Как менялось наше понимание дружбы
Дружба
Егор Михайлов
26 апреля 2023 15:30
На протяжении тысячелетий люди пытались объяснить, что такое дружба и как быть хорошим другом. Ответы на эти вопросы менялись со временем и, в свою очередь, тоже помогали изменять общество. Егор Михайлов рассказывает, что случилось с нашим пониманием дружбы и почему в итоге мы решили вернуться к корням.
Античность
В известной степени можно сказать, что современное западное общество было изобретено античными философами. По крайней мере, в том, что касается того, как мы понимаем дружбу, сложно назвать более важный источник, чем «Никомахова этика» Аристотеля.
«Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага», — писал он, выделяя три вида дружбы. Одна основана на приятном, когда людям просто нравится проводить время друг с другом. Другая — на взаимной пользе друг для друга. Аристотель считал, что такие дружеские связи, конечно, замечательны, но «расторгаются, как только люди меняются: их перестают любить, когда они более не приятны и не полезны». А потому выше их всех — третий тип дружбы, объединяющий людей на основании их добродетели: тем более, замечал он, хорошие люди друг другу и приятны, и полезны.
Еще больше ценил такие взаимоотношения Эпикур. Он считал, что для счастливой жизни не нужны неисчислимые богатства, зато без дружбы не обойтись — причем самым важным он считал не саму дружескую помощь, а уверенность, что в трудную минуту мы можем на нее рассчитывать. Обычно довольно сдержанный в своих речах, он делал исключение, когда заговаривал о дружбе: «Дружба обходит с пляской вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни».
Интересно, что Аристотель считал, что дружба не существовала сама по себе, а была неразрывно связана с политикой, замечая, что «Дружба во всех формах государственного устройства проявляется настолько же, насколько справедливость». При тираническом правлении дружбе нет места, а вот при демократии люди, «будучи равными, имеют много общих интересов».
Тут, правда, стоит помнить о том, кто именно мог называться гражданином. В Афинах, скажем, это был мужчина, оба родителя которого родились в Афинах. Так что дружба по Аристотелю была делом чисто мужским: женщинам тут не место.
Средневековье и Возрождение
Если античное понимание дружбы определялось в первую очередь философами, то средневековое основывалось на христианском учении о любви к ближнему и братстве во Христе. Друзья могли быть духовными наставниками, покровителями или союзниками. Порой — невиданная прогрессивность! — друзьями могли стать даже мужчины и женщины, как, скажем, блаженный Раймонд Капуанский и Екатерина Сиенская.
Но настоящий прорыв случился с наступлением Возрождения, когда христианская мысль перестала противопоставляться античной, а стала сочетаться с ней самыми причудливыми способами. Мыслители-гуманисты вроде Леонардо Бруни и Петрарки считали, что христиане могут и должны вдохновляться достижениями античной философии. По их мнению, для гармоничного развития и существования человеческой личности просто необходимо общество и социальность.
Если для средневековых философов дружба была лишь одной из форм братства во Христе, то в Возрождение дружба как интенсивная связь между людьми, основанная на общих интересах и ценностях, снова становилась ценной сама по себе.
Все поменялось: объединяясь не вокруг общей христианской этики, а вокруг более личных ценностей и интересов, друзья — художники, философы, писатели — вдохновляли друг друга, делились знаниями, помогали друг другу в разных ситуациях. В романе Модераты Фонте «О достоинстве женщин» семь венецианских дворянок, «столь схожих характером и вкусом, что между ними возникли нежные узы дружбы», вступают в широкие философские дискуссии о жизни и нормах современного общества.
Книга вышла в 1600 году, уже после смерти авторки — что неудивительно, поскольку для XVI века роман был довольно радикальным. Взять хотя бы чисто женский состав главных героинь, который не только был необычным для литературы того времени, но и прямо критиковал стереотип о том, что женщины к дружбе неспособны. Фонте целиком разделяла античное понимание идеальной дружбы, но за одним исключением: она предполагала, что не женщинам, а мужчинам не хватает врожденной добродетели для формирования истинной дружбы. Более того, она считала женоненавистничество раковой опухолью, которая разрушает способность к дружбе, даже между мужчинами. За сотни лет до появления понятия «токсичная маскулинность» Фонте писала: «Ибо многие мужчины видят мир подслеповато и столь твердо убеждены в необоснованном заблуждении, будто они сотворены превосходящими женщин, и столь бессильны переступить через эту ложь, что полагают для себя вполне справедливым обходиться с женщинами так тиранически и жестоко, как только им заблагорассудится. Но если бы их удалось убедить в ошибочности этих представлений, они могли бы изменить свои взгляды…» Ох, если бы.
