Особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020
УДК 159.99
Дата публикации 29.02.2020
Симошкевич Елена Анатольевна
магистрант кафедры специальной и клинической психологии, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск, [email protected]
Теплякова Елена Рифовна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск, [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточности развития наглядно-образного мышления детей данной категории. В структуре нарушенного процесса отмечается нечеткость образов-представлений и недостаточное развитие мыслительных операций. Представленная информация свидетельствует о необходимости создания специальных коррекционных мероприятий, способствующих развитию наглядных форм мышления.
Ключевые слова: наглядно-образное мышление, задержка психического развития, дети старший дошкольный возраст, образы-представления, мыслительные операции
Simoshkevich Elena Anatolevna
Master of the Department of Special and Clinical Psychology, Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk
Teplyakova Elena Rifovna
Cand. Sci. (Psychology), Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk
Abstract: This article is focused on the peculiarities of visual and abstract thinking abilities of preschool-aged children with development delay. The analysis of psychological and educational literature proves the lack of visual and abstract thinking abilities in such children. The deficient mental processes are characterized by inability to form a clear mental image and to process information effectively. The information provided points out the necessity for special correctional measures to aid in development of thinking.
Keywords: abstract thinking, development delay, children of preschool age, mental images, mental processes.
Сегодня отмечается тенденция на увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Одними из основных причин увеличения количества нарушений является рост детей с перинатальными патологиями, неблагоприятная экологическая обстановка, ухудшающая состояние здоровья, неблагоприятный психологический микроклимат в семьях.
Ведущие ученые специального образования (H.H. Малофеев, E.И. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую группу составляют дети с задержкой психического развития.
У данной категории детей отмечаются особенности психического развития, обусловленные различными по этиологии и патогенезу нарушениями, которые проявляются в замедлении темпа формирования высших психических функций, незрелости эмоционально-волевой и личностной сфер [1].
Изучение особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представляет особый интерес, так как дисфункции мыслительных процессов занимают одно из основных мест в структуре дефекта у данной категории детей.
Ведущую роль в познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста имеет наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление представляет собой поиск пути решения задачи в умственном плане при помощи образов. Важным в интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста является развитие наглядных форм мышления. Этот вид мышления определяет успех дальнейшего обучения ребенка в школе и является базой в развитии словесно-логического мышления [7].
У нормально развивающихся детей уже на втором году жизни формируется способность анализировать и синтезировать предметы, использовать орудия для достижения цели. Позже происходит присвоение мыслительных операций без манипуляций на основе восприятия наглядной ситуации, то есть на наглядно-образном уровне. Как правило, к школьному обучению наглядно-образное мышление сформировано, далее оно способствует развитию понятийного мышления. Наглядно-образное мышление помогает узнавать различные стороны и свойства предметов. В наглядно-образном мышлении наиболее полно представляются свойства различных сторон предметов в их фактических связях.
В решении наглядно-образных задач важно функционирование нескольких структурных компонентов: восприятие, целенаправленные практические действия, мысленное оперирование образами памяти и воображения. Также в решении задач наглядно-образного характера участвуют мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизиция [5].
Известно, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наглядно-образное мышление отстает в развитии и без специального обучения у детей с трудом идет процесс развития образов-представлений, а также отмечаются трудности в развитии мыслительных операций.
У дошкольников с задержкой психического развития особенности развития наглядно-образного мышления можно заметить на начальных этапах обучения, когда нужно проанализировать поставленные задачи и составить план решения. Исследования многих ученых, в том числе Е.С. Слепович, Е.А. Стреблевой показывают, что у таких детей возникают трудности осмысления и выделения проблемной ситуации, ее анализ и поиск путей решения, перенос прошлого опыта в новую ситуацию [2].
Многочисленные исследования ученых свидетельствуют о трудностях при понимании наглядно-образных задач. Эти трудности понимания задач связаны с нарушением аналитико-синтетической деятельности, с ограничением способности использовать прошлый опыт для понимания новой информации, с трудностями, связанными с тенденцией к разобщению словесных и наглядных элементов [9].
Так, А.О. Дробинская пишет, что трудности, испытываемые детьми с задержкой психического развития обусловлены недостаточностью развития мыслительных операций, а также недостаточностью образов-представлений. Эти особенности не позволяют детям в полной мере оперировать образами, а именно расчленять, соотносить, объединять и сопоставлять образы и их отдельные элементы [1].
