Наблюдение это метод: Наблюдение как метод исследования

Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии

Библиографическое описание:

Кабакова, Д. В. Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии / Д. В. Кабакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/366/ (дата обращения: 16.03.2023).

Факты – это воздух ученого.

И. П. Павлов

К концу ХХ века место биологии в системе наук изменилось, как и отношения биологии с практикой. Биология становится лидером естествознания. Это выражается в укреплении связи биологии с точными и гуманитарными науками, развитии комплексных и междисциплинарных исследований, взаимосвязи с глобальными проблемами современности.

Эти изменения не могли не отразиться на методологии биологической науки. Современные ее установки предполагают, в частности, установление диалектического единства ранее противопоставлявшихся друг другу методологических подходов, как то: «единство описательно-классифицирующего и объяснительно-номотетического подходов; единство эмпирических исследований с процессом интенсивной теоретизации биологического знания, включающим его формализацию, математизацию и аксиоматизацию» [8, с.

11].

В современном биологическом исследовании роль методов как инструментов познания состоит, с традиционной стороны, в «усилении естественных познавательных способностей человека, а так же в их расширении и продолжении», с другой, синергетической – в «коммуникативной функции», посредничестве между субъектом и объектом исследования [1, с.18].

Наблюдение  – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Уже в школе на уроках зоологии, ботаники, анатомии детей учат проведению самых простых биологических исследований путем наблюдения за ростом и развитием растений и животных, за состоянием собственного организма. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, а точнее, еще ее предшественницы – естественной истории.

И это неудивительно, так как наблюдение опирается на чувственные способности человека (ощущение, восприятие, представление). Классическая биология — это биология по преимуществу наблюдательная. Но, как мы увидим, этот метод не утратил своего значения и по сей день.

Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона; гистолог наблюдает с помощью микроскопа зафиксированный и окрашенный срез ткани, а, скажем, для молекулярного биолога наблюдением может быть фиксация изменения концентрации фермента в пробирке.

Важно понимать, что научное наблюдение, в отличие от обыденного, есть не простое, но целенаправленное изучение объектов или явлений: оно ведется для решения поставленной задачи, и внимание наблюдателя не должно рассеиваться. Например, если стоит задача изучить сезонные миграции птиц, мы будем замечать сроки их появления в местах гнездования, а не что-либо иное. Таким образом, наблюдение — это выделение из действительности определенной части, иначе говоря, аспекта, и включение этой части в изучаемую систему.

В наблюдении важна не только точность, аккуратность и активность наблюдателя, но и его непредвзятость, его знания и опыт, правильный выбор технических средств. Постановка задачи предполагает также наличие плана наблюдений, т.е. их планомерность.

Эксперимент представляет собой воссоздание выделенного аспекта действительности в специально создаваемых и контролируемых условиях, что обеспечивает критерий воспроизводимости, то есть позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост будет наибыстрейшим.

Будучи более сложным, чем наблюдение, этот метод обладает рядом важных особенностей. Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Кроме того, исследователь при желании имеет возможность устранять затрудняющие процесс факторы. Исследуемый биологический объект можно изолировать от каких-либо влияний окружающее среды, создать искусственные (в том числе экстремальные) условия его изучения, вмешиваться в течение процессов.

Все это позволяет изучить биологический объект глубже, чем посредством наблюдения, выявить его скрытые свойства, стороны, связи. Экспериментальный метод неоднократно использовался в ходе развития биологической науки. Так, считается, что еще В. Койтер (1534-1576) внедрил в эмбриологию основы методологии экспериментального исследования, систематически изучая развитие эмбриона курицы, а Р. Я. Камерариус (1665-1721) привнес экспериментальный метод в область ботаники [4, с.33].

Основы теории эксперимента заложил английский философ Френсис Бэкон (1561–1626), видя в нем «одну из основ познания природы» [4, с.

