Образное мышление — Человек в мире творчества
Информация об авторе сайта > Зачем человеку творчество > Творчество как объект психологии > Сущность творческого процесса > В лабиринте извилин > Тайны двух полушарий >
Из миража, из ничего, Из сумасбродства моего — Вдруг возникает чей-то лик И обретает цвет и звук, И плоть, и страсть! (Юлий Ким)
Самым древним видом мышления является наглядно-действенное. У каждого отдельно взятого человека этот вид мышления формируется в самом раннем детстве. Инструментом наглядно-действенного мышления является предмет, и проявляется оно в форме операций с предметами.
Более «продвинутым» видом мышления является образное, основные «инструменты» которого — образы. Главная функция образного мышления — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Способность оперировать образами появляется у человека в раннем детстве и сохраняется в течение всей жизни. Что же такое образ? «Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами». (Ж. Пиаже) В психологии мышления – это одна из центральных категорий, в первую очередь, потому, что именно в форме чувственных образов происходит отражение действительности, и хранится в памяти большая часть информации. Изначально, образы связаны с чувственным познанием, то есть являются продуктами деятельности органов чувств. Мы можем говорить, например, о зрительных образах или слуховых, тактильных (связанных с осязанием) или вкусовых. Но в человеческом мышлении они более разнообразны и могут воплощать любое даже абстрактное содержание. Образы – это те кирпичики, из которых строится внутренний мир человека, наша психическая реальность. Собственно, образное мышление не очень нуждается в словах. Даже сложное понятие, философская или этическая категория становятся понятнее и ближе, если выражаются с помощью образа. Именно так, через образы, осмысливали люди в древности сложный и противоречивый мир абстрактных категорий и человеческих отношений. Наиболее яркие примеры такого осмысления можно найти в мифах разных народов. Так, например, древние славяне представляли любовь или в образе юной девушки в венке из цветов – Лели, или в образе зрелой женщины, покровительницы домашнего очага – Лады. А смерть видели в образе старухи в саване и с косой. Главная особенность образного мышления даже не в том, что оно совершает операции с образами, а в том, что этот тип мышления позволяет осмыслить ситуацию или проблему в целом, не дробя ее на отдельные составляющие, детали. В этом огромная ценность образного мышления, ведь не редко увлекаясь деталями, частностями, мы не видим ситуации в целом, то есть, за деревьями не видим леса. Такое целостное осмысление позволяет посмотреть на проблему с другой стороны, установить взаимосвязь проблемной ситуации с какими-то аспектами действительности, которые, как первоначально казалось, никакого отношения к нашей задаче не имеют. Активность образного мышления не означает, что человек перестает пользоваться словами или утрачивает способность нормально формулировать свои мысли. Просто, в процессе самого мышления слова играют вспомогательную роль, а иногда и вовсе не нужны. Дело в том, что образное мышление настолько скоростной тип мышления, что мы не успеваем мысли-образы облекать в слова. Образное мышление еще довольно мало изученная область нашей психики. Сложность здесь в том, что язык образов не поддается переводу на язык слов. Чтобы рассказать о тех образах, которые рождаются в его сознании, человек должен использовать слова, а облеченные в речевую форму образы неизменно утрачивают свою яркость и специфичность. Да и мир образов значительно превышает словарный запас любого языка. Нам просто не хватит слов, чтобы рассказать о нем. С такой ситуацией сталкивался каждый из нас, когда в попытках передать свои чувства или впечатления от увиденного мы сетовали на бедность языка. Только искусству под силу справиться с этой проблемой, именно потому, что оно передает информацию на языке образов. Сложность понимания образного мышления еще и в том, что оно связано с подсознанием. О подсознании и бессознательном после З. Фрейда написано столько всего, что разбираясь в этом, можно попасть под лавину информации. Поэтому закапываться в эту лавину мы не будем. Следует отметить только одно: именно там, в подсознании, хранится основная масса образов. Управлять бессознательными процессами человек не может, на то они и бессознательные, поэтому часто у нас как будто ниоткуда возникают совершенно непонятные, а нередко, и невероятные образы. Эти образы приводят нас в недоумение, но часто, именно они несут весьма полезную информацию. Подсознание нам что-то подсказывает, или советует на своем языке, но советов этих мы часто не понимаем.
|
Мышление и деятельность — виды и приемы
Сегодня вы узнаете больше о мышлении с точки зрения обществознания и немного — с точки зрения психологии. В этой статье мы поговорим о том, как мышление связано с деятельностью человека, какие у него бывают виды и при чём тут Шерлок Холмс.
