Наблюдение плюсы и минусы метода – Плюсы и минусы метода наблюдения

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Попадая в новый коллектив, обстановку или компанию человек чаще всего не знает, как себя вести, чувствует свои движения скованными, ведет себя менее общительно, чем обычно. Чтобы понять поведение и привычки незнакомого человека мы начинаем наблюдать за ним, стараться понять какой манеры поведения придерживается исследуемое лицо. Данное явление в психологии называется методом наблюдения.

Суть метода наблюдения

Как было сказано выше метод наблюдения используется в психологии для того, чтобы понять манеру поведения незнакомца. Он позволяет понять представляет ли данный объект угрозу, какие намерения имеет при себе, чем интересуется, к чему стремится и т.д. Иными словами можно привести простой пример: когда ребенка впервые приводят в детский сад, он чувствует себя не в своей тарелке. Как и другие дети в силу своей одинокости он быстро находит себе подходящую компанию детей, стараясь понять их. Выбирая себе компанию он заранее понимает из своих наблюдений: кто нравится, кто представляет угрозу для репутации, а кто вовсе уже завоевал внимание и является настоящим другом.

На этом простом примере и строится метод наблюдения. Он является весьма полезным, ведь если человек не будет прислушиваться к своим внутренним чувствам, определять для себя кто друг, а кто враг, он быстро потеряется в этом мире. Каждому человеку необходимо знать по мере изменения условий об их сущности. Это касается не только людей, но и всего интересующего.

Предметом наблюдения может выступать: место, техника, природное явление, предмет и многое другое. Чем больше мы наблюдаем, тем больше информации мы впитываем об объекте, а именно наблюдая мы определяем свои желания и приоритеты. Это сложилось в человеке еще от природы: мы наблюдаем по телевизору хищника, а встретив его в жизни мы заранее знаем, что стоит бежать.

Наблюдение может возникать целенаправленно, например, в силу исследований, проведения анкетирований, статистических измерений или любых других целей и неосознанно, когда мы невольно начинаем наблюдать за интересующим объектом. Так же оно может быть разным по времени:

  1. Эпизодическим (возникающим кратковременно).
  2. Длительным (долгосрочное время наблюдения).

Либо может возникать по различным критериям: специально заданному количеству параметров для достижения заданной цели или структурированное по внутренним убеждениям, возникшим без конкретной цели.

Плюсы метода наблюдения

Наблюдая за чем-то или кем-то, мы можем иметь в этом пользу:

  • Получение обширных данных исследуемого. Можно изучить объект получив максимально широкое количество информации о нем.
  • Отсутствие искажения данных. Чем больше мы вникаем в вопрос самостоятельно, тем меньше есть вероятность о получении ложной информации. Как гласит известная пословица: хотите сделать хорошо, сделайте это сами.
  • Личное участие в процессе. Особенно приятно это может быть в том случае, когда исследование волнует наблюдателя.
  • Независимость. Тот, кто исследует данный объект или предмет никак не связан с ним и не несет никаких последствий для себя. Главным же инструментом здесь выступает интерес и наблюдательность, которые не стоят больших усилий.
  • Позволяет уловить детали и фиксировать то, что можно упустить.

Минусы метода наблюдения

  • Единственная точка зрения. Это может быть, как положительным, так и негативным фактором, но скорее негативным. Это связанно с тем, что одно лицо может иметь предвзятое мнение, либо не заметить важной детали, а значит и данные будут неточными или обособленными в рамках одного лица.
  • Его нельзя применить к большому количеству слагаемых. Так как наблюдатель чаще всего один, то и рассматривать объект можно только один или в крайнем случае несколько. Если понадобится большое количество рассматриваемых объектов, то наблюдатель с ними не справится.
  • Большие затраты энергии. Для наблюдателя это может быть трудным заданием, так как придется направить все силы, время, созидание на единую цель. Чтобы выполнить такое нужно обладать усидчивостью и здравым смыслом, что не под силу энергичным и моторным личностям.
  • Ограничение во времени. Обычно, наблюдателю предоставлено ограниченное количество времени на задание, это может повлиять на точность и корректность получения данных. Такой важный подход к делу должен быть с большим временным ресурсом, что не всегда является возможным.
  • Возможно вмешательство со стороны исследователя. Такое может произойти если он слишком увлечен и несет в исследовании личные переживания, интерес, увлеченность данным мероприятием. Это может стать существенным недостатком, так как легко испортить течение событий.
  • Психологические и физические особенности наблюдателя. На процесс наблюдения могут сказаться факторы поведения, может быть даже, что у исследователя нет интереса к рассматриваемому объекту, просто необходимо выполнить задание по поручению. В такой ситуации может не хватить наблюдательности, усидчивости, тяги к получению сведений и других понятных причин.
  • Изменение наблюдаемого объекта. Факторы, которые могут произойти с наблюдателем уже учтены, а что насчет самого предмета? Всегда может случиться что-то, что не входило в компетенции изучения предмета и произошли его нетипичные изменения, которые не могут позволить изучать его в дальнейшем.

Вывод

Как следствие можно прийти к выводу, что метод наблюдения является полезным способом понять что-либо или кого-либо. Однако не стоит полагаться чисто на наблюдение, ведь иногда то, что мы видим может обманывать нас и следует довериться фактам или словам.

С психологической точки зрения наблюдательность – неплохая черта, которая может пригодиться в трудную минуту и помочь выйти из положения, но не стоит этим сильно злоупотреблять. Ведь если мы будем только смотреть на поверхность, мы можем так и не узнать о том, что скрывается внутри.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Неосознанное внешнее наблюдение

При
неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым
субъектам неизвестно о том, что за ними
наблюдают, а исследователь ведёт свои
наблюдения, не входя в непосредственный
контакт с объектом наблюдения
 (например,
наблюдатель может быть скрыт от
наблюдаемого за односторонне прозрачной
стенкой).

