Наблюдение это метод: НАБЛЮДЕНИЕ | это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ?

Содержание

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.

Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности.

Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии

Библиографическое описание:

Кабакова, Д. В. Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии / Д. В. Кабакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 16-19. — URL: https://moluch. ru/conf/ped/archive/17/366/ (дата обращения: 29.10.2022).

Факты – это воздух ученого.

И. П. Павлов

К концу ХХ века место биологии в системе наук изменилось, как и отношения биологии с практикой. Биология становится лидером естествознания. Это выражается в укреплении связи биологии с точными и гуманитарными науками, развитии комплексных и междисциплинарных исследований, взаимосвязи с глобальными проблемами современности.

Эти изменения не могли не отразиться на методологии биологической науки. Современные ее установки предполагают, в частности, установление диалектического единства ранее противопоставлявшихся друг другу методологических подходов, как то: «единство описательно-классифицирующего и объяснительно-номотетического подходов; единство эмпирических исследований с процессом интенсивной теоретизации биологического знания, включающим его формализацию, математизацию и аксиоматизацию» [8, с.

11].

В современном биологическом исследовании роль методов как инструментов познания состоит, с традиционной стороны, в «усилении естественных познавательных способностей человека, а так же в их расширении и продолжении», с другой, синергетической – в «коммуникативной функции», посредничестве между субъектом и объектом исследования [1, с.18].

Наблюдение  – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Уже в школе на уроках зоологии, ботаники, анатомии детей учат проведению самых простых биологических исследований путем наблюдения за ростом и развитием растений и животных, за состоянием собственного организма. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, а точнее, еще ее предшественницы – естественной истории.

И это неудивительно, так как наблюдение опирается на чувственные способности человека (ощущение, восприятие, представление). Классическая биология — это биология по преимуществу наблюдательная. Но, как мы увидим, этот метод не утратил своего значения и по сей день.

Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона; гистолог наблюдает с помощью микроскопа зафиксированный и окрашенный срез ткани, а, скажем, для молекулярного биолога наблюдением может быть фиксация изменения концентрации фермента в пробирке.

Важно понимать, что научное наблюдение, в отличие от обыденного, есть не простое, но целенаправленное изучение объектов или явлений: оно ведется для решения поставленной задачи, и внимание наблюдателя не должно рассеиваться. Например, если стоит задача изучить сезонные миграции птиц, мы будем замечать сроки их появления в местах гнездования, а не что-либо иное. Таким образом, наблюдение — это выделение из действительности определенной части, иначе говоря, аспекта, и включение этой части в изучаемую систему.

В наблюдении важна не только точность, аккуратность и активность наблюдателя, но и его непредвзятость, его знания и опыт, правильный выбор технических средств. Постановка задачи предполагает также наличие плана наблюдений, т.е. их планомерность.

Эксперимент представляет собой воссоздание выделенного аспекта действительности в специально создаваемых и контролируемых условиях, что обеспечивает критерий воспроизводимости, то есть позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост будет наибыстрейшим.

Будучи более сложным, чем наблюдение, этот метод обладает рядом важных особенностей. Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Кроме того, исследователь при желании имеет возможность устранять затрудняющие процесс факторы. Исследуемый биологический объект можно изолировать от каких-либо влияний окружающее среды, создать искусственные (в том числе экстремальные) условия его изучения, вмешиваться в течение процессов.

Все это позволяет изучить биологический объект глубже, чем посредством наблюдения, выявить его скрытые свойства, стороны, связи. Экспериментальный метод неоднократно использовался в ходе развития биологической науки. Так, считается, что еще В. Койтер (1534-1576) внедрил в эмбриологию основы методологии экспериментального исследования, систематически изучая развитие эмбриона курицы, а Р. Я. Камерариус (1665-1721) привнес экспериментальный метод в область ботаники [4, с.33].

