От избегания — к достижению
Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха
В психологии выделяют два вида мотивации: мотивацию избегания неудач и мотивацию достижения успеха. Наиболее пристально изучением этих видов мотивации занимался Хайнц Хекхаузен. Он же создал проективную методику, направленную на изучение того, какой из этих двух видов мотивации преобладает у человека.
Мотивация избегания неудач
Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха. Такой человек осторожен, боязлив и тревожен, не любит рисковать, старается «подстелить соломку» в любом деле.
Примеры: «лишь бы ей не было хорошо», «как бы этим не заниматься», «не попасть бы сюда снова», «я не хочу толстеть».
Мотивация достижения успеха
Мотивация достижения успеха способствует тому, что человек в своём поведении и жизни в целом направлен на достижение целей, на преодоление препятствий, на получение желаемого. Такой человек более смел и решителен, не боится рисковать, старается ставить цели и идти к их достижению.
Примеры: «я хочу добиться высокой должности», «нам нужно найти лучшие условия для жизни», «я хочу быть стройным».
Как видно из описаний и примеров, эти два вида мотивации противоположны друг другу: мотивация избегания побуждает человека удаляться от нежелательного, а мотивация достижения — двигаться к желаемому.
Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха в поведении
В нашем поведении между мотивацией избегания и мотивацией достижения должен быть баланс, но с небольшим перевесом в сторону мотивации достижения успеха. Рассмотрим, почему.
Чем опасна мотивация избегания неудач
Руководствоваться в своём поведении исключительно мотивацией избегания неудач — гиблое дело.
Мотивация избегания нередко актуализируется тогда, когда человек находится в великом затруднении насчет того, чего же ему на самом деле хочется, чего же ему такого сделать, чтобы ему было хорошо. Когда не хватает сил на поиски хорошей цели для себя, на осознание своих потребностей, человек концентрируется на том, чтобы исключить неприятные переживания из жизни. Согласитесь, неприятная ситуация. Как говорится, «плохо, когда невозможно достичь желаемого; но еще хуже — не знать, чего ты хочешь»
Руководствуясь в своём поведении мотивацией избегания, человек, часто сам того не понимая, расставляет определенные акценты: мозг занят мыслями о нежеланном, и по этой причине именно с нежеланным человеку приходится иметь дело. Здесь работает принцип «не думайте о белой обезьяне»: вы вынуждены о ней думать, чтобы о ней не думать. Парадоксально? Но факт.
Наконец, концентрируясь на мотивации избегания, на нежелательных объектах, человек зачастую забывает подумать о том, чего бы ему на самом деле хотелось. Убегать-то от чего — это понятно, но вот — к чему?.. Забывая поставить себе цель, человек сам бежит, не зная куда. Как говорится, «нам никто не может помешать идти к нашей цели, потому что мы сами не знаем, куда идём».
Чем опасна мотивация достижения успеха
Если руководствоваться исключительно мотивацией достижения успеха, то можно также придти к нежелательным последствиям. Ведь смел не тот, кто не боится, а тот, кто вопреки страху продолжает делать то, что от него требуется.
Осознавать трудности и опасности, с которыми можно столкнуться на пути к достижению своих целей, необходимо. И по возможности даже избегать их. В противном случае, добившись цели, можно придти к нежелательным последствиям, которые омрачат радость достижения.
Например, слишком усердная работа может привести к истощению. В этом случае на радость от достижений не остаётся сил. Во избежание истощения необходимо иногда отдыхать. Иногда — отдыхать, а не совсем отказаться от работы под страхом усталости.
Таким образом, для нашего же психологического благополучия и насыщенного чувства удовлетворенности жизнью, наш мотивационный акцент с трудностей и опасностей должен смещаться на достижение желаемых целей.
Мотивация достижения успеха и мотивация избегания
Термин «мотив достижения» был введён в 1938 году американским психологом Г. А. Мюрреем, включившим его в список потребностей достижения. Исследуя мотивацию достижения успеха, Мюррей описывал эту потребность как стремление одерживать верх над трудностями любого характера, будь то люди, идеи или объекты. Максимально быстро и независимо одолевать любые препоны, соревноваться и побеждать, успешно использовать свои способности и таким образом повышать самоуважение.
Сегодня мы говорим, что мотивация достижения успеха – это один из видов мотивации деятельности человека, который выражается в стремлении к успеху, достижению важных целей, получению новых результатов.
