Научное мировоззрение характеристика: Научное мировоззрение это

Научное мировоззрение

Наука входит в сферу деятельности человека. Она направлена на добывание и осмысление знаний. Научное знание зародилось в Древнем Китае и Древней Индии. Предшественницей астрономии была астрология. Ее объектом изучения было расположение звезд. 

Небесные тела обожествлялись древними астрологами. В период стремительного развития вавилонской астрологии ученые древности смогли открыть некоторые закономерности в движении звезд, в последствие вошедшие в астрономию.

Зарождение науки

Не все практические науки и знания можно причислить к науке. Наука не является простым перечнем наблюдений за природными явлениями. Она формируется в том случае, когда человек осознает универсальные связи между ними. 

Наука – область культуры. Многие философы считают, что местом рождения науки является античная Греция. Именно там она была организована системно и могла научно обосновывать знания о мире. 

Наука имеет некоторые отличия от других ее типов, являясь особым типом постижения реальности. Наука характеризуется тем, что в период ее интенсивного развития, человек начал ставить общие вопросы о мироздании и задумываться над ответами на эти вопросы. Хотя такие вопросы не всегда имели полезность в повседневной жизни, человека они волновали не менее, чем бытовые проблемы. 

Практический навык сопровождается конкретной ситуацией из жизни. Например, когда нужно проявить сноровку для строительства жилья, организовать охоту или провести какой-нибудь ритуал. 

В этом смысле наука находится на противоположной стороне. Человек далеко не всегда задумывается над тем, что непосредственно связано с сиюминутными потребностями.

Например, если первобытный человек случайным образом ударяет камень о камень, появляется искра. Она попадает на сухую траву, и та загорается. Появляется огонь, дающий тепло, на нем можно согреть и еду. Человеку хочется вознести молитву духу-покровителю. Все рады огню. Однако почему появилась искра? Что такое огонь? Как он возникает и почему угасает, если не бросать в него хворост?

Переход от понятных жизненных вопросов к общим, абстрактным вопросам происходит незаметно. Но даже не ставя таких вопросов, огонь приносит тепло. Многие века люди не задумывались над такими проблемами, не связанными с практическими нуждами напрямую.

Потребность в познании чисто человеческая прерогатива, она не заложена в инстинкте стремления к распознаванию мира. Человек ставил отвлеченные вопросы, которые не имели непосредственной, практической пользы. Как происходит движение небесных объектов? Почему день приходит на смену ночи? Почему происходят природные изменения? 

Занимаясь обдумыванием таких отвлеченных вопросов, люди обдумывали законы, помогающие им жить, обустраивать их жизнь, позволяли им преодолевать природные стихии. 

Но появление таких вопросов для рождения науки как новой области культуры и всей духовной жизни людей было еще недостаточно. Для этого понадобилась профессиональная способность людей заниматься познанием. Такие люди были выделены из общей масс в результате разделения труда. Сегодня мы говорим о них как об ученых, но в древние времена, это были пророки, алхимики, маги и жрецы, позже их именовали естествоиспытателями и философами.

Первые ученые

Первые мыслители и философы, следуя своему предназначению, обдумывали общие вопросы. В спектр их вопросов входили такие как: что такое мир, как он возник, куда движется история? и другие. 

Но и тогда нельзя было говорить о рождении науки, так как к этому периоду люди хотя и накопило достаточно знаний о некоторых явлениях и объектах, они не имели никаких конкретных выводах о них. Люди еще не были способны соединить все эти знания в относительно целостную мировоззренческую систему – науку. 

Но с течением времени, интерес к познанию возрастает, становится все более разносторонним. Научная деятельность приобретает все больше черт, характеризующих ее как науку. Люди начинают связывать между собой самые разные проблемы, результаты многочисленных наблюдений и размышлений, делали первые попытки создания некого систематизированного знания. 

 

По мнению немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859–1938) мифологическое мировосприятие включает в себя широкое знание о действительном мире, который познан в своего рода научном опыте.

Это знание может быть использовано наукой в дальнейшем. 

