждения. Следующая особенность — предписательная, т. е. ориентирующая на выполнение определенных действий. При внутренне согласованной системе моральных ценностей потенциал предписательности растет. Это означает, что по мере развития уровня нравственных суждений увеличивается соответствие нравственных оценок подростка его поведению (и наоборот). В этом заключается смысл динамики процесса морально-нравственного развития и культурно-правовой организации личности подростка.

Таблица 3

Структура морального сознания у подростков в зависимости от возраста (%)

Уровень морального сознания

Стадия

1415 лет

1617 лет

%

Конвенциональный

3

22

28

25

4

21

24

23

Постконвенциональный

5

27

38

33

6

4

1

3

Несмотря на то, что однозначной возрастной детерминации развитости моральных суждений именно у обследованных подростков выявлено не было, некоторые отличия в структуре морального сознания у подростков в зависимости от возраста все-таки имеются. Так, анализ данных табл. 3 показал, что у 48% всех подростков-правонарушителей конвенциональный уровень морального сознания структурно был представлен 3—4-й стадиями развития. Только 36% из числа всех обследованных могут быть отнесены по уровню развития морального сознания к 5-й и 6-й стадиям. Причем шестая стадия постконвенциального уровня развитости морального сознания представлена 3%.

Структура морального сознания у подростков в зависимости от возраста свидетельствует о том, что моральные представления подростков о социальной нормативности поведения включали в своем подавляющем большинстве убеждения примитивного потребительского гедонизма, а отношение к идее самоценности человеческого существования было связано с количеством удовольствий, которые могут быть получены в результате конкретных паттернов асоциального (противоправного) поведения. Кроме того, ценность человеческой жизни у таких подростков смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет.

Такая мораль подростков-правонарушителей не просто социально опасна, но она еще и свидетельствует о негативных в общественном отношении тенденциях среди подростков вообще. Стремление к наслаждениям, которое не сдерживается запретами социального контроля, закономерно приводит к правонарушениям, так как растлевающее влияние гедонизма не компенсируется морально-нравственной зрелостью личности подростков. Степень развитости моральных суждений у таких подростков предполагает возможность правонарушения как поступка, необходимого для удовлетворения неосмысленных гедонистических и одновременно примитивных эгоистических потребностей. Именно в этом заключается дефект культурно-правовой организации личности подростков с явными признаками социальных девиаций.

Таблица 4

Структура морального сознания у подростков в зависимости от места жительства (%)

Уровень морального сознания

Стадия

Москва

Регионы

%

Конвенциональный

3

44

38

44

4

10

7

10

Постконвенциональный

5

10

6

10

6

3

0

3

Анализ данных табл. 4 показал, что у тех подростков-правонарушителей, моральное сознание которых в своем развитии достигло уровня постконвенциональности, уровень самой развитости может быть охарактеризован как 5—6-й. Необходимо отметить, что такой уровень моральных суждений позитивным образом ориентирован на систему социальных отношений и достаточно редко встречается даже у взрослых (сознательных) людей. По-видимому, это были дети из так называемых «благополучных» семей или они совершили «случайные» преступления.

Для девиантных подростков из Москвы характерно более частое проявление посконвенциональных норм морали (10% и 3% соответственно), по сравнению с подростками из регионов, у которых были выявлены признаки постконвенциональности морального сознания только на пятой стадии развития (6%).

Конвенциональные характеристики сознания встречаются в обеих группах значительно чаще, как в Москве, так и в регионах. Однако динамика этого уровня развития морального сознания негативная. При переходе от 3-й к 4-й стадии конвенциональности морального сознания отчетливо наблюдается снижение его показателей от 44 до 10% в группе подростков из Москвы и от 38 до 7% — у подростков из регионов. По-видимому, именно на этих стадиях происходит задержка морального-нравственного развития у обследуемых. И поэтому переход в дальнейшем к взрослости в этом отношении представляется достаточно проблемным, поскольку дефект морально-нравственного развития препятствует формированию культурно-правовой организации личности в целом.