У изучаемой категории детей отмечается недоразвитие основных мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Анализ окружающего у детей происходит бессмысленно. Они часто допускают пропуски важных качеств и элементов, выделяют наиболее заметные и яркие части. Особенности протекания анализа приводят в свою очередь к затруднению процесса синтеза. Специфические черты отмечаются в операции сравнения, которая включает сопоставление анализа и синтеза. Часто дети сравнивают объекты по несущественным признакам, по несоотносимым.
Обобщение как мыслительная операция также недостаточно сформирована. У детей возникают трудности мысленного сравнения и выделения общего признака предметов, а также установления связей между предметами и явлениями окружающего [8].
Как отмечает У.В. Ульенкова, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечается недостаточная готовность к интеллектуальному усилию, поэтому успешность выполнения интеллектуальной задачи низкая. Это прослеживается при изучении процесса обобщения. Особенно ярко несформированность операции обобщения у детей с задержкой психического развития прослеживается при выполнении задания на группировку предметов по их родовой принадлежности. Чаще всего, дети сталкиваются с трудностью усвоения специальных терминов, относящихся к видовым понятиям. Но несмотря на это, многие дети владеют элементарными формами классификации. Например, не представляет особых трудностей распределение на группы геометрических фигур по одному признаку, форме или цвету. При классификации более сложного материала продуктивность снижается, лишь малая часть детей справляется с заданиями безошибочно [7].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что развитие наглядно-образного мышления происходит в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами. Н.Ю. Левченко подчеркивает важную роль памяти в образовании образов-представлений. Наглядно-образное мышление тесно связано с окружающей действительностью, а образы действительности впервые запечатлеваются в процессах памяти [3]. Л.Н. Носкова, изучая особенности старших дошкольников с задержкой психического развития, утверждает, что развитие наглядного мышления зависит от восприятия. Вследствие психофизических особенностей детей с задержкой психического развития их восприятие характеризуется как недостаточное, где с одной стороны, отмечается недостаточность целостного восприятия, с другой – недостаточное выделение свойств и качеств предметов. Получаемые образы восприятия недостаточно фиксируются в словах, что вызывает трудности сопоставления их с образами-эталонами. Все это отражается на формировании образов-представлений, которые запаздывают в своем развитии. Поэтому образы представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития оказываются нечеткими, нестойкими, что вызывает трудности оперирования ими [4].
Исследования С.К. Сиволапова (1988) по оперированию образами-представлениями у дошкольников с ЗПР позволяют сделать вывод о том, что возникающие трудности при решении наглядных задач обусловлены недостаточностью развития пространственного восприятия и пространственной ориентировки. Пространственные представления, по мнению автора, напрямую связаны с конструктивным мышлением, поэтому при складывании детьми различных геометрических фигур и узоров, дети не могут выполнить анализ формы, установить тождественность и симметричность частей, а также расположить конструкции на плоскости и соединить их в единое целое [6].
Таким образом, в настоящее время отмечается увеличение числа детей с задержкой психического развития, главной особенностью которых, по мнению отечественных авторов, являются дисфункции мыслительных процессов. Анализ трудов, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Особенности наглядно-образного мышления выражаются в недостаточной сформированности образов-представлений, что обусловлено психофизиологическими особенностями представленной категории детей, а также в недостаточности развития мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация), что создает трудности выбора методов в решении наглядных задач. Авторы отмечают тесную взаимосвязь развития наглядно-образного мышления с другими психическими процессами (память и восприятие), имеющими недостаточное развитие у детей с задержкой психического развития. Дети сталкиваются с трудностями осмысления, выделения и анализа проблемной ситуации, что напрямую отражается на понимании наглядно-образных задач. Из этого следует, что в процессе обучения и воспитания дошкольников необходимо организовать соответствующие коррекционные мероприятия, способствующие формированию образов-представлений и развитие умению оперировать ими. Для развития процесса обучения необходимо разработать теоретическое обоснование и программно-методическое обеспечение образовательной деятельности детей с задержкой психического развития.
Список литературы
1. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М. : Школьная Пресса, 2005. 96 с.
2. Калинина Ю.А Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2016. С. 215-217.
3. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М. : Национальный книжный центр, 2016. 160 с.
4. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М. : ВЛАДОС, 2003. 128 с.
5. Рамазанова Р.К. Исследование развития наглядно-образного мышления учащихся младших классов с задержкой психического развития // Вестник современных исследований. 2018. № 6.1. С. 166-168.
