Разновидности мышления. Мышление наглядно-действенное.
Мышление, как сложный процесс отражения и познания действительности, является источником новых знаний, таких, которые человек не может получить в непосредственном опыте. Современное мышление, способное решать сложнейшие задачи и оперировать абстрактными понятиями, прошло длительный путь формирования. Мышление наглядно-действенное – это генетически первая, наиболее ранняя ступень его развития.
Виды мышления
Человеческий мозг непрерывно получает из окружающего мира и обрабатывает огромное количество информации. Эта обработка происходит как бы на двух уровнях: на уровне непосредственного чувственного познания (ощущение и восприятие) и на уровне мышления.
От простого чувственного познания мышление отличает опосредованный характер. «Посредниками» в мыслительном процессе могут выступать образы (зрительные, слуховые, тактильные и т. д.) и знаки – слова и понятия.
Развитие видов мышления: таблица
Наглядно-действенное мышление – это своеобразный тип познавательного процесса, в котором в качестве «посредников» используются объекты материального мира. В этом его качественное отличие от других видов мышления. Это мышление называют также сенсомоторным, подчеркивая, тем самым, его связь с чувственной и двигательной сферами.
Высшим уровнем мышления считается абстрактно-логическое, понятийное, которое носит отвлеченный характер. Однако никакой, даже самый интеллектуально развитый человек не мыслит исключительно при помощи слов-понятий. Процесс познания действительности обязательно включает образы, более того, творческий процесс связан именно с наглядно-образным мышлением.
Следовательно, в сознании современного человека постоянно взаимодействуют два типа мышления: абстрактное и наглядно-образное мышление. Наглядно-действенное, казалось бы, остается в стороне. Или оно вообще не играет роли в психической жизни взрослого человека?
Практическое мышление. Определение, природа и краткая характеристика
Особенности сенсомоторного мышления
Во-первых, оно тесно связано с деятельностью и включено в непосредственные операции с предметами, в результате которых человек их преобразует, комбинирует, создавая новые объекты.
Во-вторых, мышление наглядно-действенное – это конкретное мышление, оно возникает только в момент манипуляции с предметами и позволяет осмысливать исключительно конкретные действия. В отличие от него, и абстрактное, и наглядно-образное носят отвлеченный характер. Они позволяют человеку уйти в своих мыслях от той ситуации, в которой он находится, представить вещи, в данный момент несуществующие, фантазировать и планировать деятельность.
В-третьих, наглядно-действенное мышление – это ситуативный познавательный процесс. Вывести человека за рамки конкретной ситуации оно не может. Это мышление «здесь и сейчас». Оно как бы ограничено, сковано теми условиями, в которых находится человек.
Самая древняя форма осмысления мира
Сенсомоторное мышление появилось еще у наших очень далеких предков. Палеопсихологи считают, что им обладали первобытные люди, и оно во многом определяло психическую деятельность отсталых народов, еще в XIX веке находившихся на стадии первобытного общества. Например, этнографы (М. Вертхаймер, Р. Турнвальд), описывая мышление дикарей, отмечали, что они неспособны к абстрактному счету. Для них было важно знать, какие предметы надо считать. Медведей можно сосчитать только 6 штук, так как ни одному человеку, не удавалось увидеть больше этих животных одновременно. А вот коров можно считать и до 60.
Вербальное мышление — это то, что так необходимо человеку в…
Именно поэтому в языке многих архаичных народов отсутствовали общие понятия, зато было множество слов, обозначавших конкретные объекты, действия, состояния. К. Леви-Брюль, изучавший первобытное мышление, насчитал в языке одного из африканских племен 33 слова для обозначения ходьбы. Глаголы менялись в зависимости от того кто, куда, с кем и зачем идет.
Мышление наглядно-действенное – это своеобразное «предмышление», которое в зачаточной форме существует и у животных. Еще в начале XX века исследования поведения шимпанзе, проведенные немецким психологом В. Келером, показали, что человекообразные обезьяны способны в процессе манипулирования предметами решать простые мыслительные задачи.
