Когнитивный компонент: ‘ ‘ — » — NotaBene.ru

Компоненты отношений к болезни | Студент-Сервис

Описанные выше общие представления о логическом статусе понятия компонента отношения справедливы и для психологического анализа отношения к болезни.

Как было отмечено, компоненты не являются составными частями, элементами, входящими в структуру отношения (которое по своей сущности целостно и нерасчленимо). Понятие о компоненте отношения отражает возможность его рассмотрения (научного психологического анализа) в трех разных смысловых ракурсах.

В соответствии с такой направленностью психологического анализа выявление этих компонентов отношения к болезни сводится к выявлению тех изменений в эмоциональной, мотивационно-поведенческой и когнитивной сферах, которые связаны с анализируемым отношением.

Описание изменений в этих трех сферах психического в самом обобщенном виде могут быть представлены как ответы на вопросы: какие чувства, эмоции связаны с отношением к болезни; какие мотивы связаны с отношением к болезни; какие знания связаны с отношением к болезни.

Эмоциональный компонент. Эмоциональный компонент отношения к болезни представляет те изменения в эмоциональной сфере личности больного, которые происходят с возникновением болезни и в процессе ее течения.

С болезнью как значимым событием в жизни человека связан широкий спектр чувств. Содержательное богатство и интенсивность эмоциональных переживаний, обусловленных болезнью, зависит от степени значимости тех отношений, которые болезнь затрагивает.

Как правило, эмоциональный компонент отношения к болезни характеризуется отрицательными эмоциями. Это обусловлено тем, что болезнь фрустрирует личность, блокируя ее потребности в самом широком их понимании.

Содержание отрицательных эмоций зависит от спектра тех фрустраций, которые определяются как характером самого заболевания, так и особенностями связанных с болезнью потерь в ценностном мире личности больного, а также от свойственного больному общего эмоционального фона.

В то же время в формировании эмоционального компонента отношения к болезни значительную роль могут играть и непосредственные отрицательные эмоциональные реакции на боль, переживания физического и психологического дискомфорта, вызванного болезнью.

Следует обратить внимание на то, что чувства, возника- ющие при развитии заболевания, могут быть противоречивыми и включать наряду с отрицательными и положительные. Например, если болезнь позволяет решать больному какую-либо жизненную проблему или ослаблять отрицательное влияние этой проблемы, то в связи с заболеванием у него возникают и положительные эмоции той или иной степени выраженности.

Эмоции, отражаемые эмоциональным компонентом отношения к болезни, тесно связаны с соматическим состоянием больного. Эти эмоции включаются как один из патогенетических факторов в целостный процесс патогенеза заболевания.

Изменения в эмоциональной сфере больного могут привести к измене- нию его соматического состояния, а новый соматический фон, в свою очередь, может изменить течение заболевания. Таким образом, отношение к болезни может благоприятно или неблагоприятно влиять на ее развитие.

Мотивационно-поведенческий компонент. Мотиваци- онно-поведенческий компонент отношения к болезни представ- ляет те изменения в мотивационно-поведенческой сфере личности больного, которые происходят с возникновением болезни и в процессе ее течения.

Болезнь, как правило, приносит физические и душевные страдания, содержит угрозу благополучию человека и даже угрозу его существованию. В связи с этим возникают новые мотивы деятельности, направленные на избавление от страданий и на излечение заболевания, восстановление физического и душевного здоровья.

Этот генеральный мотив расщепляется на парциальные, направленные на конкретные цели, достижение которых может обеспечивать достижение генеральной цели – восстановление здоровья. К таким конкретным парциальным целям, которые

преследует в своей деятельности больной, относятся, в частности, установление точного диагноза, поиск информации об эффективных методах лечения, поиск материальных средств, необходимых для лечения и др.

Изменения в мотивационной сфере личности больного вызваны также тем, что болезнь блокирует возможность достижения многих из целей, ранее существовавших и определявших поведение личности.

В связи с этим в системе целеполагания мотивационной сферы происходит или отказ от старых целей, или формирование новых целей, достижение которых как промежуточных позволяет разблокировать достижение ранее существовавших целей.

