Наблюдение определение в психологии: Наблюдение как метод психологии

М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии: Psychology OnLine.Net М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии
Добавлено Psychology OnLine.Net
17.03.2009 (Правка 26.11.2012)

Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.

Наблюдение — активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств С объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.

Термин «наблюдение», как справедливо считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика. Рассмотрим их поочередно.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется прежде всего характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные’ цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.

Термин «метод» употреблялся еще в древнем мире как синоним «учения». В настоящее время в философской литературе метод в широком смысле понимается как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта» (Философская энциклопедия, т. 3, с. 409). Иначе говоря, метод включает, с одной стороны, систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности, то есть приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материала, и, с другой стороны, — способ истолкования фактов (А.П. Куприян). В согласии с этой точкой зрения Б.А. Климов считает, что метод наблюдения

в психологии представляет собой систему положений о сущности и специфике психологического наблюдения, об его возможностях и ограничениях, как метода научного исследования, об орудийном оснащении, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя. Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности, и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в эксперименте1, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте). Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется «универсальностью», то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой другой метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости «поле охвата» изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсутствием или минимальнейшими требованиями к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения. Эти характеристики позволяют ему сохранить до сих пор свое значение как основного метода психологии.

Применительно к данной конкретной задаче исследования, с учетом специфической природы изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование, наличия определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов метод наблюдения реализуется в виде конкретной методики. Под методикой наблюдения обычно понимается (Е.А. Климов, Г. Фазнахт) социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. В зарубежной психологической литературе используется термин » техники наблюдения» как синоним приведенного здесь понимания методики. Методики наблюдения различаются способами организации деятельности наблюдения, приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности, характером и величиной единиц наблюдения, приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-регистрация) и способами анализа результатов (качественный, количественный). Методика, как самое полное описание всей процедуры наблюдения включает: выбор ситуации и объекта наблюдения, который определяется прежде всего целью исследования и в известной мере теоретическими представлениями об изучаемой реальности; программу (схему) наблюдения в виде переменного перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения, единиц наблюдения с подробным их описанием, а также способ и форму фиксации результатов наблюдения;описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных данных.

Данный раздел общего практикума по психологии имеет целью ознакомление студентов с особенностями психологического наблюдения и овладение основами построения методики наблюдения применительно к конкретной исследовательской задаче.

Особенности метода наблюдения в психологии

Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии от характеристик этого метода в других науках, обусловл

Содержание

наблюдение — это… Что такое наблюдение?

1. Изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. Восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

В естественных условиях — самый простой, но и самый скучный метод. Наблюдатель должен держаться в стороне, чтобы оставаться незамеченным, или же так хорошо смешаться с группой, чтобы не привлекать к себе внимания. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отношение к явлению, подлежащему описанию.

Самая большая трудность связана с тем, что можно легко смешать существенное с второстепенным, или же интерпретировать события, исходя из ожидаемого, а не из того, что происходит. Один из способов избежать этого — регистрировать поведение наблюдаемых с помощью видеозаписи, что позволяет впоследствии показывать запись разным наблюдателям.

2. Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Содержит элементы мышления теоретического (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, анализ факторный и пр.).

Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и от поставленной задачи. Существенно сказывается на результатах уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает в себя и привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и пр.

Невмешательство — важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства — в частности, то, что объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым — не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Однако при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, хотя можно в некоей степени предвидеть изменения ситуации, в коей происходит наблюдение, невозможно их контролировать, а влияние неконтролируемых факторов может существенно изменить общую картину — вплоть до утраты той гипотетической связи между явлениями, обнаружение коей является целью исследований. Кроме того, наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя: он, не будучи в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие — чаще всего те, что противоречат его гипотезе.

Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характерно некоей субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль другими методами исследования позволяют увеличить объективность наблюдения.

Психологи стараются избежать такой субъективности, прибегая к различным способам повышения достоверности; сюда относятся ведение наблюдения несколькими независимыми наблюдателями, планирование наблюдения, составление специальных шкал оценки поведения объекта, использование технических средств, и пр.

Использование наблюдения предполагает наличие программы наблюдения, где перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых, частота появления коих в тех или иных ситуациях и фиксируется наблюдателем.

Недостаток метода наблюдения — значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Наблюдение (психология) — Традиция

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Общие сведения[править]

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый зна-ет, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение. [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — Спб. 2000]

Предмет наблюдения[править]

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

И т. д.

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения[править]

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений[править]

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируе-мое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описани-ем поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают:[править]

  • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопси-хологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины по-ведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенно-стей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положени-ях: I Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность. II Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

[править]

По фиксируемым объектам[править]

  • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
  • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

По материалам: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 40—43.

По форме наблюдения[править]

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение[править]

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и после исследования, если это возможно, многие психологи стараются раскрыть истинные сведения касательно своих изысканий, в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений

Особенности[править]

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение[править]

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности[править]

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).


Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения[править]

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004).

Источники:

  • Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press.
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.

Неосознанное внешнее наблюдение[править]

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности[править]

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды[править]

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.


По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 45—48.

Этический кодекс APA и наблюдения[править]

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Этапы исследования методом наблюдения[править]

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Преимущества метода наблюдения[править]

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения[править]

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.
  • На результаты наблюдения могут повлиять
    • настроение наблюдателя,
    • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
    • предубеждение наблюдателя,
    • комплексность наблюдаемых ситуаций,
    • эффект первого впечатления,
    • усталость наблюдателя и наблюдаемого,
    • ошибки в оценках,
    • «гало-эффект»,
    • «эффект снисходительности»,
    • ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
    • ошибки моделирования,
    • ошибка контрастности.
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
  • Сложность соблюдения операциональной валидности.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.

