виды игр и упражнений, чем они полезны
Один ребёнок к году может рассказывать стихи, а к пяти годам читать без запинки. Другой же с трудом усваивает чтение по слогам в школе. Одни могут похвастаться абсолютной грамотностью, другие – проштудировав десятки учебников, ошибаются в каждой строчке. И с таким сталкиваются не только ребята с каким-либо диагнозом, но и абсолютно здоровые детишки. Один из вариантов решения проблемы – нейропсихологические игры. Что это, чем они полезны для ребёнка и какие виды упражнений есть, рассказываем в статье.
Аудио-версия статьи «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Содержание
Нейропсихологические игры: что это и чем полезны для ребёнка
Игры и упражнения для детей
- «Робот»
- «Путаница»
- «Вода-земля»
- «Меняемся ролями»
- «Повтори рисунок»
- «Покажи путь»
- «Графический диктант»
- «Расположи по порядку»
- «Найди меня»
- «Угадай-ка»
- «Опиши меня»
- «Таблицы Шульте»
- «Убери лишнее и прочти»
- «Зеркальное рисование»
- Числовой поиск
- Расставь числа
- Рисование двумя руками
- Нейрогимнастика
- «Нейроладошки»
- «Половинки»
- «Кольцо»
- «Нейротаблица с геометрическими фигурами»
- Нейропризнаки
- Найди и вычеркни
- «Лабиринт»
- Запоминаем написание слов
- «Кристальная пирамида»
- «Волшебные квадраты»
- Расставь точки
- «Дутибол»
- Кто придумает больше слов
- «Сократ»
- Отыщи меня
- «Кошки-мышки»
- Прочти вверх ногами
- «Стёртые буквы»
- «Воображариум»
- Задачи на логику
- Составь слово
Настольные нейропсихологические игры
- «Почеши мне спинку»
- «Четыре ключа»
- «Попробуй повтори»
- «Раз, два, три! Сравни и забери»
- «Шляпы, крылья, две клешни»
Игра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям. Именно поэтому мы говорим о нейропсихологических играх, как одном из способов коррекции дисфункций у детей. Их используют нейропсихологи на коррекционно-развивающих занятиях с детьми. Что они развивают, и какие виды игр бывают, читайте дальше.
Нейропсихологические игры: что это и чем полезны для ребёнка
Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание, память, ориентация в пространстве, восприятие окружающего мира и другое. Так нейропсихологи определяют, в каком возрасте, какой уровень развития является нормой. Отстаёт ли малыш от сверстников, есть ли у него трудности в обучении или нет.
Нейропсихологические игры не заменяют полноценное обучение, а помогают и корректируют небольшие нарушения у детей.
Кому особенно полезны нейропсихологические игры? Ребятам, которым сложно сосредотачиваться, запоминать материал, переключаться с одного вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть проблемы с поведением и обучением в школе. Они будут полезны и тревожным детям, которые боятся ошибок. Стоит обратить внимание и на тех ребят, которые порой чересчур импульсивно реагируют на что-то или, напротив, слишком медлительны. «Я учил, но уже забыл», «Перепутал», «Не заметил», «Мне сложно представить» и так далее – всё это корректируется нейропсихологическими играми.
Что они развивают:
- Память.
- Внимание.
- Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и др.
- Логику.
- Умение делать прогнозы.
- Умение приходить к выводам, основываясь на разных факторах.
Нейропсихологические игры могут использовать не только специалисты на своих занятиях, но и родители в домашних условиях. Но совсем необязательно иметь какие-либо нарушения в развитии. Игры в любом случае это полезно и интересно для каждого. Дети развиваются играя. Им важно взаимодействовать со сверстниками, учиться работать в команде и за самого себя, видеть свои ошибки и делать выводы.
Игры и упражнения для детей
Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям для детей, убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении. Не настаивайте и не перегружайте малыша занятиями, иначе достичь нужного эффекта не получится. Ребёнок начнёт протестовать и вовсе откажется от каких-либо совместных игр. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия.
Начинайте с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться. Постепенно добавляйте более сложные упражнения. Достаточно проводить занятия до получаса, главное – регулярно. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том, что не получается. И помните – это игра, где есть место веселью, никакой «обязаловки».
«Робот»
Цель игры – выполнять команды ведущего. Он говорит последовательность действий, например: правую руку вверх, правой ногой шаг назад, поворот налево, присед на левую ногу и так далее. Важно говорить чётко и последовательно, чтобы малыш успел усвоить информацию и не запутался. Позже ребёнок хорошо запомнит, где какая сторона и будет выполнять действия быстрее и без ошибок. Тогда можно будет постепенно усложнять упражнение, подключив наклоны, повороты головы, взмахи и другое.
«Путаница»
Усложнённый вариант игры «Робот». Ведущий говорит, какое действие необходимо выполнить, но сам при этом делает что-то другое. Например, нужно положить правую руку на бок, но он поднимает левую руку.
Задача ребёнка – не попасться на уловки ведущего, а внимательно послушать, что он говорит, и сделать всё правильно. Такое упражнение отлично улучшает концентрацию.