6. Сумарокова А.Г. Георгице Е.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 295-301.
7. Ульенкова У.В. Психология детей с задержкой психического развития // Вестник Минского университета. 2015. № 3. С. 42-49.
8. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. Балашов: Николаев, 2004. 68 с.
9. Чибизова К.И. Милованова Н.Ю. Возможности конструирования из природного материала в развитии наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы теории и практики современной науки. Минск: Мир науки. 2019. С. 82-85.
← Предыдущая статьяПсихологические характеристики профессионального выгорания сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Следующая статья →О применении развивающих и коммуникативных методов при изучении иностранных языков
Расскажите о нас своим друзьям:1. Научные публикации: В начало: Мое Portfolio
Название страницы:
Форматированный текст
РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.Е. Косарева
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»,
Тверь
Проблема развития и совершенствования наглядно-образного мышления дошкольников – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Главный путь ее решения – рациональная организация всего учебно-воспитательного процесса.
Условием возникновения и развития наглядно-образного мышления ребенка является изменение видов и содержаний детской деятельности. Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления. Развитию мышления ребенка дошкольного возраста могут способствовать все доступные ему виды деятельности.
Уже на третьем году жизни у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным. Для успешного обучения детей наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи.
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [5, с.
Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (абстрактное).
Наглядно-образное мышление
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.
Битянова М.Т. и Барчук О.А. характеризуют мышление дошкольников следующим образом:
- ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
- появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [2, с. 12]
Но развитие мышления не происходит изолированно. Это связано с общими изменениями в жизни ребенка. Изменяются его отношения с окружающей действительностью, идет подготовка ребенка к обучению в школе, переход игровой деятельности в учебную.
Леонтьев А.Н. подчеркивает, что дошкольное детство – это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно потому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен [1, с.4].
Развитию наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте принадлежит особая роль. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно- образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе.
Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).
Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации [4, с.65]
Условием возникновения и развития мышления ребенка, по мнению Запорожца А.В., является изменение видов и содержаний детской деятельности Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления.
Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А.
Итак, самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования, и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления. Кроме того, развитию этого вида мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать [4, с.79]
Целью нашего исследования являлось выявление возрастных и индивидуальных особенностей развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Для этого мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, детей средней и старшей групп детского сада, а затем сравнили и проанализировали полученные результаты.
Нами были продиагностированы 20 детей средней группы и 16 детей старшей группы детского сада. По методикам: «Раздели на группы», «Нелепицы», «Что здесь лишнее?».
В ходе проведения диагностического обследования, направленного на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей средней группы, нами были получены следующие результаты:
- большая часть детей – 12 человек, что составляет 60% – имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления;
- 4 человека (20%) испытуемых имеют высокий уровень развития наглядно- образного мышления;
- 3 ребёнка (15%) – низкий уровень развития наглядно-образного мышления;
- 1 ребёнок (5%) набрал всего 1 балл, что свидетельствует об очень низком уровне развития у него наглядно-образного мышления.
Результаты диагностического обследования детей старшей группы:
- 2 ребёнка (12,5%) набрали по 10 баллов, что свидетельствует о том, что уровень развития наглядно-образного мышления у них очень высокий;
- 7 детей (43,7%) набрали 8-9 баллов – имеют высокий уровень развития мышления;
- 6 детей (37,5%) испытуемых групп имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления, т. к. они набрали от 4 до 6 баллов;
- всего 1 ребенок, что составляет 6,3%, получил 2,3 балла – у него низкий уровень развития мышления.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике развития наглядно-образного мышления дошкольников старшей группы по сравнению с уровнем развития мышления детей средней группы.
Итак, самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является игровая деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования, рисования, всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления, прохождение лабиринтов.
А анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал положительную динамику развития наглядно-образного мышления дошкольников. Это позволило нам сделать вывод о том, что развитие наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста возможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1948.- 141с.
- Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М., 2002
- Запорожец А.В. Психология. – М., 1953 – 170с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160с.
- Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2002. – 432с.
Разрешить комментарии на этой странице
Форматированный текст
Как раскрыть свой творческий потенциал с помощью визуального мышления — Чак Фрей
После того, как 11 сентября 2001 года террористическая атака разрушила Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и оставила Нижний Манхэттен в руинах, коммунальная компания Con Edison столкнулась с геркулесовой задачей: восстановить утилиту инфраструктура этого густонаселенного городского района.
