Нарушение восприятия в психологии: Нарушение восприятия — Общие сведения, Причины возникновения. Томск

Нарушения восприятия

30.05.2012

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, бывает возникают нарушения восприятия. Например, нарушение восприятия времени — невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. Восприятие нарушения пространства — трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

Существуют различные формы нарушения восприятия пространства.

  1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве.
  2. Невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства (агнозия).
  3. Трудности определения направления и удаленности звукового сигнала.
  4. Трудность ориентировки во внутреннем пространстве (соматогнозия).
  5. Трудности ориентировки в пальцах своей руки.
  6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Различают:

  1. зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;
  2. тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь — астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела — соматоагнозия;
  3. слуховые агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-нибудь другой предмет. Большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. При предметной агнозии на первый план выступает нарушение обобщенного восприятия предметов.

У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов. У таких больных, например, нарушается способность узнавать знакомые лица. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику.

Например, при оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов — расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т.д.

Больные с нарушениями высших форм осязательного восприятия не могут, ощупывая предмет, например, ключ, ручку, очки и т.

д., определить его форму, узнать его, а с открытыми глазами легко узнают предмет.

При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и т.д.

При органических поражениях головного мозга, реже при интоксикациях и соматических заболеваниях, могут возникать расстройства восприятия типа дереализации. Это сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. При этом больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой». Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия — деперсонализацией.

Нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, называется дереализация. При этом часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным. Может сопровождаться нарушениями памяти. Возникает состояние «уже виденного», когда незнакомые явления воспринимаются, как ранее встречающиеся. Возникает переживание воспринимаемого, как неясного, лишенного характера реальности. Дереализация может возникать как при поражениях мозга, так и при просоночных состояниях или при некоторых психических заболеваниях.

Существуют и другие термины, описывающие нарушения восприятия.

Иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Часть иллюзий может быть связана со строением глаза, часть с особенностями восприятия предметов, форм и т.д. Кроме того, иллюзии могут наблюдаться у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха и т.д. Иллюзии или иллюзорные восприятия, при которых имеются конкретные раздражители. У больного в этом случае формируется искаженное восприятие. Иллюзии разделяются по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.). Известна иллюзия тяжести А.

Шерпанье — при подъеме одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предметов. Меньший по размеру предмет воспринимается, как более тяжелый, возникает контрастная иллюзия.

Иллюзии могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Контрастные иллюзии наблюдаются в области температурных и вкусовых ощущений, например, после холодового раздражителя тепловой кажется горячим, после ощущения кислого и соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.д.

К сложным иллюзиям относятся парэйдолии. Они могут возникать у больных с невротическими расстройствами и у здоровых людей при утомлении. Например: в рисунке ковра, орнаменте обоев и т.д., человек видит страшные головы, необычные узоры и т.п.

Галлюцинации — восприятие без объекта, ложные восприятия. Они различаются, как и иллюзии, по органам чувств. Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.
 
Среди нарушений восприятия выделяют псевдогаллюцинации.

Они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голосах, но не идентифицируют их с реальными предметами и звуками.

Надо отметить особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий, которые заключаются во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти нарушения впервые выявлены сестрой, об этом необходимо доложить лечащему врачу; если же они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций может быть связано и с развитием психического заболевания.

Ключевые слова: Восприятие, Расстройства

Источник: Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология

Материалы по теме

Виды нарушений чувственного познания (расстройства ощущения и восприятия)

Русланов Д. В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Расстройства ощущений, восприятий, представлений

Коркина М.В., Практикум по психиатрии

Рецепторные расстройства, нарушения ориентировки, восприятия, памяти

Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :…

Искажения восприятия

Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия

Поведенческие и аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте

Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та…

Гиперкинетические расстройства

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Расстройства сна неорганической природы

. ..

Восприятие речи

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

лечение в Москве, причины, виды, симптомы

Попробовал спайс и втянулся. Когда узнали родители, сразу же отправили лечится. В клинике ко мне отнеслись очень доброжелательно. Быстро и доходчиво объяснили, как быстро я мог потерять здоровье. Теперь я понимаю, какой был беспечный и глупый. Очень благодарен врачам и моей семье.

Ярослав

Весной этого года случилась в моей семье беда. Давно и постоянно пьющий муж начал катастрофически быстро спиваться. Это грозило потерей работы, потерей всего того, что было заработано долгой и успешной службой – авторитета, уважения коллег, друзей, семьи и главное, здоровья физического и психического. Обратились в Уника+, чтобы вывели его из запоя. Положили супруга и назначили курс терапии. Уже три месяца он не пьет, в прекрасном настроении, выполняет все предписания нашего доктора. Благодарность специалистам центра!

Татьяна

Близкий друг достаточно долго страдал запоями — несколько лет. Ближе меня у него никого не было. Жена давно ушла, с детьми не общался. Еле удалось уговорить лечиться. Вызвали врача на дом , который посоветовал лечь в клинку . В клинику пришлось перевезти больничным транспортом в сопровождении врача-нарколога. Спасибо персоналу. Лечение пока не завершено, однако виден сильный прогресс.

Александра

Очень благодарен Господу Богу, своей семье и персоналу клиники. Свершилось — я стал другим человеком. А ведь уже и на работе грозили увольнением, и жена терпела мои пьянки из последних сил. Привезли меня сюда в полубессознательном состоянии. Выписался бодрым и уверенным в себе человеком.

Анатолий

Племянница пристрастилась к спайсу. Родители заметили не сразу. Были в шоке. Уговорила пойти в клинику. Врачи уговорили лечь , почиститься , в процессе подключился психолог – Сафаров Рустам ( специалист и просто хороший отзывчивый человек ) . После выписки сама попросила походить на амбулаторную месячную программу . Всем довольны. Девчонку вылечили, спасибо!

Дмитрий

Я долго не хотел признаваться себе в зависимости от алкоголя. У нас на работе часто отмечали Дни Рождения. Не хотел отрываться от коллектива. И покатился по наклонной. Дети-школьники начали меня стыдится. Супруга записалась на семейную консультацию в клиники. Наконец я опомнился и понял: так продолжаться не должно. Отлежал здесь 5 дней , и 3 дня ходил амбулаторно . Огромная благодарность персоналу – Кошель Наталье Александровне , Рустаму Зелемхановичу и всему младшему персоналу за профессионализм и  доброжелательность . Условия отличные.

Александр

Замечательная клиника, внимательный, приятный в общении персонал, очень помогают людям, которые попали в сложную ситуацию. Условия в клинике комфортные. Выражаю благодарность Михаилу Васильевичу он доктор от Бога, рекомендую!

Валерий

Хочу выразить благодарность за теплое отношение докторов и персонала к нам пациентам, очень благодарен за комфорт и хороший уход за моим братом, которого мы отправили к вам на лечение. Его лечащему врачу Наталье Анатольевне огромная благодарность, за спасение, вы дарите вторую жизнь. Спасибо!

Евгения

Спасибо большое клинике за индивидуальный подход к моему сыну и профессиональное лечение. Так же хочу поблагодарить врача Красильникова Дмитрия Сергеевича. Сын поступил в клинику в плохом состоянии пил спиртное месяца 2 где-то. Нам оказали экстренно профессиональную и психологическую помощь. Клиникой мы довольны на все 100%. Будем рекомендовать вас знакомым.

Мария

Хочу поблагодарить докторов клиники Уника+! Теперь, когда я в полном порядке хочу оставить хороший отзыв. Вкратце: первые дни я удивлялся, почему тут такое доброе, по-домашнему отношение, это даже удивило. А ведь врачи и впрямь проникаются к нашим проблемам, помогают, разговаривают, я не чувствовал себя ущербным, появилось желание жить. Я прошел полный курс — 21 день.  Дни проходили не так тягостно, ведь ты без проблем ходишь на прогулки, разговариваешь с психологами, лечишься и уже начинаешь строить планы. В общем проходите лечение и восстанавливайте свою жизнь!

Михаил

Я Алкоголик, да я злоупотреблял алкоголем. Моим близкие вовремя меня сюда определили, сам бы я не смог прекратить это все. Не пожалел ни дня, что сюда лег на стационар. Специалисты оказали очень квалифицированную помощь. Хочу отдельно отметить отличного психиатра Дадашеву Р. Х.

