Нарушения эмоций: Расстройства эмоций (В.И. Крылов)

Расстройства эмоций. Классификация и симптомы

21.05.2020

Эмоции характеризуют отношение человека к окружающей его действительности и происходящим событиям.

Они вызваны нарушениями привычного жизненного ритма (динамического стереотипа), образовавшегося в результате реакции головного мозга на внешние раздражители. При увеличении отрицательных раздражителей настроение человека ухудшается, и наоборот, при росте положительных сигналов — улучшается. Биологическая основа эмоциональных проявлений заключается в удовлетворении определенной потребности. С физиологической точки зрения при нарушении процессов взаимодействия функций коры головного мозга и подкорковых структур развиваются расстройства эмоциональной сферы.

Эмоции подразделяют на слабые или сильные, положительные или отрицательные.

К расстройствам эмоций относятся следующие симптомы:

  • гипертимия (мания) — беспричинно радостное оптимистическое настроение с желанием активной деятельности без жалоб на здоровье.
    Высшей степенью гипертимии считается экстаз или эйфория. Эйфория проявляется в виде блаженного, беззаботного и беспечного состояния;
  • гипотомия (депрессия) — противоположность гипертимии, печальное (депрессивное) состояние, тоска, уныние. Развивается чувство безысходности, появляются мысли о суициде;
  • апатия — чувство равнодушия и безразличия к окружающему миру и к себе;
  • дисфория — злое (мрачное) настроение с признаками ожесточенной агрессии;
  • страх — напряженное чувство ожидания конкретной угрозы;
  • тревога — чувство возможной угрозы неопределенного вида;
  • эмоциональная слабость (слабодушие) — состояние постоянного и беспричинного изменения настроения;
  • потеря всех чувств (эмоциональная тупость) — эмоциональное опустошение больного, отсутствие любых эмоций;
  • аффект — состояние сильного потрясения психики. Аффект бывает как физиологический, так и патологический.

Физиологический аффект проявляется в виде эмоциональных взрывов как положительного, так и отрицательного характера. При этом человек ясно осознает свои поступки, у него сохраняется ясность памяти. При совершении преступления в состоянии физиологического аффекта обвиняемый должен быть признан виновным и нести наказание.

Причины возникновения физиологического аффекта следующие:

  • обстоятельства, угрожающие физическому существованию человека, связанные с его биологическими инстинктами и потребностями, например прямая или косвенная угроза жизни;
  • аффект может быть вызван поступками окружающих, затрагивающими самооценку человека, травмирующими его личность.

Для возникновения состояния аффекта необходимы конфликт или ссора. Однако это не единственное условие его возникновения. Еще одно условие возникновения аффекта — комплекс устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности и временное состояние субъекта, попавшего в конфликтную ситуацию. Обстоятельства, вызывающие аффект у одного человека, не нарушают стройной системы поведения у другого.

К развитию аффективных состояний предрасполагают индивидуально-психологические особенности:

  • комплекс врожденных свойств нервной системы (тип высшей нервной деятельности). Аффекты чаще возникают у людей с так называемым слабым типом нервной системы, который характеризуется легкой возбудимостью, повышенной чувствительностью к раздражителям, низкой устойчивостью к сильным раздражителям, часто — инертностью нервных процессов;
  • специфическая структура личности, в частности особенности ее самооценки. Люди с высокой, но недостаточно устойчивой самооценкой болезненно реагируют на оценку и замечания окружающих, их легко травмировать, вывести из состояния равновесия, разрушив тем самым привычную программу поведения;
  • возрастные особенности субъекта. У детей ярче выражена зависимость поведения от оценок окружающих, а недостаточно сформированная система самоконтроля не дает возможности избежать аффективных вспышек в условиях, где взрослому это удается относительно легко. В пожилом возрасте постепенно уменьшается устойчивость по отношению к аффективным переживаниям, повышается раздражительность, что увеличивает вероятность возникновения физиологического аффекта у пожилых людей;
  • временные функциональные психофизиологические состояния, нарушающие устойчивость человека к аффектогенной ситуации. К ним относятся: усталость, бессонница, периоды менструаций у женшин и т.д.

