4 Направленность личности
Вопросы:
1.Понятие направленности личности, ее виды и формы.
2.Мотив и мотивация личности.
Ведущий компонент структуры личности – направленность – система устойчивых мотивов, доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения, определяющих поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
Направленность оказывает организующее влияние на компоненты структуры личности, на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.
Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет различные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека.
Специалисты выделяют несколько ключевых видов направленности
Личная направленность. Эта направленность выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к победе, первенству. Такой человек мало интересуется другими людьми и их чувствами, все, что его интересует – осуществить свои потребности и желания. Чаще всего, им свойственны такие черт характера, как концентрирование на себе, попытки навязывать свою волю другим, тенденция делать поспешные и неоправданные виды о других.
Направленность на взаимные действия. В этом случае речь идет о личности, поступки которой определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми. Этому человеку интересны совместные проекты, взаимоотношения. Обычно этот тип людей избегает прямого решения проблем, уступает давлению группы, отказывается от высказывания идей и не стремится руководить.
Деловая направленность. Такая личность легко увлекается процессом деятельности, стремится к познанию, овладению новыми навыками. Этот человек обязательно выскажет свою точку зрения, если она важна для решения задачи. Обычно такой тип людей помогает других сформулировать идею, поддерживает группу, легко излагает свои мысли, может руководить, если того требует решение задачи.
Эмоциональная направленность личности. Такой человек направлен на чувства и переживания. Такая направленность может соответствовать потребности в славе, и потребности в помощи другим, и интересу к борьбе и первенству. Кроме этого, такие люди нередко любят решать разного рода сложные интеллектуальные задачи.
Социальная направленность личности. Этот тип склонен к служению отечеству, развитию науки и т.д., стремится максимально реализовать себя, поскольку это принесет пользу его стране. Такие люди могут быть направлены по интеллектуальному типу (на открытия, достижения), по предприимчивому типу (из таких людей получаются прекрасные бизнесмены) и т.д.
Существуют и дополнительные аспекты направленности:
1)Уровень значимости общественных ценностей для личности.
2)Целеустремлённость личности, которая зависит от разнообразия потребностей личности, круга интересов и т.д.
3)Цельность личности, которая зависит от степени устойчивости отношений, а также последовательности и принципиальности.
Такие особенности дополнительно характеризуют общую направленность личности и придают определенные черты характеру.
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. На направленность большое влияние оказывают свойства личности, которые проявляются в следующих формах:
Влечение – наиболее примитивная, биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение является психическим состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.
Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определённому. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, проясняет цели будущего действия и построение плана этого действия.
Стремление – желание, подкреплённое волей, определённое побуждение к деятельности.
Интерес – специфическая форма проявления познавательной потребности человека. Интерес обеспечивает направленность личности на осознание смысла и целей деятельности, тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Различают: 1) непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта; 2) опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.
В динамике интерес порождает склонность. Интерес – это сравнительно пассивное созерцание объекта интереса, склонность – активное созерцание, стремление связать свою деятельность или свою жизнь с этим объектом. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.
Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель; то, к чему человек стремится, на что ориентируется в отдалённой перспективе.
Мировоззрение – модель (картина) мира. Целостное мировоззрение позволяет рассматривать мир как сложную систему причинно-следственных связей и позволяет человеку планировать свою деятельность.
Убеждение – система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию и деятельность.
виды, формы и их характеристики
Содержание
- 1 Формы направленности
- 2 Виды направленности
- 3 Профессиональная направленность
- 4 Направленность и мотивация
- 5 Правильная постановка цели и уверенность в себе
Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели, и в психологии совокупность этого имеет название – направленность личности.
Направленность формируется в зависимости от воспитания и окружения, ведь любой человек поддается влиянию общества в какой-либо мере. Направленность личности – это важная характеристика человека, в психологии ее также заменяют термином «динамическая тенденция», которая влияет на его характер и деятельность.
Формы направленности
Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:
- Желание
Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.
- Стремление
Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.
- Интерес
Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.
- Склонность
Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью.
- Мировоззрение
Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.
- Убеждение
Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.
- Идеал
Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.
- Установка
Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.
- Позиция
Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.
- Цель
Виды направленности
В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:
- ЛИЧНАЯ
Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.
- КОЛЛЕКТИВНАЯ
Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные. Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.
- ДЕЛОВАЯ
Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.
- СОЦИАЛЬНАЯ
Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.
Профессиональная направленность
Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:
- Реалистический тип
Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.
- Конвенциальный тип
Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.
- Интеллектуальный тип
Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.
- Предприимчивый тип
Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.
- Социальный тип
Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.
- Артистический тип
Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.
Направленность и мотивация
Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.
Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.
Правильная постановка цели и уверенность в себе
Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями. Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели.
Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.
Current Directions in Psychological Science — Association for Psychological Science — APS
Current Directions in Psychological Science , второй старейший журнал Ассоциации психологических наук, публикует обзоры ведущих экспертов, охватывающие всю научную психологию и ее приложения. Каждый выпуск журнала Current Directions , выходящий раз в два месяца, содержит разнообразные отчеты по различным темам, таким как язык, память и познание, развитие, нейронная основа поведения и эмоций, различные аспекты психопатологии и теория разума. Эти статьи позволяют читателям быть в курсе важных событий в областях, выходящих за рамки их знаний, и исследований, о которых они иначе не знали бы. Статьи в Текущие направления также написаны так, чтобы быть доступными для неспециалистов, что делает их идеально подходящими для использования в классе в качестве учебных дополнений. Этот журнал является членом Комитета по этике публикаций (COPE).
Послушайте подкаст Current Directions in Psychological Science , чтобы услышать интервью редактора Роба Голдстоуна с авторами CDPS , чтобы получить более глубокое представление о наиболее убедительных исследованиях, опубликованных в журнале. Доступ к отдельным эпизодам также можно получить через дополнительные материалы в опубликованных статьях.
Прочтите «Преподавание текущих направлений в психологии», колонка в Observer , предлагающая советы и рекомендации по преподаванию определенной области исследований или темы, освещаемой в журнале.
Краткие факты
Редактор: | Роберт Голдстоун |
ISSN: | Печать: 0963-7214 9004 0 Онлайн: 1467-8721 |
Частота: | 6 выпусков в год |
Преподавание: Применение установки на рост к психическим расстройствам
Хотя генетическое профилирование может предоставить полезную информацию, которая может улучшить персонализированные планы лечения для отдельных лиц, Ан и Перриконе (2023) утверждают, что получение дополнительной информации о генетическом риске психических расстройств может иметь непреднамеренные и потенциально негативные последствия.
Учение: действительно ли романтические отношения полезны для психического здоровья?
Немногие психологи осознают, что у всех на виду скрывается мощный фактор риска психологических расстройств: неудовлетворенность людей своими нынешними романтическими отношениями. Учите критически относиться к факторам риска и полагаться на научные данные, а не на интуицию.
Новый контент из
Текущие направления в психологииОбразец статей об эмоциональном раскрытии и социальном осуждении, переосмыслении рецидивирующей депрессии, роли выбора в развитии ребенка и многом другом.
Жизнь без чувства направления
Все мы знаем людей, которые говорят, что у них «нет чувства направления», и мы почти всегда склонны преуменьшать такие заявления, а не принимать их в полную силу.
Тем не менее, для некоторых людей это описание верно в буквальном смысле и верно при любых обстоятельствах: стоит им хотя бы раз повернуть не туда по установленному маршруту, как они часто полностью теряются. Это происходит даже тогда, когда они находятся всего в нескольких милях от того места, где живут.
Эллен Роуз много лет была моей пациенткой, прежде чем я понял, что у нее пожизненная неспособность к обучению.
Я узнал об этом вскоре после того, как перевел свой психологический кабинет из Агавама, штат Массачусетс, в Саффилд, штат Коннектикут, всего в пяти милях отсюда.
Я дал Эллен новый набор направлений из Спрингфилда, штат Массачусетс, который вел ее на юг по межштатной автомагистрали 91 до съезда 47W, затем через реку Коннектикут до шоссе 159 в Саффилде. Я думал, что для нее это не будет проблемой.
Через несколько минут после запланированного времени встречи она позвонила и сказала, что потерялась. Она ехала на юг по трассе 91 и выбрала правильный съезд, но запуталась и почти сразу же свернула направо на дорогу, идущую прямо на север, возвращая ее через линию Массачусетса в город Лонгмидоу.
Она знала, что это неправильно, но не знала, как это исправить, поэтому я повторил, как добраться до 91 South и так далее.
Прошло несколько минут, затем еще несколько минут, и она снова позвонила, чтобы сказать, что каким-то образом проехала мимо съезда, по которому должна была свернуть, и находится в Виндзоре, штат Коннектикут. Я держал ее на связи и по очереди провожал ее в свой офис.
Когда я спросил ее, почему она не выбрала съезд 47W, она ответила, что видела его, но он появился раньше, чем она ожидала, поэтому она продолжила движение.
Это состояние — топографическая дезориентация вследствие развития — даже не имело официального названия до 2009 года, когда Джузеппе Иария сообщил о своем первом случае в журнале Neuropsychologia .
Чтобы понять DTD, лучше всего начать с того, что есть два основных способа, которыми успешные путешественники пользуются для навигации в своей среде.