Мораль, влияя на целеполагание человека, способствует социальной регуляции его поведения, возникает как реакция на противоречия, проявляющиеся между реальным и должным. Когда внутренний контроль не сформирован или ослаблен, а контакты с обществом нарушены или извращены, подросток становится опасным для социума. Результаты исследования показали, что у подростков-равонарушителей, независимо от их возраста и территориальной принадлежности, в большинстве случаев отсутствуют представления о моральной нормативности поведения. Поэтому в структуре их переживаний по поводу свершенных правонарушений не отмечалось чувство вины или стыда. Чаще, наоборот, преобладали хитрость, лживость и изворотливость.

Выводы

1. У всех подростков-правонарушителей доминирует пре- и конвенциональное моральное сознание. Но в старшей возрастной группе 50% представителей характеризуются как носители конвенциональных моральных убеждений по сравнению с 41% младшей возрастной группы подростков-правонарушителей. Это свидетельствует о том, что по мере взросления отмечается относительное снижение представленности носителей преконвенциональных моральных убеждений с 56% до 46%. Такую динамику можно считать позитивной и дающей основание полагать, что меры психолого-педагогического воздействия в таких случаях еще могут дать положительный эффект.

2. 33—49% подростков-правонарушителей являются носителями преконвенциального, а 45—54% конвенционального морального сознания. В общей совокупности 87% подростков-правонарушителей из Москвы и 94% представителей регионов имеют явный дефицит развития морально-нравственных убеждений о нормальном в социальном отношении поведении. Лишь 6—13% обследованных лиц имеют показатели постконвенциального уровня морального сознания.

3. Однозначной возрастной детерминации развитости моральных суждений у обследованных подростков выявлено не было. Но некоторые отличия в структуре морального сознания у подростков в зависимости от возраста все-таки имеются. Так, у 48% всех подростков-правонарушителей конвенциональный уровень морального сознания структурно был представлен 3—4-й стадиями развития. Только 36% из числа всех обследованных могут быть отнесены по уровню развития морального сознания к 5-й и 6-й стадиям. Причем шестая стадия постконвенциального уровня развитости морального сознания представлена 3%.

Структура морального сознания у подростков в зависимости от возраста свидетельствует о том, что моральные представления подростков о социальной нормативности поведения включали в своем подавляющем большинстве убеждения примитивного потребительского гедонизма.

4. У подростков-правонарушителей, моральное сознание которых в своем развитии достигло уровня постконвенциональности, моральные суждений позитивным образом ориентированы на систему социальных отношений. Такие моральные суждения достаточно редко встречаются даже у взрослых (сознательных) людей. По-видимому, это были дети из так называемых «благополучных» семей или они совершили «случайные» преступления.

Литература

  1. Александрова С.Н. Формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2008. 287 с.

  2. 2. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 5—17.

  3. Астраханцева С.В. Теория и практика социально-культурного развития личности в сфере свободного времени: монография. М.: МГУКИ, 2011. 111 с.

  4. Беликова С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2006. С. 21.

  5. Блясова И.Ю. Девиантное поведение несовершеннолетних и правовой нигилизм: монография. Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 291 с.

  6. Воробьева К.А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях // Воспитание школьников. 2013. № 4. С. 45—49.

  7. Кобусь Н.Г. Социально-психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей: дисс. канд.психол. наук (19.00.05). М., 2006. 197 с.

  8. Муслумова Т.В. Правовая культура детей: Социально-философский анализ: монография. Уфа: РИЦ РИО БашГУ, 2003. 294 с.

  9. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. С. 103—112.

  10. Чвякин В.А. Социологическое исследование адаптивности и моральной нормативности поведения девиантных подростков // Полицейская деятельность. 2014. № 3. С. 239—250. doi: 10.7256/2222-1964.2014.3.12006

  11. Чвякин В.А., Жучков В.В. Общественная безопасность и коммуникативные регуляторы // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 2(8). С. 130—132.