Основы теории эксперимента заложил английский философ Френсис Бэкон (1561–1626), видя в нем «одну из основ познания природы» [4, с. 34]. Он предложил схему элиминативной индукции, т.е. очищения прафеномена от затемняющих его черт других феноменов. Прафеномен Бэкона достигается путем обобщения (дифференциального обобщения) и является теоретическим конструктом, применяемым для объяснения свойств феноменов (подведение под закон). Другое понимание индукции было выдвинуто Гете: у него прафеномен не исключал все частные феномены, а наоборот, суммировал их свойства таким образом, что данный природный феномен становился основой понимания целого ряда других феноменов [3, с.172]. Хотя эксперимент применялся в классической биологии, он еще не рассматривался в качестве ведущего метода и стал завоевывать позиции в основных биологических науках лишь в прошлом столетии. Современная теория эксперимента обычно следует традиции Бэкона.

Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования, плана, базируется на предустановках, т. е. исходных положениях. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен. Кроме того, эксперимент требует определенной квалификации проводящих его исследователей.

На втором этапе выбираются конкретные приемы и средства технического воплощения и контроля. В последние полвека в биологии широко используются методы математического планирования и проведения экспериментов. Результаты проведенного опыта затем интер­претируются, что дает возможность истолковать их. Таким образом, замысел, план проведения и интерпретация результатов эксперимента в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиски и интерпретации данных наблюдения.

Методологически все разнообразие возможных экспериментов классифицируется по познавательной цели, объекту познания и используемым средствам. Согласно этому, в гносеологии выделяется шесть видов эксперимента: поисковый, контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный и количественный [4, с. 48]. Высшей формой эксперимента является моделирование изучаемых процессов.

Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть интерпретированы и проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.

Таким образом, наблюдение и эксперимент являются первоисточниками всех научных данных. Однако «увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом» [6, с.225].

Собрав фактический материал, необходимо, прежде всего, описать его. Поэтому биологические наблюдения всегда сопровождаются описанием изучаемого объекта. Под эмпирическим описанием понимается «фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении» [4, 68]. Это означает, что описывать результат наблюдения можно и в числовом выражении, формулами, а также наглядным образом – с помощью рисунков, схем. Факт, полученный в результате наблюдения, может быть многозначным, так как зависит от многих привходящих обстоятельств и несет на себе отпечаток наблюдателя, места и времени события. Поэтому, строго говоря, только из наличия факта еще не следует его истинность. Иными словами, факты нуждаются в интерпретации.

Описание и есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении.

Работа по описанию живой природы, проведенная в XVI–XVII вв. в биологии, имела огромное значение для ее развития. Она открыла пути к систематизации животных и растительных организмов, показав все их разнообразие. Кроме того, эта деятельность значительно расширила сведения о формах и внутреннем устройстве живых организмов. И, наконец, следствием работы описательного периода является начало развития биологической теории – понятийно-категориального аппарата, принципов методологии, а также первые попытки объяснения сущности и выявления основополагающих характеристик жизни.

Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей. Находя закономерности, общие для разных явлений, имея в своем распоряжении соответствующие описания, биолог может сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре и так далее. Поэтому сравнительный метод получил распространение еще в XVIII веке. На его принципах была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений – создана клеточная теория.

Сравнительный метод, хорошо показавший себя в решении проблем эволюционизма, впоследствии перерос в исторический. Но он не потерял своего значения и сейчас. Исторический метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. С введением этого метода в биологии произошли качественные изменения: из чисто описательной науки она стала трансформироваться в науку объясняющую. Сегодня «исторический подход служит наиболее общим принципом, объединяющим в себе все другие принципы и подходы теоретической биологии» [7, с.4].

Тем не менее, нужно отметить, что «нынешние сложности в развитии биологии связаны именно с трудностями компактного описания того громадного материала, который легко накапливается в результате наблюдений» [2, с. 45].

Научные утверждения должны быть доступны для проверки и воспроизведения, т.е. содержать «принципиальную возможность опровержения» [5, 154]. Для этого описание научного исследования должно быть полным и однозначным. В биологии это требование соблюдается особенно тщательно: ограниченность существования биологических объектов во времени и пространстве, их высокая адаптивность, то есть способность к изменчивости под влиянием внешних условий, превращает даже простое описание эксперимента в логически стройную последовательность.

На основе обработки первичной информации, полученной путем целенаправленных наблюдений, а также экспериментов возникают научные факты – как правило, это достоверные и объективные данные, относящиеся к той или иной конкретной проблеме, установление которых требует применения теоретических положений.