Существует и ещё один вид мотивации деятельности: мотивация избегания. Избегая неудач, человек осознанно выбирает либо слишком легкие цели, либо слишком труднодостижимые, а иногда даже готов изменить конечную цель. Такая мотивация связана с неуверенностью в своих силах, страхом потерпеть поражение, высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой.
Как правило, такой подход отражается и на снижении результатов при определении уровня интеллекта путём тестирования. Дети, следующие мотиву избегания, чрезмерно чувствительны к мнению как взрослых, так и сверстников, они нуждаются в поддержке и одобрении. Они не умеют правильно оценить свои силы, постоянно переживают, а стресс – благотворная почва для развития неврозов.
Скорость и успешность при решении продуктивных задач являются показателями общего интеллекта человека. Как доказывает практика, успешный результат напрямую связан с уровнем мотивации достижения успеха. Как мы уже сказали, характерные черты этой мотивации – интеллектуальная настойчивость, низкий уровень тревожности, желание выбирать среди задач непростые, требующие поразмышлять, подумать, преодолеть свой «барьер», разумная реакция не только на успех, но и на поражение, здоровый (высокий, но в разумных пределах) уровень притязаний. Оптимально, когда структура мотивации соответствует уровню развития интеллекта.
Однако, встречаются и два варианта рассогласованности внутри структуры мотивации достижения результата:
- При низком уровне интеллекта преобладание мотивации достижения успеха или даже отсутствие преобладающей тенденции.
- При высоком интеллектуальном уровне преобладание мотивации избегания или полное отсутствие преобладающей тенденции.
В течение всей жизни человек формируют свою мотивационную систему. Её основы закладывается ещё до трёхлетнего возраста ребёнка, а затем развиваются в процессе разрешения разного рода конфликтов, и в этом формировании главную роль играет сначала мать, затем — другие важные в жизни ребёнка взрослые, потом – сверстники, и так далее. Воспитание и личный опыт – основы формирования мотивационной системы человека.
Обращая внимание на ошибки, мы формируем у детей мотивацию избегания, а акцентируя внимание на успехах и достижениях, интересуясь их планами – мотивацию достижения успеха.
Как достичь здоровой мотивации для достижения цели у ребёнка
Дети дошкольного возраста, ориентированные на избегание неудачи, как и их родители, нуждаются во внимании и советах психолога, и эта работа будет направлена на:
- Упражнения, в том числе дыхательные, с целью снятия напряжения и тревожности. Это связано с тем, что тревожность сопровождается мышечным напряжением (лицо, шея, плечи и т.д.).
- Получение и введение в привычку новых поведенческих навыков, помогающих успокоиться, собраться с мыслями, справиться с тревогой, волнением и неуверенностью в сложных или травмирующих ситуациях, и позволяющих добиться успеха. В этом ключе хороши ролевые игры с участием взрослого, способного не только играть, но и обговорить игровую ситуацию и подвести ребёнка к тому, как пригодится полученный игровой опыт в похожей жизненной ситуации.
- Выявление специфических способностей, которые имеются у ребёнка, с тем чтобы их развивать и использовать поощрение.
- Упражнения, помогающие укрепить уверенность в своих силах и повысить самооценку и самоуважение.
- Соответствие требований взрослых возможностям ребёнка.
В основе здоровой мотивации для достижения цели, так необходимой ребёнку, лежит эмоциональная комфортность взаимоотношений в семье, благоприятная «погода в доме», это — «фундамент» гармоничного развития личности ребёнка. Как мотивация достижения, так и мотивация избегания формируются и развиваются прежде всего под влиянием семейного воспитания.
Что первично — уровень интеллекта или вид мотивации?
Вероятно, генетически первичен уровень интеллекта, так как он обуславливает лучшие показатели, уверенность в себе в процессе накопления позитивного опыта, большую уравновешенность и эмоциональную стабильность и, как результат, мотивацию достижения, а не избегания. Дети с невысоким уровнем интеллекта чаще сталкиваются с неудачами, их преследуют трудности, поэтому ожидание неудачи постепенно приводит к формированию страха снова пережить неудачу.
Если рассмотреть такую первичность интеллекта и вида мотивации в конкретной ситуации, то картина несколько иная: дети с мотивацией достижения успеха активно увлечены решением, а вот мотивированные избеганием испытывают страх, неуверенность в своих силах, переживают — и предсказуемо обречены на неудачу. Таким образом, можно говорить о функциональной системе, складывающейся из двух подсистем: мотивационной и способностной.
