Моральное: Мораль в современном мире и проблемы российской этики

Содержание

что такое мораль и как она меняется со временем

Мораль представляет собой набор стандартов, которые позволяют людям жить вместе в группах, — это то, что общества считают «правильным» и «приемлемым». Иногда нравственные поступки означают, что люди должны жертвовать своими краткосрочными интересами ради блага общества. Лица, идущие против этих стандартов, могут считаться аморальными. Но можно ли сказать, что мораль едина для всех, стабильна и непоколебима? Разбираемся в понятии и смотрим, как мораль меняется с течением времени.

Откуда берется мораль? Ученые пока что не пришли к согласию в этом вопросе, однако есть несколько наиболее распространенных теорий:

  • Мораль Фрейда и супер-эго — Фрейд предположил, что нравственное развитие происходит, когда способность человека игнорировать свои эгоистические потребности заменяется ценностями важных социализирующих агентов (например, родителей человека).

  • Теория нравственного развития Пиаже — Жан Пиаже сосредоточился на социально-когнитивной и социально-эмоциональной перспективах развития и предположил, что нравственное развитие происходит с течением времени, на определенных этапах, когда дети учатся принимать определенные моральные нормы поведения ради самих себя, а не просто соблюдать моральные нормы, потому что они не хотят попасть в беду.

  • Поведенческая теория Б.Ф. Скиннера — Скиннер сосредоточился на силе внешних воздействий, определяющих развитие человека. Например, ребенок, получивший похвалу за доброту, может снова отнестись к кому-то с добротой из-за желания получить позитивное внимание в будущем.

  • Моральное рассуждение Кольберга — Лоуренс Кольберг предложил шесть стадий морального развития, выходящих за рамки теории Пиаже. Кольберг предположил, что с помощью серии вопросов можно определить стадию мышления взрослого.

Если говорить о том, что является триггером развития морали, главенствующая современная точка зрения по этому вопросу близка к позиции, изложенной шотландским философом XVIII века Дэвидом Юмом. Он считал моральный разум «рабом страстей», и точка зрения Юма подтверждается исследованиями, которые предполагают, что на наши суждения о добре и зле влияют эмоциональные реакции, такие как сочувствие и отвращение. Подобное мнение согласуется с недавним открытием, согласно которому элементарное моральное чувство универсально и проявляется совсем рано.

Так, младенцы в возрасте шести месяцев судят о людях по тому, как они относятся к другим, а годовалые дети проявляют спонтанный альтруизм.

Если смотреть на широкую картину, это означает, что у нас мало сознательного контроля над нашим пониманием правильного и неправильного

Вполне возможно, что в будущем эта теория окажется ошибочной из-за полного отрицания разума. Ведь сами по себе эмоциональные реакции не могут объяснить один из самых интересных аспектов человеческой натуры — эволюцию морали.

Скажем, такие ценности, как забота, сострадание и безопасность, сейчас важнее, чем в 80-е годы, важность уважения к власти упала с начала XX века, в то время как суждение о добре и зле, основанное на преданности стране и семье, неуклонно возрастало. Такие результаты получили авторы исследования, опубликованного в PLOS One, которое показало отличительные тенденции в моральных приоритетах людей в период с 1900 по 2007 год.

То, как мы должны понимать эти изменения в моральной чувствительности, — интересный вопрос.

Мораль сама по себе не жесткая или монолитная система, теория моральных основ, например, выдвигает целых пять моральных риторик, каждая со своим собственным набором добродетелей и пороков:

  • Мораль, основанная на чистоте, идеях святости и благочестия. Когда стандарты чистоты нарушаются, реакция вызывает отвращение, а нарушители считаются нечистыми и запятнанными.

  • Мораль, основанная на авторитете, ценящая долг, почтение и общественный порядок. Ненавидит тех, кто проявляет неуважение и непослушание.

  • Мораль, основанная на справедливости, которая противостоит морали, основанной на авторитете. Судит о добре и зле, используя ценности равенства, беспристрастности и терпимости, и презирает предвзятость и предубеждения.

  • Внутригрупповая мораль, которая ценит верность семье, сообществу или нации и считает тех, кто угрожает им или подрывает их, аморальными.

  • Мораль, основанная на вреде, которая ценит заботу, сострадание и безопасность и рассматривает неправоту с точки зрения страдания, плохого обращения и жестокости.

