Мыслительные способности: мыслительные способности | это… Что такое мыслительные способности?

Как развить умственные и мыслительные способности, мышление у ребенка

Как развить умственные способности у ребенка, легко могут рассказать интеллектуально развитые, здоровые, адекватные родители. Для высокого уровня IQ детей одной отличной учебы недостаточно. Важно все, что окружает — общение с умными людьми, атмосфера в семье, питание, развивающие занятия, чтение. Даже то, как прошла мамина беременность, может оказать колоссальное влияние на будущие способности ребенка.

Этапы развития интеллекта

По мере взросления интеллект ребенка проходит сложнейшие этапы становления. Уровень умственного развития напрямую связан с физическим и эмоциональным прогрессом. 

Малыш от рождения до двух лет познает мир с помощью двигательной активности. В этот период взрослым не стоит ограничивать познавательную деятельность ребенка. Познание окружающего мира идет через движение, игру, прикасание к различным поверхностям. Обратите внимание, как малышу интересно перебирать песок или камушки, брать в руку палку или гладить кошку.

 

С двух лет до школьного возраста человек проходит колоссальную ступень познания мира. Он начинает мыслить не предметами, а образами, символами, ассоциациями. Взрослым стоит уделить больше времени развитию мышления, логическим играм, счету, чтению, занятиям на причинно-следственные связи. Познание окружающего мира сопровождается пополнением словарного запаса, а это влияет на развитие интеллекта.

Для младших школьников игра все еще занимает ключевую позицию в развитии. Занятия становятся более интеллектуальными, логическими, активизируются мыслительные процессы. В большинстве случаев дети начинают играть не только в настольные, но и в компьютерные игры. 


В подростковый период на первый план выходят гормональные изменения. Важными становятся внешность и физические параметры, но экзамены все же никто не отменял. В этом возрасте понадобится весь накопленный за предыдущие годы интеллектуальный потенциал, а также умение анализировать, расставлять приоритеты и способность мыслить логически.

Факторы интеллектуального развития

Прежде чем понять, как развить умственные способности у ребенка, нужно рассмотреть следующие аспекты:

  • Течение беременности. Неполноценное питание, стресс и болезни матери во время вынашивания малыша, употребление лекарств, алкоголя, наркотиков могут негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка.
  • Генетику. От наследственности зависит уровень и качество умственного развития ребенка. 
  • Неблагополучную внешнюю среду. Недостаток общения, плохое питание, физическое насилие, ограничение двигательной активности могут влиять на развитие интеллекта. 
  • Количество детей в семье. Исследования показали, что в многодетных семьях первенцы более интеллектуально развиты, чем остальные дети. Зато в такой среде приобретаются хорошие социальные навыки общения.
  • Влияние школы. Если учитель не видит личностный потенциал, то может погасить творческую искру в ребенке.
    Нужно ценить не удобных учеников, а свободную, мыслящую личность. 
  • Личностные качества родителей и ребенка. Успешные интеллектуалы воспитают умного, гармоничного ребенка. 

С учетом всех перечисленных факторов, главное в интеллектуальном развитии ребенка все же любовь, забота и вера в успех.

Особенности интеллектуального развития детей

Согласно общим правилам развития интеллекта, прежде всего нужно учитывать возраст ребенка и предлагать упражнения в соответствии с этим параметром. Важна регулярность занятий, похвала за победы и спокойное обсуждение промахов. Интеллектуальное развитие следует чередовать с физической активностью — больше гулять, бегать, прыгать.

Особенно внимательно нужно относиться к обучению школьника. Учебные годы — самые плодотворные для развития успешного будущего. Ученик в процессе своей деятельности развивает все необходимые навыки и умения, которые будет использовать в дальнейшей жизни.

Основные методы развития интеллекта в раннем возрасте

Упражнения на развитие интеллекта можно предлагать малышу уже с шестимесячного возраста:

  • проговаривайте названия предметов вокруг ребенка;
  • давайте игрушки из разных материалов;
  • тренируйте мелкую моторику;
  • пойте, читайте стихи.

К году малышу можно предложить сортеры, большие пазлы, крупные головоломки, мозаику и пирамиды. Не ругайте за то, что не все получается сразу — постепенно малыш обучится выполнять задания правильно. В этом возрасте активизируется физическое развитие и остро встает вопрос послушания.

