Мухина психология развития: Мухина Валерия Сергеевна — Психологическая газета

Содержание

В.С. Мухина. Публикации

Мухина Валерия Сергеевна (1935) — ведущий советский и российский психолог с мировым именем, педагог, философ, писатель. Академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 г.), главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, член Московского союза журналистов, член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». Основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности».

В.С.Мухина — специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область научных интересов: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.

Автор более 400 печатных трудов, изданных в России и за рубежом. Имеет патенты. Более 50 изданий книг на языках мира

Публикации

  1. + — Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество

    В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяющих развитие личности и ее социальное бытие. Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле-мы возрастной психологии.

    http://www.zipsites.ru/books/psy_muhina_vosr_ps/
  2. + — Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (1)

    Здесь речь будет идти, прежде всего о том, что происходит с личностью, осужденной за совершение насильственных преступлений, помещенной в условия пожизненной изоляции.

    Насильственный преступник автоматически уходит за пределы возможного развертывания своей человеческой сущности в высших проявлениях и утверждения другого в его исключительности и человечности. Регресс личности совершившего преступление неизбежно проявляет себя — ведь он наказан не только судом и лишением свободы, но и постоянно присутствующими образами, неизменно напоминающими то, что преступил границы дозволенного, лишил злодейски других людей жизни, и часто в том числе — малых детей.

    // Развитие личности №4 / 2002 /

    http://www.rl-online.ru/articles/4-02/205.html
  3. + — Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (2)

    Потерять навсегда жизненную перспективу — это экстремальная ситуация. Принудительная жизнь в замкнутом пространстве, в состоянии постоянного наказания и бесперспективности — невыносимая для человека ситуация. Человек, лишенный будущего, теряет смысл своего существования. Еще Федор Достоевский в «Преступлении и наказании», ужаснувшись, сказал: «Понимаете, как это ужасно, когда больше некуда идти?» Из общего числа пожизненно заключенных, лишь процентов пять-семь тех, которые стремятся удержать свое чувство личности. Это мнение сотрудников колоний, с которыми мне довелось общаться2. Способность здраво рассуждать и контролировать себя как социального человека сохраняют лишь немногие. Незначительная часть из них осознают экстремальность ситуации, в которую они заслуженно попали. При этом они пытаются сохранить и воссоздать свою личность, что-то предпринять для физического и психического выживания.

    // развитие личности №4 / 2003

    http://www.rl-online.ru/articles/4-03/252.html
  4. +-Психологические проблемы молодежи как электората России[недоступно]

    Выбор — всегда деятельность, требующая знаний, сформированной позиции и личной воли. Выбор, производимый в социальном пространстве людей и совершаемый как гражданская акция, обращен к индивидуальному человеку, к личности. Однако выбор человека как социального существа, как человека толпы может происходить помимо его сознательной воли. В XIX в. появляются одна за другой работы, посвященные анализу психологии толпы. Г. Лебон писал о том, что «главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы».1 Книгу Г. Лебона «Психология масс», вышедшую в 1895 г., находили в библиотеках Николая II, В.И. Ленина, И.В. Сталина, А. Гитлера и во многих других библиотеках диктаторов и либералов.

    // Развитие личности №2 / 2000 /

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-problemy-molodezhnogo-elektorata-rossii
  5. + — Реальность социального пространства

    Социальным пространством называют всю материальную и духовную сторону человеческого бытия наряду с общением, человеческими деятельностями и системой прав и обязанностей. Сюда следовало бы отнести реальности существования человека вкупе. Однако я считаю правомерным выделять и специально рассматривать в отдельности реальности предметного мира, образно- знаковых систем, природы и социального пространства, чтобы, в конце концов, соединить все как сущностно единое целое, определяемое глубинными связями и отношениями. Обратимся к обсуждению реальности человеческого общения как реальности социального пространства.