  12. Черникова Н.В. Формирование нравственных качеств у подростков с девиантным поведением: дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2007. 310 с.

Славова Наталья Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры юридических дисциплин, Российский новый университет, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Чвякин Владимир Алексеевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, Московский политехнический университет, Москва, Россия, e-mail: 195805@mail. ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2205
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 505
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

PlumX

Метрики публикации

Становление человека. Морально-нравственный кризис общества и пути его преодоления современной школой – Учительская газета

​Духовный кризис в современной России, к сожалению, явление, которое приобретает с каждым днем все большую остроту. После развала СССР, в связи с разрушением коммунистической идеологии, возникла брешь, которая никак не заполнится до сих пор. Современное общество, больше озабоченное вопросом зарабатывания денег, карьерным ростом и личностным развитием, мало уделяет внимания ситуации моральной и нравственной деградации.

Эта тенденция не могла не затронуть и подрастающее поколение школьников. Зачастую многие родители заняты материальным обеспечением детей, возлагая ответственность за нравственное развитие своего ребенка на школу, поэтому общеобразовательное учреждение становится одним из основных нравственных институтов. Школьное время отлично подходит для формирования морали и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как: гуманные и толерантные отношения между людьми; чувство долга и ответственности за свое поведение, трудолюбие и потребность в труде, бережное отношение к природе, культура общения, самопознание и самовоспитание.Каким образом школа может формировать понятие о моральных ценностях и какова роль морального воспитания? Роль морального воспитания очень важна как для формирования личности учащихся, так и для социальной адаптации. Духовно-нравственные ценности – это совокупность принципов и норм, определяющая межличностные отношения, понятия о добре и зле, хорошем и плохом. Мораль и нравственность формируются постепенно. На начальном этапе развития личности у ребенка формируется элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании взрослым, своим родителям. Поведение ребенка регулируется извне и закладывается родителями. Он фиксирует и запоминает их поведение и стремится скопировать, с их слов начинает понимать, что делать правильно, а что недопустимо.На следующем этапе развития прививается конвенциональная нравственность, возникают собственные представления о добре и зле, сравнение себя с окружающими и индивидуальная нравственная оценка своего и чужого поведения. Ребенок начинает ориентироваться на общественное мнение, его поведение направлено на одобрение со стороны окружающих.Далее происходит формирование автономной нравственности. Человек формирует личное мнение о правильности или неправильности своих поступков с точки зрения морали. Происходит личностная оценка своих моральных принципов, основанная на собственных ощущениях – совести и стыде. На какой моральный идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознает ответственность за государство, воспитан в традициях Российской Федерации.Современные дети не очень хорошо осознают эти высокие идеалы, более того, смена системы ценностей их полностью дезориентирует и создает ложные идеалы, например, гражданский брак, а не полноценная семья. Тем не менее школа должна заботиться о развитии личности ребенка, помочь ученику разобраться в себе, выстроить модель поведения в той или иной ситуации, и понять, как вести себя в дальнейшей жизни в социуме.Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы: вовлечение учащихся в волонтерскую и благотворительную деятельность (помощь больным детям, социально незащищенным группам граждан), обсуждение проблемы веротерпимости и свободы совести и смысла жизни, семейного воспитания, отношения между людьми, ЗОЖ, любви к Родине и патриотизма. Актуальны в связи с этим следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы, выпуск стенгазет и создание проектов. В процессе воспитания также необходимо использовать системно-деятельностный подход, так как он развивает мышление, помогает моделировать различные жизненные ситуации, помогает найти выход из самых сложных положений.Роль учителя в формировании личности принципиально важна. Учитель играет в жизни учащегося роль проводника, воспитателя, помощника и наставника. В свете этого в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога, дискуссии и беседы, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, помогать ученику сделать морально-нравственный выбор в нелегкой жизненной ситуации, направлять его по верному пути, включать детей в процесс педагогической деятельности. Это способствует сближению педагогов и учеников.Школа должна вовлекать учеников в различные виды деятельности (общественная, трудовая, учебная и другие), а также формировать положительное отношение к ней. При верном подходе подобное отношение укрепляется в сознании и поведении как единственно верное, оно становится обычным, превращаясь в черту характера или в личностное качество. Таким образом, можно воспитать патриотизм или трудолюбие. Единство социального и педагогического управления воспитанием школьников может быть достигнуто также посредством возрождения детско-юношеских и молодежных движений. Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создание современной инновационной экономики и гражданского общества, минуя человека, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Таким образом, воспитание моральных ценностей в процессе обучения определяется ключевыми духовными ценностями и общепринятыми отношениями. Цель педагогического обучения – формирование нравственно устойчивой человеческой личности, но без правильного подхода и стимулирования это практически невозможно. Поэтому педагоги должны прививать ученикам нравственность и мораль через личный пример и использование огромного жизненного опыта, накопленного человечеством.Ирина ШИЛЬДТ, учитель истории и обществознания школы №1508