Сущность метода наблюдения и его примеры

Сущность метода

Определение 1

Наблюдение – это исследовательский описательный психологический метод сбора первичной социологической информации, касающейся изучаемого объекта

Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века. Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.

В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.

Замечание 1

Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации.

Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.

Готовые работы на аналогичную тему

Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события.

Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.

Замечание 2

Наблюдение является основным методом получения первичной информации.

В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется.

Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.

Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.

Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е. всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает.

Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.

Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.

На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический. Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.

Классификация наблюдений

Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.

К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.

Ко второму виду относится стороннее наблюдение, при котором наблюдатель действует как бы «со стороны», без непосредственного участия.

Включенное наблюдение имеет два варианта:

  1. наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется наблюдателем, например, поведение в группе альпинистов или экипажа подводной лодки;
  2. наблюдаемые не знают, что их поведение наблюдателем фиксируется, например, заключенные в общей камере.

В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.

Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.

При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.

Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.

В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.

Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.

Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные.

При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.

Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.

Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.

По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.

Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать.

Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.

Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Примеры использования наблюдений

Примеры довольно хорошо раскрывают метод наблюдения и таких примеров можно привести довольно много.

Военному исследователю, допустим, надо выяснить склонность военнослужащих к различным правонарушениям, например, пьянству, насилию, стяжательству и др. Новобранцы, в данном случае, будут объектом наблюдения. На первом этапе информация о них собирается исследователем через офицеров подразделений. Такую информацию офицеры могут получить от тех, кто сопровождал новобранцев с призывного пункта.

Особое внимание обращается на то, в какой социальной среде воспитывался и рос солдат – благополучная семья или нет, полная или неполная, какие у неё ценностные ориентации, были ли претензии со стороны правоохранительных органов, каковы черты характера новобранца, его психологические и физиологические характеристики и др.

Исходя из анализа этой первоначальной информации, исследователь выделяет потенциально неблагополучных солдат, определяет их особые признаки, по которым можно судить о склонности объектов к отклоняющемуся (девиантному)поведению.

Девиантное поведение солдат не соответствует правовым и нравственным нормам в этом обществе. Девиантное поведение может проявляться в недобросовестном отношении к служебным обязанностям, оскорблению сослуживцев, упрямстве, неподчинении командирам, в попытках доминирования и др.

На основании этих признаков и с помощью случайного наблюдения исследователь собирает уточняющую информацию и составляет подробную программу исследования.

Среди примеров типичных ситуаций, когда реализуется метод наблюдения, является учебное занятие, во время которого можно определить умения, знания, усердие солдат, сплоченность коллектива в целом.

В часы досуга наблюдатель может выяснить темы разговоров, мнения и точки зрения солдат. В вопросах хозяйственных работ определяется интерес и отношение к труду, взаимоотношения во время выполнения этих работ, лидеры и подчиненные.

В ситуациях смены караула, несения службы и развода выявляется степень воинской подготовки, убеждения солдат, мотивация к выполнению обязанностей.

Во время вечерней поверки внимание можно обратить на общую дисциплину, реакцию на служебные обязанности и их распределение.

Очень ярко взаимоотношения между солдатами и их поведение проявляются в конфликтных ситуациях. Здесь важно отметить зачинщиков, выявить причину, динамику и развязку конфликта, определить роль каждого участника.

НАБЛЮДЕНИЕ — это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ?

  • наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАБЛЮДЕНИЕ —         преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… …   Философская энциклопедия

  • Наблюдение —  Наблюдение  ♦ Observation    Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… …   Философский словарь Спонвиля

  • Наблюдение — Наблюдение  восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта. Наблюдение  метод проведения исследований в психологии. Наблюдение  процедура банкротства. Негласное наблюдение  комплекс оперативно… …   Википедия

  • наблюдение — осмотр, обсервация, осматривание; слежка, надзор, разведка; контроль, обследование, проверка; присмотр, радионаблюдение, отслеживание, недреманное око, глаз, присматривание, эмпиричность, эмпиризм, патронаж, надзирание, миксоскопия,… …   Словарь синонимов

  • НАБЛЮДЕНИЕ — НАБЛЮДЕНИЕ, наблюдения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. наблюдать. Наблюдение за точным выполнением постановлений. «Небрежный плод моих забав,… ума холодных наблюдений и сердца горестных замет.» Пушкин. Под наблюдением врача. Взять под… …   Толковый словарь Ушакова

  • НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения объективность,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • наблюдение с РБ-47 — Комплексное наблюдение 17 июля 1957 г. НЛО с самолёта РБ 47 ВВС США, оборудованного электронной аппаратурой слежения и радиопротиводействия. Бортовая аппаратура самолёта отметила странный сигнал, а затем его экипаж визуально наблюдал неизвестный… …   Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках

  • наблюдение — состоит из значений переменных, измеренных у одной и той же экспериментальной единицы. Скажем, возраст, температура и давление пациента составляют наблюдение. Значение одной переменной называют измерением. Синоним: observation …   Словарь социологической статистики

  • НАБЛЮДЕНИЕ — 1) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Согласно ФЗ О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 г. арбитражный суд, принимая… …   Юридический словарь

  • Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения… …   Словарь терминов антикризисного управления

  • Виды наблюдения

    Наблюдение в психологии

    Определение 1

    Наблюдением называют целенаправленное восприятие процесса исследования, результаты которого регистрируются наблюдателем.