При этом Э. Гуссерль писал, что такой тип знания остается практически мифологическим в своем смысловом контексте. Они также говорил, что люди, получившее воспитание воспитанные в мыслительной научной традиции, возникшей в Древней Греции и развившейся в наше время, ошибаются. 

По своей глубине история познания неисчерпаема. В XVII в. появляется естественно-научное знание, вместе с ним применяется математическая теория. Это стало самым поразительным по новизне и по своим неслыханным практическим последствиям в области техники. 

Но оно было лишь одним звеном из многих других в процессе познания, которое охватывало все сферы. Первые путешествия вокруг света, великие географические открытия, установление того факта, что при плавании из Европы на Запад «теряется» один день – все это произошло 400 лет назад…

На сегодняшний день нам известно больше, чем знали сами древние греки о начальной стадии истории Греции, об истории Передней Азии и Египта. Каждый год мы углубляем наши знания, роль науки усиливается. Теперь для всех доступны знания об истории Земли и цивилизаций, некогда существовавших. 

Мы можем «путешествовать» во времени, возвращаясь на многие тысячелетия назад, так как обладаем соответствующими знаниями о государствах, правителях, быте людей прошлого. Благодаря открытиям, люди могут открывать тайны мельчайших частиц. Благодаря науке человек раскрывает многое неизвестно о мире. Человек увеличивает свою мощь, умножает собственное материальное и духовное богатство.

Русский религиозный мыслитель С. Соловьев изучал работы французского философа Огюста Конта (1798–1857). В результате этого С. Соловьев описал что нужно для того, чтобы естественные науки действительно образовали некое всеобщее мировоззрение. Он считал, что необходимо объединить науки вместе, а вместе с тем и сделать общими все человеческое сознание. Современная наука находится во взаимосвязи с другими видами познания: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским.

Философское мировоззрение 

Философия является способом постижения мира. Ее возникновение произошло не сразу. Перед ней появились другие формы человеческого культурного бытия. 

В первую очередь это был миф. Немецкий философ и культуролог Э. Кассирер считал, что миф и религия трудно подвести под логический анализ. Древнегреческие мыслители доверительно относились к мифам. 

По их мнению, мифы имеют глубинный смысл. Но с течением времени, некоторые мудрецы усомнились в том, что миф можно считать окончательной формой мудрости. Кроме того, что мудрецы подвергли мифы критике, они начали отыскивать в них логические и иные неувязки. Такое критическое отношение к мифу положило начало философии.

Э. Гуссерль считал, что к этому времени в античной Греции появляется новый тип установки индивида по отношению к окружающему миру. В результате этого формируется абсолютно новый тип духовной структуры. Он быстро развился в системно замкнутую культурную форму. Греки назвали ее философией.

Представление о философии 

Русский религиозный и политический философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948) высказывался о представлениях философии как мировоззрении. Он считал положение философа трагичным, так как его никто не любит. На протяжении развития человечества существует некая вражда по отношению к философии, при этом она проявляется с самых разнообразных сторон. Философия является самой незащищенной стороной культуры.

Запросы духа обслуживаются религией. Когда человек испытывает душевные муки одиночества, страх перед смертью, напряжение духовной жизни, он обращается к Богу. Если религия способна дать только надежду на чудо, то наука демонстрирует неоспоримые успехи познающего ума. Будучи опорой цивилизации, она не только разъясняет одухотворяющие истины, но и обустраивает людей, продлевает им жизнь.

В случае с философией, то она, скорее отбирает у человека последнее утешение. Она способна выбить человека из жизненной колеи, безжалостно предлагает ему жестокие истины. Философия – это опыт предельно трезвого мышления, практика разрушения социальных иллюзий. Ей по самому своему предназначению приходится разрушать обустроенность, сталкивать человека с трагизмом жизни.
 

Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова:

мировоззрение и мировосприятие, научное познание, младшие школьники

Мировоззрение — это комплекс представлений и взглядов на окружающий мир, на свое определение в этом мире, на связь с реальностью. Это система философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировоззрение связывает всеобщую направленность деятельности и поведения человека. Мировоззрение — это комплекс взглядов, понятий и представлений об окружающем нас мире, т.е. о природе, обществе и мышлении. Естественно выходит, что научное мировоззрение учеников, формируется на протяжении всего школьного курса, так как учащиеся переходя из класса в класс, все полнее познают реальный мир, и в связи с тем, что все более многосторонней и яркой становится его учебная деятельность и общественно полезный труд. У учащихся младших классов привыкание к самостоятельной работе познавательного характера воспитываются на основе выполнения элементарной работы, которая связана либо с подготовкой внеклассных мероприятий по определенной теме, либо с поисковой работой, связанной с анализом творчества художника, поэта. Большие познания дают ученика младших классов экскурсии на производства. Школьник – это активная, формирующаяся личность, это примечается не только в том, что он сам старается смастерить что то, но и в том, что с удовольствием узнает, как делают тот или иной предмет. На это стремление школьника надо опереться в его ознакомлении с трудом людей, ведь труд — это великая область окружающего мира, основа общественной жизни.

В младших классах ученикам даются элементы научного миропонимания, закладывается основы реалистических взглядов на явления природы и общественной жизни в соответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения.

Формирование мировоззрения в наши дни, тесно связано с квалифицированной пропагандой наших исторических достижений. Развивать, возвышать духовные интересы школьников, активно влиять на политический и нравственный облик ученика важнейшая миссия учителя. Основные знания, которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд главных идей, которые определяют запросы к их деятельности, поведению и духовным требованиям. В области явлений природы ученики младших классов познают в системе, например, следующие взаимосвязи: в природе происходит смена времен года, которая повторяется, для каждого времени года присущи свои признаки, в разные времена года многообразен труд людей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменением температуры, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и от ветров.

Интеллектуальное развитие учеников младших классов в условиях современного подхода к учебному процессу несет в основную цель – формирование творчески мыслящей личности.

Следовательно, главнейшей задачей воспитания учащихся формулируются следующим образом:

  • организация и развитие внутренней культуры личности современного ученика, познавательных мотивов его деятельности;
  • формирование навыков умственной деятельности учащихся и их диалектического мышления;
  • совершенствование у учеников навыков рациональной организации учебного труда;
  • формирование у учащихся научного мировоззрения.

На главных ступенях направляющими факторами интеллектуального развития школьников стоят следующие факторы:

а) окружающая нас среда;

б) средства массовой информации;

в) новейшие достижения науки и техники;

г) развитие различных видов искусства.

В современных школах выделяются главные пути развития интеллектуальной культуры школьников:

  1. систематическое обучение учащихся, которое выстроено на основе принципов развивающего обучения;
  2. внеклассная работа по развитию умственных способностей.

Умственные способности связаны с формированием научного мировоззрения учащихся. Главную роль при этом играют мировоззренческие умения: обобщать теоретические факты и делать мировоззренческие выводы; умение выявлять содержание мировоззренческих идей, оценивать природные и социальные явления; уметь отстаивать и аргументировать свою позицию, доказывать несостоятельные идеи собеседника.

Прежде всего обратимся к толкованию самого понятия «мировоззрение». Термин — «мировоззрение», возник в конце ХVIII в. и впервые использовался немецкими философами.

В педагогике мировоззрение надо представить как характерную форму сознания человека, которая включает в себя систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов и которое выражает его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф.Харламову).

Объективная характеристика суждений человека может быть разной. В зависимости от содержания мировоззрения и его отношений с научными знаниями, жизненными познаниями людей в истории развития человечества можно выделить главные пункты мировоззрения:

  • мифологическое – несуществующие представления людей о мире в силу отсутствия научных знаний о явлениях природы;
  • религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;
  • обыденное (житейское) – духовный опыт; разумный смысл; стихийные и не всегда классифицированные представления человека о мире;
  • научное – осмысление причинно-следственных связей, объясняющие развитие природных и общественных явлений.

Научное мировоззрения является объективно верным, так как собственно, различные науки служат источником развития мировоззренческих взглядов и убеждений.

Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многогранную строение. Рассматривая определения мировоззрения, произведённые учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключать, что суть мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти объекты рационально представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения.

Знания – комплекс научных истин, которые связаны с осознанием и владением сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания содействовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека индивидуальный смысл.

Взгляды – понятия, индивидуальный вывод человека, который связан с пояснением природных и общественных явлений и проявляет его отношение к этим явлениям.

Убеждения –комплекс глубоко осознанных и экспансивно пережитых идей, определяющих решительность жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это твёрдость человека в точности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.

Идеал – это понимание и экспансивное принятие наивысшего достоинства в различных жизненных сферах.

Академик Б.Т.Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом, Б.Т.Лихачев рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как воспитанную человеческую способность созидательного осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Мировоззрение реализовывает ряд значительных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.

Функции мировоззрения по Б. Т.Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.
Просветительная – научное мировоззрение облегчает ученику понимать такие понятия, как явления природы, обеспечивает его методами познания действительности, наполняет системой духовно-ценностных ориентаций.

Воспитательная – определенные учеником взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.

Развивающая – индивидуальная духовная работа по освоению содержания мировоззрения вовлекает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.

Организационная – научное мировоззрение проявляется окончательной позицией в практической деятельности учащихся.
Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.

Дидактические условия формирования научного мировоззрения:

а) донесение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:

  • представление информации в ярких и убедительных фактах и их глубокого анализа;
  • снабжение научного разъяснения всех изучаемых явлений, процессов и их причинно-следственных связей;
  • направление учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, развитие заинтересованного отношения учащихся к изучаемой информации.
  • тесная связь обучения с жизнью; втягивание школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.

б) изучение исторического изменения при изучении программного материала.

в) воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеурочных занятий (факультативов, кружков).

г) учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).

д) воздействие учителя (престиж педагога, показ им собственных мировоззренческих позиций, которые основаны на верном понимании эпизодов развития природы и общества, являются примером для учащихся).

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф.Харламов).

Это выражение направляет нас к толкованию термина «мораль». С латинского языка — «моралис» обозначает уклад, привычку, нравы. В современном толковании мораль обозначает следующее: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А.Кондрашов «Нравственные ценности и личность»).
По этическим нормам – мораль объясняют как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, относящихся к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Таким образом нравственность – это личностная характеристика, которая объединяет такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А.Сластенин).

И.Ф.Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований.

Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у учеников младших классов нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.

Нравственное сознание – знание этических взглядов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в окружении нормам (Б.Т.Лихачев).

Нравственные ценности – значительность объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С.Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача учителя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.

Нравственные чувства – субъективное восприятие учеником нравственных норм, принципов, идеалов, выражающееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к совершающимся событиям, ко всей окружающей действительности.
Нравственное поведение – умышленное следование человека в собственных поступках и действиях моральным принципам и нормам (Б. Т.Лихачев).

Критерии нравственной воспитанности личности (Н.Горожанкина):

  •  глубина осмысления правил морали;
  •  степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;
  • характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;
  •  степень принципиальности;
  •  меры нравственной требовательности к себе, к людям;
  • характер поведения наедине с собой и в коллективе;
  •  наличие гуманистических черт характера и поведения;
  •  степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;
  •  уровень развития чувства собственного достоинства;
  •  уровень развития совести, чести, стыда.

Список литературы

1.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П.Есипов. М.: Логос, 2002. 284 с.

2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности. / П.И.Пидкасистый, В.И.Коротяев. М.: Педагогика, 2012. 183 с.

3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. /Д.Б. Эльконин. М., 2008. 275 с.

4. Педагогика. Харламов И.Ф. Учебник. Опубликовано в Литература. 29 Сен 2013.

5. Лихачев Б.Т. Л65 Философия воспитания: спец. курс / Б.Т. Лихачев. – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

Научный взгляд на развитие

(xinhua/chinadaily.com.cn/people.com.cn)

Обновлено: 08.09.2010 15:59

Научный взгляд на развитие означает, что Китай должен отказаться от чрезмерной зависимости от дешевой рабочей силы сила, средства и природные ресурсы для хорошо образованных рабочих и совершенствование науки и техники, режим развития, который ценит не только количество и скорость, но также высокое качество и энергосбережение.