Данная форма
наблюдения удобна тем, что исследователь
не стесняет поведение наблюдаемых и не
провоцирует акты их поведения, которые
бы соответствовали целям его исследования,
то есть она позволяет собрать достаточно
объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме
наблюдения присутствие исследователя
в роли наблюдателя не фиксируется
наблюдаемыми, тем самым уменьшается
влияние на естественность их действий.
Также возможно использование технических
и других средств для облегчения
регистрации данных и хода исследования.
Ещё один несравненный плюс в том, что
уставший наблюдатель может быть незаметно
сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с
тем наблюдатель ограничен в своих
действиях местом наблюдения, ему может
быть доступна только часть контекстной
ситуации, в которой производятся
поведенческие акты, он не может оказать
влияние на непредусмотренные события,
не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При
такой форме наблюдения исследователь
изучает условия окружающей среды
наблюдаемых, которые влияют на его
поведение
.
Он пытается сделать выводы о том, как
внешние факторы обуславливают действия
индивида или группы индивидов[5].

Этический кодекс apa и наблюдения

Этический
кодекс
 Американской
психологической ассоциации
 (American
Psychological Association (англ.)
,
или APA) разрешает проведение наблюдений
при условии соблюдения определённых
правил и принятия определённых мер
предосторожности. Вот некоторые из них:

  • Если исследование
    проводится в общественном месте, то
    получение обоснованного согласия
    участников не считается необходимым.
    В противном же случае необходимо
    заручиться их согласием.

  • Психологи должны
    делать всё возможное, чтобы избежать
    причинения вреда участникам исследования,
    а в случае невозможности его избежания
    — снизить предполагаемый ущерб.

  • Психологи должны
    свести к минимуму вторжение в личную
    жизнь.

  • Психологи не
    раскрывают конфиденциальные данные
    об участниках своих исследований.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение
    предмета наблюдения, объекта, ситуации.

  2. Выбор способа
    наблюдения и регистрации данных.

  3. Создание плана
    наблюдения.

  4. Выбор метода
    обработки результатов.

  5. Собственно
    наблюдение.

  6. Обработка
    и интерпретация полученной информации.

Плюсы и минусы Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет
    непосредственно охватить и зафиксировать
    акты поведения.

  • Наблюдение позволяет
    одновременно охватить поведение ряда
    лиц по отношению друг к другу или к
    определённым задачам, предметам и т.
    д.

  • Наблюдение позволяет
    произвести исследование независимо
    от готовности наблюдаемых субъектов.

  • Наблюдение позволяет
    достичь многомерности охвата, то есть
    фиксации сразу по нескольким параметрам
    — например, вербального и невербального
    поведения

  • Оперативность
    получения информации

  • Относительная
    дешевизна метода

studfiles.net

Достоинства и минусы методов наблюдения и беседы — контрольная работа

     Наблюдение.

     Наблюдение 
– один из основных методов, используемых
в педагогической практике. Оно представляет
собой метод длительного и 
целенаправленного описания психических 
особенностей, проявляющихся в деятельности
и поведении учащихся, на основе
их непосредственного восприятия с обязательной
систематизацией получаемых данных и
формулированием возможных выводов.

     Для
того чтобы наблюдение было научным,
оно должно удовлетворять следующим 
требованиям:

  1. Целенаправленность
    наблюдение проводится не за ребёнком
    вообще, а за проявлениями конкретных
    личностных особенностей.
  2. Планирование
    – до начала наблюдения необходимо наметить
    определенные задачи (что наблюдать), продумать
    план (сроки и средства). Показатели (что
    фиксировать), возможные просчеты (ошибки) 
    и пути их предупреждения, предполагаемые
    результаты.
  3. Самостоятельность
    – наблюдение должно являться самостоятельной,
    а не попутной задачей. Например, не лучшим
    способом выяснения качеств детей будет
    поход в лес на экскурсию, потому что сведения,
    полученные таким путем, будут случайными,
    так как основные усилия внимания будут
    направлены на решение организационных
    задач.
  4. Естественность
    — наблюдение должно проводиться в естественных
    для детей условиях.
  5. Систематичность
    – наблюдение должно вестись не от случая
    к случаю, а систематически, в соответствии
    с планом.
  6. Объективность
    воспитатель должен фиксировать не
    то, что он «хочет увидеть» в подтверждение
    своего предположения, а объективные факты.
  7. Фиксация
    – данные должны фиксироваться в ходе
    наблюдения или сразу после него.

 

     Наблюдение 
– метод трудоемкий.

     Минусы:

  • Практически
    невозможно исключить влияние случайных
    факторов.
  • Фиксировать
    все невозможно, поэтому можно упустить
    существенное и отметить несущественное.
  • Наблюдению
    не поддаются интимные ситуации.
  • Метод пассивный:
    воспитатель наблюдает ситуации, которые
    появляются независимо от его планов,
    он не может повлиять на ход событий.
  • Наблюдение
    дает информацию, которую сложно подвергнуть
    количественному анализу.

 

     Беседа.

     Беседа 
– метод установления в ходе непосредственного
общения психических особенностей ребёнка,
позволяющий получить интересующую информацию
с помощью предварительно подготовленных
вопросов.

     Беседу 
можно проводить не только с воспитанниками,
но и с педагогами или родителями. Например,
в беседе с педагогами различных предметов
можно не только проследить интересы конкретных
воспитанников, но и установить особенности
группы в целом.