Просвещение и Новое время
На смену Ренессансу пришла эпоха Просвещения, когда власть религии в Европе стала уступать культу разума. Научная революция и религиозная реформация радикально изменили интеллектуальную жизнь европейцев и повлияли на их понимание дружбы. В эпоху Просвещения она стала выражением чувственности, индивидуальности и свободы выбора. Друзья не только помогали друг другу в трудностях, но и делились своими мыслями, опытом и творчеством.
Но это влияние было двусторонним: порожденное эпохой новое понимание дружбы — более индивидуалистское, воспринимаемое как взаимоотношения отдельных свободных людей, — само по себе помогало реформам двигаться все быстрее. Изменилась вся светская общественная жизнь. В Европе появлялись салоны, клубы, кафе — то, что позже социолог Рей Ольденбург назовет «третьим местом». Первое — это дом, второе — работа, но для развития общества важнее всего «нейтральные территории», куда люди приходят добровольно и проводят время в беседах. Именно в этих относительно демократичных заведениях европейские интеллектуалы Просвещения собирались, обменивались идеями, заводили знакомства — и дружили.
«Дружба, как правило, искренна в самом начале и длится до тех пор, покуда есть, чем ее поддержать; но коль скоро в качестве опоры обычно выступает смесь новизны и тщеславия, неудивительно, если такая дружба рушится вместе со столь слабой опорой», — писала феминистка Мэри Уолстонкрафт. Она критиковала современников (особенно доставалось Жан-Жаку Руссо), продолжавших считать истинную дружбу чисто мужской прерогативой, и замечала, что «девочки и мальчики могут прекрасно играть вместе, если ощущение разности полов не настигнет их раньше времени». Более того, Уолстонкрафт считала, что именно на аристотелевских идеалах дружбы должен основываться идеальный брак. Незадолго до смерти Уолстонкрафт удалось подтвердить свои идеи на практике: она вышла замуж за своего друга и соратника Уилльяма Годвина. И хотя из‑за неожиданной смерти Уолстонкрафт брак этот продлился недолго, он явно был счастливым — а еще подарил миру их дочь, будущую писательницу Мэри Шелли, но это уже другая история.
Наши дни
Мир продолжал меняться, и вместе с ним продолжало усложняться наше понимание дружбы. Друзьям и прежде необязательно было регулярно видеться, но появление сперва телеграфа, а после и телефона позволило людям в разных точках страны и даже мира поддерживать глубокие близкие отношения.
Фактически в XIX и XX веке дружба не преображалась радикально, а выкручивала достижения прошлых веков до максимума. Если прежде друзья-художники помогали друг другу и вдохновляли друг друга, то в XX веке тут и там начали появляться художественные союзы, основанные на неформальных связях и ставившие целью перевернуть мир. Прежде мыслительницы и мыслители начинали дружить на почве общих ценностей и интересов, теперь на этой почве вырастали целые гражданские движения и революционные ячейки.
Если вновь пользоваться аристотелевской классификацией, XX век стал веком дружбы на основании обоюдной пользы. И мало что может проиллюстрировать эту тенденцию так, как выход — и невероятный успех — в 1936 году книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».
«Проявляйте искренний интерес к другим людям», «Улыбайтесь», «Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе», «Если вы не правы, признайте это быстро и решительно» — строго говоря, сложно сказать, что в советах Дейла Карнеги есть что‑то плохое. В своем бестселлере он аккумулировал мудрость веков, не забывая все время призывать читателей к искренности. Но фокус был в интенции: благодаря «Как завоевывать друзей…» западное понимание дружбы изменилось. Теперь это была не связь, зарождавшаяся между двумя людьми, которые могут что‑то дать друг другу, а наоборот: успешный человек заводил дружбу, чтобы достигать своих целей и распространять влияние.