Детское мышление
Наиболее ярко и отчетливо проявление этого вида познания действительности можно увидеть у малышей до 3 лет. У таких крох мышление наглядно-действенное – это игра. Все их мыслительные действия происходят в процессе манипуляции с предметами. Основные операции мышления доступны ребенку, но только как непосредственные практические действия.
Вот малыш с увлечением разбирает домик, только что построенный мамой из кубиков. Не стоит на него обижаться, ведь именно так у ребенка происходит анализ – расчленение целого на отдельные элементы.
Потом малыш перебирает кубики – сравнивает их, отбирает нужные, откидывая, с его точки зрения, лишние. Это сравнение, а следом приходит очередь и более сложной мыслительной операции – синтеза. Ребенок начинает строить, возводя, казалось бы, ни на что не похожую фигуру.
Конструкция растет, с каждым кубиком становясь все выше. Малыш с интересом разглядывает ее и в какой-то момент радостно восклицает: «Это башня! Мама, смотри, я построил башню!». Сравнив свою постройку с имеющимся в его памяти образом, ребенок произвел операцию обобщения и сделал вывод.
Это маленький мыслитель, только мышление у него пока наглядно-действенное, неотделимое от предметной, «ручной» деятельности. Поэтому так нужны ребенку разбирающиеся и снова собирающиеся игрушки, ведь именно в игре с ними происходит развитие наглядно-действенного мышления.
Формирование мышления у детей
Манипулируя различными предметами, ребенок учится устанавливать связи между ними, выделять их главные и второстепенные качества. Но самое главное – он сохраняет в памяти образы однажды совершенных действий и использует их потом для решения новых задач. Так начинается формирование более сложного, образного мышления.
Сенсомоторное мышление не только предметно, но и эмоционально. Удивление новому, созданному своими ручками, раздражение от неудавшегося действия и восторг, когда удается добиться нужного результата – все это обогащает и развивает внутренний мир малыша.
Роль сенсомоторного мышления в психике современного взрослого человека
Психика человека едина, так же как едино мышление, и вычленить из этого гармоничного процесса какой-либо вид невозможно. Каждый из них важен и выполняет свою функцию.
Но довольно часто у того или иного человека доминирует определенный вид мышления. Для людей творческих, фантазеров характерно высокоразвитое образное мышление. А математикам и экономистам свойственен высокий уровень мышления понятийного.
Люди с преобладанием сенсомоторного мышления тоже встречаются. Это те, о которых говорят, что у них золотые руки. Мастера «от бога», способные, ничего не зная о принципах работы того или иного механизма, разобрать его, починить, снова собрать, да еще и усовершенствовать в процессе сборки.
Можно ли сказать, что абстрактное и образное более важные виды мышления? Наглядно-действенное также необходимо любому человеку, оно сопровождает все предметные действия. Без него невозможно, ни сделать ремонт в квартире, ни прополоть грядку в огороде, ни связать шапку. Даже суп без этого мышления сварить невозможно.
Возникнув в детстве, сенсомоторное мышление не остается на примитивном уровне, а развивается так же, как и другие виды познавательной деятельности.
Что такое наглядно-действенное мышление и как его развить? / Psi-Technology.net
Кошка сидит возле своей миски в ожидании завтрака, так как помнит, что именно здесь ее кормят. Малыш тянется за дальней погремушкой, висящей над кроваткой, так как знает, что обязательно дотянется до нее, ведь у него уже не раз это получалось. Эти два ярких примера показывают, как на практике функционирует наглядно-действенное мышление. Если охарактеризовать его коротко, можно сказать, что человек поймет что-то, когда попробует это сделать.
Что такое наглядно-действенное мышление и как его развить?
Особенности наглядно-действенного мышления
Этот тип мышления формируется гораздо раньше остальных, например, логического или абстрактного. Поэтому его по праву считают первой ступенью на пути развития разумных существ. Из отличительных признаков данного мышления можно отметить:
приобретение новых навыков во время совершения действий по примеру (люди) и по системе поощрений и наказаний (дрессура животных)
разрешение ситуаций путем личного участия в ней. Ребенок поймет, что собой представляет цветок, когда его увидит, а насколько холодный лед – когда возьмет его в руки
сугубо практический характер, который носят все проблемы, требующие разрешения. Например, чтобы кран не тек, его нужно починить, чтобы дотянуться до люстры, необходимо встать на стул, чтобы не заболеть зимой, следует носить теплую одежду и т.д.
