Нарушение социализации: Нарушение социальной адаптации

Нарушения социализации. Девиации в молодёжной среде

В социальной жизни существуют обычные, повторяющиеся отношения между членами общества, которые определяют объективные нормы поведения людей. Социальная норма является обобщением массовой социальной практики, неотъемлемым элементом общественного управления, одним из средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях, средством контроля со стороны общества за поведением личности или группы. Социальная норма регулирует только такое поведение людей, которое имеет общественный характер, т.е. связано с взаимоотношениями между индивидами и группами. Она определяет основные цели, границы, условия и формы поведения в наиболее важных для общества или социальной группы областях жизни. Социальная норма это правило, требование общества и личности, в которых более или менее точно определены объем, характер и границы возможного и допустимого поведения.

Критериями социальной нормы являются полезность, обязательность и фактическая реализация в поведении людей. Существуют нормы дозволенные (желательные, но необязательные), предписывающие (ограничивающие свободу выбора) и запрещающие [33, с. 109-115]. Основными социальными нормами являются:

  • право, представляющее собой формальные, текстуально закрепленные законы;

  • мораль, несущая оценочную нагрузку и действующая через внутренние психологические механизмы;

  • обычаи и традиции, отражающие исторически удобные и привычные образцы поведения;

  • эстетические нормы

    , определяющие и закрепляющие, в основном в художественном творчестве представления о прекрасном и безобразном;

  • политические нормы, характеризующие ситуативные, быстротекущие положения; как правило, закрепляются текстуально;

  • религиозные нормы, включающие в себя большинство из вышеперечисленных видов социальных норм.

Каждый индивид формирует и видоизменяет своё отношение к социальным нормам, вырабатываемым обществом, поэтому с понятием социальная норма тесно взаимосвязана категория

социализационная норма. Если социальная норма предполагает регуляцию поведения индивида или группы, то социализационная норма характеризует степень усвоения социальной нормы, ее интернализацию (закрепление в сознании индивида). Под социализационной нормой понимается результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие. На индивидуальном уровне социализационная норма представляет собой некий эталонный результат процесса социализации, выражающийся в относительно беспроблемном взаимодействии индивида со своим окружением и институтами социализации. На уровне общества она заключается в устоявшейся совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению [33, с.
109-115].

Если результативностью социальной нормы является достижение индивидом жизненного успеха, то результативностью социализационной нормы – усвоение индивидом социальных свойств и качеств, которые приводят к достижению успеха. Поэтому социализационная норма может также рассматриваться как социальная норма, адаптированная личностью и превращенная ею в одно из оснований для своей жизненной стратегии [90, с. 302].

Социализационная норма может быть идеальной, нормативной, реальной. Идеальная социализационная норма определяется общественными идеалами и строящимися на их основе ориентирами личностного развития. Они представляют идеальную модель социализации. В основе нормативной социализационной нормы лежат формализованные положения о том, каким должен стать человек, что могут и должны сделать соответствующие социальные институты для обеспечения интеграции индивидов в общество. Часто идеальная и нормативная социализационная норма совпадают.

Реальная социализационная норма отражает статистическое большинство результатов социализации индивидов данного общества в конкретный исторический период его развития.

На характер социализационной нормы большое влияние оказывает характер общества, его динамичность, стабильность или нестабильность. В условиях трансформации социальной системы и социальных институтов претерпевает изменение и социализационная норма. Вариативность процессов социализации определяет и различные результаты социализации. Она может быть как успешной, так и неуспешной. И, в принципе, результат социализации практически никогда не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализирующие функции.

Практика показывает, что социализация почти всегда включает в себя определённые отклонения от социализационной нормы, когда она не выполняется и не достигается как результат. Отклонения от усредненного образца процесса социализации до определённого уровня укладываются в рамки того, что называется социализационной нормой. Лишь когда идёт речь об увеличении числа актов поведения индивидов с указанными отклонениями или значительном увеличении степени их несоответствия некоторому среднему образцу, подразумевается отклонение от социализационной нормы (отклоняющейся социализации). Отклоняющаяся социализация представляет собой

процесс, в ходе которого индивид усваивает не эталоны, предлагаемые ему обществом, но типические черты, относящиеся к иным культурам, или субкультурам, не получившим легального статуса в данном социуме. Отклоняющаяся социализация проявляется в различных формах девиантного (отклоняющегося от социальных норм) поведения, а также обнаруживается как несоответствие личностного развития установленным в обществе эталонным образцам поведения – социальным нормам.

Нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при определенных социальных условиях представляют собой

социальные отклонения. В любом случае социальных отклонений взаимодействуют три компонента – социальная норма, свойства личности и особенности конкретной ситуации. Динамика развития социальных отклонений проходит в своей эволюции следующие этапы:

1) отдельное, индивидуальное отклонение от социальной нормы (девиантное поведение) с течением времени превращается в устойчивое и повторяющееся, если оно оказывается эффективным средством достижения цели для человека;

2) отклонение от социальной нормы становится распространенным, характерным для широких слоев населения в том случае, если воспроизводятся причины и условия, породившие это отклонение;

3) одни негативные социальные отклонения могут породить другие, новые отклонения, если не будут приняты своевременные и действенные меры борьбы с ними.

Выход за пределы объективной социальной нормы возможен в негативном (преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, самоубийство) или позитивном (новаторство, социальное творчество, инициатива) направлении.

Согласно данным социологических исследований, в той или иной мере социальные нормы соблюдает приблизительно 70 – 75 % населения; 15 – 20 % составляют лица с негативными; и 5 – 10 % – с позитивными социальными отклонениями. В наибольшей степени соблюдаются нормы права, в наименьшей – эстетические. Число лиц, соблюдающих религиозные нормы, зависит от особенностей господствующих в стране религий.

Поскольку формирование нормативного поведения происходит в процессе социализации и преимущественно завершается к 18 – 20 годам, отклоняющаяся социализация в наибольшей степени способствует возникновению различных видов девиаций в молодёжной среде. Выделяют несколько типов девиантного поведения, среди которых самым распространенным является

аддиктивный.

Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождается развитием интенсивных эмоций. Аддиктивное поведение формируется у лиц с низкой переносимостью трудностей (фрустрацией), которые стремятся восстановить психологический комфорт, улучшить настроение путем ухода от реальной действительности. Желание изменить настроение по аддиктивному типу достигается посредством приема алкоголя и наркотических средств, участия в азартных играх, полного погружения в какой-либо вид деятельности (трудоголизм) и другими способами. Черты аддиктивного поведения несет в себе и табакокурение. В последнее время описана так называемая компьютерная аддикция: у детей и подростков она заключается в ежедневных и длительных компьютерных играх, у молодых и зрелых людей может быть разновидностью трудоголизма. Этот тип поведения обычно сопровождается значительным сокращением непосредственных социальных контактов.

Антисоциальному поведению свойственно активное отторжение норм, принятых в обществе: игнорирование, в первую очередь, законов и нарушение прав других людей; совершение действий, противоречащих моральным и другим социальным нормам. У лиц с антисоциальным поведением преобладают гедонистические мотивы действий (немедленное удовлетворение желаний любой ценой).

Суицидное поведение – тип поведения человека, обладающего повышенной склонностью к самоубийству. У лиц с суицидным поведением наблюдается нарушение моральных норм, но чаще всего агрессия направлена на самого себя.

Конформистское поведение связывается с отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах и принципах; приверженностью к официальным взглядам; пассивным принятием существующего порядка и приспособленчеством; некритичным подчинением указаниям лиц, обладающих властью.

Основными особенностями фанатического поведения являются догматичность и слепое следование какой-либо идее или виду деятельности, сочетающиеся с нетерпимым отношением к другим идеям и видам деятельности.

Нарцисстическому поведению присущи самолюбование и самовосхваление, убежденность в неизменной правильности всех своих поступков, повышенная чувствительность к оценке себя другими людьми, отсутствие чувства сопереживания и эгоизм.