     Беседу 
также можно проводить с группой,
когда преподаватель задает вопросы 
всей группе и следит, чтобы в 
ответах присутствовало мнение всех
членов группы, а не только самых активных.
Обычно такая беседа используется для
начального знакомства с членами группы
или для получения информации о социальных
процессах в группе.

     Беседа 
может быть и более стандартизованной,
и более свободной.

     В
первом случае беседа ведется по строго
регламентированной программе, со строгой 
последовательностью предъявления
четко фиксировать ответы и сравнительно
легко обрабатывать результаты.

     Во 
втором случае содержание вопроса заранее 
не планируется. Общение протекает
свободнее, шире, но это осложняет организацию,
проведение беседы  и обработку результатов.
Такая форма предъявляет очень высокие
требования к преподавателю.

     Существуют 
также промежуточные формы беседы,
которые  стараются объединить положительные 
качества обоих указанных типов.

     При
подготовке к беседе очень большое 
значение имеет предварительная 
работа.

  1. Ведущий беседу
    должен тщательно продумать все аспекты
    той проблемы, о которой он собирается
    говорить, подобрать те факты, которые,
    возможно, будут ему нужны. Четкая постановка
    цели беседы помогает формулировать четкие
    вопросы и избегать случайных.
  2. Он должен
    определить, в какой последовательности
    будет поднимать темы или задавать вопросы.
  3. Важно правильно
    выбрать место и время разговора. Необходимо,
    чтобы поблизости не было людей, присутствие
    которых могло бы смутить, или, того хуже,
    повлиять на искренность собеседника.

     При
проведении беседы, особенно свободной,
следует придерживаться следующих
рекомендаций:

  1. Начинать
    общение следует с тематики, приятной
    собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
  2. Вопросы,
    которые могут оказаться неприятными
    для собеседника или вызвать ощущение
    проверки, не должны быть сосредоточены
    в одном месте, они должны быть равномерно,
    распределяться по всей беседе.
  3. Вопрос должен
    вызывать обсуждение, развертывание мысли.
  4. Вопросы должны
    учитывать возрастные и индивидуальные
    особенности собеседника.
  5. Искренний
    интерес и уважение мнения собеседника,
    доброжелательное отношение в разговоре,
    желание убедить, а не принудить к соглашению,
    внимание, сочувствие и участие не менее
    важны, чем умение убедительно и аргументировано
    говорить. Скромное и корректное поведение
    вызывает доверие. Педагог должен быть
    внимательным и гибким в беседе, предпочитать
    косвенные вопросы прямым, которые порой
    неприятны собеседнику. Нежелание отвечать
    на вопрос должно встречаться с уважением,
    даже если из-за этого упускается важная
    для исследования информация. Если вопрос
    очень важен, то его в ходе беседы можно
    задать еще раз в иной формулировке.
  6. С точки зрения
    результативности беседы лучше задать
    несколько мелких вопросов, чем один крупный.
  7. В беседе
    с детьми следует широко использовать
    косвенные вопросы. Именно с их помощью
    педагог может получить интересующую
    его информацию о скрытых сторонах жизни
    ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения,
    идеалах.
  8. Ни в коем
    случае нельзя выражаться серо, банально
    или некорректно, стараясь таким образом
    приблизиться к уровню своего собеседника
    – это шокирует.
  9. Для большей
    достоверности результатов беседы наиболее
    важные вопросы должны в различных формах
    повторяться и тем самым контролировать
    предыдущие ответы, дополнять, снимать
    неопределенность.
  10. Не следует
    злоупотреблять терпением и временем
    собеседника. Беседа не должна длиться
    более 30-40 минут.

     К
несомненным достоинствам беседы следует 
отнести:

    • Наличие контакта
      с собеседником, возможность учитывать
      его ответные реакции, оценивать его поведение,
      отношение к содержанию разговора, задать
      дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа
      может носить сугубо индивидуальный характер,
      быть гибкой, максимально адаптированной
      к ученику.
    • На устный
      ответ затрачивается меньше времени, чем
      на письменный.
    • Заметно сокращается
      количество вопросов, на которые не получены
      ответы (по сравнению с письменными методами).
    • Учащиеся
      более серьезно относятся к вопросам.

     В
то же время следует учитывать, что 
в беседе мы получаем не объективный 
факт, а мнение человека. Может случиться 
так, что он произвольно или непроизвольно 
искажает реальное положение дел. Кроме
того, ученик, например, часто предпочитает
сказать то, что от него ожидают.

     Особую 
проблему представляет фиксация беседы.
Магнитофонная запись, производящаяся
без согласия собеседника, запрещается 
по этическим и юридическим мотивам.
Открытая запись смущает и угнетает собеседника
точно так же, как стенографирование. Непосредственная
фиксация ответов во время беседы становится
еще более серьезной помехой, если интервьюера
интересуют не столько факты и события,
сколько точка зрения, позиция по тому
или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно
после беседы, таят в себе опасность субъективных
трансформаций. 

freepapers.ru

Характеристика метода наблюдения — n1.doc

Характеристика метода наблюдения

Доступные файлы (1):

n1.doc

Реферат

по дисциплине методология и методика психолого- педагогического исследования

на тему: «Метод наблюдения»

Оглавление:
Ведение…………………………………………………………………………….31. Основные характеристики метода наблюдения………………………………4

2. Классификация наблюдения……………………………………………………5

3. Плюсы, минусы и основные ошибки метода наблюдения…………………..8

Заключение……………………………………………………………………….11

Литература……………………………………………………………………….12
Ведение

Метод наблюдения – старейший метод психологической диагностики.