34]. Он предложил схему элиминативной индукции, т.е. очищения прафеномена от затемняющих его черт других феноменов. Прафеномен Бэкона достигается путем обобщения (дифференциального обобщения) и является теоретическим конструктом, применяемым для объяснения свойств феноменов (подведение под закон). Другое понимание индукции было выдвинуто Гете: у него прафеномен не исключал все частные феномены, а наоборот, суммировал их свойства таким образом, что данный природный феномен становился основой понимания целого ряда других феноменов [3, с.172]. Хотя эксперимент применялся в классической биологии, он еще не рассматривался в качестве ведущего метода и стал завоевывать позиции в основных биологических науках лишь в прошлом столетии. Современная теория эксперимента обычно следует традиции Бэкона.

Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования, плана, базируется на предустановках, т. е. исходных положениях. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен. Кроме того, эксперимент требует определенной квалификации проводящих его исследователей.

На втором этапе выбираются конкретные приемы и средства технического воплощения и контроля. В последние полвека в биологии широко используются методы математического планирования и проведения экспериментов. Результаты проведенного опыта затем интер­претируются, что дает возможность истолковать их. Таким образом, замысел, план проведения и интерпретация результатов эксперимента в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиски и интерпретации данных наблюдения.

Методологически все разнообразие возможных экспериментов классифицируется по познавательной цели, объекту познания и используемым средствам. Согласно этому, в гносеологии выделяется шесть видов эксперимента: поисковый, контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный и количественный [4, с.

48]. Высшей формой эксперимента является моделирование изучаемых процессов.

Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть интерпретированы и проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.

Таким образом, наблюдение и эксперимент являются первоисточниками всех научных данных. Однако «увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом» [6, с.225].

Собрав фактический материал, необходимо, прежде всего, описать его. Поэтому биологические наблюдения всегда сопровождаются описанием изучаемого объекта. Под эмпирическим описанием понимается «фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении» [4, 68].

Это означает, что описывать результат наблюдения можно и в числовом выражении, формулами, а также наглядным образом – с помощью рисунков, схем. Факт, полученный в результате наблюдения, может быть многозначным, так как зависит от многих привходящих обстоятельств и несет на себе отпечаток наблюдателя, места и времени события. Поэтому, строго говоря, только из наличия факта еще не следует его истинность. Иными словами, факты нуждаются в интерпретации.

Описание и есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении.

Работа по описанию живой природы, проведенная в XVI–XVII вв. в биологии, имела огромное значение для ее развития. Она открыла пути к систематизации животных и растительных организмов, показав все их разнообразие. Кроме того, эта деятельность значительно расширила сведения о формах и внутреннем устройстве живых организмов. И, наконец, следствием работы описательного периода является начало развития биологической теории – понятийно-категориального аппарата, принципов методологии, а также первые попытки объяснения сущности и выявления основополагающих характеристик жизни.

Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей. Находя закономерности, общие для разных явлений, имея в своем распоряжении соответствующие описания, биолог может сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре и так далее. Поэтому сравнительный метод получил распространение еще в XVIII веке. На его принципах была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений – создана клеточная теория.

Сравнительный метод, хорошо показавший себя в решении проблем эволюционизма, впоследствии перерос в исторический. Но он не потерял своего значения и сейчас. Исторический метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. С введением этого метода в биологии произошли качественные изменения: из чисто описательной науки она стала трансформироваться в науку объясняющую. Сегодня «исторический подход служит наиболее общим принципом, объединяющим в себе все другие принципы и подходы теоретической биологии» [7, с.4].

Тем не менее, нужно отметить, что «нынешние сложности в развитии биологии связаны именно с трудностями компактного описания того громадного материала, который легко накапливается в результате наблюдений» [2, с. 45].

Научные утверждения должны быть доступны для проверки и воспроизведения, т.е. содержать «принципиальную возможность опровержения» [5, 154]. Для этого описание научного исследования должно быть полным и однозначным. В биологии это требование соблюдается особенно тщательно: ограниченность существования биологических объектов во времени и пространстве, их высокая адаптивность, то есть способность к изменчивости под влиянием внешних условий, превращает даже простое описание эксперимента в логически стройную последовательность.