Что такое мышление
В статье «Деятельность человека» мы уже говорили о её 4 основных видах, в т. ч. об учении. Там мы разобрались, что познавательная деятельность помогает людям осваивать новые знания и навыки, которые нужны для жизни. Её высшая ступень, то, что выделяет человека из остального животного мира — это мышление.
Мышление в обществознании— это вид деятельности, в ходе которой человек представляет объективный мир в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Всё это — рациональные формы познания. С их помощью мы можем применять уже усвоенные знания, чтобы познавать мир вокруг. Так человек узнаёт новое об объектах и явлениях, которые нельзя познать другим, чувственным методом. Например, потрогать его.
Вместо этого человек пользуется информацией, которой владеет, чтобы прийти к выводам и решить нужную задачу. Первое, что ему для этого нужно, — знать важные для дела понятия.
Понятие — это мысль, в которой субъект фиксирует все важные признаки вещей.
Вы хорошо знакомы с этим термином — так можно назвать каждое определение, которое вы встречаете в учебнике. Но одних понятий мало, чтобы прийти к выводу. Важно разбираться в свойствах предметов и явлений, чтобы сопоставлять их друг с другом. Это делают с помощью суждений.
Суждение — это мысль, которая подтверждает или отрицает что-либо о предметах познания.
Суждения — это про связи предметов, явлений и их качеств. Они помогают нам узнать, как один объект взаимодействует с другим, и поможет ли это решить задачу. В результате такого анализа человек приходит к умозаключению.
Умозаключение — это рассуждение, в итоге которого субъект приходит к новому суждению — выводу.
Этот вывод и будет конечным продуктом мышления. Он поможет решить задачу либо окажется неподходящим, и тогда человек начнёт цепочку мышления с начала. Но уже будет пользоваться другими переменными — понятиями и суждениями. И так пока он не достигнет цели.
Давайте кратко разберёмся, как работает этот вид деятельности — мышление.
Пример № 1.
Денис нашёл в гараже оголённый провод под напряжением. Тот лежал прямо посреди пола, поэтому Денис решил его убрать подальше к стене, чтобы никто случайно не прикоснулся к нему. Проблема в том, что он не знает, где находится щиток, чтобы отключить электричество. Взгляд Дениса падает на железные щипцы и резиновые перчатки. Какой из этих двух вещей можно воспользоваться, чтобы безопасно поднять оголённый провод?
Чтобы выяснить это, Денис начинает размышлять. Из курса физики он знает, что такое железо, металл, резина и электрический ток. Всё это — понятия, которые ему пригодятся. Он также помнит, что все металлы хорошо проводят ток. А железо, из которого сделаны щипцы, относится к металлам. Это ключевые суждения, которые помогли Денису прийти к выводу: если взять провод щипцами, его ударит током, потому что железо — хороший проводник.
Первый вывод состоялся, но он не помог решить задачу. И Денис приступил к другим суждениям: резина — диэлектрик, т. е. вообще не проводит электричество. А перчатки как раз сделаны из резины. Значит, если надеть их, можно не бояться удара током. Денис сможет взять провод руками или щипцами и безопасно перенести его. Главное — не позволять проводу коснуться частей тела, которые не защищает резина. Задача решена!
Как видно из этого примера, у процесса мышления есть 3 этапа. Мы изобразили их на схеме ниже. Сохраняйте её: эта структура мыслительной деятельности может пригодиться на уроках.
Особенности мышления
Теперь разберёмся, как отличить мышление от любой другой познавательной деятельности. В этом вам помогут его особенности — каждую из них мы разобрали в таблице ниже.
Особенности мышления | |
---|---|
Особенность | Сущность |
Носит социально-исторический характер | Чтобы решить проблему, субъект пользуется знаниями и чувственным опытом, которые другие люди получали ранее |
Опосредованно | Чтобы получить знания об объекте, субъект опирается на личный чувственный опыт и знания, которые сам получил раньше |
Связано с языком | Чтобы выражать мысли и работать с суждениями, люди используют язык и речь |
Выражает обобщённое отражение действительности | Во время мышления субъект пользуется обобщениями, чтобы связывать качества предметов, которые он познаёт |
Проявляется в проблемной ситуации | На мышление субъекта толкает нерешённая задача, которая создаёт для него проблему |
Носит индивидуальный характер | Субъект вовлекает в мышление стороны своей личности |
Проверьте себя
Опираясь на пример № 1, сами придумайте ситуацию, которая проиллюстрировала бы процесс мышления.