Во-первых, нужно следовать по предписанному маршруту отсюда туда. Когнитивный психолог Барбара Тверски описывает навигацию по маршруту как серию путей и точек выбора, которая в своей основе эгоцентрична: она построена с целью достижения одной конкретной цели из фиксированной отправной точки, и все путешествие объясняется с точки зрения путешественник.
Начните здесь. Пройдите прямо одну милю и поверните направо на улицу Вязов. Когда дорога разделится, идите к флагштоку и следуйте по этой дороге через мост. Выйдите на первую кольцевую развязку и сверните на второй съезд. Ресторан находится в 2 милях вниз по дороге слева.
Вторая навигационная стратегия включает в себя вид с высоты птичьего полета — карту — общей области.
Карты — это обзоры, «обзоры пространства возможностей», которые прокладывают множество возможных путей. Карты почти всегда опираются на стороны света, обычно с востока на запад и с севера на юг, которые привязывают их к большему пространству.
Когда мы используем карту, чтобы добраться куда-то, мы сами должны определить лучший маршрут или набор альтернатив.
Так как же это работает в реальном мире?
В своей книге 2019 года « Mind in Motion » Тверски признает, что у большинства из нас нет в голове папки с картами.
Вместо этого мы используем комбинацию методов, чтобы добраться туда, куда направляемся: частично пошаговые инструкции, частично вид с высоты птичьего полета и частично общую информацию, похожую на карту ( это где-то недалеко от центра города; мы поедем в сторону Омахи; полуденное солнце находится слева от нас, так что мы все еще движемся на запад) и полезные ориентиры.
По этой причине Тверски называет наши планы поиска пути не «когнитивными картами», а «когнитивными коллажами», и ее исследование показывает, что, когда мы спонтанно даем указания другому человеку, мы почти всегда используем собирательное описание.
Но важно отметить, что большинство навигационных направлений средней сложности частично зависят от способности понимать перспективу карты.
Иногда карты просто помогают нам лучше ориентироваться, но они необходимы, если мы делаем ошибку и должны выяснить, как исправить наш курс.
Проблема Эллен в том, что она не в состоянии создать вид с высоты птичьего полета самостоятельно, а также не может эффективно использовать его, когда его предоставляют другие.
Как и другие люди с DTD, она может следовать маршруту по частям, но это никогда не становится частью более широкого пространственного понимания. Это потому, что у нее нет более широкого пространственного понимания своего окружения.
Пару лет назад, например, Эллен ехала по городу Уэст-Спрингфилд и непреднамеренно пересекла реку Коннектикут в Спрингфилд. Она приземлилась на Кэрью-стрит, всего в одной миле от больницы, где она работала, и в двух с половиной милях от Винчестер-сквер, где она выросла.
Не имея даже схематичного представления карты этой части города, она не могла сориентироваться и не знала, куда повернуть. Так она ездила беспорядочно, как будто она была чужой в незнакомом месте. К счастью, в конце концов она заметила достопримечательность рядом с мостом, который пересекал реку и возвращался в Уэст-Спрингфилд.
Этот опыт не был случайностью. Когда я попросил Эллен указать относительное расположение Холиока, Грэнби и Белчертауна на чистом листе бумаги, ее представление было совершенно неверным. И это несмотря на то, что города выстраиваются один за другим на хорошо знакомом ей 13-мильном участке американской трассы 202.
Я попросил ее нарисовать схему второго этажа дома, который она делит с дочерью и зятем. Для нее это была трудная задача (она живет на первом этаже, но хорошо знакома со вторым).
Она описала свои усилия не как птица, смотрящая сверху вниз, а как паук, ползающий по бумаге и прокладывающий путь из одной комнаты в другую.
Подобно дислексикам, которые учатся приспосабливаться к миру уличных вывесок, ресторанных меню и официальных бланков, люди с СДВ учатся ориентироваться в своей среде, не имея ментального плана того, куда они идут.
В течение двадцати лет Эллен успешно работала водителем школьного автобуса, полагаясь исключительно на стратегию маршрута. Она носила с собой подробные записи каждый день, тщательно сверялась с ними и добавляла небольшие мнемоники, чтобы не сбиться с пути.
Эллен всегда интересовало, что с ней не так. Она знала, что, когда другие приписывали ее проблемы простому невниманию, они ошибались. Она беспокоилась, что ее проблемы с путешествиями могут быть признаком чего-то более зловещего, чем просто легкое заблудение, но понятия не имела, что это может быть.
Обнаружение у нее топографической дезориентации, связанной с развитием, стало облегчением. Знание того, что у чего-то есть имя, может стать освобождающим опытом. Внезапно это вещь, понятие с определяющими характеристиками и границами.