конкретные, а не абстрактные явления, через которые познается окружающая действительность. То есть те, которые можно услышать, пощупать, увидеть. К примеру, лед холодный, вода мокрая, кипяток горячий, предмет легкий или тяжелый
Развиваем наглядно-действенное мышление у ребенка
Для развития наглядно-действенного мышления, психологи и педиатры предлагают родителям выполнять с ребенком следующие упражнения:
нарисуйте на бумаге рисунок, состоящий из множества деталей. Разрежьте изображение на манер пазла, в итоге должно получиться большое количество составляющих. Предложите малышу собрать их воедино, чтобы из деталей получилось изначальное изображение
лепите с ребенком пельмени или вареники. Также можно изучать части тела, показывая их на себе. Хорошо развивают наглядно-действенное мышление и несложные упражнения, которые заключаются в выставлении стрелок механических часов по заданному времени
расставьте игрушки перед ребенком и попросите его отсортировать их в отдельные группы по определенному признаку (размеру, цвету, форме, предназначению и т.д.)
для совсем маленьких детей прекрасно подойдут пирамидки, которые следует разбирать и собирать в прямом и обратном порядках
иногда полезно не только самим кормить ребенка, но и предоставить возможность ему покормить Вас
Развитие наглядно-действенного мышления у взрослых
Для тренировки наглядно-действенного мышления специалисты советуют использовать такие приемы:
отыщите для себя интересное хобби, которое требует, чтобы в процессе выполнения задачи были задействованы руки (выжигание по дереву, вышивание, плетение бисером, рисование, вязание, шитье, лепка)
старайтесь периодически создавать «чудные» вещи, которые призваны облегчать домашний быт и украшать интерьер. Например, смастерите из подручных средств вазочку или из пивных банок изготовьте подставки для мелких предметов
проводите тренировки для мозга, в ходе которых Вам нужно без специальных приспособлений «на глаз» определить, какова длина, вес или объем окружающий предметов (будильника, чашки, подоконника, торшера)
чаще собирайте конструктор и пазлы, решайте шарады, логические задачки и головоломки
Тренируйтесь ежедневно, не останавливайтесь на полпути. Ведь согласитесь, что люди не только должны быть прекрасны внешне и богаты внутренне, но и гармонично развиты в интеллектуальном плане!
26.09.2019 2026 64
скидка 35% на всё!аудиовизуальные суггестивные программы
Запрограммируй себя на здоровье, успех и процветание!
Читать другие статьи
Пройти психологические тесты
Вы визуальный мыслитель? — SmartDraw Blog
Знаете ли вы это или нет, вы, вероятно, мыслите визуально. Большинство из нас.
Что еще более важно, большинство людей, с которыми мы общаемся ежедневно, также мыслят визуально. Таким образом, визуальное общение дает значительное преимущество тем, кто это делает.
В психологии визуальное мышление — это то, что возникает в результате восприятия или обработки визуальных стимулов, форм или паттернов. Или, говоря простым языком, «картинка стоит тысячи слов».
Использование визуальных средств облегчает передачу, обработку и запоминание информации.
Но что это значит для вас? Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы определить, являетесь ли вы визуальным мыслителем.
Visual Thinker Пример № 1. Инструкции по визуализации
Что из следующего вам кажется более легким. Направления даны устно (или записаны) или показаны на карте?
В. Не подскажете, как добраться от станции Бродвей-Лафайет до Украинского музея с быстрой остановкой на кофе в The Bean?
А. Конечно. От станции вам нужно идти на восток по Хьюстон-стрит через Бауэри, затем повернуть налево на Второй авеню. Вы пройдете около трех кварталов до The Bean. Затем, чтобы добраться до Украинского музея, вам нужно продолжить движение на север по улице со второй по шестую, а затем налево. Музей будет примерно в середине квартала между Второй и Третьей справа.
Или вы можете использовать карту, которая позволит вам «увидеть», где вы находитесь и куда вы хотите попасть.