Твоя пятёрка по английскому.
С подробными решениями домашки от Skysmart
Типы мышления
Мышление, как и любая другая деятельность, бывает разным. И что интересно, его типы неодинаково проявляются у людей разного возраста. Всего принято выделять 3 вида мышления:
По их названиям уже можно примерно понять, чем они отличаются. Но мы разберём их более подробно и рассмотрим на примерах.
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-действенное мышление — это тип мышления, при котором человек познаёт мир через действия с объектом познания.
Его основа — преобразующая деятельность. Т. е. человек физически изменяет что-либо вокруг себя, чтобы решить задачу.
Давайте проиллюстрируем это мышление на примере ранних этапов развития человечества. У древних людей ещё не было таких точных знаний об объектах, как у нас сейчас. Для любой задачи они пробовали в действии несколько разных предметов, чтобы понять их свойства. И в конце выбирали тот, что подходил лучше всего. Так, например, они выяснили, что сухие ветки горят лучше тех, что были сломаны только что.
Также психологи говорят, что наглядно-действенным мышлением обладают все дети до 3 лет. В этом возрасте они познают мир через действия. Например, сравнивают предметы, складывают их и узнают качества. Часто даже ломают игрушки, чтобы узнать, что у них внутри и как они работают.
Но это не значит, что взрослому человеку не присуще такое мышление. В сознательном возрасте мы тоже пользуемся им, когда не знаем, к чему точно могут привести действия. Разберёмся на примере.
Пример № 2.
Аня переехала в новую квартиру и столкнулась с проблемой. На кухне обнаружилась новая модель духовки, с которой ей никогда не приходилось сталкиваться. И никакой инструкции.
Аня примерно понимает, какие функции может выполнять духовка. Но что делают конкретные кнопки — не знает. Поэтому она проверяет их опытным путём: нажимает, чтобы разобраться, для чего они нужны. Это пример наглядно-действенной мыслительной деятельности у взрослых.
Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное мышление — это тип мышления, при котором человек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображении.
В отличие от наглядно-действенного мышления здесь уже не нужно что-то делать физически. Всё происходит внутри нашей головы.
Этот вид характерен для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Им не обязательно что-то трогать или проверять в действии — к этому времени ребёнок уже получил достаточно чувственного опыта. Теперь он может перебирать эти знания в голове, чтобы ярко представлять сущность объектов познания.
То же самое могут и взрослые люди. Давайте рассмотрим пример.
Пример № 3.
Иван затеял ремонт дома — захотел обновить обои. Он выбрал несколько вариантов в интернете и теперь может мысленно примерить их на стены в квартире. Так он поймёт, подойдут они к интерьеру или нет. Это пример наглядно-образного вида мышления у взрослых.
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление — это абстрактный тип мышления, при котором человек пользуется известными понятиями и суждениями, которые не всегда можно выразить в чувственных образах.
Понимаем, звучит сложно. Но всё станет ясно, если вы попробуете представить гордость как конкретный объект. Или тревогу. Или привязанность. У вас не выйдет, потому что эти явления нельзя увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Но всё же мы понимаем, что они означают. И пользуемся ими в жизни.
Как и при наглядно-образном мышлении, в процессе участвует только головной мозг. Но и представлять что-либо человеку тоже не нужно. Чтобы решить задачу, мы оперируем особыми инструментами в голове. С некоторыми из них вы уже знакомы: это понятия, суждения и умозаключения. Но психологи выделяют и другие виды:
теории;
гипотезы;
методы и т. д.
Пример словесно-логического мышления — это ответ школьника у доски на любом из уроков. В это время ученик пользуется известными ему понятиями и сводит их между собой, чтобы решить задачу. Например, подбирает нужную теорему на математике.
Пример № 1 про Дениса и оголённый провод тоже показывает, как работает словесно-логическое мышление. Если это необходимо, вернитесь к нему, чтобы разобрать процесс уже с новой точки зрения.
