Мухина психология развития: Мухина Валерия Сергеевна — Психологическая газета

Содержание

Валерия Мухина — лекция «Человек на пересечении созданных им реалий» смотреть и слушать бесплатно онлайн в хорошем качестве. Видео на портале «Культура.РФ»

Валерия Мухина — лекция «Человек на пересечении созданных им реалий» смотреть и слушать бесплатно онлайн в хорошем качестве. Видео на портале «Культура.РФ»

Образование

Каталог лекций

Наука

Гуманитарные

2012

86 мин

2 серии

Начать просмотр

Серия 1

Валерия Сергеевна Мухина — доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАО и РАЕН, заведующая кафедрой психологии развития МПГУ, член Союза писателей России. Область научных интересов: возрастная психология, психология личности, человек в экстремальных условиях, этнопсихология, символическая функция сознания. Автор более 450 печатных трудов, более 50 учебников и монографий, в том числе: «Возрастная психология. Феноменология развития», «Личность: Мифы и реальность», «Отчужденные: Абсолют отчуждения».

Лекция вышла в эфир в октябре 2012 года.

Лектор: Валерия Мухина

Все лекции 

Культура в «Одноклассниках»: инструменты для развития проектов

Андрей Березкин202398 мин

Создание и продвижение успешной страницы учреждения культуры в социальной сети

Денис Колесникович202366 мин

Эффективный email-маркетинг для учреждений культуры

Михаил Лещин202389 мин

Интерактивный гид Artefact: от идеи до реализации

Ирина Ежова202360 мин

Принципы стратегической коммуникации с сообществом посредством современных цифровых инструментов (опыт Тольяттинской филармонии)

Владислав Радьков202358 мин

Современная книжная выставка: идея + фантазия. Опыт Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского

Ирина Хрунык202344 мин

Как из-за изменений работать в 2023 году и какие документы править

Ольга Шикун2023123 мин

Книга как игровое поле и методическая основа проекта. Опыт Центра семейного чтения им. А.С. Пушкина

Людмила Стафеева202359 мин

Проверяем ПВТР после изменения в законодательстве

Ольга Шикун2023141 мин

Как подготовиться к участию в проекте «Книжные памятники» в 2023 году: от отбора КП до подготовки тестовой цифровой копии

Татьяна Сидорова, Ирина Руденко202378 мин

Как и где библиотеке найти партнеров

Анна Филатова202265 мин

Обзор важных изменений трудового законодательства в 2022 году

Ольга Шикун2022108 мин

Эффективная афиша. Понять и посетить.

Петр Щербанос2022106 мин

Выбор маркетинговой кампании на основе данных

Екатерина Шекова202256 мин

Коммуникационная стратегия: как мы говорим о культуре

Анна Михайлова202256 мин

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»

Рассылка не содержит рекламных материалов

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

E-mail: [email protected]

Нашли опечатку? Ctrl+Enter

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Мухина в.С. Возрастная психология.-м.,1997

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М., 1999

  2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М., 2000

  3. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. — М., 2002

  4. Айхорн А. Трудный подросток. — М., 2001.

  5. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1994. – С. 77-84

  6. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М., 2000

  7. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. Вузов. — Ростов н/Д, 2000

  8. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учебное пособие.- М., 1999.

  9. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. -Москва-Воронеж, 1996

  10. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2-х кн. — М., 2000 Ю.Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. — М, 1995

  11. И. Баттерворт, Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с анг.- М., 2000

  12. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М., 199%

  13. Башаева Т. В. Развитие восприятия: детиЗ-7 лет. — Ярославль, 2000

  14. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. — М., 1994

  15. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986

  16. Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М., 1997

  17. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. — М., 1995

  18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968

  19. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М., 2005.

  20. Волков Б.С. Психология младшего школьника : учеб. Пособие. М.. 2000

  21. Волков Б.С. Психология подростка: Учеб. Пособие. М., 2001

  22. Волков Б.С. психология ранней юности: Учеб. Пособие М.,2001

  23. Глуханюк Н.

    С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. -М., 2003

  24. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1992

  25. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989

  26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. -М., 1998

  27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М, 1986

  28. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983

  29. Марцинковская Т.Д. История детской психологии.- М..1998.

  30. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников., М., 1984

  31. Мид М. Культура и мир детства. — М, 1988.

