Необихевиоризм предмет изучения: Бихевиоризм и необихевиоризм

Бихевиоризм и необихевиоризм

3.05.2011

Сторонники поведенческой теории не дали четкой формулировки психологической структуры личности. Да и вряд ли это могло быть в силу теоретической базы данного научного направления, фактически отвергавшего необходимость изучения психических механизмов человека. По мнению ранних («чистых») бихевиористов, следует отказаться от понятий «сознание», «психическое состояние», «разум», «содержание», как отказались от изучения понятия души. Эти понятия потеряли для научной психологии всякий познавательный смысл. «Психология должна полностью изгнать из употребления термин «сознание», — говорил Дж. Уотсон. Законы человеческого поведения следует изучать через такие его составляющие, как мышечные движения и секреция желез. Именно они составляют истинный предмет изучения психологии. Ощущение, восприятие, мышление, волю, эмоции, инстинкты и все поведенческие акты, будь то игра в бейсбол или подергивание колена, можно свести к этим составляющим.

И делать это можно через анализ совокупностей пар «стимул — реакция» с последующим разложением их на более элементарные составляющие. Так психология оказалась «бессознательной», без психики.

Стремясь усовершенствовать бихевиоризм, некоторые психологи утверждали, что наряду с факторами научения поведение человека обусловлено его реакцией на свои внутренние побуждения (потребности), цели и внешние воздействия. Такой позиции придерживался, например, Э. Холт. Предпринимались попытки увязать в рамках бихевиоризма эффективность научения с массой коры головного мозга. Так появился известный «закон действия массы» К. Лешли. Этим законом автор опровергал утверждение классического бихевиоризма о том, что поведение можно рассматривать как простую сумму условных рефлексов.

Э. Толмен описание поведения личности осуществлял через учет пяти независимых переменных (воздействие внешнего мира, побуждение индивида, наследственность, возраст, предшествующее обучение), В концепции автора формула бихевиоризма приобрела вид: S -» О -» R.
 
Между стимулом S и реакцией R появилось множество ненаблюдаемых факторов («промежуточных переменных») О, которые характеризуют внутренние процессы, возникающие в личности под влиянием внешних стимулов 5. Измеряя переменные S и R, молено описывать внутренние (ненаблюдаемые) состояния личности О. Однако трудность заключена в необъятности того объема данных, которые надо получить для описания хотя бы одного состояния личности.

Не нашлось места сознанию и цели в психологической структуре личности К. Халла. В качестве основного стимула, создающего основание для изменения поведения (но не направляющего это поведение), здесь принято побуждение. Оно придает личности психическую энергию, ассоциируется с потребностями личности. Формирует цель и направляет поведение индивида к ней лишь окружающая среда. Развитие личности базируется на научении согласно закону о первичном подкреплении: если при повторении одного и того же процесса «стимул — реакция» наблюдается снижение потребности организма, то вероятность такой же реакции на очередной стимул возрастает.

Другими словами, многократное повторение подкрепления усиливает связь S -» R. Личность как бы приобретает силу привычки (потребность «уступает» место условному рефлексу). В этой связи научные результаты, полученные автором, названы теорией снижения потребностей. Любое побуждение * можно вызвать у индивида (и измерить количественно) через понятие депривации (потери чего-либо желаемого). Например, голод можно измерить продолжительностью лишения человека пищи, а увлеченность чем-либо — временем лишения желаемых удовольствий.

Механизм подкреплений заложен в психологическую структуру (подразумеваемую) личности и у Б. Скиннера. Специфика позиции заключена лишь в обращении к поведению оперантного типа, которое, по мнению автора, наиболее характерно для повседневной жизни личности.

Основываясь на позиции А. Бандуры как представителя социально-бихевиорального направления, формулу бихевиоризма можно переписать в таком виде: S -» К -» R, где К — промежуточный механизм, включающий когнитивные процессы. Именно им принадлежит решающая роль в развитии личности, реализуемом путем изучения чужого опыта («усвоения чужих моделей поведения»). Наблюдая других, индивид дает когнитивную оценку их поведению и тем самым формирует собственную личность. Таким образом, в психологической структуре личности появляется способность индивида прогнозировать, оценивать и контролировать поведение других людей. Эти и подобные им средства научения получили название «косвенных подкреплений». Важно, что в рамках своего подхода автор ввел понятие «эффективность личности» как совокупность чувств компетентности, самоуважения и самооценки личности, позволяющих преодолевать жизненные препятствия и модифицировать нежелательные схемы своего поведения.

