Наглядно действенное мышление: характеристика, формы и особенности
Что представляет из себя наглядно — действенное мышление? Чем оно отличается от других видов? В чем его особенность? И что такое мышление вообще? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в нашей статье.
Стоит сказать о том, что понятие наглядно — действенного мышления везде трактуется по-разному. Вот лишь некоторые из них.
- Понятие наглядно — действенного мышления
- Наглядно — действенное мышление — мыслительная деятельность человека
- Основные этапы формирования
- Формирование мышления в детском возрасте
- Роль мышления во взрослом возрасте
- Заключение
Понятие наглядно — действенного мышления
К примеру, краткий психологический словарь «Феникс» 1998 года, авторами которого являются Л. А. Карпенко, А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, дает вот какое определение: наглядно — действенное мышление — это один из видов мышления, характеризующий решение определенной задачи, но это происходит за счет физического изменения некой ситуации, другими словами, за счет реального преобразования. Ярким примером тому служит ребенок. У него наглядно — действенное мышление является первым этапом мышления (развития).
Другую характеристику наглядно — действенного мышления дает словарь практического психолога «Харвест», под издательством С.Ю. Головина 1998 год выпуска: данный вид мышления является особой формой мышления. Мы можем наблюдать как его элементарные свойства, так и более усложненные. Усложненной формой является создание некого внутреннего человеческого пространства, где взаимоотношения между субъектами достаточно схематизированы.
В.М. Гордон давал следующую характеристику наглядно- действенного мышления: его характерной особенностью является решение нестандартной задачи путем наблюдения за реальными объектами. А также их взаимного взаимодействия и различных материальных изменений, основным участником которых является сам субъект. На его взгляд, данный вид мышления это ничто иное, как самая простейшая форма мышления: элементарная форма его проявления.
Все эти определения, данные разными учеными, в чем-то отличаются друг от друга, однако, всех их объединяет одна характерная особенность: принятие решения задачи путем сознательного действия человека.
Наглядно — действенное мышление — мыслительная деятельность человека
Благодаря активизации мозговой активности, человек имеет возможность осознания окружающего мира и осуществления в нем неких действий. В сознании человека идет непрерывный процесс создания определенной модели мира. Стоит отметить, что в процессе этой деятельности головной мозг может принимать несколько форм. Именно они и характеризуются, как наглядно — действенное и образное.
Мыслительная деятельность еще с давних времен берет свое начало с наглядно — действенного мышления. Именно оно отвечает за решение задач практического характера. Например, с помощью него человек понимает что ему необходимо построить дом или приготовить обед.
В целом различают три основных вида:
- наглядно — образное
- наглядно — действенное
- словесно — логическое
Основные этапы формирования
Психологи дают следующее определение наглядно — действенного мышления: это ничто иное, как практическая деятельность для изменения окружающей нас действительности, осуществление которой происходит благодаря взаимодействию объектов с реальными предметами.
Интересный факт: наглядно — действенное мышление — основной вид деятельности младенцев. Это видно с самого рождения, и так продолжается до трех лет. Далее ребенок совершает с предметами определенные действия и постепенно учится мыслить. Ребенок исследует окружающий нас мир осязательно, то есть все трогая. Конечно, без казусов не обходится: они ломают игрушки, но именно это и есть первый шаг к деятельности исследовательского характера и осознанию действительности, которая нас окружает.
Основной особенностью детского мыслительного процесса является тот факт, что ребенок для решения любой, даже самой примитивной проблемы, начинает переходить к активным действиям. Чего не скажешь о взрослом человеке. Он пропускает суть проблемы через собственное сознание. Примеров такого поведения множество. Вот один из них: ребенку необходимо достать тот или иной предмет, но дотянуться до него нереально, так как предмет расположен на самой высокой поле шкафа. Малыш в возрасте 2-3 лет воспользуется стулом.
В более старшем возрасте, примерно в 5 лет, приходит способность формирования в своем сознании предварительной картины и анализа результата своих действий. То есть ребенок 5-6 лет задумается: «А не упадет ли он?» Таким образом, формируется другой вид мышления: образное.
Формирование мышления в детском возрасте
Давайте разберемся: как же происходит формирование мышления у детей? Конечно же, благодаря играм и общению со взрослыми людьми. Мыслительный процесс малыша проходит следующие этапы:
- Действенное. Оно характеризуется решением простых задач благодаря манипулированию предметами. То есть благодаря своим ручкам ребенок развивает свою мелкую моторику и, следовательно, само мышление.