Люди разного возраста, пола, происхождения и политических убеждений используют эти виды морали в разной степени. Культура в целом со временем усиливает акцент на одних моральных основах и уменьшает акцент на других.

Историческое изменение моральных концепций

По мере развития культур и общества меняются и представления людей о добре и зле, однако природа этой трансформации остается предметом предположений.

Так, одни считают, что наша недавняя история — это история деморализации. С этой точки зрения общества становятся все менее чопорными и осуждающими. Мы стали более восприимчивыми к другим людям, рациональными, нерелигиозными и стараемся научно обосновать то, как мы подходим к вопросам правильного и неправильного.

Противоположная точка зрения предполагает повторную морализацию, согласно которой наша культура становится все более и более критичной. Нас оскорбляет и возмущает все большее количество вещей, а растущая поляризация мнений обнаруживает крайности в праведности.

Авторы упомянутого выше исследования решили выяснить, какой из этих взглядов лучше всего отражает изменение морали с течением времени, с помощью новой области исследований — культуромики. Культуромика использует очень большие базы текстовых данных для отслеживания изменений культурных верований и ценностей, поскольку изменение моделей использования языка с течением времени может выявить изменения в том, как люди понимают свой мир и самих себя. Для исследования были использованы данные ресурса Google Книги, в котором содержатся более 500 миллиардов слов из 5 миллионов отсканированных и оцифрованных книг.

Каждый из пяти видов морали был представлен ​​большими, хорошо обоснованными наборами слов, отражающих добродетели и порок. Результаты анализа показали, что основные моральные термины («совесть», «честность», «доброта» и другие) по мере продвижения вглубь XX века стали использоваться в книгах значительно реже, что соответствует нарративу деморализации. Но, что интересно, примерно в 1980 году начался активный подъем обратно, что может означать поразительную реморализацию общества.

С другой стороны, пять видов морали в отдельности демонстрируют кардинально разные траектории:

  • Мораль чистоты показывает те же падение и рост, что и основные термины. Идеи святости, благочестия и чистоты, а также греха, осквернения и непристойности падали примерно до 1980 года, а затем выросли.

  • Эгалитарная мораль справедливости не демонстрировала ни последовательного роста, ни падения.

  • Мораль власти, основанная на иерархии, постепенно падала в течение первой половины столетия, а затем резко выросла, когда в конце 1960-х годов надвигающийся кризис власти потряс западный мир. Тем не менее после она вновь столь же резко отступила в течение 1970-х годов.

  • Групповая мораль, отраженная в общей риторике лояльности и единства, демонстрирует наиболее явную тенденцию к росту в XX веке. Заметный рост в периоды вокруг двух мировых войн указывает на преходящий подъем морали типа «мы и они» в сообществах, которым угрожает опасность.

  • Наконец, мораль, основанная на вреде, представляет сложную, но интригующую тенденцию. Ее известность падает с 1900 по 1970-е годы, прерываясь на небольшой рост в военное время, когда темы страданий и разрушения стали по понятным причинам актуальными. При этом резкий рост происходит и примерно с 1980 года, причем на фоне отсутствия единого доминирующего глобального конфликта.

Вероятно, десятилетия, прошедшие с 1980 года, можно рассматривать как период возрождения моральных опасений, а проведенное исследование указывает на некоторые важные культурные трансформации.

То, как мы склонны думать о добре и зле сегодня, отличается от того, как мы думали когда-то, и, если верить тенденциям, от того, как мы будем думать в будущем

Тем не менее что именно приводит к этим трансформациям — вопрос, открытый для обсуждения и предположений. Возможно, одним из главных двигателей нравственных изменений является человеческий контакт. Когда мы общаемся с другими людьми и разделяем общие цели, мы проявляем к ним свою привязанность. Сегодня мы общаемся с гораздо большим количеством людей, чем наши бабушки и дедушки и даже наши родители.

По мере того как наш круг общения расширяется, увеличивается и наш «моральный круг». Тем не менее такая «контактная гипотеза» ограничена и не учитывает, например, как может измениться наше моральное отношение к тем, с кем мы никогда не общаемся напрямую: некоторые жертвуют деньги и даже кровь людям, с которыми у них нет контактов и мало общего.