Типы мышления: сводная таблица
В этом разделе мы поговорили о 3 основных типах мышления. А теперь — собрали для вас всё самое важное о них в таблице ниже. Пользуйтесь ею на уроках или для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Типы мышления | ||
---|---|---|
Тип | Сущность | Пример |
Наглядно-действенное | Человек познаёт мир через физические действия с объектом познания | Ребёнок раскладывает игрушки по цветам, пробует их на вкус. Взрослый делает перестановку дома: пробует ставить диван то к одному, то к другому углу. |
Наглядно-образное | Человек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображении | Ребёнок представляет дерево с помощью воображения, чтобы потом нарисовать его. Взрослый выбирает в магазине цвет плитки для ванной и представляет результат. |
Словесно-логическое | Человек пользуется известными понятиями и суждениями, которые не всегда можно выразить в чувственных образах | Ребёнок решает задачу по физике. Взрослый анализирует объём продаж на работе. |
Методы мышления
Человек может по-разному оперировать понятиями и суждениями, чтобы прийти к выводу. В этом ему помогают особые методы или приёмы мышления. В этой статье мы рассмотрим лишь 5, но в обществознании их гораздо больше. Первый из них — анализ.
Анализ — это метод мышления, при котором человек делит целое на части, из которых оно состоит.
Это необходимо, чтобы узнать, как устроено это самое целое. Так, ученик в классе раскладывает число на множители, а диетолог считает сочетание белков, жиров и углеводов в порции пасты.
Синтез — это метод мышления, при котором человек объединяет части в единое целое.
Синтез — это то же самое, что анализ, только наоборот. При этом важно понимать, что эти два процесса действуют сообща. Здесь подойдёт пример, который мы уже разбирали раньше: ребёнок сначала разбирает машинку на радиоуправлении, а потом собирает снова. И всё это затем, чтобы понять, как она работает.
Сравнение — это метод мышления, при котором человек сопоставляет объекты или явления по их качествам для решения одной и той же задачи.
Чтобы проиллюстрировать этот процесс, можно вспомнить о сухих и свежих ветках для костра, которые сравнивали древние люди.
Индукция — это метод мышления, при котором человек движется от частного к общему, чтобы прийти к умозаключению.
При этом важно понимать, что часто такое умозаключение не достоверно на все 100%, а лишь показывает вероятность. А потому индуктивные выводы всегда важно проверять.
Допустим, некий человек говорит вам, что все кошки, которых он видел в жизни, были рыжими. А значит, все кошки на Земле — тоже рыжие. В этом случае человек сделал общий вывод из частного случая. Но оказался неправ, ведь кошки бывают разного окраса.
Дедукция — это метод мышления, при котором человек движется от общего к частному, чтобы прийти к умозаключению.
В отличие от индукции, при дедуктивных рассуждениях мы с самого начала движемся от достоверных общих фактов, а в выводе только уточняем истину. Поэтому умозаключения, которые человек получает с помощью дедукции, на 100% справедливы. Конечно, если изначальный факт действительно был фактом.
Например, мы знаем, что зимой в Сибири всегда холодно. Это достоверное суждение общего характера. От него мы можем прийти к частному — зимой 2023 года в Сибири тоже будет холодно.
Это интересно
Дедукцию как приём мышления принято связывать с Шерлоком Холмсом — знаменитым героем произведений Артура Конан Дойля. О том, что гениальный сыщик пользовался методом «от общего к частному» слышал почти каждый.
А как вам тот факт, что в рассуждениях этого персонажа индукция встречается гораздо чаще? Например, при первой встрече с доктором Ватсоном, Шерлок заявляет, что тот — военный врач, который был ранен в Афганистане. И вот как он объясняет догадку о ранении:
«Был ранен в левую руку — держит её неподвижно и немножко неестественно».
Если это дедуктивное рассуждение, то Холмс имеет в виду, что все, кто был ранен в руку, держат её неподвижно и неестественно. И это спорно: ранение могло быть лёгким и быстро зажить. А дедуктивный метод, как мы помним, любит острые факты, а не предположения.
С другой стороны — это обычная черта для индукции. Шерлок мог предположить, что неподвижная и неестественная рука всегда означает только ранение. И это тоже лишь догадка, но такой подход их терпит. Значит, перед нами именно индукция.
Всех примеров в одной статье не описать, а потому советуем прочесть хотя бы одну книгу из цикла, чтобы убедиться в этом самим.
Проверьте себя
А теперь — к вопросам для самопроверки. Давайте выясним, удалось ли вам как следует разобраться в мышлении и его приёмах с точки зрения обществознания.