Юрий

Психиатр Валентина Сергеевна, этот доктор мне стала, как родной, как человек она просто замечательная, с ней приятно было разговаривать. Она слушала меня , задавала вопросы, давала советы. Если хотите 100% результат, то идите к ней на прием!

Александр

Я была у Александра Арсеньевича уже третий раз. Виден его профессионализм, очень компетентный доктор, всегда выслушает и  даст грамотные рекомендации, мне с ним приятно общаться! Я своему доктору доверяю, ни секунды не сомневаясь в рекомендациях и выписанных лекарствах!

Анна

Проходила кодировку здесь, так как у меня были проблемы с алкоголем. Были проблемы с мужем, он мне изменял и помогал мне только алкоголь. Я тогда так думала. В итоге муж привез меня в сюда, было страшно. Но доктор оказался весьма любезный все рассказал и успокоил меня. Мне ставили капельницы, медперсонал тут отличный. Приходил ко мне психолог Малецкий Анатолий, я ему очень благодарна за психологическую поддержку.

Виктория

Хочу сказать огромную благодарность всему медперсоналу, все относились с пониманием к нашей ситуации. Сафарову Рустаму Зелемхановичу, ведь только благодаря его помощи мы мы смогли спасти моего мужа. доктор не только выслушал меня и мужа, но и  помог нам справится с нашей бедой. Люди берегите себя, не употребляйте наркотики! Все вам наилучшего!

Юлия

В центре УНИКА помогли вытащить моего друга со дна, и поставили его на правильный путь. Замечательная работа, доктора профессионалы своего дела! Вы не просто помогаете, вы реально вправляете мозги! Уже около года прошло, друга не узнать, он в отношениях, скоро свадьба, нашел классную работу! Благодарность вам от всех нас!

Игорь

Cognitive Deficits — StatPearls — NCBI Bookshelf

Непрерывное образование

Познание — это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств.

Он охватывает различные аспекты интеллектуальных функций и процессов высокого уровня, таких как внимание, память, знания, принятие решений, планирование, рассуждение, суждение, восприятие, понимание, язык и зрительно-пространственные функции, среди прочего. «когнитивный дефицит» — это всеобъемлющий термин, используемый для описания нарушения различных областей познания. В этом упражнении рассматривается оценка и лечение когнитивного дефицита и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и улучшении ухода за пациентами с этим заболеванием.

Цели:

  • Обобщите факторы риска развития когнитивного дефицита.

  • Опишите типичную картину пациента с когнитивным дефицитом.

  • Ознакомьтесь с вариантами лечения, доступными при когнитивном дефиците.

  • Опишите важность координации и коммуникации между межпрофессиональной командой при оценке и лечении пациентов с когнитивными нарушениями.

Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Познание – это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств. Он охватывает различные аспекты интеллектуальных функций и процессов высокого уровня, таких как внимание, память, знания, принятие решений, планирование, рассуждение, суждение, понимание восприятия, язык и зрительно-пространственные функции. Когнитивные процессы используют существующие знания и генерируют новые знания.

«Когнитивный дефицит» — это всеобъемлющий термин, используемый для описания нарушения различных областей познания. Когнитивный дефицит не ограничивается каким-либо конкретным заболеванием или состоянием, но может быть одним из проявлений чьего-то основного состояния. Он также используется взаимозаменяемо с «когнитивными нарушениями». Это может быть краткосрочное состояние или прогрессирующее и постоянное состояние.

С другой стороны, когнитивные расстройства представляют собой более обширную группу нейрокогнитивных расстройств (DSM-5). Когнитивные расстройства определяются как любое расстройство, которое значительно ухудшает когнитивные функции человека до такой степени, что нормальное функционирование в обществе невозможно без лечения. Болезнь Альцгеймера — наиболее известное состояние, связанное с когнитивными нарушениями.

Этиология

Когнитивные нарушения могут возникать с рождения или быть вызваны более поздними факторами окружающей среды, такими как черепно-мозговая травма, психические заболевания, неврологические расстройства. Не у всех пожилых людей будет когнитивный дефицит, но когнитивный дефицит чаще встречается у пожилых людей.

Некоторые из ранних причин когнитивного дефицита включают хромосомные аномалии/генетические синдромы, внутриутробное воздействие лекарств, недоедание, отравление свинцом или другими тяжелыми металлами, неонатальную желтуху, гипогликемию, гипотиреоз, недоношенность, гипоксию, травму или жестокое обращение с детьми.

В детстве или подростковом возрасте в результате многих состояний может развиться когнитивный дефицит. Некоторые примеры включают побочные эффекты терапии рака, отравление тяжелыми металлами, недоедание, нарушения обмена веществ, аутизм и иммунные состояния, такие как системная красная волчанка.

С возрастом такие состояния, как инсульт, делирий, деменция, депрессия, шизофрения, хроническое употребление алкоголя, злоупотребление психоактивными веществами, опухоли головного мозга, дефицит витаминов, гормональный дисбаланс и некоторые хронические заболевания могут вызывать когнитивный дефицит. Патологии головного мозга, такие как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, деменция с тельцами Леви, болезнь Хантингтона, деменция при ВИЧ, прионная болезнь, проявляются когнитивным дефицитом. Лекарства, такие как седативные средства, транквилизаторы, антихолинергические средства, глюкокортикоиды, также связаны с когнитивным дефицитом. Травма головы и инфекция головного мозга или мозговых оболочек могут вызвать когнитивный дефицит в любом возрасте.[1][2]

Эпидемиология

Частоту когнитивного дефицита, вызванного различными причинами, трудно предсказать, и она точно не установлена. Однако пожилой возраст является наиболее важным фактором когнитивных нарушений. Болезнь Альцгеймера — наиболее известное состояние, связанное с когнитивными нарушениями. Приблизительно 5,5 миллиона человек страдают болезнью Альцгеймера в США, а распространенность во всем мире оценивается более чем в 24 миллиона человек.

Распространенность и заболеваемость болезнью Альцгеймера среди афроамериканцев были примерно в два раза выше, чем среди американцев европейского происхождения. Прогнозируется, что заболеваемость деменцией будет удваиваться каждые 10 лет после 60 лет. Возрастная заболеваемость болезнью Альцгеймера значительно увеличивается с менее чем 1% в год до 65 лет до 6% в год после 85 лет.[3][4]

Патофизиология

Общая патология снижения/дефицита когнитивных функций представляет собой повреждение нервной ткани. Это включает повреждение серого вещества, которое включает кору и таламус, базальные ганглии и белое вещество, которое включает покрытия аксонов связей между областями серого вещества. Повреждение определенных областей отвечает за определенные дефициты. Например, повреждение теменной доли может привести к неспособности одеваться или нарушению зрительно-пространственной функции. Повреждение систем лобных долей может вызвать дефицит планирования и абстрактного понимания, а повреждение височных долей вызывает дефицит речи и памяти.

Причины этого повреждения связаны с токсичностью нейронов из-за метаболических нарушений или тяжелых металлов или других токсинов, таких как толуол или инфекция, или из-за ишемического повреждения из-за инсульта или кровоизлияния или прямых травм, таких как черепно-мозговая травма или рак, или операция. Повреждение также может быть вызвано нейродегенеративными процессами, такими как болезни Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз или болезнь Гентингтона. Эти заболевания, по-видимому, непосредственно повреждают нейронную ткань посредством иммунологического взаимодействия с аномальными белками.

Гистопатология

Большинство деменций подтверждается обнаружением аномальных белков в срезах головного мозга. Болезнь Альцгеймера определяется включениями амилоида и тау-белка в мозговой ткани, деменция Паркинсона и тельца Леви поддерживается тельцами Леви, а лобная деменция — включениями тау-белка. Паркинсоноподобное заболевание также связано с включениями синуклеина. Прионовые заболевания вызывают аномально свернутые белки, называемые прионами, в тканях головного мозга.