Так у личности, для которой труд является, при тяжелом заболевании, при котором работа по профессии становится невозможной, больной может или вообще отказаться от трудовой деятельности, или поставить в качестве промежуточной цели изменение профессии, сохранив тем самым возможность, несмотря на болезнь, трудиться.

Кроме того, болезнь как экзистенциально значимое событие в жизни человека может привести к изменению системы ценностей личности и, тем самым, к изменению системы целеполагания. Так, в процессе заболевания человек может по- новому оценить роль семьи в своей жизни и повысить ее приоритет в системе ценностей. Это с необходимостью приводит к возникновению новых целей, направленных, например, на достижение материального и душевного благополучия своих близких.

Когнитивный компонент. Когнитивный компонент отношения к болезни отражает те изменения в когнитивной сфере личности больного, которые происходят с возникновением болезни и в процессе ее течения.

Учитывая положение В. Н. Мясищева, что “отношение связывает человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом”, как уже было отмечено, когнитивный компонент отношения следует анализировать в категориях смысла.

В когнитивном компоненте отношения к болезни могут быть выделены смысловые структуры: отражающие в сознании болезнь как объективное событие; отражающие значение этого события для личности; отражающие  в самосознании личности само отношение к болезни.

Смысловая структура когнитивной сферы, отражающая болезнь как объективное явление, является репрезентацией болезни в психике и выступает при психологическом анализе в качестве категории предмета отношения. Эта смысловая структура имеет как бы надличностный характер, то есть, в силу объективности заболевания, принадлежит не отдельной личности, а обществу в целом.

Наряду со смыслом болезни в понимании больного как объективного события, в когнитивном компоненте отношения к болезни может быть выделена другая смысловая структура, содержащая знания о возможном влиянии болезни и ее последствий на все стороны существования больного.

Болезнь может содержать в себе угрозу смерти, инвалидизации, утраты трудоспособности. Больной может опасаться изменений своего социального статуса. В связи с болезнью нередко изменяется личностный статус больного. Болезнь вызывает бесчисленное количество последствий в жизни не только больного, но и его окружения.

Болезнь может изменить в целом личностную перспективу на будущее, оценку настоящего, ретроспективно влиять на оценку прошлого больного. Наступившие и ожидаемые изменения в жизни больного человека анализируются им в координатах сформированной в процессе всей жизни системы ценностей, которая имеет сугубо индивидуальный характер. Отсюда следует, что эта смысловая структура болезни для больного является сугубо личностной.

Таким образом, надличностная смысловая структура, отражающая в сознании болезнь как объективное событие, дополняется личностно заданной смысловой структурой, отражающей значение этого события не для человека вообще, а для конкретной личности. Надличностный смысл болезни преобразуется в личностный смысл.

Наряду со смысловыми структурами, отражающими болезнь как объективное и субъективное событие, в когнитивной сфере может быть выделена смысловая структура, отражающая то, как само отношение к болезни явлено личности в самонаблюдении. Как указывалось выше, именно в рефлексии отношение раскрывается сознанию в его трех аспектах и становится актуальным, оформляясь лингвистически.

Лингвистические оформления эмоционального, мотивационно- поведенческого и когнитивного компонентов отношения сами по себе могут быть отнесены как смысловые структуры к когнитивному компоненту, только к более глубокому его уровню, поскольку ранее рассматривающиеся смысловые структуры тесно связаны с рефлексией над объектом отношения, а этот уровень отражает рефлексию над самим отношением.

В заключение этого раздела следует еще раз подчеркнуть, что категория компонентов отношения к болезни является категорией психологического анализа, проводимого по традиционным для психологии “смысловым осям”: эмоциональной, мотивационно-поведенческой и когнитивной.

Четвертой важнейшей смысловой осью, необходимой для анализа категории отношений к болезни, является время. Рассмотрение этого отношения в проекции на ось времени представляет собой рассмотрение становления и динамики отношения к болезни.

Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3566

Title: Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании
Other Titles: Cognitive component of tolerance in pedagogic education
Authors: Akimova, O. B.
Tabatchenko, T. S.
Акимова, О. Б.
Табаченко, Т. С.
Issue Date: 2013-01
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Акимова, О. Б. Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании / О. Б. Акимова, Т. С. Табаченко // Образование и наука. — 2013. — № 1. — С. 42-57.
Abstract: The paper looks at one of the urgent educational problems of tolerance development by teachers and students; tolerance being viewed as the openness to the new knowledge acquisition, willingness to understand other people and cooperate with them, and therefore the opportunity for self-development. The paper outlines the ways of tolerant attitudes formation by all the human subjects of educational process; the concept of person oriented teaching is considered to be the basic one for tolerance development. To optimize the specialists’ training for communication at any level of professional environment, the cognitive activity educational model is suggested, providing the ways out of any complicated pedagogical situation. The cognitive psychology concepts give the background for the above model. The education in question promotes the intellectual level of the prospective teachers, intensifies their creative potential, methodological thinking and practical experience, as well as tolerance development in professional communication process
В статье говорится об одной из наиболее актуальных проблем в сфере современного образования – формировании толерантности педагогов и учащихся, т. е. открытости их к познанию, пониманию другого человека, стремлении к продуктивному сотрудничеству. Толерантность определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. В сущности, это не столько качество личности, сколько ее реализуемое состояние. Выделены направления формирования толерантного отношения субъектов образовательного процесса. Показано, что основополагающей в развитии толерантности должна стать концепция личностно-ориентированного обучения, основой которой являются гуманистические ценности. Для оптимизации результатов подготовки специалиста, способного свободно общаться в профессиональной среде любого уровня, ориентироваться в любой, даже самой сложной, нестандартной педагогической ситуации предлагается когнитивно-деятельностная модель обучения. Подробно рассмотрены положения когнитивной психологии, которые могут послужить основой данной модели.
Такое обучение будущих педагогов способствует развитию у них высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого методического мышления, а также воспитанию толерантности в профессиональном общении
Keywords: TOLERANCE
COGNITIVE COMPONENT OF TOLERANCE
ACTIVITY APPROACH TO EDUCATION
COGNITIVE LEVEL OF KNOWLEDGE
CREATIVE LEVEL OF KNOWLEDGE
ACQUIRED AND MASTERED KNOWLEDGE
COGNITIVE ACTIVITY TEACHING MODEL
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
КОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ
КРЕАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ
ВЫУЧЕННЫЕ И ОСВОЕННЫЕ ЗНАНИЯ
КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука. 2013. №1
Appears in Collections:Образование и наука