В рамках этих усилий Лиза Фриганд из отдела экономического развития коммунального предприятия работала в комитете, который пытался координировать работу нескольких групп заинтересованных сторон. Но у команды было много проблем с отслеживанием всех вовлеченных лиц и организаций — от гражданских, правительственных до 9./ 11 мемориальных организаций владельцам собственности и другим поставщикам инфраструктуры на Манхэттене — огромное количество заинтересованных сторон.
Когда коллега Дэвид Хилл услышал о проблеме команды, он предложил создать ментальную карту, чтобы представить все эти группы и их сложные взаимосвязи. Фриганд предоставил информацию, а Хилл создал интеллект-карту. Он также взял интервью у некоторых причастных к этому людей, чтобы убедиться, что информация, содержащаяся в нем, была точной.
Эта интеллектуальная карта, которую вы можете увидеть в блоге «Картирование идей», сыграла важную роль в оказании помощи ConEd в восстановлении Нижнего Манхэттена. Он произвел такое впечатление, что впоследствии был приобретен Музеем современного искусства в Нью-Йорке как произведение «исторического значения».
Интеллект-карта была мощной, потому что она взяла что-то очень сложное и сделала это очень ясным — мало чем отличаясь от сложных, часто неоднозначных проблем, с которыми вы можете столкнуться в сегодняшние неопределенные времена.
Визуальное мышление быстро набирает популярность как набор инструментов, помогающих решать большие сложные проблемы и находить инновационные решения. Добавление методов визуально-ориентированного мышления, таких как составление карт разума, диаграмм, зарисовок и инфографики, к вашему набору навыков является одним из самых мощных способов повысить ценность вашей творческой работы.
Ключевые области, в которых вам может помочь визуальное мышление:
Точное определение проблемы
Поскольку проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в бизнесе и жизни, становятся все более сложными, вам нужны более совершенные инструменты, которые помогут вам четко и точно описать проблемы, подвергнуть сомнению ваши существующие предположения, определить области, где вам нужно больше информации, а также собрать и организовать свое исследование.
Альберт Эйнштейн однажды сказал, что если бы у него был один час, чтобы спасти мир, он потратил бы 55 минут на определение проблемы и только пять минут на поиск решения. Используя такие методы, как анализ первопричины и «рыбные кости», вы можете убедиться, что определили правильную проблему, которую нужно решить, а не выявляете симптомы.
Кроме того, такие инструменты, как интеллект-карты, могут помочь вам разобраться в своих проблемах и дать вам возможность одновременно видеть лес и деревья (общий обзор и более подробный вид) — все в одной визуальной структуре.
Разработка сценариев будущего
В мире, который становится все более сложным и двусмысленным, простое избавление от своего недуга и способность представить себе новые потенциальные варианты будущего и возможности становится проблемой для многих творческих личностей.
Это становится еще сложнее, потому что сценарии будущего трудно выразить в письменном виде осмысленным образом; такие рассказы становятся настолько многословными, что трудно понять влияние описываемого ими будущего. Другими словами, смысл теряется в сообщении.
Напротив, визуальное мышление предлагает богатую палитру, с помощью которой можно выразить то, что возможно, в привлекательных, красочных форматах и дает вам возможность поделиться своими мыслями с другими запоминающимися и вдохновляющими способами.
Мозговой штурм и оценка идей
Многие проверенные методы сегодня кажутся менее эффективными. Вот почему вам нужны инструменты, которые помогут вам найти новые идеи для решения ваших задач и оценить их на основе определенных критериев. Для многих креативщиков задача состоит не в том, чтобы создать достаточно идей, а в том, чтобы разработать эффективные процессы для их сортировки, чтобы определить лучших из идей.
Представление идей в визуальной форме поможет вам осмысленно сгруппировать идеи и быстрее их оценить. Это также может помочь вам «разложить по частям» — увидеть, где существуют отношения между идеями, — чтобы вы могли комбинировать их и опираться на них, чтобы создавать более сильные и ценные решения.
Продуктивные действия
Кроме того, вам необходимо сформулировать планы и принять меры, чтобы воплотить в жизнь лучшие идеи, которые вы разработали. Захват всех деталей нового проекта в действенной форме часто может быть сложной задачей. Визуализация их в виде диаграммы или ментальной карты может помочь вам увидеть:
- что вам нужно сделать
- какие ресурсы потребуются для выполнения этих задач
- кто должен за них отвечать
Короче говоря, эти инструменты могут помочь вам быстрее прийти к ясности, принять более обоснованные решения и добиться цели!
