Морально-волевые качества детей: формирование, воспитание, развитие, советы
Воспитание детей
Характеры детей
У людей волевые качества выражены в разной степени. Это зависит от характера каждого. Кто-то способен справиться с собой в сложной ситуации, а кто-то нет.
Морально волевые качества помогают многого добиться в жизни
- Фото
- Getty
Ребёнок не задумывается как ему реагировать на ситуацию. Он делает все непроизвольно. Вот тут можно увидеть его слабые стороны. Например, Вы рады, что в нем есть упорство, а это обратная отрицательная его сторона — упрямство.
Формирование личности
Родители могут помочь сформировать волевые качества .
Что можно привить малышу:
- целеустремленность;
- настойчивость в достижении цели;
- уверенность в своих силах;
- ответственность за свои действия.
Обладая этими качествами, человек сможет добиться в жизни многого. Импульсивный человек, не умеющий собой управлять часто поступает неверно.
Правильное воспитание
Важно правильно воспитывать в маленьком человеке моральные качества. Иначе даже задатки можно подавит. Начинайте с 2-х лет. Нужно доверять малышу самому что-то сделать, без помощи взрослых. Например:
- Собрать пирамидку.
- Надеть носочки.
- Дотянуться до нужной вещи.
- Залезть на стул.
Важно, чтобы ребёнку было по силам данное занятие. Он не будет звать взрослого, если ему интересно. Позаботьтесь об этом.
Развитие положительных качеств
Волю или как говорят «силу воли» можно развить. В этом поможет игра. Существует множество игр направленных на приучение к социальным нормам.
Постепенно развивайте и приучайте малыша:
- Сдерживаться при боли, обиде.
- Овладевать желаниями.
- Побеждать страх.
- Справляться при неуверенности.
Так воля маленького человека постоянно будет укрепляться и тренироваться.
Совет родителям
Все родители мечтают, чтобы их малыш как можно легче справлялся с трудностями, был самостоятельным и волевым.
Поэтому вот несколько рекомендаций:
- Не делайте всё за малыша. Дайте ему проявить себя. Пусть он сам ищет выходы из сложных ситуаций.
- Приучайте к самостоятельности, давайте ему проявлять инициативу.
- Больше доверяйте домашних дел. Ставьте перед ним посильные задачи.
- Не нужно излишне опекать и по первому требованию исполнять желания. Пусть малыш научится терпению.
- Пусть преодолевает препятствия. Достижение трудной цели доставит ему огромное удовольствие.
Если вы решили воспитать сильных людей, старайтесь не допускать послаблений. Как только вы начнёте делать что-то за них, они с радостью переложат на вас свои обязанности.
Будьте умными родителями! Проявляйте твердость в во всем и ваши малыши смогут справится с любыми трудностями, которые встретятся им на жизненом пути!
Редакция Wday. ru
Сегодня читают
Эти женщины оставляют след в сердце: 4 знака Зодиака, которых мужчины никогда не забудут
«Вот это бедра!»: 45-летняя «Мисс Вселенная» Оксана Федорова обнажила ноги в платье с экстремальным разрезом
Волочкова забыла отфотошопить свое отражение в зеркале — теперь это фото обсуждают все
Тест: выберите цитату, а мы расскажем, какое преступление вы совершили в прошлой жизни
Назовите месяц, в котором вы родились — а мы расскажем о самой большой проблеме в вашей жизни
Формирование морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой
Похожие презентации:
Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71
Моя будущая профессия: юрист
Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий
Чемпионат мира по футболу 2018 года
Творческий проект «Планирование кухни-столовой»
Питание спортсменов
Моя будущая профессия — военный
Футбол (11 класс)
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Творческий проект «мой профессиональный выбор»
1.
Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области Государственное профессиональное образовательное учреждение«Новокузнецкое училище (техникум)олимпийского резерва»
Курсовая работа
Тема:
«Формирование морально-волевых качеств
подростков на занятиях физической культурой»
Выполнил: студент гр. Ф-9-16(1-2)
Шенбергер Г.Д.
Руководитель: Сидоренко Е.А.
2. Цель: формирование морально-волевых качеств у подростков на занятиях физической культуры. Объект исследования: процесс
формирования морально-волевых качествподростков при занятиях физической культурой.
Предмет исследования: условия для развития морально-волевых качеств
подростков при занятиях физической культурой.