«Вода-земля»
Эту игру можно проводить как для одного ребёнка, так и для целой компании. Сделайте «берег». Это может быть верёвка, плинтус, край ковра, пледа или любая другая вещь, которая обозначит границу. Игроки встают на «землю». Ведущий говорит: «вода», дети должны прыгать на другую сторону. «Берег» – все возвращаются на землю. Сначала потренируйтесь, посмотрите, чтобы все дети поняли, что от них требуется, а затем переходите к основной части.
Ведущий может прыгать вместе с участниками, командуя: «вода», «земля», «вода», «земля». Когда ребята привыкнут к этой последовательности, измените её: «вода», «земля», «земля», «вода». На такую уловку, как правило, попадаются те ребята, у которых есть трудности с переключением внимания. Они привыкли действовать по старой схеме и делают это автоматически. Если ребёнку сложно переключаться моментально, то можно предложить ему проговаривать действия вслух. Речь поможет сосредоточиться.
Следующим уровнем вводите «путаницу». Можно обманывать глазки. Говорите правильно, а делайте упражнение с ошибками. Малыш должен быть внимателен к вашим словам и следовать им. Потом можно поменять правила и обманывать ушки. То есть выполнять задания вы будете правильно, а говорить нет. Для ребят, которые привыкли действовать непроизвольно, такое задание окажется очень непростым. Игра научит их справляться с импульсивностью и быть внимательными.
Вместо «вода» – «земля», где нужно перепрыгивать на разные участки, можно использовать, например, «цветочки» – «деревья», где потребуется присаживаться и вставать.
«Меняемся ролями»
На этот раз вместо ведущего встаёт ребёнок. Теперь не ему говорят, что делать, а он. Пусть представит, что управляет человеком, который ничего не умеет. Он должен комментировать каждое действие.
Задача взрослого – делать всё в точности, что говорит ребёнок. Если он думает, что для приготовления бутерброда нужно только взять хлеб, а сверху положить на него колбасу, то так и сделайте, возьмите буханку хлеба и положите сверху палку колбасы.
Получился ли бутерброд? Каких действий не хватило? Малышу важно видеть, что получается. В следующий раз он будет планировать более тщательно.
«Повтори рисунок»
Ребёнок рисует картину, состоящую из геометрических фигур. Вы не должны видеть, что получилось. Художник должен сам детально и точно описать рисунок, а вы должны его повторить на своём листе. Получилось? Если да, то это отличный результат. Можете меняться ролями.
«Покажи путь»
Ведущему завязывают глаза. Ребёнок должен провести его от точки А до точки Б, подсказывая, куда двигаться и на сколько шагов. Например: два шага вперёд, четыре шага вправо, один шаг назад, два вправо, три вперёд.
Задача – ведомый не должен ничего задевать, пока идёт. Запрещается врезаться в стулья и стены, спотыкаться о подушки и тазики.
«Графический диктант»
Приготовьте листочек в клеточку. Вы диктуете, а ребёнок рисует, например, 2 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 3 вверх. Задача дошкольника быть внимательным и чётко следовать инструкциям. В итоге должен получиться рисунок. Примеры графических диктантов, а также советы, как их проводить смотрите в нашей статье “Графический диктант по клеточкам для детей 5-7 лет”.
Есть и другой вариант проведения диктанта. На листочке в клеточку ребёнок рисует какую-то фигуру, используя вертикальные и горизонтальные линии, диагональные нельзя.
Взрослый должен изобразить точно такой же рисунок, слушая только подсказки ребёнка. Каждый шаг не должен выходит за пределы одной клетки. Инструкция может быть такой: вправо, вправо, вверх, вверх, влево, влево, вниз, вниз. Получится квадрат 2х2.
«Расположи по порядку»
Это упражнение направлено на развитие памяти. Попросите ребёнка перечислить по порядку времена суток, времена года, месяцы, цифры, названия планет и так далее. Можно использовать картинки.
«Найди меня»
В непрозрачный мешочек положите цифры и буквы. Подойдут детали от магнитной доски или вырезанные из картона.
Предложите ребёнку опустить руку в сумочку и отыскать загаданную цифру или букву.
«Угадай-ка»
Игра подходит для ребят старше 6 лет. Определите с ребёнком тему, например, животные, известные люди, праздники или возьмите карточки из игры «Лото», где будут изображены разные предметы. Вы должны загадать что-то одно и попросить малыша угадать, что именно. Для этого он должен задавать вам вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».
Сложность в том, что часто дети начинают просто перечислять: «это тигр?», «сова?», «ящерица?». Но так игра затянется надолго. Угадать загаданное будет крайне трудно. Подскажите, что нужно объединять животных по группам и спрашивать об их общих признаках.
Например, есть обитатели рек и морей, а есть те, кто живёт на суше. Задав вопрос «это животное живёт в воде?» и, получив ответ «да» или «нет», можно отбросить огромную часть возможных вариантов.
Так, предметы можно разбить по размеру, цвету, предназначениям, материалам и другим признакам, и задавать вопросы в соответствии с этим. Постепенно круг возможных вариантов будет сужаться.