При накоплении эмпирических знаний традиционная биология пользуется, по большей части, методом наблюдения, для функционально-химической биологии, напротив, характерно использование эксперимента как основного эмпирического метода. Эволюционная же биология использует исторический и сравнительный методы, которые базируются на описании. Единая теоретическая биология сможет естественно и успешно развиваться в том случае, если будет направляться мировоззренческими и гносеологическими принципами, которые станут играть роль «методологических регулятивов», обеспечивая взаимодействие различных наук и предотвращая абсолютизацию того или иного из путей и методов познания.

Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы. Происходящее в настоящее время сближение биологии с химией, физикой, математикой и кибернетикой, использование их методов для решения биологических задач оказались весьма плодотворными. Это выдвигает на первый план экспериментальный метод, хотя наблюдение и описание никогда не потеряют своей актуальности для биологического исследования.


Литература:

  1. Аршинов В.  И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: Ин-т философии РАН, 1999. – 203 с.

  2. Воронов Л. Н. Введение в теоретическую биологию. – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2008. – 70 с.

  3. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000. – 320 с.

  4. Концепции современного естествознания. Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

  5. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М.: Приор, 2001. – 428 С.

  6. Фролов И. Т. Очерки методологии биологического исследования: система методов биологии. – М.: ЛКИ, 2007. – 288 с.

  7. Хлебосолов В. Е. Актуальные проблемы теоретической биологии. // Экология, эволюция и систематика животных: Сб. научн. трудов каф. зоологии РГУ. – Рязань, 2006. – С. 3-21.

  8. Ярилин А. А. «Золушка» становится принцессой, или Место биологии в иерархии наук.  // «Экология и жизнь» №12, 2008. – С. 4-11.

Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, биология, эксперимент, описание, результат наблюдения, сравнительный метод, экспериментальный метод, биологическая наука, живая природа, исторический метод.

Наблюдение: определение, типы и исследования

Наблюдение: определение, типы и исследования | StudySmarter

Выберите язык

Предлагаемые языки:

Европа

английский (DE) английский (Великобритания)

StudySmarter — универсальное учебное приложение.

4.8 • Рейтинг +11k

Более 3 миллионов загрузок

Бесплатно

Сохранять

Распечатать

Редактировать

Наблюдение

СОДЕРЖАНИЕ :

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Говорят, что «увидеть — значит поверить» — и социологи соглашаются! Существует несколько методов наблюдения, которые служат разным целям, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

    • В этом объяснении мы будем изучать наблюдение как метод социологического исследования.
    • Начнем с определения того, что такое «наблюдение», как в общих чертах, так и в контексте социологических исследований.
    • Далее мы рассмотрим типы наблюдения в социологии, которые включают наблюдение с участием и наблюдение без участия.
    • Это будет включать в себя обсуждение проведения наблюдений, а также теоретических и этических вопросов, связанных с ними.
    • Наконец, мы оценим преимущества и недостатки методов наблюдения.

    Определение наблюдения

    Согласно Merriam-Webster, слово «наблюдение» может быть определено как « акт распознавания и фиксации факта или события, часто включающего измерение с помощью инструментов », или « запись или описание так получилось» .

    Хотя это определение полезно в общих чертах, оно малопригодно, когда речь идет об использовании наблюдения в качестве метода социологического исследования.

    Наблюдение в исследовании

    В социологическом исследовании «наблюдение» относится к методу, при котором исследователи изучают текущее поведение своих участников (или испытуемых ). Это отличается от таких методов, как интервью или анкетирование, поскольку наблюдения представляют собой изучение того, что испытуемые делают , а не то, что они говорят .

    Наблюдение — это основной метод исследования. Первичное исследование предполагает личный сбор изучаемых данных или информации. Это противоположно методу вторичного исследования, когда исследователи предпочитают изучать данные, которые уже были собраны до начала их исследования.

    Рис. 1. Наблюдения фиксируют поведение вместо слов

    Типы наблюдений в социологии

    Существует несколько типов методов наблюдения, используемых во многих социальных дисциплинах. Каждый из них подходит для разных исследовательских целей и имеет разные сильные стороны и ограничения.