Более мощная перспектива
Эксперт по визуальному мышлению и писатель Дэйв Грей в своей превосходной книге Gamestorming объясняет, как осязание ваших мыслей может освободить вас от ментального беспорядка и позволить вам сосредоточиться на поиске решений для стоящей перед вами задачи:
Представьте, что вы играете в шахматы с завязанными глазами. Можно какое-то время удерживать в воображении положение всех фигур — и большинство шахматных мастеров могут делать это на протяжении всей партии, — но гораздо проще иметь фигуры на доске перед собой. Форма и цвет каждой фигуры, а также ее положение относительно доски и других фигур содержат богатый набор информации, которая может помочь вам принимать более правильные решения в игре.
Во многом таким же образом вы можете использовать визуальное мышление, чтобы относиться к своим мыслям как к «артефактам» — осязаемым переносимым мыслеобъектам, которые могут включать в себя стикеры, каталожные карточки, элементы диаграммы или темы в интеллект-карте. Переставляя их, вы можете играть в «Что, если?» информацией и идеями, примерно так же, как шахматист обдумывает свои возможные следующие ходы, анализируя шахматную доску перед собой.
Лучше всего то, что визуальное мышление задействует оба полушария вашего мозга — как логическое левое полушарие, так и более творческое правое полушарие, — что дает вам большую умственную силу для поиска продуктивных решений для себя и людей, которым вы служите.
Это сильное мышление может развить каждый, и оно станет отличным отличием для вас и вашего уникального творческого стиля.
Визуальное мышление может помочь вам:
- Увидеть закономерности и связи, о которых другие даже не подозревают
- Представить новые возможности и идеи
- Продемонстрируйте качество своего мышления
- Анализировать сложные проблемы, просматривать их компоненты и определять их основные причины
- Более быстрое достижение ясности в сложных задачах
- Принимать более обоснованные решения
- Сообщите о своих идеях ярким и запоминающимся образом ключевым людям, на которых вы пытаетесь повлиять
- Достижение консенсуса с другими
Все это сегодня необходимо. Почему бы не стать экспертом по визуальному мышлению в своем мире?
Хорошие книги по визуальному мышлению
Визуальное мышление стало настолько популярным, что породило множество превосходных книг. Эти книги — бесценные проводники в увлекательный мир нелинейного, масштабного мышления.
В частности, я рекомендую эти десять книг:
- Обратная сторона салфетки: решение проблем и продажа идей с картинками – Дэн Роам
- Развертывание салфетки: практический метод решения сложных задач с помощью простых изображений — Дэн Роам
- Бла-бла-бла: что делать, когда слова не работают — Дэн Роам
- Визуальные встречи: как графика, стикеры и картирование идей могут изменить продуктивность группы – Дэвид Сиббетт
- Интеллект-карты для бизнеса: революционизируйте свое деловое мышление и практику — Тони Бьюзен
- Картирование идей: как получить доступ к скрытым возможностям вашего мозга, учиться быстрее, запоминать больше и добиться успеха в бизнесе — Джейми Наст
- Визуальное мышление: бизнес-приложения 14 основных диаграмм — Малкольм Крейг
- Gamestorming: пособие для новаторов, нарушителей правил и новаторов – Дэйв Грей, Сунни Браун и Джеймс Макануфо
- Resonate: Представьте визуальные истории, которые преобразят аудиторию – Нэнси Дуарте
- Visual Teams: графические инструменты для приверженности делу, инноваций и высокой производительности — Дэвид Сиббетт
В заключение, визуальное мышление является одним из самых мощных инструментов, которые вы можете добавить к своему набору навыков. Это может помочь вам увеличить ваше влияние и влияние на вашу работу и, что более важно, выделить вас в глазах людей, которым вы служите.
Что (и как) вы думаете?
С какими сложными проблемами вы сталкиваетесь, которые могут поддаться визуальному мышлению?
Какие методы визуального мышления вы уже пробовали? Каковы результаты?
В каких областях вам нужна помощь в изучении визуального мышления?
Об авторе: Чак Фрей является основателем и издателем блога The Mind Mapping Software. Эта статья основана на выдержке из новой книги Чака Фрея «Повысьте свое влияние: 52 инновационных стратегии повышения эффективности вашей работы».