На основе обработки первичной информации, полученной путем целенаправленных наблюдений, а также экспериментов возникают научные факты – как правило, это достоверные и объективные данные, относящиеся к той или иной конкретной проблеме, установление которых требует применения теоретических положений.

При накоплении эмпирических знаний традиционная биология пользуется, по большей части, методом наблюдения, для функционально-химической биологии, напротив, характерно использование эксперимента как основного эмпирического метода. Эволюционная же биология использует исторический и сравнительный методы, которые базируются на описании. Единая теоретическая биология сможет естественно и успешно развиваться в том случае, если будет направляться мировоззренческими и гносеологическими принципами, которые станут играть роль «методологических регулятивов», обеспечивая взаимодействие различных наук и предотвращая абсолютизацию того или иного из путей и методов познания.

Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы. Происходящее в настоящее время сближение биологии с химией, физикой, математикой и кибернетикой, использование их методов для решения биологических задач оказались весьма плодотворными. Это выдвигает на первый план экспериментальный метод, хотя наблюдение и описание никогда не потеряют своей актуальности для биологического исследования.


Литература:

  1. Аршинов В.  И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: Ин-т философии РАН, 1999. – 203 с.

  2. Воронов Л. Н. Введение в теоретическую биологию. – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2008. – 70 с.

  3. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000. – 320 с.

  4. Концепции современного естествознания. Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

  5. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М.: Приор, 2001. – 428 С.

  6. Фролов И. Т. Очерки методологии биологического исследования: система методов биологии. – М.: ЛКИ, 2007. – 288 с.

  7. Хлебосолов В. Е. Актуальные проблемы теоретической биологии. // Экология, эволюция и систематика животных: Сб. научн. трудов каф. зоологии РГУ. – Рязань, 2006. – С. 3-21.

  8. Ярилин А. А. «Золушка» становится принцессой, или Место биологии в иерархии наук.  // «Экология и жизнь» №12, 2008. – С. 4-11.

Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, биология, эксперимент, описание, результат наблюдения, сравнительный метод, экспериментальный метод, биологическая наука, живая природа, исторический метод.

Наблюдение как метод исследования — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Цель: познакомить с методом наблюдения, его видами, научить использовать его в ходе научного исследования.

План занятия:

1. Определение понятия «Метод наблюдения»

2. Объекты педагогического наблюдения

3. Классификация видов наблюдения

4. Использование метода наблюдения в научном поиске
решения проблем.

Основные понятия темы:

Объект, наблюдение, эксперимент, познание

Содержание занятия:

1. Суть понятия «Метод наблюдения».

Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем — исследователем.

Сущность наблюдения — точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.

«Наблюдение — это активная форма чувственного
познания, имеющая целью накопление фактов, образование
первоначальных представлений, образования

первоначальных представлений об объектах окружающего мира… Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением..» (Педагогическая энциклопедия…)

Важная черта научного наблюдения- уметь видеть думая и

анализируя: вычленять существенные признаки из общей картины наблюдаемого процесса, группировать факты, свойства, явления по единому основанию (критериям, признакам), видеть сходство и различие в родственных или похожих явлениях, событиях, классифицировать и обобщать результаты первичных наблюдений.

Наблюдение неотделимо также и от речи, т е умения выражать виденное точно, полно, последовательно и объективно. Нельзя увидеть все, но надо увидеть главное, иначе ценность полученной информации будет низкой и малонаучной.

Следовательно, методом наблюдения может пользоваться учитель или исследователь, обладающий развитой наблюдательностью, умением мыслить и выражать точно и объективно ход процесса, явления, события, факта в письменной и устной речи. При кажущейся простоте метода требуется длительная и серьезная подготовка, чтобы правильно использовать наблюдение в качестве метода исследования.