    Важно отметить, что методы наблюдения могут быть скрытыми, или открытыми.

    • В тайном исследовании участники исследования не знают ни кто исследователь, ни то, что там вообще есть исследователь.

    • В открытом исследовании все участники исследования осознают присутствие исследователя и свою роль наблюдателя.

    Включенное наблюдение

    В ходе включенного наблюдения исследователь интегрируется в группу, чтобы изучить их образ жизни, культуру и то, как они структурируют свое сообщество. Этот прием широко используется в этнографии.

    Этнография — это изучение образа жизни группы или сообщества.

    Тот факт, что исследователи должны быть интегрированы в образ жизни группы, означает, что они должны найти способ быть впущенными в сообщество.

    Однако многие сообщества не хотят, чтобы их изучали. Так, исследователь может либо завоевать доверие определенных членов и добиваться разрешения на изучение их образа жизни (открытое наблюдение), либо исследователь может притвориться членом группы для получения доступа к информации (скрытое наблюдение).

    Проведение включенного наблюдения

    При проведении включенного наблюдения исследователь должен сосредоточиться на получении точного и достоверного описания образа жизни сообщества. Это означает, что исследователь должен избегать влияния на поведение кого-либо в группе.

    Если простого наблюдения за толпой недостаточно, исследователь может задать несколько вопросов. Если они проводят тайное расследование, они могут завербовать осведомителя. Информатор будет знать о присутствии исследователя и сможет отвечать на вопросы, на которые нельзя ответить только путем наблюдения.

    Делать заметки сложнее, когда они действуют тайно. Исследователи обычно заходят в ванную, чтобы быстро отметить что-то важное или резюмировать свои ежедневные наблюдения каждый вечер. Там, где присутствие исследователя известно, ему относительно просто делать записи, потому что им не нужно скрывать тот факт, что они проводят исследование.

    Теоретическая основа

    Наблюдение подпадает под парадигму интерпретативизма .

    Интерпретативизм — это одна из нескольких точек зрения на то, как лучше производить научное знание. Интерпретативисты считают, что социальное поведение можно изучать и объяснять только субъективно . Это потому, что разные люди в разных контекстах интерпретируют мир по-разному.

    Интерпретаторы ценят включенное наблюдение, поскольку у исследователя есть возможность понять субъективный опыт и значение изучаемой группы. Вместо того, чтобы применять собственное понимание к незнакомому поведению, исследователь может достичь более высоких уровней 9.0035 достоверность наблюдая за действиями и понимая, что они значат для людей, которые их совершают.

    Вопросы этики

    Прежде чем мы начнем проводить исследования, важно рассмотреть моральные права и недостатки исследования.

    Скрытое наблюдение за участником подразумевает ложь участнику — это нарушение информированного согласия. Кроме того, становясь частью сообщества, исследователь рискует своей беспристрастностью, если они привязываются (эмоционально, финансово или иным образом) к группе. Исследователь потенциально может поставить под угрозу отсутствие предвзятости и, следовательно, достоверность исследования в целом. Более того, если исследователь интегрируется в девиантное сообщество, он может подвергнуть себя риску психологического или физического вреда.

    Неучаствующее наблюдение

    В неучаствующем наблюдении исследователь изучает своих испытуемых со стороны — они не участвуют и не интегрируются в жизнь изучаемой группы.

    Проведение неучастного наблюдения

    Неучастное наблюдение может быть либо структурированным , либо неструктурированным .

    Структурированное наблюдение без участия включает определенный график наблюдения. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователи составляют список моделей поведения, которые они ожидают увидеть. Затем они используют этот список, чтобы отметить то, что они видят. Неструктурированное наблюдение противоположно этому: исследователь свободно записывает все, что видит.

    Более того, исследования без участия могут быть открытыми. Именно здесь испытуемые осознают, что их изучают (например, директор школы сидит в конце класса один день в каждом семестре). Или исследование может быть скрытым, когда присутствие исследователя немного скромнее — субъекты не знают, что их исследуют. Например, исследователь может замаскироваться под другого покупателя в магазине или использовать одностороннее зеркало.