Моральное определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Подробнее о морали
  • Примеры
  • Британский
  • 900 17

    Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.

    [ mawr-uhl, mor- ]

    / ˈmɔr əl, ˈmɒr- /

    Сохранить это слово!

    См. синонимы для: мораль / мораль на Thesaurus.com

    Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


    прилагательное

    относящееся к принципам или правилам правильного поведения или различия между правильным и неправильным; этические: моральные установки.

    выражение или передача правды или совета относительно правильного поведения в качестве оратора или литературного произведения.

    , основанный на фундаментальных принципах правильного поведения, а не на законах, законах или обычаях: моральные обязательства.

    , способный соблюдать правила правильного поведения: нравственное существо.

    соответствующий правилам правильного поведения (в отличие от аморального): нравственный человек.

    добродетелен в сексуальных отношениях; целомудренный.

    относительно разума, чувств, воли или характера или воздействия на них: моральная поддержка.

    опираясь на убедительные основания вероятности; виртуальный: моральная уверенность.

    сущ.

    нравственное учение или практический урок, содержащийся в басне, сказке, опыте и т. д.

    воплощение или тип чего-либо.

    мораль, принципы или привычки в отношении правильного или неправильного поведения.

    ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО

    5 прямой, честный, прямой, открытый, добродетельный, благородный.

    11 честность, нормы, нравственность.

    См. синонимы слова мораль на Thesaurus.com

    КОНТРОЛЬ

    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?

    Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

    Вопрос 1 из 7

    Какое предложение верно?

    Происхождение морали

    Впервые записано в 1300–1350 гг. ; Среднеанглийский, от латинского mōrālis, эквивалент mōr- (основа слова mōs) «обычай, обычай» + -ālis-al 1

    изучение синонимов морали

    11. Мораль, этика относятся к правилам и стандартам поведения и упражняться. Мораль относится к общепринятым обычаям поведения и правильной жизни в обществе, а также к практике человека по отношению к ним: морали нашей цивилизации. Этика теперь подразумевает высокие стандарты честного и благородного поведения и используемых методов, особенно в профессиональных или деловых кругах: этика медицинской профессии.

    ДРУГИЕ СЛОВА ОТ СЛОВА моральный

    нравственный·менее, прилагательное·в·мор·альный, прилагательное·высокий·на·моральный, прилагательное·высокий·на·моральный·ли, наречие

    над·моральный , прилагательноео·веро·морально, наречиепре·морально, прилагательноепре·морально, наречиепсевдо·морально, прилагательноеквази-морально, прилагательноеква·си-морально, наречиесупер ·mor·al, прилагательноеsu·per·mor·al·ly, наречие·der·mor·al, прилагательное

    СЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО СПУТАТЬ СО СЛОВОМ моральный

    моральный , моральный (см. исследование синонимов в текущей записи)

    Слова рядом с моралью

    moraceous, Moradabad, moraea, Moraga, moraine, мораль, моральный кодекс, моральный компас, мораль, моральный риск, морализм

    Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

    БОЛЬШЕ О МОРАЛЬНОСТИ

    Что означает

    мораль ?