Наблюдение — это эмпирический метод научного исследования, предполагающий целенаправленное и планомерное восприятие явлений, ре­зультаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение проводится с целью изучения специфических особенностей и изменений какого-либо явления, находящихся в определенных условиях. Ре­зультаты наблюдения зависят от уровня опыта и квалификации исследователя. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью, поэтому ин­терпретация результатов может быть в духе ожиданий наблюдателя. Поэтому наблюдение должно сочетаться для большей объективности с другими метода­ми исследования.

Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изу­чаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи ис­следователя с предметом наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Наблюдение: определение, типы и исследования

Говорят, что «увидеть — значит поверить» — и социологи соглашаются! Существует несколько методов наблюдения, которые служат разным целям, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

  • В этом объяснении мы будем изучать наблюдение как метод социологического исследования.
  • Мы начнем с определения того, что такое «наблюдение», как в общих чертах, так и в контексте социологического исследования.
  • Далее мы рассмотрим типы наблюдения в социологии, в том числе наблюдение с участием и без участия.
  • Это будет включать в себя обсуждение проведения наблюдений, а также теоретических и этических вопросов, связанных с ними.
  • Наконец, мы оценим преимущества и недостатки методов наблюдения.

Определение наблюдения

Согласно Merriam-Webster слово «наблюдение» может быть определено как « акт распознавания и записи факта или события, часто связанного с измерением с помощью инструментов «или» запись или описание, полученные таким образом» . наблюдения как метода социологического исследования

Наблюдение в исследовании

В социологическом исследовании «наблюдение» относится к методу, при котором исследователи изучают текущее поведение своих участников (или 0006 субъектов ). Это отличается от таких методов, как интервью или анкетирование, поскольку наблюдения представляют собой изучение того, что испытуемые делают , а не то, что они говорят .

Наблюдение — это основной метод исследования. Первичное исследование предполагает личный сбор изучаемых данных или информации. Это противоположно методу вторичного исследования, когда исследователи предпочитают изучать данные, которые уже были собраны до начала их исследования.

Рис. 1. Наблюдения фиксируют поведение вместо слов

Типы наблюдений в социологии

Существует несколько типов методов наблюдения, используемых во многих социальных дисциплинах. Каждый из них подходит для разных исследовательских целей и имеет разные сильные стороны и ограничения.

Важно отметить, что методы наблюдения могут быть скрытыми, или открытыми.

  • В тайном исследовании участники исследования не знают ни кто исследователь, ни то, что там вообще есть исследователь.

  • В открытом исследовании все участники исследования осознают присутствие исследователя и свою роль наблюдателя.

Включенное наблюдение

В ходе включенного наблюдения исследователь интегрируется в группу, чтобы изучить их образ жизни, культуру и то, как они структурируют свое сообщество. Этот прием широко используется в этнографии.

Этнография — это изучение образа жизни группы или сообщества.

Тот факт, что исследователи должны быть интегрированы в образ жизни группы, означает, что они должны найти способ быть впущенными в сообщество.

Однако многие сообщества не хотят, чтобы их изучали. Так, исследователь может либо завоевать доверие определенных членов и добиваться разрешения на изучение их образа жизни (открытое наблюдение), либо исследователь может притвориться членом группы для получения доступа к информации (скрытое наблюдение).

Проведение включенного наблюдения

При проведении включенного наблюдения исследователь должен сосредоточиться на получении точного и достоверного описания образа жизни сообщества. Это означает, что исследователь должен избегать влияния на поведение кого-либо в группе.

Если простого наблюдения за толпой недостаточно, исследователь может задать несколько вопросов. Если они проводят тайное расследование, они могут завербовать осведомителя. Информатор будет знать о присутствии исследователя и сможет отвечать на вопросы, на которые не отвечает только наблюдение.

Делать заметки сложнее, когда они действуют тайно. Исследователи обычно заходят в ванную, чтобы быстро отметить что-то важное или резюмировать свои ежедневные наблюдения каждый вечер. Там, где присутствие исследователя известно, ему относительно просто делать записи, потому что им не нужно скрывать тот факт, что они проводят исследование.