Д. Роттер, другой сторонник социального научения (социального бихевиоризма), представлял поведение личности как результат ее субъективных переживаний, ожиданий внешних подкреплений. Последние появляются благодаря когнитивным процессам: индивид предполагает получение определенного подкрепления и на основе этого корректирует свое поведение.

Вместе с тем автор подчеркивал, что источник подкреплений может находиться как внутри индивида, так и вне его. В первом случае о человеке говорят, что у него внутренний локус контроля и он склонен рассматривать свое поведение как результат своих усилий и способностей. Во втором — о внешнем локусе контроля, при котором индивид перекладывает ответственность за свое поведение на внешние обстоятельства.

Как следует из вышеизложенного, все представители бихевиористского направления в основу личности положили внешние проявления поведения, оставив внутренние (сознание, подсознание) без должного внимания.

Ключевые слова: Бихевиоризм

Материалы по теме

Общая характеристика бихевиоризма

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы

Русланов Д. В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Бихевиористский (поведенческий) подход

Бихевиоризм. Основные теории

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Особенности необихевиористских подходов

Исходные посылки бихевиоризма

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Бихевиоризм: основные положения

Мельник С.Н., Психология личности

Социально когнитивная теория Бандуры

Мельник С.Н., Психология личности

10.

Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

10. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм.

Во втором десятилетии 20 века, т. е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция: смена предмета психологии

. Им стало не сознание, а поведение человека и животных.

Дж. Уотсон (1878-1958), пионер этого нового направления писал: «…психология должна… отказаться от субъективного предмета изучения, интроспективного метода исследования и прежней терминологии. Сознание с его структурными элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением — все это только фразы, не поддающиеся определению«. Итак, Дж. Уотсон заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название «бихевиоризм» (от англ.

behaviour — поведение). Публикация Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии.

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а

процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.

Основания теории Дж. Уотсона:

Первое основание — это соображения здравого смысла, те самые, которые привели и нас к выводу, что психолог должен заниматься поведением человека.

Второе основание — запросы практики. К этому времени психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. В то же время жизнь заявляла о себе, особенно в США. Это была эпоха бурного развития экономики. «Городское население растет с каждым годом — писал Дж. Уотсон. — Жизнь становится все сложнее и сложнее Если мы хотим когда-либо научиться жить совместно то мы должны заняться изучением современной психологии».

третье основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод.

Вопрос о методе был одним из главных для нового направления: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей. В то же время факты сознания доступны только самому переживающему субъекту, и доказать их достоверность невозможно.

В отрицании Дж. Уотсона существования сознания и выразилась такая «грубая сила» идей, которые он отстаивал. Надо заметить, что в отрицании сознания был главный смысл бихевиоризма и в этом же пункте он в дальнейшем не выдержал критики.

Положительная теоретическая программа бихевиористов:



  1. Показали, как следует изучать поведение. Уотсон вводит очень важное понятие «реакция». Требовались причинные объяснения — найти внешнее воздействие, вызывающее определенные действия человека. Используется понятие стимула и предлагается следующая знаменитая формула: S — R (стимул — реакция).

  2. Уотсон объявляет отношение S — R единицей поведения и ставит перед психологией следующие ближайшие задачи:

  1. выявить и описать типы реакций;

  2. исследовать процесс их образования;

  3. изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.

  1. В качестве общих окончательных задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по S предсказывать R, а по R заключать об S.

***Здесь напрашивается параллель с В. Вундтом. Ведь он также начал с выявления единиц (сознания), поставил задачу описать свойства этих единиц, дать их классификацию, изучить законы их связывания и образования в комплексы. Таким же путем идет и Дж. Уотсон. Только он выделяет единицы поведения, а не сознания и намеревается собирать из этих единиц всю картину поведения человека, а не его внутреннего мира

Реализация программы бихевеористов в ее теоретической части:

Дж. Уотсон начинает с описания типов реакций. Он выделяет прежде всего реакции врожденные и приобретенные.

Обращаясь к изучению новорожденных детей, Уотсон составляет список врожденных реакций. Среди них такие, как чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы и разные другие.