Аутистическое поведение представляет собой крайнюю форму психического отчуждения. Оно выражается в уходе от активного психического взаимодействия с другими людьми, затруднении социальных контактов, отдалении от активной деятельности, погружении в мир собственных переживаний или мечтаний.

Гомоцидное поведение (поведение правонарушителя) обычно закладывается в семье, где взрослые грубо обращаются с детьми, не проявляют интереса ни к ним, ни к их занятиям, допускают безнадзорность детей (гипоопека). Вследствие этого у детей отсутствует эмоциональная привязанность к родителям и близким, проявляется эмоциональная холодность и ригидность, лживость, жестокость, агрессивность, завышенная самооценка.

Преступность представляет собой наиболее опасное отклонение от социальной нормы, относительно массовое, исторически изменчивое социально-правовое явление. Оно складывается из совокупности преступлений, совершаемых в стране за определенный период. Преступление – это действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Преступления являются составной частью правонарушений, под которыми подразумевают нарушение установленных не только законом, но и другими нормативными актами правил поведения. Резервом преступности могут стать и члены некоторых агрессивных молодежных группировок. К их числу потенциально относятся скинхеды (бритоголовые), панки, алисоманы, киноманы, футбольные фанаты, движение ролевых игр.

Проституция – внебрачное половое сношение за плату, не имеющее в своей основе чувственного влечения; характеризуется наиболее циничным нарушением моральных норм общества. Проституция относится к группе социальных отклонений, которые расцениваются как социальный паразитизм. Со времен Древней Греции и Рима, в период средневековья и в большинстве стран по настоящее время проституция легализована, поскольку приносит большой доход.

Наркомания, токсикомания и алкоголизм как социальные явления имеют много общего. В основе этих явлений лежит аддиктивное поведение, основанное на приеме психоактивных веществ. Наркотиками признаются вещества, отвечающие следующим критериям: медицинскому (вещество оказывает специфическое действие на психику), социальному (немедицинское потребление вещества имеет широкие масштабы с социально значимыми последствиями) и юридическому (наркотиками признаются вещества, включенные в соответствующий список). Психоактивные вещества, не отнесенные к списку наркотиков, называют токсикоманическими. Психоактивными называют химические вещества, которые способны при однократном приеме изменять настроение, физическое состояние, самоощущения, восприятие окружающего, поведение, а при систематическом приеме вызывать психическую или физическую зависимость [89].

Если говорить о причинах, способствующих возникновению девиантного поведения среди российской молодёжи, то следует отметить, что для российского общества в последние два десятилетия типична неопределенность социальных норм, как следствие формирования «общества смуты», характерными чертами которого являются:

  • дискредитация общественно значимых, консолидирующих идей, ориентация каждой статусной группы на свою особую правду;

  • анормальная композиция индивидуального и общественного сознания, в котором одновременно представлены и уживаются противоположные по своей направленности установки, ориентации и идеи;

  • социальное дезертирство;

  • алогичность социального мышления, доводимая в своих крайних формах до легитимации абсурда;

  • тотальная негативная саморефлексия и самооценка, проявляющаяся в типично мазохистском унижении собственной истории, культуры, в отрицании социальной перспективы;

  • пониженная реакция на внешние факторы, в том числе и на те, что непосредственно влияют на качество жизни, массовая общественная апатия и равнодушие;

  • идеологическая виктимность, выражающаяся в потенциальной готовности стать жертвой обмана, объектом беззастенчивого манипулирования сознанием [92, с. 4].

Основными причинами развития девиации в российской молодёжной среде следует считать:

1. Массовое семейное неблагополучие: переход страны к либеральной экономике привел к существенному расслоению населения по уровню доходов, что повлекло за собой целый спектр социальных следствий, начиная от принципиальных различий в стартовых позициях для молодежи и заканчивая прогрессирующим социальным сиротством.