Задачи:
1. Дать характеристику морально-волевых качеств в структуре личности
подростка.
2. Рассмотреть особенности формирования морально-волевых качеств
личности подростка при занятиях физической культурой.
3.Подобрать методики для исследования морально-волевых качеств
подростков на занятиях физической культурой.
3. ТИПЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ
активность – пассивность;увлечение – равнодушие;
возбужденность – заторможенность;
напряженность – раскрепощенность;
страх – радость;
решительность – растерянность;
надежда – обреченность;
тревога – безмятежность;
уверенность – неуверенность в себе.
Воля — это способность человека достигать
сознательно поставленную цель, преодолевая при
этом внешние и внутренние препятствия.
5. МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА
1.Целеустремленность – это сознательнаянаправленность личности на достижение цели.
6. МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА
2.Самообладание — способность не теряться втрудных и неожиданных обстоятельствах, управлять
своими действиями, проявляя при этом
рассудительность и сдерживая отрицательные
эмоции. Самообладание – это власть человека
над самим собой.
7. МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА
3.Мужество — это способность человека подавитьзащитные реакции, возникающие при страхе, и
эффективно управлять своими действиями и
поведением.
8. Применение комплекса физических упражнений решает задачи:
сохранение и укрепление физического здоровья школьников;развитие потребности к регулярным занятиям физической культурой и
спортом в соответствии со спецификой северного региона;
формирование у подростков необходимых личностных качеств,
самооценки, выдержки, уверенности, самообладания;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств,
дальнейшему развитию психических процессов и обучение основам
психической регуляции, так необходимых в специфических
региональных условиях;
развитие личностного представления о ценности здорового образа
жизни, престижности высокого уровня здоровья как условие
совершенствования эмоционально-волевой сферы обучающихся.
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Методика изучения импульсивности и волевой
регуляции подростков
Методика «Социальная смелость»,
автор Р. Кеттелл
Тест «Самооценка силы воли»,
автор Н. Н. Обозов
10. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков
Текст опросника:1. Всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем-то спрашивают (возможно, и неверный)?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
2. У тебя часто меняется настроение?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда
3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
4. Ты обидчив, но не злопамятен?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
5. Когда кто-то на тебя кричит, он кричит в ответ?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
6. Можешь нагрубить родителям, учителям?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда
7. Требуешь к себе внимания, не хочешь ждать?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
8. Горячишься во время разговора, часто повышаешь голос?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
9. Любишь организовывать и предводительствовать?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
10. Похвала и порицание действуют на тебя сильнее, чем на других?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
11. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:
а) отвечаете в еще более грубой форме;
б) отвечаете ему тем же;
в) демонстративно оскорбляетесь;
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться;
д) не обращаете на это внимание.
11. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков
12. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:а) злитесь на них;
б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;
в) сами включаетесь в игру и начинаете подпрыгивать им, подшучивая над собой;
г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете;
д) не обращаете никакого внимания.
13. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние твои поступки оказывают на окружающих людей?
14. Ты не бросаешь работу на пол пути, несмотря на усталость?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
15. Тебя раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже если ты не торопишься?
а) всегда; б) часто4 в) иногда; г) редко; д) никогда.
16. Если требуют обстоятельства можешь долго заниматься неинтересным делом?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
17. Установив распорядок, ты его соблюдаешь, даже если это неудобно?
а) всегда; б) часто4 в) иногда; г) редко; д) никогда.
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
19. Даже если в работе не все получается, стараешься доводить ее до конца?
а) всегда; б) часто4 в) иногда; г) редко; д) никогда.
20. Участвуешь ли ты в разных соревнованиях?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
21. В споре тебе удается сохранить выдержку?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
22. Специально учишься владеть с собой?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.
Методика «Социальная смелость»
1. При общении с людьми я:
а) с готовностью вступаю в разговор; б) нечто среднее; в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
2 Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей
а) да; б) нечто среднее; в) нет.
3 Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на какой-либо к коллективной встрече
а) да; б) нечто среднее; в) нет.
4 Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению
а) да; б) нечто среднее; в) нет.
5 Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей
а) да; б) нечто среднее; в) нет.
а) довольно часто; б) иногда; в) почти никогда.
7 Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать и предоставив слово другим
а) да ; б) нечто среднее; в) нет.
8 Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий
а) верно; б) не уверен; в) неверно.
