Национальные конфликты примеры обществознание: Примеры национальных конфликтов? — ответ на Uchi.ru

Межнациональные конфликты. — Обществознание

1.Наша тема сегодня «Нации и межнациональные отношения». Есть разные определения понятия «нация». Задание: сравнить 2 определения, выписать из них признаки этнических общностей, найти отличия, объяснить их суть.

1.Историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

2.Исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории,

экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Учащиеся выписывают признаки этнических общностей. Объясняют, что определения отличаются акцентом в одном случае на этническую сущность, а в другом на общегражданское сознание.

Делают вывод, что нация еще и политическое объединение. Записываем определение «нации»:

Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

Что такое национальность? Чем отличается это понятие от понятия «национализм»? В каком смысле чаще упоминается понятие «национализм»?

1. Преданность своему народу.

2. Защита национального единства или независимости.

3. Всеобщая приверженность и верность своей нации.

4. Приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов.

5.Инстинкт национального самосохранения, вера в силу своего народа; преобладание интересов нации над всеми другими (государства, партий и т.п.), приводящее к способности нации эффективно бороться с враждебными инородными элементами.

Какое определение вам больше нравится и почему? Изменилось ли ваше понимание смысла термина «национализм»?

2.Что такое межэтнические отношения? В современном мире параллельно идут два противоположных процесса, связанные с межэтническими отношениями: интеграция и дифференциация. Что это за процессы? Привести примеры, отражающие их сущность. (Евросоюз, распад СССР). Какой процесс приводит к межэтническим конфликтам?

Записываем определение «межэтнический конфликт».

3.Работа в группах. Учащимся предложены тексты с описанием межэтнических конфликтов (Уничтожение евреев нацистами, Палестина-Израиль, Англия – Ирландия, Югославия — Албания) Задание: кратко пересказать суть конфликта для одноклассников и вычленить причину конфликта.

Учащиеся представляют результаты, записывают причины конфликтов.

Территориальные — борьба за изменение границ.

Экономические — борьба этносов за обладание

ресурсами.

Социальные — требования гражданского равно

правия, равенства перед законом.

Культурно-языковые — требования сохранения

или возрождения, развития языка, культурной общности.

Работа с понятиями «сепаратизм» и «ксенофобия».

4.Возвращаемся к поставленной проблеме: как

выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов?

Учащиеся предлагают свои решения проблемы.

5.Работаем с учебником Боголюбова «Обществознание, 8 класс: профильный уровень», стр.93. Задание: представить свое понимание как можно на практике использовать названные средства урегулирования конфликтов.

1 группа: пути предотвращения конфликтов (правовые механизмы, переговоры, информация о мерах предотвращения конфликта).

2 группа: признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами;

3группа: развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности;

4 группа: нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.

Представление результатов работы.

ЕГЭ по обществознанию перешел грань абсурда

13 июня примерно ста тысячам выпускников российских школ предстоит сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по обществознанию. Эксперимент с ЕГЭ начался в 2001 году, а в 2008-м он обещает закончиться и превратиться в общепринятую практику. Уже сейчас ясно, что ЕГЭ станет главным инструментом проверки знаний выпускников и во многом заменит вступительные экзамены.

Сам метод тестирования обсуждать бесполезно: определенные достоинства есть даже у него. Прочитав, например, блестящие вопросы по истории, вы наверняка оцените профессионализм их составителей. Но тесты по обществознанию читаются как анекдот большинством людей, имеющих минимум гуманитарного образования. Очевидно, проблема не столько в тестах, сколько в самой дисциплине — обществознании, или, как ее называют сами школьники, «общаге». Это один из самых нелюбимых предметов: он скучен и безграмотен.