    Мораль описывает что-то связанное или связанное с принципами того, что считается праведным поведением, как в Мудрый человек дал нравственное руководство многим людям .

    Слово используется как существительное (особенно во множественном числе мораль ) для обозначения таких принципов. В этом смысле мораль используется в качестве основы для определения правильного и неправильного и побуждает человека действовать праведно или благородно, как в я не обманываю, потому что это противоречит моей морали .

    Слово мораль также используется для описания чего-то, что следует этим принципам — что-то, что считается правильным поступком. Если что-то считается мораль таким образом, это считается приемлемым для общества или в контексте религии. Если что-то не является моральным , говорят, что это аморальное , что означает неправильное.

    Мораль также обычно используется как существительное для обозначения урока или учения, содержащегося в рассказе или басне, например, Мораль этой истории заключалась в том, что человек не должен бояться просить о помощи . Смысл большинства сказок и детских рассказов в том, чтобы научить важным нравы детям.

    Мораль часто перекликается со словом этический , а слово мораль часто используется аналогично слову этика , которое относится к моральным принципам или правилам поведения. Слово моральный чаще используется в религиозном контексте, но и моральный , и этический используются в нерелигиозном контексте.

    Мораль не следует путать со словом моральный дух , который относится к эмоциональному или психическому состоянию человека.

    Пример: Я думаю, что ключ к тому, чтобы быть нравственным человеком, это думать не только о своих намерениях, но и о последствиях своих действий.

    Откуда

    мораль ?

    Первые записи о моральном относятся примерно к 1300 году. В конечном итоге оно происходит от латинского mōrālis , что означает «касающийся этики».

    Мораль относится к сложной теме, которую мы лишь слегка коснулись. Часто употребляется в повседневной речи как синоним 9.0109 хороший в смысле героического или благородного поведения. В то время как большинство людей обычно соглашаются с тем, что то, что является моральным и что хорошо, — это одно и то же, эти принципы часто связаны с культурой, религией или другими убеждениями, которыми руководствуется группа людей.

    Даже внутри самой группы люди могут не соглашаться с тем, что считается моральным . Например, в религиозном тексте может содержаться моральное суждение о человеческой сексуальности, с которым отдельный человек может не согласиться. Жизнь часто заставляет людей решать моральных дилемм вроде этой.

    Знаете ли вы…?

    Как

    мораль используется в реальной жизни?

    Мораль — это очень распространенное слово, описывающее что-то как праведное или приемлемое поведение.

    Я приветствую @pbhushan1 за проявленное им мужество в отстаивании моральных ценностей конституционного строя. #прашантбхушан #прашантбхушан

    — ашутош (@ashutosh83B) 20 августа 2020 г.

    Имейте в виду, что то, что что-то является незаконным (утечка), не означает, что это не было моральным. Так же, как юридические действия могут быть аморальными.

    — Мэтью Дауд (@matthewjdowd) 6 июня 2017 г.

    Сегодня я проснулся в 10 утра, гордясь тем, что наконец встал рано. Хотел вознаградить себя еще 15 минутами сна. Затем я снова проснулся в 4 часа дня.

    Мораль этой истории – не вознаграждайте себя слишком рано

    — ФАРИЗ ДЖАББА (@farizjabba) 10 сентября 2020 г.

    Попробуйте использовать

    мораль !

    Правда или ложь?

    То, что считается моральным , одинаково для всех.

    Слова, связанные с моралью

    моралистический, благородный, принципиальный, правильный, праведный, значение, значение, возвышенный, хороший, невинный, кошерный, встречать, правильный, квадратный, прямой, верный, достойный, пословица, афоризм, апофегма

    Как использовать мораль в предложении

    • Отчет выделяется тем, что в нем прямо не обсуждаются моральные и этические вопросы, связанные с младенцами CRISPR.

