феноменология развития, детство, отрочество: учебник
Возрастная психология / Психология
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 7-е изд., стереотип. — М., 2002. — 456 с.
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют проблемы возрастной психологии.
Оглавление
От автора…………. .3
Введение…………4
Раздел I. Феноменология развития……………..7
Глава 1. Факторы, определяющие психическое развитие………………9
§ 1. Условия психического развития………………9
§ 2. Предпосылки развития психики…………………..36
§ 3, Внутренняя позиция и развитие………………..50
Глава II. Индивидуальное развитие личности…………….54
§ 1. Социальная единица и уникальная личность…………………54
§ 2. Фактор места как условие развития личности……………….73
Глава III. Механизмы развития личности и ее социального бытия………..81
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности…………82
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности…………87
§ 3. Взаимодействие идентификации-обособления и типы личностей………….92
Раздел II. Детство……….96
Глава IV. Младенчество……………..98
§ 1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития……………99
§ 2. Собственно младенчество…………104
Глава V. Ранний возраст……………118
§ 1. Особенности общения…………. 119
§ 2. Умственное развитие………..125
§ 3. Предпосылки формирования личности…………..139
§ 4. Предметная и другие виды деятельности…………150
Глава VI. Дошкольный возраст…………163
§ 1. Особенности общения……………165
§ 2. Умственное развитие………….175
§ 3. Детская личность………..213
§ 4. Игры и другие виды деятельности………….235
Глава VII. Младший школьный возраст………….249
§ 1. Особенности общения…………..251
§ 2. Умственное развитие…………269
§ 3. Личность ребенка младшего школьного возраста………..286
§ 4. Учебная деятельность…………..321
Раздел III. Отрочество…………345
Глава VIII. Условия и образ жизни…………348
§ 1. Социальная ситуация в жизни отрока……………348
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд…………..356
Глава IX. Особенности общения…………..362
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции……………..362
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола…….372
Глава X. Умственное развитие…………….379
§ 1. Развитие речи…………. .379
§ 2. Развитие высших психических функций……………384
Глава XI. Личность отрока………….396
§ 1. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве…………396
§ 2. Самосознание в отрочестве…………………406
Вместо заключения. Юность…….420
Примечания…………………..424
Приложение. Программа курса «Возрастная психология»………………431
Возрастная психология: Феноменология развития,детство,отрочество (Валерия Мухина)
Буду ждать
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусовКнига «Возрастная психология: Феноменология развития,детство,отрочество» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Валерия Мухина «Возрастная психология: Феноменология развития,детство,отрочество» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.
Почему с возрастом время летит быстрее
Кажется, что Рождество с каждым годом наступает все раньше и раньше? В детстве казалось, что Рождество никогда не наступит. Во взрослом возрасте они, кажется, приходят все раньше и раньше. Многие люди среднего возраста (что бы это ни значило) замечают, что время летит незаметно; годы быстро проходят. Почему кажется, что время идет быстрее, когда мы становимся старше?
Есть несколько недавних книг, посвященных этой психологической проблеме, и хотя существует ряд теорий, лучшее объяснение состоит в том, что новый опыт, похоже, замедляет восприятие времени. Повторение событий, кажется, заставляет их идти быстрее. В детстве, пережившем несколько Рождеств, каждое из них приносит предвкушение и определенную новизну. Для родителей (и особенно для бабушек и дедушек) все слишком знакомо – все то же самое, то же самое.
Я уже писал о восприятии времени, и читатели предложили несколько конкурирующих теорий. Одна популярная теория утверждает, что существует своего рода математическая формула, которая делит нашу жизнь. Для 8-летнего ребенка год составляет одну восьмую жизни — значительный (и запоминающийся) отрезок; в 50 лет это только одна пятидесятая. Но эта теория предполагает, что наш мозг работает как компьютер, храня каждый бит информации, как снятый на всю жизнь документальный фильм. Но так мозг не работает.
Психологи, занимающиеся восприятием и памятью, утверждают, что воспоминания представляют собой социальную реконструкцию, а не буквальную запись, как компьютерные файлы. Не каждое воспоминание хранится как отдельное событие, и подавляющее большинство наших воспоминаний о местах и времени недоступны.
Вот еще один пример: когда вы впервые едете в отдаленное место, кажется, что это займет целую вечность (помните тот первый отпуск на выходных или поездку на работу в первый день новой работы?). По мере того, как вы повторяете поездку снова и снова, время летит незаметно, и вы не можете вспомнить ни одной конкретной поездки, если только не происходит что-то «памятное». Очень длинная пробка; сгибатель крыльев; и т. д. Или первый день двухнедельного пляжного отдыха кажется долгим и приятным («Вау, у меня целых две недели на это!»). Но прежде чем вы это знаете, вы собираете вещи для дома.
Так что является ключом к восприятию времени? Рутина заставляет время идти быстрее, уникальные и запоминающиеся события замедляют время. Хотя в рутине есть утешение, она заставляет время лететь незаметно. Итак, если вы хотите «замедлить» время и продлить Рождество (или каждый день), измените распорядок. Создавайте уникальные впечатления для каждого. Вы также можете стать более осознанными, сосредоточившись на каждом прошедшем моменте и наслаждаясь им. Старая поговорка «живи настоящим» — ключ к тому, чтобы замедлить эти быстро уходящие годы.