Можно с уверенностью говорить, что метод наблюдения начал формироваться в момент появления человека и продолжает существовать до сих пор. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века – в психологии труда.

Психология сама по себе является продуктом наблюдения, обобщенным и сформулированным способом объяснить поведение человека.
С помощью наблюдения можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.
Особо, важное значение, метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент измерение.

В этой работе мы будем рассматривать общие понятия метода наблюдения.
Метод наблюдения

  1. Основные характеристики метода наблюдения

Методы психологических исследований можно разделить по следующим группам:

a) не экспериментальные психологические методы;

б) диагностические методы;

в) экспериментальные методы;

г) формирующие методы.

Не экспериментальными методами психологического исследования являются наблюдение, анкетирование, беседа, монографический метод.

Наблюдениеодин из методов сбора данных путем прямо­го зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Специфическая особенность этого метода состоит в том, что при его использовании исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления.

Основные характеристики метода наблюдения — целена­правленность, планомерность. Наблюдение реализуется с по­мощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения. Главные ее моменты следующие:

а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он
будет наблюдаться;

б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств
объекта, которые будут фиксироваться.

В принципе можно выделить два вида целей. В поиско­вых исследованиях ставится цель получить как можно больше сведений об интересующем объекте. Например, фик­сация поведения шестилеток, поступивших в школу, на уро­ках, в перемену, дома; в общении с учителями, родителями, с учениками класса и т.д. Сбор широкой информации дает возможность выделить проблемы, требующие специального исследования.

В других случаях наблюдение ведется очень избиратель­но. Так, известный швейцарский исследователь Ж.Пиаже при изучении детского мышления наблюдал только такие игры, в которых дети из двух предметов получали как бы один (один предмет находился внутри другого). Это форми­ровало у ребенка понимание определенного отношения ме­жду предметами.

в) способ фиксации получаемой информации.

Особую проблему составляет сам наблюдатель: его при­сутствие может менять поведение интересующего его челове­ка. Эта проблема решается двумя путями: наблюдатель дол­жен стать привычным членом коллектива, где он намеревает­ся вести наблюдение. Другой путь — наблюдать, оставаясь невидимым для объекта наблюдения. Этот путь имеет огра­ничения, прежде всего — нравственные.

При наблюдении должны соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдений, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем, желательно несколько наблюдателей-экспертов, оценки которых можно будет сравнить, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдений фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемых согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.
2. Классификация наблюдения
Наблюдение может быть:

  1. Непосредственным и опосредованным
  2. Внешним и внутренним
  3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным
  4. Прямым и косвенным
  5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам)
  6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным

По систематичности принято различать:

Несистематическое — не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Систематическое — предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

По фиксируемым объектам:

При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

По форме наблюдения:

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутренне наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщают иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы.

Данная форма наблюдении выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправданно задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам известно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведения наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

При наблюдении окружающей среды, исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.
Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

3. Плюсы, минусы и основные ошибки метода наблюдения

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.
  • На результаты наблюдения могут повлиять:
  • настроение наблюдателя,
  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
  • предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),
  • комплексность наблюдаемых ситуаций,
  • усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)
  • адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)

Выделяют следующие ошибки наблюдения:

А.А. Ершов (1977) выделяет типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку его поведения в дальнейшем.

Следует отметить, что метод наблюдения ис­пользуется не только в исследовательской, но и в практиче­ской деятельности, в том числе и в педагогической. Учитель наблюдает за поведением детей, за тем, как они выполняют различные задания в классе, и использует полученную ин­формацию для совершенствования своей работы как с клас­сом в целом, так и с отдельными учениками. Однако и в этом случае правильное заключение о тех или иных особенностях внутренней жизни ребенка сделать непросто.

Заключение:
В заключении хочу отметить, что наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Литература:
1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. — СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. — С. 47.

2. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.

3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб, и доп.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003, — 544 с.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

perviydoc.ru

Эмпирические методы. Наблюдение — реферат

Эмпирические методы. Наблюдение.

  1. общая
    характеристика
  2. классификация
    видов наблюдения
  3. требования
    к организации наблюдения
  4. плюсы
    и минусы, ошибки наблюдения
  5. процедура
    и оформление результатов наблюдения

1.общая характеристики.

Наблюдение — это наиболее
древний вид метода научного познания.
С этой точки зрения можно говорить о наблюдении
как самостоятельном метода, так и о том,
что оно входит в другие

Наблюдение
—  целенаправленное систематическое
активное изучение предметов и явлений
действительности с помощью органов чувств.
Метода набл-я базируется на непосредственном
восприятии нами окружающей действительности. Наблюдение
отличается целенаправленностью.
Нужно знать, что мы хотим получить. Кроме цели
оно отличается системностью,
то есть наше восприятие нужно упорядочить
в систему, что то делать, чтобы оно было
системным. И последнее отличие активное
– это слово означает то, что мы активны в наблюдении, но не вмешиваемся
в действие. Активность она обязательна! Активность не означает вмешательство,
это активность по получению информации.
В связи с тем, что наблюдение очень давно
используется, и формируется основная проблема – проблема
объективности получаемой информации.
В некоторых философских системах вообще
отрицается объективность. 

В самом методе можно 
выделить 2 больших аспекта:

  1. Непосредственное
    восприятие явления
  2. Фиксация
    или регистрация

От чего зависит объективность 
в ходе получения информации:

  1. От
    научности организации
  2. Условия
    наблюдения – важно, чтобы наблюдение
    происходило в условия естественных для
    объекта наблюдения, так как человек ведёт
    себя естественно в привычных для него
    условиях.
  3. Использование
    приборов и аппаратов – они дают возможность
    повторить процедуру наблюдения (например,
    видеокамера).