Теоретическая основа

Наблюдение подпадает под парадигму интерпретативизма .

Интерпретативизм — это одна из нескольких точек зрения на то, как лучше всего производить научное знание. Интерпретативисты считают, что социальное поведение можно изучать и объяснять только субъективно . Это потому, что разные люди в разных контекстах интерпретируют мир по-разному.

Интерпретаторы ценят включенное наблюдение, потому что у исследователя есть возможность понять субъективный опыт и значение изучаемой группы. Вместо того, чтобы применять собственное понимание к незнакомому поведению, исследователь может достичь более высоких уровней 9.0006 действительность наблюдая за действиями и понимая, что они значат для людей, которые их совершают.

Этические вопросы

Прежде чем мы начнем проводить исследования, важно рассмотреть моральные права и недостатки исследования.

Скрытое наблюдение за участником подразумевает ложь участнику — это нарушение информированного согласия. Кроме того, становясь частью сообщества, исследователь рискует своей беспристрастностью, если они привязываются (эмоционально, финансово или иным образом) к группе. Исследователь потенциально может поставить под угрозу отсутствие предвзятости и, следовательно, достоверность исследования в целом. Более того, если исследователь интегрируется в девиантное сообщество, он может подвергнуть себя риску психологического или физического вреда.

Наблюдение без участия

В наблюдение без участия исследователь изучает своих испытуемых со стороны — они не участвуют и не интегрируются в жизнь группы, которую они изучают.

Проведение неучастного наблюдения

Неучастное наблюдение может быть либо структурированным , либо неструктурированным .

Структурированное наблюдение без участия включает определенный график наблюдения. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователи составляют список моделей поведения, которые они ожидают увидеть. Затем они используют этот список, чтобы отметить то, что они видят. Неструктурированное наблюдение противоположно этому: исследователь свободно записывает все, что видит.

Кроме того, исследования без участия могут быть открытыми. Именно здесь испытуемые осознают, что их изучают (например, директор школы сидит в конце класса один день в каждом семестре). Или исследование может быть скрытым, когда присутствие исследователя немного скромнее — субъекты не знают, что их исследуют. Например, исследователь может замаскироваться под другого покупателя в магазине или использовать одностороннее зеркало.

Как бы странно это ни звучало, исследователям важно не только обращать внимание на то, что испытуемые делают , а также то, что они не делают . Например, если исследователь изучает поведение покупателей в розничном магазине, он может заметить, что люди обращаются за помощью к владельцам магазинов в одних ситуациях, но не в других. Что это за конкретные ситуации? Что делают клиенты, когда им неудобно просить о помощи?

Теоретическая основа

Структурированное наблюдение без участия обычно предпочтительнее в позитивизме .

Позитивизм — методология исследования, предполагающая, что объективные , количественные методы лучше подходят для изучения социального мира. Она прямо противоположна философии интерпретативизма.

График кодирования позволяет исследователям количественно оценить результаты своих наблюдений, отмечая, когда и как часто они наблюдают определенное поведение. Например, исследователь, изучающий поведение маленьких детей в классе, может захотеть определить, как часто они говорят, не поднимая руки. Исследователь отмечал это поведение в своем расписании каждый раз, когда видел его, давая ему рабочий средний показатель к концу исследования.

Роберт Левин и Ана Норензаян (1999) провела исследование «темпа жизни», используя метод структурированного наблюдения без участия. Они наблюдали за пешеходами и измеряли, сколько времени им потребовалось, чтобы пройти расстояние 60 футов (около 18 метров).

Измерив 60-футовое расстояние на улице, Левин и Норензаян просто использовали свои секундомеры, чтобы измерить, сколько времени различные демографические группы (например, мужчины, женщины, дети или люди с ограниченными физическими возможностями) тратят на то, чтобы пройти его.

Этические соображения

Как и при скрытом включенном наблюдении, субъекты скрытого неучастного наблюдения не могут дать информированное согласие — они по существу введены в заблуждение относительно проведения или характера исследования.