9 Когда требуется немного дипломатии и умения убедить людей что-либо сделать, с обычно просят меня
а) верно; б) не уверен; в) неверно.
10 Я считаю себя открытым общительным человеком
11 В общении я:
а) свободно проявляю свои чувства; б) нечто среднее; в) держу свои переживания «про себя».
12 Мне не очень нравится когда смотрят как я работаю:
а) да; б) нечто среднее; в) нет.
13 Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда заняты:
а) да; б) не уверен; в) нет.
Тест «Самооценка силы воли»
Текст опросника:
1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства
позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например,
пойти на дежурство в выходной день?
на нее с максимальной объективностью?
4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?
5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного как было запланировано вечером
6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания
7. Быстро ли Вы отвечаете на письма
8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда
преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения
10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова
11. Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город если это необходимо
12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел
13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам
14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
English Русский Правила
Психология праведности
В течение моей христианской жизни я спрашивали много раз, по существу, вдумчивые и озабоченные души: «Какой умственный акт или действует и утверждает, что Бог требует от меня?» Я нашел это полезным, и даже необходимо, с повелениями Бога передо мной, чтобы подвергнуть сомнению сознания для удовлетворительного ответа на этот вопрос. У меня есть я удовлетворился и, надеюсь, с божьей помощью помог многие другие к их удовлетворению. Следует понимать тогда, что под под психологией праведности я имею в виду умственный акт и состояние, которое составляет праведность. я постараюсь развивайте это в следующем порядке, показывая:II. Что это.
III. Откуда мы знаем, что такое праведность является.
IV. Как грешник может достичь праведность.
I. [Что такое праведность Не.]
1. Праведность не состоит в внешней жизни или в любом физическом или телесном действии. Все эти акты относятся к категории причины и следствия. Они есть вызваны актом воли и не имеют в себе морального характер какой угодно.
2. Праведность не состоит в воля. Воля — это акт воли, но необходимый по выбору. Это исполнительный акт, и он является продуктом цели или выбора. Он задуман как средство для достижения цели. Он выдвигается для контроля либо внимание интеллекта, состояния чувствительность, или движения внешней жизни силой. Воля есть и следствие, и причина. это эффект а выбор, цель, намерение. Это причина внешней жизни и о многих изменениях как интеллекта, так и чувствительности.
3. Праведность не состоит в ближайший или подчиненный выбор. Я выбираю высший, высший конец, ради самого себя. Этот выбор не является исполнительным. это не ставится для достижения цели, а просто выбор объекта для ради себя. Это окончательный выбор. Я намерен или выбираю, если возможно, чтобы обеспечить этот конец. Это ближайший или подчиненный выбор. Строго говоря, этот выбор принадлежит и категория причины и следствия. Она возникает по необходимости из окончательный выбор. Строго говоря, это не свободный акт, так как оно само вызвано. Следовательно, она не имеет морального характера в сама по себе, но, подобно волеизъявлению, выводит все нравственные качества, которые она имеет от его первопричины или окончательного выбора.
4. Праведность не состоит ни в состояния или действия чувственности. По чувству я означают ту часть разума, которая чувствует, желает, страдает, наслаждается. Все состояния чувствительности непроизвольны, и относятся к категории причины и следствия. Воля не может контролировать их прямо, но не всегда косвенно. Это мы знаем по сознание. Поскольку они обусловлены, а не свободны, они могут иметь не имеют в себе нравственного характера и, подобно мыслям, волям, второстепенный выбор, не имеют морального качества, кроме того, что вытекающие из их первопричины.
II. Что такое праведность.
Праведность – это нравственная правота, нравственная честность, нравственная прямота, соответствие нравственному закону. Но что умственное действие или состояние есть то, что соответствует нравственному закону или закону Бога. требует? Закон есть правило действия. Моральный закон требует действие — умственное действие, ответственное действие, следовательно, свободное действие. Но какую именно форму действия делает моральный закон требовать?