«Опиши меня»
Теперь очередь ребёнка загадывать предметы, а вы должны угадать задуманное по описанию. Например, малыш выбрал резиновые сапоги. Ему нужно рассказать о них так, чтобы вы поняли, о чём идёт речь. Как это может выглядеть: «Их надевают в дождливую погоду, бывают разных цветов, ноги в них не промокают».
«Таблицы Шульте»
Это упражнение, улучшающее память, внимание и периферическое зрение. С помощью таблицы Шульте можно научиться концентрироваться, быстро читать, искать информацию в тексте.
Игра представлена в виде таблицы, в ячейках которой в произвольном порядке расположены цифры. Чаще всего встречается вариант таблицы 5х5. Задача ребёнка – как можно быстрее отыскать числа от 1 до 25 в порядке возрастания, либо убывания.
Старшим ребятам, которые легко справляются с предыдущим вариантом таблицы, можно предложить усложнённую версию.
Скачать таблицы можно по ссылке ниже.
Скачать таблицы«Убери лишнее и прочти»
В этом упражнении нужно подобрать стихотворения, а затем вставить в слова лишние буквы. Ребёнок должен вычеркнуть ненужное и прочесть. Пример:
Бокжья конровкнка,
Уленти нак ннебок,
Пркиненси нам нхлекнбак,
Чёнрнокго и белокгон,
Тколькно нен гноренлогко.
В этот стишок мы вставили лишние буквы «Н» и «К».
«Зеркальное рисование»
Распечатайте картинку. Она может быть любой, в зависимости от подготовленности ребёнка. Обратите внимание, чтобы на рисунке были мелкие детали.
Положите картинку перед ребёнком вверх тормашками. Он должен срисовать изображение, но в правильном виде.
Числовой поиск
Положите перед ребёнком таблицу с числами от 1 до 100, которые расположены в произвольном порядке. Часть чисел отсутствует. Так же приготовьте карточки с числами от 1 до 100.
Ребёнок должен вытягивать карточки по очереди и смотреть, есть такое число в таблице или нет. Если есть, то показать. Начинайте с небольшого количества карточек, увеличивая их постепенно.
Расставь числа
Задание – расставить числа в квадраты так, чтобы при сложении по горизонтали и вертикали получалось заданное число.
Рисование двумя руками
Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга. Специалисты используют параллельное рисование в качестве профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. Ведь трудности с чтением и письмом, когда дети путают или пропускают буквы, становятся всё более распространённой. Рисование двумя руками повышает умственную способность и работоспособность, а также снимает тревожность, которая часто мешает сосредотачиваться на заданиях.
Для занятий с детьми предлагаем рабочие листы, где нужно одновременно двумя руками обвести по линиям узоры и рисунки. Рисовать можно карандашами, фломастерами или ручкой. Скачать материалы можно по ссылке ниже.
Скачать 39 листовНа первый взгляд, это очень простое задание. Но когда обводишь рисунки двумя руками, сложность повышается. Начинать следует с крупных узоров и линий. Это упражнение подойдёт для ребят от 5 лет. Если ребёнок работает над картинками, то в завершение можно предложить раскрасить изображения так же двумя руками одновременно. Сделать задания более увлекательными помогут загадки и стишки. Задания с мелкими линиями подходят для детей младшего школьного возраста.
Есть рисунки, где линии накладываются друг на друга. Это повышенный уровень задания. Некоторые детки с трудом могут отследить путь, поэтому для начала можно провести одну из линий пальцем, а затем попробовать сделать это двумя руками.
Нейрогимнастика
Делаем нейрогимнастику.
Вариант 1 «Черепашка». Одна черепашка прячет голову в панцирь – ребёнок сжимает правую руку в кулак. Другая черепашка выглядывает из своего домика – левая ладонь раскрыта. Потом меняем руки. Повторяем упражнение несколько раз.
Затем усложняем гимнастику. В момент смены положения рук делаем хлопок. Постепенно ускоряемся.
Вариант 2. Сжимаем правую руку в кулак и ставим на ребро, затем расправляем ладонь, после кладём её на стол. Повторяем упражнение несколько раз, чтобы закрепить последовательность действий. Подключаем левую руку и делаем гимнастику одновременно двумя руками, постепенно ускоряясь.
Вариант 3. Сжимаем обе руки в кулак. Затем на левой руке раскрываем мизинец, а на правой – указательный палец. Делаем это одновременно. Убираем пальчики и меняем положение. Теперь на левой руке вытягиваем указательный палец, а на правой – мизинец.
Когда упражнения будет получаться без ошибок, добавляем хлопок, затем пробуем ускориться. Обратите внимание, что такую гимнастику выполнить очень непросто. Требуется концентрация, сосредоточенность и внимательность.
Нейрогимнастику и примеры рисования двумя руками смотрите на этом видео:
«Нейроладошки»
Из самоклеющейся разноцветной бумаги вырежете ладошки. Приклейте их к вертикальной поверхности на уровне груди ребёнка и чуть выше головы. Как играть?
1. Попросите малыша поставить руки на зелёные ладошки. Затем давайте задания: сдвинь руки на 2 ладошки вниз, на 1 ладошку вверх, на 1 ладошку влево и так далее. Ребёнок сдвигает руки и смотрит, где они оказались.