    Как бы странно это ни звучало, исследователям важно не только обращать внимание на то, что испытуемые делают , а также то, что они не делают . Например, если исследователь изучает поведение покупателей в розничном магазине, он может заметить, что люди обращаются за помощью к владельцам магазинов в одних ситуациях, но не в других. Что это за конкретные ситуации? Что делают клиенты, когда им неудобно просить о помощи?

    Теоретическая основа

    Структурированное наблюдение без участия обычно предпочтительнее в позитивизме .

    Позитивизм — методология исследования, предполагающая, что объективные , количественные методы лучше подходят для изучения социального мира. Она прямо противоположна философии интерпретативизма.

    График кодирования позволяет исследователям количественно оценить результаты своих наблюдений, отмечая, когда и как часто они наблюдают определенное поведение. Например, исследователь, изучающий поведение маленьких детей в классе, может захотеть определить, как часто они говорят, не поднимая руки. Исследователь отмечал это поведение в своем расписании каждый раз, когда видел его, давая ему рабочий средний показатель к концу исследования.

    Роберт Левин и Ана Норензаян (1999) провела исследование «темпа жизни», используя метод структурированного наблюдения без участия. Они наблюдали за пешеходами и измеряли, сколько времени им потребовалось, чтобы пройти расстояние 60 футов (около 18 метров).

    Измерив 60-футовое расстояние на улице, Левин и Норензаян просто использовали свои секундомеры, чтобы измерить, сколько времени потребовалось различным демографическим группам (например, мужчинам, женщинам, детям или людям с ограниченными физическими возможностями), чтобы пройти его.

    Этические соображения

    Как и при скрытом включенном наблюдении, субъекты скрытого неучастного наблюдения не могут дать информированное согласие — они по существу введены в заблуждение относительно проведения или характера исследования.

    Преимущества и недостатки наблюдательных исследований

    Различные типы методов наблюдения (с участием или без участия, скрытые или открытые, структурированные или неструктурированные) имеют свой собственный набор преимуществ и недостатков.

    Преимущества исследования с наблюдением

    • Исследование без участия, как правило, дешевле и быстрее. Исследователю не требуется время и ресурсы для интеграции в незнакомое сообщество.

    Недостатки наблюдательных исследований

    • Майкл Поланьи (1958) заявил, что «все наблюдения зависят от теории». Он имел в виду, что для понимания того, что мы наблюдаем, нам уже нужно иметь определенное количество знание об этом.

      • Например, мы не смогли бы сделать определенные выводы о таблице, если бы не знали, как должна выглядеть таблица или как должна функционировать . Это интерпретативистская критика позитивистских методов исследования — в данном случае структурированного наблюдения.

    • Наблюдения обычно включают интенсивное изучение относительно небольших или конкретных групп. Поэтому им скорее всего не хватает:

      • репрезентативность,

      • надежность и

      • обобщаемость.

    • Существует риск того, что исследователь примет поведение группы, которую он изучает, при проведении открытого исследования с участием. Хотя это не является риском по своей сути, это может быть, если они изучают поведение девиантной группы.
    • Открытое наблюдение, независимо от того, является ли исследователь участником или нет, ставит под угрозу достоверность исследования из-за Эффект Хоторна . Это когда участники могут изменить свое поведение, потому что они знают, что их изучают.

    Наблюдение — основные выводы

    • В социологических исследованиях наблюдение — это метод, с помощью которого исследователи могут наблюдать и анализировать поведение испытуемых.
    • При скрытом наблюдении присутствие исследователя неизвестно. Во время открытых наблюдений участники знают, что присутствует исследователь и кто он такой.
    • Совместное наблюдение включает в себя интеграцию исследователя в сообщество, которое он изучает. Оно может быть явным или скрытым.
    • При неактивном наблюдении исследователь не участвует в поведении изучаемой группы.
    • Структурированное наблюдение следует позитивистской методологии, тогда как интерпретаторы более склонны использовать субъективные, качественные методы, такие как неструктурированное наблюдение (независимо от того, участвует исследователь или нет).

    Часто задаваемые вопросы о наблюдении

    Наблюдательное исследование включает в себя метод «наблюдения». Наблюдение предполагает, что исследователи наблюдают и анализируют   текущее поведение своих участников.