  32. Мухина в.С. Детская психология : Учебник. М.,1999

  33. Мухина В.С. Психология игры: Учеб. Пособие.М..2000

  34. Мухина в.С. Шестилетний ребенок в школе. – м., 1990.

  35. Обозов НН. Психология взрослого человека. — СПб., 1995

  36. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000

  37. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М, 1989

  38. 38.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.,2002.

  39. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

  40. Хухлаева О. В. Психология развития – М., 2002

32

Некоторые черты концептуальной идентичности у подростков и молодых людей

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты концептуальной идентичности подростков и юношества с акцентом на их смысложизненные ориентации и ценностный выбор на разных этапах индивидуального развития. Представлены результаты эмпирического исследования концептуальной идентичности подростков и юношества. В исследовании использованы методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. Леонтьева, «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Рефлексивный тест самооценки «Кто я?» В. Мухиной. На основании этих методов, а также статистической обработки данных делаются выводы о содержании и направленности понятийной идентичности у подростков и юношества. Они оказываются ориентированными на достижение жизненных целей и предназначения в будущем, но у подростков ценности больше ориентированы на процесс, а у юношей — на результат. Проводится анализ по полу; мы устанавливаем, что в этом возрасте нет различий для мужчин и женщин в отношении понятийной идентичности. Это может быть связано с тем, что в изучаемом возрасте цели развития личности одинаковы для обоих полов. Вывод состоит в том, что в подростковом возрасте формируется понятийная идентичность, а в старшем возрасте ее содержание развивается и специализируется в зависимости от избранных направлений развития личности.

Ключевые слова: Концептуальная идентичность, смысложизненные ориентации, выбор личных ценностей, подростки и юноши

Введение

Что такое концептуальная идентичность? Это одна из главных подструктур личности, специально организованная совокупность понятий (структур) и их связей, регулирующая все интенциональные действия человека (Леонтьев, 2003). Как динамическая черта понятийная идентичность проявляется в содержании и интенсионале смысложизненных ориентаций и выборе ценностей. И то, и другое составляет меняющуюся иерархическую систему, содержащую не только отдельные смыслы, но и смысл жизни, стержневое понятие, находящее конкретное выражение в различных ситуациях или дающее возможность оглянуться назад и оценить отрезок прошлого.

На самом деле смысложизненные ориентиры представляют собой сложную и динамичную систему: личность не стагнирует, а проходит разные этапы развития, и ее представления о себе, других людях, мире в целом и изменения вызывают сдвиги в жизни.

смысловые ориентиры и весь кругозор.

Вообще говоря, смысл жизни и смысложизненные ориентиры являются отличительной чертой человеческой психики. Обозначение цели своего существования — одна из главных духовных потребностей людей всех возрастов. Он проявляется в детстве и сохраняется на всех стадиях жизненного цикла. На значение каждого этапа влияют не только текущие обстоятельства, но и развитие прошлых этапов и оценки прошлых событий.

Этот смысл жизни для каждого возраста включает в себя ряд компонентов, одни из которых могут только формироваться, другие — расцветать, третьи — угасать. Поиск новых смыслов для себя, чтобы соответствовать меняющейся идентичности, — это постоянная работа для людей на протяжении всей их жизни (Сахарова, 2013).

Жизненно-смысловые ориентации начинают формироваться в подростковом возрасте, поскольку это наиболее чувствительный период для глубинных структур личности. Именно во время «взросления» подростки должны столкнуться с вопросами поиска себя и своего места в мире и принятия своей новой взрослой идентичности.

В подростковом возрасте начинает проявляться ядро ​​концептуальной идентичности, «смысл жизни». Он содержит основные ценности личности. По мере взросления человека в изобилии имеющихся смыслов выделяются иерархия смыслов и центральный смысл.

Подростковый возраст является одним из самых ранних периодов развития, когда начинают формироваться смысложизненные ориентиры, а в последующие годы юноши и взрослые завершают свое понятийное своеобразие. Их важность побудила нас сосредоточиться на этих этапах жизни.

Р. Хавигхерст (1967) выделяет следующие задачи развития подросткового возраста: принятие своей внешности; предположение о мужской или женской роли и особенностях сексуального поведения; пересмотренные отношения с референтной группой; эмоциональная независимость от родителей и других значимых взрослых; профессиональная направленность; построение первых отношений с противоположным полом; социально ответственное поведение; система ценностей и этическое сознание как цели поведения.