Итогом любого наблюдения
является некое описание, то есть фиксация
при помощи языка, исходных сведений
о объекте наблюдения. Из этого всего вытекают
и основные функции наблюдения:

  1. Функция фиксации или регистрации
  2. Функция предварительной классификации явлений (это нужно наблюдать, а то не нужно)
  3. Функция познавательная – в ходе наблюдения мы проверяем
    выдвинутые гипотезы

2.Классификация видов наблюдения

Существуют различные 
виды наблюдения по разным основаниям,
и каждый вид наблюдения обладает
определенными своими особенностями.

Первое основание
– отношение к объекту наблюдения и с
этой точки зрения выделяют 2 вида:

  1. Интроспекция или самонаблюдение – когда я наблюдаю за самим собой,
    она требует серьезной проработки и планирования,
    если объект и субъект совпадают
  2. Наблюдение за внешним объектом – когда мы наблюдаем
    за кем-то

Второе основание
для классификации – наличие системы
контроля, с этой точки зрения наблюдение
делят на:

  1. Контролируемое, которое предполагает наличие контроля,
    которые может организовываться либо
    через увеличение количества наблюдателей
    и сопоставление их мнений, либо через
    проведение серий наблюдений, то есть
    в одних и тех же условиях проводится несколько
    наблюдений, либо с привлечение средств
    фиксации, оно гораздо лучше проверяется.
  2. Неконтролируемое наблюдение – подобных механизмов
    не имеет и его результаты менее объективны,
    часто это наблюдение используют для первичного
    ознакомления с объектом

Третье основание
—  степень контакта наблюдателя с наблюдаемым,
выделяют:

  1. Включенное – наблюдение изнутри,
    мы включаемся в деятельность изучаемой
    группы, наблюдатель становится полноправным
    членом группы он разделяет их правила
    и нормы существования данной группы.
    Достоинством является т, что можно зафиксировать
    те моменты, которые наблюдателю со стороны
    никогда не откроются. Недостатки – большое
    время по включению в группу, можно оказать
    влияние на группу, и это изменит результаты
  2. Не включенное – наблюдение со
    стороны,  требует меньше времени, но
    скрытые процессы можно не заметить, не
    зафиксировать

Четвертое
основание – по степени формализованности
выделяют:

  1. Структурированное – предполагает
    четкое предварительное определение того,
    что и как мы будем наблюдать
  2. Не структурированное – заключается, что
    исследователь заранее не определяет,
    что он будет наблюдать, наблюдение ведется
    за объектом в целом, с целью ознакомления
    с ним, чтобы иметь представление о нем,
    что и как с ним происходит

Пятое основание
– по естественности условий для наблюдаемого,
или по условиям организации:

  1. Естественное, или полевое – ориентировано
    на сбор информации в реальных жизненных
    ситуациях
  2. Лабораторное – проводится в специально
    организованных условиях, этот вид позволяет
    зафиксировать те свойства, которые не
    могут проявиться в жизни, «+» — мы все создали
    и смотрим, но непонятно, на сколько естественно
    поведение человека.

 

 

Шестое основание
– по степени осведомленности наблюдаемых
выделяют:

  1. Открытое – когда наблюдаемый
    знает, что за ним наблюдают, но это может
    привести к искажению поведения, неосознанно,
    но мы корректируем наше поведение, когда
    за нами наблюдают.
  2. Инкогнито – когда наблюдение ведется тайно
    (скрытая камера). Инкогнито — здесь человек
    не знает, что за ним ведется наблюдение.
    Важно, чтобы объект был действительно
    привычным.

3.Требования к наблюдению

Как и любой метод – 
наблюдение обладает определенными 
правилами (требованиями)

Особенности:

  1. Объект
    наблюдения обладает активностью – его
    поведение может меняться
  2. То,
    что и наблюдатель  обладает собственной
    динамикой, следовательно, его внутреннее
    состояние оказывает воздействие на его
    восприятие

Требования 
к организации:

  1. Преднамеренность – вы должны иметь
    четко поставленную цель, что мы хотим
    пронаблюдать,  какую информацию получить,
    должны понимать на какие обстоятельства,
    факты вы будете обращать внимание, а на
    какие нет.
  2. Планомерность – предполагает 
    наличие четкого плана наблюдения и план
    должен фиксировать 2 важных аспекта: 1. широту наблюдение – то есть какое количество объектов
    мы собираемся фиксировать; 2. глубину – то есть на сколько дифференцированно
    мы будем фиксировать проявляемое свойство
  3. Направленность – требование подразумевает, что
    внимание наблюдателя фиксируется только
    на интересующих его проявлениях, а для
    этого нужно предварительно определиться
    с тем, что вас будет интересовать
  4. Систематичность – важно, чтобы выбранные вами признаки
    отражали интересующее вас явление, и
    отражали полно
  5. Активность наблюдателя – мы ищет то, что нас интересует
  6. Результаты
    должны обязательно фиксироваться, для этого применяется протоколирование,
    унификация и кодирование
  7. Объективность при обработке результатов – важно максимально отстраниться
    от собственных суждений.