Show full item record   Google Scholar 

CORE Recommender

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

когнитивный компонент

когнитивный компонент

Реклама

1 из 19

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения в автономном режиме

Здравоохранение

Департамент трудотерапии Бангладешского института медицинских профессий 90 003

Реклама

Реклама

Реклама

когнитивная компонент

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПОНЕНТ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ) Шамима Актер Бакалавр наук (с отличием) в трудотерапии и магистр наук в области реабилитации доцент, Кафедра трудотерапии Бангладешский институт медицинских профессий (BHPI) Центр реабилитации парализованных (ЦРП) Чапаин, Савар
  2. Когнитивные компоненты Познание: умственное действие или процесс приобретения знание и понимание через мысль, опыт, чувства. 1. Уровень возбуждения 8. Последовательность 2. Ориентация 9. Категоризация 3. Распознавание 10. Формирование концепции 4. Концентрация внимания 11. Пространственные операции 5. Начало деятельности 12. Решение проблем 6.
    Прекращение деятельности 13. Обучение 7. Память 14. Обобщение ТС1_Шамима_2018
  3. УРОВЕНЬ ВОЗБУЖДЕНИЯ Демонстрация бдительности и реакции на экологические раздражители. • Переход через дорогу • Вождение автомобиля в холмистой местности • Прогулки во время дождя • Серфинг в море • Играть в футбол ТС1_Шамима_2018
  4. ОРИЕНТАЦИЯ Знакомство с новым человеком, местом, временем и ситуацией. • Поход в зоопарк в первый раз. • Посетить день открытых дверей • Познакомьтесь с участником во время проведения мастерская • Знакомство с гостем во время церемонии бракосочетания • Познакомьтесь с одноклассниками в ориентации программа ТС1_Шамима_2018
  5. ПРИЗНАНИЕ узнавание знакомых лиц, предметов и др. представленные ранее материалы. • Встретиться со школьными друзьями в программе воссоединения • Посещение школы после каникул Ид • Ходить в библиотеку колледжа • Настройте мультимедиа перед терапевтическими навыками. сорт • Встретьтесь с Нардевом Таппой в Британском совете. ТС1_Шамима_2018
  6. ОБЛАСТЬ ВНИМАНИЯ Сосредоточение внимания на задаче с течением времени. • Просмотр тестового матча по крикету • Посещение занятий курса • Пошив платья • Прослушивание речи политика • Играть в игры Candy Crush на вкладке ТС1_Шамима_2018
  7. НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Начало физической или умственной деятельности. • Выполнение задания • Познакомьтесь с незнакомцем • Принимать ванну в зимний сезон • Участвовать в практическом занятии • Организуйте программу встречи ТС1_Шамима_2018
  8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Остановка деятельности в подходящее время. • Завершить мобильную игру во время урока. • Прекратите сплетничать во время встречи • Заполните экзаменационную работу в течение данное время • Вставать с постели в 6:00. • Съемка во время дождя/последней сцены ТС1_Шамима_2018
  9. ПАМЯТЬ Воспроизведение информации после коротких или длительных периодов время. • Рассказывать о детстве. • Запись регистрационного номера на экзаменационный лист • Сплетни • Читать стишки • Петь песню ТС1_Шамима_2018
  10. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Упорядочивание информации, концепций и действий. • 2, 1,8,3,9 (Последовательность в правильном порядке = 1, 2,3,8,9) • Когда мы одеваемся, мы знаем, что наше нижнее белье должны быть надеты до брюк, или носки должны быть сняты перед обувью. • Приготовление риса • Нанесение косметики • Повторяйте «намта» • Молитва ТС1_Шамима_2018
  11. КАТЕГОРИЯ Выявление сходства и различия между информации или объектов. НАПРИМЕР: собака, велосипед, автомобиль, мотоцикл, птица, лошадь — Категории собака, птица, лошадь = животные — Велосипед, автомобиль, мотоцикл = транспортные средства – ИЛИ две разные марки колы (например, Pepsi или Coca Cola) по-прежнему являются кока-колой, несмотря на то, что они отличаются друг от друга. торговые марки. ТС1_Шамима_2018
  12. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ Организация разнообразной информации для формирования мысли и идеи. НАПРИМЕР — цвет и форма являются понятиями, т.к. наши представления о том, что хорошо, а что плохо. Например, понятия цвета, автомобиля и формы. помогают отличить легковой автомобиль от грузового. ТС1_Шамима_2018
  13. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ Мысленное манипулирование положением предметов в различных отношениях. НАПРИМЕР — Перед парковкой автомобиля между двумя другими автомобили, вам нужно визуализировать, насколько близко ваш автомобиль подойдет к другие транспортные средства. Этот навык требует хороших способностей к пространственным отношениям. ТС1_Шамима_2018
  14. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Признание проблемы, определение проблемы, определение альтернативных планов, выбор плана, организация шагов в плане, реализация плана и оценивая результат. НАПРИМЕР — Мы используем наши навыки решения проблем каждый раз, когда мы делаем новую деятельность или испытываем трудности в знакомый. ТС1_Шамима_2018
  15. ОБУЧЕНИЕ Приобретение новых концепций и моделей поведения. НАПРИМЕР — Мы учимся, изучая новые понятия или идеи, через практику и непосредственный опыт. Мы знаем, что кто-то чему-то научился, когда — Их поведение изменилось — Они могут сделать то, что не смогли до — объяснить то, чего раньше не было понял.
    ТС1_Шамима_2018
  16. ОБОБЩЕНИЕ Применение ранее изученных концепций и моделей поведения к различным новым ситуациям. ТС1_Шамима_2018
  17. Имеет ли смысл? ТС1_Шамима_2018 Больше вы спрашиваете, больше вы узнаете! Хорошей подготовки к экзамен
  18. Возможный экзаменационный вопрос

Реклама

Когнитивный компонент оценки медсестер: анализ

Обзор

. 1995 авг; 22 (2): 206-12.

doi: 10.1046/j.1365-2648.1995.22020206.x.