С другой стороны, возможно, все дело в историях, которые циркулируют в обществах и возникают потому, что люди приходят к определенным взглядам и стремятся передать их другим. Несмотря на то что немногие из нас пишут романы или снимают фильмы, люди — прирожденные рассказчики и используют повествование, чтобы влиять на других, особенно на своих собственных детей.

Личные ценности и моральные устои общества

То, какие у вас ценности, и то, как они соответствуют моральным устоям вашего сообщества и вашим собственным действиям, напрямую влияет на чувство принадлежности и, шире, удовлетворенность жизнью.

Личные ценности — это принципы, в которые вы верите и в которые инвестировали. Ценности — это цели, к которым вы стремитесь, они во многом определяют суть личности. Но что более важно, они являются источником мотивации к самосовершенствованию. Ценности людей определяют то, чего они хотят лично, тогда как мораль определяет, что общество вокруг этих людей хочет для них.

Психологи-гуманисты предполагают, что у людей есть врожденное чувство ценностей и личных предпочтений, которое, как правило, скрывается под слоями социальных требований и ожиданий (социальной морали). Часть человеческого пути включает в себя постепенное повторное открытие этих врожденных и сугубо личных желаний, которые бессознательно скрываются, когда оказывается, что они противоречат требованиям общества. Тем не менее, если провести «инвентаризацию» ценностей, большинство хорошо социализированных людей обнаружат, что между тем, чего они хотят, и тем, чего хочет общество, существует большая степень соответствия.

Да, определенное поведение считается желательным, другое — нет, однако по большей части, как мы увидели, мораль не высечена на камне и часто отражает местные культурные особенности и исторические аспекты, которые имеют свойство меняться.

моральное убеждение

Translations
  • Arabic

    إقناع أخلاقي

  • Armenian

    բարոյական հայացք, համոզմունք

  • Azerbaijani

    əxlaqi inam

  • Basque

    limurtze moral

  • Bulgarian

  • Catalan

    persuasió moral

  • Chinese

    道义劝说

  • Croatian

    moralno uvjeravanje

  • Czech

    přesvědčování morální

  • Danish

    moralsk overbevisning

  • Dutch

    morele overreding

  • English

    moral persuasion

  • English (US)

    moral persuasion

  • Estonian

    moraalne veenmine

  • Finnish

    moraalinen vakaumus

  • French

    persuasion morale

  • Georgian

    მორალური რწმენა

  • German

    Moralische Überredung

  • Greek

    ηθική πεποίθηση

  • Hungarian

    erkölcsi meggyőzés

  • Icelandic

    siðferðileg sannfæring

  • Irish

    áiteamh morálta

  • Italian

    convinzione morale

  • Latvian

    morālā pārliecība

  • Lithuanian

    moralinis įtikinėjimas

  • Maltese

    persważjoni morali

  • Norwegian

    moralsk overbevisning

  • Polish

    moralna perswazja

  • Portuguese

    persuasão moral

  • Romanian

    convingere morală

  • Russian

    моральное убеждение

  • Slovak

    morálne presviedčanie

  • Slovenian

    moralno prepričevanje

  • Spanish

    persuasión moral

  • Swedish

    moralisk övertygelse

  • Turkish

    ahlaki akide

  • Ukrainian

    моральне переконання

моральное убеждение

Definition

Обращение к этическими принципам, убеждениям собеседника или общественности с целью убедить собеседника изменить свое поведение или мнение.

Related terms
Broader:
  • социальная динамика
Themes:
  • социальные аспекты, население
Group:
  • ОБЩЕСТВО
Other relations
Scope note

Scope note is not available.

Concept URL: http://www.eionet.europa.eu/gemet/concept/5364

моральное_1 прилагательное — определение, изображения, произношение и примечания к использованию ˈmɒrəl/

 

/ˈmɔːrəl/

Идиомы

перейти к другим результатам

  1.  

    [только перед существительным] связано с принципами правильного и неправильного поведения
    • моральный вопрос/дилемма
    • традиционные моральные ценности
    • снижение моральных стандартов
    • моральные и этические вопросы
    • Основные моральные философии большинства мировых религий удивительно похожи.
    • Он был глубоко религиозным человеком с высокоразвитым нравственным чувством.
    • Газеты были полны морального возмущения слабостью других стран.
    Дополнительные примеры

    • Она всегда сокрушается о том, что считает падением моральных устоев.
    • Полковник пошатнулся, его лицо покраснело от морального негодования.
    • Пресса нагнетала моральную панику по поводу этих так называемых «халявщиков».
  2.  