4.Плюсы и минусы наблюдения. Ошибки наблюдения:

Плюсы:

  1. Непосредственность
    восприятия позволяет фиксировать реальное
    поведение . Оно позволяет почувствовать
    то, что мы не сможем почувствовать с помощью
    других методов. Позволяет воспринимать
    реальную жизнь.
  2. Фиксирует
    конкретное поведение в конкретной ситуации.
  3. Наблюдение
    минимально зависит от готовности наблюдаемых
    или испытуемых к участию в исследовании.
  4. Многомерность
    – когда методом можем зацепить самые
    разные аспекты
  5. Небольшое
    время на саму процедуру наблюдения

Минусы:

  1. Спорность
    получаемых данных с точки зрения объективности
  2. Невозможность
    повторения (могут выручить технические
    средства, но это занимает гораздо больше
    времени)
  3. Длительность
    подготовки
  4. Большой
    объем фактов, из которых трудно отобрать
    нужные

Типичные ошибки: (что надо учитывать)

  1. Эмоциональный
    настрой и настроение наблюдателя
  2. Близость
    социального, профессионального, национального
    и иных статусов наблюдателя и наблюдаемого.
  3. Ошибки
    ожидания (есть определенная гипотеза
    и мы наблюдаем только то, что хотим наблюдать)
  4. Чрезмерная
    комплексность – когда мы стремимся зафиксировать
    максимальное количество проявлений и
    из-за этого теряем важное
  5. Узость
    наблюдения – когда на чем-то зациклены
    и упускаем важное
  6. Ошибки
    личного отношения к наблюдаемому
  7. Гало
    эффект – когда сложившееся впечатление
    искажает восприятие типичных признаков
  8. Ошибка
    снисходительности – когда мы стремимся
    дать завышенную оценку по каким-либо
    причинам
  9. Ошибка
    ревизора – когда замечаются минусы и
    делается внимание на них, занижение оценки
  10. Ошибка
    усреднения – среднее явление встречаются
    в жизни гораздо чаще, чем крайность
  11. Логические
    ошибки – когда фиксируются связи между
    явлениями, которых на самом деле нет.
  12. Ошибка
    контраста – обращается внимание на то,
    что не соответствует ему
  13. Ошибка
    подобия – фиксирует то, что подобно ему

Ошибки могут вызываться
внешними факторами:

  1. Присутствие
    третьих особенно значимых лиц
  1. процедура и оформление результатов наблюдения

Алгоритм действий для организации
наблюдения (процедура)

  1. определение целей и задач наблюдения – для чего, какую информацию вы
    хотите получить, определить цели и задачи
    – значит определить, что нужно получить
  2. выбор объекта наблюдения – определяем что или кого будем
    наблюдать
  3. выбор ситуации наблюдения – в каких условиях будем наблюдать
    наш объект
  4. выбор видов наблюдения – определяемся, как мы будем наблюдать
  5. выбор критериев и показателей наблюдаемого поведения – какие точно признаки вы собираетесь
    наблюдать (в соответствии с целью наблюдения)
  6. выбор способа записи – определяемся с тем, что фиксируем,
    как фиксируем
  7. подготовка бланка, протокола – в котором нужно «ставить галочки»,
    так как фиксация должна занимать минимум
    времени
  8. проведение наблюдения – здесь важно избежать типичных
    ошибок наблюдения, главная задача – выполнить
    требования
  9. обработка полученной информации, составление чистового протокола,
    интерпретация полученных данных (это
    свидетельствует о том, что…)

 

протокол наблюдения — единой формы
протокола не существует, но и к нему существуют
требования. В нем должны обязательно указываться
следующие сведения:

  1. о
    наблюдателе и объекте наблюдения, обязательно
    указывается дата, время наблюдения.
  2. Указываются
    условия наблюдения – учебная деят-ть,
    вне учебная…
  3. Указываются
    виды наблюдения – открытое, инкогнито…
  4. Регистрация
    фактических данных (табличная форма)
  5. протокол

Критерии

показатель

Что фиксируем (выбираем, что фиксируем 
– наличие признака или его 
отсутствие)

Проявление признаков, их наличие

Примечания, замечания, отметки

(отмечаем, особенности разговора… 
свои интерпретации) 

Отношение одного человека к другому –

— количество контактов (разговор)

 

— Наличие разговора, + (12:35-12:37)

количество разговора

— длительность

— тон

— эмоциональные проявления

0-30

31-60

61-90

 

+++

+++

++++++


визуальный контакт +

     

длительность

— тактильные контакты

     

 

На 15.03.12 составить протокол
наблюдения по теме вашей курсовой
работы

  1. протокол
    надо без заполнения 2-ух последних граф

student.zoomru.ru

Достоинства и недостатки метода наблюдения



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Этапы проведения наблюдения

Необходимо заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. Общие требования к программе социологического исследования распространяются и на программу наблюдения. Процесс наблюдения условно можно разделить на четыре этапа: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обработка материала и оформление результатов.

1) Подготовка исследования.На этом этапе составляется программа наблюдения, организуется процесс наблюдения. В программе описывается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия предстоящего исследования интерпретируются, операционализируются и формулируются как единицы наблюдения. Четко устанавливаются сроки проведения наблюдения. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа, и распределяются обязанности между членами группы. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств. Получаются соответствующие разрешения, устанавливаются контакты с руководителями учреждений, где будет проходить исследование, и налаживаются взаимоотношения с людьми на объекте (если наблюдение не тайное).

Среди исследуемых проводится разъяснительная работа. Наблюдаемым объясняют цель и задачи предстоящего наблюдения, предполагаемый результат, возможный характер его использования.

На основе предварительно собранных материалов выбирается способ (вид) наблюдения. Определяются средства сбора информации. Подготавливаются технические средства и документы (тиражируются карточки, протоколы, инструкции), письменные принадлежности и т. п. Важное место на этом этапе занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.

Желательно, если есть необходимость, провести пилотажное исследование для того, чтобы апробировать методику и технику проведения социологического наблюдения.

2) Сбор первичной социологической информации.

