Особенности когнитивных компонентов формирования орфографического навыка письма у школьников с дизорфографией
Елецкая Ольга Вячеславовна
(ЛГУ им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург)
Оригинал статьи в формате MS Word (80,5 КБ) скачать
В психологическом аспекте письмо учащихся средних классов рассматривается как сложная психическая деятельность – письменная речь, базирующаяся на автоматизированном моторном навыке (Леонтьев А.Н., 1974; Лурия А.Р., 1950; Ляудис В.Я., Негурэ И.П., 1994). Реализация письма как вида интеллектуальной деятельности предполагает участие в его организации и сопровождении познавательных процессов, среди которых особую роль играют память и внимание.
Кратковременная слухоречевая память обеспечивает удержание временной последовательности языковых единиц, подлежащих записи. Долговременная память делает возможным запоминание и воспроизведение правильного написания словарных слов, употребления морфем в соответствии с принципом единообразия. На её основе осуществляется сохранение формулировок орфограмм и воспроизведение алгоритма выполнения орфографического действия.
В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание. Слуховая память обеспечивает запоминание на слух фонем в морфемах. Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. Речедвигательная память опирается на проговаривание, в результате которого фонемный образ слова запечатлевается в движениях органов артикуляции, задействована при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Моторная память формируется в процессе многократной записи одного и того же слова учеником.
Фактов, свидетельствующих о важной роли памяти в успешности школьного обучения, накоплено достаточно много. Б.Г. Ананьев выделял память как важнейший компонент способности к усвоению знаний — обучаемости (Ананьев Б.Г., 1980). Зависимость между индивидуальными особенностями памяти и обучаемостью прослежена в исследованиях Т.
Одним из необходимых условий успешной реализации письма как деятельности является полноценная способность к концентрации, распределению и переключению внимания. Внимание обеспечивает процесс самоконтроля за выполнением письма, возможность коррекции неправильно выполненных действий (Гальперин П.
Необходимым условием для формирования орфографического навыка письма является развитие у детей абстрактного мышления, «символических» способов деятельности, которые появляются при постепенном переводе детей от конкретных, предметно-практических способов действия к абстрактным (Гильбух Г.Ю., 1993). К моменту перехода в среднюю школу у детей должно быть сформировано понятийное логическое мышление. «Основным в становлении полноценного понятийного мышления оказывается развитие способности к категоризации… Ребёнок переходит к оперированию объектами не как самостоятельными сущностями, а как представителями родов и классов.
В процессе овладения школьными навыками важная роль принадлежит алгоритмическому мышлению (Бочкин А. И., 1998; Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., 1988). Алгоритмическое мышление позволяет рационализировать путь к решению орфографической задачи и проявляется в умении учащихся оперировать индуктивными и дедуктивными методами мыслительных операций при анализе своих затруднений в работе, использовать метод формализации намерений по решению задачи вплоть до записи на алгоритмическом языке. Алгоритмическое мышление имеет свои общие и специфические свойства по сравнению с другими стилями мышления. В число общих свойств алгоритмического мышления входят целостность и результативность, помогающие увидеть поставленную проблему в целом виде и предполагают создание предварительного образа результата решения поставленной проблемы. К специфическим свойствам относятся дискретность, абстрактность и осознанная закреплённость в языковых формах. Эти свойства представляют собой пошаговость исполнения алгоритма, дают возможность абстрагироваться от конкретных исходных данных, перейти к решению задачи в общем виде и представить алгоритм при помощи некоторого формализованного языка.
Учитывая то, что внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, имеют большое значение в формировании орфографических навыков у школьников, нами было предпринято исследование, позволяющее выявить уровень актуального психического развития школьников, отражающего особенности формирования базовых составляющих психической деятельности – орфографически правильного письма. В констатирующем эксперименте участвовали школьники 10-11 лет.
При выполнении заданий, позволяющих оценить состояния кратковременной и долговременной вербальной слуховой памяти (исследование проводилось на материле методики «Заучивание 10 слов»), практически все учащиеся КГ с первого предъявления правильно воспроизводили по 5-7 слов. По мере возрастания количества предъявлений число воспроизводимых слов увеличивалось, и к 3-4-ому разу дети уверенно повторяли все слова. По прошествии часа школьники данной категории практически безошибочно воспроизводили словесный ряд, не прибегая к дополнительной помощи
Иначе складывалась картина в ЭГ. Школьники демонстрировали различные варианты воспроизведения словесного ряда. Так, большинство из них (42%), припомнив после первого предъявления 5-7 слов, к концу исследования сохраняли свой результат. При 2-4-ом повторении количество воспроизведённых ими слов могло увеличиваться до 8-9. При воспроизведении слов через час результат оставался прежним или незначительно ухудшался. Около 8% учащихся ЭГ, продемонстрировав высокие результаты по результатам пяти повторений, не смогли припомнить более 4-5 слов спустя час после последнего предъявления слов. И, наконец, около 4% школьников показали стабильно низкие по сравнению с КГ результаты как сразу после прослушивания слов, так и через час. Школьники ЭГ нередко воспроизводили слова, которые не предъявлялись экспериментатором. Причём добавляли слова, явно появившиеся в результате синтагматических ассоциаций с уже звучавшими. Так, после припоминания слова
Анализ результатов исследования позволяет говорить о том, что состояние памяти пятиклассников с дизорфографией отличается от состояния памяти их сверстников недостаточностью объёма и точности произвольного запоминания языкового материала. Детям с дизорфографией было свойственно быстро терять интерес к заданию. Проявления персеверации и вербальные парафразии в ответах школьников экспериментальной группы говорят о неэффективной стратегии запоминания и могут свидетельствовать о недостаточности мотивационно-целевого компонента в структуре их учебной деятельности.