    Процесс наблюдения в психологии состоит из важнейших составляющих:

    • исследователь – личность, применяющая метод наблюдения для своих исследований;
    • наблюдатель – человек, ведущий наблюдения и фиксирующий все полученные данные;
    • объект наблюдений – это явления, предметы или люди, подвергаемые наблюдению.

    Классификация видов наблюдения

    Классификация по соотношению между собой наблюдаемых объектов представлена двумя видами наблюдения:

    Самонаблюдение, относится к внутреннему наблюдению. При этом исследователь, в процессе исследования внутреннего мира, выступает и в роли наблюдателя и в роли объекта. Таким образом, происходит изучение особенностей своей психики, мыслей, чувств и переживаний для объективного анализа ситуаций.

    Внешнее наблюдение подразделяется на:

    1. Обычное наблюдение – процесс, в котором все данные фиксируются со стороны, с позиции исследователя.

    2. Соучаствующее наблюдение – это процесс, в котором исследователь погружается в конкретную ситуацию и познает ее «изнутри».

    Готовые работы на аналогичную тему

    В связи с поставленными задачами наблюдение может проводиться:

    • Непрерывно. В ситуациях, где важны мельчайшие детали и важен весь процесс для исследования;

    • Выборочно. Ситуации, где необходимо изучать детали или какой-то определенный объект исследований.

    Относительно длительности по времени исследования выделяют:

    • Единовременное – единичное, единоразовое наблюдение;

    • Периодическое – происходит несколько раз, подчиняется заданным временным отрезкам;

    • Протяженное – длительный процесс наблюдения.

    Многообразие видов наблюдений в психологии можно подразделить на:

    • Непосредственное (естественное) — это когда сам исследователь проводит наблюдение по заранее составленному плану. При этом наблюдатель может участвовать в явной форме (открыто) либо в скрытой форме (инкогнито).

    • Косвенное – когда наблюдение проводят другие лица. Благодаря разносторонним данным появляется возможность увидеть всю ситуацию «в объеме», со стороны.

    При этом косвенные наблюдения могут быть 2 видов:

    1. Спонтанное – оно осуществляется без намеченных планов и подготовок. Исследователь уделяет внимание не деталям, а самому процессу в целом;

    2. Систематическое – наоборот, перед проведением наблюдения проводится детальная подготовка к процессу и изучение всевозможных вариантов развития событий.

    По способу фиксации данных наблюдения разделяют на:

    • Констатирующие – здесь четко фиксируются детали и собираются всевозможные данные;

    • Оценивающие – здесь происходит сравнение фактов по уровню выраженности в заданном диапазоне;

    • Фиксирующие – здесь результат наблюдения получают во время исследования или по истечении конкретного времени.

    Еще существует классификация наблюдений по степени стандартизированности:

    • свободное наблюдение – оно связано с установленной целью, но, при этом, отсутствуют четкие границы выбора объектов исследования. Здесь возможно видоизменение самого предмета исследования или первоначальных правил при необходимости;

    • стандартизированное наблюдение – все процессы четко регистрируются по заданному алгоритму и по разработанной программе. Такой процесс применяется для определения уже известных характеристик действительности.

    Замечание 1

    Данная классификация видов наблюдений является условной и показывает лишь самые существенные их особенности. Поэтому для каждого вида наблюдения в процессе исследования они могут применяться там, где дают наилучшие результаты.

    Формы, способы и виды наблюдения в психологии :: SYL.ru

    Двадцать четыре. Именно столько существует на сегодняшний день методов, форм, способов и видов наблюдения в психологии. Некоторые из них использовались только на начальных этапах развития науки, а некоторые были созданы совсем недавно, но о каждом из них следует поговорить отдельно.

    О наблюдении в целом

    Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.

    Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.

    Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.

    виды статистического наблюдения

    Три значения

    Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:

    1. Наблюдение как метод.
    2. Как деятельность.
    3. Как методику.

    Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.

    Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.

    С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.

    Особенности метода

    Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.

    виды метода наблюдения

    Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:

    • Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
    • Эмоциональная составляющая эксперимента.
    • Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.

    В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении. Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.

    Виды наблюдения

    Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:

    1. Объективное наблюдение и самонаблюдение.
    2. Полевое и лабораторное исследование.
    3. Индивидуальный и коллективный эксперимент.
    4. Случайное и преднамеренное изучение.
    5. Систематическое и несистематическое наблюдение.
    6. Полное и неполное исследование.
    7. Сплошной и выборочный эксперимент.
    8. Констатирующее и оценивающее изучение.
    9. Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
    10. Исследования открытого и закрытого характера.
    11. Включенный и невключенный эксперимент.
    12. Прямое и косвенное исследование.

    Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.

    Объективное, лабораторное и полевое исследование

    Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.

    Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.

    Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.

    виды и способы статистического наблюдения

    Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.

    Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение

    Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.

    Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.

    Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.

    Систематические и полные исследования

    В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.

    формы и виды статистического наблюдения

    Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:

    1. Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
    2. Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.

    С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.

    Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.

    При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.

    Выборочный эксперимент и констатация фактов

    Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.

    Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.

    вид и способ наблюдения

    Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.

    Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.

    Стандарты. Открытые и закрытые исследования

    Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту. В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.

    При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем. Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.

    формы виды и способы наблюдения

    Включенное, прямое, спровоцированное

    При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри. Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.

    Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.

    Предмет наблюдения

    В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:

    1. Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
    2. Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
    3. Перемещения людей.

    Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.

    Правила проведения наблюдений

    При проведении исследования важно выполнять такие требования:

    • Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
    • Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
    • Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
    • Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.
    виды наблюдения в зависимости от систематичности

    Средства наблюдения и этический кодекс

    Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.