Очень не хочется впадать в трагический пафос. Или говорить о принципиальном отставании России в области социальных наук. Но вот беда: ЕГЭ по обществознанию нужно сдавать здесь и сейчас. На этом экзамене решается судьба тысяч выпускников, пишет журнал «Русский репортер» (авторы статьи Ольга Андреева, Григорий Тарасевич). Люди сутками готовятся, пьют валерьянку, закусывая валидолом. Трагикомизм ситуации в том, что, станут ли эти фанатики философами и психологами, зависит вовсе не от их интеллекта.

Но это далеко не все. По идее именно с помощью этого курса государственная система образования должна готовить «квалифицированных граждан».

Обществознание — это не только набор фактов и тезисов, это еще и язык, овладение которым помогает молодому человеку учиться рассуждать об обществе и государстве. Либо выпускник сможет формулировать собственные мысли о политике и экономике, либо будет пользоваться штампами об антинародном режиме, масонском заговоре и бизнесменах-кровососах.

Как ученые не смогли ответить на вопросы ЕГЭ

Взяв примеры тестов ЕГЭ по обществознанию из открытого сегмента «Федерального банка заданий», издание обратилось к специалистам из соответствующих областей общественных наук.

Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как:

1. индивида

2. индивидуальность

3. организм

4. личность.

Выберите один ответ.

«На эту тему доктора наук дискутируют десятилетиями, а от десятиклассников требуется точное знание. Ответом на этот вопрос может стать только рассуждение. Создается впечатление, что составители этих тестов не видят разницы между фактом, гипотезой, данными опыта; не отличают установленные факты от терминов, создаваемых для удобства объяснения. Существование таких вопросов говорит о полном отсутствии философской культуры их составителей», — говорит Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ, автор более 350 публикаций по вопросам психологии личности.

Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?

1. Антропология

2. Культурология

3. Социология

4. Философия

Выберите один ответ.

«Все названные науки в той или иной степени затрагивают эту тему, но непосредственно ни одна из них ее не изучает. Межнациональные конфликты — это вопрос междисциплинарной экспертизы, в которую могут и должны входить культурологи, философы, религиоведы, экономисты, антропологи, социологи и многие другие», — комментирует Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

И человек, и животное способны:

1. использовать природные предметы

2. изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3. передавать трудовые навыки последующим поколениям

4. осознавать собственные потребности.

Выберите один ответ.

«Тут, конечно, все странно… Три ответа правильных, а один надо выкинуть. Орудия труда, изготовленные с помощью других орудий труда, — это только про человека. А вот остальные варианты могут относиться и к людям, и к животным. Последние могут «использовать природные предметы». Например, обезьяны во время засухи разжевывают листочки до состояния мягкой губки, опускают их в маленькие лужицы и таким образом пьют. Это умение по наследству не передается — старшие обучают детей, а значит, животные способны «передавать трудовые навыки последующим поколениям».

«Осознавать собственные потребности»… не знаю даже, как комментировать. Это свойственно и тем и другим. В самом деле, раньше считалось, что животные действуют инстинктивно, не думая. Но эта гипотеза давно признана устаревшей. Может быть, авторы учебников имеют в виду именно ее? Непонятно», — рассуждает Ольга Григорьева, научный сотрудник лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.

Конкуренция производителей в рыночной экономике:

1. приводит к снижению производительности труда

2. уравновешивает спрос и предложение

3. усиливает вмешательство государства в экономику

4. стимулирует увеличение затрат на производство.

Выберите один ответ.

Для того, чтобы выбрать правильный ответ, нужно сначала понять, что имеют в виду авторы теста. Но вопросы порой не понимают даже специалисты.

«Предполагается, конечно, что школьник выберет ответ про «уравновешивание спроса и предложения». Он вытекает из принципов неоклассической западной экономической теории. Но я бы не сказал, что это безусловный тезис. Если честно, в результате конкуренции спрос не всегда уравновешивает предложение», — говорит Борис Бродский, профессор Высшей школы экономики, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН.

Какой признак характеризует человека как личность?

1. Особенности внешности

2. Общественная активность

3. Свойства темперамента

4. Физическое развитие

Выберите один ответ.