- Образное. Особенностью этого мышления является более сложный процесс: ребенок учится создавать в своем воображении последствия сделанных действий. Этот вид мыслительной деятельности — один из самых значимых, так как играет огромную роль при обучении ребенка ( в школе, в институте и т. д.)
- Словесно — логическое. Это высшая форма мыслительного процесса. Здесь ребенок учится не просто мыслить, а мыслить определенными понятиями. Они выражаются при помощи слов. Для малыша слово — это конкретная ассоциация уже с ранее знакомым объектом. То есть под словом «собака» ребенок понимает какую-то определенную собаку, по истечении времени у ребенка появляется умение обобщать предметы.
Очень важно уже с самого раннего возраста развивать в ребенке мыслительную деятельность. Есть рекомендации для разных возрастов, которых следует придерживаться:
- До годика ребенка нужно научить играть используя веревки. Например, чтобы достать игрушку, которая находится в поле его зрения, необходимо просто потянуть за веревку, которую заранее следует привязать. Таким образом, ребенок учится не сразу хватать предмет, а доставать ее с помощью другого приспособления.
- Как только ребенок начнет вставать и начнет выбрасывать все игрушки из кроватки, можно поступить следующим образом: привязать все игрушки веревками за бортик кроватки. Малыш поймет, что выбрасывая их, они не падают. Ему будет забавно и познавательно тянуть за веревки, тем самым возвращая игрушки в кроватку.
- С возраста когда малыш приспособится сидеть, можно попробовать поиграть с ним в такую игру: кладете неподалеку от него интересные игрушки и привязываете к каждой из них ленту. Даете все концы лент ему в руки, он по желанию будет тянуть ту ленту, которая привязана к понравившейся игрушке.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наглядно — действенное мышление — носит практический характер.
Для полноценного развития ребенка, в ваших интересах придумывать разнообразные игры, благодаря которым ребенок научится использовать посторонний предмет для получения цели.
Роль мышления во взрослом возрасте
Многие считают, что во взрослом возрасте наглядно — действенное мышление становится неактуальным. Однако, это не так. Взрослый человек, сам не замечая того, активно использует форму мозговой деятельности.
Яркими примерами тому служат более сложные процессы в мозге человека: способность разбираться с принципами работы новейшего оборудования, умение придумывать интересный интерьер помещения. То есть все то, что предполагает некий результат работы. Оно особо ярко проявляется в следующих сферах деятельности: инженерия, механика, разнообразные ремонтные и строительные работы.
Заключение
Психологи характеризуют процесс мышления, как определенный вид психической деятельности, благодаря которому у человека формируется абсолютно новое знание (продукт) связанный с познанием мира и творчеством.
Формирование мыслительной деятельности проходит в три этапа, с помощью которых человек проходит неизбежные возрастные стадии: учится выполнять практические действия, создавать в собственном воображении план достижения желаемого результата. Все это характеризуется как образное и понятийное мышление.
Для того чтобы человек вырос интеллектуально — образованным, с широким кругозором и развитым умом, необходимо с самого раннего возраста заниматься с ребенком, побуждая его мозг развиваться в полную силу.
Виды мышления и их характеристика
Опубликовано:
Мышление — важнейшая способность людей. Благодаря ему человек познает мир, приобретает опыт, планирует будущее. Мышление возникает вследствие практической и умственной деятельности и бывает нескольких типов.
Какие есть виды мышления? Доктор психологических наук Роберт Немов делит мышление на теоретическое и практическое. В теоретическом мышлении выделяются такие типы, как понятийное и образное, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Наглядно-действенное мышление
В чем особенность наглядно-действенного мышления? Это способ познания мира через практическую деятельность. Исторически сложилось так, что человек знакомится с окружающим миром через действие:
- Ребенок узнает о свойствах разных предметов через касания. Его желание потрогать все вокруг говорит о любознательности. Так он понимает, что батарея горячая, снег холодный. Стремление ломать игрушки — это не что иное, чем любопытство и желание заглянуть внутрь.
- По такому же принципу знакомился с миром и первобытный человек. Сначала он выполнял действие руками и формировал так новые знания.