Задание № 1
Одна из особенностей мышления — личный характер такой деятельности. В статье мы объяснили это тем, что субъект вовлекает черты своей личности в этот процесс. Как вы это поняли? Приведите пример, как именно черты характера и другие особенности личности могут отражаться на мышлении человека.
Задание № 2
Прочитайте описание ситуации ниже и определите тип мышления, который человек использует в ней.
Трёхлетний ребёнок играет на полу в гостиной. Внезапно он замечает плюшевого мишку на полке шкафа. Он пробует дотянуться до него, но у него не получается, — полка слишком высоко. Тогда ребёнок подтаскивает стул к шкафу, залезает на него и достаёт игрушку.
Задание № 3
Вспомните методы мышления, которые мы разобрали в конце статьи. Придумайте хотя бы по одному примеру, чтобы проиллюстрировать каждый из этих процессов. Это могут быть ситуации из жизни, сцены из литературы или кинематографа, исторические события и т. д.
Советуем включить тему «Мышление и деятельность человека» в ваш план подготовки к ЕГЭ по обществознанию — на экзамене иногда встречаются вопросы по ней. Или готовьтесь вместе с преподавателем, с которым точно не упустите ничего важного. Например, на курсах обществознания в Skysmart. На уроках вы разберётесь в сложных темах, узнаете больше о структуре экзамена и научитесь справляться со стрессом. И всё это — по вашему индивидуальному плану. До встречи на бесплатном вводном занятии!
что это такое в психологии и что это значит? Формирование у дошкольников и младших школьников
мышление
- Особенности
- Комбинация
- Трансформационный
- Почему это важно?
- Как формировать?
- Методы разработки
Когда много лет спустя встречается друг детства, мысленные манипуляции с образами позволяют человеку воспроизвести некоторые необходимые детали информации и распознать в изменившейся внешности черты школьного друга. В этот момент срабатывает наглядно-образное мышление.
Особенности
В психологии этот тип мышления называют символическим актом мышления, при котором проблема моделируется и решается с помощью представлений. Это включает умственную работу с обращением с объектами и визуальными образами. Этот тип мыслительного процесса помогает субъекту воссоздать многообразие различных характеристик того или иного явления или предмета, установить их необычное сочетание.
Наглядно-образное мышление неразрывно связано с реальными действиями и предметами. Этим оно отличается от воображения, в котором образ воссоздается по памяти. Этот тип мыслительного процесса подчинен восприятию или представлению.
Преобладает у детей от 2 до 5 лет. Дети мыслят зрительными образами и не знают понятий.
Приведем пример. Ребенку показывают два совершенно одинаковых шарика из теста. Он визуально осматривает их, оценивает объем. Затем из одного шарика делается лепешка. Объем не увеличился, но форма изменилась. Тем не менее теперь торту нужно много места на столе, а значит, по словам малыша, в нем больше теста, чем в шарике. У детей этот вид мыслительной деятельности подчинен восприятию, поэтому им трудно абстрагироваться от того, что сразу бросается в глаза.
Для старших дошкольников и детей младшего школьного возраста также характерен наглядно-образный мыслительный процесс. Когда учитель при объяснении нового материала подкрепляет информацию демонстрацией предмета или его изображения, то он использует наглядно-образное мышление школьников.
Овладение ручным трудом достигается за счет этого типа мышления. В развитых формах такое мышление свойственно людям творческих профессий. Писатели, поэты, дизайнеры, модельеры, художники, скульпторы, музыканты, актеры умеют ярко и образно изображать те или иные предметы, явления или события.
Сочетание некоторых элементов предмета, их движение, умение выделять в уме основные признаки создают основу для формирования наглядно-образного мыслительного процесса. Для этого разработаны специальные задания.
Комбинация
Это упражнение позволяет ребенку создать новый объект на основе набора определенных изображений. Исходным материалом могут быть цифровые и буквенные символы, математические знаки, геометрические фигуры. Например, ребенка просят изобразить кошку или собаку из цифровых персонажей. Часто малышу предоставляется полная свобода действий и смотрят, в каком направлении он направляет свою фантазию.
Поиск и восстановление недостающей части также относится к комбинированной группе упражнений. Также используется игра «Шахматная доска». Суть игры сводится к созданию поля из различных элементов, при этом необходимо чередовать частицы.