«Я занимаюсь психологией личности 25 лет и могу сказать, что в современной науке нет четких представлений о том, какие признаки характеризуют личность. На сей счет существует несколько теорий, и каждая из них предполагает свой ответ. Подобные вопросы задавать нельзя.

Не знаю, какой вариант должен считаться правильным для школьника, но каким бы он ни был, мне не нравится категоричность выбора. Ответ на этот вопрос характеризует не знание учащегося, а субъективное мнение автора учебника. Я, например, не задам этот вопрос в расчете на получение четкого ответа. Экзамен проходит в стиле ответ — аргументация. В отличие от законов Ньютона здесь мы имеем дело не с достоверным знанием. Поэтому форма тестов к таким вопросам вообще не применима. И крайне вредна», — уверен Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ.

Какую функцию науки иллюстрирует создание искусственных заменителей сахара для людей, страдающих различными заболеваниями?

1. Объяснительную

2. Прогностическую

3. Социальную

4. Производственную

Выберите один ответ.

«Ни один из приведенных вариантов ответа не подходит. Социальная функция науки формулируется не в терминах создания препаратов, а в терминах изменений общественной жизни. Но здесь об этом ни слова не сказано. Все остальные перечисленные функции и вовсе не при чем. Возможный ответ — медико-технологическая функция. Но мне в принципе не понятен этот подход. Что может иллюстрировать изготовление нового препарата? Функции науки — это совсем другое. Так вопросы ставить нельзя», -считает Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

1. О сохранении самобытности

2. О возрождении традиций

3. О национальной изоляции

4. О взаимном обогащении

Выберите один ответ.

«Если я правильно понимаю, речь идет о заимствовании бытовых культурных норм. Вообще это называется рецепцией культурных форм. Формально говоря, корректного ответа в списке нет. Если «взаимное обогащение» понимать как рецепцию, то, может быть, 4-й вариант и правильный. Но «взаимное обогащение» — это странная формулировка. Слово «взаимное» здесь совершенно неуместно. В чем проявляется взаимность в данном конкретном случае?» — спрашивает Наталья Крюкова, заместитель директора Российского института культурологии.

Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?

1. Философия

2. Социология

3. Политология

4. Экономика

Выберите один ответ.

«Правильный ответ — и социология, и экономика. Но вообще речь здесь идет о междисциплинарном исследовании, а значит, вопрос некорректен. Я не думаю, что подобные вопросы можно использовать на экзамене», — говорит Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?

1. Экономической

2. Социальной

3. Политической

4. Духовной

Выберите один ответ.

«Вопрос плох уже тем, что может быть истолкован двояко: то ли сословие «взаимосоотносится» с этнической группой (что звучит довольно странно), то ли речь идет об отношениях между разными сословиями или разными этническими группами. В последнем случае правильным можно считать любой из четырех ответа. Сословие с сословием вступают во взаимоотношения в основном в политической и экономической сферах.

Восставшие посадские люди, как правило, требовали улучшения жизненных условий и смещения зарвавшейся администрации. Конфликты между этническими группами чаще всего носили религиозный характер, но при этом были тесно связаны как с экономикой, так и с политикой.

Самый простой пример — восстание украинцев против поляков в середине XVII века. Причин было три: притеснение православных (духовная сфера), желание украинской «старшины» получить те же привилегии, которыми пользовалась польская шляхта (политика), бедственное положение украинских крестьян (экономика).

По-моему, подобный вопрос мог составить только человек абсолютно невежественный, у которого за голой схемой нет конкретных исторических знаний», — подчеркивает Галина Иванова, научный сотрудник Российского государственного архива древних актов.

Производителю в условиях рынка выгодно:

1. постоянное повышение цен на продукцию

2. производство товаров для собственного потребления

3. снижение затрат на единицу производимой продукции

4. государственное распределение основных производственных ресурсов.

Выберите один ответ.