2. Снижение воспитательной функции семьи: современная российская реальность отдаляет, отчуждает родителей и детей вне зависимости от социального и экономического положения семьи, снижая в числе прочих и ее воспитательное влияние. Широко известно, что мать в нашей стране в среднем затрачивает на воспитание ребенка (детей) около 15 минут в день. Это равно характерно как для менее обеспеченных семей, в которых родители сразу на нескольких местах работы заняты добыванием средств для того, чтобы накормить и одеть детей (дети же в это время предоставлены самим себе, компании друзей или телевизору), так и для более материально благополучных семей, в которых родители вовлечены в «оборот больших денег», также отнимающий все их время (от детей в таких семьях либо откупаются дорогостоящими подарками, либо отдают их на попечение элитным учебно-воспитательным учреждениям, в любом случае лишая их элемента семейного воспитания).

3. Кризис системы школьного и начального профессионального образования, в настоящее время направляющих свою деятельность на решение задачи обучения, но не воспитание личности молодого человека.

4. Отсутствие надлежащего правового воспитания в обществе, что характеризуется как правовой безграмотностью, так и правовым нигилизмом молодежи.

5. Длительная трудовая незанятость подростков, связанная как с невозможностью трудоустройства, так и с нежеланием работать некоторой части молодых людей.

6. Отсутствие четких ценностных ориентиров в российском обществе: идеологизированные ценности социалистической системы оказались утраченными, а их место не заполнено ничем, кроме низкопробных образцов американской массовой культуры, не соответствующей отечественному менталитету.

7. Десоциализирующее влияние массовой культуры на подростка как следствие социокультурного кризиса, выражающегося в сворачивании отечественного и, в том числе, детско-юношеского кинопроизводства.

8. Неорганизованность социального досуга несовершеннолетних по месту жительства и связанная с ней проблема направления молодежной энергии и социальной активности в просоциальное русло. Известно, что неудовлетворенная потребность в самоутверждении может как привести к делинквентному поведению, так и закончиться ретриатизмом (бегством от действительности).

9. Негативное влияние ближайшего бытового окружения вне семьи (неформальные и коммуникативные группы), связанное с психологическими особенностями подросткового возраста.

10. Социальное неравенство как следствие возрастного. Находясь под воздействием репрессивных мер воспитания, заброшенности, непонимания действительности, подростки также имеют неравные со взрослыми шансы на получение жилья, работы, оплаты своего труда, защиты своих интересов.

11. Общеизвестно, что сама личность несовершеннолетнего в силу возрастных особенностей характеризуется определенным набором специфических психофизиологических свойств и качеств. Бурное физическое, интеллектуальное развитие подростков, их желание самоутвердиться в мире взрослых вступают в конфликт с социальной незрелостью, нехваткой или отсутствием профессионального и жизненного опыта, что отражается в низком, плохо очерченном социальном статусе. Это провоцирует неудовлетворенность своим образом жизни, уровнем доходов, жилищными условиями и т.д.

Особую роль в данном случае играют акцентуации характера молодого индивида. Например, если гипертимный подросток попадает в асоциальную компанию, он легко в ней адаптируется. У подростков с циклоидным типом с появлением субдепрессивных фаз поведение существенно меняется: они становятся замкнутыми, подавленными, с трудом меняют привычную обстановку, часто покидают привычную компанию сверстников, т.е. проявляют признаки аутистского поведения. Лабильный тип акцентуации в своем крайнем выражении приводит к формированию конформистского поведения. Для подростков астеноневротического, психастенического и сенситивного типов не свойственны нарушения поведения. Подростки с шизоидным типом акцентуации представляют собой группы риска в плане приобщения к употреблению наркотических веществ и других способов изменения поведения по аддиктивному типу. Другим вариантом девиантного поведения у подростков с шизоидным типом акцентуации является нарастающий аутизм. Наиболее распространенным типом характерологического заострения является эпилептоидный тип, неблагополучный в плане приобщения к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, формирования антисоциального поведения нарушителя. Это происходит вследствие социальной дезадаптации подростков, связанной с их возбудимостью и агрессивностью. Истероидные черты характера подростка нередко воплощаются в особом виде лживости: он часто сам верит в то, что говорит. Если такой подросток включается в асоциальную или антисоциальную компанию, то легко перенимает все проявления субкультуры этой группы. Подросткам с неустойчивым типом акцентуации характера присущ гедонизм (неудержимая тяга к удовольствиям и наслаждениям). Такие дети не желают учиться, ищут возможности для того, чтобы избежать даже минимальных нагрузок. Адаптация к новым условиям у подростков конформного типа акцентуации замедленна, но в конечном итоге, бывает полной и даже чрезмерной.