Исследование состояния концентрации, распределения и переключаемости внимания при помощи теста Тулуз-Пьерона позволо получить следующие данные. Дети КГ выполняли тест равномерно, иногда медленно, но с постепенным нарастанием скорости, изредка, с некоторым ухудшением результата к концу работы. При этом скорость выполнения была хорошей или высокой (V = 37) при точности К = 0,93. В работе школьников этой категории отсутствовала цикличность. Они отличались высокой работоспособностью. Учащиеся ЭГ в сравнении с КГ демонстрировали меньшую скорость и точность выполнения задания (V = 30, К = 0,9). При этом, имея более низкие по сравнению с нормой количественные показатели, школьники с дизорфографией демонстрировали многообразие стратегий выполнения теста. По результатам анализа работ и наблюдения за их выполнением детьми, учащиеся ЭГ разделились на четыре подгруппы.
Школьники первой подгруппы (32%) отличались высокой утомляемостью, периодическими изменениями работоспособности, замедленной врабатываемостью и плохой переключаемостью. Перед тем, как приступить к выполнению теста они долго готовились к работе: разглядывали бланк, выбирали ручку или карандаш, перебирали тетради, учебники. Если производилась попытка их поторопить, врабатываемость замедлялась ещё сильнее. Картинка выполнения теста у детей выглядит как ступенька (прил. 2, рис. 2). Скорость выполнения возрастала, а точность выполнения находилась на самых низких уровнях в группе (К < 0,9).
Школьники второй подгруппы (27%) активно включались в деятельность, но работали недолго, так как быстро утомлялись и не могли произвольно регулировать свою работоспособность. Скорость выполнения, как правило, была хорошей, иногда даже высокой (V > 38). Однако точность часто оказывалась значительно ниже средней по группе, имея тенденцию к ухудшению в конце работы. Картинка выполнения теста у этой категории детей выглядит как перевёрнутая ступенька: хорошие темповые показатели наверху и резко снижены во второй части работы.
У учащихся третьей подгруппы (9%) картинка выполнения теста отразила неравномерность в выполнении задания. Одни строчки обрабатывались практически полностью, в других отмеченными оставались лишь некоторые квадратики. В целом в работах таких детей при высокой скорости наблюдалась невысокая точность, и, чем выше была скорость, тем ниже оказывалась точность выполнения задания. При этом дети выглядели деятельными, активными и даже повышенно возбуждёнными. Регулировать свою деятельность и контролировать её им было сложно.
В рабочих бланках школьников четвёртой подгруппы (14%) обработанными были, как правило, только первые 12-14 клеток. При этом точность выполнения могла быть достаточно высокой. Дети этой группы отличались повышенной умственной утомляемостью. Однако утомляемость проявлялась только в учебной деятельности. Физически они часто были хорошо развиты. Во время выполнения задания такие школьники нередко ложились на парту, не реагировали на замечание, тихо занимались своими делами. При этом на перемене некоторые из них были достаточно активными.
В целом дети с дизорфографией обнаруживают недостаточность процесса внимания, что проявляется как в качественном своеобразии типологических профилей, так и в более низких характеристиках внимания по сравнению с успешно обучающимися школьниками.
Для того чтобы выявить степень сформированности наглядно-образного мышления детям были предложены тестовые задания «Прогрессивные матрицы Дж. Равена». Средние групповые значения успешности выполнения задач составили: для ЭГ – 65,2%, для КГ – 83,4%. При этом, задания серии А (на простое и сложное тождество) выполнялись на достаточно высоком уровне детьми как экспериментальной, так и контрольной групп (с успешностью на уровне 70-80% детьми с дизорфографией и 90-100% детьми контрольной группы). Дети ЭГ выполнили в среднем около 80% задач серий А и В на установление симметрии. Дети КГ справились более чем с 90% заданий. Выполняя задания на простую и сложную аналогию (наиболее сложные задания теста) дети ЭГ успешно выполнили 56% заданий серии. Дети КГ – 76,7%.
Продуктивность решений задачи детьми обеих групп зависела от её сложности: с наибольшим успехом дети выполняли задачи на простое тождество, при этом наблюдались наименьшие различия между группами. Можно судить о сформированности у детей ЭГ мыслительных операций, необходимых для решения подобных задач, а также о сохранности структуры познавательной деятельности. Несколько хуже выполнялись задания на сложное тождество, требующие умения рассматривать изображение с разных точек зрения, т. е. многоаспектного анализа, умения выделять не только броские, но и малозаметные детали, а также учитывать несколько признаков или взаимное расположение нескольких элементов рисунка. Успешность выполнения детьми ЭГ задач на установление аналогии была намного ниже, чем детьми КГ. Решение задач этого типа предусматривает умение выделять признак, необходимый для установления аналогий, особенно если он был замаскирован несуществующими деталями, учитывать несколько признаков, а также синтезировать их, объединяя определённые свойства объектов.