Постепенно увеличивать размеры полей и время их воспроизведения.
Трансформационный
Для этого вида упражнения возьмите готовое готовое изображение и предложите ребенку изменить его, создать что-то совершенно новое . Обычно используются спички или палочки, из которых складывается определенная фигурка. Малыш должен переложить несколько спичек, чтобы получился новый предмет. Иногда предлагается убрать несколько палочек, чтобы изменить изображение.
Покраска — это большая скорость. Например, всем участникам игры выдаются листочки с изображенными на них двадцатью буквами «М». Каждый графический знак нужно превратить в новый объект, но так, чтобы все 20 созданных изображений могли быть узнаваемы окружающими. Затем обсуждают оригинальность и узнаваемость изображенных предметов.
Почему это важно?
Этот тип мышления ярко проявляется в дошкольном возрасте. На этом этапе происходит накопление различных зрительных, тактильных, звуковых проявлений, с помощью которых малышу легче взаимодействовать с окружающим миром. В мыслительном процессе, осуществляемом с помощью образов, активно используются воображение, пространственное восприятие, логическое построение структурных цепочек, оценка ситуации. Ребенок развивает способность визуализировать объект, не имея его в поле зрения.
Психологи рекомендуют уделять большое внимание развитию наглядно-образного мыслительного акта, так как этот процесс способствует овладению ребенком объемным отображением, пространственным мышлением.
Использование образов формирует эстетическую составляющую личности, развивает творческое мышление, ускоряет решение логических и математических задач.
Как придать форму?
Активное формирование такого мышления начинается с трехлетнего возраста. Постепенно формируются определенные образы, накапливается информация, полученная в раннем детстве путем ощупывания и исследования вещей. Тогда детское воображение быстро развивается, и малыш способен домыслить или представить себе явление, предмет, целостную ситуацию. Необходимо научить ребенка мысленно видеть предметы в различном пространственном положении, изменять в сознании их расположение.
Для диагностики необходимой степени развития наглядно-образного мыслительного процесса психологи используют различные методики.
- Есть способ работать с нелепыми изображениями. Малышу предлагается картинка с персонажем, оказавшимся в необычной ситуации, когда герою предстоит совершить необычное для него действие. Например, вместо птенца в гнезде сидит лягушка, а птица приносит ей в пищу косточку. Ребенок объясняет, почему изображение не соответствует действительности. Он должен определить, как это происходит в природе, и предложить свою версию развития событий. Если ребенок хорошо справился с 7 заданиями из 10, то его наглядно-образное мышление находится на высоком уровне развития.
- Метод построения включает рисование изображения. Оценивается скорость и точность реакции. Малышу даются картинки с нарисованными знакомыми животными, игрушками, геометрическими фигурами. Он должен завершить рисунок за полторы минуты. Важна скорость выполнения задачи.
- Техника «Собери картинку» предполагает восстановление цельного изображения из знакомых фрагментов. Критерии оценки определяются скоростью выполнения. При хорошем образном мышлении ребенок должен потратить несколько минут на сборку картинки. За это время малыш подключает воображение, память и применяет метод исключения.
- Также существует методика, основанная на поиске лишнего изображения. Малышу дается несколько картинок, похожих по некоторым группам знаков. Он должен найти принт, не соответствующий основной композиции сгруппированных изображений.
Методика развития
Трехлетнему ребенку необходимо сборно-разборных игрушек … Сначала ему показывают правильную разборку и сборку пирамидки, затем малыш должен повторить действия. Со временем к ним добавляют изучение свойств предмета. Малыш учится определять формы, размеры предметов, различать оттенки. Важно заинтересовать ребенка, привлечь его к рисованию карандашами, фломастерами, мелками, красками. Прежде чем рисовать или строить башню, ребенок должен рассказать о своих следующих шагах.
Дети 5-6 лет прекрасно развивают образный мыслительный процесс с помощью игр с конструкторами … Осваивают построение наглядных пространственных моделей, отражающих связи и отношения реальных вещей. Развитие образного мыслительного процесса формирует гибкость, подвижность и умение оперировать зрительными образами.
У старших дошкольников развитие мыслительного процесса с помощью образов стимулирует использование следующих методов и приемов:
- наблюдение за явлениями природы с последующим описанием и изображением увиденной или услышанной информации;
- сборка пазлов;
- решение головоломок, ребусов, загадок;
- эскизов по памяти;
- изображение на листе понятий, не имеющих наглядных признаков: веселье, радость, звук, дружба, мелодия, мысль;
- лепка из пластилина, глины;
- посещение музеев, выставок, экскурсий;
- создание различных приложений.