Преимущества и недостатки исследования с наблюдением

Различные типы методов наблюдения (с участием или без участия, скрытые или открытые, структурированные или неструктурированные) имеют свой собственный набор преимуществ и недостатков.

Преимущества исследования с наблюдением

  • Исследование без участия, как правило, дешевле и быстрее. Исследователю не требуется время и ресурсы для интеграции в незнакомое сообщество.

Недостатки наблюдательных исследований

  • Майкл Поланьи (1958) заявил, что «все наблюдения зависят от теории». Он имел в виду, что для понимания того, что мы наблюдаем, нам уже нужно иметь определенное количество знание об этом.

    • Например, мы не смогли бы сделать определенные выводы о таблице, если бы не знали, как должна выглядеть таблица или как она должна функционировать. Это интерпретативистская критика позитивистских методов исследования — в данном случае структурированного наблюдения.

  • Наблюдения обычно включают интенсивное изучение относительно небольших или определенных групп. Поэтому им скорее всего не хватает:

    • репрезентативность,

    • надежность и

    • обобщаемость.

  • Существует риск того, что исследователь примет поведение группы, которую он изучает, при проведении открытого исследования с участием. Хотя это не является риском по своей сути, это может быть, если они изучают поведение девиантной группы.
  • Открытое наблюдение, независимо от того, является ли исследователь участником или нет, ставит под угрозу достоверность исследования из-за Эффект Хоторна . Это когда участники могут изменить свое поведение, потому что они знают, что их изучают.

Наблюдение — основные выводы

  • В социологических исследованиях наблюдение — это метод, с помощью которого исследователи могут наблюдать и анализировать поведение испытуемых.
  • При скрытом наблюдении присутствие исследователя неизвестно. Во время открытых наблюдений участники знают, что присутствует исследователь и кто он такой.
  • Совместное наблюдение предполагает, что исследователь интегрируется в сообщество, которое изучает. Оно может быть явным или скрытым.
  • При неучастном наблюдении исследователь не участвует в поведении изучаемой группы.
  • Структурированное наблюдение следует позитивистской методологии, тогда как интерпретаторы более склонны использовать субъективные, качественные методы, такие как неструктурированное наблюдение (независимо от того, участвует исследователь или нет).

Наблюдение и оценка: если я это увидел, считается ли это?

Кэти Уайт

Кэти Уайт проводит дни, работая над преобразованием образовательного процесса для учителей и учащихся. Она была неотъемлемой частью многолетнего пути своей школьной системы через образовательную реформу и помогала системам по всему миру в их работе над подходами, которые уважают учебные отношения.

Кэти Уайт

Первый шаг к осознанию — обратить внимание на то, что происходит. На первый взгляд это звучит достаточно просто. Однако дьявол кроется в деталях. Вы должны намеренно искать и замечать различные компоненты вашего класса. (Холл и Симерал, 2015, стр. 52)

Этим летом все было посвящено Олимпийским играм, и когда я смотрел такие соревнования, как гимнастика и прыжки в воду, я не мог не думать о силе наблюдения. Судьям в этих соревнованиях поручено внимательно следить за выступлением и оценивать его на основе конкретных и четких критериев. Спортсмены заранее знают критерии и годами работают над совершенствованием каждого элемента посредством практики, отзывов, видеообзоров (документации) и постановки целей. Этот процесс признан необходимым для достижения высшего уровня профессиональной легкой атлетики. Итак, почему многие из нас не хотят принимать наблюдение как способ оценки обучения в наших школах?