В 2 года мозг ребенка в четыре раза меньше мозга взрослого человека. А уже к трем годам его объем составит 90% от взрослого. С 2-3 лет можно учить малыша лепке, рисованию, игре в лото, домино, конструктор. Читайте вместе сказки и затем обсуждайте сюжет — это учит внимательности и выявлению главной мысли в прочитанном, расширяет словарный запас ребенка.

В раннем возрасте для малыша так много нового вокруг — проговаривайте правила безопасности, вспоминайте негативные случаи для предостережения ребенка.

Как развивать мышление младших школьников

В этом возрасте наряду с игровой деятельностью на первое место выходит обучение. Многие дети поначалу любят учиться, находя в этом элемент взрослости. На этом можно сыграть, постоянно хваля ребенка даже за небольшие успехи. Это простимулирует узнавать больше, развивая мышление и активизируя умственные процессы.


Важную роль играет личность учителя. Мудрый педагог, используя современные методы обучения и учитывая индивидуальные особенности ребенка, будет развивать интеллектуальные способности школьника.

Хорошо развивают интеллект сложные конструкторы, логические головоломки, картинки с ассоциациями. Предложите школьнику разные игры в слова, угадывание предмета по признаку, поиску описываемого объекта.  

Словесные задания, в которых нужно назвать свойства предмета, не требуют больших временных и материальных вложений, зато отлично развивают умственные способности.

Как развивать мышление средних школьников

Исследование эмоционального и интеллектуального состояния подростков показывает, что на первое место выходят противоречия. Человек уже настолько взрослый, что начинает рассуждать о моральных идеях, убеждения, поступках, словах других людей. Эмоции могут зашкаливать от непонимания и сложных отношений с родителями, учителями, ровесниками. Это важный этап взросления мыслящего человека. Учиться в такой период трудно.

Развитие мышления среднего школьника нужно постоянно поддерживать. Для этого в школе должны подробно и терпеливо объяснять сложные предметы. Во многих учебных заведениях устраивают специальные факультативы, на которых предлагаются тренировки счета, логики.

Советы родителям

Интеллектуальное развитие ребенка должно сложиться в систему, которая охватит всю его жизнедеятельность, при этом не будет скучной и навязчивой. Приложите немного усилий, и результат не заставит долго ждать:

  • Во время беременности относитесь к своему состоянию и здоровью будущего малыша с повышенным вниманием.
  • Ведите здоровый образ жизни. Покажите, как нужно заботиться не только о физическом здоровье, но и умственное поддерживать на должном уровне. Полноценный сон, правильное питание, свежий воздух положительно влияют на интеллектуальное развитие.
  • Соблюдайте баланс отдыха и занятий. У ребенка должно быть свободное личное время и строго отведенные часы для учебы, уроков и развивающих мероприятий.
  • Играйте с ребенком в интеллектуальные игры — шахматы, шашки, головоломки, кроссворды развивают логическое мышление.
  • Читайте вместе и обсуждайте прочитанное, поощряйте интерес к книгам. Это не только расширит словарный запас, но и скажется на пространственном мышлении.

Обратите внимание на виммельбухи — это хороший источник тем для обсуждения с детьми любого возраста.

  • Смотрите вместе познавательные фильмы, заглядывайте в энциклопедии и справочники, пусть ребенок стремится каждый день к новым открытиям.
  • Гуляя, старайтесь не просто ходить и бегать. Направляйте внимание малыша на окружающий мир, развивайте воображение, считайте предметы, рассматривайте природу, слушайте «музыку» города.
  • Чаще говорите мотивационные слова — «Думай», «Будь внимательнее», «Запоминай». 
  • Ребенок должен получать положительные эмоции от интеллектуальных занятий.

Ответ на вопрос «Как развить умственные способности у ребенка» прост. Развитие детей должно строиться на гармонии. Не переусердствуйте в стараниях воспитать гения, но и не стоит пускать процесс воспитания на самотек. 

Рабочая тетрадь Развиваем мыслительные способности Часть 2

          Рабочая тетрадь Развиваем мыслительные способности Часть 2 – это тетрадь с заданиями для детей дошкольного возраста, которые помогут научиться делить предметы на группы (классифицировать), называть эти группы обобщающим словом, определять принадлежность предмета к той или иной группе. В ходе выполнения подобных заданий развивается внимание, сообразительность, умение обобщать и рассуждать, пополняется активный словарь. Желаем вам успешных занятий!