Свободное действие – это определенная форма действия воля, а это единственное строго свободное действие. Христос имеет учил нас Своим собственным учением и через Своих вдохновленных Пророков и апостолов, что нравственный закон требует любви, и что это сумма его требований. Но что это за любовь? Не может быть невольная любовь чувственности либо в форме эмоция или привязанность; для этих состояний ума, принадлежащих как они относятся к категории причины и следствия, не могут быть формой любовь, которую требует закон Божий. Нравственный закон есть закон Божий деятельность, правило, в соответствии с которым Он всегда действует. Мы создан по образу Божию. Его правило жизни поэтому является нашим. нравственный закон требует от Него такой же любви, как и от нас. Если бы у Бога не было закона или правила действия, у Него не было бы и морали. характер. Как наш Творец и Законодатель, Он требует от нас того же любви в натуре и такого же совершенства в степени, какое Он Сам упражнения. «Бог есть любовь.» Он любит всей силой Своей бесконечная природа. Он требует, чтобы мы любили всей силой наша конечная природа. Это и есть совершенство, как совершенен Бог. Но что это за любовь к Богу как умственное упражнение? Это должно быть доброжелательность или добрая воля. Бог является моральным агентом. Благо универсальное бытие бесконечно ценно само по себе. Бог должен бесконечно хорошо ценю это. Он должен видеть и чувствовать мораль уместность выбора этого ради самого себя. Он выбрал его из вечность. Своими исполнительными волеизъявлениями Он старается реализовать это. Закон, который Он провозгласил, чтобы управлять нашей деятельностью требует, чтобы мы сочувствовали Его выбору, Его благосклонности, выбрать ту же цель, что и Он, по той же причине, т. е. ради интереса. Божий бесконечный выбор благ всеобщего бытие есть праведность в Нем, потому что это выбор внутренне и бесконечно ценно само по себе. Это выбор в соответствии с Его природой и отношениями, которые Он имеет состоит. Это должен быть выбор в соответствии с Его бесконечно чистая совесть или нравственное чувство. Итак, праведность в Боге соответствие законам всеобщей любви или доброй воли. Это должно быть конечное, высшее, имманентное, действенное предпочтение или выбор высшее благо вселенского бытия, включая Его собственное. Это должно быть в конечном счете, в том, что это благо бытия выбирается ради самого себя. Оно должно быть высшим, потому что оно предпочтительнее всего остального. Это должно быть имманентным, потому что оно врожденное и лежит в самой основе всей Его нравственной деятельности. Он должен быть эффективным, потому что из его сама природа, она должна заряжать энергией, чтобы сохранить то, что таким образом предпочитаемый или избранный всей силой своего бесконечного природа. Это правильный выбор, правильный нравственный поступок. Мораль Таким образом, качество бескорыстной благосклонности есть праведность или нравственность. правота. Все подчиненные выборы, воления и действия, и состояния чувственности, проистекающие из этого имманентного, конечное, высшее предпочтение или выбор, имеют моральный характер в смысле и только по той причине, что они исходят или являются естественный продукт бескорыстной благотворительности. Этот конечный, имманентное, высшее предпочтение — святое сердце морального агента. Из него прямо или косвенно вытекает вся моральная или духовная жизнь личности.
III. Откуда мы знаем, что такое праведность Является.
Отвечаю: Сознанием.
(а) По сознанию мы знаем, что все наше жизнь исходит из окончательного выбора или предпочтения. (б) По сознания мы знаем, что совесть требует совершенных, всеобщих любовь или бескорыстная доброжелательность; и, как следствие, требует всего те действия и состояния ума и внешнее течение жизни, которые закон нашей природы исходит из бескорыстной доброжелательности. (с) По сознание мы знаем, что совесть довольна этим, не требует ничего большего и не принимает ничего меньшего. (г) По сознания мы знаем, что совесть провозглашает это правильным, или праведность. (e) По сознанию мы знаем, что это послушание закону Божию, открытому в нашей природе, и что когда мы оказываем это послушание, мы так устроены в воле Боже, чтобы у нас был совершенный мир. Мы сочувствуем Богу. Мы в мире с Богом и с собой. Без этого мы не можем будь таким. Я понимаю, что это учение как о нашей природе, так и о Библия. Мои ограничения не позволяют мне цитировать Писание, чтобы поддерживать эту точку зрения.