«Наверное, авторы имели в виду «снижение затрат». Но этот вопрос — чистая профанация темы. Снижение затрат, безусловно, выгодно, но и повышение цен тоже. Если рассматривать проблему только через призму выгодности, то производителю может быть выгодно буквально все, в том числе благоприятное участие государства в распределении ресурсов», — комментирует Олег Бронашко, заведующий учебной частью кафедры экономической теории и предпринимательства Института экономики РАН.

Бедность и конфликты — GSDRC

Широко известно, что бедность и конфликты тесно взаимосвязаны; бедность делает страны более склонными к гражданской войне, а вооруженные конфликты ослабляют управление и экономические показатели, тем самым увеличивая риск возобновления конфликта (Goodhand 2001). Избранные материалы в этом пакете выходят за рамки редуктивных и вредных предположений о «патологиях» бедности, чтобы изучить последние исследования взаимосвязи бедности и конфликта. В более ранних исследованиях были выявлены факторы макроуровня, повышающие вероятность того, что страны столкнутся с вооруженными конфликтами. Например, низкий доход на душу населения и большая численность населения коррелируют с гражданской войной, в то время как этническое и религиозное разнообразие не делает страны более склонными к конфликтам (Fearon & Laitin, 2003). Новые исследования изучают процессы и механизмы, которые ускоряют и формируют насилие на местах.

На уровне штатов бедность может снизить устойчивость к конфликтам, ослабляя государственные институты, лишая возможности предоставлять общественные блага и ограничивая демонстрацию власти и авторитета, мягкого или принудительного. Бедность также усугубляет уязвимость к повстанческим движениям на индивидуальном и общественном уровне, снижая альтернативные издержки мобилизации на насилие. Считается, что высокие уровни безработицы и неравенства в сочетании с низким уровнем образования и развития смягчают почву для вербовки и создают мотивы для борьбы (Humphreys & Weinstein 2008; см. также этот сборник материалов GSDRC о рабочих местах, безработице и насилии). Эти индивидуальные корреляты бедности часто следуют систематическим закономерностям, которые приводят к «горизонтальному неравенству». Горизонтальное неравенство возникает, когда представители этнических, религиозных или иных групп имеют неравный доступ к общественным благам, возможностям и ресурсам. Неравенство на уровне группы может привести к социальной и экономической поляризации, которая увеличивает риск насильственных конфликтов (Østby 2008; Stewart 2009).).

Конечно, сами по себе эти динамики не начинают войны. Политические обиды и склонность к конфликтам, скорее всего, приведут к насилию — от терроризма до гражданской войны — когда бедность и неравенство сочетаются с репрессиями, особенно в анократических режимах, которые не являются ни строго демократическими, ни полностью автократическими (Abadie 2004; Mousseau et al. 2003). Тем не менее, управление может также смягчить связь между бедностью и конфликтами. Управление ресурсами играет ключевую роль в формировании экономической и структурной уязвимости стран перед конфликтами (Ross 2004; Thies 2010). В то время как расходы на социальное обеспечение, особенно на образование и здравоохранение, а также стабильные потоки помощи снижают риск войны, потрясения в области помощи и чрезмерные военные расходы увеличивают ее вероятность (De Ree & Nillesen 2009).; Нильсен и др. 2011 г.; Савун и Тироне, 2011 г .; Тайдас и Пексен, 2012). Точно так же экономические потрясения, такие как скачок мировых цен на продовольствие в 2008 году, могут спровоцировать социальные волнения, перерастающие в вооруженные конфликты в уязвимых политических условиях (Blattman & Miguel, 2010; Lagi et al., 2011).

Как только вспыхивает конфликт, он сильнее всего бьет по бедным: социальное обеспечение истощается, поскольку товары и услуги отвлекаются на военные нужды; на оспариваемой территории разрушена сельская инфраструктура; а обеспечение правосудия и безопасности переносится в городские районы и элитные анклавы. Конфликт вызывает и усугубляет бедность. Сначала истощается трудовой и человеческий капитал, затем уничтожаются производственные активы и финансовый капитал и, наконец, разрушается социальный капитал доверия и сотрудничества, от которого зависят сильные политические и экономические системы (Mercier et al. 2016). Военная экономика и институты, созданные в ходе конфликта, в подавляющем большинстве случаев являются экстрактивными и имеют тенденцию искажать местную политическую экономику, опираясь на контрабанду и принуждение (Keen 19).97). Эти практики могут сами по себе стать движущей силой конфликта и увековечить связанное с конфликтом насилие и неравенство даже после официального окончания войны (Justino 2013).