Вопросы для повторения

  1. Что такое социализация? В чём состоит значение социализации для индивида и общества?

  2. Перечислите структурные элементы процесса социализации, укажите их взаимосвязь.

  3. Какова, на Ваш взгляд, специфика социализации молодого поколения?

  4. Что такое «социальная норма» и «социализационная норма»? Охарактеризуйте основные виды социальных норм.

  5. Проанализируйте причины и социальные следствия возникновения девиации в молодёжной среде.

  6. Опишите основные виды негативной девиации молодёжи.

Трудности социализации ребенка — Проблемы детства — Центр развития речи в Москва

Как проходит социализация у детей

Социализация — процесс усвоения нравственных норм и ценностей, правил поведения и морали. Этот процесс длится всю жизнь, ведь люди постоянно общаются и взаимодействуют, а социальные группы меняются и расширяются: детский сад сменяется школой, затем человек поступает в университет, после участвует в коллективах на работе и отдыхает в компаниях с друзьями.

Первые шаги социализации происходят в дошкольном возрасте, и они — самые важные, так как в этот период закладываются основы общения со сверстниками и старшими. Задача родителей — провести процесс так, чтобы ребенок в будущем стал успешным и счастливым, нашел занятие по душе и устроил личную жизнь.

У многих родителей получается социализировать ребенка самостоятельно. Они легко находят общий язык с детьми, направляют детей, помогают им познать себя и окружающий мир. Но бывают случаи, когда родителям тяжело понять ребенка, а соответственно и помочь ему. Без поддержки ребенку тяжело влиться в общество, начинаются проблемы. Основные проблемы:

  • Замкнутость, отрешенность;
  • Нежелание играть с другими детьми, отсутствие друзей;
  • Преимущественно спокойные молчаливые игры в отдалении от других людей;
  • Агрессия по отношению к другим людям и животным;
  • Плохо поставленная устная речь, маленький словарный запас;
  • Трудности с переключением с одного занятия на другое;
  • Проблемы с оценкой собственных действий и чужих поступков: нет четкого отличия хорошего от плохого, понимания, как делать нельзя и как можно;
  • Несамостоятельность, полная зависимость от родителей.

Если вовремя не заняться проблемами, со временем они будут только усугубляться. С каждым годом ребенку будет тяжелее общаться со сверстниками, возникнут проблемы с учебой и поведением в школе. Чем раньше семья проконсультируется со специалистом, тем легче и лучше пойдет дальнейшее развитие ребенка.

  • Чем мы поможем

У специалистов центра «Акме» две основные задачи. Первая — выявить причину проблемы, вторая — наладить взаимопонимание между родителями и ребенком.

Чтобы выявить проблему, проводится первичная консультация с участием родителей, ребенка и специалистов центра: психолога и нейропсихолога. Врачи опрашивают родителей о методах воспитания, укладе семейной жизни, раннем развитии ребенка, его привычках, характере и увлечениях.

Затем проводим тестирование ребенка. Тестирование помогает понять чувства и эмоции ребенка, узнать подробнее о способах его взаимодействия, его образе мышления, желаниях, об отношении к себе и окружающим людям. Оценить развитие интеллекта, устной и письменной речи, логического мышления. Если возникают подозрения на нарушения развития, проводим совместную консультацию других специалистов: невролога, логопеда, дефектолога и остеопата.