Подробнее читайте здесь и здесь:
Две хорошие книги о восприятии времени: «Почему жизнь ускоряется по мере того, как вы становитесь старше: как память формирует наше прошлое» Доуве Драайсмы и «Парадокс времени» Филипа Зимбардо и Джона Бойда.
Следуйте за мной в Твиттере:
http://twitter.com/#!/ronriggio
Почему «Время летит», когда мы становимся старше?
Согласно многим взглядам в бихевиористской традиции, мы приходим в этот мир с чистого листа или tabula rasa — это означает, что основу наших знаний, действий, мыслей и чувств мы получаем через жизненный опыт, поскольку мы не рождаемся с такими вещами. Действительно, очень философский взгляд на эту точку зрения также сродни когнитивной традиции в этом отношении — то, что мы испытываем, наши уроки из этого опыта и наша способность помнить их… наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть.
Подумай о своем детстве. Я уверен, что есть очень специфические отпуска, праздники, дни рождения и лето, которые вы можете ярко запомнить. Возможно, в ваших воспоминаниях прочно закрепится целый год. С другой стороны, вы можете обнаружить, что последние 10 лет пролетели незаметно для вас. Почему?
Подумайте о пятилетнем возрасте. Если бы вас попросили подумать о вашей «всей жизни», это могло бы показаться довольно долгим сроком. Однако ваши родители могли бы посмеяться над этим, развлекая вас историями из жизни до вашего рождения. Для них пять лет — ничто, и это потому, что они были намного старше, испытав гораздо больше в своей жизни.
Время относительно.
Не говоря уже о «квантовой физике», но время относительно. Поскольку мы не можем вспомнить время, предшествующее нашему существованию, наш опыт — наше существование — это то, на чем мы можем основывать течение времени. Так что, если пять лет для 37-летнего — ничто (блин, я помню 2017 год как вчера), то для пятилетнего — буквально целая жизнь (не говоря уже о том, что дети вообще не начинают создание связных воспоминаний до 2 лет). Итак, спросите себя, Что вы делали пять лет назад? Кажется, что это было давно? Ты хоть помнишь, что ты делал?
Получая все больше и больше опыта, мы строим эвристики того, как учитывать события и явления в нашей жизни с течением времени. Когда люди спрашивают вас: «Что нового?» мы часто отвечаем: «Ничего особенного», потому что, честно говоря, мы больше не оцениваем многие из наших новых впечатлений как очень интересные. Конечно, если мы покупаем новую машину или дом или, может быть, только что вернулись из отпуска за границей, мы можем считать это захватывающим. Тем не менее, поход в магазин за едой или приобретение новых простыней не особенно заслуживает освещения в печати.
С другой стороны, для тех, у кого есть маленькие дети, поход в магазин за едой — это приключение, а новые простыни меняют правила игры. Это потому, что эти события авантюрны или меняют правила игры для детей просто потому, что у них нет такого уровня опыта или точки отсчета, как у нас. Опять же, это относительно.
Я помню, как закончил среднюю школу и вспомнил о своей академической карьере до этого момента— Ух ты, это был долгий путь. Но вот колледж пролетел незаметно, и я вдруг стал настоящим взрослым. Следующее, что я знаю, это то, что у меня есть собственная семья и седая борода. Я вспоминаю тот момент размышлений, который у меня был в конце средней школы, потому что в день моего выпуска мой отец заметил, как это делают многие родители, бабушки и дедушки, что время летит так быстро. «Время летит незаметно, — сказал папа, — так что найдите время, чтобы насладиться жизнью, какой она есть, как вы ее проживаете, потому что однажды вы состаритесь, как я, и будете рассказывать своим детям, как быстро она проходит».
Сейчас мне 37, и, хотя я, конечно, не «стар» (конечно, смотря кого спросить), прошло чуть больше половины моей жизни с тех пор, как мой папа попросил меня подумать об этом после выпуска средняя школа. Как и многие другие, возможно, я не прислушался к этому совету так хорошо, как мог бы. Что я точно знаю, так это то, что вторая половина пролетела чертовски быстрее, чем первая, и я не умираю здесь или что-то в этом роде; скорее, я просто думаю о том, как важно помнить о настоящем и, по сути, считать свои благословения, а не «мечтать о будущем», как мы часто делаем (например, однажды встретив нужного человека). человек, покупка дома или идеальная работа).
Забавно, как я раньше думал о «стариках» и советах, которые они дают — «в мое время все было лучше» (например, деклинизм) и тому подобных вещах. Но те, кто говорит о летящем времени — да, это правда, особенно когда сидишь и размышляешь. Так вот что это — не столько плач, сколько размышление.
Итак, почему время летит? Время относительно… опыт, который мы накапливаем, и то, как мы реагируем (или не реагируем, например, в отношении энтузиазма) на то, что стало нашими «повседневными событиями», облегчают этот «пролет». Теперь мы могли бы продолжать и говорить об относительности времени, о том, почему события детства остаются с нами и почему мы даже не можем вспомнить, что ели на завтрак, но это не конечная цель этой статьи. Что хорошего в этом для тех, кому за 30 или больше, кроме простого объяснения размером с пост в блоге?
Не желайте своей жизни прочь
Один из лучших советов, которые я могу дать относительно стратегий преодоления трудностей, чем-то схож с взглядами на «увлечение осознанностью»:
В заключение, мой трехлетний ребенок недавно научился просить «еще пять минут» перед сном, о чем многие родители хорошо знают. Может быть, вы помните, что сами просили эти пять минут.