    // Развитие личности №2 / 2006

    http://rl-online.ru/articles/rl02_06/533.html
  6. + — Феноменологическая сущность мифов и реалий личности

    История человеческого рода и современные идеи о человеке как личности, значимая для каждого из нас в отдельности идеология, наши внутренние позиции — все это формирует в нас представления, мифы и чаяния о личности. Можно сказать и иначе: реалии жизни на протяжении всей истории формируют чувство личности и саму личность в нас.

    Человек в процессе всей обозримой истории выделял в себе некие сущностные особенности, которые он провозгласил как личность. Однако до сих пор, уже в XXI веке, мы, люди, пытаемся разобраться в том, что такое личность: где наши домыслы, где наши амбиции в понимании личности и в притязании быть ею? В чем мы приближаемся к сущности понимания феноменологии личности? Прежде всего, было бы полезно обратиться к сущности понятия личность в материи родного языка, в его культурных и духовных предтечах

    // Развитие личности №3 / 2005

    http://rl-online.ru/articles/Rl03_05/344.html

См.также

  1. В.С. Мухина. Персональный сайт

Мухина в.С. Возрастная психология.-м.,1997

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М., 1999

  2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М., 2000

  3. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. — М., 2002

  4. Айхорн А. Трудный подросток. — М., 2001.

  5. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1994. – С. 77-84

  6. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М., 2000

  7. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. Вузов. — Ростов н/Д, 2000

  8. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учебное пособие.- М., 1999.

  9. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. -Москва-Воронеж, 1996

  10. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2-х кн. — М., 2000 Ю.Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. — М, 1995

  11. И. Баттерворт, Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с анг.- М., 2000

  12. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М., 199%

  13. Башаева Т.В. Развитие восприятия: детиЗ-7 лет. — Ярославль, 2000

  14. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. — М., 1994

  15. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986

  16. Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М., 1997

  17. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. — М., 1995

  18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968

  19. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М., 2005.

  20. Волков Б.С. Психология младшего школьника : учеб. Пособие. М.. 2000

  21. Волков Б.С. Психология подростка: Учеб. Пособие. М., 2001

  22. Волков Б.С. психология ранней юности: Учеб. Пособие М.,2001

  23. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. -М., 2003

  24. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1992

  25. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989

  26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. -М., 1998

  27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М, 1986

  28. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983

  29. Марцинковская Т.Д. История детской психологии.- М..1998.

  30. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников., М., 1984

  31. Мид М. Культура и мир детства. — М, 1988.

  32. Мухина в.С. Детская психология : Учебник. М.,1999

  33. Мухина В.С. Психология игры: Учеб. Пособие.М..2000

  34. Мухина в.С. Шестилетний ребенок в школе. – м., 1990.

  35. Обозов НН. Психология взрослого человека. — СПб., 1995

  36. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000

  37. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М, 1989

  38. 38. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.,2002.

  39. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

  40. Хухлаева О. В. Психология развития – М., 2002

32

Анастасия Мухина. Осведомленность о физиологической дифференциации и функциональных особенностях мужчин и женщин у умственно отсталых девочек-подростков.

Анастасия Мухина. Осведомленность о физиологической дифференциации и функциональных особенностях мужчин и женщин у умственно отсталых девочек-подростков.

(2017) Наука и образование, 3, 41-44. Одесса.


DOI: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2017-3-8

Анастасия Мухина,
кандидат психологических наук, доцент,
кафедра дефектологии и психологической коррекции,
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко,
, пл. Гоголя, 1, г. Старобельск, Украина

29

9

9

9 ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ


РЕЗЮМЕ:

Статья посвящена изучению особенностей процесса формирования половой и полоролевой идентичности у умственно отсталых девочек-подростков. С помощью суммативного эксперимента, включающего организованную беседу и проективную методику «Рисование своего и противоположного пола», определяли уровень их осведомленности о дифференциальных различиях между мужчинами и женщинами, их функциональных особенностях и влиянии гендерной идентичности на социальные ожидания и поведение.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

пол, роль, идентичность, физиологические особенности, мужественность, женственность.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ :

 


ЛИТЕРАТУРА :