Физиологический аффект может возникать как при первичном или однократном появлении аффектогенной ситуации, так и в результате постепенного накопления аффективных переживаний.

Патологический аффект — это краткосрочное нарушение психического состояния, состоящее из следующих этапов:

  • подготовительного — возникает при сильных переживаниях, имеющих острый или накапливающийся характер;
  • этапа «взрыва» — выражается в бурном проявлении эмоций (сильнее, чем при физиологическом аффекте). При этом возникает сильное нарушение сознания, действия больного начинают носить автоматический агрессивный характер;
  • заключительного. Человек успокаивается, засыпает. В дальнейшем проявляется частичная или полная амнезия.

Обвиняемые, совершившие преступления в состоянии патологического аффекта, признаются судом невменяемыми.

Ключевые слова: Эмоции, Расстройства

Источник: Краткий курс по судебной психиатрии : учеб.

пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. : Издательство «Окей-книга», 2009. — 128 с.

Материалы по теме

Расстройства эмоций при нарушениях психики

Т. П. Пушкина Медицинская психология

Продуктивные эмоциональные расстройства — патологии чувственного тона и эмоциональных состояний

Смешанные расстройства поведения и эмоций

Подкорытов. Чайка., Депрессии. Современная терапия

Патология и эмоции

Вербина Г.Г., Психология эмоций

Классификация нарушений эмоций

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Эмоциональные расстройства у детей

Раттер М. , Помощь трудным детям

Негативные эмоциональные расстройства — по экстенсивности и интенсивности

Основные типы патологического эмоционального реагирования

Качественные расстройства эмоций. Описание качественных расстройств эмоций.

Апатия, возникающая у детей младшего возраста, сопровождается нару­шением психического развития и может свидетельствовать об аспонтанно-апатическом варианте атонической формы общего психического недоразви­тия [Исаев Д. Н., 1982].

Апатию не следует путать с аффективной блокадой, характерной для детей с аутизмом. Аффективная блокада является признаком врожденной эмоциональной недостаточности, проявляемой пониженной эмоциональной откликаемостью, холодностью, избеганием контактов, привязанностей.

Качественные расстройства эмоций

Паратимии (греч. para — приставка, означающая отклонение; thymos — настроение) — качественные аффективные расстройства, связанные:

— с неустойчивостью эмоциональной сферы;

— с несоответствием эмоциональных проявлений ситуации, содержанию переживаний и вызвавшим их причинам.

Паратимии, связанные с неустойчивостью эмоциональной сферы, это — слабодушие, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная ригидность, эксплозивность.

Слабодушие или недержание аффекта выражается в быстрых перехо­дах от хорошего, слегка эйфоричного настроения к слезливости, а затем опять к беспечному благодушию без достаточного на то основания. Эмоции при этом поверхностные, переживания неглубокие. У детей, склонных и в здоро­вом состоянии к эмоциональной лабильности, симптомы слабодушия встре­чаются чаще всего в структуре посттравматического или постинфекционно­го церебрастенического синдрома.

Эмоциональная неустойчивость, как и слабодушие, характеризуется частой сменой настроения. Однако, в отличие от недержания аффекта, эмо­ циональные реакции строго дифференцированы, возникают в связи с изме­ нениями ситуации, даже незначительными. При этом реакции всегда очень интенсивны. В детском возрасте встречаются при невропатии, астенических состояниях невротического и органического происхождения.

Эмоциональная ригидность (лат. rigiditas — твердость) выражается в трудной переключаемое™ с одной эмоциональной реакции на другую при смене ситуации. Подобная инертность аффекта характерна для эпилепти­ческой болезни, встречается при психоорганическом синдроме.

Эксплозивность (англ. explosive — вспыльчивый) также характеризу­ется ригидностью, тугоподвижностью эмоциональных реакций, но отличает­ся внезапностью, выразительной жестикуляцией и мимикой, отражающей злобность и агрессивность. Отмечается при некоторых формах психопатии, при изменениях личности у эпилептиков.