Анамнез и физикальный

Когнитивный дефицит — это не болезнь сама по себе, а проявление основного состояния. Пациент может заметить эти изменения сам, или в большинстве случаев это замечают лица, осуществляющие уход, и друзья пациента. У пациентов обычно наблюдается следующее:

  • Проблемы с запоминанием вещей (часто задавая тот же вопрос или повторяя ту же историю снова и снова)

  • Сложность в изучении новых вещей и концентрировании

  • Проблемы с зрением и проблемы с выступлением

  • . места. Они часто находят новые места или ситуации ошеломляющими.

  • Спутанность сознания или возбуждение.

  • Изменения настроения

  • Изменения в поведении, речи,

  • Трудности даже при выполнении обычных повседневных задач

Когнитивные нарушения могут возникать и исчезать или нарастать и ослабевать. Когнитивные нарушения могут быть легкими, тяжелыми или какими-то промежуточными. При легком нарушении наблюдаются изменения когнитивных функций, но человек все еще может заниматься своими повседневными делами. Тяжелые уровни нарушений (деменция) могут привести к тому, что человек не сможет жить самостоятельно из-за неспособности планировать и выполнять обычные задачи (повседневная деятельность/полезная деятельность в повседневной жизни) и применять суждения.

Когнитивные нарушения могут сопровождаться различными другими симптомами, в зависимости от основного расстройства или состояния. Иногда они могут проявляться как неотложные случаи и могут потребовать неотложных спасательных вмешательств.

Инфекционные причины могут проявляться лихорадкой, сыпью, головной болью, тошнотой, рвотой, ригидностью затылочных мышц, недомоганием, судорогами и др.

Может сопровождаться нарушением обмена веществ и проявляться болью в животе, тошнотой, рвотой, тахикардией, брадикардией, утомляемостью, мышечной слабостью, одышкой, сильной жаждой, проблемами с мочеиспусканием и даже потерей сознания.

Когнитивные расстройства могут сопровождаться симптомами других проблем, таких как черепно-мозговая травма, инсульт или деменция. У пациента могут быть изменения поведения или личности, потеря сознания, изменения зрения, дисбаланс, сильные головные боли, судороги, изменения сна, онемение, слабость и паралич.

Когнитивное расстройство включает делирий, а также легкие и тяжелые нейрокогнитивные расстройства, которые могут проявляться следующим образом:

  • Делирий развивается очень быстро и в течение короткого периода времени. Он в основном характеризуется нарушениями в познании. Другими проявлениями являются спутанность сознания, дезориентация, возбуждение, а также изменение сознания. Галлюцинации и иллюзии могут быть обычным явлением. Это также затрудняет обработку новой информации и ситуационную осведомленность. Его начало колеблется от минут до часов, а иногда и дней. Однако это длится от нескольких часов до нескольких недель. Это также может сопровождаться невнимательностью, перепадами настроения или ненормальным поведением. Обычно причиной этого является основное медицинское или хирургическое заболевание. Делирий во время пребывания в стационаре может привести к осложнениям и длительным срокам пребывания.

  • Легкие и серьезные нейрокогнитивные расстройства обычно связаны с пожилыми людьми. Эти расстройства развиваются медленно и в основном характеризуются потерей памяти в дополнение к когнитивным нарушениям. Также могут быть психозы, возбуждение и изменения настроения. Разница между легкими и серьезными нейрокогнитивными расстройствами в основном основана на тяжести симптомов. Большое нейрокогнитивное расстройство (ранее известное как деменция) характеризуется значительным снижением когнитивных функций и развитием зависимости. Легкое нейрокогнитивное расстройство характеризуется умеренным снижением когнитивных функций, и пациент все еще независим. Для постановки диагноза необходимо исключить делирий и другие психические расстройства. При необратимых причинах слабоумия, таких как возраст, ухудшение познавательной способности и памяти происходит на протяжении всей жизни.[5][6][7][8]

Оценка

Оценка состоит из подробного анамнеза пациента и членов семьи (включая начало, продолжительность, симптомы, влияние, влияние на повседневную деятельность и изменения по сравнению с предыдущим уровнем выполнения и функционирования пациента) и клиническая оценка состояния пациента, которая включает в себя широкий спектр информации, собранной в результате физических, неврологических и психических обследований.

История, собранная у пациента и сопровождающей его семьи/друзей, должна быть сосредоточена на следующем:

  • Изменения когнитивных функций (начало, течение и примеры)

  • Изменение функционального состояния-Уход за собой (приготовление пищи, тестирование, гигиена, финансы)

  • Физические симптомы (тошнота, рвота, зрение, слух, речь, равновесие, походка, равновесие, ощущения и двигательные функции)

  • Психиатрические симптомы (изменения настроения, изменения поведения и личности)

  • Текущие лекарства, если таковые имеются

Существуют различные инструменты скрининга, используемые пациентами, семьями и врачами для оценки когнитивных способностей пациента. Скрининг предназначен для выявления тех пациентов, которые заслуживают полной диагностической оценки. Врачи часто оценивают психическое состояние пациента с помощью краткого теста, такого как мини-обследование психического состояния (MMSE). Тем не менее, эксперты определили несколько новых и улучшенных инструментов, подходящих для использования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Популярными инструментами, используемыми врачами первичного звена, являются:

  • General practitioner assessment of cognition (GPCOG)

  • Memory impairment screen (MIS)

  • Montreal cognitive assessment (MoCA)

  • Mini-Cog

  • Memory and executive screening (MES) и т. д. 

Краткий опросник о снижении когнитивных функций у пожилых людей (IQCODE), Шкала оценки тяжести деменции (DSRS), AD-8 и Оценка познания врачом общей практики (GPCOG) могут использоваться для сбора информации от опекуна/ члены семьи. Лица, не прошедшие эти тесты, нуждаются в дальнейшем диагностическом обследовании или направлении к специалисту. Кроме того, более подробное нейропсихологическое тестирование может помочь определить тип и степень нарушения, а также определить, какие умственные способности нарушены.

Разные инструменты имеют разное применение в зависимости от конкретного случая. Например, Монреальский когнитивный тест (МОСА) в основном используется для общего скрининга, поскольку он охватывает широкий спектр когнитивных функций. Мини-обследование психического состояния (MMSE) используется для оценки пациентов с болезнью Альцгеймера из-за его основного внимания к тестированию памяти.

В рамках физического осмотра врач должен провести подробное неврологическое обследование, чтобы определить поражение головного мозга и нервной системы. Эти тесты могут помочь обнаружить неврологические признаки различных патологий головного мозга, таких как инсульт, болезнь Паркинсона, опухоли головного мозга или другие заболевания. Неврологическое обследование включает в себя основы психического состояния, черепных нервов, двигательных и сенсорных функций, рефлексов, координации, равновесия и походки.

Другие тесты зависят от сопутствующих физических признаков и симптомов. Он может включать общий анализ крови, анализы щитовидной железы, уровни витамина B12, базовую метаболическую панель, анализ мочи, тесты функции печени и почек, которые могут помочь выявить различные инфекционные причины и нарушения обмена веществ. Кроме того, визуализация головного мозга, такая как КТ и МРТ, может быть полезна для выявления патологий головного мозга, таких как опухоли головного мозга, кровотечения или инсульт.[5][6][9][10]

Лечение/управление

Лечение когнитивного дефицита зависит от того, что на самом деле вызывает нарушение. Если это вызвано болезнью или состоянием, то, скорее всего, оно выздоровеет после лечения. Инфекции и метаболические синдромы, депрессия, заболевания щитовидной железы и действие лекарств являются некоторыми излечимыми причинами снижения когнитивных функций. Для когнитивных расстройств требуется детальная оценка и лечение, а вмешательства сосредоточены в основном на улучшении качества жизни и ограничении остаточных дефектов.

Не существует фармакологического лечения легких когнитивных нарушений. Руководство сосредоточено на продвижении функционального статуса. Консультирование является очень важным компонентом ведения пациента. Эти люди подвергаются повышенному риску возникновения проблем с подвижностью и повторяющихся падений. Проблемы со зрением и слухом необходимо решать и исправлять. Людям с апноэ во сне может помочь постоянное положительное давление в дыхательных путях (CPAP). Нет установленных доказательств того, что лечение депрессии улучшает когнитивные нарушения. Отрицательное влияние антихолинергических препаратов на когнитивные функции у пожилых людей отмечено. Следует избегать лечения антидепрессантами, особенно с амитриптилином, нортриптилином и пароксетином (с выраженными антихолинергическими свойствами). Пробная отмена, управление и упрощение приема лекарств у пожилых людей может привести к эффективному улучшению когнитивных функций.