11 упражнений для развития визуального мышления | by Storius Magazine
От мечтательного зонирования до заполнения колодца
Опубликовано в·
Чтение через 10 мин.·
1 июня 2020 г. Фото: Hidden Catch Сток)К К. М. Weiland
Что для вас важнее — образы или слова? Для рассказчиков важны оба. Мы создаем слова на бумаге, чтобы передать наше видение читателям. Мы хотим, чтобы они видели то, что видим мы, слышали то, что слышим мы, испытывали то же, что и мы. Концентрация на визуальном мышлении — это упражнение, которое многие из нас могут использовать, чтобы получить доступ к своему творчеству и писать лучшие истории.
Я думаю картинками. Я тоже думаю словами, но даже тогда я обычно вижу слов, проплывающих у меня в голове (шрифтом с засечками…). Подобно К. С. Льюису и его фотографической вспышке фавна с зонтиком, несущего свертки по снегу, почти все мои идеи для рассказов приходят ко мне в виде образов. Когда я был молод, я накладывал все в моем повседневном мире на картинки из моего внутреннего мира: дикие лошади бегали вдоль шоссе во время автомобильных поездок, лунные ночи превращали мой задний двор в секретный лабиринт, автоматические двери в продуктовом магазине доказывали мои способности разума джедая ( ладно, так все делают…).
Это было великолепно.
Однако я обнаружил, что мой взрослый мозг менее визуален, чем раньше. Я не утратил способности видеть друидов в лесу или преступников во время бури, но то, что раньше было постоянными мечтами детства, в значительной степени отправилось на пыльный чердак вместе с другими ностальгическими игрушками.
Но как писатель-фантаст я по-прежнему страстно нуждаюсь в этих снах, этих видениях, этих призраках краем глаза. И поэтому, даже когда я посвящаю себя ведению войны с интернет-мозгом и присущими ему отвлекающими факторами, которые отвлекают меня от моего визуального мышления, я также больше, чем когда-либо, стремлюсь снова сознательно получить доступ к этой удивительной сфере творчества.
Когда я упомянул об этом несколько недель назад в своем посте о борьбе с интернет-мозгом, один из вас попросил меня развить идею восстановления визуального мышления. В этом посте в основном рассказывается о моих собственных практиках работы с визуальным мышлением.
Я понимаю, что эти мысли могут быть бесполезны для некоторых из вас, поскольку исследования показывают, что только около 60–65% людей думают образами (хотя я не удивлюсь, если узнаю, что среди рассказчиков этот процент растет). Если тебе , а не кто-то, кто может или обычно думает образами, я хотел бы услышать ваше мнение обо всем этом. Находит ли вообще отклик идея визуального мышления? Пробовали ли вы когда-нибудь выполнять какие-либо из следующих упражнений, и если да, то приходилось ли вам их модифицировать? В частности, я хотел бы знать, как вы взаимодействуете с историями, если вы их не видите.
А пока вот мои мысли о том, как те из нас, кто использует визуальное мышление, могут отточить свои мысленные образы, чтобы мы могли воспользоваться их творческими преимуществами, как в личном, так и в творческом плане.
Наша самая настоящая жизнь — это когда мы бодрствуем во сне. — Генри Дэвид Торо
Без сомнения, идея Торо заключалась в том, что мы воплощаем наши мечты в том, как мы хотели бы, чтобы наша жизнь выглядела во внешнем мире. Но, как писатели, я думаю, что большинство из нас может увидеть и другую сторону этого благословения — когда прекрасные и волнующие видения нашего бессознательного присоединяются к нам в нашей мирской жизни. Иногда эти видения становятся настолько богатыми и яркими, что мы можем сшить их вместе в полный и содержательный гобелен законченной истории. А что такое истории, как не мечты, которыми мы делимся друг с другом?
Чтобы помочь всем нам лучше делиться мечтами, вот одиннадцать упражнений, которые я использую для осознанного доступа к моему визуальному мышлению и творчеству.
Я постоянно твердю об этом, в основном потому, что последние десять лет он был моим творческим центром. Для тех, кто не знает, «зонирование грез» — это термин Роберта Олена Батлера, обозначающий практику, не слишком далекую от «активного воображения» Карла Юнга. Это преднамеренный период (от нескольких минут до нескольких часов) сосредоточенного мечтания, в течение которого вы отключаетесь и сосредотачиваетесь на своей истории.