В ходе исследования среди детей ЭГ выявились три подгруппы в зависимости от уровня решения матричных задач. Дети первой подгруппы (46%) решали задачи примерно на том же уровне, что и дети КГ. Они могли самостоятельно анализировать наглядную ситуацию и на основе мысленного оперирования образами осуществлять синтез необходимых признаков, а также сравнительно легко переходить от одного типа задач к другому. Дети второй подгруппы (32%) решали задачи более или менее успешно, но хуже детей первой подгруппы: не всегда учитывали всю совокупность признаков изображения и часто ориентировались на наиболее заметные особенности рисунка, упуская замаскированные несущественными признаками важные свойства. Снижение результативности выполнения заданий являлось следствием отсутствия у детей необходимого уровня сосредоточенности, контроля над своими действиями. Дети третьей подгруппы (22%) показали самые низкие результаты при решении всех типов задач: не могли самостоятельно проанализировать даже относительно простую наглядную ситуацию, выделить в ней существенные признаки и осуществить её мысленный синтез. Усвоение принципа решения задач оказывалось непрочным, и правильное решение чередовалось с неправильным. При предъявлении пары рисунков они часто усваивали лишь внешние условия задачи, и, не сравнивая рисунки между собой, пытались угадать ответ. Низкая успешность выполнения задания в значительной мере определялась и неорганизованностью детей, импульсивностью, неумением сосредоточиться на задании. Факт решения этими школьниками задач на простое тождество, чередование правильных и неправильных ответов при решении задач других серий, свидетельствует о сохранности их мышления. Но этим детям требуется более длительное и учитывающее их особенности обучение приёмам умственной деятельности.
Анализ результатов выполнения задания теста Дж. Равена детьми с разной степенью успешности обучения позволяет сделать следующие выводы. Прежде всего, можно говорить о том, что уровень развития наглядно-образного мышления детей с дизорфографией значительно ниже, чем у школьников, успевающих по русскому языку, но находится в пределах возрастной нормы. Решение задач на простое тождество всеми детьми экспериментальной группы свидетельствует о сохранности у них структуры познавательной деятельности и мыслительных операций. Для детей ЭГ характерным было отсутствие этапа ориентировки и анализа исходных условий задачи. Им были свойственны импульсивность, неорганизованность, неумении сосредоточиться на задании и контролировать свои действия. Результаты исследования выявили неоднородность группы детей с дизорфографией по уровню развития наглядно-образного мышления. Около трети школьников обнаружили средний (а в некоторых случаях и выше среднего) уровень способности в решении матричных задач. Другие (большинство детей) — проявили сниженную познавательную активность, недостаточную сосредоточенность, не учитывали всей совокупности условий и ориентировались только на один признак при решении задач. Указанные трудности могут быть обусловлены недостаточностью процесса восприятия (скорость, объём, точность), а также низкой способностью контроля и регуляции деятельности. У меньшей части детей уровень развития наглядно-образного мышления соответствовал нижней границе нормы. Они не могли самостоятельно проанализировать даже простую задачу и сразу предлагали в качестве решения неадекватный ответ. Их отличала неорганизованность, импульсивность, неумение сосредоточиться на задании. Трудности этих школьников, по-видимому, обусловлены, прежде всего, дефицитом активного внимания.
Уровень сформированности у пятиклассников словесно-логического мышления оценивался по результатам выполнения модификации трёх субтестов Р. Амтхауэра: «Определение общих черт», «Аналогии» и «Классификация».
Дети ЭГ успешно справились с 46,6% заданий, школьники КГ – 76,4%. Обращает на себя внимание неравномерность выполнения заданий детьми ЭГ. Так, самая низкая продуктивность в ЭГ получена по субтесту «Аналогии» (37,4%), самая высокая – по субтесту «Определение общих черт» (57,6%). Недостаточность операций анализа и синтеза, выявленная на невербальном материале, сохраняется при решении задач того же типа на материале словесно-логическом. При этом школьники испытывали те же трудности. Так, детьми часто принимался за существенный признак наиболее заметный, знакомый или случайный. Одни понятия были несформированы, другие неточны, третьи – неполны или использовались не в нужном значении. Дети ЭГ существенно хуже выполняли вторую честь заданий, что указывает на непонимание значений слов или недостаточное овладение понятием, на недостаточное владение школьниками метаязыком, необходимым для усвоения основных речеведческих понятий.
Успешнее, чем с заданием «Аналогии» испытуемые ЭГ справлялись с первой частью субтестов «Определение общих черт» и «Классификации». Их задания конкретны, составлены на хорошо знакомом материале, наполненном для детей смыслом. Поэтому задачи, хотя и были сформулированы словесно, но, относясь к ситуациям, близким детям, решались ими почти на том же уровне, что и успешными школьниками. Вторая часть субтестов, состоящая из лингвистических терминов, выполнялась менее успешно, так как подразумевала оперирование лингвистическими понятиями.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что словесно-логическое мышление испытуемых обеих групп характеризуется следующими особенностями. Прежде всего, в группе школьников с дизорфографией обнаружился более низкий уровень развития вербального мышления. У них выявлена количественная неравномерность звеньев в структуры вербального интеллекта, в то время как в контрольной группе все изученные составляющие словесно-логического мышления достигали примерно одного уровня развития. У детей с дизорфографией выявлена неполноценность способности к образованию понятий, недостаточность сведений об окружающем мире. Словарный запас испытуемых ЭГ характеризовался меньшим, по сравнению с детьми КГ, объёмом, неточностью и диффузностью понятий, бессистемностью представлений. Эти особенности мышления могут сказываться на качестве решения орфографических задач, так как абстрагирование от знакомых значений слова или воспроизведение и рассмотрение их в непривычном грамматическом ракурсе опирается на анализ и синтез, классификацию и обобщение.