Для лечения бреда необходимо сначала установить его причину. Лекарства, такие как нейролептики или бензодиазепины (BZD), в некоторых случаях могут помочь уменьшить симптомы. В случаях злоупотребления алкоголем или недоедания рекомендуются добавки витамина B. Некоторые крайние случаи также требуют жизнеобеспечения. Ginkgo biloba — популярная растительная добавка, которая, как считается, улучшает когнитивные функции и память. Однако в рандомизированных контрольных исследованиях он не смог предотвратить снижение когнитивных функций у людей с легкими когнитивными нарушениями или нормальными когнитивными функциями.[11][12][10]

Физическая активность, когнитивные тренировки и упражнения, правильный сон и методы релаксации могут помочь когнитивному здоровью. Средиземноморская диета может помочь людям с когнитивными нарушениями. Трудотерапия фокусируется на обучении пациентов различным стратегиям минимизации влияния когнитивных нарушений на повседневную жизнь. Подходы к окружающей среде, такие как уменьшение шума вокруг пациента, помогают пациенту сосредоточиться на задачах и уменьшить отвлечение внимания, спутанность сознания и разочарование. Они следят за тем, чтобы больной находился рядом с привычными предметами и окружающей помощью. Психотерапия и психосоциальная поддержка пациентов и их семей свидетельствуют о лучших результатах при четком понимании и правильном лечении расстройства и, следовательно, поддержании лучшего качества жизни для всех участников.

Болезнь Альцгеймера неизлечима, но доступные лекарства замедляют ухудшение симптомов деменции и помогают улучшить когнитивные и поведенческие проблемы, возникающие в ходе болезни. Стандартное лечение болезни Альцгеймера включает ингибиторы холинэстеразы и частичный антагонист N -метил-d-аспартата. Поведенческие симптомы распространены и могут усугубить когнитивные и функциональные нарушения у пациентов. Вторичные симптомы болезни Альцгеймера, такие как депрессия, бред, возбуждение, агрессия, нарушения сна и галлюцинации, также нуждаются в лечении. Регулярно используются психотропные препараты, такие как антидепрессанты, анксиолитики, нейролептики, бета-блокаторы, противопаркинсонические средства и противоэпилептические препараты (из-за их влияния на поведение). Снижение когнитивных функций при нормальном старении обычно незначительное и требует только поведенческих и поддерживающих вмешательств.[6][8][10][13][14]

Дифференциальный диагноз

Когнитивный дефицит — это не болезнь сама по себе, а проявление основного состояния. Some disease conditions associated with cognitive deficits are:

  • Delerium

  • Alzheimer disease

  • Huntington disease

  • Stroke

  • Developmental disorders (Down syndrome)

  • Head injury

  • Рассеянный склероз

  • Parkinson disease

  • Lewy body dementia

  • Meningitis

  • Acquired immune deficiency syndrome

  • Alcohol, drugs, toxins

  • Wernicke Korsakoff syndrome

Prognosis

The прогноз когнитивного дефицита зависит от основной причины. Есть много причин, таких как прием лекарств, депрессия, заболевания щитовидной железы и инфекции, которые поддаются коррекции. В то время как такие состояния, как болезнь Альцгеймера, нельзя обратить вспять, а можно только замедлить прогрессирование. Многие причины когнитивного дефицита представляют собой острые состояния, угрожающие жизни, и без надлежащего медикаментозного или хирургического лечения могут привести к значительной заболеваемости и смертности. Для пациентов с диагнозом болезнь Альцгеймера средняя продолжительность жизни в возрасте 65 лет и старше составляет от 4 до 8 лет. Некоторые люди с болезнью Альцгеймера даже могут прожить до 20 лет после появления первых признаков заболевания.

В некоторых случаях когнитивный дефицит может быть симптомом основного серьезного или опасного для жизни состояния, которое может быть опасным для жизни. These include:

  • Brain tumor

  • Stroke

  • Encephalitis

  • Meningitis

  • Traumatic head injury 

  • Heatstroke or profound dehydration

  • Kidney failure

  • Sepsis

  • Травма или опухоль спинного мозга

Таким образом, прогноз зависит от различных факторов. [15]

Осложнения

Когнитивный дефицит может сосуществовать с различными серьезными заболеваниями и состояниями. Поэтому несвоевременное обращение за медицинской помощью может привести к серьезным осложнениям и даже необратимым повреждениям. После того, как основное заболевание диагностировано, важно следовать правильному плану лечения, чтобы снизить риск потенциальных осложнений, которые могут включать:

  • Developmental delays and failure to thrive

  • Learning disabilities

  • Speech and hearing defects

  • Paresis/paralysis

  • Permanent cognitive impairment

  • Permanent sensory loss

  • Physical инвалидность

  • Изменения личности

  • Постоянная потеря памяти

  • Потеря независимости

  • Падения/травмы

  • Кома

Сдерживание и обучение пациентов

Возраст – основная причина нарушения когнитивных функций. Другие факторы риска включают семейный анамнез, отсутствие физической активности и заболевания/состояния, такие как болезнь Паркинсона, болезни сердца, инсульт, черепно-мозговая травма, рак головного мозга, употребление наркотиков, токсинов и диабет. Люди могут снизить риск когнитивных нарушений, сохраняя физическую активность, соблюдая здоровую диету и поддерживая нормальный уровень артериального давления, сахара и холестерина в крови. Некоторые причины когнитивных нарушений, такие как инфекции, побочные эффекты лекарств, депрессия и дефицит витамина B12, поддаются лечению. Важно выявить людей, у которых проявляются признаки когнитивных нарушений, чтобы гарантировать, что они будут обследованы медицинским работником и получат надлежащий уход или лечение.

Помимо старения, считается, что гипертония, диабет, гиперхолестеринемия, курение и ожирение ответственны за выведение амилоида (белка) из мозга, что, в свою очередь, увеличивает риск развития болезни Альцгеймера. В частности, более высокий риск болезни Альцгеймера связан с присутствием ряда этих факторов риска одновременно и в то время, когда человеку за 50. Поэтому очень важно поддерживать здоровое кровяное давление, уровень сахара в крови и уровень холестерина в крови.

Окружающие и поведенческие вмешательства полезны, особенно при решении поведенческих проблем. Простые подходы, такие как шумоподавление и перенаправление внимания, поддержание знакомой обстановки, обеспечение объектов безопасности, контроль личного комфорта и избегание конфронтации, могут помочь в решении поведенческих проблем. Доказано, что регулярные аэробные упражнения и средиземноморская диета замедляют прогрессирование болезни Альцгеймера.

В Интернете доступны различные тесты памяти и когнитивных функций. Важно понимать, что эти тесты дают вам только общее представление о когнитивных нарушениях у человека. Тем не менее, консультация с врачом и полное медицинское обследование всегда необходимы, прежде чем ставить какой-либо диагноз и начинать лечение. Болезнь Альцгеймера и деменция могут создать хаос не только для пациента, но и для его семьи, друзей и общества. Таким образом, управление охватывает роль врачей, самих пациентов, семьи и друзей, а также политиков. Разработчики политики в области здравоохранения должны изучить изменения политики и инициативы, которые увеличат поддержку, расширят исследования и, в конечном счете, улучшат качество жизни людей с когнитивными нарушениями, а также их семей.

Улучшение результатов медицинского персонала

Когнитивные нарушения могут быть проявлением различных системных заболеваний. Поэтому требуется, чтобы межпрофессиональная команда действовала на основе комплексного и скоординированного подхода, чтобы тщательно поставить конкретный диагноз и начать необходимые вмешательства. Многие медицинские работники, в том числе врачи первичной медико-санитарной помощи и медсестры, психиатры, физиотерапевты, диетологи, лица, осуществляющие уход, а также социальные работники, работают вместе, чтобы гарантировать, что пациент с когнитивным дефицитом остается в безопасности и ведет надлежащее качество жизни. [Уровень-5]

Поскольку эти пациенты страдают от дефицита сенсорной и сенсорной обработки, команда может помочь пациенту и его семье, как преодолеть эти проблемы. Например, у пациента с болезнью Альцгеймера часто бывает апраксия одевания, поэтому пациенту легче надевать пуговицы и вещи, которые завязываются, в одежде с липучками или без рукавов.