Р А Ворона 1 , Дж. Чейз, Д. Ламонд

принадлежность

  • 1 Департамент сестринского дела и акушерства, Университет Суррея, Гилфорд, Англия.
  • PMID: 7593938
  • DOI: 10. 1046/j.1365-2648.1995.22020206.x

Обзор

R A Crow et al. J Ад Нурс. 1995 авг.

. 1995 авг; 22 (2): 206-12.

doi: 10.1046/j.1365-2648.1995.22020206.x.

Авторы

Р А Ворона 1 , Дж. Чейз, Д. Ламонд

принадлежность

  • 1 Департамент сестринского дела и акушерства, Университет Суррея, Гилфорд, Англия.
  • PMID: 7593938
  • DOI: 10.1046/j.1365-2648.1995.22020206.x

Абстрактный

В этой статье представлен анализ когнитивного компонента оценки медсестер, дополняющий рост знаний о других важных аспектах оценки. Цель статьи — предоставить основу для понимания того, как медсестры структурируют проблемы оценки и типы суждений, которые они выносят. Суть анализа основана на сравнении сестринской оценки и медицинского диагноза, поскольку когнитивный компонент и суждения, сформированные в медицинском диагнозе, были более полно сформулированы. Результаты показывают, что могут быть сходства между когнитивными стратегиями, используемыми при оценке сестринского дела, и стратегиями, используемыми в медицинской диагностике, особенно в отношении сбора и организации информации. Но цель информационного поиска оказывается иной. В медицинской диагностике цель состоит в том, чтобы установить объяснение имеющейся у пациента проблемы. С другой стороны, при сестринской оценке цель, по-видимому, состоит в том, чтобы дать точную картину текущего состояния или ситуации пациента. Сформулированные оценки соответствуют определению суждения и, как и медицинские диагнозы, включают некоторую форму предсказания. Однако, в отличие от медицинских диагнозов, которые обычно остаются стабильными на протяжении всего лечения, оценки должны меняться по мере изменения состояния пациента. Когнитивный компонент оценки имеет большое значение для обучения медсестер и клинической практики. Поэтому необходимо дальнейшее понимание того, как медсестры структурируют проблемы оценки и формулируют суждения. Полученные данные могут также помочь прояснить значение сестринского диагноза.

Похожие статьи

  • Использование суждений для повышения точности в принятии решений.

    Даудинг Д., Томпсон С. Даудинг Д. и др. Нурс Таймс. 2004 1-7 июня; 100 (22): 42-4. Нурс Таймс. 2004. PMID: 15195545 Обзор.

  • Думают ли медсестры-специалисты по сердечной недостаточности по-разному, когда сталкиваются с «трудными» или «легкими» решениями: анализ суждений.

    Томпсон С., Спилсбери К., Даудинг Д., Паттенден Дж., Браунлоу Р. Томпсон С. и соавт. Джей Клин Нурс. 2008 авг; 17 (16): 2174-84. doi: 10.1111/j.1365-2702.2008.02303.x. Джей Клин Нурс. 2008. PMID: 18705737

  • Категоризация состояния здоровья пациента — анализ сестринского суждения.

    Кроу Р., Спайсер Дж. Кроу Р. и др. Int J Nurs Stud. 1995 октября; 32 (5): 413-22. doi: 10.1016/0020-7489(95)00044-х. Int J Nurs Stud. 1995. PMID: 8550302

  • Сестринский диагноз: изучение факторов, которые могут повлиять на процесс рассуждения.

    Вулли Н. Вулли Н. J Ад Нурс. 1990 янв.; 15(1):110-7. doi: 10.1111/j.1365-2648.1990.tb01679.x. J Ад Нурс. 1990. PMID: 2303609

  • [Принятие решений в сестринском деле. Обзор литературы о том, как медсестры ставят диагноз].

Добавить комментарий