Visual Thinker Пример № 2. Визуализация понятий
Новый дом построен на пустом выровненном участке. Немногие из нас одарены художественными или творческими способностями, чтобы смотреть на него и представлять себе привлекательный пейзаж. Даже если ландшафтный дизайнер встретит нас на месте и даст такое описание:
я вижу перевернутую V-образную дорожку к парадному крыльцу, с большими камнями, японскими кленами и кустарниками в разделяющей дорожку. Мы будем использовать газон произвольной формы вдоль каждой стороны дорожки и вокруг дома. Вдоль фасада дома будут высажены разнообразные деревья и кустарники — черника, фатсия, летучая мышь. По периметру участка мы посадим более крупные деревья, такие как абелия, золотарник и чайные оливки. Рядом со столовой сделаем патио с беседкой.
Или вам проще визуализировать готовый продукт с помощью ландшафтного плана, такого как этот?
Visual Thinker Пример № 3. Визуализация процесса
Вы когда-нибудь пытались что-то кому-то объяснить, а затем в середине инструкции останавливались, чтобы найти карандаш и бумагу, чтобы вы могли нарисовать рисунок или диаграмму, чтобы сделать это яснее? Вот пример процесса, который может потребоваться объяснить новому сотруднику на работе.
При получении запроса на отчет сначала отправьте его инженеру. Инженер выполнит запрос к базе данных и создаст отчет. Вам нужно будет просмотреть и подтвердить отчет. Если он нуждается в доработке, отправьте его обратно инженеру. Не принимайте его, пока он не будет соответствовать всем требованиям. Как только он будет принят, вы можете отправить его обратно человеку, который запросил его для представления руководству.
Или вы можете вручить им схему рабочего процесса, вот так.
Просто для развлечения — головоломки на визуальное мышление
Вы, наверное, уже видели какую-то версию этих головоломок. Это взято из статьи, написанной Марселем Данези, доктором философии. в статье, опубликованной в Psychology Today. Это интересное чтение. Эти головоломки бросают нам вызов мышлением «целое-часть». Взглянем. Сколько прямоугольников и треугольников вы видите?
Как отмечает профессор Данези, это может быть неприятно, потому что каждый раз, когда вы подсчитываете меньшие части каждой диаграммы, вы получаете новый ответ. Эти типы головоломок заставляют нас не смотреть на очевидное, чтобы «не увидеть за деревьями леса».
Я включил эти головоломки, чтобы проиллюстрировать важный момент. Визуальное — это не обязательно просто картинка. Это форма общения, которая может принимать различные формы. Визуальный мыслитель не просто смотрит на картинку. Он или она обрабатывает информацию, содержащуюся в нем.
Но независимо от того, какую форму оно принимает, визуальное изображение является очень эффективным способом передачи практически любой информации. К счастью, современные технологии позволяют любому легко общаться, используя самые разнообразные визуальные эффекты.
Итак, вы визуальный мыслитель?
Эта статья является иллюстрацией, а не научным тестом. Но есть вероятность, что вы и окружающие вас люди думают и учатся визуально. Использование даже простых визуальных средств повысит ясность и эффективность информации, которую вы сообщаете.
Использование визуальных средств также делает передачу информации более интересной и приятной.
SmartDraw упрощает построение диаграмм
Попробуйте бесплатно Купить
Как визуальное мышление может помочь командам добиться ясности, быть более креативными и проводить более инклюзивные собрания
Домашняя страница InfoQ Статьи Как визуальное мышление может помочь командам добиться ясности, быть более креативными и проводить более инклюзивные встречи
Культура и методы
QCon San Francisco (2–6 октября): узнайте, что будет дальше, от лидеров программного обеспечения, раздвигающих границы.
Закладки22 марта 2023 г. 10 мин читать
по
Джемма Хонор
проверено
Бен Линдерс
Напишите для InfoQ
Присоединяйтесь к сообществу экспертов. Увеличьте свою видимость.Развивайте свою карьеру.Подробнее
Ключевые выводы
- Некоторые люди больше думают образами, картинками, тогда как другие думают более словесно. Однако рабочий мир больше ориентирован на тех, кто мыслит вербально.