    Четыре основных типа наблюдения в социологии: включенное наблюдение , неучаствующее наблюдение , скрытое наблюдение, и открытое наблюдение.

    Включенное наблюдение — это наблюдательный метод исследования, при котором исследователь интегрируется в изучаемую группу. Они присоединяются к сообществу либо как исследователь, чье присутствие известно (явно), либо как замаскированный член (тайно).

    Наблюдение важно в социологии, потому что оно позволяет исследователям изучать то, что люди делают, а не только то, что они говорят (как в интервью или анкетировании).

    Согласно Merriam-Webster, слово «наблюдение» можно определить как  » и  акт распознавания и регистрации факта или события, часто связанного с измерением с помощью инструментов». В социологии наблюдение предполагает, что исследователи наблюдают и анализируют   текущее поведение своих участников.

    Заключительный опрос по наблюдению

    Вопрос

    Дайте определение «наблюдению» в исследовании.

    Показать ответ

    Ответ

    В исследованиях наблюдение — это метод, при котором исследователи наблюдают и анализируют текущее поведение участников.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Наблюдение — это…

    Показать ответ

    Ответ

    Основной метод исследования.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Когда участники знают о присутствии исследователя, наблюдение…

    Показать ответ

    Ответ

    Открытый.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Дайте определение «этнографии».

    Показать ответ

    Ответ

    Этнография   — изучение образа жизни группы или сообщества.

    Показать вопрос

    Вопрос

    При проведении скрытого исследования с участием исследователя может потребоваться дополнительная информация от кого-то из группы. Значит, они могут зарегистрироваться…

    Показать ответ

    Ответить

    Информатор.

    Показать вопрос

    Вопрос

    При каком типе наблюдения исследователю может потребоваться отойти в сторону или подождать до конца дня, чтобы делать записи? Почему?

    Показать ответ

    Ответ

    Исследователю может потребоваться отойти в сторону или подождать до конца дня, чтобы делать записи во время тайного исследования участников. Это связано с тем, что участники не знают, что они исследователи, и ведение заметок на открытом воздухе может выдать личность исследователя.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое «интерпретативизм»?

    Показать ответ

    Ответ

    Интерпретативизм — это исследовательская методология, которая выступает за субъективные, интерпретативные методы исследования как средство понять, как и почему разные люди ведут себя так, а не иначе.

    Показать вопрос

    Вопрос

    При структурированном неактивном наблюдении исследователь может использовать…

    Показать ответ

    Ответ

    Фрейм кодирования.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Почему позитивисты предпочитают структурированные наблюдательные исследования?

    Показать ответ

    Ответ

    Позитивисты предпочитают структурированное наблюдательное исследование, потому что оно позволяет исследователю количественно оценить поведение участников. Это делает наблюдения более объективными и сопоставимыми с другими ситуациями.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какая польза от того, что исследователи завоевывают доверие испытуемых в скрытых исследованиях с участием участников?

    Показать ответ

    Ответ

    Преимущество исследователей, завоевавших доверие испытуемых в скрытых исследованиях с участием участников, заключается в том, что их результаты будут иметь более высокую достоверность. Это связано с тем, что исследователь может задавать вопросы и понимать смысл определенного поведения вместо того, чтобы делать предположения, применяя собственное понимание к своим наблюдениям.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Каковы этические принципы в отношении того, лгут ли участнику?

    Показать ответ

    Ответ

    Информированное согласие.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Каковы ограничения наблюдений, основанные на том факте, что они, как правило, изучают очень маленькие выборки?

    Показать ответ

    Ответ

    Ограничения наблюдений, основанные на том факте, что они, как правило, изучают очень маленькие выборки, заключаются в том, что им может не хватать репрезентативности, надежности и возможности обобщения.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое «эффект Хоторна»?

    Показать ответ

    Ответ

    «Эффект Хоторна» — это когда участники меняют свое поведение, потому что знают, что за ними наблюдает/изучает исследователь.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Когда скрытому участнику исследования может угрожать физический или психологический вред?