Большую роль в формировании правильных языковедческих представлений и понятий играет сравнение. При овладении детьми программой кодирования устной речи с применением правил орфографии сформированность операции сравнения особенно важна для сопоставления смысловой информации и формально-логических характеристик грамматических категорий. Большинство школьников ЭГ испытывали выраженные затруднения при выполнении этой операции, особенно если осуществлять её приходилось в умственном плане. Только отдельные школьники ЭГ сравнительно легко выделяли общие черты при выполнении тестовых заданий. Большинство детей сравнивали предметы аналитически, поэлементно, с бессистемной фиксацией случайно выбранных деталей, без осмысления объекта в целом. В свою очередь, ученики КГ выполняли эту операцию синтетически, с объединением сопоставляемого материала по смыслу, с определённой систематичностью. Школьники ЭГ легче выделяли различия. В КГ преобладало сравнение по признакам сходства.
Доминирование у испытуемых ЭГ чувственной наглядности в восприятии слова и речи влекло за собой трудности при классификации слов по частям речи, подборе родственных однокоренных слов, делении речевого потока на слова и предложения. Однако выявленная у детей ЭГ способность успешно решать словесные задачи на классификацию и определение общих черт свидетельствует о сохранной структуре мышления и мыслительных операций. Возможность решения ими мыслительных задач определялась не столько видом мышления (наглядно-образное или словесно-логическое) или сложностью заданий, сколько тем, в какой степени содержание задач имеет понятный ребёнку смысл. Школьники ЭГ с трудом переключались с видов деятельности, сопровождавшихся наглядно-образным мышлением, на изучение формальных единиц языка, на поиски орфограмм в словах и их проверку, т.е. на алгоритмизированную работу, требующую произвольности словесно-логического мышления, сосредоточенности и скрупулезного контроля.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что у детей с дизорфографией формирование и развитие способностей, определяющих успешность усвоения орфографических знаний и навыков (познавательная активность, соотносительный анализ, синтез на основе выделенных существенных признаков, формирование конкретных представлений и понятий, организация и контроль своей деятельности) требуют специальных методов педагогического воздействия.
Cписок литературы:
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. – М.: 1980.
- Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: 1974.
- Гильбух Г. Ю. Темперамент и познавательные способности школьника. Психология, диагностика, педагогика. – АПН Украины. Ин-т психологии. – 1993.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М.: 1973.
- Калмыкова З.И. Работа со школьниками, имеющими временные задержки психического развития. – М.: 1981.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики. – М.: 1974.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: 1950.
- Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: 1994.
- Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.:1960.
- Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: 2003.
Social commentary Cackle
Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»
Психологические характеристики культуры безопасности работников нефтеперерабатывающей компании
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.126-137
Кузьмин А.Ю. Родионова Е.А.
подробнееСкачать PDF
280
Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.114-125
Васягина Н.Н. Баринова Е.С. Григорян Е.Н. Шемпелева Н.И.
подробнееСкачать PDF
285
Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.101-113
Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И.
подробнееСкачать PDF
321
Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.88-101
Булычева Е.В.
подробнееСкачать PDF
226
Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.77-87
Морковина А.Д. Шевченко А.О. Строганова В.В. Вартанов А.В.
подробнееСкачать PDF
233
Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.66-76
Акопов Г.В.
подробнееСкачать PDF
108
Связь установок гендерного неравенства у партнеров и эмоциональных состояний женщин в близких отношениях
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.55-65
Опекина Т.П. Шипова Н.С. Крюкова Т.Л.
подробнееСкачать PDF
120
Влияние гормональной терапии на субъективное качество жизни у транссексуалов
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.44-54
Кумченко С.К. Тхостов А.Ш. Рассказова Е.И.
подробнееСкачать PDF
107
Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.32-43
Данилова М.В.
подробнееСкачать PDF
177
Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.18-31
Козунова Г.Л. Новиков А.Ю. Чернышев Б.В.
подробнееСкачать PDF
122
Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями праксиса при поражениях головного мозга различной этиологии
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.3-17
Баулина М.Е. Варако Н.А. Зинченко Ю. П. Ковязина М.С. Микадзе Ю.В. Скворцов А.А. Фуфаева Е.В.
подробнееСкачать PDF
142
Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143
Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.
подробнееСкачать PDF
684
Система профессиональной подготовки психологов МЧС России
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131
Шойгу Ю. С.
подробнееСкачать PDF
540
Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115
Лобанова Т. Н.
подробнееСкачать PDF
357
Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101
Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.