- Между визуальным мышлением и нейроразнообразием существует связь, а это означает, что визуальные мыслители чаще недооценивают силу, которую дают им их способности визуального мышления.
- Вы можете использовать методы визуального мышления, такие как использование изображений, извлечение идей и создание графических записей разговоров, чтобы создать более инклюзивную культуру на рабочем месте.
- Используя простые приемы визуального мышления для создания категорий информации, сопоставления информации и определения приоритетности информации, вы можете добиться быстрых результатов в обеспечении ясности на совещании.
- Методы визуального мышления, такие как шаблоны и метафоры, могут изменить ваше представление о проблемах, а затем помочь вам более творчески подходить к решению проблем.
За годы работы с техническими и руководящими командами я заметил, что встречи, как правило, очень многословны и почти всегда подходят тем, у кого есть «дар болтливости». Иногда это я — когда мой мозг работает на полную катушку, я в основном могу найти слова, которые мне нужны, чтобы выразить себя. Но чаще всего это не так!
В моей семье очень много людей с дислексией разной степени тяжести.
Мое открытие визуального мышления, способа представления мыслей в образы, действительно изменило то, как я понимал свой мозг. Я обнаружил, что мой мозг естественным образом мыслил картинками и 3D-моделями, в то время как мозг других людей этого не делал. Эту способность я мог использовать не только для собственной выгоды, я также обнаружил, что могу использовать ее на рабочем месте, чтобы помогать другим людям.
Эта статья поможет вам немного больше узнать о визуальном мышлении и о том, как вы можете использовать его для поддержки себя и своих команд, чтобы создать более инклюзивную, творческую и совместную культуру на работе.
Визуальное мышление и практики визуального мышления
Визуальное мышление — это способ осмысления мира с помощью образов. Есть несколько практик визуального мышления, которые становятся все более популярными.
Первая практика — это скетчнотинг, который представляет собой способ делать очень краткие заметки, но структурировать их на странице и добавлять визуальные элементы, которые придают визуальное значение сделанным заметкам (ниже приведены несколько примеров моих набросков!)
Этот была одной из первых практик визуального мышления, о которой я узнал. И я обнаружил, что после некоторой практики, делая наброски, я смог лучше сосредоточиться на ключевых обсуждаемых темах, и что после того, как я создал заметку, я стал намного лучше запоминать информацию, которую я услышал.
Пример 1: Скетч-заметка о семинаре Мауро «xLontrax» Тозелли о том, как провести мастер-класс или группу по скетчингу
Пример 2: Набросок выступления Нимса Дхавана на MeetUp о психологическом Игры и то, как в них можно играть или разрешать в рамках Scrum-команд.
Затем у вас есть графическая запись, аналогичная практика, часто создаваемая во время прослушивания выступающего или группового обсуждения в прямом эфире. Он работает, рисуя на стене / в большом масштабе, чтобы каждый мог видеть и понимать смысл заметок.
(Изображение, на котором я создаю графическую запись для семинара)
Существует также визуальная фасилитация, которая представляет собой способ обрамления проблемы или решения проблемы в виде изображения, а затем использования изображения определить способ решения проблемы в группе.
(Изображение визуальной фасилитации, на котором участникам предлагается рисовать и дополнять различные фигуры и диаграммы, чтобы выразить свои мысли)
Теперь я использую как графическую запись, так и визуальное сопровождение, чтобы помочь людям сосредоточиться и запомнить, что обсуждается на собраниях или семинарах, помочь людям выявить «шаблоны» в их обсуждениях и дать возможность другим визуальным мыслителям и учащимся внести свой вклад.
Общим для всех трех практик (Скетчнотинг/Графическая запись/Визуальная фасилитация) является то, как они структурируют и синтезируют вербальные данные в визуальные, чтобы их можно было сохранить, понять или с ними было легче работать.
Различия между вербальным и визуальным мышлением
Вербальное мышление имеет тенденцию быть довольно рациональным, линейным, гранулированным и детальным. Это здорово, и мы не можем обойтись без этого. Однако ему также не хватает способности замечать сложные закономерности или то, что мы называем «более широкой картиной» — я думаю, есть причина, по которой мы так это называем!