IV. Наконец, как грешник может достичь праведность.
Грешник — эгоистичный моральный агент. Существование эгоистичен, он, конечно, не будет предпринимать никаких иных, кроме корыстных усилий, чтобы стать праведником. Эгоизм – это состояние добровольной приверженности потакание чувственности. Пока воля находится в этом состоянии предания себя баловству, душа не хочет и не может положить вперед любой праведный поступок. Первый праведный поступок, возможный для невозрожденный грешник должен изменить свое сердце или высшее окончательное предпочтение его души. Без этого он может внешне соответствовать букве Божьего закона; но это не праведность. Без этого у него может быть много упражнений и состояний ума, которые он может предположить, что это христианский опыт; но это не праведность. Без изменения сердца он может жить совершенно внешне нравственная и религиозная жизнь. Все это он может сделать для эгоистичных причины; но это не праведность. Я говорю снова его первый праведный поступок должен состоять в том, чтобы изменить его сердце. Сказать, что он будет изменить это по какой-либо корыстной причине просто противоречие, ибо изменение сердца предполагает отказ от эгоизма. Как, тогда может ли грешник изменить свое сердце или достичь праведности? я ответ: Только при таком взгляде на характер и притязания Богу, чтобы побудить его отказаться от своего своекорыстного духа и прийти в сочувствие Богу. Не говоря уже о возможности, Библия раскрывает этот факт, а человеческое сознание подтверждает истину что грешник никогда не достигнет такого взгляда на требования Бог побудит его отказаться от эгоизма и сочувствовать Бог без озарения Святого Духа. Грешник достигает, таким образом, праведности только через учения и вдохновения Святого Духа.
Но с чем связан этот переход от грех к праведности?
(1) Это должно включать доверие к Богу, или вера. Без уверенности душу нельзя убедить измениться его сердце, чтобы отречься от себя и сочувствовать Богу.
(2) Это должно включать покаяние. К покаяние я имею в виду то изменение ума, которое состоит в отказ от своекорыстия и сочувствие Бог.
(3) Это связано с радикальным изменением моральных отношение к Богу и ближнему.
Все они участвуют в изменении сердце. Они происходят одновременно, и наличие одного подразумевает существование и присутствие других. Это по истинам Евангелие, что Святой Дух вызывает эту перемену в грешном человеке. Это откровение божественной любви, мощно отправленное домой Святой Дух — действенное призвание. Из вышесказанного будет видно, что, в то время как грешник может жить вполне внешне нравственно и религиозной жизни, истинно возрожденная душа не может жить грешной жизнь. Новое сердце не может, не может грешить. Этот Джон в своем первом Послание прямо утверждает. Благожелательный, высший, окончательный выбор не может производить эгоистичный, подчиненный выбор или волю. Это возможно для христианина отступничество. Если бы это было не так, настойчивость не была бы добродетелью. Если бы изменение было физическим один, или изменение самой природы грешника, отступившего было бы невозможно, а настойчивость не добродетель. Это возражает против эта точка зрения, согласно которой отступление должно состоять в том, чтобы вернуться к эгоистичным, высшим предпочтением, и, следовательно, связаны с неблагоприятным изменение сердца. Что, если это так? Не должно ли это быть и в самом деле правдой? Разве Адам и Ева не изменили свои сердца со святых на грешные? Но может ли человек изменить свое сердце туда и обратно? Я отвечаю: да; или грешник не может быть обязан сделать себе новое сердце, ни мог ли христианин согрешить после возрождения. Мысль о том, что одно и то же человек может иметь одновременно и святое, и грешное сердце. абсурдным в истинной философии, противоречащим Библии и наиболее пагубная тенденция. Когда душа отступила, Христос призывает ему покаяться и снова сделать свою первую работу.
Праведность поддерживается в человеке душу обитанием Христа через веру и никак иначе способ. Он не может поддерживаться целями или резолюциями самовозникновение, а не действие Духа Христова. Через вера Христос сначала завоевывает господство в человеческом сердце, и через веру Он поддерживает это господство и правит как царь в душа.
Не может быть праведности в спине человека его сердца, ибо ничто из этого не может быть добровольным; следовательно, не может быть праведности в природе человека в смысл, который подразумевает похвалу или добродетель.
Всякое внешнее соответствие закону и заповеди Божии, не исходящие от Христа, действующие в душа Его Святым Духом есть самоправедность. Все верно праведность, таким образом, есть праведность веры, или праведность, обеспеченная Христом через веру в Него.