Наше понимание последствий конфликта с течением времени все еще находится в зачаточном состоянии. Данные из Бурунди свидетельствуют о том, что домохозяйства, подвергшиеся насилию на местном уровне, с большей вероятностью столкнутся с долгосрочной нищетой и лишениями, чем те, кого удалось избежать. Подверженность насилию также наносит ущерб тем, кто участвует в вооруженных группах, поскольку им приходится преодолевать дефицит образования, социальную стигматизацию и психологические трудности, которые могут привести к их экономическому отчуждению и социальной маргинализации (Annan et al. 2011). На уровне страны это приводит к тому, что некоторые называют «конфликтной ловушкой» (Hegre et al. 2011). Самым сильным предиктором начала гражданской войны является то, пережила ли страна недавно гражданскую войну с пагубными «эффектами соседства», делающими соседние страны столь же уязвимыми для распространения конфликта. Однако порочные круги конфликтов, усугубляющие нищету, замедляющие экономический рост, дестабилизирующие слабые институты и ведущие к насильственному рецидиву, не являются неизбежными. Международная реакция на постконфликтное восстановление может поддержать потенциальный «эффект феникса» усиления экономического роста, когда развитие инфраструктуры, облегчение бремени задолженности и иностранная помощь, а также стабилизация валюты способствуют привлечению частных инвестиций (Addison et al. 2001; Kang & Meernik 2005). Что еще более важно, местные сообщества оказались удивительно устойчивыми в восстановлении доверия, социальной сплоченности и гражданской активности после окончания войны (Bellows & Miguel 2009).; Блаттман 2009; Гиллиган и др. 2014; Вурс и др. 2012).

Основные показания

Показания 1: Хегре, Х., Нюгард, Х.М., Странд, Х., Гейтс, С., Флатен, Р.Д. (2011). Конфликтная ловушка. Ежегодное собрание Американской ассоциации политических наук, Сиэтл, сентябрь 2011 г.

Этот документ представляет собой ценное введение в процессы, которые могут загнать страны в циклы бедности и отставания в развитии в результате вооруженных конфликтов. Хотя моделирование носит технический характер, оно дает прямой обзор нескольких ключевых теорий и переменных в исследованиях конфликтов (стр. 6–14) и демонстрирует важность времени, интенсивности конфликта и распространения конфликта в формировании краткосрочных и долгосрочных последствий войны.

Чтение 2: Остби, Г. (2008). Неравенство, политическая среда и гражданские конфликты: данные из 55 развивающихся стран. В: Горизонтальное неравенство и конфликт (изд. Ф. Стюарт). Бейзингсток: Palgrave Macmillan UK.

Основываясь на исследованиях под руководством Фрэнсис Стюарт (см. дополнительную литературу), статья Остби показывает, что неравенство между группами идентичности с большей вероятностью приведет к конфликту, чем индивидуализированное неравенство внутри общества. Она дает важный основанный на данных ответ на более ранние исследования, в которых не было обнаружено никакой связи между конфликтами и этническим / религиозным разнообразием или неравенством.

Чтение 3: Хамфрис, М., и Вайнштейн, Дж. М. (2008). Кто борется? Детерминанты участия в гражданской войне. Американский журнал политических наук 52(2), 436-455.

Этот опрос бывших комбатантов в Сьерра-Леоне иллюстрирует многоаспектные мотивы боевиков для участия в конфликте. Это показывает, что повстанцы и контрповстанцы часто имеют схожие характеристики, включая бедность, отсутствие образования и политическое отчуждение. Несмотря на рационалистический подход, статья намекает на новые направления исследований мобилизации: изучение роли принуждения и незащищенности, социальных сетей и вариаций стратегий вербовки.