Эта смена фокуса и сыграла с трудом Карнеги злую шутку. Случайно или нарочно, но, говоря о дружбе, он в итоге написал самый популярный в мире гид по манипуляции. Когда в 1998 году в Саратове с целью выкупа похитили двух мормонов-миссионеров, похитители пользовались приемами из книги Карнеги. Биограф Чарльза Мэнсона утверждал, что именно тренинги по методу Карнеги, которые будущий глава культа проходил в тюрьме, отбывая срок за угон, помогли ему превратиться из «низкопробного сутенера» в «пугающе эффективного социопата».
Вряд ли стоит сваливать на Карнеги всю вину за то, что в течение последнего столетия отношение к дружбе становилось все более циничным и утилитарным. Тем более что в начале XXI века нам пришлось пересмотреть само понимание слова «друг», когда появление социальных сетей стало, пожалуй, самым революционным изменением социальной структуры общества, которое мы до сих пор пытаемся осмыслить. Facebook* предлагал добавить человека в друзья или даже убрать из друзей (интересно, что кажущееся новым слово unfriend можно встретить в пьесах Шекспира и даже раньше). Причем это действие относилось к самому факту наличия связи между двумя людьми, а не к ее характеру или глубине. Русскому языку тут даже немного повезло: слово «друг» сохранило свое прежнее значение, а для понятия «человек, которого я добавил в сети» появилось словечко «френд».
Снова Аристотель
Что же сейчас происходит с нашим пониманием дружбы? Как нередко бывает, история сделала полный круг. На протяжении тысячелетий люди рассматривали этот тип человеческих отношений с разных сторон. Аристотель и его античные коллеги создали фундамент, на котором возводились постройки, развивавшие эти идеи. И когда к началу XXI века здание оказалось слишком уж эклектичным, то люди опять потянулись к основам.
В последние годы одним из больших трендов в популярной философии стало возрождение интереса к античности. Издаются (в том числе и на русском языке) новые переводы трудов Цицерона и Платона, популярное введение в учение Эпикура, а уж новых книг разного качества о стоицизме просто не сосчитать. И поскольку редкий философ не размышлял о том, какой должна быть настоящая дружба, у нас появляется отличный шанс: вспомнить, на чем основано наше понимание этого слова, дополнить его сообразно времени — и продолжать быть хорошими друзьями.
* Facebook принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, его деятельность в стране запрещена.
расскажите друзьям
Психологи рассказали, что из себя представляет современная дружба
В среду, 9 июня, в России отметят Международный день друзей. Под классическим определением дружбы подразумеваются близкие отношения, которые основаны на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. Однако с течением времени понятие порядком изменилось. Сейчас, в XXI веке, всё чаще к дружбе применяется понятие «срок давности», а весь процесс общения зависит от того, насколько взаимны интересы людей и какую выгоду от этого можно получить. Портал NEWS.ru попробовал разобраться, что не так с современной дружбой, и провёл опрос среди психологов.
«Главная тенденция современной дружбы – никто не является ничьей тенью или исполнителем «грязной работы» за друга. Люди сейчас по-настоящему дружат как цельные, независимые личности, ради обмена вдохновением, добрыми советами, ощущения духовного единения и искренней поддержки», – считает врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, эксперт по работе с подсознанием Вероника Сысоева.
Она также отмечает, что большинство людей знают ценность настоящей дружбы с самого детства и интуитивно стремятся к ней. Однако в последние 10-20 лет дружба стала другой. Раньше было нормально прийти к приятелю в два часа ночи без приглашения. Сейчас даже в самых близких, доверительных дружеских отношениях соблюдаются личные границы.
Кроме того, Сысоева придерживается мнения, что у человека может быть три настоящих друга. На большее количество просто не хватит ресурса психики. Остальные могут быть товарищами, знакомыми, коллегами, соседями, одноклассниками.
Психолог Екатерина Длин считает, что ещё лет 30-40 назад дружба была действительно более крепкая, и это довольно просто объяснить. Тогда в жизни людей было всё закономерно – школа, институт, завод, пенсия, огород, внуки. Сейчас сценарии жизни у всех разные, а молодость тем временем продлевается.
«Сейчас люди встречаются на определённый срок, когда чем-то могут быть друг другу полезны, например, участвовать в совместных проектах, работать в команде по найму. Как только общие дела заканчиваются, общение сходит на нет», – сказала психолог.