Это этап непосредственного наблюдения, на нем происходит сбор информации о проблемной ситуации и ее фиксация в документах наблюдения. Запись результатов наблюдения может быть выполнена в виде:

1) краткой записи, проведенной «по горячему следу», насколько позволили место и время;

2) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов;

3) протокола наблюдения;

4) дневника наблюдений;

5) технической записи (видео-, фото-, кино-, звукозапись).

Карта наблюдения

остановка
ул. Волгоградская, время наблюдения 7.00-8.00
 
Ф.И.О. наблюдателя
Петров А. А.
№ п/п №№ маршру­тов минута отправ­ления Степень наполняемости
 
 
 
 
 
 
пустой наполнен полный переполнен
    X  
  X    
           
           
           

 

При фиксировании результатов наблюдения следует соблюдать обязательное требование — запись вести одновременно с самим наблюдением. Записанные результаты позволяют не только фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения), сравнивать результаты наблюдения с данными, которые могут быть получены с помощью других методов сбора эмпирических данных, но и осуществлять контроль за работой наблюдателя. При неконтролируемом и неструктурализованном наблюдении, как правило, результаты имеют вид развернутого описания событий, явлений, ситуаций, которые служат объектом наблюдения. Чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя, всегда необходимо указывать, что является только результатом наблюдения, а что — интерпретацией событий наблюдателем. Строгая форма записи не задается.

Если планируется проведение контролирумого и структурализованного наблюдения, то исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в котором будут фиксироваться наиболее значимые с точки зрения задач исследования элементы ситуации. Запись результатов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуаций, той или иной формы поведения:

— напр., не говорит — 0, говорит — 1;

— напр., индивид действует так, как если бы он был учителем — 1; врачом — 2; родственником — 3; соседом …).

Карточка регистрации

Реакция участников собрания на выступление, доклад (обвести кружком нужную цифру)

Тип реакции Сила проявления реакции по группам наблюдателя (шкальные оценки) Особые
заметки,
заранее не формализуемые
Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Неодобрительные реплики, возгласы и т.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Требование допол­нительной информации 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Вопросы к выступающему 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Отсутствие реакции (нейтральное отношение) 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Призывы к соблюдению порядка 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Призывы к соблюдению регламента 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Разговоры, тему которых определить невозможно 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Посторонние разговоры 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Занятие посторонними делами 1, 2, 3, 4, 5, 6  

 

Контроль проведенного наблюдения можно осуществлять разными способами:

1) провести беседу с наблюдаемыми;

2) обратиться к документам, связанным с наблюдаемым событием;

3) проверить результаты собственного наблюдения наблюдением, проведенным другим квалифицированным наблюдателем;

4) послать необходимые документы проведенного исследования другому социологу с целью повторения наблюдения.

3) Обработка материала.Полученный материал обрабатывается в соответствии с разработанной программой исследования, в которой указывается, как будет происходить обработка информации.

На этом этапе происходит выбраковка, шифровка, кодировка, ввод в базу данных на ЭВМ. Для обработки используются математико-статистические методы. Информацию можно полностью или частично обработать и вручную. Результаты обработки приводятся к системе показателей и эмпирических индикаторов. После этого полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.

4) Оформление результатов.После того как материал обработан, полученные документы, таблицы и результаты наблюдений тщательно изучаются.

На основе этого делаются выводы о подтверждении или опровержении выдвинутых первоначально гипотез. Выявляются и формулируются разные социальные закономерности, тенденции, противоречия, новые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Главным итоговым научным документом является научный отчет, в котором подробно описываются все основные моменты хода исследования и главные результаты. В отчете о проведенном наблюдении обязательно должны быть:

а) тщательная документация о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

б) информация о роли наблюдателя в группе, способе/виде наблюдения;

в) характеристика наблюдаемых лиц;

г) подробное описание наблюдаемых фактов;

д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя.

На базе полученных выводов разрабатываются практические рекомендации для обоснования и принятия определенных управленческих решений или для регулирования социальных отношений. Кроме этого, результаты научно-исследовательской работы могут быть изложены в выступлениях на научных конференциях, на семинарах, путем публикации статей и монографий, докладной записки в соответствующее ведомство.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Методу наблюдения присущи как достоинства,так и недостатки.

Достоинстваметода наблюдения:

1.Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2.Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологической информации, которые основываются на предварительных или ретроспективных суждениях респондентов.

3.Отсутствуют опосредующие звенья, осуществляется прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом, что дает возможность получать более достоверную, объективную и оперативную информацию о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т. е. о социальных фактах.

4.Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.

5.Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Недостаткиметода наблюдения можно свести к двум группам: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

Объективные недостатки метода:

1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей.

2. Меньшая возможность широкого обобщения полученных результатов исследования, чем в других исследованиях.

3. Сложность, а порой и невозможность повторения наблюдения.

4. Получение качественного, а не количественного характера выводов.

5. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость делать эту работу после проведения наблюдения.

6. Трудности при проведении дифференциации и выделении признаков наблюдаемой ситуации.

7. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения.

8. Возможность проведения лишь в момент совершения события. Для изучения прошлого, например выяснения природы социального энтузиазма в 1920-е годы, потребуется использовать другие методы: анализ документов, свидетельства очевидцев, кинохроники, художественную литературу. Таким образом, в данном случае будет анализироваться опосредованное наблюдение.

9. Ограниченность наблюдения временем совершения интересующего наблюдателя события.

10. Высокая трудоемкость. Часто для сбора первичной информации привлекается большое число людей с достаточно высокой квалификацией.

11. Массовое наблюдение с применением кино-и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является одним из самых дорогостоящих методов сбора первичной социологической информации.

12. Не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению, целый ряд областей оказывается почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексуальные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.).

