Что значит на самом деле: Что-то пошло не так (404)

фразеология — На самом деле, — что это?

Вопрос задан

Изменён 7 лет 9 месяцев назад

Просмотрен 733 раза

«На самом деле«, — что это?

Из реферата: «Освоение Сибири русскими. Начало. На самом деле, русские знали об обширных территориях за Уралом много ранее XV века…» и т. д. Вопрос к автору реферата: а кто-то утверждал иное? С кем, собственно, с самого порога автор затеял спор?

Что же такое, это «самое» дело? Самое дно — ниже некуда; самый край — дальше обрыв; самая вершина — выше только небо. По нынешним временам о самом трудном, полезном, неблагодарном и т.п. деле приходится слышать реже, чем о «самом» деле.

Кто-нибудь из знающих природу этого «фразеологизма» может раскрыть его логику и невероятную популярность?

  • фразеология
  • грамотная-речь

2

Приведенный отрывок:

» Освоение Сибири русскими. Начало.

На самом деле, русские знали об обширных территориях за Уралом много ранее XV века. Однако внутренние политические проблемы не давали правителям обратить взор на восток. Первый военный поход в сибирские земли был предпринят Иваном III лишь в 1483 году, в результате которого были покорены манси, а вогульские княжества стали данниками Москвы. Всерьез же за восточные земли взялся Иван Грозный, да и то только к концу своего правления».

Выражение «на самом деле» имеет два значения: а) вводная конструкция, за которой следует доказательство ранее высказанной мысли; б) обстоятельство со значением «фактически, действительно».

В приведенном отрывке следует использовать необособленное обстоятельство «на самом деле». Если же мы хотим применить вводное сочетание, то надо четко обозначить мысль, которую мы собрались доказывать.

К примеру, пусть это будет тезис о том, что начало освоения Сибири — это 15 век, тогда можно сказать так: В самом деле, хотя русские знали об обширных территориях за Уралом много ранее XV века, первый военный поход в сибирские земли был предпринят Иваном III лишь в 1483 году.

1

Вы не первый задаётесь этим вопросом. Его уже довольно подробно обсудили в интернетах.

На самом деле — выражение, предваряющее Истину™, часто в последней инстанции. […] На самом деле, выражение «на самом деле» давно стало таким же, хотя и более интеллигентным, словесным паразитом, как «типа», «реально», «по ходу», «как бы» и прочие сленговые словечки…

(https://lurkmore.to/на_самом_деле )

Зарегистрируйтесь или войдите

Регистрация через Google

Регистрация через Facebook

Регистрация через почту

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки

Как возникло и что означает на самом деле слово «образование»

День знаний — это начало нового учебного года. Первого сентября принято говорить о важности образования.
Владислав Алпатов, доцент Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, рассказал «РБК Тренды», что на самом деле значит это слово и откуда оно пришло.

Порассуждать над происхождением слова полезно для того, чтобы лучше понять сам предмет или явление, потому что в этимологии накапливаются и концентрируются многовековые наблюдения народа за миром. Образование в актуальном на 1 сентября значении — это «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение» и «совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения» (БАС). Вполне логично, что это значение развилось из другого, более базового: образование как «возникновение, формирование или создание чего-либо», например, процесс образования почвы или кровеобразование. Логика за этим переходом совершенно простая — образование — это формирование человека, характер, убеждения и внутренний мир которого «лепятся», «создаются», «вытесываются». Не зря педагоги издавна сравнивали ребенка с «чистой доской» (tabula rasa), на которой можно нарисовать или написать что угодно. В результате человек обретает свой образ за счет полученных знаний и воспитания.

Иными словами, образование — это придание человеку образа, формы, лица.

В русском языке это слово появилось из церковнославянского, где оно означало «изображение, предвестье, прообразование» чего-либо (например, образование будущего, то есть что-то было прообразом будущего). В Средние века в русском языке образование — это изображение или скульптура (священные образования), форма или устройство (телес образование, то есть устройство тел), позднее «возникновение, создание» (образование животных), «представление, воображение, создание мысленного образа» (чрез образование во уме постигнути, то есть понять через представление), и только в XVI веке засвидетельствовано значение «указание, наставление, образование» как получение знаний (например, на пестрое книжное образование утверждающе отроки) (СРЯ XI—XVII вв. , вып. 12).

Однако на авансцену это значение образования выходит, весьма подходяще, в Век Просвещения, в XVIII веке, получив подкрепление от немецкого слова Bildung с таким же значением, которое часто используется в трудах популярных в то время немецких авторов. Они включают его в свои размышления о развитии человека и человеческого общества. Мыслитель и богослов Иоганн Гердер говорит про образование человечности и сравнивает его с «бутоном будущего цветка», философ Иммануил Кант — про образование своих граждан и внутреннее образование их образа мысли. Как отмечал один позднейший философ, «понятие образования, в то время завладевшее умами, было, вероятно, величайшей мыслью XVIII века, и именно оно обозначило стихию, в которой существовали гуманитарные науки XIX века».

В конечном итоге образование, естественно, происходит от слова «образ». Аналогично, Bildung происходит от Bild «образ», который способен означать одновременно и «прообраз, образец» (например, образ добродетели) и «слепок, копия» (например, художник создал ее образ на картине). Само понятие образа имеет тоже очень богатую историю, и когда люди XVIII и XIX веков заговорили об образовании человека, их мысль, конечно же, отсылалась к библейскому учению о создании человека «по образу Божию». Человек мыслился как несущий в себе некий «оттиск», «клеймо», «черты», указывающие на Создателя и роднящие его с Ним.

Средневековые мыслители, помимо высоких философских рассуждений, объясняли это аналогией с монетами, на которых печатался профиль правителя государства: каждая монета несет на себе такой «образ». А уже в применении к образованию эту мысль можно было развить и представить образование как «расчистку» этого образа от наслоений грязи или, наоборот, дальнейшее формирование все более точного и совершенного образа Создателя в человеке.

Кстати, слово образ до сих пор используется в значении «икона» (например, сидеть под образами). А если еще дальше «закопаться» в этимологию, слово образ происходит в итоге от общеславянского разить, однокоренного с резать. Образ — нечто «вырезанное», наверное, изначально «вырезанное из дерева, скульптура, изображение».

Как мы видим, язык использует яркий образ, метафору, чтобы передать понимание сути явления. Другие метафоры образования — «свет» (просвещение), «питание» (воспитание), «выведение наружу» (таящихся добрых качеств) или «ведение за собой по правильной дороге» (education в конечном итоге от латинского educere = ex+ducere «вы- + водить»).

Читать материал в источнике

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры действительно

действительно

В некотором смысле действительно интересно переосмыслить, переопределить.

От Гизмодо