К паратимиям, связанным с несоответствием эмоциональных проявлений ситуации, содержанию переживаний и вызвавшим их причинам, относятся: эмоциональная откликаемость, неопределенный аффект, амбивалентные эмоции и инверсия эмоций.

Эмоциональная откликаемость возникает при недостаточном понима­нии больным происходящего вокруг, его замешательстве. Суть ее сводится к бездумному неловкому воспроизведению эмоциональных реакций окружа­ ющих в связи с неспособностью оценить ситуацию и дать собственные реак­ ции. Встречается у здоровых маленьких детей в компании взрослых. Нали­чие эмоциональной откликаемости у детей, находящихся в группе сверстни­ков, может указывать на задержку психического развития, органическое по­ражение головного мозга, олигофрению.

Неопределенный аффект характеризуется бледностью и аморфностью. Больной эмоционально реагирует на происходящее, но окружающим бывает очень трудно понять, положительные или отрицательные эмоции он испыты­ вает. Снижается интенсивность мимики и пантомимики при выражении эмо­ ций. Круг эмоционального резонанса постепенно сужается. Дольше всего дифференцированные эмоции остаются при реакциях на удовлетворение или неудовлетворение собственных витальных потребностей. Подобные эмоциональные нарушения отмечаются у детей старшего возраста и подростков на начальных этапах развития шизофрении и имеют склонность к нарастанию.

Амбивалентные (лат. ambi — с обеих сторон; valens — сильный) эмо­ции — характеризуются сосуществованием разных, порой полярных эмоций к одному объекту. Больной, как правило, не способен осознать факт антаго­ низма испытываемых им чувств. Его проступки отражают переживания.Примером может служить Витя Л., 12 лет. Он проявлял сильную трево­ гу по поводу того, что мать задерживается на работе, говорил, как любит ее, как скучает без нее. Услышав, что она открывает ключом входную дверь, убежал в свою комнату, отказывался выйти поздороваться, говорил, что мать ему надоела, сквернословил.

Инверсивные (лат. inversio — перестановка) эмоции — это аффектив­ные реакции, противоположные адекватным: положительные эмоции больной испытывает при неудовлетворении своих потребностей, а отрицательные — при удовлетворении. Наличие такого нарушения, как правило, указывает на серьезные расстройства в рамках эндогенного психического заболевания.

расстройства эмоций (продолжение) – предыдущая | следующая – произвольная деятельность

Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия

Помощь учащимся с эмоциональными расстройствами

Образовательный фонд Джорджа Лукаса

Edutopia

Edutopia

Поиск

Психическое здоровье

Опытный педагог делится четырьмя идеями по поддержке учащихся, переживших эмоциональную травму.

Автор Lori Desautels

26 апреля 2017 г.

© Harsh Vardhan Art/500px

В Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) термин «эмоциональное расстройство» охватывает серьезные проблемы в поведении и психическом здоровье учащегося. Для детей с эмоциональными нарушениями мы обычно можем проследить историю развития, когда привязанность и связь с эмоционально здоровым опекуном были нарушены в раннем развитии или серьезное травматическое событие создало состояние выживания мозга, которое продолжалось на протяжении всей его или ее ранней жизни. Эти молодые люди находятся в состоянии постоянной тревоги.

Повышение устойчивости

Обнадеживающие новости заключаются в том, что у молодых людей есть врожденная способность восстанавливаться после невзгод. Вы можете создать среду, которая кажется безопасной и связанной, помогая учащимся понять, как негативные эмоции мешают нашему обучению. В настоящее время я обучаю молодых подростков, многие из которых имеют серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы. Чтобы создать предсказуемую и стабильную среду, мы создаем правила, процедуры и системы взаимодействия с классом, чтобы каждый учащийся знал ожидания и распорядок занятий в классе. Вот четыре стратегии, которые действительно сработали с моими учениками.