2. Малыш сам выбирает, на какие ладошки поставить руки, а затем считает, сколько свободных ладоней осталось внизу, вверху, слева и справа.
3. Игра похожа на «Твистер», только здесь задействованы одни руки. Нужно перекладывать ладошки с одного цвета на другой, как укажет стрелка. Играть можно вдвоём. «Твистер» удобно располагать на столе.
«Половинки»
Активная игра для детей старшего дошкольного возраста.
Вариант 1. Ребёнок садится на пол и поочерёдно начинает напрягать разные части тела. Например, сначала правую половину – руку, плечо, ногу, затем расслабляет все мышцы и вновь напрягает, только на этот раз правую половину тела.
Затем после очередной паузы задействует верхнюю часть – руки, плечи, шею, спину, грудь. В завершении напрягает нижнюю половину.
Вариант 2. Здесь требуется напрягать по очереди правое плечо, руку, бок, ногу. Затем переходим на левую сторону.
«Кольцо»
Упражнение, которое можно делать «между делом»: в дороге, на прогулке, в очереди, дома. Малыш перебирает пальчиками, соединяя большой палец со всеми остальными по очереди.
Сначала делается кольцо из большого и указательного пальцев, затем из большого и среднего, из большого и безымянного, из большого и мизинца. Нужно проделать это упражнение в прямом и обратном порядке ка можно быстрее сначала на одной руке, а потом на обеих руках одновременно.
«Нейротаблица с геометрическими фигурами»
Нужно нарисовать табличку и разделить её на две равные части. На каждой стороне в произвольном порядке рисуются разноцветные геометрические фигуры.
Взрослый просит малыша отыскать, к примеру, зелёную трапецию. Малыш должен найти фигуры одновременно на обеих сторонах и показать руками.
Нейропризнаки
Положите перед ребёнком лист с разноцветными геометрическими фигурами. Задание – отыскать красные звёздочки и обвести их в круг правой рукой. Одновременно с этим нужно находить жёлтые квадраты и зачёркивать их левой рукой.
Найди и вычеркни
Это упражнение развивает внимательность, пространственное мышление, закрепляет образ цифр.
Нужно приготовить лист, где в произвольном порядке будут намешаны буквы и цифры.
Чем старше ребёнок, тем больше может быть табличка.
Можно вписывать любые цифры, но лучше брать те, которые малыш чаще всего путает, отзеркаливает или забывает.
Задание – найти и вычеркнуть все буквы, которые стоят после цифры 6 и перед цифрой 5.
«Лабиринт»
Любимое для многих детей задание – пройти лабиринт. Сначала малыш должен проследить нужный путь глазами, а затем провести линию карандашом. На картинках ниже нужно помочь автобусу проехать в зоопарк, а детям пройти через поле на пикник.
Скачать 2 лабиринтаЗапоминаем написание слов
Начиная с первого класса, детям дают задание выучить словарные слова.
Чтобы лучше запомнить их, предлагаем опираться на образы. Придумывание разных ассоциаций хорошо развивает воображение.
Сначала можно проговорить. Например: корова говорит «ооо». Или ворона несёт во рту овальные бусы.
После ребёнок закрывает глаза и представляет перед собой эту картинку. Затем переносит образ на бумагу.
«Кристальная пирамида»
Подготовьте шаблон. Это треугольник, поделённый на множество частей – «кристаллов». Рядом положите такой же треугольник, но в нём должно быть закрашено несколько участков. Задание – закрасить «кристаллы» в пустом шаблоне как на образце.
Образцы можно составлять любые в зависимости от возраста и уровня подготовки малыша. Скачать материалы можно по ссылке ниже.
Скачать шаблон и образцы«Волшебные квадраты»
Положите перед малышом два квадрата. В одном будут расположены в виде таблицы буквы, а в другом – числа. Нужно находить числа по порядку и списывать буквы, которые находятся в тех же клеточках в соседнем квадрате. При правильном выполнении упражнения ребёнок получит предложение.
В первом примере зашифровано: «Никогда не обижайте слабого». Во втором: «Слон – самое большое млекопитающее на суше».
Расставь точки
Перед ребёнком лежит образец, на котором расставлены точки. В пустой строке малыш должен расположить точки так же.
Задание можно давать в двух вариантах – чёрно-белом и цветном.
«Дутибол»
В эту игру можно играть вдвоём. Из подручных материалов соорудите ворота. Они могут быть сделаны из карандашей, линеек, счётных палочек и других средств. Поставьте их на противоположные стороны. Мяч сделайте из скомканной салфетки или ваты. Положите его по центру. По сигналу игроки начинают дуть на салфетку, стараясь забить гол в ворота соперника.
Если ребёнок один, то можно взять вариант «Рекорды», когда малыш дует на «мяч», стараясь продвинуть его всё дальше.
Кто придумает больше слов
Задание – вспомнить и записать как можно больше слов на загаданную букву. Играют на время. Выигрывает тот, кто смог за 1 минуту назвать больше слов.
«Сократ»
Расширяем словарный запас. Если в предыдущем задании мы думали любые слова на одну загаданную букву, то здесь требуется вписать конкретные категории слов: город, дерево, птицу, животное, овощ, фрукт.