      Детское будущее CRISPR? Новый отчет описывает путь к редактированию зародышевой линии человека|Shelly Fan|15 сентября 2020 г.|Singularity Hub 

    • Те, кто работает в частном секторе, несут моральную ответственность за то, чтобы поступать правильно не только со стороны акционеров, но и со стороны заинтересованных сторон, в жизни которых они участвуют. воздействие — сотрудники, потребители и сообщества, в которых они работают.

      Чтобы бороться с системным расизмом, инвестиционная индустрия должна в первую очередь обратить внимание на свою белизну|jakemeth|10 сентября 2020 г.|Fortune

    • Ученик Платона Аристотель пытался приземлить платонизм и обосновать моральную ценность в сущности природы организмов.

      Вселенная отличает правильное от неправильного — Выпуск 89: Темная сторона|Филип Гофф|9 сентября 2020 г.|Наутилус

    • Вот почему я здесь, чтобы выполнить свой моральный долг мясоеда.

      Самая увлекательная субкультура в Instagram? Женщины-охотницы.|Рэйчел Левин|8 сентября 2020 г.|Вне сети

    • Биохакерам, верным своему обещанию, удается слегка затронуть несколько связанных этических и моральных вопросов, таких как генетическая модификация стволовых клеток, доступ к передовым генным терапиям, а также конфиденциальность и согласие, связанные с геномными данными.

      Поток или пропустить? Обзор биохакеров от синтетического биолога на Netflix|Эльза Сотириадис|2 сентября 2020 г.|Singularity Hub 

    • История фторирования читается как постмодернистская басня, и мораль ясна: научное открытие может показаться благом.

      Противники фтора — антипрививочники из OG|Майкл Шульсон|27 июля 2016|DAILY BEAST

    • Брэттон мог бы сказать что-то, что было бы ближе к реальному моральному эквиваленту.

      Памятка копам: критика — это не нападение|Майкл Томаски|28 декабря 2014|DAILY BEAST

    • Это должно было дать им огромный запас моральных сил и утешения.

      Радуйся, Мария Гитлера|Джеймс А. Уоррен|20 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

    • Но поносить хороших полицейских, которые сделали город безопасным и спасли тысячи жизней, по-прежнему считается моральным преступлением.

      Протестующие заклеймили этого доброго самаритянина-полицейского|Майкл Дейли|16 декабря 2014|DAILY BEAST

    • Слишком долго мы опирались на моральный авторитет, на который давно утратили право собственности.

      Отчет о пытках, наш моральный авторитет как нации исчез|Ник Гиллеспи|11 декабря 2014|DAILY BEAST

    • В Европе все перевернуто с ног на голову в соответствии с нашими моральными представлениями, и у них нет того, что мы зовите сюда «мужчин».

      Музыкальное образование в Германии|Эми Фэй

    • Такое взаимное недоверие обязательно создает или сопровождает отсутствие морального мужества.

      Взгляд на Европу|Гораций Грили

    • Таким образом, эти черты приобретают своего рода моральную правильность, прежде чем они будут признаны приятными для глаз и красивыми.

      Пути детей|Джеймс Салли

    • Однажды он позволил себе отступление, чтобы указать мораль в пользу своего слуги.

      Лето Святого Мартина|Рафаэль Сабатини

    • Не менее поучительны наивное представление о небе и земле и, наконец, моральный аспект рассказа.

      Children’s Ways|James Sully

    Британский словарь определений слова мораль

    мораль

    / (ˈmɒrəl) /


    прилагательное

    9 0018 касается или относится к человеческому поведению, особенно к различию между хорошим и плохим или правильным и неправильное поведениеморальное чувство

    соблюдение общепринятых норм поведения

    на основе чувства добра и зла по совестиморальное мужество; моральный закон

    имеющий психологические, а не материальные последствияморальная поддержка

    имеющий последствия но не видимость (победы или поражения)моральная победа; моральное поражение

    с большой вероятностью моральная определенность

    закон (доказательств и т.

Добавить комментарий