1. Центры изучения мозга

В моем классе ученики могут пойти в один угол, чтобы перезарядиться и успокоиться от негативных эмоций. Этот угол называют «пунктом первой помощи миндалевидного тела», поскольку миндалевидное тело является центром борьбы/бегства/заморозки в мозгу. Студенты, которым нужно тихое место со столами для учебы или выполнения работы, могут отправиться в «область гиппокампа», названную в честь части мозга, которая запоминает и связывает новую информацию с тем, что мы уже знаем. Наконец, «область префронтальной коры», названная в честь центра решения проблем мозга, включает в себя столы и пространства для совместной работы для студентов, которые готовы обсуждать проекты или идеи, смотреть документальные фильмы и сотрудничать. Когда мы рассказываем учащимся о функциях их мозга и связываем их с конкретными видами деятельности, они становятся более самосознательными и беглыми в своих собственных когнитивных процессах. Прочтите мою публикацию «Лаборатории мозга: место, где можно оживить обучение», чтобы узнать, как создать предсказуемое и безопасное пространство для обучения, общения и перезарядки.

2. Индивидуальные заметки о регистрации

Если учащиеся находятся в отрицательном состоянии мозга, мы должны отрегулировать поведение, прежде чем начнется какое-либо обучение. Лучший способ, который я нашел, — это сначала обратить внимание на их эмоциональную температуру, дать им понять, что я присутствую и доступен, независимо от негативного поведения. Чтобы наладить связь и обеспечить согласованность для самых разных студентов с разными потребностями, я использую официанта и блокноты с рецептами как способ персонализировать общение в течение дня. Они особенно эффективны для охвата тех учащихся, которые не реагируют на устное общение. Делитесь заметками, небольшими целями, утверждениями и просьбами, чтобы поддерживать индивидуальные постоянные связи. После того, как задание или цель заказаны и получены, вы можете придумать забавные способы оплаты или поощрения.

3. Структурированная эмоциональная поддержка

«Стратегия 2×10», разработанная психологом Рэймондом Влодковски, представляет собой превосходную стратегию, ориентированную на работу мозга, которую можно реализовать с нашими самыми трудными учениками. В течение двух минут каждый день, 10 дней подряд, учителя ведут личную беседу — письменную или личную — с учащимся обо всем, что интересует учащегося, при условии, что беседа имеет рейтинг G. Влодковски обнаружил 85-процентное улучшение поведения этого ученика. Кроме того, он обнаружил, что поведение всех остальных учеников в классе улучшилось.

4. Закрытый журнал для безопасного самовыражения

Когда мы записываем свои мысли и чувства, мы освобождаем место в лобных долях для положительных эмоций и высших когнитивных процессов. Закрытый журнал может дать учащимся безопасное место, где они могут избавиться от беспокойства, сохраняя при этом контроль над своей личной жизнью. Если учащийся решит написать или изобразить свои чувства и мысли в этом формате, мы обсудим, как этот дневник может стать его надежным другом и как они могут использовать его для создания прототипов творческих форм выражения, которыми они будут делиться при соответствующих обстоятельствах.

Вопросы доставки

При работе со студентами способ доставки будет иметь большое значение. Студенты, которые эмоционально закрыты и не реагируют на слова, могут лучше реагировать на письменные заметки. Вы можете создавать карточки для заметок с указаниями, вариантами выбора или объяснениями и давать учащимся возможность писать свои ответы, а не говорить. Всякое поведение есть общение. Хотя я могу не получить устного ответа от ученика, я всегда пытаюсь поделиться заметками и письмами.

Каждый день я узнаю, даже будучи опытным педагогом, что я должен регулировать поведение, прежде чем произойдет какое-либо обучение, и описанные выше стратегии мне неизмеримо помогли. Учащиеся, которые борются с эмоциональными расстройствами, являются одними из самых уязвимых, но когда мы можем создать для них предсказуемую и постоянную поддержку, их внутренняя устойчивость может сиять.

Поделись этой историей

Рубрика:

  • Психическое здоровье
  • Социально-эмоциональное обучение (SEL)
  • Стратегии обучения

Что такое эмоциональные расстройства в специальном образовании?