Вербальное мышление из-за его линейной природы также может быть ограничено в способности наносить быстрые эмоциональные удары так, как визуальные эффекты не вызывают проблем. Поскольку мы с большей вероятностью запоминаем вещи, которые кажутся важными или оказывают эмоциональное воздействие, мы затем создаем что-то, что с большей вероятностью запомнится.
Пример того, как психологическая теория может быть быстро представлена с эмоциональным воздействием благодаря силе визуального мышления. Юнгианское бессознательное «теневое» «я» сохраняет суверенитет над сознательным «я» до тех пор, пока не будет распознано.
Почему важно привлекать к совещаниям визуальных мыслителей?
Есть много людей с визуальным мышлением. Однако исследования также показывают, что между людьми с визуальным мышлением и людьми с нейроразнообразием существует тесная связь. Так что, если ваши встречи в настоящее время в основном ориентированы на устную информацию, вы можете обнаружить, что люди в вашей команде с дислексией, СДВ или аутизмом могут легко потеряться, потому что им будет трудно сосредоточиться или обработать объем устной информации.
Изображение, демонстрирующее сверхспособности, которые нейроразнообразие может дать организациям, и то, как визуальное мышление может помочь людям с разными нейротипами.
Упрощая участие нейроразнообразия с помощью визуального мышления, вы, скорее всего, сможете использовать природный гений и сверхспособности нейроразнообразия!
Я волнуюсь, когда разговариваю с другими нейроотличными людьми, обладающими этим навыком. У меня есть друг, Майрон Паркс, у которого AuDHD (аутизм с СДВГ), которому я могу передавать невидимые 3D-модели проблем. После этого Майрон сможет забрать у меня эти модели и разобрать их на составные части! Мы можем «видеть» модель и ее части мысленным взором, поэтому, когда мы имитируем разбивание ее на части, мы оба «видим» перспективу того, как части соединяются друг с другом. Затем мы можем решать проблемы, основываясь на нашем общем «видении».
Что вы можете сделать, чтобы сделать встречи более ясными
Если вы подозреваете, что мыслите визуально, попробуйте делать наброски на встречах, на которых вы отстранены! Вы будете поражены тем, насколько больше вы слышите, когда привыкнете рисовать и слушать.
Причина этого в том, что вам нужно слушать гораздо внимательнее, чтобы понять основные особенности того, что говорится, а затем превратить эту информацию в график в своем воображении и нарисовать его. Обрабатывая информацию гораздо большим количеством частей мозга, чем если бы она обрабатывалась только слуховым способом, информация с большей вероятностью будет глубоко понята, воспринята и сохранена.
Если вы проводите совещание, вы можете попробовать несколько замечательных и очень простых вещей. Во-первых, посмотрите, можете ли вы создать несколько категорий, с которыми люди могли бы взаимодействовать/входить в них. Так, например, очень скучная встреча с риском. Разбейте типы рисков с помощью некоторых визуальных элементов, таких как этот:
Пример визуального шаблона, который вы можете использовать для обсуждения рисков для проекта или команды.
После этого вы сможете сопоставлять, группировать, устранять дубликаты и расставлять приоритеты по темам, которые обсуждаются на собрании. И у вас есть визуальная точка привязки, к которой это относится. Это также очень полезно для того, чтобы заметить, где у вас могут быть пробелы (например, никто не хочет думать о наших репутационных рисках. Это потому, что у нас их нет, или это слон в комнате?)
Создание лучшей культуры на рабочем месте
Некоторые визуальные методы очень просты и включают в себя использование таких инструментов, как стикеры, доски или онлайн-холсты, которые помогают улучшить общение. Простое действие — взять страницу флипчарта и использовать ее для построения структуры беседы — может быть действительно полезным, упрощая участие в беседе всех и делая ее более доступной для тех, кто мыслит образно, а также для тех, кто вербальные мыслители.