    В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто. Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:

    1. Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
    2. Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
    3. Минимизировать вторжение в личную жизнь.
    4. Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.

    В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.

    определений в кембриджском словаре английского языка ПСИХОЛОГИЯ | определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова ,
    Психология операционного определения — определение, примеры и как написать

    Каждое хорошее психологическое исследование содержит операционное определение переменных в исследовании. Оперативное определение позволяет исследователям описывать определенным образом, что они имеют в виду, когда используют определенный термин. Как правило, рабочие определения являются конкретными и измеримыми. Таким образом, определение переменных позволяет другим людям увидеть, насколько достоверно исследование. Под валидностью здесь понимается, действительно ли исследователи измеряют то, что они намеревались измерить.

    Определение: Оперативное определение — это формулировка процедур, которые исследователь собирается использовать для измерения конкретной переменной.

    Нам нужны оперативные определения в психологии, чтобы мы точно знали, о чем говорят исследователи, когда они ссылаются на что-то. Там могут быть разные определения слов в зависимости от контекста, в котором слово используется. Подумайте о том, как слова означают что-то другое для людей из разных культур. Чтобы избежать путаницы в определениях, в исследованиях мы четко объясняем, что мы имеем в виду, когда используем определенный термин.

    Пример первый:

    Исследователь хочет измерить, связан ли возраст с зависимостью. Возможно, их гипотеза такова: заболеваемость с возрастом будет увеличиваться. Здесь у нас есть две переменные, возраст и зависимость. Чтобы сделать исследование как можно более четким, исследователь должен определить, как они будут измерять эти переменные. По сути, как мы измеряем чей-то возраст и как мы измеряем зависимость?

    Переменная одна: Возраст может показаться простым.Вы можете спросить, зачем нам определять возраст, если мы все знаем, какой это возраст. Однако один исследователь может решить измерить возраст в месяцах, чтобы определить чей-то точный возраст, тогда как другой исследователь может просто выбрать измерение возраста в годах. Чтобы понять результаты исследования, нам нужно знать, как этот исследователь ввел в действие возраст. Для примера рассмотрим, что возраст определяется как возраст человека в годах.

    Переменная вторая: Переменная зависимости немного сложнее, чем возраст.Чтобы реализовать его, исследователь должен решить, как именно он хочет измерить зависимость. Они могут сузить свое определение и сказать, что наркомания определяется как переживание абстиненции, когда человек прекращает употребление какого-либо вещества. Или исследователи могут решить, что определение наркомании таково: если кто-то в настоящее время соответствует диагностическим критериям DSM-5 для любого расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ. Для примера рассмотрим, что исследователь выбрал последнее.

    Окончательное определение: В данном исследовании возраст определяется как возраст участника, измеренный в годах, а частота возникновения зависимости определяется тем, соответствует ли участник в настоящее время диагностическим критериям DSM-5 для любого расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ.

    Пример два

    Исследователь хочет измерить, существует ли корреляция между жаркой погодой и насильственными преступлениями. Возможно, их главная гипотеза такова: с ростом температуры будет происходить насильственное преступление. Здесь у нас есть две переменные, погода и насильственные преступления. Чтобы сделать это исследование более точным, исследователь должен будет ввести переменные в действие.

    Переменная 1: Первая переменная — погода. Исследователь должен решить, как определить погоду.Исследователи могут определить погоду как температуру наружного воздуха в градусах Фаренгейта. Но нам нужно немного конкретизировать, потому что в течение дня нет стабильной температуры. Таким образом, исследователи могут сказать, что погода определяется как высокая зарегистрированная температура в течение дня, измеренная в градусах Фаренгейта.

    Переменная два: Вторая переменная — это насильственное преступление. Опять же, исследователь должен определить, как измеряется насильственное преступление. Допустим, что для этого исследования они используют определение насильственного преступления ФБР.Это определение описывает насильственные преступления как «убийство и непреднамеренное убийство, насильственное изнасилование, грабеж и нападение при отягчающих обстоятельствах».

    Однако как мы узнаем, сколько насильственных преступлений было совершено в данный день? Исследователи могли бы включить в определение что-то вроде: количество людей, арестованных в тот день за насильственные преступления, как записано местной полицией.

    Окончательное определение: Для этого исследования температура была определена как высокая зарегистрированная температура для дня, измеренного в градусах Фаренгейта.Насильственное преступление было определено как число людей, арестованных в данный день за убийство, насильственное изнасилование, грабеж и нападение при отягчающих обстоятельствах, как записано местной полицией.

    Как написать операционное определение

    В последнем примере воспользуйтесь возможностью проверить, можете ли вы написать четкое рабочее определение для себя. Представьте, что вы проводите исследование и хотите узнать, полезна ли групповая терапия для лечения социальной тревоги.

    Переменная первая: Как вы собираетесь определять групповую терапию? Вот некоторые вещи, которые вы могли бы рассмотреть при создании вашего операционного определения:

    • Какой тип групповой терапии?
    • Кто возглавляет группу терапии?
    • Как долго люди участвуют в терапевтической группе?
    • Как можно «измерить» групповую терапию?

    Нет единого способа написать рабочее определение для этой переменной.Можно сказать, что что-то вроде групповой терапии определяли как еженедельную группу когнитивно-поведенческой терапии, возглавляемую лицензированным MFT, проводимым в течение десяти недель. Помните, что есть много способов написать рабочее определение. Вы знаете, что написали эффективный, если другой исследователь мог бы взять его и создать очень похожую переменную на основе вашего определения.