Современный взрослый индивид также пользуется наглядно-действенным мышлением. Особенно оно развито у людей, которые работают руками — хирургов, сантехников, инженеров.
Другими словами, человек сталкивается с реальной ситуаций, и она запускает его мыслительный процесс. Наглядно-действенное мышление развивается у человека еще в младенчестве. За него отвечает левое полушарие мозга.
Наглядно-действенное мышление: UnsplashНаглядно-образное мышление
Вслед за наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление. Оно формируется у дошкольников в возрасте 4–7 лет и задействует правое полушарие мозга.
Чем отличается наглядно-образное мышление? Оно возникает, когда человек сталкивается с окружающей действительностью и может:
- поверхностно проанализировать ее;
- понять характеристики предмета, не касаясь его;
- сравнивать разные предметы или явления.
Этот тип мышления тесно связан с воображением. Например, ребенок смотрит на объект Н. И. Козлов кратковременной памяти знания о похожих объектах и понимает его свойства, не прикасаясь к нему. У взрослых наглядно-действенное мышление проявляется во время ремонта. Видя голые стены квартиры, они представляют , как на них будут смотреться обои и куда лучше поставить мебель.
Наглядно-образное мышление: UnsplashПонятийное мышление
Освоив практические виды мышления, человек учится рассуждать теоретически. На этом этапе появляется понятийное мышление.
Что характерно для понятийного мышления? Как отмечает доктор психологических наук Н. И. Козлов, оно не врожденное и не развивается само по себе, его формируют во время обучения. На этом этапе человек:
- знакомится с понятиями и запоминает их свойства без личного контакта;
- устанавливает общие закономерности и формирует логические классы;
- учится строить логические цепочки.
Понятийное мышление не замещает практическое, а лишь дополняет его. Оно тесно связано с применением речи и определенных логических операторов. Поэтому в различных классификациях его называют словесно-логическим (вербально-логическим) мышлением.
Понятийное мышление: UnsplashТеоретическое образное мышление
В чем особенность образного мышления? Этот тип отличается тем, что «материалом» для мышления становится не наглядный предмет или понятие, а образ. Он исходит из памяти или воссоздается воображением. К образному мышлению чаще всего прибегают люди творческих профессий, в частности писатели, сценаристы. Психолог Н. И. Козлов назвал этот тип сценарийным мышлением.
О людях с сильным образным мышлением говорят, что у них развита интуиция. На самом деле, видя ситуацию, они воссоздают возможные развороты событий из опыта. Оперируя логикой и воображением, они могут предугадать развитие даже незнакомой для себя ситуации.
Согласно другим классификациям, кроме вышеперечисленных видов, выделяют также творческое, аналитическое, интуитивное мышление, пралогическое (способность составлять простейшие логические цепочки), альтернативное (способность выстроить несколько возможных сценариев развития событий и выбрать лучший), критическое, стратегическое мышление и пр.
Человек применяет все типы мышления, но наибольшего развития достигает тот, которого требует род деятельности. Определите, какое мышление дается вам лучше всего, и, вероятно, оно станет основой вашей профессии.
Оригинал статьи: https://www. nur.kz/family/school/1791961-vidy-myslenia-i-ih-harakteristika/
Что такое образное мышление? И почему это полезно?
Автор: Лиэнн Армстронг
Визуальное мышление — оно же мышление картинками — стало возможным благодаря нашей способности подключаться к мощному центру обработки изображений в мозгу. Даже если вы не склонны к творчеству, визуальное мышление облегчает организацию ваших мыслей, формирование новых идей и запоминание важных деталей.
Хотя исследования показывают, что все мы генерируем визуальные образы, представляем ли мы концепцию или вербально думаем, широко распространено мнение, что две трети населения преимущественно видят слова и мысли как набор картинок.
Ты один из них?
Если нет, ничего страшного. Вербальное мышление не менее важно.
На самом деле исследования показывают, что креативность вполне может быть результатом пересечения как визуального , так и вербального мышления. И независимо от того, на что направлен ваш мыслительный процесс, наглядные пособия, такие как методы мозгового штурма и инструменты картирования разума, легко доступны, чтобы помочь вам обдумать свои идеи и поделиться ими.
Хотите узнать больше о том, как работает визуальное мышление?
Тогда давайте углубимся в эту увлекательную тему!