Эмоция (моральный аспект) | Encyclopedia.com
На протяжении всей истории человечества можно выделить два противоположных отношения к эмоциональной жизни человека: стоическое и гедонистическое. В стоическом идеале рационального человека нет места эмоциям. Совершенный человек «апатичен», безразличен как к удовольствию, так и к боли. Для гедониста, напротив, удовольствие и боль являются конечными принципами действия. Мудрый человек преследует удовольствие как высшую человеческую ценность и избегает боли как высшего зла. Христианский взгляд на эмоции находится между этими двумя крайностями. Христос, совершенный человек, разгневался (Мк. 3, 5) и заплакал, услышав о смерти Лазаря (Ин 11, 33–34).
Использование и неправильное использование эмоций. Хотя прежде всего человеческая воля побуждает человека к действию, воля облегчается чувствительной склонностью плоти к желаемому. Таким образом, роль эмоций важна и даже необходима. Без них человек был бы относительно инертным и медленным, чтобы перейти к действиям, необходимым для изменения, роста, эволюции или улучшения. Только посредством эмоций человек может использовать резервуары своих физических сил и энергий, чтобы он мог противостоять жизненным кризисам, защищаться от вреда и совершать с точностью и тщательностью действия, необходимые для жизни. его благополучие. Но с другой стороны, когда эмоции выходят из-под контроля, они могут привести человека к тяжелейшим расстройствам и эксцессам.
Мораль. Факт пагубных последствий неконтролируемой страсти, без сомнения, объясняет подозрительность и недоверие, с которыми некоторые относились к эмоциям, но необходимость эмоций для человеческой жизни настолько очевидна, что кажется абсурдным судить о них как о таковых как таковых. зло. Сами по себе они нравственно нейтральны, ни хороши, ни плохи, и становятся теми или иными лишь постольку, поскольку воздействуют на человека в сторону добра или зла. Они хороши, когда по своему качеству и интенсивности соответствуют объектам, которые их возбуждают, и злы, когда неуместны, причем объекты в любом случае являются объектами, какими они предстают в свете разума, судящего согласно к нормам морального права.
Это предполагает, однако, что деятельность эмоций каким-то образом подчинена контролю сознательной воли человека, потому что ничто, что не проистекает, прямо или косвенно, из сознательной воли, не может быть справедливо признано моральным качеством . Однако разные случаи эмоциональной деятельности по-разному относятся к разуму и воле, и это может значительно изменить нравственный характер самой эмоции и того, что делается под ее влиянием. Поэтому моралисты различают предшествующую и последующую эмоцию.
Эмоция считается предшествующей, если она возникает независимо от какой-либо стимуляции или поощрения со стороны воли. Таким образом, это не произвольный всплеск чувственного влечения, а спонтанное возбуждение на подсознательном уровне. Он называется предшествующим, потому что он возникает до любого акта воли, вызывающего или одобряющего его. Он предвосхищает действие воли. Так как эмоция такого рода не подлежит произвольному контролю, ее нельзя считать произвольной. Страстный человек не несет ответственности за свои эмоции до тех пор, пока воля не возьмет на себя контроль над ними. В тот момент, когда воля преднамеренно принимает эмоцию или соглашается с ней, она становится произвольной и, следовательно, перестает быть предшествующей эмоцией. Это бывает и тогда, когда воля, не соглашаясь в действительности с эмоцией, тем не менее пренебрегает ее подавлением, несмотря на то, что она могла бы и должна была бы это сделать.
Не все внезапные вспышки эмоций можно правильно классифицировать как предшествующие. Бывают случаи, когда человек может и должен предвидеть и принять соответствующие меры против событий, которые могут вызвать эмоциональное расстройство. Если сознательно пренебречь этим, то возникающая эмоция не является предшествующей, а, напротив, косвенно произвольной, поскольку она является предвиденным последствием непринятия мер, необходимых для ее предупреждения.
Трудно конкретно определить, когда можно и нужно предвидеть внезапное появление нежелательной эмоции и принять меры против ее появления. Большинство средневековых богословов склонялись к ригоризму в этом вопросе и, по-видимому, считали, что движения нежелательных эмоций всегда простительно греховны, потому что всегда есть элемент небрежности в неспособности предвидеть и предотвратить их, и потому что чувственное влечение разделяет некоторая степень свободы воли.