, Т. В. Е. 1. (1996). Выхователю про психологию та повединку сексуального развития ребенка. Киев: Институт змисту и методив навчання [на укр.].
2. Заиграева Н.В. (2007). Гендерная социализация и полоролевые представления подростков с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология – Дефектология, 2, 46-51.
3. Нугаева О.Г. (2002). Определение понятия «нарушения половой идентификации». Совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми в специальных учреждениях – Совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми, посещающими специальную школу. В. Коркунов (ред.). Екатеринбург [на русском языке].
4. Сынов В.М., Матвиева М.П., ​​Хохлина О.П. (2008). Психология разумово видсталой жизни: Пидручник. Киев: Знание [на укр.].
5. Шипицына Л.М. (2005). «Необучаемые дети в семье и обществе». Москва; СПб.: Речь.
6. Носов Н.Н. (1991). Формирование неадекватной самоидентичности и агрессивности. Вопросы психического здоровья детей и подростков. Проблемы психического здоровья детей и подростков. 1. Просвещение.
7. Романова В.Г. (2000). Особенности состояния полоролевых стереотипов подростков. Практическая психология та социальная робота – Практическая психология и социальная работа, 8, 39–43 [на украинском языке].

Особенности ценностно-смысловой сферы родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 210, 2020

Инновационные технологии в науке и образовании (ИТСЕ-2020)
Номер статьи 19017
Количество страниц) 7
Секция Психология взаимодействия человека и окружающей среды
ДОИ https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019017
Опубликовано онлайн 04 декабря 2020 г.
  1. Р.М. Хоффманн, Трудотерапия и дети с аутизмом: взгляд на то, что такое трудотерапия, и обзор методов вмешательства, используемых для лечения детей с аутизмом (Университет Аризоны) http://hdl.handle.net/10150/146028 14/09/2020 17:07:13 [Google ученый]
  2. И.И. Мамайчук, Е.В. Шабанова, Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкин 1(5), 82-91 (2014) ISSN: 1818-66532014 [Google ученый]
  3. Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (Гуманитарное издательство Центр ВЛАДОС, М. , 2004) [Google ученый]
  4. И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Учительское издание (Просвещение, М., 2008) [Google ученый]
  5. Т.Н. Высотина, Особенности отношения родителей к детям с атипичным аутизмом. Автореф., канд. психол. наук (СПб., 2013) [Google ученый]
  6. Д. Г. Кулина, Н.Б. Яковлева, Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 1(4), 21-47 (2017) спектр [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
  7. Техас Голден, Родители в отношениях со своими детьми с аутизмом: качественное исследование: дис. … Доктор философии (Университет Юты, 2012) [Google ученый]
  8. К. Раттаз, К. Мишелон, Х. Ройерс, А. Багдадли, Дж. Аутизм Dev Disord 47 (9), 2826-2837 (2017) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
  9. К. Баэса-Веласко, К. Мишелон, К. Раттаз, Э. Пернон, А. Багдадли, Journal of Developmental and Physical Disabilities 25, 613-624 (2013) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
  10. А. И. Сергиенко, А.Б. Холмогорова, Консультативная психология и психотерапия 2(27), 8-26 (2019) doi: 10.17759/cpp.2019270202 [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
  11. Т.Н. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк, Семейная психология: жизненные трудности и преодоление их (Речь, СПб, 2005) [Google ученый]
  12. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети (Теревинф, М. , 2013) [Google ученый]
  13. Э.А. Савина и др. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с отклонениями в развитии. Справочник педагога-психолога (Владос, Москва, 2008 г.) [Google ученый]
  14. Н. А. Устинова, Педагогика и психология, 6(24), 158-162 (2012) [Google ученый]
  15. Н. Л. Белопольская, Н.А. Улькина, Дефектология 1 (2010) [Google ученый]
  16. И.В. Абакумова, М.В. Годунов, Вестник психотерапии 72(77), 113-131 (2019) [Google ученый]
  17. ПРОТИВ. Мухина, Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) (Прометей, М., 2017) [Google ученый]
  18. Д.

Добавить комментарий