Страниц: 32 (Офсет).

Масса: 46 г.

Переплет:  мягкий.

Размер: 203х170х2 мм

       Купить Рабочую тетрадь Развиваем мыслительные способности Часть 2 в Новосибирске Вы можете в магазине развивающих и настольных игр «Игры Почемучек»

Артикул:9785793405317
Возраст: от 5 до 7 лет
Пол: Мальчик Девочка

Добавить отзыв

Общая оценка:

  1. Оставлять отзывы могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.
  2. Пользователи, оставляющие отзывы, несут полную правовую ответственность за их содержание.
  3. В отзывах сохраняется авторская орфография и пунктуация.
  4. В отзывах запрещено:
    • Использовать нецензурные выражения, оскорбления и угрозы
    • Публиковать адреса, телефоны и ссылки содержащие прямую рекламу
    • Писать просьбы найти какой-либо товар или любые другие посторонние тексты
    • Писать отвлеченные от темы и бессмысленные комментарии

Определение критического мышления

Критическое мышление. .. пробуждение интеллекта к изучению самого себя.

Критическое мышление — это богатая концепция, которая развивалась на протяжении последних 2500 лет. Термин «критическое мышление» уходит своими корнями в середину-конец 20 века. Ниже мы предлагаем пересекающиеся определения, которые вместе образуют содержательную и междисциплинарную концепцию критического мышления.


Критическое мышление согласно определению Национального совета по совершенствованию критического мышления, 1987 г.

Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, в качестве руководства к убеждению и действию. . В своей примерной форме он основан на универсальных интеллектуальных ценностях, выходящих за рамки предметных разделений: ясность, точность, четкость, последовательность, актуальность, веские доказательства, веские причины, глубина, широта и справедливость.

Это влечет за собой исследование тех структур или элементов мысли, которые имплицитно присутствуют во всех рассуждениях: цель, проблема или рассматриваемый вопрос; предположения; концепции; эмпирическое обоснование; рассуждения, ведущие к выводам; последствия и последствия; возражения с альтернативных точек зрения; и система отсчета. Критическое мышление — будучи способным реагировать на различные предметы, проблемы и цели — включено в семейство переплетенных способов мышления, среди которых: научное мышление, математическое мышление, историческое мышление, антропологическое мышление, экономическое мышление, моральное мышление и философское мышление. мышление.

Критическое мышление можно рассматривать как состоящее из двух компонентов: 1) набор навыков формирования и обработки информации и убеждений и 2) привычка, основанная на интеллектуальной приверженности, использовать эти навыки для управления поведением. Таким образом, его следует противопоставлять: 1) простому получению и сохранению информации, поскольку оно включает в себя особый способ поиска и обработки информации; 2) простое владение набором навыков, потому что оно предполагает их постоянное использование; и 3) простое использование этих навыков («в качестве упражнения») без принятия их результатов.

Критическое мышление различается в зависимости от лежащей в его основе мотивации. Когда оно основано на эгоистичных мотивах, оно часто проявляется в искусном манипулировании идеями в угоду своим личным интересам или интересам своей группы. Как таковой, он, как правило, интеллектуально несовершенен, каким бы прагматически успешным он ни был. Когда оно основано на беспристрастности и интеллектуальной честности, оно, как правило, интеллектуально более высокого порядка, хотя и подвергается обвинению в «идеализме» со стороны тех, кто привык к его эгоистичному использованию.

Критическое мышление любого рода никогда не бывает универсальным у любого человека; каждый подвержен эпизодам недисциплинированного или иррационального мышления. Поэтому его качество, как правило, зависит от степени и зависит, среди прочего, от качества и глубины опыта в данной области мышления или в отношении определенного класса вопросов. Никто не является критическим мыслителем насквозь, но только до такой-то степени, с такими-то прозрениями и слепыми пятнами, подверженными таким-то и таким-то склонностям к самообману. По этой причине развитие навыков и предрасположенностей критического мышления является делом всей жизни.