Развитие дошкольников включает следующие основные этапы обучения:
- демонстрация;
- объяснение;
- совместная работа;
- самостоятельных действий по образцу и творчеству, не ограниченных определенными рамками.
Формированию мыслительного процесса ребенка с образами способствуют упражнения, где предлагается описать радугу, закат солнца, каплю росы, массажную щетку или любые другие явления и предметы. Упражнения с варьированием палочек или спичек, переворачиванием некоторых символических знаков, например, буквы «Е», широко используются для получения другой буквы: «Ш».
Квесты с костями очень эффективны в плане развития наглядно-образного мышления. Упражнение осваивается поэтапно. Сначала из 27 обычных кубиков строятся 7 элементов.
- На первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть их и найти сходство с некоторыми предметами или формами. Чем больше ассоциаций найдено, тем лучше.
- Второй этап предполагает аккуратное соединение двух элементов.
- На третьем этапе малышу советуют, внимательно осмотрев фигурки, сначала расчленить их, а затем сложить части обратно в точно такой же предмет, каким он был.
- Четвертый этап — сборка фигурки по образцу. Сначала из кубиков делается кровать, диван, змейка, лодка или другой предмет. Малыш внимательно его рассматривает, анализирует. Затем образец закрывается, и ребенок должен сконструировать тот же объект по памяти. Наконец, он сравнивается с образцом.
Понимание абстрактного мышления: развитие, преимущества и многое другое
Сегодня мы одержимы данными. Эксперты в каждой отрасли находят оригинальные способы измерения и отображения миллионов точек данных каждый день.
Но данные практически бесполезны, если кто-то не может посмотреть на числа, обнаружить закономерности, проанализировать, что эти закономерности означают, и разработать нарративы, чтобы объяснить их всем остальным.
Разница между сбором данных и пониманием их смысла — это разница между конкретным и абстрактным мышлением.
Абстрактное мышление — это способность понимать реальные концепции, такие как свобода или уязвимость, но которые не связаны напрямую с конкретными физическими объектами и переживаниями.
Абстрактное мышление — это способность усваивать информацию, поступающую от наших органов чувств, и устанавливать связи с окружающим миром.
Отличным примером абстрактного мышления в действии является юмор. Юмористы — мастера абстрактного мышления. Они наблюдают за окружающим миром. Они выявляют несоответствия, абсурдности и оскорбления. И они строят шутки из неожиданных связей.
Как вы используете абстрактное мышлениеАбстрактное мышление считается навыком рассуждения более высокого порядка. Вы используете его, когда вы:
- создавать вещи
- говорить образно
- решать проблемы
- понимать понятия
- анализировать ситуации
- формировать теории
- рассматривать вещи в перспективе Конкретное мышление тесно связано с объектами и переживаниями, которые можно непосредственно наблюдать.
Примером задачи, требующей конкретного мышления, является разбиение проекта на конкретные этапы в хронологическом порядке. Связанная с этим задача абстрактного мышления — понять причины важности проекта.
Большинству из нас необходимо использовать сочетание конкретного и абстрактного мышления, чтобы хорошо функционировать в повседневной жизни.
Навыки абстрактного мышления развиваются по мере нашего роста и взросления. Швейцарский психолог Жан Пиаже объяснил, как меняются мыслительные способности детей по мере взросления.
Пиаже сказал, что с рождения и примерно до двухлетнего возраста младенцы и малыши обычно мыслят конкретно. Они наблюдают и исследуют окружающий мир, используя свои пять чувств и двигательные навыки.
Увидьте Cheerio на полу, сожмите его кончиками пальцев и положите в рот. Решите, что вам это нравится. Повторите процесс .
В возрасте от 2 до 7 лет у детей развивается способность мыслить символически, что может быть основой абстрактного мышления. Они узнают, что символы, такие как буквы, изображения и звуки, могут представлять реальные объекты в реальном мире.
В возрасте от 7 до 11 лет у детей развивается логическое мышление, но их мышление остается в значительной степени конкретным, привязанным к тому, что они непосредственно наблюдают.
В возрасте около 12 лет и во взрослой жизни большинство людей строят свои конкретные рассуждения и расширяют их до абстрактного мышления.