подробнееСкачать PDF
864
Когнитивные нарушения и низкая физическая активность являются компонентами слабости, более тесно связанными с инвалидностью
«>Fried LP, Tangen CM, Walston J, Newman AB, Hirsch C, Gottdiener J et al. Слабость у пожилых людей: свидетельство фенотипа. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2001 г.; 56:146–156.
Артикул Google Scholar
Bandeen-Roche K, Xue QL, Ferrucci L, Walston J, Guralnik JM, Chaves P et al. Фенотип слабости: характеристика в исследованиях женского здоровья и старения. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2006 г.; 61: 262–266.
Артикул пабмед Google Scholar
Чезари М., Леувенбург С., Лауретани Ф., Ондер Г., Бандинелли С., Маральди С. и др. Синдром слабости и скелетные мышцы: результаты исследования Invecchiare in Chianti. Am J Clin Nutr. 2006 г.; 83:1142–1148.
ПабМед КАС Google Scholar
Авила-Фунес Дж.А., Хелмер С., Амиева Х., Барбергер-Гато П. , Ле Гофф М., Ричи К. и др. Слабость среди пожилых людей, живущих в общине, во Франции: исследование в трех городах. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2008 г.; 63:1089–1096.
Артикул пабмед Google Scholar
Ottenbacher KJ, Graham JE, AI SS, Raji M, Samper-Tement R, Ostir GV et al. Американцы мексиканского происхождения и слабость: результаты эпидемиологических исследований пожилых людей среди латиноамериканского населения. Am J Общественное здравоохранение. 2009 г.; 99: 673–679.
Артикул пабмед Google Scholar
Walston J, Hadley EC, Ferrucci L, Guranik JM, Newman AB, Studeaski SA et al. Программа исследований слабости у пожилых людей: к лучшему пониманию физиологии и этиологии: резюме конференции Американского общества гериатрии/Национального института по изучению старения, посвященной слабости у пожилых людей. J Am Geriatr Soc. 2006 г.; 54:991–1001.
Артикул пабмед Google Scholar
Бергман Х., Ферруччи Л., Гуральник Дж., Хоган Д.Б., Хаммель С., Карунанантан С. и другие. Слабость: новые исследования и вопросы клинической парадигмы и противоречия. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2007 г.; 62:731–737.
Артикул пабмед Google Scholar
Роквуд К., Фокс Р.А., Столи П., Робертсон Д., Битти Б.Л. Слабость у пожилых людей: развивающаяся концепция. CMAJ. 1994; 150:489495.
Google Scholar
Gill TM, Williams CS, Richardson ED, Tinetti ME. Нарушения физической работоспособности и когнитивного статуса как предрасполагающие факторы функциональной зависимости у лиц пожилого возраста без инвалидности. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 1996 год; 51:283–288.
Артикул Google Scholar
Саркисян К.А., Грюневальд Т.Л., Джон Б.В., Симан Т.Е. Предварительные данные о подразделах гериатрической слабости: исследование успешного старения, проведенное Макартуром. J Am Geriatr Soc. 2008 г.; 56:2292–2297.
Артикул пабмед Google Scholar
Ротман МД, Лео-Саммерс Л, Гилл ТМ. Прогностическое значение критериев потенциальной старости. J Am Geriatr Soc. 2008 г.; 56:2211–2216.
Артикул пабмед Google Scholar
Сампер-Тернент Р., Аль С.С., Раджи М.А., Маркидес К.С., Оттенбахер К.Дж. Взаимосвязь между слабостью и снижением когнитивных функций в пожилой мексиканской Америке. J Am Geriatr Soc. 2008; 56: 1845–1852.
Артикул пабмед Google Scholar
Бухман А.С., Бойл П.А., Уилсон Р.С., Тан Ю., Беннетт Д.А. Слабость связана с возникновением болезни Альцгеймера и снижением когнитивных функций у пожилых людей. Психозом Мед. 2007 г.; 69:483489.
Артикул Google Scholar
Авила-Фунес Дж.А., Амиева Х., Барбергер-Гато П., Ле Гофф М., Рау Н., Ричи К. и др. Когнитивные нарушения улучшают прогностическую достоверность фенотипа слабости в отношении неблагоприятных последствий для здоровья: исследование в трех городах. J Am Geriatr Soc. 2009 г.; 57:453–461.
Артикул пабмед Google Scholar
Рантанен Т., Харрис Т., Левей С.Г., Виссер М., Фоли Д., Масаки К. и др. Мышечная сила и индекс массы тела как долгосрочные предикторы смертности у исходно здоровых мужчин. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2000 г.; 55: М168–М173.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Cesari M, Kritchevsky SB, Penninx BW, Nicklas BJ, Simoasick EM, Newman AB et al. Прогностическое значение обычной скорости ходьбы у нормально функционирующих пожилых людей — результаты исследования здоровья, старения и состава тела. J Am Geriatr Soc. 2005 г.; 53:1675–1680.
Артикул пабмед Google Scholar
Rolland Y, Lauwers-Cances V, Cesari M, Vellas B, Pahor M, Grandjean H. Показатели физической работоспособности как предикторы смертности в когорте пожилых французских женщин, живущих в общинах. Евр J Эпидемиол. 2006 г.; 21:113–122.