    [только перед существительным] на основе вашего собственного понимания того, что правильно и справедливо, а не на законных правах или обязанностях, синоним этичности
    • моральная ответственность/долг/власть
    • У нас есть моральный долг помогать, когда мы можем.
    • Я не осуждаю это решение с точки зрения морали.
    • У правительств есть по крайней мере моральное обязательство ответить на эти вопросы.
    • Дети учатся вырабатывать собственный моральный кодекс взрослой жизни.
    • Работа заключалась в том, чтобы призвать все ее дипломатические навыки и моральное мужество (= мужество делать то, что вы считаете правильным).
    Дополнительные примеры

    • Он обладает моральным авторитетом человека, который боролся за права человека.
    • Политики несут моральную ответственность за удовлетворение потребностей беднейших слоев населения.
    • Она считала своим моральным долгом заботиться о своих престарелых родителях.
    Темы Личные качестваb2
  3.  

    следование нормам поведения, которые большинство людей считает приемлемыми и правильными синоним хорошего, благородного
    • Он вел очень нравственную жизнь.
    • очень нравственный человек
    • Мы стараемся учить наших студентов быть совестливыми, нравственными молодыми людьми.
    сравнить аморальный, аморальный
  4. [только перед существительным] способный понимать разницу между правильным и неправильным
    • Дети по своей природе не являются нравственными существами.
  5. Происхождение слова Среднеанглийское слово: от латинского «moralis», от mos, mor- «обычай», (множественное число) «mores» «мораль». В качестве существительного это слово было впервые использовано для перевода латинской Moralia, названия морального толкования Книги Иова, написанного святым Григорием Великим, а затем было применено к произведениям различных классических писателей.

Идиомы

взять, заявить, захватить и т. д. моральное превосходство

  1. заявить, что ваша сторона аргумента морально лучше, чем сторона ваших оппонентов; спорить таким образом, чтобы ваша сторона казалась морально лучше
    • Я был зол на его вопиющую попытку занять высокие моральные позиции.
    Темы Мнение и аргументацияc2
См. мораль в Оксфордском расширенном американском словаре См. мораль в Оксфордском словаре академического английского языка для учащихся

Проверьте произношение: мораль

разрешение

существительное

Из списка слов

Оксфорд 3000

A2

Оксфордские словари для учащихся Слово дня

Нравственность снижается, верно? Ученые говорят, что эта идея — иллюзия.

Нравственность падает, верно? Ученые говорят, что идея — иллюзия

Скачать PDF

  • НОВОСТИ

Опросы показывают, что люди во всем мире десятилетиями считали, что мораль разлагается, но данные других опросов противоречат этому мнению.

  • Мариана Ленхаро
  1. Мариана Ленхаро

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

У вас есть полный доступ к этой статье через ваше учреждение.

Скачать PDF

Скачать PDF

Разве мы не так хороши, как наши предки? Исследование ставит под сомнение идею о том, что нравственность снижается из поколения в поколение. Фото: Вячеслав Якобчук/Alamy

Адама Мастроянни всегда беспокоили анекдотические заявления о том, что люди со временем становятся менее добрыми, уважительными и заслуживающими доверия. Поэтому он глубоко погрузился в такие заявления: он написал докторскую диссертацию.

Теперь Мастроянни и его коллега, опираясь на результаты опросов и другие данные за несколько десятилетий, пришли к выводу, что люди во всем мире ощущали общее моральное падение как минимум в течение последних 70 лет 1 . Но данные также показывают, что оценка людьми нравственности своих современников за это время практически не изменилась. Мастроянни, психолог из Колумбийского университета в Нью-Йорке, и его соавтор Дэниел Гилберт, психолог из Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс, пришли к выводу, что представление о моральном упадке является иллюзией.

Результаты были опубликованы в Nature 7 июня.

Не очень приятно

Чтобы изучить распространенное представление о том, что нравственность угасает, Мастроянни и Гилберт проанализировали опросы о моральных ценностях, проведенные в США между 1949 и 2019. Отвечая примерно на 84% вопросов опроса, большинство участников сообщили, что мораль снизилась. Аналогичные результаты были получены в опросах, проведенных в 59 других странах.