Концепция была поднята Ху во время посещения провинции Гуандун во время кризиса атипичной пневмонии с 10 по 15 апреля 2003 г., когда он призвал людей обратить внимание на гармоничное развитие экономики и общества, устойчивое и всестороннее развитие.

В июне того же года Ху поднял научный взгляд на развитие на встрече в Пекине, посвященной борьбе с атипичной пневмонией. Через год она была включена в выступления на 4-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва.

Научный взгляд на развитие означает ставить людей на первое место и стремиться к всестороннему, скоординированному и устойчивому развитию.

Чтобы поставить людей на первое место, мы должны брать интересы людей в качестве отправной точки и опоры всей нашей работы, прилагать постоянные усилия для удовлетворения различных потребностей людей и способствовать общему развитию людей.

Для всестороннего развития необходимо ускорить темпы строительства социалистической политической и духовной цивилизаций, постоянно совершенствуя социалистическую рыночную экономику и поддерживая скоординированное, здоровое экономическое развитие, создавая таким образом структуру, характеризующуюся взаимным улучшением и общим развитием материальных, политических и духовные цивилизации.

Для обеспечения скоординированного развития мы должны способствовать сбалансированному росту между городскими и сельскими районами, различными регионами, экономическими и социальными предприятиями, человеком и природой, а также внутреннему прогрессу и открытости миру.

Для обеспечения устойчивого развития необходимо способствовать гармонии человека и природы, решать проблемы, связанные с экономическим строительством, ростом населения, использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, подталкивать общество к пути цивилизованного развития с растущим производством, богатым образом жизни и звуковая экосистема.

Ху: Научный взгляд на развитие часть теорий социализма с китайской спецификой ЦК КПК 16-го созыва в 2003 году является частью теорий социализма с китайской спецификой, которые стоят рядом с теорией Дэн Сяопина и важной идеей о трех представительствах.

«Теории социализма с китайской спецификой составляют систему научных теорий, включая теорию Дэн Сяопина, важную мысль о трех представительствах, научный взгляд на развитие и другие важные стратегические мысли», — сказал Ху.

Эта система представляет собой приверженность партии марксизму-ленинизму и идеям Мао Цзэдуна и их развитие, а также воплощает в себе мудрость и упорный труд нескольких поколений китайских коммунистов, ведущих народ в неустанных исследованиях и практиках, сказал Ху.

«Это новейшее достижение в адаптации марксизма к условиям Китая, бесценное политическое и интеллектуальное достояние партии и общая идеологическая основа для совместных усилий людей всех этнических групп. Это открытая система, которая продолжает развиваться», — сказал Ху.

Он отметил, что практика после публикации «Коммунистического манифеста» почти 160 лет назад доказала, что только тогда, когда марксизм интегрирован с условиями конкретной страны, идет в ногу со временем и связан с судьбами народа, он может продемонстрировать свою сильную жизненную силу, креативность и привлекательность. В современном Китае оставаться верным марксизму — значит придерживаться системы теорий социализма с китайской спецификой.

Теория Дэн Сяопина и важная идея Трех Представительств были изложены в уставе партии на предыдущих съездах КПК, а затем закреплены в Конституции страны.

словосочетание научное мировоззрение | значение и примеры использования

словосочетание на английском языке

значения научного и мировоззренческого

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с Outlook.

научный

прилагательное

великобритания

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˌsaɪənˈtɪf.ɪk/нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˌsaɪənˈtɪf.ɪk/

относящийся к науке или использующий организованные методы . ..

См. больше на научный

Outlook

существительное

uk

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈaʊt.lʊk/нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈaʊt.lʊk/

скорее всего …

Подробнее на outlook

Примеры научного мировоззрения

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Для «гигиены пролетарской расы» идея о том, что приобретенные признаки могут быть унаследованы, стала совершенно необходимым компонентом ее естественного научного мировоззрения .

Из Кембриджского корпуса английского языка