Наблюдение, безусловно, является хлебом насущным для ежедневного обучения, но обсуждение его в связи с оценкой может показаться слегка табуированным. Тем не менее, мы никогда не подвергаем сомнению право учителя раннего обучения оценивать учеников посредством наблюдения. Мы согласны с тем, что учителя физкультуры используют наблюдение как основу своей практики оценивания; коучинг требует наблюдения. Однако по какой-то причине, когда учащиеся становятся старше и переходят к другим областям обучения, мы чувствуем себя обязанными оценивать мысль или навык только в том случае, если они записаны. Это решение отменяет критический подход к формирующему оцениванию, которое действительно лежит в основе мыслительных процессов и развития навыков, благодаря которым и заключается наша величайшая способность влиять на траекторию обучения. Использование наблюдения чтит профессиональные знания и опыт учителей, которые им занимаются, а также разнообразие учебного опыта учащихся в классах повсюду. Наблюдение просто имеет смысл!

Когда мы наблюдаем за учащимися, мы ищем модели мышления, процессы и подходы. Мы настраиваемся на колебания и оплошности. По сути, мы наблюдаем за изучением по мере того, как он развивает , замечая, как наши учащиеся принимают решения и действуют в моменты уверенности и в трудные времена. Благодаря наблюдению мы можем вмешиваться, перенаправлять, хвалить и подкреплять. Мы можем дифференцировать инструкции и предлагать своевременную и конкретную обратную связь. Наблюдение — это метод оценки, который повышает гибкость обучения и инвестиции учащихся, влияя на успеваемость весьма значимым образом.

Использование оценки путем наблюдения в сочетании с изучением данных (демографических, академических, поведенческих) и артефактов учащихся (образцов работ, фотографий, видео) позволяет нам триангулировать информацию об оценке и обеспечить точность и надежность нашей практики оценки. Это также позволяет нам проникнуть в суть мышления — увидеть обучение по мере того, как оно разворачивается на протяжении всего опыта, и вместе с нашими учащимися планировать дальнейшее движение обучения в направлении целей обучения.

Когда мы используем наблюдение в качестве инструмента оценки, нам необходимо четко представлять наши цели обучения (стандарты, результаты) и индивидуальные задачи, которые мы практикуем и развиваем на пути к мастерству. Таким образом, мы можем сосредоточиться как на контексте, так и на времени наших наблюдений. Нам также необходимо четко понимать, как звучит и выглядит мастерство, а также поведение, навыки и знания, указывающие на развитие. Имея эту информацию на руках, мы можем зафиксировать обучение «в данный момент» и оценить степень, в которой оно приближается к цели.

Наблюдение наиболее богато, когда оно происходит в контексте сложного опыта обучения . Когда учащиеся решают сложные задачи, применяют полученные знания и участвуют в творческих процессах, создаются условия для богатого наблюдения. В таких обстоятельствах учащиеся часто очень заняты, и это дает нам возможность ненадолго отвлечься, расслабиться и зафиксировать их обучение посредством целенаправленного наблюдения и документирования.

Существуют ключевые методы, которые обеспечивают соответствие наших наблюдений обучению и внимание как к нашим собственным потребностям, так и к потребностям наших учащихся. При оценке посредством наблюдения помните следующее:

  • Опишите происходящее без оценок и анализа (это будет позже). Как поясняет Роджерс (2002): «Я определяю описание как процесс рассказывания истории опыта. Это дифференциация и наименование разнообразных и сложных элементов опыта, чтобы их можно было рассматривать, видеть и рассказывать с максимально возможного количества разных точек зрения». (стр. 237) Запишите язык и поведение, которые могут указывать на обучение, как можно точнее. Пример: Софи разместила свои кубики в последовательности красный-черный-синий-красный-черный-синий.
  • Запишите дату, имя учащегося и контекст обучения. Пример: 3 октября: Класс планировал эксперимент для проверки переменных, влияющих на коррозию.
  • Имейте под рукой копию целей обучения, включая критерии владения языком. Они понадобятся вам, когда вы будете анализировать свои наблюдения и принимать решения относительно обратной связи и инструкций.
  • Регулярно наблюдайте за собой, особенно за теми учебными целями, которые бросают вызов учащимся. Ваши наблюдения могут повлиять на успех обучения как в ближайшей задаче, так и в последующих.

Добавить комментарий