Степень завершенаДиплом средней школы/GEDS Some CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree

Желаемая степеньDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate

Programme InterestAll ProgramsAdministration & LeadershipApplied Behavior AnalysisBusiness EdEarly Childhood EdElementary EdEnglishESL & Foreign LanguageИзобразительное искусство EdGifted EdИсторияМатематикаФизическое образованиеПослесреднее образованиеШкольное консультированиеSecondary EdSpecial EdSTEM Ed

Рекламный контент

Университет Гранд-Каньон

Избранная программа: B. S. в начальном образовании / специальном образовании и M.Ed. Специальное образование

Запрос информации

Университет Пердью

Рекомендованная программа: Онлайн-MSEd в специальном образовании

Запрос информации

Университет штата Аризона

Рекомендуемая программа: Специальное образование, MEd

9000 2 Запросить информацию

Университет Джорджа Мейсона

Избранная программа: магистерские и аспирантские программы специального образования

Запросить информацию

Liberty University

Избранная программа: (B.Ed.) в специальном образовании, M.A.T. Специальное образование, а также программа докторантуры и обучение – Специальное образование

Запрос информации

Университет Аркадия

Рекомендованная программа: Онлайн-сертификат выпускника по аутизму

Запрос информации

Университет Реджис

Рекомендованная программа: Заработок ваш M. Ed в специальном Лицензирование образования, MAE в культурно и лингвистически разнообразном образовании и многое другое в Университете Реджиса. Развивайте свои навыки, чтобы обучать учащихся с самыми большими потребностями.

Запрос информации

Определение

В сфере специального образования условия, вызывающие поведенческие проблемы, подпадают под категорию эмоциональных расстройств. Согласно определению Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), несколько расстройств получают эту классификацию. Это длинное определение гласит:

Состояние, проявляющееся одной или несколькими из следующих характеристик в течение длительного периода времени и в заметной степени, которое неблагоприятно влияет на успеваемость ребенка:
(A) Неспособность к обучению, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами или факторами здоровья.
(B) Неспособность строить или поддерживать удовлетворительные межличностные отношения со сверстниками и учителями.
(C) Неуместные типы поведения или чувств при нормальных обстоятельствах.
(D) Общее всепроникающее настроение несчастья или депрессии.
(E) Склонность к развитию физических симптомов или страхов, связанных с личными или школьными проблемами.
Термин включает шизофрению. Этот термин не применяется к детям, которые являются социально неприспособленными, если не установлено, что у них есть эмоциональные расстройства.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Перегружены? Более простой способ понять эмоциональные расстройства — помнить, что, когда речь идет о специальном обучении, термин «эмоциональное расстройство» связан с психическим здоровьем или серьезными проблемами поведения.

Общие черты

 Национальный центр распространения информации о детях-инвалидах (часто называемый NICHCY) перечисляет шесть типов эмоциональных расстройств: тревожные расстройства, биполярное расстройство, расстройства поведения, расстройства пищевого поведения, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и психотические расстройства. ; однако они отмечают, что этот список не является исчерпывающим. Чтобы узнать о точных характеристиках, связанных с эмоциональным расстройством ребенка, изучите конкретную подкатегорию, которая влияет на этого ребенка.

Образовательные проблемы

Учитывая поведенческие проблемы, связанные с данной категорией инвалидности, обучение учащихся с диагнозом эмоциональные расстройства может оказаться сложной задачей. Проблема часто возникает из-за потенциальных сбоев в классе; например, представьте себе проблемы, возникающие, когда ученик начинает неудержимо плакать или начинает закатывать дикую истерику.

Советы учителям и родителям

Профилактические меры часто являются лучшим решением проблем, связанных с эмоциональными расстройствами. Информационная сеть для родителей Департамента образования Аризоны упоминает функциональные поведенческие оценки (FBA) в качестве превентивной стратегии. FBA определяет, что побуждает учащегося действовать, чтобы можно было разработать эффективный план поведенческого вмешательства (BIP).

Добавить комментарий