Еще одна краткая концептуализация критического мышления

Критическое мышление — это самоуправляемое, самодисциплинированное мышление, которое пытается рассуждать на самом высоком уровне качества беспристрастным образом. Люди, которые мыслят критически последовательно, пытаются жить рационально, разумно, эмпатически. Они прекрасно осознают изначально ошибочную природу человеческого мышления, если его не контролировать. Они стремятся уменьшить силу своих эгоцентрических и социоцентрических тенденций. Они используют интеллектуальные инструменты, которые предлагает критическое мышление, — концепции и принципы, которые позволяют им анализировать, оценивать и улучшать мышление. Они усердно работают над развитием таких интеллектуальных достоинств, как интеллектуальная честность, интеллектуальное смирение, интеллектуальная вежливость, интеллектуальное сопереживание, интеллектуальное чувство справедливости и уверенность в разуме. Они осознают, что независимо от того, насколько искусны они как мыслители, они всегда могут улучшить свои мыслительные способности, и время от времени они становятся жертвами ошибок в рассуждениях, человеческой иррациональности, предрассудков, предубеждений, искажений, некритически принятых социальных правил и табу, личных интересов. , и личная заинтересованность. Они стремятся улучшить мир всеми возможными способами и внести свой вклад в более рациональное, цивилизованное общество. В то же время они осознают сложности, которые часто возникают при этом. Они избегают упрощенного мышления о сложных вопросах и стремятся должным образом учитывать права и потребности соответствующих других. Они осознают сложность развития мыслителей и посвящают себя пожизненной практике самосовершенствования. Они воплощают принцип Сократа: неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить, потому что они осознают, что множество неисследованных жизней вместе приводят к некритическому, несправедливому, опасному миру.

~ Линда Элдер, сентябрь 2007 г.

Зачем нужно критическое мышление?

Проблема
Все думают; такова наша природа. Но большая часть нашего мышления, предоставленного самому себе, предвзята, искажена, пристрастна, неосведомлена или откровенно предвзята. Однако качество нашей жизни и того, что мы производим, изготавливаем или строим, зависит именно от качества нашего мышления. Дрянное мышление дорого обходится как в деньгах, так и в качестве жизни. Однако совершенство мышления необходимо систематически культивировать.

A Определение
Критическое мышление — это такой способ мышления — о любом предмете, содержании или проблеме, – при котором мыслитель улучшает качество своего мышления путем умелого управления структурами, присущими мышлению, и
навязывание им интеллектуальных стандартов.

Результат

Хорошо развитый критический мыслитель:

  • ставит насущные вопросы и проблемы, формулируя их ясно и точно;
  • собирает и оценивает соответствующую информацию, используя абстрактные идеи для ее эффективной интерпретации, приходит к обоснованным выводам и решениям, проверяя их на соответствие соответствующим критериям и стандартам;
  • мыслит непредвзято в рамках альтернативных систем мышления, признавая и оценивая, по мере необходимости, их предположения, последствия и практические последствия; и
  • эффективно общается с другими в поиске решений сложных проблем.

Критическое мышление — это, вкратце, самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление. Это предполагает согласие со строгими стандартами совершенства и осознанное владение ими. Это влечет за собой способность эффективно общаться и решать проблемы, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм.

(Взято из Ричарда Пола и Линды Элдер, The Miniature Guide to Critical Thinking Concepts and Tools, Foundation for Critical Thinking Press, 2008)

В фундаментальном исследовании критического мышления и образования в 1941 году Эдвард Глейзер дает определение критического мышления следующим образом: «Способность мыслить критически, как она понимается в этом томе, включает в себя три вещи: (1) отношение к вдумчивому рассмотрению проблем и предметов, которые входят в круг нашего опыта, (2) знание методов логического исследования и рассуждения и (3) некоторых навыков в применении этих методов. Критическое мышление требует настойчивых усилий для проверки любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете подтверждающих его свидетельств и дальнейших выводов, к которым оно ведет. Это также обычно требует способности распознавать проблемы, находить действенные средства для решения этих проблем, собирать и упорядочивать соответствующую информацию, распознавать невысказанные предположения и ценности, понимать и использовать язык с точностью, ясностью и разборчивостью, интерпретировать данные, оценивать доказательства и аргументы, признавать существование (или отсутствие) логических отношений между утверждениями, делать обоснованные выводы и обобщения, проверять выводы и обобщения, к которым приходят, реконструировать свои модели убеждений на основе на основе более широкого опыта и для вынесения точных суждений о конкретных вещах и качествах в повседневной жизни.