Чтение 4: Тайдас З. и Пексен Д. (2012). Могут ли государства купить мир? Расходы на социальное обеспечение и гражданские конфликты. Journal of Peace Research 49(2), 273-287.

Какие смягчающие факторы могут снизить риск войны? Тайдас и Пексен показывают, что перераспределительная социальная политика, особенно в отношении общественных благ, таких как здравоохранение и образование, может иметь сильный умиротворяющий эффект, одновременно улучшая экономическое равенство.

Чтение 5: Мерсье, М., Нгензебуке, Р.Л., и Вервимп, П. (2016). Подверженность насилию и благополучие с течением времени: свидетельство гражданской войны в Бурунди. Рабочий документ HiCN 198. Брайтон, Великобритания: Сеть домохозяйств в конфликте, Институт исследований развития.

Этот анализ показывает, как меняющаяся динамика конфликта влияет на уязвимость и устойчивость жертв. Это показывает, что конфликты могут вызывать или усугублять бедность на уровне домохозяйств, а также то, что образование и несельскохозяйственные средства к существованию могут помочь домохозяйствам выбраться из бедности. Ожидайте увидеть больше исследований смешанных методов о том, как бедность и конфликты меняются со временем, затрагивая отдельных лиц, домохозяйства и сообщества.

Чтение 6: Аннан, Дж., Блаттман, К., Мазурана, Д., и Карлсон, К. (2011). Гражданская война, реинтеграция и гендер в Северной Уганде. Журнал разрешения конфликтов 55(6), 877-908.

В этой статье рассказывается о том, как пол, возраст и различный конфликтный опыт влияют на постконфликтные траектории участников вооруженных групп. В нем рассматриваются индивидуальные последствия, в том числе психологическая травма войны, социальная изоляция и утраченные образовательные и экономические возможности.

Справочная литература: Goodhand, J. (2001). Насильственные конфликты, бедность и хроническая бедность . Рабочий документ CPRC 6. Лондон: Исследовательский центр хронической бедности, ODI.

Для тех, кто плохо знаком с исследованиями бедности и конфликтов, Гудхенд предлагает полезный учебник для начинающих по ключевым понятиям, а также обзор дискурса международной политики в 2000 году.