Дети с мотивацией для достижения цели меньше нуждаются во внешнем контроле или не нуждаются в нем совсем, так как у них имеется свой «внутренний контроль» за поведением. А дети, избегающие неудачи, нуждаются во внешнем регуляторе обратной связи, во внешнем контроле. Им также необходим эмоциональный контроль.
Отличительные черты людей с разной мотивацией
Человек с мотивацией достижения результата более настойчив, терпелив, отличается целеустремлённостью, выбирает задачи средней или несколько завышенной сложности. В случае неудачи при решении он испытывает к заданию ещё больший интерес и, как правило, добивается хороших результатов.
Человек с мотивацией избегания, выбирая, как мы уже говорили, слишком легкие или слишком сложные задания, в случае неудачи теряет интерес к решению, а лучших результатов добивается, как правило, после успеха.
Для человека с мотивацией достижения результата хорошим стимулом является значимая цель, отодвинутая во времени. Это отличает его от человека с мотивом избегания.
Интересно, что свои успехи и поражения люди с различными мотивами воспринимают по-разному. Человек с мотивацией достижения успеха, как правило, считает, что всё дело в его способностях и старательности, если результат достигнут, и считает, что виной всему случайное стечение обстоятельств, если его постигает неудача. Не так обстоят дела у мотивированных на избегание неудачи: если у них получилось достичь результата – они считают, что это произошло скорее случайно, или просто по удачному стечению обстоятельств, или задача была слишком легкой, то есть ищут причину во внешних факторах, а если они терпят поражение, то склонны к критическому анализу своих способностей.
Будучи сильно выраженной, такая мотивация может быть разрушительна: она ведёт к низкой самооценке, стрессу, депрессивным состояниям, психологической зависимости. Однако в меру выраженный мотив избегания ведёт к объективному анализу и исправлению ошибок. А люди с сильно выраженной мотивацией достижения результата заняты только собой, и их самоуверенность может отталкивать других людей.
Почему важна каждая из мотиваций
Мотивация достижения успеха позволяет лучше обозначить цели и познакомить с ними окружающих. Люди с такой мотивацией готовятся к выполнению предстоящей в будущем задачи заранее, планомерно и организованно. Их система действий просто не может не привести к достижению цели. Мотивация достижения успеха означает активность жизненной позиции, что помогает человеку преодолевать трудности и таким путём развиваться. Такая позиция делает жизнь более насыщенной и интересной. Мотивация достижения успеха – это устремление вперёд, но при этом важно ничего не упустить из опыта прошлого, чтобы извлечь пользу из неудач, осмыслить, проявить осторожность. В то же время, не стоит упускать возможности, а именно это и происходит, когда мы избегаем трудностей. Используя интеллект, важно проанализировать все возможные варианты развития событий и вероятности как удачи, так и неудачи – важен разумный баланс мотиваций.
Люди с мотивацией избегания хотят скорее не достичь цели, а избежать наказания или разочарования вследствие ошибок или бездействия. При таком подходе вместо планомерной подготовки человек, как правило, «тянет время», бездействует, а в самом конце делает рывок. К сожалению, на этом пути возможно и перенапряжение, и влияние непредвиденных факторов, да и время можно рассчитать недостаточно точно, а всё это – факторы срыва решения задачи. Есть, впрочем, и плюс: у таких людей обычно хорошо развито предварительное моделирование, прогнозирование возможных исходов и вариантов развития событий – и это в ряде случаев помогает им избежать неприятностей. У человека, имеющего мотивацию достижения результата, такой степени развития навыка избегания неприятностей нет.
Мотивация избегания помогает стабилизировать полученный опыт, ускользать от неприятностей, бездумно не рисковать, соблюдать осторожность и умеренность. Такая позиция только обогащает общую мотивационную структуру.
Хорошо, когда мотивационная система имеет гибкие мотивы, применяемые сообразно конкретной ситуации. Для счастья человеку нужна «золотая середина», гармоничное взаимодействие обеих мотиваций, входящих в мотивационную систему.
Мотивируя себя достичь желанного результата, мы должны позаботиться о том, чтобы быть «во всеоружии». Память и внимание, мышление и восприятие необходимы для достижения любой цели, какую бы мы перед собой ни поставили. Развивать их можно в увлекательной игровой форме, с помощью ежедневных занятий на тренажёрах для мозга онлайн.
Желаем успехов в саморазвитии!