Критический анализ окружающих ценностей должен привести к независимой структуре ценностей.

О. Хухлаева (2002) ставит другие задачи. По ее мнению, для молодежи одним из вызовов является личностное самоопределение: социальное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное и культурное. Другой – достижение социальной зрелости, характеризующейся желанием и способностью брать на себя ответственность за свою жизнь. Э. Эриксон считает, что у молодых людей после кризиса идентичности необходимо формировать психологическую идентичность (Erikson 2006).

Но самоопределение начинается в подростковом возрасте. Божович указывает, что у старшеклассников формируется важная потребность в самоопределении (Божович, 19 лет).78). Они должны составить понятийную систему, объединяющую представления о мире и себе, и искать ответ на вопрос о цели собственного существования.

И. Дубровина (1989) также подчеркивает, что у подростков происходит не самоопределение, а психологическая готовность к нему, означающая устойчивые и сознательно выработанные представления о своих правах и обязанностях, ответственности, нравственных принципах и убеждениях – тех психологических механизмах, и сущностей, которые позволяют впоследствии жить сознательно и активно. Таким образом, у подростков возникает потребность в самоопределении, а у юношей она должна быть реализована.

В отношении самоопределения М. Гинзбург развивает подход, основанный на интерпретации самоопределения как движимого понятиями и ценностями (Гинзбург, 1988). По Гинзбургу, самоопределение есть активное формулирование личной позиции по отношению к ценностям общества и определение из этого цели своего существования. Самоопределение продолжается за пределами подросткового и юношеского возраста. Много раз в более позднем возрасте человек чувствует потребность переопределить себя, и юношеские годы являются лишь отправной точкой.

По мере взросления молодые люди вырабатывают ценности, основанные на ценностях цели, жизненные планы и отстаивают свою независимость, что настраивает их личность на поиск ориентированной на будущее цели. В отличие от подросткового возраста, когда взрослеющие люди только открывают для себя множество понятий и примеряют их на себя, юноши выстраивают иерархию понятий – одни первостепенные, другие менее важные (Сахарова, 2013). Вопрос о смысле жизни для молодого человека часто выглядит как план, который нужно осуществить в ближайшее время.

Г. Вайзер (1998) замечает новую психологическую структуру, смысл жизни, уже в подростковом возрасте, который вырастает на определяющем мотиве жизни, жизненной цели и центральной задаче, определенных, но подлежащих завершению в отдаленном будущем.

Со своей стороны, К. Обуховский видит необходимость понимания своей жизни как целостного процесса, ведущего в том или ином направлении, и говорит, что цель является одним из важнейших ориентиров личности, особенно в юношеском возрасте (Обуховский, 1981). В подростковом возрасте люди начинают задумываться о смысле своей жизни, а позже этот смысл трансформируется и усложняется.

Выбор ценностей — еще одна актуальная задача для обеих этих возрастных групп, это часть процесса самоопределения и, как указывает И. Дубровина, показатель личностной зрелости молодого человека (Дубровина, 1989). Согласно исследованиям Дубровиной, у большинства подростков только начинается формирование системы ценностей, но она считает, что к началу ранней взрослости ценности уже должны быть сформированы, чтобы подкрепить очередное дополнение личности — полноценные жизненные планы.

В. Мухина (2008) в своей работе также говорит о том, что в раннем взрослом возрасте люди сталкиваются с выбором ценностей; они пытаются определить внутреннюю позицию по отношению к себе и другим и моральные ценности. То есть молодой человек воспринимает, интерпретирует и усваивает определенные социальные ценности.

Кажется, она не проводит четкой границы между юностью и ранним взрослением в том, что касается выбора ценностей. Основы закладываются в подростковом возрасте, и молодые люди продолжают меняться и формировать свою личность.

В той же работе Мухина указывает, что рефлексия играет роль в личностном развитии как подростков, так и молодых людей. Подростки используют его, чтобы попытаться понять себя и отождествить себя со своим эго, в первую очередь озабоченным вопросом «кто я?» После этого они сознательно развивают свои способности к рефлексии.