    Показать ответ

    Ответ:

    Тайный участник-исследователь подвергается риску физического или психологического вреда, если он изучает девиантную или преступную группу.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Для исследователей в равной степени важно изучить, что люди не делают, а также то, что они делают. Правда или ложь?

    Показать ответ

    Ответ

    Показать вопрос

    Подробнее о наблюдении

    Откройте для себя подходящий контент для ваших тем

    Не нужно обманывать, если у вас есть все необходимое для успеха! Упаковано в одно приложение!

    Учебный план

    Будьте идеально подготовлены вовремя с индивидуальным планом.

    Тесты

    Проверьте свои знания с помощью игровых тестов.

    Карточки

    Создавайте и находите карточки в рекордно короткие сроки.

    Заметки

    Создавайте красивые заметки быстрее, чем когда-либо прежде.

    Учебные наборы

    Все учебные материалы в одном месте.

    Документы

    Загружайте неограниченное количество документов и сохраняйте их в Интернете.

    Study Analytics

    Определите сильные и слабые стороны вашего исследования.

    Еженедельные цели

    Ставьте индивидуальные учебные цели и зарабатывайте баллы за их достижение.

    Умные напоминания

    Хватит откладывать на потом наши напоминания об учебе.

    Награды

    Зарабатывайте очки, открывайте значки и повышайте уровень во время учебы.

    Волшебный маркер

    Создавайте карточки в заметках полностью автоматически.

    Интеллектуальное форматирование

    Создавайте самые красивые учебные материалы, используя наши шаблоны.

    Что такое обсервационное исследование? — Delve

    Наблюдение — это метод исследования, при котором вы наблюдаете за участниками и явлениями в их наиболее естественных условиях. Это позволяет исследователям видеть, как их испытуемые делают выбор и реагируют на ситуации в их естественной среде, в отличие от структурированных условий, таких как исследовательские лаборатории или фокус-группы.

    Какие существуют виды наблюдательных исследований?

    Натуралистическое наблюдение

    При натуралистическом наблюдении наблюдение происходит непосредственно в среде, где происходит явление. Наблюдения производятся максимально ненавязчиво, при этом исследователь никаким образом не взаимодействует напрямую с участниками.

    Включенное наблюдение

    При включенном наблюдении исследователи активно участвуют в самом исследовании. В дополнение к наблюдению за поведением исследователь может проводить интервью, делать заметки, просматривать документы и делать фотографии.


    Структурированное наблюдение

    При структурированном наблюдении исследователи наблюдают не в естественных условиях, а в лаборатории или смоделированной среде. Структурированное наблюдение предназначено для наблюдения за определенным, ограниченным набором моделей поведения. Этот метод менее естественен, но позволяет учитывать меньшее количество переменных.

    Когда следует проводить наблюдательное исследование

    Вы должны проводить наблюдательное поведение, когда хотите:

    • Посмотреть, как участники ведут себя в естественных условиях

    • Посмотрите, как факторы реального мира влияют на поведение

    • Опишите явление 

    Какие существуют методы исследования методом наблюдения?

    Методы наблюдения в исследованиях используются во многих методологиях качественных исследований, таких как тематический анализ и обоснованная теория. Оба метода могут включать этапы сбора данных с помощью методов наблюдения в естественных условиях.

    Каковы преимущества и недостатки наблюдательных исследований?

    Прежде чем вы решите начать процесс наблюдения в исследованиях, подумайте о его преимуществах и недостатках.

    Преимущества

    Проводя наблюдательные исследования, вы можете наблюдать, что происходит в естественных условиях. Это позволяет вам находить информацию, которую вы обычно не можете получить с помощью других методов исследования, таких как фокус-группы или опросы. Поведение, которое вы наблюдаете, может быть более естественным и точным, чем если бы вы наблюдали за ним в контролируемой обстановке.

    Недостатки

    Когда вы проводите наблюдательные исследования, может быть сложно контролировать переменные, поскольку вы не можете контролировать окружающую среду. Кроме того, проведение обсервационных исследований может занимать много времени и средств.

    Что нужно учитывать при проведении обсервационных исследований?

    Получить разрешение 

    Убедитесь, что у вас есть необходимые разрешения для проведения исследований.

Добавить комментарий