(Эдвард М. Глейзер, Эксперимент по развитию критического мышления, Педагогический колледж Колумбийского университета, 1941 г. ) Они и как я Взять их?

Уинстон Сик обновлено

Критическое мышление часто рекламируется как лучший способ противостоять проблемам, с которыми сталкивается человек.

Но что такое критическое мышление? Как это делается?

Кто-нибудь может это сделать или требуются умственные способности Спока?

О критическом мышлении иногда говорят как о почти мистическом навыке, который тренирует незадействованные части вашего мозга. Предполагаемые преимущества критического мышления могут звучать столь же фантастически. К сожалению, реальность немного более приземленная.

Критическое мышление — это просто обдуманный мыслительный процесс. Во время процесса вы используете набор навыков критического мышления для рассмотрения проблемы. В заключение вы делаете суждение о том, во что верить, или решаете, что делать.

Существует ряд навыков критического мышления. Базовый набор включает следующее:

  • Приостановление суждения для проверки обоснованности предложения или действия
  • Принятие во внимание различных точек зрения
  • Изучение последствий и последствий убеждения или действия
  • Использование аргументов и доказательств для разрешения разногласий
  • Переоценка точки зрения в свете новой информации

Критическое мышление не является ни волшебным, ни надежным. Помимо этих общих навыков критического мышления, знание конкретной темы играет важную роль в качестве мыслей, которые вы производите.

Вы не сможете легко решить, например, проблемы, связанные с изменением климата, не зная методов и процедур, используемых климатологами, а также их прошлых открытий и теорий. Навыки критического мышления не заменят эти специализированные знания. Но они вполне могут помочь вам лучше понять эту область.

Как развить навыки критического мышления?

Чароула Анджели и Никос Валанидес из Университета Кипра проверили идею о том, что навыкам критического мышления легче всего овладеть, когда они встроены в конкретный предмет. Они назвали этот подход «методом вливания» и сравнили его с несколькими другими методами обучения навыкам критического мышления. Их статья «Влияние обучения на критическое мышление» была опубликована в Обучение и инструкция .

Исследователи использовали два аутентичных, плохо определенных вопроса для изучения метода вливания:

  1. Формируют ли американские ценности средства массовой информации?
  2. Следует ли легализовать наркотики?

Студентам были даны вопросы, вместе с аргументами экспертов по каждому. Было перечислено равное количество аргументов в поддержку или опровержение каждой проблемы. Основная задача учащихся состояла в том, чтобы, работая в парах, сформулировать свою позицию по данному вопросу.

Учащихся группы обучения «методу вливания» специально обучали навыкам критического мышления. Они также получили прямую поддержку для критического осмысления проблемы «американских ценностей».

Некоторые вопросы, используемые для стимулирования критического мышления, включали:

  • Какова ваша точка зрения?
  • По каким причинам вы поддерживаете эту точку зрения?
  • Почему вы так думаете?»
  • Существуют ли разные точки зрения на этот вопрос?

Вы можете задать себе эти вопросы, чтобы способствовать развитию собственного процесса критического мышления. Вы можете задать и другие вопросы, например вопросы, помогающие оценить источники.

После тренировки Анджели и Валанидес попросили учеников продумать второй вопрос и оценили их работу. Исследователи также измерили, насколько хорошо учащиеся поняли навыки критического мышления, с помощью стандартизированного теста.

Ключевой вывод заключался в том, что студенты, обученные методу инфузии, превзошли студентов контрольной группы в решении второй проблемы. Кроме того, учащиеся, прошедшие обучение навыкам критического мышления, ушли с пониманием важности оценки различных точек зрения. Студенты контрольной группы — нет.

Учащиеся также рассказали о нескольких трудностях, с которыми они столкнулись, применяя свои навыки для решения задач. Во-первых, им было трудно отказаться от своего суждения. Трудно отказаться от собственных убеждений, чтобы полностью рассмотреть другую сторону проблемы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что эффективный способ отточить навыки критического мышления заключается в том, чтобы другой человек противостоял вашим убеждениям и бросал вызов вашему мыслительному процессу. Наши родители, друзья и учителя часто более чем готовы оказать нам такую ​​помощь.

Добавить комментарий