Сначала вспоминаем эти слова на букву «С», затем на «О», «К», «Р», «А», «Т».
Отыщи меня
Дан рисунок, на котором вперемешку изображены контуры фруктов, животных, инструментов или любых других предметов. Малышу нужно внимательно рассмотреть картинки и назвать, что он видит.
Скачать картинки«Кошки-мышки»
Игра помогает снять импульсивность и повысить самоконтроль. Выполнять упражнение можно за столом или на полу. Взрослый и ребёнок садятся друг напротив друга. Один играет роль мышки, а другой – кошки. Мышка пальчиками гуляет по столу, а задача кошки изловчиться и поймать мышку в свои ладони. Мышке нужно быть внимательной и быстро убирать руки в момент опасности.
Прочти вверх ногами
Упражнение подойдёт для ребят, которые уже умеют читать. У них хорошо сформирован образ буквы и нет трудностей с заменой. Их задача – прочесть текст вверх ногами.
«Стёртые буквы»
На листочке написаны слова, но часть букв стёрлась. Нужно их дописать и прочесть слова.
«Воображариум»
Нарисуйте геометрические фигуры и попросите ребёнка пририсовать к ним дополнительные элементы так, чтобы получился рисунок. Такая игра отлично развивает воображение.
Задачи на логику
Время от времени предлагайте ребёнку решать разные логические задачки.
Примеры:
1. Термометр показывает 5 градусов холода. Сколько градусов покажут два таких прибора? (5 градусов холода)
2. Ребята отдыхали на скамейке. Перечисли детей слева направо, если сказано, что Нина сидела справа от Максима, а Максим справа от Кати? (Катя, Максим, Нина)
3. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
4. Миша доходит от дома до садика за 15 минут. Сколько у него уйдёт времени, если он пойдёт вдвоём с братом? (15 минут)
5. Нитку перерезали в пяти местах. Сколько всего частей получилось? (Шесть)
6. У Оли мелка: зелёный, голубой, фиолетовый. Какой мелок самый толстый, а какой самый тонкий, если сказано, что зелёный толще фиолетового, а фиолетовый толще голубого. (Зелёный самый толстый, а голубой самый тонкий)
Составь слово
Игра на развитие речи и умение делать анализ звуков и букв. Предложите ребёнку схему, он должен придумать под неё слово. Количество чёрточек равняется количеству пропущенных букв.
Например:
– А – – –
– – – Е
– О – –
– – – – – А
Настольные нейропсихологические игры
Много нейропсихологических игр можно приобрести и в магазине. Расскажем о некоторых из них.
«Почеши мне спинку»
Суть игры – один ребёнок рисует на спине другого символы и картинки, другой угадывает. Важно изображать не только знакомые фигуры, но и незнакомые. Так будет интереснее.
Игра позволяет осваивать буквы, цифры и знаки телесно, а не зрительно, как мы привыкли. Воспринимать нарисованную на спине информацию очень непросто. Мозг анализирует картинку, выделяет её части и их расположение, интегрирует и осознаёт смысл. Чем устойчивее образы – тем успешнее будет проходить обучение.
В комплекте игры карточки с геометрическими изображениями, буками, цифрами. К каждой карточке прилагается задание, каким именно образом нужно рисовать: постукиванием, левой рукой, правой, кулаком, конкретным пальцем и так далее. Игра подходит для ребят от 5 до 11 лет.
«Четыре ключа»
Игра развивает пространственное восприятие, память, внимательность, учит действовать по правилам. Рассчитана на детей от 5 лет.
Игроки перемещаются к волшебному замку. В одной из башен спрятан сундук с драгоценностями.
Задача – добраться до драгоценностей вперёд соперников. Но чтобы туда попасть, нужно собрать 4 ключа. Для этого дети проходят непростые испытания разных типов.
«Попробуй повтори»
Весёлая игра с простыми, на первый взгляд, заданиями. Но это только на первый взгляд. Ребёнок вытягивает карточку, где показано, в какую позу ему нужно встать или какое движение воспроизвести. Сложность в непривычности заданных постановок. Не всё можно исполнить с первого раза.
Ребёнок начинает искать варианты, чтобы выполнить задание, а это в свою очередь активизирует работу обоих полушарий мозга, а также развивает внимание, пространственное восприятие, реакцию. Играть можно с ребятами от 5 лет.
«Раз, два, три! Сравни и забери»
Отличная игра на тренировку внимательности, речи, памяти, зрительного восприятия.
Ребёнок учится сравнивать, разделять признаки предметов.
Игра также рассчитана на детей от 5 лет.
Задача – собрать семью в поездку. В автомобиль можно поместить максимум три человека, три животных и три цветка.
Ребёнок должен опередить остальных игроков, отыскать нужную комбинацию карточек и сделать задание.
«Шляпы, крылья, две клешни»
Весёлая космическая игра, которая тренирует память, внимательность, пространственное восприятие, реакцию.
Задача ребёнка – поприветствовать инопланетян, используя верную комбинацию звуков и движений. Важно быть внимательным и ничего не перепутать. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех карточек. Играть можно с детьми от 5 лет.