Пациенты с деменцией часто не могут жевать и координировать глотание, поэтому консультации по диете и речи могут быть полезны, чтобы помочь пациенту получать удовольствие от еды и питья без риска аспирационной пневмонии.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Беланофф Дж.К., Гросс К., Ягер А., Шацберг А.Ф. Кортикостероиды и познание. J Psychiatr Res. 2001 г., май-июнь; 35(3):127-45. [PubMed: 11461709]

2.

Калачник Ю. Е., Ханзель Т.Е., Севенич Р., Хардер С.Р. Бензодиазепиновые поведенческие побочные эффекты: обзор и последствия для людей с умственной отсталостью. Ам Джей Мент Ретард. 2002 г., сен; 107 (5): 376–410. [В паблике: 12186578]

3.

Mayeux R, Stern Y. Эпидемиология болезни Альцгеймера. Колд Спринг Харб Перспект Мед. 2012 Aug 01;2(8) [бесплатная статья PMC: PMC3405821] [PubMed: 229]

4.

Rajan KB, Weuve J, Barnes LL, Wilson RS, Evans DA. Распространенность и частота клинически диагностированной деменции при болезни Альцгеймера с 1994 по 2012 год в популяционном исследовании. Демент Альцгеймера. 2019 Янв;15(1):1-7. [Бесплатная статья PMC: PMC6531287] [PubMed: 30195482]

5.

Morley JE, Morris JC, Berg-Weger M, Borson S, Carpenter BD, Del Campo N, Dubois B, Fargo K, Fitten LJ, Flaherty JH, Ganguli M, Grossberg GT, Malmstrom TK, Petersen Р.Д., Родригес С., Сайкин А.Дж., Шелтенс П., Тангалос Э.Г., Вергезе Дж. , Уилкок Г., Винблад Б., Ву Дж., Веллас Б. Здоровье мозга: важность распознавания когнитивных нарушений: консенсусная конференция IAGG. J Am Med Dir Assoc. 01 сентября 2015 г .; 16 (9): 731-9. [Бесплатная статья PMC: PMC4822500] [PubMed: 26315321]

6.

Лопес О.Л. Легкие когнитивные нарушения. Континуум (Миннеап Минн). 2013 Апр; 19 (2 Деменция): 411-24. [Бесплатная статья PMC: PMC3915547] [PubMed: 23558486]

7.

Триведи Дж.К. Когнитивные нарушения при психических расстройствах: Текущее состояние. Индийская психиатрия. 2006 Январь; 48 (1): 10-20. [Бесплатная статья PMC: PMC2913637] [PubMed: 20703409]

8.

Torpy JM, Burke AE, Glass RM. Страница пациента JAMA. Бред. ДЖАМА. 2008 24 декабря; 300(24):2936. [PubMed: 19109124]

9.

Zhuang L, Yang Y, Gao J. Инструменты когнитивной оценки для скрининга легких когнитивных нарушений. Дж Нейрол. 2021 Май; 268(5):1615-1622. [PubMed: 31414193]

10.

Ланга К.М., Левин Д.А. Диагностика и лечение легких когнитивных нарушений: клинический обзор. ДЖАМА. 2014 17 декабря; 312 (23): 2551-61. [Бесплатная статья PMC: PMC4269302] [PubMed: 25514304]

11.

Mendiola-Precoma J, Berumen LC, Padilla K, Garcia-Alcocer G. Терапия для профилактики и лечения болезни Альцгеймера. Биомед Рез Инт. 2016;2016:2589276. [Бесплатная статья PMC: PMC4980501] [PubMed: 27547756]

12.

Яннопулу К.Г., Папагеоргиу С.Г. Текущие и будущие методы лечения болезни Альцгеймера. The Adv Neurol Disord. 2013 Январь;6(1):19-33. [Бесплатная статья PMC: PMC3526946] [PubMed: 23277790]

13.

Snitz BE, O’Meara ES, Carlson MC, Arnold AM, Ives DG, Rapp SR, Saxton J, Lopez OL, Dunn LO, Sink KM, DeKosky ST., Ginkgo Evaluation of Memory (GEM) Исследователи исследования. Гинкго билоба для предотвращения снижения когнитивных функций у пожилых людей: рандомизированное исследование. ДЖАМА. 2009 г.23 декабря; 302 (24): 2663-70. [Бесплатная статья PMC: PMC2832285] [PubMed: 20040554]

14.

Féart C, Samieri C, Rondeau V, Amieva H, Portet F, Dartigues JF, Scarmeas N, Barberger-Gateau P. Приверженность Средиземноморью диета, снижение когнитивных функций и риск развития деменции. ДЖАМА. 2009 12 августа; 302 (6): 638-48. [Бесплатная статья PMC: PMC2850376] [PubMed: 19671905]

15.

Barnes J, Bartlett JW, Wolk DA, van der Flier WM, Frost C. Течение болезни зависит от возраста и продолжительности симптомов болезни Альцгеймера. Дж. Альцгеймера Дис. 2018;64(2):631-642. [Бесплатная статья PMC: PMC6207933] [PubMed: 29914016]

Когнитивные дефициты — StatPearls — NCBI Bookshelf

Непрерывное образование

Познание — это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств. Он охватывает различные аспекты интеллектуальных функций и процессов высокого уровня, таких как внимание, память, знания, принятие решений, планирование, рассуждение, суждение, восприятие, понимание, язык и зрительно-пространственные функции, среди прочего. «когнитивный дефицит» — это всеобъемлющий термин, используемый для описания нарушения различных областей познания. В этом упражнении рассматривается оценка и лечение когнитивного дефицита и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и улучшении ухода за пациентами с этим заболеванием.

Цели:

  • Обобщите факторы риска развития когнитивного дефицита.

  • Опишите типичную картину пациента с когнитивным дефицитом.

  • Ознакомьтесь с вариантами лечения, доступными при когнитивном дефиците.

  • Опишите важность координации и коммуникации между межпрофессиональной командой при оценке и лечении пациентов с когнитивными нарушениями.

Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Познание – это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств. Он охватывает различные аспекты интеллектуальных функций и процессов высокого уровня, таких как внимание, память, знания, принятие решений, планирование, рассуждение, суждение, понимание восприятия, язык и зрительно-пространственные функции. Когнитивные процессы используют существующие знания и генерируют новые знания.

«Когнитивный дефицит» — это всеобъемлющий термин, используемый для описания нарушения различных областей познания. Когнитивный дефицит не ограничивается каким-либо конкретным заболеванием или состоянием, но может быть одним из проявлений чьего-то основного состояния. Он также используется взаимозаменяемо с «когнитивными нарушениями». Это может быть краткосрочное состояние или прогрессирующее и постоянное явление.

С другой стороны, когнитивные расстройства представляют собой более обширную группу нейрокогнитивных расстройств (DSM-5). Когнитивные расстройства определяются как любое расстройство, которое значительно ухудшает когнитивные функции человека до такой степени, что нормальное функционирование в обществе невозможно без лечения. Болезнь Альцгеймера — наиболее известное состояние, связанное с когнитивными нарушениями.

Этиология

Когнитивные нарушения могут возникать с рождения или быть вызваны более поздними факторами окружающей среды, такими как черепно-мозговая травма, психические заболевания, неврологические расстройства. Не у всех пожилых людей будет когнитивный дефицит, но когнитивный дефицит чаще встречается у пожилых людей.

Некоторые из ранних причин когнитивного дефицита включают хромосомные аномалии/генетические синдромы, пренатальное воздействие лекарств, недоедание, отравление свинцом или другими тяжелыми металлами, неонатальную желтуху, гипогликемию, гипотиреоз, недоношенность, гипоксию, травму или жестокое обращение с детьми.