Артикул пабмед Google Scholar
Dumurgier J, Elbaz A, Ducimetiere P, Tavemier B, Alperovitch A, Tzourio C. Низкая скорость ходьбы и сердечно-сосудистая смерть у хорошо функционирующих пожилых людей: проспективное когортное исследование. БМЖ. 2009 г.; 339:b4460.
Артикул пабмед Google Scholar
Арауз А., Алоасо Э., Родригес-Салдана Дж., Рейносо-Маренко М., Бенитес Ф.Т., Майорга А.М. и др. Когнитивные нарушения и смертность у пожилых здоровых мексиканских субъектов: 10-летнее последующее исследование населения. Нейрол Рез. 2005; 27:882–86.
Артикул пабмед Google Scholar
Shavelle RM, Paculdo DR, Straass DJ, Kash SJ. Когнитивные нарушения и смертность в исследовании здоровья сердечно-сосудистой системы. JInsurMed. 2009 г.; 41:110–116.
Google Scholar
Fried LP, Kronmal RA, Newman AB, Bild DE, Mittelmark MB, Polak JF et al. Факторы риска 5-летней смертности пожилых людей: исследование здоровья сердечно-сосудистой системы. ДЖАМА. 1998; 279: 585–592.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Ву Дж, Хо С.К., Ю А.Л. Скорость ходьбы и длина шага предсказывают 36-месячную зависимость, смертность и институционализацию у китайцев в возрасте 70 лет и старше. J Am Geriatr Soc. 1999; 47:1257–1260.
ПабМед КАС Google Scholar
Монтеро-Одассо М., Шапира М., Сориано Э.Р., Варела М., Каплан Р., Камера Л.А. и др. Скорость ходьбы как единственный предиктор неблагоприятных событий у здоровых пожилых людей в возрасте 75 лет и старше. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2005 г.; 60:1304–1309.
Артикул пабмед Google Scholar
Раджи М.А., Куо Ю.Ф., Сних С.А., Маркидес К.С., Пик М.К., Оттенбахер К.Дж. Когнитивный статус, мышечная сила и последующая инвалидность в мексиканской Америке старшего возраста. J Am Geriatr Soc. 2005 г.; 53:1462–1468.
Артикул пабмед Google Scholar
Verghese J, Lipton RB, Hall CB, Kaslaasky G, Katz MJ, Buschke H. Нарушение походки как предиктор деменции, не связанной с болезнью Альцгеймера. N Engl J Med. 2002 г.; 347: 1761–1768.
Артикул пабмед Google Scholar
Уэйт Л.М., Грейсон Д.А., Пиге О., Кризи Х., Беннет Х.П., Бро Г.А. Замедление походки как предиктор возникновения деменции. 6-летние лонгитюдные данные Сиднейского исследования пожилых людей. J Neurol Sci. 2005;229–230:89–93.
Артикул пабмед Google Scholar
Альфаро-Ача А., Аль С.С., Раджи М.А., Маркидес К.С., Оттенбахер К.Дж. Предсказывает ли 8-футовая прогулка снижение когнитивных функций у пожилых мексиканских американцев? J Am Geriatr Soc. 2007; 55: 245–251.
Артикул пабмед Google Scholar
Camicioli R, Wang Y, Powell C, Mitnitski A, Rockwood K. Нарушение походки и осанки, паркиасонизм и снижение когнитивных функций у пожилых людей. J Neural Transm. 2007 г.; 114: 1355–1361.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Abellan van KG, Rolland Y, Bergman H, Morley JE, Kritchevsky SB, Vellas B. Целевая группа IANA по оценке слабости пожилых людей в клинической практике. J Nutr Здоровье Старение. 2008 г.; 12:29–37.
Артикул Google Scholar
Радиофф Л.С. Шкала CES-D: шкала самооценки депрессии для исследования среди населения в целом. Приложение Psychol Me as. 1977; 1: 385–401.
Артикул Google Scholar
Уошберн Р.А., Маколи Э., Катула Дж., Михалко С.Л., Буало Р.А. Шкала физической активности для пожилых людей (EASE): доказательства достоверности. Дж. Клин Эпидемиол. 1999 г.; 52:643–651.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Альварадо Б.Э., Зунзунеги М.В., Беланд Ф., Бамвита Дж.М. Социальные условия и состояние здоровья на протяжении всей жизни, связанные с слабостью пожилых мужчин и женщин Латинской Америки. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2008 г.; 63:1399–1406.
Артикул пабмед Google Scholar
Santos-Eggimann B, Cuenoud P, Spagnoli J, Junod J. Распространенность слабости у европейцев среднего и старшего возраста, проживающих в общинах, проживающих в 10 странах. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2009 г.; 64:675–681.
Артикул пабмед Google Scholar
Фолштейн М.Ф., Фолштейн SE, МакХью Пр. «Минипсихическое состояние». Практический метод оценки когнитивного состояния пациентов для клинициста. J Psychiatr Res. 1975; 12:189–198.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Исаакс Б., Кенни А.Т. Тест Сет как вспомогательное средство для выявления деменции у пожилых людей. Бр Дж. Психиатрия. 1973 год; 123:467470.