    Переменная вторая: Вторая переменная, которую вам нужно определить, это «эффективное лечение социальной тревоги». Опять же, посмотрите, сможете ли вы придумать рабочее определение этой переменной.Это немного сложно, потому что вам нужно будет точно определить, что такое эффективное лечение, а также что такое социальная тревога. Вот несколько моментов, на которые следует обратить внимание при написании определения:

    • Как вы знаете, лечение эффективно?
    • Как вы оцениваете эффективность лечения?
    • Кто дает надежное определение социальной тревоги?
    • Как вы можете измерить социальную тревогу?

    Опять же, нет единственно верного способа написать это рабочее определение.Если кто-то еще может воссоздать исследование, используя ваше определение, оно, вероятно, будет эффективным. Вот один из примеров того, как вы могли операционализировать переменную: социальная тревога была определена как отвечающая критериям социальной тревожности DSM-5, а эффективность лечения была определена как уменьшение симптомов социальной тревожности в течение 10-недельного периода лечения.

    Окончательное определение: Возьмите ваше определение для переменной один и ваше определение для переменной два и запишите их ясно и кратко.Ваше определение может состоять из нескольких предложений.

    Почему нам нужны операционные определения

    Существует ряд причин, по которым исследователям необходимо иметь операционные определения, в том числе:

    • Срок действия
    • Возможность тиражирования
    • Обобщаемость
    • Распространение

    Первая причина была упомянута ранее в посте, когда читая исследование, другие должны быть в состоянии оценить достоверность исследования.То есть исследователи измерили то, что они намеревались измерить? Если мы не знаем, как исследователи что-то измерили, очень трудно понять, было ли исследование обоснованным.

    Следующая причина, по которой важно иметь рабочее определение, — это возможность тиражирования. Исследования должны быть разработаны таким образом, чтобы, если кто-то хотел повторить это, они могли. Копируя исследования и получая те же результаты, мы проверяем результаты. Невозможно воссоздать исследование, если мы не уверены в том, как они определили или измерили переменные.

    Другая причина, по которой нам нужны операционные определения, заключается в том, чтобы мы могли понять, насколько обобщенными являются результаты. В исследовании мы хотим знать, что результаты верны не только для небольшой выборки людей. Мы надеемся получить результаты, которые распространяются на все население. Если у нас нет оперативных определений, трудно обобщить результаты, потому что мы не знаем, к кому они обобщают.

    Наконец, рабочие определения важны для распространения информации.Когда исследование закончено, оно обычно публикуется в рецензируемом журнале и может быть прочитано другими психологами, студентами или журналистами. Исследователи хотят, чтобы люди читали их исследования и применяли их результаты. Если человек, читающий статью, не знает, о чем говорит, из-за непонятной переменной, ему будет сложно применить эти новые знания.

    ,
    Что такое Insight? Психология, определения и практические примеры

    Автор: Мэри Элизабет Дин

    Обновлено 15 марта 2020 г.

    с медицинской точки зрения: Лорен Гильбо

    Как делать мы приходить в знать вещи мы знаете? Некоторые вещи мы учил в нас непосредственно. другие мы научился через наблюдение и репетиция.Другой раз, знание кажется в просто появиться в нас вне из тонкий воздух.

    это является какие мы типично обращаться в так как «в поле зрения.» Merriam-Webster определяет этот так как « действовать или результат из поимке внутренний природа из вещи или из видящий интуитивно. «

    В поле зрения жестяная банка довольно часто быть поменять местами с участием слова лайк восприятие или мудрость. В Мир из психология, мы Больше обычно обращаться в в поле зрения не просто так как средства из приобретение знание, но скорее становление знать из решения.

    Источник: pexels.ком

    Перед мы понять в поле зрения, особенно так как Это относится в психология, мы должен первый принимать быстрый объезд в понимание знание. Без получение слишком Аннотация и философской, Это является важный в считать около какие именно знание является — осознание или знакомство с участием объекты, События, идеи, или пути из дела вещи.

    большой сочленение из этот мета концепция жестяная банка быть нашел в фильм сувенир (2000) когда основной персонаж ВОЗ страдает из короткий срок объем памяти потери, объясняет который несмотря не существо в состоянии в Помните какие он было просто сделано в любой дано момент, там являются вещи он знает в противном случае.Для пример, он знал звук из стук на дерево и чувство из лифтинг стекло из вода. Он говорит этот тип из знание является разные так как Это является тип из объем памяти.

    какой Является В поле зрения? Психология Определение

    В поле зрения, психология определение, пьесы сильно на этот понятие из знание. Через использование из терапевтический теории из в поле зрения психология, решения в проблемы жестяная банка возникать вне из идеи и воспоминания мы уже держать.

    Wolfgang Келер и его работай с участием Гештальт теория вести ему в некоторые очень интересный работай в рано 1900-й гг.Он экспериментировал с участием его шимпанзе Султан. султан был голодный, и там был банан для ему просто вне из достичь. только инструменты султан мог использование в досягаемость банан мы два бамбук палочки из отличаясь длины, ни из их длинный достаточно в досягаемость банан.

    В конце концов, султан фигурный вне, просто по игры с участием палочки который он мог поместиться их все вместе в форма один длинный стержень который бы досягаемость банан. в отличие просто пробный и ошибка, султан используемый причина для этот решение. Он было дано вверх активно пытаясь разные пути в получить банан когда он обнаруженный палочки мог быть комбинированные; ответ пришел в ему в какие является обычно упоминается в так как «Ага!» или «Эврика!» момент.