В целом, глядя на подходы к понятийной идентичности у подростков и юношества, можно сказать, что подростки находятся в кризисе и постепенно начинают формировать смысл жизни, определять ценности и находить свое место в мире. Ранняя взрослость, безусловно, менее бурна и ставит другие задачи развития, но, тем не менее, личностное развитие продолжается, поскольку молодые люди оценивают себя и других, формируют свое отношение к миру, цели и смыслы.

Постановка проблемы

Концептуальная идентичность как динамическая модель проявляется в подростковом возрасте и продолжает развиваться на более поздних этапах, но на каждом этапе сохраняет целостность личности. Какие отличительные черты имеет концептуальная идентичность у подростков и юношей?

Исследовательские вопросы

Каковы отличительные черты концептуальной идентичности у подростков?

Каковы отличительные черты концептуальной идентичности у молодых людей?

Как его содержание и цель меняются между этими этапами?

Цель исследования

Раскрыть отличительные черты концептуальной идентичности у подростков и молодых людей.

Методы исследования

Наше исследование включало изучение концептуальной идентичности у подростков и молодых людей, результаты которого позволили выявить их специфические характеристики.

Темы (кейсы)

Всего мы изучили 170 предметов. Было 70 подростков (от 11 до 16 лет) и 100 молодых людей. Среди подростков было 35 девушек и 35 юношей, среди юношей и взрослых (от 17 до 23 лет) 50 мужчин и 50 женщин. Средний возраст подростков составил 13,8 лет, средний возраст молодых людей – 19 лет..5 лет.

Процедура

Применяли методику «Тест ЖИЗНЕННО-Смысловых ориентаций» Д. Леонтьева, М. Рокича «Ценностные ориентации» и тест рефлексивной самооценки В. Мухиной «Кто я?» (Мухина, 2015). Перед этим участники заполнили анкету о своем возрасте, поле, социальном статусе и написали, что составляет для них смысл жизни. Мы применили к результатам критерий Стьюдента.

Находки

После применения методов используем Студенческий т Критерий, чтобы выяснить, есть ли существенные различия между возрастными группами. По общей степени значимости между подростками и юношеством такой разницы нет (р > 0,05), как и по половому признаку (р > 0,05). Есть только разные тенденции в содержании концептуальной идентичности.

Метод «Тест смысложизненных ориентаций» не выявляет существенных различий в осмысленности для возрастных групп в целом, но больше мальчиков в подростковой группе и больше женщин в юношеской взрослой группе имеют смыслоструктурированную концептуальную идентичность. В целом у самок наблюдается определенное развитие от подросткового возраста до раннего взросления, а у самцов такой закономерности практически нет.

Методика «Ценностные ориентации» выявила, что девочки-подростки больше заняты ценностями коммуникативного типа (наличие друзей, личные отношения), затем они начинают ценить самостоятельность и гармонию, а также личностное развитие (образование, самосовершенствование). У мальчиков-подростков схожие ценности. Обе группы больше озабочены общением, но мальчики, в отличие от девочек, также ценят полноту и насыщенность жизни. Примечательно, что о радости жизни как о ценности пишут только мальчики. Таким образом, подростки делают упор на общение, интенсивность жизни и саморазвитие.

У молодых людей акцент смещается с общения на саморазвитие и познание. У мужчин впереди личностное развитие, наряду с профессиональным развитием, но важными остаются ценности полноты, активности, интенсивности жизни. В качестве инструментальных ценностей присутствуют этические и деловые ценности. Самоутверждение и принятие других исчезают. Как у мужчин, так и у женщин в этой старшей группе роль общения не является центральной, но женщины выше ценят личную жизнь (счастье в семье), они ценят и альтруистические понятия (счастье других и т. д.). И для них, и для мужчин важно саморазвитие и профессиональная реализация. Среди инструментальных ценностей женщины ценят этику и конкретные деловые ценности (достигающие цели), а также принятие других; самцы относятся ко всему этому с меньшим энтузиазмом.

Мы наблюдаем, что ценности действительно динамичны, меняются от подросткового возраста к раннему взрослому и относятся к задачам развития, стоящим перед группами. Подростки больше всего ценят общение, а молодежь заботится о профессиональном и личностном развитии. Существенных гендерных различий в выборе ценностей нет.

Продолжаем рефлексивный тест самооценки «Кто я?» В тесте каждый участник должен дать 15 письменных ответов на вопрос «Кто я?». Для обработки ответов мы используем контент-анализ, который позволяет определить относительное преобладание тех или иных структурных компонентов самосознания. В теории В. Мухиной (2008) структурных компонентов пять: «имя», «притязание на признание», «гендерная идентификация», «психологическое время», «психологическое личное пространство». По мнению Мухиной, структура постоянна, а возраст лишь придает ей иное содержание.