Артикул Google Scholar
Лоутон, член парламента, Броуди, Э.М. Оценка пожилых людей: самоподдерживающая и инструментальная деятельность повседневной жизни. Геронтолог. 1969; 9: 179–186.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Кац С., Акпом СА. 12. Индекс АДЛ. Мед уход. 1976 год; 14:116–118.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Шейх Д.Л., Есаваж Д.А. Гериатрическая шкала депрессии (GDS). Недавние доказательства и разработка более короткой версии. Клин Геронтол. 1986 год; 5:165–172.
Артикул Google Scholar
Stuck AE, Walthert JM, Nikolaus T, Bula CJ, Hohmann C, Beck JC. Факторы риска снижения функционального статуса у пожилых людей, живущих вне дома: систематический обзор литературы. соц. мед. 1999 г.; 48:445469.
Артикул Google Scholar
Шуурманс Х., Стеверинк Н., Линденберг С., Фрисвейк Н., Слаэтс Дж.П. Старый или немощный: что говорит нам больше? J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2004 г.; 59:962–965.
Артикул Google Scholar
Rockwood K, Mitnitski A, Song X, Steen B, Skoog I. Долгосрочные риски смерти и институционализации пожилых людей в связи с накоплением дефицита в возрасте 70 лет. J Am Geriatr Soc. 2006 г.; 54:975–979.
Артикул пабмед Google Scholar
Кортебейн П., Феррандо А., Ломбейда Дж., Вулф Р., Эванс В.Дж. Влияние 10-дневного постельного режима на скелетные мышцы у здоровых пожилых людей. ДЖАМА. 2007 г.; 297: 1772–1774.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Ланди Ф., Ондер Г., Карпентер И., Чезари М., Солдато М., Бернабеи Р. Физическая активность предотвратила функциональный спад среди пожилых людей, живущих в немощных условиях, в международном обсервационном исследовании. Дж. Клин Эпидемиол. 2007 г.; 60: 518–524.
Артикул пабмед Google Scholar
Левей С.Г., Гуральник Дж.М., Ферруччи Л., Ланглуа Дж.А. Успешное старение до смерти в пожилом возрасте: возможности увеличения продолжительности активной жизни. Am J Эпидемиол. 1999; 149: 654–664.
ПабМед КАС Google Scholar
Лакруа А.З., Гуральник Дж.М., Беркман Л.Ф., Уоллес Р.Б., Саттерфилд С. Сохранение мобильности в пожилом возрасте. II. Курение, употребление алкоголя, физическая активность и индекс массы тела. Am J Эпидемиол. 1993 год; 137:858–869.
ПабМед КАС Google Scholar
Seeman TE, Berkman LF, Charpentier PA, Blazer DG, Albert MS, Tinetti ME. Поведенческие и психосоциальные предикторы физической работоспособности: Макартуровские исследования успешного старения. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 1995; 50:177–183.
Артикул Google Scholar
Landi F, Abbatecola AM, Provinciali M, Corsonello A, Bustacchini S, Manigrasso L et al. Движение против слабости: имеет ли значение физическая активность? Биогеронтология. 2010 г.; 11: 537–545.
Артикул пабмед Google Scholar
Блаум К.С., Офстедал М.Б., Лян Дж. Низкие когнитивные способности, сопутствующие заболевания и инвалидность, связанная с выполнением конкретных задач: результаты общенационального репрезентативного исследования. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2002 г.; 57: М523–М531.
Артикул пабмед Google Scholar
CigoIIe CT, Langa KM, Kabeto MU, Tian Z, Blaum CS. Гериатрические состояния и инвалидность: исследование здоровья и выхода на пенсию. Энн Интерн Мед 2007; 147: 156–164.
Google Scholar
Барбергер-Гато П., Фабригул С., Амиева Х., Хелмер С., Дартиг Ж.Ф. Процесс инвалидности: концептуальная основа инвалидности, связанной с деменцией. Дементное гериатрическое когнитивное расстройство. 2002 г.; 13:60–66.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Peres K, Verret C, Alioum A, Barberger-Gateau P. Процесс инвалидности: факторы, связанные с прогрессированием инвалидности и выздоровлением у пожилых людей во Франции. Реабилитация инвалида. 2005 г.; 27:263–276.
Артикул пабмед Google Scholar
Бойд К.М., Сюэ К.Л., Симпсон К.Ф., Гуральник Дж.М., Фрид Л.П. Слабость, госпитализация и прогрессирование инвалидности в когорте пожилых женщин-инвалидов. Am J Med. 2005 г.; 118:1225–1231.
Артикул пабмед Google Scholar
Гуральник Дж.М., Ферруччи Л., Симонсик Э.М., Салив М.Э., Уоллес Р.Б. Функция нижних конечностей у лиц старше 70 лет как предиктор последующей инвалидности. N Engl J Med 1995; 332: 556–561.
Артикул пабмед КАС Google Scholar
Abellan van KG, Rolland Y, Andrieu S, Bauer J, Beauchet O, Bonnefoy M et al. Скорость ходьбы в обычном темпе как предиктор неблагоприятных исходов у пожилых людей, проживающих в сообществе, Целевая группа Международной академии питания и старения (IANA). J Nutr Здоровье Старение. 2009 г.; 13:881–889.
Артикул Google Scholar
Черный SA, Rush RD. Когнитивное и функциональное снижение у взрослых в возрасте 75 лет и старше. J Am Geriatr Soc. 2002 г.; 50:1978–1986.