Нейропсихологические игры полезны как для детей с различными нарушениями в развитии, так и для здоровых ребят. Играйте и развивайтесь непринуждённо и весело. Тогда обучение будет в удовольствие.
Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста» | Учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике:
Опубликовано 22. 01.2022 — 22:04 — Ольга Александровна Князева
Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упражнений.
Произвольная деятельность – это способность ребёнка самостоятельно управлять своим поведением, а это качество требуется для обучения в школе в первую очередь. Когда у ребёнка есть произвольность, тогда он сможет быть более внимательным на уроках, у него лучше будут развиваться и внимание, и память, и речь, улучшится поведение. Произвольная деятельность формируется у детей на протяжении всего дошкольного возраста.
Именно нейропсихологические упражнения очень помогают ребёнку на этом длинном пути. Каждое упражнение выполняется в виде игры и рассчитано на то, чтобы вызвать интерес у ребёнка, но поверьте, Вам тоже будет интересно. Предлагаемые задания можно и нужно делать вместе с ребёнком, и тогда Вы тоже почувствуете пользу от их выполнения. Попробуйте!
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему: «Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой».
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»…
Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осущест…
Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
Воспитание гуманной, социально- активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступко…
Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»
Сборник. ..
Методическая разработка учителя-логопеда Храповицкой Н.М. Игры на развитие межполушарного взаимодействия (старший дошкольный возраст).
В методической разработке представлено несколько игр, направленных на развитие и дозревание корковых и подкорковых структур, на развитие межполушарного взаимодействия….
Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»
Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упр…
«Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»
laquo;Нейропсихологические упражнениядля активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»…
Поделиться:
Когнитивная стимуляция для детей — Специализированные онлайн-упражнения и материалы для детей — CogniFit
CogniFit: Лидеры в области когнитивных упражнений и игр для развития мозга у детей и молодежи
Развитие когнитивных способностей у детей имеет решающее значение для улучшения процессов обучения и успеваемости . С помощью упражнений для стимуляции мозга от CogniFit («КогниФит») для детей мы можем тренировать и укреплять более 20 основных когнитивных способностей, сгруппированных в следующие области: внимание, восприятие, память, исполнительные функции или координация. Как начать пользоваться? Это очень просто, просто зарегистрируйтесь.
Эта программа когнитивной стимуляции, обучения и реабилитации состоит из различных игр для мозга, в которые можно играть онлайн с любого компьютера или мобильного устройства. CogniFit («КогниФит») использует большую нейропластичность, проявляющуюся в первые годы развития нервной системы, чтобы стимулировать и улучшать интеллектуальные способности в детстве и подростковом возрасте. Упражнения для мозга этого инструмента состоят из привлекательных терапевтических, реабилитационных и обучающих техник, направленных на переподготовку и улучшение умственных навыков, в которых больше всего нуждается каждый ребенок.
Сложность нейродидактических упражнений, занятий и мозговых игр автоматически адаптируется по мере тренировки ребенка. CogniFit («КогниФит») использует текущее когнитивное состояние ребенка как основу для дальнейшей деятельности. Инструмент автоматически модулирует сложность и тип задач , адаптируя когнитивные требования мозговых игр к уникальным характеристикам каждого ребенка.
Игры для мозга CogniFit («КогниФит») и задания на когнитивную стимуляцию из применяются дома, в больницах и школьных центрах по всему миру , доказывая высокую эффективность для всех детей, но особенно для тех молодых людей, у которых есть особые потребности или трудности в обучении. Эта нейрообразовательная платформа предназначена для выявления некоторых неврологических причин, которые могут быть связаны с неуспеваемостью в школе, и для улучшения ключевых когнитивных функций в детстве.
Как игры для мозга CogniFit и программы когнитивной стимуляции работают для детей?
В детстве и юности мозг особенно пластичен, т. е. имеет большая способность адаптироваться к требованиям окружающей среды . Это облегчает обучение и делает детей очень чувствительными к когнитивной стимуляции.
Учитывая особенности мозга детей и молодых людей, важно использовать хороший инструмент когнитивной стимуляции. Несколько исследований показали, что персонализированная тренировка мозга CogniFit («КогниФит») помогает стимулировать и улучшать различные когнитивные способности за счет пластичности мозга.
Тренировочная программа CogniFit («КогниФит») для детей стимулирует различные паттерны активации нейронов. Повторная активация этих паттернов посредством правильной когнитивной стимуляции может, с одной стороны, укрепить существующие нейронные связи, а с другой стороны, способствовать развитию новых синапсов и нейронных цепей.
Улучшение когнитивных функций у детей: почему стоит выбрать игры для мозга CogniFit?
Когнитивные тесты и тренировки CogniFit для детей и молодежи были созданы учеными-экспертами, чтобы помочь улучшить когнитивные способности пользователей. Применение когнитивной стимуляции с помощью платформы CogniFit имеет ряд преимуществ, которые делают ее уникальным инструментом:
- Дизайн платформы CogniFit очень интуитивен , что позволяет легко и удобно управлять своими собственными тренировками или тренировками наших детей, пациентов , и студенты.
- Дизайн игры очень привлекательный . Это очень мотивирует, особенно детей, которые с трудом переносят нестимулирующие занятия.