[Бесплатный веб-семинар] Использование визуальной панели для работы быстрее, лучше и на связи
Что такое визуальное мышление?
Несмотря на то, что наш мозг предрасположен к визуальному мышлению, до конца 1980-х считалось, что все мысли основаны на языке. С тех пор исследования поведения и образов подтвердили, что визуальное мышление не только реально, но и относительно широко распространено.
Учитывая его абстрактный характер, детализация до окончательного определения визуального мышления, понятного всем (особенно тем, кто мыслит вербально), может оказаться сложной задачей.
Однако для начала стоит признать, что мозг с визуальным мышлением умеет:
- Организовывать идеи графически
- Запоминание и воспроизведение информации в виде образов
- Оценка физических атрибутов на основе чисел
Вы можете знать людей, например, которые читают книги или слушают музыку исключительно для того, чтобы визуализировать, которые способны запоминать инструкции, визуализируя заметки на странице, или которые всегда с первого взгляда понимают, подходит ли этот новый стол.
Чтобы добиться этого, люди, которые мыслят визуально, полагаются на две отдельные группы навыков: визуализация объектов (способность изображать сцены с большим количеством деталей и целостно обрабатывать их) и пространственная визуализация (способность оценивать расстояния, размеры, и скорости).
Хотя они не обязательно работают одинаково или в тандеме у всех, было высказано предположение, что визуальные мыслители включают различные аспекты объектной и пространственной визуализации для анализа визуальных деталей и подготовки к действию.
Визуальное мышление делает информацию более ясной
Независимо от того, к какому типу мышления вы склонны, ваш мозг настроен на быстрое понимание и запоминание визуальной информации. Таким образом, применение визуального мышления к повседневным событиям и отношениям может внести большую ясность в информацию — независимо от того, даете вы или получаете.
Инструменты и приемы визуального мышления помогут вам:
- Посмотрите или покажите, как данные и другая информация соединяются друг с другом, чтобы их можно было более эффективно группировать и сортировать.
- Лучше объясняйте или понимайте сложные концепции, чтобы можно было установить и исследовать связи между идеями.
- Обучайте или изучайте новые процедуры или информацию, связывая ее с образами, которые можно запомнить и применить более эффективно.
Использование таких инструментов, как инфографика, концептуальные карты, временные шкалы, диаграммы, рисунки и другие «изображения» для создания хорошо продуманных визуальных изображений, является гораздо более эффективным способом обмена опытом и знаниями, чем просто устная или текстовая информация.
Когда дело доходит до учебы и образования, например, методы визуального обучения улучшают все: от понимания прочитанного и навыков письма до долгосрочного запоминания и результатов тестов.
Тем временем на рабочем месте эксперты по бизнес-визуализации, такие как Дэн Роам (автор бестселлера «Обратная сторона салфетки: решение проблем и продажа идей с помощью изображений»), считают, что визуальная ясность — это то, что каждый может научиться выражать, если у него есть на это право. инструменты и техники.
Вам нужно написать рассказ, проинструктировать класс или спланировать рабочий проект? В одиночку или в составе команды вам будет значительно проще вводить, делиться и осмысливать новые знания, когда эта информация представлена визуально.
Отличие визуального мышления от других типов мышления
Люди, которые мыслят визуально, используют ментальные образы на сознательном уровне для планирования, решения проблем или просто воображения. Однако интересно то, что многие люди не осознают, что не все думают так, как они.
С учетом многих оттенков серого между ними существует два основных типа мыслителей: визуальное и вербальное. Чтобы лучше понять, как выглядит их мыслительный процесс, вот упрощенное представление о визуальном и вербальном мышлении.
Визуально мыслящие:
- Обдумывают информацию, видя картинки в голове (что-то вроде просмотра фильма).
- Испытывайте абстрактные мысли, которые иногда нужно выразить словами, прежде чем они смогут полностью сформироваться.
- Часто требуется время, чтобы ответить на вопрос или найти правильное слово или фразу, чтобы выразить то, что они думают.
Вербальные мыслители:
- Думать об информации словами (что-то вроде разговора с самим собой).
- Переживите внутреннее повествование или монолог, который разыгрывается в предложениях, которые они слышат в своей голове.
- Часто приходится отключать несколько словесных потоков, прежде чем они смогут полностью сосредоточить свое внимание на новой информации.