    ключ в этот в поле зрения психология является праздность — шоу из уменьшенный способность в видеть финиш линия. тема или клиент воля довольно часто дайте вверх на обнаружение решение и потенциально безнадежный так как Это подходы, и затем вдруг, внезапно все становится Чисто, просто так как был кейс с участием Султан.

    Как Делать Мы Посмотреть В поле зрения?

    среди психологи на протяжении лет, там являются Различная интерпретации из этот концепция из наш умов Заклиная вверх знание и рассуждения в настоящее время наш сознание с участием жизнеспособный решение в дано задача в рука.

    • Ничего особенного Посмотреть: В поле зрения происходит просто так как натуральный обработать из наш мозги беспрестанно принятие в Информация и работает в делать Лучший использование из Это, и таким образом когда представленный с участием задача или вопрос, решение воля настоящее время сам просто так как результат из как мы уже обработать Информация.
    • Neo-Gestaltist Посмотреть: Так как с участием Келер и Султан, Gestaltist Посмотреть состояния который в поле зрения решение проблема решение является не так как просто так как Ничего особенного Посмотреть, но скорее который там является что-то в частности специальный около Это, размещение Это познавательно выше чем рутинный решение проблем.

    Источник: rawpixel.com

    • Три процесса Посмотреть: это Посмотреть постулирует который там являются три физическое лицо типы из в поле зрения
      • Селективное-кодирование В поле зрения: отличительный Соответствующий из не имеет значения информация
      • Селективный сравнение В поле зрения: обновленный восприятие из отношения между старый Информация и новый информация
      • Селективный сочетание В поле зрения: с помощью закодированный Информация и применение Это в роман путь.

    В поле зрения является отмеченный с участием четыре этапы из поведенческий процессы: Тупик, фиксация, Инкубационный, и эврика момент.

    Первый, один воля просто появиться в быть в их Вит конец имеющий бегать вне из идеи на как в решить проблема. фиксация воля скорее всего появиться так как частности решение попытка воля быть неэффективна, но Это воля быть пытался и пытался очередной раз. инкубация является, так как предварительно уже упоминалось, ключ фактор — разрыв в решение попытки позволяющий разум в Чисто сам из не имеет значения Информация так как Это относится в решение.В заключение, Эврика! ответ появляется так как если Это должен иметь было очевидный все вместе.

    В поле зрения Психология Исследовательская работа И Лечение

    Пока там являются конечно в быть читатели ВОЗ являются просто заинтересованный в эти идеи, какие марки их большинство важный является их способность в аффект как мы жить наш жизни, снасти жизнь препятствия, и жить в Лучший путь возможно. когда дилинг с участием Аннотация концепции, Это является полезным в повторно кадр вещи в бетон Примеры.

    Возьмем, для пример, Грэхем Wallas (1926) используемый 9-точечный головоломка в шоу как мы жестяная банка прибыть в решения по в поле зрения.

    В первый взгляд, Это кажется невозможно в полный задача, (подключение все девять точек с участием карандаш без лифтинг карандаш от бумага) довольно часто должное в наш сужать восприятие.

    Так как точек появиться в быть в форма из прямоугольник, наш головной мозг предполагает решение должен быть полученный по Рисование в пределах этот прямоугольник. однажды в поле зрения который прямоугольник делает не существует или предел головоломка, решение в «идти вне линии» кажется так очевидный — Эврика! (9 точек выполнено)

    когда мы подать заявление в поле зрения психология определение около умственный здоровье, Это является не банан мы пытаться в досягаемость или головоломка на кусок из бумага, но скорее в поле зрения в наш психика.Так много симптомы из так много разные умственный здоровье вопросы являются испытывающий в обращаться так как из отсутствие из в поле зрения.

    Не существо знать который симптом является симптом из умственный здоровье вопрос жестяная банка быть вредный в пытаясь в обращаться Это. Те ВОЗ страдать из зависимость являются довольно часто в отказ который Oни иметь вопрос, рационализация который Oни жестяная банка стоп когда бы ни Oни лайк. Веря Oни делать не иметь проблема является пример из отсутствие из в поле зрения. человек среди маниакальный эпизод может видеть их грандиозный действия так как нейро-типичный; список идет на.

    это является огромный препятствие когда лечения те ВОЗ необходимость лечение но может не верить Oни необходимость лечение, или который лечение воля быть полезно. Здание сильный отношения между доктор и терпеливый является императив когда этот является кейс, и доверять жестяная банка Помогите пациентов преодолеть этот и усиление в поле зрения.

    Источник: rawpixel.com

    Только Для психиатрический Расстройства? практический Примеры:

    Это мог казаться лайк средний человек имеет Общее смысл из самоосознание и который в поле зрения психология является не очень Соответствующий в их.Тем не мение, мы использование психологический понимания из разум в наш ежедневно жизни, не просто в обращаться расстройства.

    Решение проблем выходит в все разные формы и размеры. В наш отношения, конфликт является неизбежно. Будь то в семейный или романтик отношения мы жестяная банка найти сами в который тупик этап, чувство лайк мы в истощен все параметры и этот жестяная банка быть очень стрессовый для все стороны участвует и ставить тяжелая форма напряжение на отношения облигации самих себя.

    Если муж и жена найти самих себя в шаблон из постоянно спорят, связь ломка вниз, там жестяная банка быть тенденция в хотеть в дайте вверх на брак в целом.Взятие время в шаг назад из ситуация и позволять эмоции селиться и причина в превалировать жестяная банка предоставлять в поле зрения. Знание из СВОЮ самостоятельно, позволяющий время в видеть вещи из разные перспективы жестяная банка позволять который Ага момент в происходят.