В своих ответах подростки иногда включают выдуманные прозвища типа Маньяк, Компьютерщик и др., названия профессий типа Банкир (никакого отношения к жизни подростка в настоящее время), негативные характеристики себя – «Мне нравится ничего не делать». и т.д. В целом подростки затрудняются ответить на вопрос 15 раз, большинство дали только 7-8 ответов. Для молодых людей не существует отрицательных характеристик, выдуманных имён и профессий. Наименьшее количество ответов приходится на компонент «имя». Среди подростков мальчики и девочки имеют одинаковую долю ответов, связанных с этим компонентом.

По сравнению с младшей группой юноши (обоих полов) дают значительно больше «претендующих на признание» ответов: «будущий успешный юрист», «хорошая дочь», «хороший друг», «перспективный сотрудник». и так далее. Но в обеих группах по этому компоненту значительно опережают самки.

Компонент гендерной идентификации, как и предыдущий, более выражен в ответах юношей и особенно девушек обеих групп: «Я в паре», «Я молодая девушка» и так далее

Психологическое время в обеих группах показывает ориентацию на будущее, т.е. «будущий успешный бизнесмен». У молодых людей определения, основанные на будущем, более специфичны. Чаще подростки пишут о своих нынешних увлечениях: «Мне нравится слушать музыку», «Люблю веселиться и веселиться».

Наиболее представлено психологическое личностное пространство обеих групп («Я человек», «Я человек», «Я член семьи», «Я студент», « я ученица школы» и т. д.). Этот компонент особенно ярко выражен у мальчиков в группе подростков и у женщин в группе молодых взрослых9.0005

Стоит отметить, что большое количество ответов подростков носят маргинальный характер, то есть вместо ответа на вопрос «Кто я?» они отвечают на вопрос «Каков я?» Эти маргинальные реакции преобладают у подростков; переходя к старшей группе, самцы начинают давать меньше маргинальных ответов, а самки — больше.

Все вышеизложенное показывает, что наиболее представленными структурными компонентами самосознания являются психологические личностные пространства и претендуют на признание обе возрастные группы. Подростки пытаются понять свое эго, исследуют границы, установленные обществом, пытаются понять права и обязанности, создают мировоззрение и систему ценностей, внутренний мир; отсюда важность психологического личного пространства в ответах. Этот компонент продолжает оставаться важным для молодых людей, так как они продолжают определять свои позиции и соответственно строить свою жизнь, понимать объем прав и обязанностей по важным аспектам своей жизни. Одной из задач развития для обеих возрастных групп является отделение от родительской семьи, инициация новых отношений с социумом и, таким образом, «претензия на признание» со стороны общества или семьи как попытка демонстрации своих способностей. Отсюда и наличие этого компонента.

В начале исследования, получив анкеты с личностно-информационными и социально-статусными вопросами, участники также должны были ответить на вопрос «В чем для Вас смысл жизни?» Подростки обычно отвечали примерно так:

  • Личностное развитие, самопознание, самосовершенствование

  • Достижение чего-либо

  • Самовыполнение

  • Семья

  • Успех

  • Поиск смысла

  • Новые знания, образование

  • Помощь другим

Старшие подростки и юноши ответили так:

  • Самореализация

  • Сама жизнь

  • Семья и дети

  • Счастье для себя и близких

  • Карьера

  • Успех в различных областях

  • Творчество

  • Личностное развитие и самосовершенствование

Больше подростков затруднились ответить на этот вопрос, чем молодые люди. И младшие, и старшие респонденты были ориентированы на будущее, на предстоящие успехи и достижения. Среди молодежи появились ответы о творчестве и вообще результатах будущей жизни.

Заключение

Настоящее исследование не подтвердило гипотезу о существенных различиях между подростками и молодыми людьми с точки зрения концептуальной идентичности. Мы предполагаем, что подростки впервые начинают задумываться о смысле своей жизни, выбирать ценности и смысложизненные ориентиры. Эти установки выстраиваются в личное мировоззрение в более поздний период, а позже становятся основой для развернутых жизненных планов. Таким образом, молодые люди продолжают формировать свою концептуальную идентичность.