По завершению тестирования врачи объясняют родителям, в чем суть проблемы, составляют план коррекции, согласуют с родителями время посещения центра. Рассказывают, как ребенку помогут занятия в центре, что требуется от родителей для выполнения домашних заданий. Основные методики, которые мы используем:

  • Игротерапия. Активные игры, песочная терапия и арт-терапия, сказкотерапия. Проводит игротерапевт, при необходимости в занятии участвуют другие специалисты.
  • Аппаратная диагностика. Объективный контроль состояния ребенка, который позволяет определить степень нагрузки в упражнениях и направленность занятия. Также применяется для стимуляции умственной деятельности и снижения уровня стресса. Не назначаем и не используем лекарственные препараты, так как добиваемся хороших результатов без медикаментов.
  • Развитие телесных, моторно-сенсорных функций. Самочувствие ребенка во многом зависит от физического развития, ощущений собственного тела и восприятия себя в мире. Чтобы помочь ребенку лучше себя понять и ощутить своё тело, проводим остеопатическую коррекцию, кинезитерапию и занятия лечебной физкультурой.

Длительность и периодичность сеансов определяются индивидуально. Если возникли вопросы по домашним заданиям, но прием еще нескоро, проконсультируем по телефону.

  • Запись на прием

Чтобы записаться на первичный прием в центр «Акме», напишите нам или закажите обратный звонок. Ответим в ближайшее время, ознакомимся с проблемой, порекомендуем специалистов и согласуем время консультации.

Девиантность и контроль – Введение в социологию Lumen/OpenStax

Результаты обучения

  • Объяснение девиантности и природы девиантного поведения
  • Различие между видами санкций
Рисунок 1. Большая часть привлекательности зрелищных выступлений артистов в переодевании проистекает из юмора, присущего наблюдению за нарушением повседневных норм. (Фото предоставлено Cassiopeija/Wikimedia Commons)

Что такое девиантность? И какова связь между девиантностью и преступностью? По словам социолога Уильяма Грэма Самнера, девиация — это нарушение установленных контекстуальных, культурных или социальных норм, будь то народные обычаи, нравы или кодифицированный закон (1906 г.). Проще говоря, девиация – это нарушение нормы.

На самом деле, с точки зрения структурного функционализма, одним из положительных вкладов девиантности является то, что она способствует социальным изменениям. Например, во время Движения за гражданские права в США Роза Паркс нарушила социальные нормы, когда отказалась переехать в «черную часть» автобуса, а Литл-Рокская девятка нарушила обычаи сегрегации, чтобы посещать государственную школу Арканзаса.

«Что такое девиантное поведение?» нельзя ответить однозначно. Называется ли действие девиантным или нет, зависит от многих факторов, включая местоположение, аудиторию и человека, совершающего действие. По словам социолога Говарда Беккера, девиантность относительна, и «девиант — это тот, к кому этот ярлык был успешно применен; девиантное поведение — это поведение, которое люди так обозначают» (Беккер, 1963). Прослушивание музыки на телефоне по дороге на урок считается приемлемым поведением. Прослушивание музыки в 14:00. Лекция по социологии считается грубостью и может быть встречена неодобрительным взглядом и/или просьбой убрать телефон. Прослушивание музыки на телефоне во время дачи свидетельских показаний перед судьей может привести к тому, что вас обвинят в неуважении к суду и, следовательно, оштрафуют или посадят в тюрьму. В этом примере мы видим, что отдельный актер остается постоянным, в то время как место действия и аудитория меняются, с каждым разом все больше расходясь с установленными нормами.

Поскольку нормы различаются в зависимости от культуры и времени, логично, что представления об отклонениях также меняются. Пятьдесят лет назад в государственных школах США существовал строгий дресс-код, который, среди прочего, часто запрещал женщинам носить брюки на занятиях. Сегодня социально приемлемо для женщин носить брюки, но менее приемлемо для мужчин носить юбки. Во время войны действия, обычно считающиеся предосудительными с моральной точки зрения, такие как лишение жизни другого человека, на самом деле могут быть вознаграждены. Является ли действие девиантным или нет, зависит от реакции общества на это действие.