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
(PDF) Иерархическая модель подхода и мотивации достижения избегания (1997) | Эндрю Дж.
ЭллиотАннотация: Люди могут быть активными и заинтересованными или, наоборот, пассивными и отчужденными, в основном в зависимости от социальных условий, в которых они развиваются и функционируют. Соответственно, исследования, направляемые теорией самоопределения, были сосредоточены на социально-контекстных условиях, которые способствуют, а не препятствуют естественным процессам самомотивации и здорового психологического развития. В частности, были изучены факторы, которые усиливают или подрывают внутреннюю мотивацию, саморегуляцию и благополучие. Полученные данные привели к постулату о трех врожденных психологических потребностях — компетентности, автономии и привязанности, удовлетворение которых приводит к усилению самомотивации и психического здоровья, а нарушение ведет к снижению мотивации и благополучия. Также рассматривается значение этих психологических потребностей и процессов в таких областях, как здравоохранение, образование, работа, спорт, религия и психотерапия. Самые полные представления о человечестве показывают, что люди любознательны, жизнерадостны и целеустремленны. В своих лучших проявлениях они активны и вдохновлены, стремятся учиться; расширять себя; освоить новые навыки; и ответственно применять свои таланты. То, что большинство людей проявляют значительные усилия, свободу действий и приверженность в своей жизни, на самом деле кажется скорее нормативным, чем исключительным, предполагая некоторые очень положительные и стойкие черты человеческой натуры. Тем не менее, также ясно, что человеческий дух может быть ослаблен или подавлен, и что люди иногда отвергают рост и ответственность. Вне зависимости от социального слоя или культурного происхождения существует множество примеров апатичных, отчужденных и безответственных детей и взрослых. Такое неоптимальное функционирование человека можно наблюдать не только в наших психологических клиниках, но и среди миллионов людей, которые часами в день пассивно сидят перед телевизором, тупо смотрят с конца своего класса или апатично ждут выходных, пока они заниматься своими делами. Настойчивые, активные и позитивные тенденции человеческой натуры явно не всегда очевидны. Тот факт, что человеческая природа, фенотипически выраженная, может быть либо активной, либо пассивной, созидательной или ленивой, предполагает нечто большее, чем просто диспозиционные различия, и является функцией не только биологических способностей. Это также свидетельствует о широком спектре реакций на социальную среду, достойных нашего самого интенсивного научного исследования. В частности, социальные контексты катализируют как внутренние, так и межличностные различия в мотивации и личностном росте, в результате чего люди становятся более мотивированными, энергичными и интегрированными в одних ситуациях, областях и культурах, чем в других. Исследование условий, которые способствуют, а не подрывают положительный человеческий потенциал, имеет как теоретическое значение, так и практическое значение, поскольку оно может способствовать не только формальным знаниям о причинах человеческого поведения, но и разработке социальной среды, которая оптимизирует развитие людей, производительность и благополучие. -существование. Исследования, основанные на теории самоопределения (SDT), постоянно занимаются именно этими
Эмоции в иерархической модели мотивации достоверности к предотвращению подходов
, показывающие 1-10 из 76 ссылок
Сорт Byrelevancemost, повлиявшие на газету
Цели достижений и дискретные эмоции: теоретическая модель и проспективный тест
- . R., R., R., R., R., R., R., r. А. Эллиот, Маркус А. Майер
Психология
- 2006
Предложена теоретическая модель, связывающая цели достижения с дискретными эмоциями достижения. Модель устанавливает отношения между целями трихотомической структуры целей достижения и 8 обычно…
Иерархическая модель подхода и мотивации достижения избегания
- A. Elliot, Marcy A. Church
Психология
- 1997
А. . Были оценены цели мастерства, производительности и избегания, и…
Цели достижения и избегания и внутренняя мотивация: посреднический анализ.
- А. Эллиот, Дж. Харацкевич
Психология
- 1996
nБольшинство современных концепций целей достижения состоят из дихотомии цели производительности и цели мастерства. Настоящее исследование предлагает альтернативную структуру путем разделения…
Атрибуционная теория мотивации достижения и эмоций.
В этой главе представлена теория мотивации и эмоций, разработанная с точки зрения атрибуции, предполагающая, что каузальные атрибуции преобладали на протяжении всей истории и в разных культурах, а некоторые атрибуции доминируют над каузальным мышлением.
Теория контрольной ценности эмоций достижений: предположения, следствия и последствия для образовательных исследований и практики
- Р. Пекрун
Психология
- 2006