При этом она разделила людей на консерваторов и личностей с прогрессивным мышлением. Первые «дружат» несмотря ни на что. Они цепляются за отношения, где общих точек соприкосновения уже нет. Просто потому, что это друг детства. Он как брат. Те, у кого мышление более гибкое, «умеют переобуваться в потоке». Они более поверхностно относятся к общению.
Социальный психолог Алексей Рощин считает, что по сравнению со странами Запада в России к дружбе скептически относится большее число людей, прежде всего потому, что якобы видят много лицемерия. А оно не считается правильным и общественно одобряемым. Вероятно, причины кроются в советском прошлом.
Специалист считает, что в современной России отношения являются «квазидружескими», то есть большинство из них всё равно «замешано на той или иной эксплуатации». По мнению Рощина, душевность и открытость россиян – это не более чем миф.
Не обошли стороной психологи и вопрос дружбы между мужчиной и женщиной. Так, клинический психолог и сексолог Валентин Денисов-Мельников убеждён, что хорошие, приятельские отношения между людьми разного пола возможны только после секса.
«Люди знакомятся друг с другом, нравятся друг другу. У них возникает притяжение духовное, интеллектуальное. Они понимают, что они хорошие люди. Мы всегда хотим секса с хорошими людьми», – считает специалист.
Если любовные отношения по каким-то причинам не сложились, люди продолжают дружить. По мнению психолога, это вполне типичная история. Иногда у них может случиться «интим по дружбе», когда у обоих партнёров нет «половин».
А вот психолог, специалист по межличностным отношениям Александр Устюжанин уверен в обратном. Он считает, что дружить могут люди любого пола. Гендер не играет решающей роли. Важно, чтобы это были зрелые и состоявшиеся личности. Таких, по его оценкам, не более 10%. Эти люди выросли, решили психологические проблемы, сформировали собственный взгляд на мир.
«Как и любовь, дружба – это удовольствие для взрослых, зрелых личностей. Если такие люди встречаются, им комфортно, интересно, взаимовыгодно общаться друг с другом», – заключил Устюжанин.
Никомахова этика, книга VIII.
Резюме и анализДружелюбие считается справедливостью в самом полном смысле.
См. объяснение важных цитат
Резюме
Дружба безусловно необходима и прекрасна, но люди не согласны с его точной природой. Дружба состоит из взаимного чувство доброй воли между двумя людьми.
Есть три вида дружбы. Первое это дружба на основе полезности, когда оба человека получают некоторую выгоду от каждого другой. Вторая — дружба, основанная на удовольствии, где оба человека тянутся к остроумию, красоте или другим приятным качества. Третий – дружба, основанная на добре, когда оба люди восхищаются добром другого и помогают друг другу стремиться к добро.
Первые два вида дружбы бывают случайными, потому что в этих случаях друзья мотивированы собственной полезностью и удовольствия, а не что-либо существенное для природы друга. Оба эти вида дружбы недолговечны, потому что потребности и удовольствия могут меняться со временем.
Доброта — непреходящее качество, поэтому дружба на доброту имеют тенденцию быть длительными. Эта дружба охватывает два других, как хорошие друзья, полезны друг другу и радуют друг друга. Такая дружба встречается редко, и для ее развития требуется время. но это лучшее. Плохие люди могут дружить ради удовольствия полезности, но дружить друг другу могут только хорошие люди. ради.
В целом дружба состоит из равных обменов, будь то полезность, приятность или добро. Однако есть некоторые отношения, которые по своей природе существуют между двумя людьми неравного положения: отец-сын, муж-жена, правитель-подданный. В в этих отношениях требуется иной вид любви, чем каждой стороны, и количество любви должно быть пропорционально заслуга каждого человека. Например, субъект должен проявлять больше любви. для линейки, чем наоборот. Когда слишком большой разрыв между людьми дружба невозможна, и часто двое друзей разрастутся, если один станет гораздо более добродетельным, чем другой.
Большинство людей предпочитают быть любимыми, чем любить, поскольку они желают лесть и честь. Однако истинным признаком дружбы является то, что она состоит больше из любви, чем из любви. Дружба выдерживает когда каждый друг любит другого по заслугам другого.
Справедливость и дружба тесно связаны, так как оба связать общины вместе. Поскольку справедливость, дружба и общность близкие родственники, гораздо хуже оскорблять близкого друга или член семьи, чем оскорблять незнакомца.