Почему я вожу катафалк

Когда социолог Тодд Шопфлин столкнулся со своим другом детства Биллом, он был потрясен, увидев, что тот водит катафалк вместо обычной машины. Профессионально подготовленный исследователь, Шёпфлин задавался вопросом, какое влияние вождение катафалка оказало на его друга и какое влияние оно могло оказать на других участников дорожного движения. Будет ли использование такого транспортного средства для повседневных дел большинством людей считать отклонением от нормы?

Рис. 2. Катафалк с номерным знаком «ЛАСТРИД». Как бы вы отнеслись к владельцу этой машины? (Фото предоставлено Брайаном Тойчем/flickr)

Шопфлин взял интервью у Билла, которому сначала было любопытно узнать, почему он водил такую ​​нетрадиционную машину. Билл просто искал надежную зимнюю машину; с ограниченным бюджетом он искал объявления о подержанных автомобилях и наткнулся на катафалк. Машина работала хорошо, и цена была подходящей, поэтому он купил ее.

Билл признал, что реакция окружающих на машину была неоднозначной. Его родители были потрясены, и он получил странные взгляды от своих коллег. Механик однажды отказался работать над ним, заявив, что это «машина для мертвецов». Однако в целом Билл получил в основном положительные отзывы. Незнакомцы поднимали ему вверх большие пальцы на шоссе и останавливали на парковках, чтобы поболтать о его машине. Его девушке это нравилось, его друзья хотели взять его с собой, и люди предлагали купить его. Может быть, вождение катафалка не так уж и ненормально?

Шёпфлин предположил, что вождение катафалка, хотя и рассматривается как выходящее за рамки общепринятых норм, является настолько легкой формой отклонения, что фактически становится знаком отличия. Конформисты находят выбор транспортного средства интригующим или привлекательным, в то время как нонконформисты видят чудака, с которым они могут общаться. Как заметил один из друзей Билла: «Каждый парень хочет владеть такой уникальной машиной, и , ты, , безусловно, справишься». Такие анекдоты напоминают нам, что, хотя девиантность часто рассматривается как нарушение норм, она не всегда рассматривается в негативном свете (Schoepflin 2011).

Попробуйте

Что происходит, когда человек нарушает социальную норму? Водитель, уличенный в превышении скорости, может получить штраф за превышение скорости. Студент, который ходит на занятия в халате, получает предупреждение от профессора. Громкой отрыжки у взрослых избегают. Все общества практикуют социальный контроль , регулирование и соблюдение норм. Основной целью социального контроля является поддержание социального порядка , набора практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь. Думайте о социальном порядке как о руководстве для сотрудников, а о социальном контроле — как о менеджере. Когда работник нарушает правила рабочего места, менеджер вмешивается, чтобы обеспечить соблюдение правил; когда сотрудник делает исключительно хорошую работу по соблюдению правил, менеджер может похвалить или повысить сотрудника.

Средства обеспечения соблюдения правил известны как санкции . Санкции могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные санкции — это награды за соблюдение норм. Повышение на работе – это положительная санкция за упорный труд. Негативные санкции – это наказания за нарушение норм. Арест является наказанием за магазинную кражу. Оба типа санкций играют роль в социальном контроле.

Социологи также классифицируют санкции как формальные и неформальные. Хотя магазинные кражи, форма социального отклонения, могут быть незаконными, не существует законов, предписывающих, как правильно чесать нос. Это не означает, что ковыряние в носу на публике не будет наказано; вместо этого вы встретите неофициальные санкции . Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях лицом к лицу. Например, поход в оперу в шлепанцах или громкая ругань в церкви могут вызвать неодобрительные взгляды или даже словесные порицания, тогда как поведение, которое воспринимается как положительное, например, помощь пожилому человеку перенести сумки с продуктами через улицу, может вызвать положительную неформальную реакцию. например, улыбка или похлопывание по спине.

Формальные санкции , с другой стороны, являются способами официального признания и обеспечения соблюдения норм. Например, если студент нарушает кодекс поведения своего колледжа, его могут исключить. Кто-то, кто говорит с боссом неподобающим образом, может быть уволен. Тот, кто совершает преступление, может быть арестован или заключен в тюрьму. С положительной стороны, солдат, спасший жизнь, может получить официальную благодарность.