Артикул пабмед Google Scholar
Правда о старении и слабоумии
Español (испанский)
С возрастом наш мозг меняется, но болезнь Альцгеймера и связанное с ней слабоумие не являются неизбежной частью старения. Фактически, до 40% случаев деменции можно предотвратить или отсрочить. Это помогает понять, что нормально, а что нет, когда речь идет о здоровье мозга.
Нормальное старение мозга может означать более низкую скорость обработки данных и больше проблем с многозадачностью, но рутинная память, навыки и знания остаются стабильными и могут даже улучшаться с возрастом. Время от времени забывать недавние события, например, куда вы положили ключи или имя человека, с которым только что познакомились, — это нормально.
В Соединенных Штатах 6,2 миллиона человек в возрасте 65 лет и старше страдают болезнью Альцгеймера, наиболее распространенным типом деменции. У людей с деменцией наблюдаются симптомы снижения когнитивных функций, которые мешают повседневной жизни, включая нарушения речи, памяти, внимания, узнавания, решения проблем и принятия решений. Признаки, на которые стоит обратить внимание, включают:
Болезнь Альцгеймера или связанная с ней деменция не являются неизбежной частью старения. Есть 7 способов помочь сохранить здоровье вашего мозга.
- Неспособность выполнять задачи без посторонней помощи.
- Проблемы с именами предметов или близких членов семьи.
- Забыть функцию предметов.
- Повторяющиеся вопросы.
- Выполнение обычных задач занимает гораздо больше времени.
- Часто теряет предметы.
- Невозможность повторить шаги и заблудиться.
10 предупреждающих знаков
Если у вас есть один или несколько из 10 предупреждающих знаков, обратитесь к своему лечащему врачу. Ранняя диагностика дает вам наилучшие шансы обратиться за лечением и время, чтобы спланировать будущее.
Исследования показывают, что здоровый образ жизни, который может предотвратить некоторые виды рака, диабета 2 типа и сердечных заболеваний, также может снизить риск ухудшения когнитивных функций. Хотя возраст, генетика и семейный анамнез не могут быть изменены, Комиссия Lancet по профилактике, вмешательству и уходу за деменцией предполагает, что устранение факторов риска может предотвратить или отсрочить до 40% случаев деменции.
Вот что вы можете сделать:
Высокое кровяное давление может увеличить риск слабоумия.
- Бросьте курить. Отказ от курения сейчас может помочь сохранить здоровье мозга и снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний, рака, заболеваний легких и других заболеваний, связанных с курением. Бесплатная линия отказа от курения: 1-800-QUIT-NOW (1-800-784-8669
- Поддерживайте здоровый уровень артериального давления. Десятки миллионов взрослых американцев имеют высокое кровяное давление, и многие из них не контролируют его. Узнайте факты.
- Будьте физически активны. Исследования CDC показывают, что физическая активность может улучшить мышление, снизить риск депрессии и беспокойства и улучшить сон. Вот советы, которые помогут вам начать работу.
- Поддерживайте здоровый вес. Здоровый вес — это не краткосрочные диетические изменения. Вместо этого речь идет об образе жизни, который включает в себя здоровое питание и регулярную физическую активность.
- Выспитесь. Треть взрослых американцев сообщают, что они обычно спят меньше рекомендуемого количества. Сколько сна вам нужно? Это зависит от вашего возраста.
- Оставайтесь на связи. Есть много способов, которыми пожилые люди могут участвовать в жизни своего сообщества.
- Контролируйте уровень сахара в крови. Узнайте, как контролировать уровень сахара в крови, особенно если у вас диабет.
Симптомы дефицита некоторых витаминов и заболеваний, таких как дефицит витамина B12, инфекции, гипотиреоз (недостаточная активность щитовидной железы) или гидроцефалия нормального давления (неврологическое состояние, вызванное накоплением жидкости в головном мозге), могут имитировать слабоумие. Некоторые лекарства, отпускаемые по рецепту и без рецепта, могут вызывать симптомы, подобные деменции. Если у вас есть эти симптомы, важно поговорить с вашим лечащим врачом, чтобы выяснить, есть ли какие-либо основные причины этих симптомов.
Дополнительную информацию см. в разделе Что такое деменция?
- Поговорите со своим близким о том, чтобы обратиться к врачу, если у него наблюдаются симптомы слабоумия Альцгеймера, и пройти обследование головного мозга.
- Когда наступит подходящий момент, поговорите о вопросах, связанных с безопасностью, включая вождение автомобиля и ношение удостоверения личности. Симптомы деменции включают потерю в знакомых местах, трудности с определением расстояния, определением цвета или контраста, а также чтением, что может особенно затруднить вождение автомобиля.
- Помогите близкому человеку начать сбор важных документов, таких как предварительное распоряжение о медицинском обслуживании или завещание, долговременная доверенность на медицинское обслуживание, а также документы о финансовом или имущественном планировании. CDC предлагает форму планирования медицинского обслуживания [PDF — 1 МБ], доступную для бесплатной загрузки.
- Запланируйте семейное собрание. При уходе за человеком с болезнью Альцгеймера или связанным с ней заболеванием важны семейные собрания, чтобы обеспечить обмен информацией, разработать планы ухода и помочь разделить задачи между членами семьи.