Пример простой группировки идей на доске
Культура частично состоит из активов, которые мы видим вокруг себя. Таким образом, наличие «визуальных изображений», рассказывающих вдохновляющие истории о вашей команде или вашей организации, может быть действительно мощным напоминанием. И эта сила максимизируется, когда создаваемые визуальные артефакты создаются командой. Это не обязательно означает, что они нарисованы командой, хотя это здорово, если они есть. Это просто может означать, что команда придумала визуальный язык, на который затем можно ссылаться вокруг них. Так что это могут быть такие вещи, как фирменные цвета, тематические аватары или индивидуальная командная доска Канбан, но это также может быть использование визуальных эффектов для развития их понимания продукта.
Пример шаблона визуального мышления в виде коробки с продуктом, который будет использоваться командой для создания визуального артефакта, который поможет им понять свой продукт, что он значит для их пользователей и как он позиционируется на рынке.
Одна команда создала «коробку продукта» для продукта, который мы разрабатывали, и это была действительно полезная ссылка для нас, когда мы думали о наших решениях о продукте или о том, как мы сообщали о нашем продукте в обзорах. .
Улучшение наших навыков решения проблем
Большую часть времени, когда мы подходим к проблемам, наш мозг очень усердно работает, чтобы найти самое быстрое решение. Это означает, что мы регулярно запускаем и повторно запускаем одни и те же пути снова и снова, потому что это наиболее эффективно. Проблема возникает, когда готовое решение на самом деле не является лучшим решением проблемы. В таких случаях нам нужны дополнительные стимулы, чтобы «сбить» нас с наиболее часто проходимого пути и перейти в творческое состояние, когда мы можем думать о менее очевидных решениях или даже смотреть на проблему с другой точки зрения.
Использование метафоры для изучения более широкой картины того, как наблюдаемое событие может быть связано с моделью поведения, на которую могут влиять организационные структуры, созданные общими убеждениями.
Визуальное мышление может помочь в этом, используя идею метафоры, чтобы «сформулировать» проблему по-другому. Так, например, если вам нужно было решить проблему, связанную с неэффективностью колл-центра, разные метафоры могут повлиять на то, как вы думаете и пытаетесь решить эту проблему. Если представить проблему через призму производственной линии или конвейерной ленты, то результаты будут совершенно иными, чем через призму истории о супергероях.
Пример метафоры с производственной линией, которая может стать отправной точкой для визуального шаблона для оформления и обсуждения проблемы.
Пример метафоры производственной линии, которая может стать отправной точкой для визуального шаблона для оформления и обсуждения проблемы.
Пример с конвейерной лентой может заставить вас больше задуматься о входных и выходных данных и эффективности или определении понятия «сделано». История о супергероях может заставить вас больше задуматься о человеческой истории людей, звонящих в колл-центр, и об агентах, отвечающих на звонки, учитывая их «силы», а также динамику власти, которая может быть в игре.
С помощью визуальной фасилитации вы представляете проблему группе или команде, используя метафору (это может быть онлайн-холст, доска или флипчарт), а затем используете метафору, чтобы помочь им изучить предмет и найти решения.
Обучение визуальному мышлению
Впервые я начал экспериментировать с практиками визуального мышления, желая улучшить свою мастерскую игру с помощью Gamestorming! Gamestorming был написан в соавторстве с визуальным мыслителем Сунни Брауном, который затем привел меня по пути визуального мышления. Затем я начал изучать скетчноутинг и открыл для себя удивительное сообщество скетчноутеров благодаря блестящей конференции International Sketchnote Camp. Эта конференция познакомила меня с некоторыми замечательными визуальными мыслителями, и мне понравилось, как сообщество поддерживало друг друга.
Многие чертежи, макеты и теории можно изучить из книг или онлайн-ресурсов, чтобы начать развивать визуальное мышление. Я рекомендую следующее:
- Книга и веб-сайт: Gamestorming
- Книга и веб-сайт: The Doodle Revolution by Sunni Brown
- Книги: Визуальное мышление или визуальное действие Виллемейн Брэнд
- Книга: Визуальное мышление Темпл Грандин
- Веб-сайт: How to Sketchnote — руководство по визуальному журналу
Об авторе
Gemma Honor Показать ещеПоказать меньшеОцените эту статью
Принятие
Автор связался с
Информационный бюллетень InfoQОбзор контента прошлой недели на InfoQ, который рассылается каждый вторник.