Хотя люди, обладающие хорошим вербальным мышлением, часто обладают лишь средними навыками визуализации объектов и пространства, описанными ранее, данные также свидетельствуют о том, что единого стиля визуального мышления не существует.
С когнитивной точки зрения «визуальное» и «вербальное» раньше занимали противоположные концы спектра мышления. Теперь понятно, что все не так просто.
Мало того, что навыки визуального и вербального мышления сосуществуют в уме каждого, некоторые из лучших творческих способностей достигаются, когда они взаимодействуют.
Итак, если вы хотите выявить в своей команде лучших с точки зрения бизнеса, начните с признания того, что на каждом рабочем месте есть разные типы мыслителей, а затем используйте проверенные инструменты и методы визуализации, чтобы упростить выявление и вовлечение каждого один из них.
Внедрение визуального мышления в работу
Идея о том, что когда люди могут видеть то, что им нужно делать, у них гораздо больше шансов сделать это (и сделать это хорошо), безусловно, звучит правдоподобно в свете богатства исследований, посвященных стилям обучения и мозгу.
Ключ к пользе визуального мышления, однако, заключается в признании того, что это активный процесс, а не пассивный.
Вместо того, чтобы просто наблюдать за проплывающими мимо изображениями, визуальное мышление включает в себя:
- Обдумывание абстрактных идей путем их графического представления
- Сознательно создайте новую картинку, чтобы помочь другим
- Манипулировать изображениями, чтобы лучше организовать и отразить информацию, которую они предназначены отображать
Интеграция инструментов визуального мышления в качестве бизнес-профессионала может улучшить ваши презентации, способствовать более проницательным обсуждениям и повысить эффективность работы команды.
Итак, независимо от того, хотите ли вы лучше понять идею самостоятельно или поделиться важными знаниями с другими, помните, что лучшее мышление возникает, когда вы используете изображения для объединения информации от разных людей и разных контекстов.
Статьи по теме
- Стратегии визуального мышления, которые вы можете начать использовать уже сегодня
- 6 инструментов визуального мышления, которые помогут вам лучше общаться
Новый взгляд на визуальное мышление
Людям, которые не мыслят визуально, часто трудно представить умственную жизнь тех, кто это делает. Под мышлением я подразумеваю сознательное планирование, решение проблем, воображение и воспоминания. Большинство психических процессов происходят подсознательно, но мое исследование сосредоточено на живом мыслительном опыте, который варьируется от одного человека к другому. В одном из первых исследований визуальных мысленных образов Фрэнсис Гальтон обнаружил участников, которые не испытывали зрительных мысленных образов сознательно. «У них была умственная отсталость, о которой они не подозревали, — писал он, — и вполне естественно предполагали, что те, кто утверждал, что они ею обладают, занимались романтикой» (Galton 1883, 85). Это был и мой опыт: люди часто предполагают, что другие думают так же, как и они, и относятся скептически, когда слышат о людях, вращающих образы, похожие на живые, или живущих в ментальных мирах без визуальных декораций.
За последние четыре десятилетия, особенно за последние два, ученые, от физики до поэзии, спорили о существовании и ценности визуального мышления. То, что психологам пришлось так много работать, чтобы доказать его существование, показывает, насколько глубоки культурные предубеждения против него. Будучи аспирантом факультета сравнительного литературоведения, меня учили, что мысль — это язык, и что люди, которые не согласны, неправильно истолковывают то, что происходит в их сознании. Я никогда не соглашался с этим, особенно когда начал обучать письму инженеров-первокурсников. С этого времени (конец 1980-е), поведенческие и визуальные исследования показали не только то, что визуальное мышление «реально», но и то, что оно охватывает широкий спектр навыков.