Более поздние богословы придерживались более мягкого мнения, согласно которому некоторые внезапные движения эмоций совершенно не поддаются человеческому контролю. Они считали их полностью лишенными морали. Они классифицировали различные движения чувственности следующим образом: (1) motus primo-primi, эмоций, которые совершенно не поддаются человеческому контролю, либо потому, что они возникают слишком внезапно, либо потому, что они обусловлены просто телесным состоянием, и они считались аморальными по своему характеру; (2) motus secundo-primi, эмоции, которые не вызываются преднамеренно, но каким-то образом находятся под контролем человека и, таким образом, связаны с некоторой преступной небрежностью и, следовательно, являются простительно греховными; (3) motus secundi, беспорядочных эмоций, вызываемых намеренно.
Последующая эмоция является произвольной, либо косвенной, когда воля пренебрегает ее подавлением, либо прямой, как бывает, когда сама эмоция является объектом прямого желания либо ради самой себя, либо как средство для чего-то другого. Воля может и делает иногда преднамеренно возбуждать, питать, поощрять или усиливать эмоции либо ради удовольствия, которое должно быть получено от них, либо потому, что они рассматриваются как средство, необходимое для достижения чего-то, чего хочет воля.
Влияние эмоций на ответственность. Моралист озабочен не только произвольностью и вменяемостью самого эмоционального состояния, но и тем влиянием, которое эмоция может иметь на нравственность поступков, совершаемых под ее влиянием. Общая позиция католических моралистов по этому вопросу лучше всего может быть выражена в следующих отдельных выводах:
(1) Предшествующая страсть увеличивает произвольность действия, вытекающего из нее, но в то же время уменьшает свободу этого действия. Он увеличивает произвольность действия, потому что его импульс несет с собой волю, так что действие совершается с большей охотой под его импульсом, чем если бы такого импульса не было. Но она уменьшает свободу действия, потому что, с одной стороны, затуманивает зрение ума, а с другой — ослабляет контроль воли над другими силами, и это до такой степени, что может существенно ограничить возможность сознательного выбора. . Поскольку это уменьшает свободу, это уменьшает и ответственность, поскольку человек отвечает за то, что он делает, в той мере, в какой он действует свободно.
(2) Степень, в которой предшествующая эмоция снижает ответственность, будет зависеть от ее силы. Если оно имеет такую силу или страстность, что совершенно лишает человека возможности пользоваться разумом, тогда не остается никакой реальной свободы, и совершаемое действие не может быть морально порицаемым. В таком случае человек на какое-то время находится в таком нарушенном психическом состоянии, что не способен к нравственному действию. Менее бурная страсть, оставляя некоторое применение разуму, не упразднит полностью ответственности, но уменьшит ее пропорционально силе эмоционального импульса.
(3) Последующая страсть, какой бы сильной она ни была, не уменьшает ни произвольности, ни свободы действия. Причина в том, что эмоция такого рода сама по себе произвольна, прямо или косвенно, и, добровольно и свободно стимулируя ее или позволяя ей существовать, человек берет на себя ответственность за действия, к которым он может разумно предвидеть, к которым она приведет. Конечно, может случиться так, что эмоция, хотя и добровольная, может достичь неожиданного уровня интенсивности и, таким образом, привести к действию, более далеко идущему, чем предполагалось. В этом случае сама эмоция была бы частично предшествующей и частично последующей. До той точки, до которой человек предвидит и намеревается достичь эмоции, она является последовательной и произвольной, но непредвиденный избыток эмоции был бы предшествующим и непроизвольным, и ответственность за действия, совершенные из-за нее, соответственно уменьшилась бы.
Эмоции и добродетель. Поскольку человеческое чувствительное влечение имеет свое собственное действие и в некотором смысле рационально, из-за его тесной связи с разумом и волей, оно может быть предметом таких добродетелей, как умеренность и стойкость. Роль такой моральной добродетели состоит не в том, чтобы разрушить или устранить эмоции, а в том, чтобы сделать чувствительный аппетит легко поддающимся велениям разума. Из-за ран первородного греха процесс обретения нравственной добродетели в чувствительном аппетите мучителен; однако постоянное усилие изнашивает его сопротивление, а постоянный контроль разума накладывает свой отпечаток на аппетит. Этот отпечаток, когда он полностью развит, становится моральной добродетелью. Нравственное воспитание является внешней помощью для достижения этой цели, но самая важная помощь приходит непосредственно от Бога, когда Он дает благодать для выполнения этой задачи. Поскольку весь человек, включая его чувствительность, был искуплен, Бог дает достаточно благодати для ее контроля.