Существует три типа политической конституции: монархия, аристократия и тимократия. Тирания — это коррупция монархии, где тиран заботится о своих собственных интересах, а не об интересах своих подданных. Олигархия есть извращение аристократии, а демократия есть извращение тимократия, но ни то, ни другое не так плохо, как тирания. Монархия аналогична к отношениям отца и сына, аристократии к мужу и жене отношения, а тимократия — к отношениям между братьями. Коррумпированный политические институты подобны тем отношениям, в которых нет дружбы.
Проблемы между друзьями возникают чаще всего в дружеских отношениях, основанных на полезности. В целом человек, который получает услугу, а не дающий должен определять ценность той службы. В неравной дружбе важно, чтобы каждый лицо получает соответствующую выгоду. Бедный человек не может дать деньги богатому благодетелю, но может воздать любую честь в пределах средства бедняка.
Анализ
Обсуждая дружбу, Аристотель, кажется, намерен обсудить все виды межличностных отношений и сделки в той или иной степени с семейными отношениями и политическими институтами. Тем не менее, его модель идеальной дружбы — это та, которая существует между двумя аристократами. люди большой добродетели. Эти люди не связаны друг с другом нуждой, полезности или семейного долга, а скорее через взаимное уважение и достоинство.
Аристотель объясняет, что дружба — это акт любви а не акт любви. Важно, чтобы дружба быть активным, поскольку Аристотель трактует дружбу как energeia, сродни к удовольствию и счастью.
Хотя мы в современном мире, безусловно, придаем большое значение что касается дружбы, то для Аристотеля она имеет гораздо большее значение. Листая современных работах по этике было бы трудно найти расширенное обсуждение дружбы вообще, не говоря уже о обсуждении, которое занимает пятая часть исчерпывающего рассмотрения предмета, как у Аристотеля. делает. Дружба больше не имеет существенного философского значения нам, потому что мы живем в мире, где преобладает индивидуализм. Хотя большинство из нас не являются исключительно эгоистичными, мы обычно предполагаем, что каждый из нас выбирает свой собственный путь в жизни, который определяется личный набор целей и ценностей. Друзья — это помощь и утешение на этом пути, но мы не можем ожидать, что они разделят все наши цели и ценности.
Мировоззрение Аристотеля существенно отличается, потому что он думает, что человеческая жизнь имеет телос, или конец цель, к которой он движется. В мире Аристотеля города-государства представляют собой сплоченные сообщества, в которых нет четкого различия между общественной и частной жизнью. Все граждане преследуют одни и те же цели и ценности, поэтому стремление к счастью — это совместное предприятие.
Тесная связь между дружбой, обществом, и человек объясняет, почему мы находим обсуждение политических конституции в середине книги VIII. Согласно Аристотелю, граждане не должны сотрудничать только потому, что законы обязывают их к. Скорее, они должны сотрудничать из дружеского чувства, что происходит от того, что они делятся своей жизнью и целями друг с другом. Его аналогии между политические отношения и семейные отношения не просто метафорически: и то, и другое должно определяться прежде всего любовью и долгом. Законы существуют только в качестве гарантий, когда соответствующие дружественные чувства ломаются.
Аристотель рассуждает о политических конституциях гораздо шире. деталь в Политике
Тимократия, которая в Политике называется государство или конституционное правительство, получившее свое название от греческое слово teme, означает имущественный ценз. Идея состоит в том, что все граждане с минимальным имущественным цензом имеют равные права. Примерно такая форма правления существовала в Афинах.
Монархия, аристократия и тимократия считаются быть хорошими формами правления, потому что все они расширяют привилегии в соответствии с заслужить. В монархии король более благороден, чем любого из своих подданных, и поэтому он имеет полное право управлять абсолютно пока он заботится о них. Аристократия состоит из небольшого правящего элита, которая опять же является самой благородной, и тимократия также предлагает пособия в соответствии с должностями каждого человека. Это предоставление льгот по заслугам — это принцип распределительной справедливости, который Аристотель обсуждается в Книге V.
Когда заслуга перестает определять привилегию в государстве, которое государство скатывается от одной из этих форм правления к коррумпированному форма. Например, тиран — это король, который больше не заботится о своем подданных и поэтому больше не является добродетельным и достойным своего места.