    из курс, этот является обобщение так как отношения являются сложный и уникальный, но эти концепции прикладная когда соответствующий жестяная банка Помогите нас избегать конфликт и избегать стресс в все районы из наш жизни.

    В поле зрения, психология определения эксперты воля сказать, является ключ в что-нибудь мы являются пытаясь в работай вне в терапия. терпеливый дилинг с участием Социальное тревожность жестяная банка сдвиг их парадигма из существо боятся из Социальное ситуации в обучение в управлять их симптомы из в пределах.

    Кто то ВОЗ толчки люди прочь но жаждает интимность жестяная банка выгода из в поле зрения который их действия стебель из страх из оставление. Кто то ВОЗ довольно часто находки самих себя в токсичный отношения жестяная банка вдруг, внезапно понимать Oни являются саботаж их счастье так как Oни верить Oни делать не заслуживать счастье вытекающие из детство травмы. список из как в поле зрения относится в терапия и процессы из наш психология является бесконечный.

    Являются Вы Получение Помогите Вы Заслуживают?

    Пока Это является расширение прав и возможностей в становиться знать из эти процессы и начать в подать заявление их в наш личный жизни, Это жестяная банка быть подавляющий в пытаться в брод через наш умов в одиночестве. В поле зрения психологии на основе терапия жестяная банка быть полезный в кто угодно, несмотря на из будь то Oни являются дилинг с участием частности умственный здоровье вопросы, или просто в улучшать качественный из каждый день жизнь. Четный если В поле зрения психология является не основа для Врача работай, мы все должен принимать преимущество из преимущества из терапия.

    Если ты являются в терапия, ты должен Чувствовать удобный обсуждение эти или любой концепции с участием ваш Терапевт и иметь открыто, доверяя отношения. Если этот является не ваш опыт, или если ты делать не видеть Терапевт, в начать с участием, ты должен всегда Чувствовать удобный изменения врачи до того как ты найти кто то ВОЗ припадки.

    Особенно если ты являются не видящий Терапевт, ты может Чувствовать лайк там является нет причина в делать так, но который довольно часто стебли из стигма который терапия является только для люди с участием проблемы, так как если лечение является грязный слово. правда мог не быть дальше напротив. терапия жестяная банка просто быть перерыв из существо запутанный вверх жвачных внутри наш руководители все время.

    Там являются здорово много Ресурсы в найти лицензированный терапевты но четный дела который жестяная банка быть подавляющий. BetterHelp.com является крупнейший онлайн ресурс для умственный здоровье профессионалов готовы в работай с участием ты из комфорт из ваш своя домой. С участием над два тысяча лицензированный терапия профессионалов доступный 24 часов день, Семь дней неделя, ты жестяная банка Начало улучшение ваш жизнь немедленно.

    ,

    Что такое психология? — Определение психологии

    Определение психологии

    Что такое психология? Можно ли определить психологию? Да, по данным веб-сайта Американской психологической ассоциации: «Психология — это изучение ума и поведения». Нет, другие спорят. Психология охватывает разнообразные подполя и приложения; мы можем указать на них индивидуально, но мы не можем определить сущность, разделяемую всеми. Определение психологии обсуждалось на протяжении всей ее истории.

    Философы всегда размышляли о природе ума.В 1800-х годах физиологи, изучающие чувства, были озадачены и теоретизировали о человеческом восприятии. Неврологи заметили травмы головного мозга, влияющие на психические процессы. В 1879 году Вильгельм Вундт увидел в этих тенденциях необходимость в независимой науке, науке непосредственного опыта, систематическом анализе сознательного человеческого субъективного мира.

    В 1890 году Уильям Джеймс определил психологию как «наука о психической жизни… ее явления и условия. Явления это… чувства, желания, познания, рассуждения, решения и тому подобное » (с.1). И Вундт, и Джеймс создали ранние лаборатории для изучения опыта взрослых: человеческого восприятия, познания и чувств. С тех пор эти темы стали частью экспериментальной (лабораторной) психологии, хотя методы и концепции радикально изменились. Биопсихология, которая сочетает в себе физиологическое изучение с изучением психических процессов, также является активным современным подполем.

    Расширения и модификации психологии

    Но психология — это просто изучение человеческого сознания? Со времен Зигмунда Фрейда.Основываясь на тематических исследованиях пациентов, Фрейд настаивал на том, что бессознательные процессы имеют решающее значение для понимания человеческой личности и ее мотивации. (Изучение личности остается важным современным подполем.)

    Поведение животных стало частью психологии в 1897 году. Тогда Эдвард Л. Торндайк, заинтересованный в эволюции сознания, привел различных животных в свою лабораторию и изучил их процессы обучения. Так началась сравнительная психология, подполе, которое сравнивает поведение разных видов.И дети стали частью психологии, когда Дж. Стэнли Холл и другие начали изучать развитие ума от младенчества до зрелости, подрайон психологии развития.

    Изначально психология была связана с универсальными качествами опыта. Количественное изучение человеческих различий началось вскоре после того, как математики изобрели статистику. Фрэнсис Гальтон в 1884 году и Альфред Бине в 1905 году использовали статистику при построении тестов для измерения интеллекта. Статистика в настоящее время используется во многих областях, и оценка человеческих различий остается живым подрайоном.