В детстве или подростковом возрасте в результате многих состояний может развиться когнитивный дефицит. Некоторые примеры включают побочные эффекты терапии рака, отравление тяжелыми металлами, недоедание, нарушения обмена веществ, аутизм и иммунные состояния, такие как системная красная волчанка.

С возрастом такие состояния, как инсульт, делирий, деменция, депрессия, шизофрения, хроническое употребление алкоголя, злоупотребление психоактивными веществами, опухоли головного мозга, дефицит витаминов, гормональный дисбаланс и некоторые хронические заболевания могут вызывать когнитивный дефицит. Патологии головного мозга, такие как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, деменция с тельцами Леви, болезнь Хантингтона, деменция при ВИЧ, прионная болезнь, проявляются когнитивным дефицитом. Лекарства, такие как седативные средства, транквилизаторы, антихолинергические средства, глюкокортикоиды, также связаны с когнитивным дефицитом. Травма головы и инфекция головного мозга или мозговых оболочек могут вызвать когнитивный дефицит в любом возрасте.[1][2]

Эпидемиология

Частоту когнитивного дефицита, вызванного различными причинами, трудно предсказать, и она точно не установлена. Однако пожилой возраст является наиболее важным фактором когнитивных нарушений. Болезнь Альцгеймера — наиболее известное состояние, связанное с когнитивными нарушениями. Приблизительно 5,5 миллиона человек страдают болезнью Альцгеймера в США, а распространенность во всем мире оценивается более чем в 24 миллиона человек.

Распространенность и заболеваемость болезнью Альцгеймера среди афроамериканцев были примерно в два раза выше, чем среди американцев европейского происхождения. Прогнозируется, что заболеваемость деменцией будет удваиваться каждые 10 лет после 60 лет. Возрастная заболеваемость болезнью Альцгеймера значительно увеличивается с менее чем 1% в год до 65 лет до 6% в год после 85 лет.[3][4]

Патофизиология

Общая патология снижения/дефицита когнитивных функций представляет собой повреждение нервной ткани. Это включает повреждение серого вещества, которое включает кору и таламус, базальные ганглии и белое вещество, которое включает покрытия аксонов связей между областями серого вещества. Повреждение определенных областей отвечает за определенные дефициты. Например, повреждение теменной доли может привести к неспособности одеваться или нарушению зрительно-пространственной функции. Повреждение систем лобных долей может вызвать дефицит планирования и абстрактного понимания, а повреждение височных долей вызывает дефицит речи и памяти.

Причины этого повреждения связаны с токсичностью нейронов из-за метаболических нарушений или тяжелых металлов или других токсинов, таких как толуол или инфекция, или из-за ишемического повреждения из-за инсульта или кровоизлияния или прямых травм, таких как черепно-мозговая травма или рак, или операция. Повреждение также может быть вызвано нейродегенеративными процессами, такими как болезни Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз или болезнь Гентингтона. Эти заболевания, по-видимому, непосредственно повреждают нейронную ткань посредством иммунологического взаимодействия с аномальными белками.

Гистопатология

Большинство деменций подтверждается обнаружением аномальных белков в срезах головного мозга. Болезнь Альцгеймера определяется включениями амилоида и тау-белка в мозговой ткани, деменция Паркинсона и тельца Леви поддерживается тельцами Леви, а лобная деменция — включениями тау-белка. Паркинсоноподобное заболевание также связано с включениями синуклеина. Прионовые заболевания вызывают аномально свернутые белки, называемые прионами, в тканях головного мозга.

Анамнез и физикальный

Когнитивный дефицит — это не болезнь сама по себе, а проявление основного состояния. Пациент может заметить эти изменения сам, или в большинстве случаев это замечают лица, осуществляющие уход, и друзья пациента. У пациентов обычно наблюдается следующее:

  • Проблемы с запоминанием вещей (часто задавая тот же вопрос или повторяя ту же историю снова и снова)

  • Сложность в изучении новых вещей и концентрировании

  • Проблемы с зрением и проблемы с выступлением

  • . места. Они часто находят новые места или ситуации ошеломляющими.

  • Спутанность сознания или возбуждение.

  • Изменения настроения

  • Изменения в поведении, речи,

  • Трудности даже при выполнении обычных повседневных задач

Когнитивные нарушения могут возникать и исчезать или нарастать и ослабевать. Когнитивные нарушения могут быть легкими, тяжелыми или какими-то промежуточными. При легком нарушении наблюдаются изменения когнитивных функций, но человек все еще может заниматься своими повседневными делами. Тяжелые уровни нарушений (деменция) могут привести к тому, что человек не сможет жить самостоятельно из-за неспособности планировать и выполнять обычные задачи (повседневная деятельность/полезная деятельность в повседневной жизни) и применять суждения.

Когнитивные нарушения могут сопровождаться различными другими симптомами, в зависимости от основного расстройства или состояния. Иногда они могут проявляться как неотложные случаи и могут потребовать неотложных спасательных вмешательств.

Инфекционные причины могут проявляться лихорадкой, сыпью, головной болью, тошнотой, рвотой, ригидностью затылочных мышц, недомоганием, судорогами и др.

Может сопровождаться нарушением обмена веществ и проявляться болью в животе, тошнотой, рвотой, тахикардией, брадикардией, утомляемостью, мышечной слабостью, одышкой, сильной жаждой, проблемами с мочеиспусканием и даже потерей сознания.

Когнитивные расстройства могут сопровождаться симптомами других проблем, таких как черепно-мозговая травма, инсульт или деменция. У пациента могут быть изменения поведения или личности, потеря сознания, изменения зрения, дисбаланс, сильные головные боли, судороги, изменения сна, онемение, слабость и паралич.

Когнитивное расстройство включает делирий, а также легкие и серьезные нейрокогнитивные расстройства, которые могут проявляться следующим образом:

  • Делирий развивается очень быстро и в течение короткого периода времени. Он в основном характеризуется нарушениями в познании. Другими проявлениями являются спутанность сознания, дезориентация, возбуждение, а также изменение сознания. Галлюцинации и иллюзии могут быть обычным явлением. Это также затрудняет обработку новой информации и ситуационную осведомленность. Его начало колеблется от минут до часов, а иногда и дней. Однако это длится от нескольких часов до нескольких недель. Это также может сопровождаться невнимательностью, перепадами настроения или ненормальным поведением. Обычно причиной этого является основное медицинское или хирургическое заболевание. Делирий во время пребывания в стационаре может привести к осложнениям и длительным срокам пребывания.

  • Легкие и серьезные нейрокогнитивные расстройства обычно связаны с пожилыми людьми. Эти расстройства развиваются медленно и в основном характеризуются потерей памяти в дополнение к когнитивным нарушениям. Также могут быть психозы, возбуждение и изменения настроения. Разница между легкими и серьезными нейрокогнитивными расстройствами в основном основана на тяжести симптомов. Большое нейрокогнитивное расстройство (ранее известное как деменция) характеризуется значительным снижением когнитивных функций и развитием зависимости. Легкое нейрокогнитивное расстройство характеризуется умеренным снижением когнитивных функций, и пациент все еще независим. Для постановки диагноза необходимо исключить делирий и другие психические расстройства. При необратимых причинах слабоумия, таких как возраст, ухудшение познавательной способности и памяти происходит на протяжении всей жизни. [5][6][7][8]

Оценка

Оценка состоит из подробного анамнеза пациента и членов семьи (включая начало, продолжительность, симптомы, влияние, влияние на повседневную деятельность и изменения по сравнению с предыдущим уровнем выполнения и функционирования пациента) и клиническая оценка состояния пациента, которая включает в себя широкий спектр информации, собранной в результате физических, неврологических и психических обследований.