Такие работы, как « Думая в картинках» Темпл Грандин и « Мысленным взором » Томаса Г. Уэста показали, насколько важно учителям развивать визуальное мышление и корректировать свои методы для учащихся, склонных к зрению. Новое исследование показывает, что нам нужно выйти за рамки классификации людей как «визуальных» или «вербальных» и рассмотреть множество различных психических процессов, в которые вовлечено визуальное мышление. В 19В 80-х годах психолог Вера Джон-Штайнер определила визуальное мышление как «представление знаний в виде структур в движении; … изучение взаимоотношений этих форм и структур; … поток изображений в виде картинок, диаграмм, объяснительных моделей, оркестровых картин огромных идей и простых жестов; … работа со схемами и структурами разума» (John-Steiner 1997, 109). Джон-Штайнер разработал это определение на основе десятков интервью с творческими людьми. Даже тогда она не доверяла категориям «визуальное» и «вербальное» и избегала относить творческих мыслителей ни к одной из них. Как и ее, мое нарративное исследование творческих профессионалов показывает, что креативность не может быть связана с визуальным или вербальным мышлением. Это часто возникает, когда они взаимодействуют.
За последние 10 лет когнитивный нейробиолог Мария Кожевникова и ее коллеги находили доказательства того, что люди, которые думают визуально, полагаются на две разные группы навыков. Те, кто склоняется к визуализации объектов , преуспевают в изображении сцен с богатой детализацией и различении оттенков цвета. Они часто обладают отличной зрительной памятью и целостно обрабатывают сцены. Те, кто склонен к пространственной визуализации , преуспевают в оценке расстояний, относительных размеров и скоростей и часто обрабатывают идеи с точки зрения схематических паттернов (Кожевников, Косслин и Шепард, 2005, 710). Эти два набора навыков соответствуют двум параллельным путям, с помощью которых зрительные системы человека обрабатывают информацию. брюшной поток анализирует визуальные детали и цвета и, по-видимому, ориентирован на идентификацию и узнавание. Спинной поток оценивает расстояния, направления, скорости и размеры и, кажется, готовит людей к действию (Kandel et al. 2013, 562-64). Интересно, что люди с хорошим вербальным мышлением часто набирают средние баллы в тестах на предметное и пространственное мышление. Только те, кто преуспевает в объектном или пространственном мышлении, плохо справляются с тестами, требующими других видов визуальных навыков, так что существует «компромисс» между объектной и пространственной визуализацией (Кожевников, Блаженкова и Беккер, 2010, 29).). Группа Кожевникова представила убедительные доказательства того, что не существует единого стиля визуального мышления.
Кожевников и ее коллеги также получили данные, свидетельствующие о том, что обученные ученые склонны к пространственной визуализации, а визуальные художники — к объектной визуализации (Блаженкова, Кожевников 2010, 23). Пока неясно, развивают ли эти профессии у людей пространственные и предметные способности соответственно, или люди, рожденные с этими задатками, тяготеют к профессиям, которые их требуют. Вероятно, верно и то, и другое, так что мышление развивается за счет склонности и практики в сложном цикле обратной связи.
Как скептик в отношении любых заявлений о человеческом мышлении — и бывший президент Общества литературы, науки и искусства — я призываю к осторожности при связывании любого вида работы с одним стилем мышления. Инновационная наука и искусство опираются на все виды мышления, которые может произвести человеческий мозг. Большая ценность работы Кожевнкова заключается в том, что она демонстрирует богатство навыков визуального мышления. Лучший способ сделать визуальное мышление реальным для тех, кто в нем сомневается, — открыть богатый ментальный мир тех, кто им пользуется.
Источник: Альберт Эйнштейн в 1947 году. Фотография Оррена Джека Тернера. Библиотека Конгресса.
Альберта Эйнштейна уже давно называют визуальным мыслителем, но немногие подробно рассматривали то, как он описывал мышление:
«Что такое «мышление»? Когда при восприятии чувственных впечатлений возникают образы в памяти , это еще не «мышление». И когда такие образы образуют ряды, каждый член которых вызывает другой, это тоже еще не «мышление». Когда же некий образ оказывается во многих таких последовательностях, то — именно благодаря такому возвращению — он становится организующим элементом для таких последовательностей, поскольку он связывает сами по себе последовательности, не связанные друг с другом. Я думаю, что переход от свободных ассоциаций или «сновидений» к мышлению характеризуется более или менее выдающейся ролью, которую играет «понятие»» (Эйнштейн 19).79, 7).
Описание Эйнштейна указывает на то, что визуальное мышление активно, а не пассивно. Те, кто не использует визуальные образы для изобретения вещей, могут вообразить, что визуальное мышление означает расслабление и наблюдение за проплывающими мимо изображениями. Нет ничего более далекого от правды. Визуальное мышление проявляется во многих формах, но в любом случае это тяжелая работа. Это может включать создание нового образа, который связывает другие, или манипулирование образом, который необходимо изменить. Во многих случаях мысленные образы перемещаются на . Творческие идеи возникают, когда изображения из разных контекстов «разговаривают» друг с другом.