В таблице ниже показано соотношение между различными типами санкций.

Таблица 1. Неофициальные/официальные санкции. Формальные и неформальные санкции могут быть положительными или отрицательными. Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях, тогда как формальные санкции официально обеспечивают соблюдение норм.
Неофициальный Официальный
Положительный Выражение благодарности Повышение на работе
Отрицательный Гневный комментарий Штраф за парковку

Дальнейшие исследования

Хотя мы редко думаем об этом таким образом, девиантность может оказывать положительное влияние на общество. Ознакомьтесь с инициативой Positive Deviance Initiative, программой, инициированной Университетом Тафтса для продвижения социальных движений по всему миру, которые стремятся улучшить жизнь людей, на positivedeviance.org.

Смотреть

Посмотрите выбранный фрагмент из этого видео, чтобы узнать больше о том, как выглядит девиантное поведение и как социальный контроль регулирует социальные нормы.

Подумайте об этом

  • Если бы у вас был выбор, купили бы вы необычный автомобиль, например катафалк, для повседневного использования? Как отреагируют на это ваши друзья, семья или близкие люди? Поскольку девиантность определяется культурой, большинство решений, которые мы принимаем, зависят от реакции других. Есть ли что-то, что люди в вашей жизни побуждают вас делать, чего вы не делаете? Почему нет?
  • Вспомните недавний случай, когда вы применяли неформальные негативные санкции. На какой девиантный акт вы реагировали? Как ваши действия повлияли на девиантного человека или людей? Как ваша реакция помогла сохранить социальный контроль?

Попробуйте

Глоссарий

отклонение:
нарушение контекстуальных, культурных или социальных норм
официальные санкции:
официально признанных и применяемых санкций
неофициальные санкции:
90 119 санкций, возникающих при личном общении 90 120
негативные санкции:
наказания за нарушение норм
положительных санкций:
наград, выдаваемых за соответствие нормам
санкции:
средства обеспечения соблюдения правил
социальный контроль:
регулирование и обеспечение соблюдения норм
социальный заказ:
набор практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь

google.com/document/d/1vy-T6DtTF-BbMfpVEI7VP_R7w2A4anzYZLXR8Pk4Fu4″ target=»_blank»

Верно/неверно Викторина

Главная страница

О книге

Об авторе

Фоторепортаж Цитаты из примеров

Для преподавателей

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Краткое резюме

Цели обучения

Ссылки на кейсы

Самопроверка

Тест с несколькими вариантами ответов

Тест «Верно/неверно»

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Глава 13

Об этом сайте

Обратитесь к торговому представителю

Карточка с комментариями о высшем образовании

  1. Предполагаемая негативная реакция может переопределить поведение как девиантное.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  2. Девиантное поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  3. Подчинение своим родителям является примером предписывающей нормы.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  4. Убийство будет считаться нарушением народного обычая.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  5. Примером субкультуры может быть банда байкеров.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  6. В обществах с небольшой стратификацией меньше полагаются на формальный социальный контроль.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  7. Первичная социализация происходит в основном в позднем детстве и подростковом возрасте.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  8. Психологи и социологи объясняют развитие совести процессами социализации.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  9. Улыбка или похвала представляют собой форму неформального социального контроля.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  10. Религиозные институты обычно классифицируются как идеологические агенты социального контроля.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  11. Медикализация девиантности делает больший акцент на примирительном стиле социального контроля.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  12. Компенсационный социальный контроль стремится вернуть людям их «статус-кво анте».

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  13. Терапевтический социальный контроль направлен на восстановление гармонии посредством разрешения споров.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  14. Медикализация девиантности усиливает уголовный социальный контроль и снижает терапевтический социальный контроль.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  15. Метадон для лечения наркозависимых является примером медицинской технологии.

      а. Истинный
      б. ЛОЖЬ
  16. Согласно Фраделле, обвиняемый, признанный невиновным по причине невменяемости, часто проводит больше времени в учреждении, чем если бы он был признан виновным в совершении преступления.

Добавить комментарий