- CogniFit («КогниФит») оценивает и тренирует в общей сложности 23 когнитивных навыков посредством активности мозга и игр. Это позволяет создать полный когнитивный профиль пользователя и сопоставить его с людьми его возраста и пола.
- Инструкции и результаты представлены в интерактивном и визуальном формате , что облегчает нам понимание информации, предоставляемой программой.
- После оценки или после каждой тренировки программа выдает точных и надежных результатов о нашей работе. Это позволит нам получить отзывов о нашем когнитивном состоянии.
- Инструмент когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит»), помимо тренировки, также оценивает наши результаты на каждом занятии. Это позволяет программе узнать, какие когнитивные области у нас в лучшем и худшем состоянии, и адаптироваться к нашим конкретным потребностям , пока мы тренируемся.
- Процесс выбора вида деятельности или сложности полностью автоматизирован . Нам просто нужно войти в систему и нажать кнопку «Начать обучение», чтобы начать. Программа будет принимать решения на основе нашего текущего когнитивного профиля.
- Данные автоматически записываются во время обучения. Это избавляет нас от необходимости записывать данные любого типа, а позволяет нам полностью сосредоточиться на выполняемой нами деятельности.
- Являясь онлайн-платформой на 19 языках , она очень доступна для большинства населения . Нам понадобится только доступ в Интернет и компьютер, планшет или смартфон. Благодаря такому простому доступу к CogniFit этот инструмент позволяет проводить когнитивную стимуляцию детей на расстоянии.
- CogniFit («КогниФит») рекомендуется для детей 7 лет и старше . Это означает, что эта платформа всегда подходит и не имеет возрастных ограничений.
Кому подходят инструменты когнитивной стимуляции CogniFit?
Детство часто является трудным и беспокойным временем для его или ее родителей: могут возникнуть осложнения, болезни и расстройства всех видов, для которых у нас не всегда есть достаточные ресурсы. Недостаток информации и беспокойство могут вызвать у нас беспокойство, и поэтому мы всегда хотим иметь для них самое лучшее.
Когнитивная тренировка CogniFit («КогниФит») рекомендуется тем детям, которые, не имея проблем в школе, хотят для улучшения некоторых когнитивных способностей, которые развиваются медленнее, чем ожидается для их возраста .
Кто может применять когнитивную стимуляцию для детей?
Несмотря на простой дизайн инструмента, CogniFit («КогниФит») не предназначен для того, чтобы дети могли самостоятельно управлять своими тренировками. Вместо этого существуют различные платформы для взрослых, чтобы управлять программой в зависимости от их отношений с ребенком:
- Семейная платформа Когнитивная стимуляция ребенка : Этот инструмент является идеальным инструментом для родителей, чтобы регулировать тип оценок или обучения, которые их дети могут делать дома.
- Профессиональная платформа для врачей и психологов Когнитивная стимуляция пациента :CogniFit позволяет вам легко управлять и отслеживать прогресс ваших пациентов. Когнитивная тренировка является хорошим дополнением к вмешательству, независимо от того, применяется ли она в собственной практике ребенка или дома
- Профессиональная платформа для учителей и воспитателей Когнитивная стимуляция учащихся : Учителя и воспитатели также могут удобно управлять когнитивной подготовкой учащихся с академическими трудностями в школе с CogniFit.
- Профессиональная платформа для исследователей Когнитивная стимуляция участников : Кроме того, CogniFit («КогниФит») также предоставляет возможность проводить исследования с детьми с помощью своей исследовательской платформы.
Рекомендуемая продолжительность и время когнитивной стимуляции
Способность внимания детей, как правило, довольно низкая. Это мешает им эффективно выполнять деятельность в течение длительного периода времени. Хотя с возрастом ваше устойчивое внимание увеличивается, занятия по тренировке мозга для детей рассчитаны на период от 9 до0005 10 и 15 минут . Это позволяет детям получить максимальную отдачу от каждого занятия.
Когнитивные упражнения CogniFit для детей должны быть распределены по 3 занятия в неделю в непоследовательные дни достаточно для улучшения их когнитивных способностей. Это позволяет адаптировать обучение к расписанию и потребностям детей, облегчая вмешательство.
Занятия состоят из двух игр для стимуляции мозга и оценочного задания . Эта простая и привлекательная структура позволяет оценить когнитивную эволюцию ребенка по мере его обучения. Благодаря этому программа CogniFit («КогниФит») автоматически выбирает тип и сложность , которые ребенок может выполнять, чтобы оптимизировать когнитивные способности, которые больше всего нуждаются в улучшении.
Домашние упражнения, способствующие балансу полушарий мозга
Упражнения, укрепляющие мозг
Программа «Баланс мозга»® для детей с СДВГ, нарушениями обработки и другими неврологическими расстройствами основана на идее нейропластичности, которая показывает, что мозг удивительно адаптируются и способны создавать новые нервные пути в ответ на стимулы в окружающей среде.
Следующие занятия и упражнения взяты из книги доктора Роберта Мелилло «Отключенные дети». Они способствуют балансу между левым и правым полушариями мозга и поощряют усиление той стороны, которая может быть слабее. Наша онлайн-оценка может помочь дать некоторое представление о функциональных сильных и слабых сторонах вашего ребенка.