Может показаться странным, что Аристотель относит демократию к коррумпированные формы правления, как мы обычно думаем о демократии как одно из величайших изобретений греков. Аристотель использует «демократию» для обозначения своего рода правления толпы, когда те, кто наибольшие привилегии получают не обязательно те, кто больше всего заслуживает эта привилегия.
Лучшая дружба основывается на добродетели — католики Британской Колумбии
К. С. Льюис написал свою знаменитую книгу Четыре любви
Поскольку в греческом есть четыре разных слова для слова «любовь», Льюис был вдохновлен исследовать их различные значения. Теперь Вост исследует четыре измерения идеи дружбы – От Аристотеля до Аквината , как его подзаголовок книги говорит об этом.
Св. Фома Аквинский дал потрясающее определение «благотворительности». эта высшая форма любви как «дружба с Богом».
Вост оттачивает наводящую на размышления Фомы Аквинского связь между любовью и дружба. Его книга намеренно доходит до четвертого и последнего раздел, посвященный высшей томистической идее дружбы: «благотворительная дружба.»
Чтобы правильно оказаться в этом месте, он начинает в Части 1 с Аристотель, который в свои Никомахова этика имеет классическую дискуссию, в которой он выделяет три вида дружбы.
Аристотель признает некоторые дружба основана исключительно на удовольствии
Аристотель признает, что некоторые дружеские отношения основаны исключительно на удовольствии. Например, дети быстро становятся друзьями на основе общего удовольствия, такого как игрушки или игра.
Некоторые другие дружеские отношения в первую очередь основаны на полезности. Два человека могут собраться и помочь друг другу, например, во время учебной сессии. Каждый из них лучше справляется с определенной задачей, чем другой, но взаимно обмениваясь опытом, они становятся полезными друг другу. Их партнерство основан на общих выгодах.
Но оба эти вида дружбы быстро распадаются, замечает Аристотель, всякий раз, когда удовольствия или пользы больше не остается. Отсюда настоящий дружба должна основываться на чем-то большем, чем простое удовольствие или простая польза.
Этот третий тип дружбы основан на добродетели, и вот что делает это настоящей дружбой. Два настоящих друга взаимно преданы делу стремление к добродетели, что делает их дружбу истинной и прочной.
Греческое слово arete часто переводится как «добродетель», но его также можно перевести как «совершенство». Идея Аристотеля заключается в что взаимное стремление к совершенству является основой крепкой дружбы, потому что один друг помогает другому другу в их общей преданности.
Другими словами, настоящий друг поможет тебе стать лучшей версией себя. Настоящая дружба способствует добродетели, совершенству и счастью другой.
Аристотель замечает, что дружба, основанная на добродетели, по самой своей природа, не может не приносить и удовольствие, и пользу наряду с достоинство. Таким образом, настоящий друг, который поможет вам стать более добродетельным, будет неизбежно принесет вам длительное удовольствие и истинную пользу.
Нет ничего приятнее, чем полностью реализовать свой человеческий потенциал, чтобы стать самым совершенным собой
Нет ничего более приятного, чем полностью реализовать свой человеческий потенциал. потенциал стать самым совершенным собой, и нет ничего более полезного, чем добродетель (потому что никто и никогда не сможет отнять у вас ваш добродетельный характер).
Вторая часть книги Воста посвящена обсуждению Идея римского государственного деятеля и философа Марка Туллия Цицерона о «гармоничном дружба.» Здесь мы наблюдаем расширение аристотелевской концепции истинного дружба за пределами просто двух людей.
Цицерон размышляет о гражданском идеале concordia (a латинское слово, которое можно перевести как «гармония»). Ни одно общество не может полностью процветать не способствуя такой гармонии. Таким образом, Цицерон углубляет понятие истинного дружбы, показывая, как она необходимо связана с рассмотрением общего блага и справедливости для всех.
Третья часть книги Воста посвящена святому Элреду из Риво. понятие «духовная дружба». Здесь созерцание Аристотелем природы основанной на добродетели дружбе простирается до сверхъестественного измерения духовные реалии.
Поскольку благодать может возвышать природу, люди может выйти за пределы человеческой природы
Поскольку благодать может возвысить природу, люди могут выйти за пределы человеческого природа для достижения счастья и удовлетворения, которые выходят за рамки основанного на природе выполнения, обсуждаемые Аристотелем.