Субъективные недостатки метода:

1. Возможно невольное вмешательство исследователя в естественный ход событий.

2. Значительная вероятность ошибок в связи с возникновением «барьера субъективности» при интерпретации событий. Результатом наблюдения оказывается не просто констатация факта как такового, а констатация той или иной интерпретации наблюдаемого факта исследователем.

3. На качество получаемой информации может ощутимо повлиять различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориентаций, стереотипов поведения, интересов и т. д. Например, часто в бригаде рабочих обращение друг к другу на «ты» является нормой для всех ее членов. А исследователь, который не привык к такой форме обращения в своей среде, может оценить это как неуважение, фамильярное отношение молодых рабочих к старшим.

4. Возможен эффект «снисходительности» — тенденция оценивать ситуацию преувеличенно положительно. Это происходит в том случае, если наблюдатель считает, что отрицательный результат наблюдения может принести ему неприятности. В одних случаях причиной эффекта «снисходительности» могут выступать: забота исследователя о своем престиже, проявление симпатии к наблюдаемому или личные связи с ним, поверхностное выполнение исследования. В данном случае «благодушные» оценки скорее говорят о беспечности исследователя, чем о его снисходительности.

5. Порой возможна ошибка «контрастности». Она основывается на склонности (чаще неосознанной) наблюдателей, при оценке других людей игнорировать у них такие черты характера, которые свойственны им самим. Например, темпераментный будет считать, что другие люди, наоборот, излишне вялы, рассудительны и малоэкспрессивны.

6. Включенный наблюдатель может утратить объективность, занять позицию тех, в среде кого он действует.

7. Эффект эксперимента. Например, наблюдаемые, зная, что являются объектом изучения, искусственно меняют характер своих действий, чтобы подстроиться под то, что по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель.

8. Эффект ореола. Он основан на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя, и ведет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например: наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые, по его мнению, особенно существенны. А если наоборот, после предварительных контактов сложилось негативное ожидание, то это может привести к преувеличенно отрицательной оценке деятельности наблюдаемого.

9. Ошибка усреднения, которая состоит в боязни крайних суждений. Известно, что экстремальные признаки поведения встречаются значительно реже, чем свойства средней интенсивности. Поэтому некоторые исследователи стремятся избегать крайних оценок, приближают их к средним величинам. В итоге результаты наблюдений становятся однотипными. Чтобы избежать этого, рекомендуется при изучении уровня интенсивности поведения закладывать все оценки от крайне положительных до крайне отрицательных. Причины также могут заключаться в неуверенности наблюдателя, слабом знании объекта исследования.

10.Возможна ошибка моделирования — когда исследователь вместо наблюдения использует дедуктивный вывод, что определенные признаки личности должны быть взаимосвязаны между собой. Например, может быть сделан «логический» вывод, что приветливые люди добродушны, а добродушные — доверчивы. Носящим шляпу может приписываться интеллигентность, а полным — добродушие.

11. Влияние настроения наблюдателя во время
проведения наблюдения. Настроение может отрицательно влиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения, особенно если у исследователя нет никакого желания наблюдать объект изучения.

 

Основной способ устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения — тщательная подготовка наблюдателя, неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта (как одним и тем же наблюдателем, так и разными исследователями) и сочетание его с другими способами сбора информации (например, опросом, анализом документов, экспериментом).

 


megapredmet.ru

Психология труда. Шпаргалка (Аурика Луковкина, 2009)

7. Методы психологии труда. Эксперимент. Невключенное наблюдение. Включенное наблюдение. Метод опросов и интервью

Под методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и практическая деятельности психолога. Наиболее эффективным считается использование полиметодийной работы, поскольку в этом случае многие аспекты работы видны с разных позиций и трудовая отдача наиболее оптимальна.

Метод эксперимента предполагает проведение строго регламентированного исследования, направленного на какой-либо аспект работы организации. В процессе проведения эксперимента психолог должен отобрать две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа – группа работников, непосредственно соприкасающаяся с исследуемой проблемой, контрольная – не соприкасающаяся с данной проблемой группа людей. В прочих параметрах группы должны быть идентичны.

По способу комплектования экспериментальных групп предпочтительны метод случайной выборки и отбор по принципу соответствия. Наиболее эффективна группа, отобранная по принципу соответствия участников группы, но отбор по этому принципу более дорогой, чем способ отбора респондентов на основе случайной выборки.

Метод невключенного наблюдения. Метод основывается на реальных возможностях психолога наблюдать за людьми непосредственно в трудовом процессе, выявляет реальные и насущные проблемные зоны. Но с другой стороны, невозможно повторить наблюдение как эксперимент, поскольку меняются условия наблюдения.

Метод включенного наблюдения основывается на участии психолога в трудовой деятельности исследуемых работников, и основным недостатком этого метода является его субъективность и ограниченность контроля за ходом его проведения.

Метод опроса общественного мнения использует определенные опросы или структурированные интервью.

Метод опросов зачастую дает большой процент ложных ответов, поскольку респонденты хотят показаться интервьюеру более осведомленными, состоятельными или уверенными. Опрашиваемые более искренны, если заполняют опросник самостоятельно. В случае телефонного опроса респондентов часто сложно найти, так как люди не хотят терять время и раздражаются в ответ на телефонные звонки.

Метод интервью предполагает участие в исследовании квалифицированных интервьюеров, отбор которых проводится по нескольким критериям: внешнему виду, коммуникативным способностям, поведению. На результаты исследований могут повлиять такие факторы, как возраст, пол, раса и эмоциональное отношение интервьюера к вопросам опросника.

kartaslov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о