Авторы также провели собственную серию опросов в 2020 году и обнаружили, что участники из США говорили, что люди были менее «добрыми, честными, милыми и хорошими», чем они были в прошлые времена, например, в год рождения участника. Восприятие морального упадка разделяли люди различных политических идеологий, рас, полов, возрастов и уровней образования.

Аппетит к правде

Исследователи также изучили опросы, в которых людей просили сообщить о текущем состоянии их собственной морали и морали их современников. Авторы выбрали опросы, которые проводились не менее двух раз с минимальным интервалом в десять лет, чтобы можно было сравнивать ответы во времени. Среди них были такие вопросы, как «Как бы вы оценили общее состояние нравственных ценностей в этой стране сегодня?»

Если бы нравственность действительно снизилась со временем, люди должны были бы оценивать своих сверстников более негативно, чем те, кто принимал участие в том же опросе ранее. Но данные показали, что оценки участниками нравственности своих современников со временем не изменились. Для Мастроянни это означает, что восприятие морального падения ошибочно или что «по крайней мере очень трудно найти какие-либо доказательства того, что это моральное падение произошло».

Мелисса Уилер, исследователь этики Технологического университета Суинберна в Мельбурне, Австралия, высоко оценила надежность данных, отметив, что они включают «ответы из миллионов архивных точек данных за десятилетия» и серию мощных экспериментов, которые подтверждают находки.

Широко распространенный пессимизм

Тот факт, что жители США всех типов ощущают падение нравственности, удивил психолога Лиану Янг, главу лаборатории морали Бостонского колледжа в Массачусетсе, которая не участвовала в исследовании. «Этот пессимизм в отношении человеческой природы довольно распространен, когда люди судят о тех, кто не на их стороне, не в их команде. Интересно то, что эта предвзятость кажется более распространенной и не коренится в межгрупповой предвзятости».

Так почему же люди думают, что это распад? Авторы предполагают, что это связано с такими факторами, как предвзятая память; негативные воспоминания, как правило, исчезают быстрее, чем позитивные.

Мастроянни говорит, что иллюзия морального упадка может иметь важные социальные и даже политические последствия. Например, опрос 2 2015 года, процитированный в его статье, показал, что 76% людей в Соединенных Штатах согласны с тем, что «решение проблемы морального упадка страны» должно быть первоочередной задачей для их правительства» — точка зрения, которая может повлиять на варианты голосования.

«Задача, — указывает Уилер, — будет заключаться в том, чтобы заставить людей признать, что они придерживаются этой иллюзии, которая так заметна и широко распространена».

Природа 618 , 441-442 (2023)

doi: https://doi.org/10.1038/d41586-023-01848-7

Ссылки

  1. «>

    Мастроянни, А. М. и Гилберт, Д. Т. Природа https://doi.org/10.1038/s41586-023-06137-x (2023).

    Артикул Google Scholar

  2. Pew Research Center for the People & the Press Research Center Опрос: Политический обзор, январь 2015 г. (версия 2). Центр изучения общественного мнения им. Ропера https://doi.org/10.25940/ROPER-31096284 (2015).

Скачать ссылки

  • Нейробиология совести

  • Доброта сама по себе не улучшит исследовательскую культуру

  • Просто размышление о науке вызывает моральное поведение

  • Неудачи репликации в психологии не из-за различий в изучаемых популяциях

Субъекты

  • Психология
  • Общество
  • Человеческое поведение

Последнее:

Работа

  • W 2-Professur für Immunpharmakologie

    Кильский университет стремится привлекать более квалифицированных женщин на профессорские должности. Кафедра экспериментальной и клинической фармакологии в медицине …

    24118 Киль

    Университет Кристиана Альбрехта в Киле

  • Младший руководитель исследовательской группы

    Университет Фридриха Шиллера – традиционный университет с сильным исследовательским профилем, основанный в самом сердце Германии. Как университет, охватывающий…

    07743 Йена

    Фридрих-Шиллер-Университет Йена

  • Главный исследователь

    Талантливые люди со страстью к разработке алгоритмов и клинической информатике, ИИ в медицинских науках, анализе реальных данных, ИИ для докторов.

Добавить комментарий