Вопросы для чтения

  1. Почему бедные страны более подвержены конфликтам?
  2. Бедность или неравенство ведут к конфликту?
  3. Каким образом бедные люди более уязвимы перед насилием, связанным с конфликтом?
  4. Как пол, возраст и другие факторы влияют на то, как люди переживают бедность и конфликты?
  5. Каковы краткосрочные и долгосрочные последствия конфликта для экономического, человеческого и социального капитала?
  6. Существует ли ловушка конфликта бедности? Если да, то как его можно сломать?
Дополнительные ресурсы
  • Аддисон Т. , Геда А., Ле Биллон П. и Муршед С. М. (2001). Финансовая реконструкция в странах с конфликтной и «постконфликтной» экономикой . Дискуссионный документ UNU-WIDER 2001/90. Хельсинки: Университет Организации Объединенных Наций.
  • Блаттман, К. (2009). От насилия к голосованию: война и политическое участие в Уганде. American Policy Science Review 103 (2), 231-247.
  • Блаттман, К., и Мигель, Э. (2010). Гражданская война. Журнал экономической литературы 48 (1), 3-57.
  • Де Ри, Дж., и Ниллесен, Э. (2009). Помощь насилию или миру? Влияние иностранной помощи на риск гражданского конфликта в странах Африки к югу от Сахары. Журнал экономики развития 88(2), 301-313.
  • Фирон, Дж. Д., и Лайтин, Д. Д. (2003). Этническая принадлежность, повстанческое движение и гражданская война. American Policy Science Review 97(01): 75-90.
  • Жустино, П. (2013). Влияние исследований и политики с точки зрения микроуровня на динамику конфликта, насилия и развития . Рабочий документ HiCN 139. Брайтон, Великобритания: Сеть домохозяйств в конфликте, Институт исследований развития.
  • Нильсен, Р. А., Финдли, М. Г., Дэвис, З. С., Кэндленд, Т., и Нильсон, Д. Л. (2011). Шоки иностранной помощи как причина насильственного вооруженного конфликта. Американский журнал политических наук 55(2), 219-232.
  • Росс, М.Л. (2004). Что мы знаем о природных ресурсах и гражданской войне? Journal of Peace Research , 41(3), 337-356.
  • Савун, Б., и Тироне, округ Колумбия (2011). Иностранная помощь, демократизация и гражданский конфликт: как демократическая помощь влияет на гражданский конфликт? . Американский журнал политических наук 55(2), 233-246.
  • Стюарт, Ф. (2009). Горизонтальное неравенство как причина конфликта . Лекция по развитию в Брэдфорде, Университет Брэдфорда, ноябрь 2009 г.
  • Thies, CG (2010). О правителях, повстанцах и доходах: государственная власть, начало гражданской войны и сырьевые товары. Journal of Peace Research 47(3), 321-332.
  • Воорс, М. Дж., Ниллесен, Э. Э., Вервимп, П., Булте, Э. Х., Ленсинк, Р., и Ван Соест, Д. П. (2012). Насильственный конфликт и поведение: полевой эксперимент в Бурунди. The American Economic Review 102 (2), 941-964.


Отправьте нам отзыв об этом пакете для чтения

Примеры теории социальных конфликтов в повседневной жизни

  • ОПИСАНИЕ

    Демонстрация Women in Me too

  • ИСТОЧНИК

    Tassii / E+ / Getty Images

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии Getty Images

Теория конфликта в социологии описывает тенденцию общества меняться и развиваться из-за постоянного конфликта между классами. Это одна из четырех парадигм социологии, в которую входят функционализм, символический интеракционизм и феминизм. Примеры теории социальных конфликтов можно найти в самых разных ситуациях.

Происхождение и история теории конфликта

Философ и революционер XIX века Карл Маркс видел, как общество разделилось на два класса: пролетариат (рабочий класс) и буржуазия (владельцы средств производства).

По Марксу, социальные конфликты возникают из-за конкуренции за ограниченные ресурсы в экономике, что в конечном итоге приводит к революции и/или войне. Правящие классы держали рабочие классы в состоянии угнетения с помощью гегемонии, которая навязывала господство с социальными правилами, которым все подчинялись.

Политический экономист Макс Вебер расширил это определение, включив в него многомерные классовые уровни, например, основанные на расе, поле и религии. Он считал, что в дополнение к политической революции социальные конфликты и изменения могут быть результатом дискурса и обмена идеями.

Реклама

Реальные примеры теории конфликтов

Модели теории классовых конфликтов возникают, когда один класс людей систематически имеет власть над другим. Менее уполномоченный класс требует доли ресурсов, которыми более удачливый класс обладает в изобилии, что приводит к социальным конфликтам. Вот несколько реальных примеров применения теории конфликта как в экономических, так и в социальных ситуациях.

«Захвати Уолл-Стрит»

Часть негативной реакции после экономического кризиса 2008 года, «Захвати Уолл-Стрит» представляла собой двухмесячную политическую акцию протеста на Уолл-стрит в Нью-Йорке. Его лозунг «Мы — 99%» относился к растущему разрыву в богатстве и доходах между самым богатым 1% населения и остальной частью страны. Журнал Time назвал «Протестующего», как участников международных протестов, так и участников движения «Захвати Уолл-Стрит», Человеком года 2011 года.

Реклама

Система образования

Внутренние системы отслеживания в государственной системе образования создают свою собственную классовую стратификацию. Одаренные и продвинутые учащиеся (которые чаще всего происходят из семей, располагающих временем и финансовыми ресурсами, способствующими успеху в учебе) получают навыки, которые готовят их к поступлению в колледж и будущей карьере.