Сенсорно-моторныеУпражнения, укрепляющие сенсомоторные навыки правого полушария
- Игра «Обоняние» (стр. 157): Стимулируйте обоняние и попросите ребенка угадать запах (с завязанными глазами), используя сильные запахи, такие как черный перец, кофе и лимон в правую ноздрю только для того, чтобы помочь детям со слабостью правого полушария открыться для новой и разнообразной пищи.
- Музыкальный баланс мозга (стр. 167). Попросите ребенка слушать музыку, которая больше всего подчеркивает музыкальные качества, обрабатываемые правым полушарием мозга, например, гармоничные пьесы в таких произведениях, как «March Militaire» Шуберта (см. стр. 166–170). для полного списка). Используйте беруши, чтобы заткнуть правое ухо во время этого упражнения.
- Одна нога перед другой (стр. 174): Попросите ребенка надеть один носок на правую ногу, а затем встать прямо, открыть глаза, поставить ноги вместе и поставить одну ногу прямо перед другой. Затем ребенок должен оставаться неподвижным, не падая и не наклоняясь в течение 30 секунд. Как только ребенок сможет успешно выполнить это упражнение 4 раза подряд, переходите к следующему упражнению (см. страницу 174 книги).
Упражнения, укрепляющие сенсомоторные навыки левого полушария
- Игра «Обоняние» (стр. 157): стимулируйте обоняние и предложите ребенку угадать запах (с завязанными глазами), используя приятные ароматы, такие как банан, лаванда и шоколад в левую ноздрю только для того, чтобы помочь детям со слабостью левого полушария открыться для новой и разнообразной пищи.
- Музыкальный баланс мозга (стр. 167). Попросите ребенка послушать музыку, которая больше всего подчеркивает музыкальные качества, обрабатываемые левым полушарием мозга, например ритмические фрагменты из таких произведений, как «Концерт для фортепиано си минор» Чайковского (см. стр. 166-170 для полного списка). Используйте беруши, чтобы заткнуть левое ухо во время этого упражнения.
- Одна нога перед другой (стр. 174): попросите ребенка надеть один носок на левую ногу, а затем встать прямо, открыть глаза, поставить ноги вместе и поставить одну ногу прямо перед другой. Затем ребенок должен оставаться неподвижным, не падая и не наклоняясь в течение 30 секунд. Как только ребенок сможет успешно выполнить это упражнение 4 раза подряд, переходите к следующему упражнению (см. страницу 174 книги) .
Академический
Занятия, укрепляющие когнитивные способности правого полушария
- Упражнение на умозаключение (стр. 205): Используя любую книгу на уровне чтения вашего ребенка, прочитайте отрывок вслух ребенку, а затем задайте вопрос с несколькими вариантами ответов, чтобы ребенок мог различать, что правда, а что ложь. является умозаключением.
- Упражнение с движением глаз (стр. 209): встаньте лицом к лицу с ребенком. Поднимите обе руки так, чтобы одна из них находилась в поле зрения каждого глаза вашего ребенка. Попросите ребенка посмотреть вам в глаза. Скажите ему, что когда вы шевелите пальцем одной руки, он должен смотреть на противоположную руку. Больше покачивайте правой рукой, чтобы ваш ребенок смотрел налево. Сделайте это в общей сложности десять раз.
Упражнения, укрепляющие когнитивные навыки левого полушария
- Упражнение на буквальное понимание (стр. 205): Используя любую книгу на уровне чтения вашего ребенка, прочитайте ребенку отрывок вслух, а затем задайте вопрос с несколькими вариантами ответов, относящийся к конкретные детали из отрывка.
- Упражнение с движением глаз (стр. 209): встаньте лицом к лицу с ребенком. Поднимите обе руки так, чтобы одна из них находилась в поле зрения каждого глаза вашего ребенка. Попросите ребенка посмотреть вам в глаза. Скажите ему, что когда вы шевелите пальцем одной руки, он должен смотреть на противоположную руку. Больше покачивайте левой рукой, чтобы ваш ребенок смотрел вправо. Сделайте это в общей сложности десять раз.
Другие упражнения и упражнения для балансировки мозга можно найти в книге доктора Роберта Мелилло «Отключенные дети».
В дополнение к вышеупомянутым сенсомоторным и академическим компонентам наша программа сочетает в себе третью основную модальность — питание. Система питания Balance 360 Clean Eating представляет собой пошаговый подход, призванный помочь родителям постепенно отказаться от продуктов, содержащих глютен, рафинированный сахар и молочные продукты. Известно, что эти продукты реагируют с несбалансированным мозгом, что приводит к пищевой непереносимости и воспалению, вызывая негативное поведение, физические симптомы и проблемы с обучением.
Каждый из этих трех столпов развития мозга играет важную роль в улучшении способности ребенка учиться и вести себя на соответствующем возрасту уровне.
Чтобы запланировать обследование вашего ребенка или узнать больше о том, как может помочь программа Brain Balance Program, свяжитесь с нами через Интернет или найдите ближайший к вам центр.