Для подростков общение является важнейшей ценностью, уступающей место профессиональному и личностному развитию молодых людей, которое может быть связано с особенностями и задачами, поставленными обоими периодами.

Рефлексия для этих возрастных групп связана с компонентами самосознания «притязание на признание» и «психологическое личное пространство», демонстрируя наиболее важные и личностно ценные стороны жизни и способностей. Существенных различий между полами в обеих группах нет.

Личность как подростков, так и юношей ориентирована на будущее, в поиске дополнительного образования, будущей профессиональной деятельности и собственной семьи. Но только в более поздние годы молодые мужчины и женщины начинают указывать не только на смыслы личной значимости, но и на свою социальную гражданственность, желание творить и находить реализацию в обществе.

Ни качественный, ни количественный подход не показывают существенных различий между концептуальной идентичностью подростков и молодых людей. Эта информация из исследования и других исследований позволяет сделать вывод, что подростковый возраст подготавливает и формирует различные структуры концептуальной идентичности, а ранняя взрослость завершает их.

Ссылки

  1. Божович Л.И. (1978). Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — № 4. — С. 23-35 [Божович Л.И., Онтогенез этапов развития личности // Вопросы психологии, 1978, №4, с. 23-35.]
  2. Дубровина И.В. (1989). Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, – 168 с. [ Дубровина И.В., Развитие личности старшеклассников. Москва, 1989.]
  3. Эриксон, Э. (2006). Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. красный. я предисл. СРЕДНИЙ. Толстых. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСН: Прогресс. – 352 с. – (Библиотека зарубежной психологии) [ Эриксон Э. Идентичность: Молодость и кризис. Перевод с английского / Э. Эриксон. Предисловие и редакция А.В. Толстых, 2-е изд., Москва, «Флинта», МПСН, Прогресс, 2006, с. 352.]
  4. Гинзбург, М. Р. (1988). Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии — № 2. – С.19-26 [Гинзбург М.Р. Самоопределение личности как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2, с. 19-26.]
  5. Хевигерст, Р. (1967) Образование и общество: книга чтения. Нью-Йорк: Аллин I Беконом, [Хавигхерст, Роберт Дж., (Ред.). Образование и общество: книга для чтения. Нью-Йорк: Аллин и Бэкон, 1967] 90 112
  6. Хухлаева, О.В. (2002). Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для стад. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 208 с.[ Хухлаева О.В. Психология развития: ранняя взрослость, зрелость, старость. Учебник для студентов ВУЗов. Москва, Издательский центр «Академия», 2002, с. 208.]
  7. Леонтьев Д.А. (2003). Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл. – 487 с..[ Леонтьев Д.А., Психология смысла: природа, структура и динамика концептуальной реальности. Переработанное 2-е издание. Москва, «Смысл», 2003, с. 487.]
  8. Мухина В.С. (2015). Психология развития: феноменология развития, детство, отрочество. Москва, 2015.]
  9. Мухина В.С. (2008). Рефлексивный тест-самоотчёт «Кто-Я?»: возвращение к обоснованию установок, обращающихся к рецепту, и требования к анализу типов рефлексий на себя // Развитие личности. — №4. – С. 116-129 [Мухина В. С., Рефлексивный тест самооценки «Кто я?»: возврат к валидирующим установкам, адресованным реципиенту, и требования к анализу типов саморефлексивных состояний // Развитие личности. 2008, № 4, стр. 116-129..]
  10. Обуховский, К. (1981). Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности: сб. науч. тр.; отв. Красный. Л.И. Анцыферова. – М.: Наука. – С. 45-66. [ Обуховский К., Психологическая теория строения и развития личности // Психология развития личности. Сборник научных публикаций под редакцией Л.И. Анцыферова. Москва, «Наука», 1981, с. 45-66.]
  11. Сахарова Т.Н. (2013). Ядерные основы смысложизненных ориентаций личности, Тамбов, Журнал «Перспективы науки», №3 (42)2013, Тамбов, с. 240-243 [ Сахарова Т.Н., Стержневые основы индивидуальных смысложизненных ориентаций, Тамбов, Перспективы науки, №3 (42) ), 2013, с.240-243]
  12. Вайзер, Г.А. (1998). Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. – №5. – С. 3-14 [Вайзер Г.А., Смысл жизни и «двойной кризис» жизни человека / Психологический журнал, 1998, №5, с. 3-14.]