Учащиеся со средней успеваемостью и отстающие учащиеся не получают таких же возможностей в своих классах, которые часто больше сосредоточены на исправлении ошибок и обучении профессиям. Если эти студенты смогут поступить в колледж, они окажутся в невыгодном экономическом положении из-за студенческих ссуд. Этот конфликт привел к общенациональному разговору о доступности колледжа и возможности списания долга по студенческой ссуде.

Реклама

Система уголовного правосудия

Преступления, совершенные представителями более богатых классов, такими как влиятельные руководители или знаменитости, часто получают меньшее наказание, чем преступления, совершенные представителями меньшинств или людьми с более низким социально-экономическим статусом. Маркс утверждал, что, поскольку определение преступления и преступности диктуется теми, кто обладает общественной властью, система уголовного правосудия — это еще один способ подчинить себе рабочий класс и возвысить высший класс.

Движение #MeToo

Еще один способ для правящих классов угнетать других — злоупотреблять своей властью над женщинами и мужчинами, занимающими подчиненную должность. Движение MeToo, которое началось в 2006 году и возродилось в социальных сетях в 2017 году под названием #metoo, показало, насколько широко распространена проблема сексуального насилия и домогательств на рабочем месте. Этот тип социальной революции отражает неизбежность, которую предсказывали и Маркс, и Вебер, когда писали о теории конфликта.

Реклама

Раса и жизнь чернокожих имеют значение

Социолог В.Е.Б. Дюбуа исследовал двойное сознание, то есть ощущение наличия двух идентичностей (в его случае американца и чернокожего американца), к которым относятся по-разному. Создав теорию расового формирования, Дюбуа утверждал, что расизм в Америке носит системный характер и что отдельный расист не нужен для поддержания дискриминационной системы.

Black Lives Matter — общественное движение, протестующее против насилия в отношении чернокожих. Это началось в 2013 году после того, как Джордж Циммерман был оправдан по делу о расстреле Трейвона Мартина. Сторонники движения продолжают проводить демонстрации, когда чернокожих убивают в ситуациях, которые не представляют угрозы.

Как и движение за гражданские права, возникшее более 60 лет назад, Black Lives Matter является еще одним примером социальной революции после многих лет неравного обращения.

Реклама

Предложение 8

Борьба за права геев достигла кульминации в американской политике в 2008 году, когда в Калифорнии было принято Предложение 8. Он определял брак как отношения между мужчиной и женщиной. Предложение привлекло международное внимание, поскольку его принятие, казалось, указывало на то, что разрыв между правами на брак между геями и гетеросексуалами сохранится. Но сторонники однополых браков протестовали против политических доноров и бойкотировали предприятия, указывая на то, что конфликт между двумя классами слишком силен.

Верховный суд Калифорнии позже отменил это предложение, а Верховный суд США последовал его примеру в 2015 году, сделав однополые браки законными в Соединенных Штатах. Конфликт изменил статус-кво в американской политике.

Критика теории конфликта

Хотя теория конфликта является основой нескольких последующих теорий в социологии, включая теорию расовых конфликтов и критическую теорию, она подвергается критике. Современная критика теории конфликта включает:

  • Он фокусируется на конфликтах, исключая стабильную экономику и общество.
  • Отсутствуют научные исследования межличностных конфликтов.
  • Возможности распространить теорию конфликта на микроэкономический масштаб, включая семейные системы, ограничены.
  • Он часто исключает интерсекциональность, которая описывает сеть атрибутов, составляющих личность человека.
  • Теория конфликта игнорирует положительные социальные тенденции, такие как гуманизм и мирные акты.
  • Сюда не входят лица, которые переходят в высшие социальные классы благодаря своим заслугам или навыкам (например, учебе, спортивной карьере, продвижению по службе и т.

Добавить комментарий