    В 1913 году Джон Уотсон призвал к новому определению предмета и метода психологии. Единственный способ превратить психологию в настоящую науку — основывать ее на систематических поведенческих наблюдениях. Психология должна полностью отказаться от изучения психической жизни и стать наукой о поведении. Психологи-исследователи прислушались к его призыву систематизировать поле. Повторимые поведенческие наблюдения — позиция, которую многие, но не все, занимают сегодня. Хотя некоторые продолжали изучать психические процессы, часто через умозаключения из поведения (Вольфганг Колер, Жан Пиаже), основная экспериментальная психология приняла определение: Психология — это наука о поведении .

    Середина столетия объединила несколько тенденций для восстановления психических процессов в русле экспериментальной психологии. Компьютеры, машины, которые обрабатывают информацию, вдохновили исследователей изучать, как люди обрабатывают информацию так, как они воспринимают и думают. Развитие лингвистики вдохновило психологов на изучение психических процессов, лежащих в основе языка, что сделало психолингвистику основным направлением. Работы Пиаже, многие из которых были написаны ранее, получили признание как важный вклад в когнитивное развитие.Учебник Джорджа Миллера (1962) объявил новый акцент в названии: «Психология: наука о психической жизни» (но даже в 1997 году. Карлсон назвал свой текст «Психология: наука о поведении»).

    Факторы вне психологии также расширили предмет психологии. События вокруг Второй мировой войны дали толчок социальной психологии (области, которая граничит с социологией), так как многие новые исследователи присоединились к небольшому персоналу, который изучал влияние социальной жизни на психологические процессы.Социальные психологи теперь сосредоточились на таких темах, как межличностные отношения, социальное влияние, отношение и изменение отношения, предрассудки и разрешение конфликтов — как они все еще делают сегодня.

    Прикладные области психологии

    Большинство определений подчеркивают психологию как область изучения. Но если психологи — это то, что делают психологи, приложения, а также области исследований определяют части области, и были почти с самого начала.

    Фрейд построил свою психоаналитическую модель сознания в сочетании с развивающейся психотерапией.Сам врач, он понял, что медицинские степени не нужны для психотерапии. Сегодня психотерапевтом может быть психиатр (с магистерской степенью), клинический или психолог-консультант (с кандидатской или психологической степенью) или социальный работник (с магистром психологических наук). Некоторые психотерапевты являются психоаналитиками; некоторые поведенческие; некоторые познавательные; третьи опираются на разные традиции или создают свои собственные смеси.

    Появились и другие прикладные профессии. Педагогические психологи работают со школами и учебными планами.Психологи промышленного, организационного и человеческого уровней работают в организационных условиях и занимаются такими проблемами, как организация работы, выбор рабочих или проектирование машин, которые легко использовать людям. Эксперты по психологическому тестированию применили свой опыт для разработки тестов специально для прикладных задач, таких как образование, промышленность и вооруженные силы. Прикладные когнитивные психологи работают в области искусственного интеллекта, используя знания о решении человеческих проблем, чтобы сделать машины «умнее».Некоторые прикладные социальные психологи работают над разрешением конфликтов; другие проводят исследования и опросы. Медицинские психологи применяют принципы, например, как уменьшить стресс, чтобы улучшить физическое самочувствие. Судебные психологи применяют принципы к различным видам деятельности в правовой системе.

    Последние достижения в психологии

    Предмет психологии продолжает расширяться. В последнее время психологи, озабоченные состоянием окружающей среды, разработали экологическую психологию. Новая чувствительность к изменениям человеческого опыта породила такие области, как культурная психология (граничащая с антропологией), психология женщин, афроамериканская психология и подполя в подполях (например,г., в рамках психологии развития, изучение старения). Некоторые психологи вернулись к корням психологии в философии, изучая и размышляя над предположениями и последствиями различных философских и психологических подходов (подполя теоретической и философской психологии).

    Психологи продолжают обсуждать методы психологии. Сторонники нового подрайона, нарративной психологии, задаются вопросом, должна ли психология вообще определять себя как науку, и предлагают методы, типичные для литературных исследований, такие как поиск тем, когда люди рассказывают свои истории.Многие другие не согласны. Они опираются на все более сложные лабораторные и статистические методологии и считают их важными для научной базы психологии.

    Среди всего этого разнообразия в подполе и применении, среди всего этого разногласия по методу и предмету, есть ли способ охарактеризовать то, что делает психологию психологией? Некоторые говорят нет. Другие чувствуют общую обеспокоенность для всех психологов, будь то в фундаментальных исследованиях — от биопсихологии до культурной психологии — или в приложениях.Один из способов говорить об этой общей проблеме заключается в следующем: психологи изучают значимые действия людей и их условия: действия в уме как мыслительные процессы или наблюдаемые как поведение, возможно, сознательные, возможно, нет: прежде всего деятельность человека, но также и животных; действия, специфичные для человека, социального контекста или культуры, или общечеловеческие: значения, раскрытые в действиях в одном эпизоде ​​или в образце жизни.

    Рекомендации:

    1. Asch, S.(1987). Социальная психология. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.
    2. Baars, B.J. (1986). Когнитивная революция в психологии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
    3. Carlson, N.R. (1997). Психология: наука о поведении. Нидхем Хайтс, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
    4. Gleitman, H. (1996). Психология. Нью-Йорк: Нортон.
    5. Джеймс, W (1890). Основы психологии. Нью-Йорк: Генри Холт.
    6. Кох, С. & Лири. Д. Э. (ред.). (1985). Столетие психологии как науки.Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
    7. Leahey, T.H. (1993). История современной психологии. Энглвудские Утесы, Нью-Джерси: Прентис Хол.
    8. Миллер, Г. А. (1962). Психология: наука о психической жизни. Чтение, Массачусетс: Аддисон Уэсли.
    ,

    Добавить комментарий