История, собранная у пациента и сопровождающей его семьи/друзей, должна быть сосредоточена на следующем:

  • Изменения когнитивных функций (начало, течение и примеры)

  • Изменение функционального состояния-Уход за собой (приготовление пищи, тестирование, гигиена, финансы)

  • Физические симптомы (тошнота, рвота, зрение, слух, речь, равновесие, походка, равновесие, ощущения и двигательные функции)

  • Психиатрические симптомы (изменения настроения, изменения поведения и личности)

  • Текущие лекарства, если таковые имеются

Существуют различные инструменты скрининга, используемые пациентами, семьями и врачами для оценки когнитивных способностей пациента. Скрининг предназначен для выявления тех пациентов, которые заслуживают полной диагностической оценки. Врачи часто оценивают психическое состояние пациента с помощью краткого теста, такого как мини-обследование психического состояния (MMSE). Тем не менее, эксперты определили несколько новых и улучшенных инструментов, подходящих для использования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Популярными инструментами, используемыми врачами первичного звена, являются:

  • General practitioner assessment of cognition (GPCOG)

  • Memory impairment screen (MIS)

  • Montreal cognitive assessment (MoCA)

  • Mini-Cog

  • Memory and executive screening (MES) и т. д. 

Краткий опросник о снижении когнитивных функций у пожилых людей (IQCODE), Шкала оценки тяжести деменции (DSRS), AD-8 и Оценка познания врачом общей практики (GPCOG) могут использоваться для сбора информации от опекуна/ члены семьи. Лица, не прошедшие эти тесты, нуждаются в дальнейшем диагностическом обследовании или направлении к специалисту. Кроме того, более подробное нейропсихологическое тестирование может помочь определить тип и степень нарушения, а также определить, какие умственные способности нарушены.

Разные инструменты имеют разное применение в зависимости от конкретного случая. Например, Монреальский когнитивный тест (МОСА) в основном используется для общего скрининга, поскольку он охватывает широкий спектр когнитивных функций. Мини-обследование психического состояния (MMSE) используется для оценки пациентов с болезнью Альцгеймера из-за его основного внимания к тестированию памяти.

В рамках физического осмотра врач должен провести подробное неврологическое обследование, чтобы определить поражение головного мозга и нервной системы. Эти тесты могут помочь обнаружить неврологические признаки различных патологий головного мозга, таких как инсульт, болезнь Паркинсона, опухоли головного мозга или другие заболевания. Неврологическое обследование включает в себя основы психического состояния, черепных нервов, двигательных и сенсорных функций, рефлексов, координации, равновесия и походки.

Другие тесты зависят от сопутствующих физических признаков и симптомов. Он может включать общий анализ крови, анализы щитовидной железы, уровни витамина B12, базовую метаболическую панель, анализ мочи, тесты функции печени и почек, которые могут помочь выявить различные инфекционные причины и нарушения обмена веществ. Кроме того, визуализация головного мозга, такая как КТ и МРТ, может быть полезна для выявления патологий головного мозга, таких как опухоли головного мозга, кровотечения или инсульт.[5][6][9][10]

Лечение/управление

Лечение когнитивного дефицита зависит от того, что на самом деле вызывает нарушение. Если это вызвано болезнью или состоянием, то, скорее всего, оно выздоровеет после лечения. Инфекции и метаболические синдромы, депрессия, заболевания щитовидной железы и действие лекарств являются некоторыми излечимыми причинами снижения когнитивных функций. Для когнитивных расстройств требуется детальная оценка и лечение, а вмешательства сосредоточены в основном на улучшении качества жизни и ограничении остаточных дефектов.

Не существует фармакологического лечения легких когнитивных нарушений. Руководство сосредоточено на продвижении функционального статуса. Консультирование является очень важным компонентом ведения пациента. Эти люди подвергаются повышенному риску возникновения проблем с подвижностью и повторяющихся падений. Проблемы со зрением и слухом необходимо решать и исправлять. Людям с апноэ во сне может помочь постоянное положительное давление в дыхательных путях (CPAP). Нет установленных доказательств того, что лечение депрессии улучшает когнитивные нарушения. Отрицательное влияние антихолинергических препаратов на когнитивные функции у пожилых людей отмечено. Следует избегать лечения антидепрессантами, особенно препаратами с амитриптилином, нортриптилином и пароксетином (с выраженными антихолинергическими свойствами). Пробная отмена, управление и упрощение приема лекарств у пожилых людей может привести к эффективному улучшению когнитивных функций.

Для лечения бреда необходимо сначала установить его причину. Лекарства, такие как нейролептики или бензодиазепины (BZD), в некоторых случаях могут помочь уменьшить симптомы. В случаях злоупотребления алкоголем или недоедания рекомендуются добавки витамина B. Некоторые крайние случаи также требуют жизнеобеспечения. Ginkgo biloba — популярная растительная добавка, которая, как считается, улучшает когнитивные функции и память. Однако в рандомизированных контрольных исследованиях он не смог предотвратить снижение когнитивных функций у людей с легкими когнитивными нарушениями или нормальными когнитивными функциями.[11][12][10]

Физическая активность, когнитивные тренировки и упражнения, правильный сон и методы релаксации могут помочь когнитивному здоровью. Средиземноморская диета может помочь людям с когнитивными нарушениями. Трудотерапия фокусируется на обучении пациентов различным стратегиям минимизации влияния когнитивных нарушений на повседневную жизнь. Подходы к окружающей среде, такие как уменьшение шума вокруг пациента, помогают пациенту сосредоточиться на задачах и уменьшить отвлечение внимания, спутанность сознания и разочарование. Они следят за тем, чтобы больной находился рядом с привычными предметами и окружающей помощью. Психотерапия и психосоциальная поддержка пациентов и их семей свидетельствуют о лучших результатах при четком понимании и правильном лечении расстройства и, следовательно, поддержании лучшего качества жизни для всех участников.

Болезнь Альцгеймера неизлечима, но доступные лекарства замедляют ухудшение симптомов деменции и помогают улучшить когнитивные и поведенческие проблемы, возникающие в ходе болезни. Стандартное лечение болезни Альцгеймера включает ингибиторы холинэстеразы и частичный антагонист N -метил-d-аспартата. Поведенческие симптомы распространены и могут усугубить когнитивные и функциональные нарушения у пациентов. Вторичные симптомы болезни Альцгеймера, такие как депрессия, бред, возбуждение, агрессия, нарушения сна и галлюцинации, также нуждаются в лечении. Регулярно используются психотропные препараты, такие как антидепрессанты, анксиолитики, нейролептики, бета-блокаторы, противопаркинсонические средства и противоэпилептические препараты (из-за их влияния на поведение). Снижение когнитивных функций при нормальном старении обычно незначительное и требует только поведенческих и поддерживающих вмешательств.[6][8][10][13][14]

Дифференциальный диагноз

Когнитивный дефицит — это не болезнь сама по себе, а проявление основного состояния. Some disease conditions associated with cognitive deficits are:

  • Delerium

  • Alzheimer disease

  • Huntington disease

  • Stroke

  • Developmental disorders (Down syndrome)

  • Head injury

  • Рассеянный склероз

  • Parkinson disease

  • Lewy body dementia

  • Meningitis

  • Acquired immune deficiency syndrome

  • Alcohol, drugs, toxins

  • Wernicke Korsakoff syndrome

Prognosis

The прогноз когнитивного дефицита зависит от основной причины. Есть много причин, таких как прием лекарств, депрессия, заболевания щитовидной железы и инфекции, которые поддаются коррекции. В то время как такие состояния, как болезнь Альцгеймера, нельзя обратить вспять, а можно только замедлить прогрессирование. Многие причины когнитивного дефицита представляют собой острые состояния, угрожающие жизни, и без надлежащего медикаментозного или хирургического лечения могут привести к значительной заболеваемости и смертности. Для пациентов с диагнозом болезнь Альцгеймера средняя продолжительность жизни в возрасте 65 лет и старше составляет от 4 до 8 лет. Некоторые люди с болезнью Альцгеймера даже могут прожить до 20 лет после появления первых признаков заболевания.