Хотя вы можете активно создавать и направлять повествование в течение этого времени, вы также можете использовать его для более прямого воздействия на свое бессознательное, просто позволяя всплывать образам ваших историй (или чего-либо еще) и следуя «всем, что движется». Как и в случае с любой медитативной практикой, вам может быть полезно создать среду, свободную от отвлекающих факторов, с фоновой музыкой и фокусом, например свечой.
Превратите свои мечты в «медитацию при ходьбе». В детстве я делал это естественным образом — брал с собой свои истории. В настоящее время мне требуются более согласованные усилия, чтобы не забывать позволять своим внутренним образам подниматься и присоединяться ко мне в мире.
Вы можете делать это в любом месте и в любое время (на беговой дорожке или мыть посуду), но я считаю, что это происходит наиболее естественно и доставляет наибольшее удовольствие, когда я нахожусь на улице. Например, прямо сейчас мне повезло, что у моего черного хода есть участок леса, в котором я гуляю каждое утро. Я стараюсь лучше «видеть» вещи. Как и в случае с зонированием сновидений, я позволяю образам возникать сами по себе, а затем мысленно следую за ними, чтобы увидеть, куда они ведут. Иногда это знакомые персонажи, иногда они более символичны. Прямо сейчас я видел много таинственных мужчин и женщин в атурийском стиле, скрывающихся далеко за деревьями. (И я могу это сказать, верно? Потому что мы все здесь сумасшедшие. 😉)
Картины, возникающие в нашем сознании, когда мы бодрствуем, не так уж отличаются от тех, что приходят к нам во сне. Образы, основанные на истории, часто так же символичны для личности, как и ваши мечты. Для меня самая большая разница обычно заключается в том, что мои образы наяву имеют больше контекстуального смысла (например, если бы мне снится ночная прогулка по лесу, я, вероятно, увижу политиков и пеликанов, а не короля Артура и Морган ле Фэй).
Тем не менее, я считаю, что образы, которые мой разум дает мне в любой конкретный момент времени, дают красноречивый взгляд на мое собственное бессознательное, могу ли я его перевести или нет. Наш бессознательный мозг говорит не словами, а символами. Для тех из нас, кто мыслит визуально, картинки, которые мы видим, вероятно, отражают эти символы больше, чем мы думаем.
Обсуждая сны наяву, д-р Джонатан Смоллвуд заметил, что:
[Сны наяву] генерируются из представлений, основанных на информации из памяти.
Короче говоря, наше бессознательное объединяет имеющиеся визуальные детали для создания осмысленных образов — так же, как мы сознательно собираем вместе известные слова для создания осмысленной коммуникации. На мой взгляд, это говорит о том, что чем больше запоминаемых образов может использовать наш мозг, тем более широким становится наше визуальное мышление.
Однако я также пришел к выводу, что качество важнее количества. В этом преимущественно визуальном обществе наш мозг обрабатывает новые изображения с беспрецедентной скоростью. Для того, чтобы выводить наиболее эффективные творческие образы, я хочу попробовать кормить свой мозг листовой зеленью и избегать продуктов с высоким содержанием углеводов. Это, я думаю, возвращает нас к символическим образам. Простые, мощные изображения бесконечно значимы и бесконечно пригодны для повторного использования. Я помню знаменитую цитату Джека Керуака:
.Однажды я найду нужные слова, и они будут простыми.
Для меня это в равной степени относится к поиску правильных и простых изображений, будь то яркая роза из моего цветника, феноменальная картина в художественной коллекции или потрясающее красное платье на Pinterest.
Музыка а не , конечно визуальная. Но опять же, для многих из нас это . Музыка — такой мощный источник эмоций, и для многих из нас эти эмоции переводятся в образы — эти личные символы — а затем, часто, в истории. Вот почему я использую музыку, когда мечтаю, а также когда пишу. Четыре минуты, чтобы спокойно посидеть с закрытыми глазами и послушать одну песню, — это все, что мне нужно, чтобы дать толчок визуальному мышлению на весь день.
Мои самые первые рассказы в подростковом возрасте были основаны на картинках. Я помню, что на первой картинке было гигантское облако, которое, казалось, шло по пляжу, полному детей. Я написал рассказ о том, как великан похитил брата маленькой девочки. После этого я начал вести информационный бюллетень под названием Horse Tails , для которого я писал рассказы, основанные на многих коллекционных декоративных тарелках, которые я видел в каталогах, и названные в их честь.