Ученые, художники, писатели и дизайнеры, у которых я брал интервью, рассказали, насколько сильно может различаться визуальное мышление. Нейробиолог Хью Р. Уилсон видит «диаграммы в [своем] мозгу», когда слышит, что одна ганглиозная клетка сетчатки участвует в рецептивных полях многих клеток коры. Он не уверен, как можно понять, как работают рецептивные поля, не используя ментальные образы (интервью с автором 6-2-10). Клеточный биолог Барри Д. Шур сказал мне, что во время разговора «у меня в голове происходит небольшое слайд-шоу, [и] каждый слайд — это мысль». Шур определяет мысль как «наименьшую конструкцию, которая имеет какое-то значение», и если это не визуальный образ, то он не уверен, что это может быть (интервью с автором, 4-1-10). Подобно психологу Рудольфу Арнхейму, назвавшему зрительное восприятие «познавательной деятельностью», художница Мэри Дж. Велти не может отделить видение от мышления (Арнхейм 19).69, 5). Как только она видит предмет, она уже думает о том, как она его раскрасит. Она замечает, куда падают тени и как они влияют на цвета. Для Велти рисовать также означает представлять, как она может использовать визуальные подсказки, чтобы пробудить образы, связанные с другими чувствами. Когда она рисует расколотый апельсин, она хочет, чтобы зрители увидели «те самые маленькие блестки» и почувствовали запах апельсинов, которые они себе представляют (интервью с автором, 6-29-10). Для этих творческих людей визуальное мышление может означать использование ментальных диаграмм и моментальных снимков для понимания идей для себя и планирование визуальных способов представления их другим.
Еще в 1970-х годах категории когнитивного стиля «визуальный» и «вербальный» были установлены как противоположности. Как и лабораторные исследования Кожевникова, мое нарративное исследование показывает, что картина гораздо сложнее. Мало того, что «визуальное» и «вербальное» мышление объединяют разные навыки; они сосуществуют в каждом сознании, и при их взаимодействии возникают творческие импульсы. Склонность к зрению может означать способность описывать и анализировать изображения словами. Когда я спросил нейробиолога Эдварда Дж. Джонса, почему он считает себя визуально ориентированным, он ответил: «Я действительно очень хорошо умею выражать словами то, что вижу… Я не могу отделить видение от слов» (интервью с автор, 6-15-10). Темпл Грандин Мышление картинками мастерски использует язык, чтобы объяснить, как работает визуальное мышление. У Грандин и других слова вызывают каскады образов, поскольку ее визуальная и языковая системы взаимодействуют (Grandin 2006).
У поэтессы Наташи Третеви такая сильная зрительная память, что когда она готовилась к школьным экзаменам, она зрительно запоминала свои заметки и могла читать ответы со своих мысленно просматриваемых «страниц». «Эта картина не дает мне покоя», — говорит Третеви, размышляя о том, как она пишет стихи (интервью с автором, 15.02.10). Создание поэзии включает в себя выбор слов, которые передают видение, чтобы читатели могли создавать связанные образы. Для записи идей, которые можно было бы использовать в стихах, Третеуи ведет блокнот с изображениями, за исключением тех, что «картинки написаны словами» (интервью с автором, 15.02.10). Литературный критик Элейн Скарри поддерживает мнение Третеви о том, что многие люди читают стихи и рассказы, чтобы визуализировать. Хорошо написанная литература предлагает для разума «набор инструкций по композиции» подобно тому, как партитура подсказывает инструменталистам, как создавать музыку (Scarry 19).9, 244). Хью Р. Уилсон, который использует ментальные диаграммы для понимания взаимодействия нейронов, любит читать, но отказывается писать плохо. Откуда он знает, что это плохо? Потому что это «мешает [его] визуализации» (интервью с автором, 6-2-10).
Сравнивая результаты лабораторных исследований и исследований, основанных на опросах, мы можем работать над пониманием всех действий, связанных с визуальным мышлением. Чтобы узнать обо всем, на что способен человеческий мозг, нам нужно уважать и подвергать сомнению экспериментальные данные.