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Факультет педагогики и психологии

Декан: доктор наук, профессор, Валерий Жог

История

Факультет педагогики и психологии – один из старейших в МГПУ. Он был открыт 17 октября 1921 года и стал первым среди учебных факультетов в системе университетского образования. Этот факультет стал «стартовой площадкой» для факультета патологии речи, факультета дошкольной педагогики и психологии, факультета начальной школы, факультета педагогики и психологии. Его первым деканом был выдающийся ученый, педагог и психолог Константин Николаевич Корнилов.

В 1985 году от педагогического факультета отделился педагогико-психологический факультет на базе кафедры педагогики и психологии высшей школы и лабораторий высшего педагогического образования. Его организатором и деканом выступил академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Виталий Александрович Сластенин.

Кафедра педагогической психологии позже переименована в кафедру психологии развития и создана на базе кафедры педагогики и психологии высшей школы. Его возглавила академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор Мухина Валерия Сергеевна.

В 2009 году в дополнение к существующим двум кафедрам были созданы кафедра педагогической психологии и кафедра социальной педагогики и психологии.

В разные годы на факультете работали профессора, выдающиеся педагоги-педагоги и психологи: П.П. Блонский, А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Заньков, И.А. Каиров, В.П. Кащенко, К.Н. Корнилов, В. А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, С.Т. Шацкий и др.

Структура

Факультет на сегодняшний день включает четыре кафедры:

  • Кафедра педагогики и психологии профессионального образования (заместитель заведующего кафедрой — д.п.н., профессор Подымова Л.С.). На кафедре работают 22 преподавателя, из них 8 кандидатов наук и 12 кандидатов наук.
  • Кафедра психологии развития (заведующая кафедрой — академик РАО, доктор психологических наук, профессор Мухина В.С.). На кафедре работает 21 преподаватель, из них 4 кандидата и 14 кандидатов наук.
  • Кафедра психологии образования (заведующий кафедрой — кандидат психологических наук, профессор Обухов А.С.). На кафедре работают 8 преподавателей, из них 1 кандидат и 7 кандидатов наук.
  • Кафедра социальной педагогики и психологии (заведующий кафедрой — доктор философских наук, профессор В.И. Жог). На кафедре работает 21 преподаватель, из них 6 кандидатов наук и 12 кандидатов наук.

Сотрудничество с международными и другими организациями

Факультет сотрудничает с Немецкой службой академических обменов DAAD, а также с Университетом Аугсбурга (Германия).
Студенты этого факультета неоднократно получали президентскую стипендию для обучения за рубежом и обучались в Университете Бирмингана (Великобритания).

На базе факультета с 1999 года действует Международная академия педагогических наук. Ее основателем и первым президентом был В.А. Сластенин) www.manpo.ru.

Австрийский психотерапевт Альфрид Ленгле, доктор психологических наук, профессор Венского и Инсбрукского университетов (Австрия), президент Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE Intertion), директор Венского института экзистенциального анализа и Логотерапия, Генеральный секретарь Исполкома Международной психотерапевтической ассоциации, создатель современной теории экзистенциального анализа, адъютант и преемник В. Франкла, регулярно читает публичные лекции на факультете.

Факультет начал сотрудничество с Уди Орен, к.т.н. Кандидат клинической психологии, президент Европейской ассоциации EMDR, соучредитель и глава израильского офиса EMDR, тренер и руководитель Института EMDR.

В последние годы факультет под эгидой Общероссийского общественного творческого движения педагогов «Исследователь» активно сотрудничает с Международной организацией MILSET — поддерживающей научно-техническое творчество молодежи всего мира. А также с региональными офисами MILSET: MILSET Europe (Европа), MILSET Amlat (Латинская Америка), MILSET Asia (Азия). Совместно с ними учебно-исследовательская экспедиция в Центральную Мексику осенью 2009 г.; Ежегодная международная научная школа (ежегодно проводится в Московской области с 2008 г.) под руководством А.С.Обухова. VIII Европейская выставка Expo-Science-2010 (ESE 2010) прошла под руководством А.В. Леонтовича на ВВЦ летом 2010 года.

В последние годы развивается активное сотрудничество с Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (Казахстан) в направлении поддержки роста научно-методических талантов.

Добавить комментарий