В некоторых случаях когнитивный дефицит может быть симптомом основного серьезного или опасного для жизни состояния, которое может быть опасным для жизни. These include:

  • Brain tumor

  • Stroke

  • Encephalitis

  • Meningitis

  • Traumatic head injury 

  • Heatstroke or profound dehydration

  • Kidney failure

  • Sepsis

  • Травма или опухоль спинного мозга

Таким образом, прогноз зависит от различных факторов. [15]

Осложнения

Когнитивный дефицит может сосуществовать с различными серьезными заболеваниями и состояниями. Поэтому несвоевременное обращение за медицинской помощью может привести к серьезным осложнениям и даже необратимым повреждениям. После того, как основное заболевание диагностировано, важно следовать правильному плану лечения, чтобы снизить риск потенциальных осложнений, которые могут включать:

  • Developmental delays and failure to thrive

  • Learning disabilities

  • Speech and hearing defects

  • Paresis/paralysis

  • Permanent cognitive impairment

  • Permanent sensory loss

  • Physical инвалидность

  • Изменения личности

  • Постоянная потеря памяти

  • Потеря независимости

  • Падения/травмы

  • Кома

Сдерживание и обучение пациентов

Возраст – основная причина нарушения когнитивных функций. Другие факторы риска включают семейный анамнез, отсутствие физической активности и такие заболевания/состояния, как болезнь Паркинсона, болезни сердца, инсульт, черепно-мозговая травма, рак головного мозга, прием наркотиков, токсинов и диабет. Люди могут снизить риск когнитивных нарушений, сохраняя физическую активность, соблюдая здоровую диету и поддерживая нормальный уровень артериального давления, сахара и холестерина в крови. Некоторые причины когнитивных нарушений, такие как инфекции, побочные эффекты лекарств, депрессия и дефицит витамина B12, поддаются лечению. Важно выявлять людей, у которых проявляются признаки когнитивных нарушений, чтобы гарантировать, что они будут обследованы медицинским работником и получат надлежащий уход или лечение.

Помимо старения, считается, что гипертония, диабет, гиперхолестеринемия, курение и ожирение ответственны за выведение амилоида (белка) из мозга, что, в свою очередь, увеличивает риск развития болезни Альцгеймера. В частности, более высокий риск болезни Альцгеймера связан с присутствием ряда этих факторов риска одновременно и в то время, когда человеку за 50. Поэтому очень важно поддерживать здоровое кровяное давление, уровень сахара в крови и уровень холестерина в крови.

Окружающие и поведенческие вмешательства полезны, особенно при решении поведенческих проблем. Простые подходы, такие как шумоподавление и перенаправление внимания, поддержание знакомой обстановки, обеспечение объектов безопасности, контроль личного комфорта и избегание конфронтации, могут помочь в решении поведенческих проблем. Доказано, что регулярные аэробные упражнения и средиземноморская диета замедляют прогрессирование болезни Альцгеймера.

В Интернете доступны различные тесты памяти и когнитивных функций. Важно понимать, что эти тесты дают вам только общее представление о когнитивных нарушениях у человека. Тем не менее, консультация с врачом и полное медицинское обследование всегда необходимы, прежде чем ставить какой-либо диагноз и начинать лечение. Болезнь Альцгеймера и деменция могут создать хаос не только для пациента, но и для его семьи, друзей и общества. Таким образом, управление охватывает роль врачей, самих пациентов, семьи и друзей, а также политиков. Разработчики политики в области здравоохранения должны изучить изменения политики и инициативы, которые увеличат поддержку, расширят исследования и, в конечном счете, улучшат качество жизни людей с когнитивными нарушениями, а также их семей.

Улучшение результатов медицинского персонала

Когнитивные нарушения могут быть проявлением различных системных заболеваний. Поэтому требуется, чтобы межпрофессиональная команда действовала на основе комплексного и скоординированного подхода, чтобы тщательно поставить конкретный диагноз и начать необходимые вмешательства. Многие медицинские работники, в том числе врачи первичной медико-санитарной помощи и медсестры, психиатры, физиотерапевты, диетологи, лица, осуществляющие уход, а также социальные работники, работают вместе, чтобы гарантировать, что пациент с когнитивным дефицитом остается в безопасности и ведет надлежащее качество жизни. [Уровень-5]

Поскольку эти пациенты страдают от дефицита сенсорной и сенсорной обработки, команда может помочь пациенту и его семье, как преодолеть эти проблемы. Например, у пациента с болезнью Альцгеймера часто бывает апраксия одевания, поэтому пациенту легче надевать пуговицы и вещи, которые завязываются, в одежде с липучками или без рукавов.

Пациенты с деменцией часто не могут жевать и координировать глотание, поэтому консультации по диете и речи могут быть полезны, чтобы помочь пациенту получать удовольствие от еды и питья без риска аспирационной пневмонии.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Беланофф Дж.К., Гросс К., Ягер А., Шацберг А.Ф. Кортикостероиды и познание. J Psychiatr Res. 2001 г., май-июнь; 35(3):127-45. [PubMed: 11461709]

2.

Калачник Ю. Е., Ханзель Т.Е., Севенич Р., Хардер С.Р. Бензодиазепиновые поведенческие побочные эффекты: обзор и последствия для людей с умственной отсталостью. Ам Джей Мент Ретард. 2002 г., сен; 107 (5): 376–410. [В паблике: 12186578]

3.

Mayeux R, Stern Y. Эпидемиология болезни Альцгеймера. Колд Спринг Харб Перспект Мед. 2012 Aug 01;2(8) [бесплатная статья PMC: PMC3405821] [PubMed: 229]

4.

Rajan KB, Weuve J, Barnes LL, Wilson RS, Evans DA. Распространенность и частота клинически диагностированной деменции при болезни Альцгеймера с 1994 по 2012 год в популяционном исследовании. Демент Альцгеймера. 2019 Янв;15(1):1-7. [Бесплатная статья PMC: PMC6531287] [PubMed: 30195482]

5.

Morley JE, Morris JC, Berg-Weger M, Borson S, Carpenter BD, Del Campo N, Dubois B, Fargo K, Fitten LJ, Flaherty JH, Ganguli M, Grossberg GT, Malmstrom TK, Petersen Р.Д., Родригес С., Сайкин А.Дж., Шелтенс П., Тангалос Э.Г., Вергезе Дж. , Уилкок Г., Винблад Б., Ву Дж., Веллас Б. Здоровье мозга: важность распознавания когнитивных нарушений: консенсусная конференция IAGG. J Am Med Dir Assoc. 01 сентября 2015 г .; 16 (9): 731-9. [Бесплатная статья PMC: PMC4822500] [PubMed: 26315321]

6.

Лопес О.Л. Легкие когнитивные нарушения. Континуум (Миннеап Минн). 2013 Апр; 19 (2 Деменция): 411-24. [Бесплатная статья PMC: PMC3915547] [PubMed: 23558486]

7.

Триведи Дж.К. Когнитивные нарушения при психических расстройствах: Текущее состояние. Индийская психиатрия. 2006 Январь; 48 (1): 10-20. [Бесплатная статья PMC: PMC2913637] [PubMed: 20703409]

8.

Torpy JM, Burke AE, Glass RM. Страница пациента JAMA. Бред. ДЖАМА. 2008 24 декабря; 300(24):2936. [PubMed: 19109124]

9.

Zhuang L, Yang Y, Gao J. Инструменты когнитивной оценки для скрининга легких когнитивных нарушений. Дж Нейрол. 2021 Май; 268(5):1615-1622. [PubMed: 31414193]

10.

Ланга К.М., Левин Д.А. Диагностика и лечение легких когнитивных нарушений: клинический обзор. ДЖАМА. 2014 17 декабря; 312 (23): 2551-61. [Бесплатная статья PMC: PMC4269302] [PubMed: 25514304]

11.

Mendiola-Precoma J, Berumen LC, Padilla K, Garcia-Alcocer G. Терапия для профилактики и лечения болезни Альцгеймера. Биомед Рез Инт. 2016;2016:2589276. [Бесплатная статья PMC: PMC4980501] [PubMed: 27547756]

12.

Яннопулу К.Г., Папагеоргиу С.Г. Текущие и будущие методы лечения болезни Альцгеймера. The Adv Neurol Disord. 2013 Январь;6(1):19-33. [Бесплатная статья PMC: PMC3526946] [PubMed: 23277790]

13.

Snitz BE, O’Meara ES, Carlson MC, Arnold AM, Ives DG, Rapp SR, Saxton J, Lopez OL, Dunn LO, Sink KM, DeKosky ST., Ginkgo Evaluation of Memory (GEM) Исследователи исследования. Гинкго билоба для предотвращения снижения когнитивных функций у пожилых людей: рандомизированное исследование. ДЖАМА.

Добавить комментарий