Теперь у нас есть Pinterest. Я также начал искать книги по искусству и карточные колоды, которые я могу держать под рукой в качестве мгновенного вдохновения. Даже если все, что я делаю, это смотрю на них, я запираю образы в своем сознании, откуда их можно извергнуть позже. Может быть, я увижу их в лесу!
Есть визуальное мышление и есть визуальное мышление. Те из нас, кто мыслит образами, настолько привыкли видеть мир и реагировать на него таким образом, что часто не замечают, а тем более признают и обрабатывают образы, постоянно мелькающие у нас перед глазами. В большинстве случаев это нормально, поскольку мы просто используем их как информацию, которая помогает нам делать то, что нам предстоит. Но в те моменты, когда мы пытаемся улучшить нашу способность мыслить визуально и заметьте мы думаем визуально, один из лучших трюков, которые я знаю, это концентрация на цвете и свете.
В следующий раз, когда вы погрузитесь в мир сновидений, или прогуляетесь по сказке, или просто остановитесь перед новой удивительной мысленной картиной, найдите время, чтобы обратить внимание на цвета. Туманный образ нового персонажа может стать объемным, просто если вы заметите, что у него голубые глаза. То же самое касается освещения. Куда падает свет на этом изображении? Куда падают тени? Это день или ночь? Солнечно или ненастно?
В комментарии, который вдохновил этот пост, Энди Кларк сказал:
Я хотел бы найти способ воссоединиться со своим сенсорным разумом (и я думаю, что он выходит за рамки визуального), чтобы обогатить свои истории.
Это заставило меня задуматься о том, как я мог бы также использовать свои другие чувства в этих приступах активного воображения. Я такая визуальная личность, что иногда единственный аспект, на котором я сосредотачиваюсь, — это увиденное. Но как только я перехожу от визуализации моей женщины в лесу к, возможно, ощущению текстуры ее бархатного платья или запаху озона, когда надвигается воображаемый шторм, или вкусу пепла на ветру, появляются всевозможные новые возможности.
Мой любимый способ совмещать мечтательное зонирование и прослушивание музыки — позволить вдохновленным музыкой образам разворачиваться в моем воображении в сокращенном повествовании. Вместо того, чтобы сосредоточиться на одной сцене и ее арке, я позволяю образам всей истории прокручиваться в моей голове, как если бы это был музыкальный клип или трейлер к фильму. Таким образом я не только получаю одни из своих лучших изображений, но это фантастический инструмент, дающий мне общее представление о том, о чем история, как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения темы.
Иногда я делаю «моментальные снимки» визуального вдохновения. Они приходят ко мне в мгновение ока — в основном бессознательно, но также и тогда, когда я не забываю делать это целенаправленно. Это одни из моих любимых изображений. Быстрое визуальное «моргание» — один из самых простых способов получить доступ к визуальному воображению, и вы никогда не знаете, какой новый интересный образ вы можете получить. Попробуй это. Все, что вам приходит в голову, также, вероятно, является чем-то символически значимым.
Наконец, не забывайте о глубоком колодце в центре всего этого — вашем бессознательном — и о ведре на веревке, которое позволяет вам получать доступ к нему каждую ночь — ваших снах. Мои сны, как правило, слишком дикие и хаотичные, чтобы предложить связные сюжетные идеи. Но они всегда предлагают яркие образы.
Ведение журнала сновидений и его периодическое пересматривание может не только помочь вам выявить наиболее важные для вас повторяющиеся образы, но и помочь вам выработать более прямой метод общения со своим бессознательным творчеством.
Несколько раз, когда я писал это, я осознавал, что любому, кто так не думает, идея увидеть людей в лесу может показаться совершенно безумной. :p Но для тех, кто, так сказать, мечтает о своих мечтах вслух, я думаю, вы знаете, как это здорово — и как важно развивать этот дар, а не позволять ему ускользать, как остальное детство. С этой целью мы должны внедрить некоторые или все эти упражнения в нашу жизнь и поддерживать накачанные мышцы воображения!
Нажмите здесь , чтобы прослушать аудиоверсию (или , подпишитесь на подкаст Helping Writers Become Authors в iTunes ).
Любовь Помощь писателям стать авторами ? Теперь вы можете стать покровителем. (Огромное спасибо тем из вас, кто уже является частью моей семьи Patreon!)
К.М. Вейланд — отмеченный наградами и опубликованный на международном уровне автор знаменитых книг Outlining Your Novel и Structuring Your Novel.