Этот этап включает в себя растущую способность ставить себя на место других людей (используя метафору абстрактного мышления), обучение сопереживанию. Осуществление эмпатии считается способностью к абстрактному мышлению.
Многие школьные задания связаны с абстрактным мышлением. Математические навыки часто абстрактны. Они полагаются на способность концептуализировать числа и операции, не прикасаясь постоянно к физическим объектам.
Изучение языка часто включает анализ и выражение абстрактных идей, обобщение человеческой природы и конфликтов, а также обучение написанию образных сравнений, таких как метафоры и сравнения.
История, социальные науки, философия и политика требуют способности мыслить в общих чертах о социальных проблемах и использовать этические суждения. Наука требует от студентов предлагать, проверять и пересматривать гипотезы и теории.
Помимо академических аспектов обучения в школе, умение ориентироваться в сложных социальных ситуациях, возникающих в течение обычного школьного дня, также требует абстрактного мышления.
Люди, способные мыслить абстрактно, часто хороши в:
- прохождении тестов на интеллект
- решении сложных задач
- создании искусства всех видов
- поиске новых вариантов и направлений (дивергентное мышление)
Если вы хотите улучшить свои навыки абстрактного мышления, вот несколько вещей, которые вы можете попробовать:
простые способы улучшить свое абстрактное мышление
- Импровизируйте. Если в вашем районе есть театральная импровизационная группа, подумайте о том, чтобы пройти семинар, который позволит вам изучить эту открытую форму перформанса.
- Решайте головоломки. Трехмерные, визуальные и словесные головоломки научат вас думать об альтернативах, помимо тех, которые сразу приходят вам в голову.
- Создание 3D-моделей. Исследования показали, что люди, занимающиеся наукой, технологиями, инженерией и математикой, улучшают свои способности к абстрактному мышлению, занимаясь декоративно-прикладным искусством.
- Исследуйте оптические иллюзии. Некоторые исследователи используют искусство и фотографии с оптическими иллюзиями, чтобы научить студентов видеть вещи разными способами, что является отличительной чертой абстрактного мышления.
- Игра с образным языком. Способность писать сравнения, метафоры, аналогии и даже олицетворения может стимулировать абстрактное мышление. Подумайте о чем-то конкретном и свяжите это с чем-то абстрактным: «В тот день, когда его приговорили, дождь лил непрерывно, как будто Справедливость плакала». Или «Психолог сделал сексистское замечание, сказав, что женские умы похожи на тарелки со спагетти».
Некоторые неврологические заболевания могут нарушать вашу способность мыслить абстрактно.
- Расстройство аутистического спектра. Исследователи обнаружили, что у некоторых людей с расстройствами аутистического спектра могут быть проблемы с понятиями и решением проблем.
- Шизофрения. Некоторые формы абстрактного мышления, особенно связанные с интерпретацией социальных ситуаций, могут быть ограничены шизофренией.
- Травматические или органические повреждения головного мозга . Травмы в результате несчастных случаев и внутриутробного воздействия, в том числе расстройства алкогольного спектра плода, могут повлиять на области мозга, которые делают возможным абстрактное мышление.
- Интеллектуальные нарушения. Лица с нарушениями интеллекта часто испытывают трудности с использованием и пониманием навыков абстрактного мышления.
- Деменция. Часто части мозга, участвующие во многих типах слабоумия, являются теми же частями, которые контролируют навыки абстрактного мышления.
Иногда способность воображать, предсказывать и устанавливать связи мешает здоровому функционированию.
Возьмем, к примеру, когнитивное искажение, известное как катастрофизация. Если вы обычно воображаете худшие сценарии, вы можете повысить уровень тревоги или усугубить симптомы депрессии.
Чрезмерное обобщение — еще один пример. Если вы воспринимаете неудачу как доказательство того, что вы неудачник, ваша способность обобщать приводит к неточным и контрпродуктивным выводам. Исследования показали, что такого рода абстракции характерны для тревоги и депрессии.
Если у вас есть одно из этих состояний, вы можете обнаружить, что абстрактное мышление иногда вызывает проблемы:
- тревога
- депрессия
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Хорошей новостью является то, что исследователи обнаружили, что вы можете практиковать навыки конкретного мышления и использовать их для улучшения симптомов депрессии и даже для помощи в принятии решений в периоды депрессии.