Не врожденные реакции: здесь Уотсон обращается к работам И. П. Павлова и Б. М. Бехтерева с описанием механизмов возникновения условных, или, как они назывались в то время, «сочетательных», рефлексов. Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

***Безусловный стимул (Sб) вызывает безусловную реакцию (Rб). Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула (Sy), то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул. Например, мать гладит ребенка, и у него на лице появляется улыбка. Прикосновение к коже — безусловный стимул, улыбка на прикосновение — безусловная реакция. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери. Теперь достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребенка.

Сложные реакции по Уотсону образуются путем образования комплексов безусловных реакций. Предположим, имеется такая ситуация: первый безусловный стимул вызвал первую безусловную реакцию, второй — вторую, третий — третью. А потом все безусловные стимулы заменили на один условный стимул (А). В результате условный стимул вызывает сложный комплекс реакций.

Экспериментальная программа Дж. Уотсона:

Один из вопросов, который его интересовал: какие эмоциональные реакции врожденны у человека и какие нет? Например, на что появляется страх у новорожденного ребенка? Этот вопрос особенно интересовал Дж. Уотсона, поскольку, согласно его замечанию, жизнь взрослых полна страхов.

«Эксперимент с маленьким Альбертом» (обусловливание)

К моменту исследования- 7 мес., сын одной из кормилиц, работавших в доме ребенка, где долго работал Уотсон.

Цель: сформировать у Альберта условную реакцию страха на белую крысу.

До начала эксперимента выяснилось, что Альберт не боялся ничего, кроме двух ситуаций (только они вызывали реакции страха, по-видимому, врожденные): внезапный громкий звук и внезапная потеря опоры. В данном случае под «страхом» понимается не просто эмоциональное состояние субъекта, а внешне наблюдаемое поведение (задержка дыхания, подбрасывание ручек кверху, сморщивание лица, плач, уползание от источника страха). Наблюдение за Альбертом: от 7 до 11 мес. После этого начался собственно эксперимент по методу классического павловского обусловливания:

1) Ребенку поднесли белую крысу; в момент прикосновения к ней за головой ребенка с шумом ударили прутом. Альберт резко вскочил, упал лицом в матрац, однако. не заплакал.

2) Второе прикосновение – опять удар – плач. Больше пробы не повторялись, «чтобы не нанести психологический вред» ребенку.

3) Через неделю, возраст 11 мес. 10 дней. Крысу поднесли неожиданно, ребенок к ней не тянулся, удара не было. Потом животное поднесли ближе, Альберт стал делать пробные движения, тянуться рукой. При попытке крысы обнюхать его руку – отдергивание.

Вывод: при сочетании двух раздражителей, данных на прошлой неделе, всего две пробы дали эффект. После еще нескольких проб плач стал вызывать простой показ крысы. Реакция, т.о., была сформирована.

Перенесение реакции на другие стимулы, в чем-то напоминающие белую крысу (признак пушистости)?

При предъявлении белого кролика реакция (следует описание) появилась сразу.

Собака – бурной реакции не было, но ребенок сразу сжался и попытался уползти.

Меховая шуба – отодвинулся, стал плакать.

Вата – сбрасывание с ножки и т.д.

Вывод: реакция страха, сформированная применительно к крысе, была перенесена непосредственно и без всяких добавочных опытов на другие предметы (которые уже не сочетались с безусловным стимулом). Возможно, перенос эмоциональных реакций есть причина немотивированных страхов и особой чувствительности к определенным предметам (как у детей, так и у взрослых).

«Эксперимент с маленьким Питером» (разобусловливание)

Активный, энергичный ребенок 3-х лет, хорошо приспособленный к жизни, но боявшийся меховых предметов, пальто, ваты, лягушек, рыб и механических игрушек. Эти страхи были «готовыми», а не сформированными в лаборатории, хотя и более резко выраженными.

Цель: провести переучивание, размыкание условных связей.

Полдник в доме ребенка, предъявление кролика на расстоянии во время приятного приема пищи. 2-3 день – приближение кролика к ребенку до появления признаков беспокойства. В итоге клетку с кроликом поставили на стол, потом на колени. Терпимое поведение постепенно перешло в положительное, и в результате ребенок смог одной рукой есть, а другой играть с кроликом. «Внутренние органы ребенка переучивались с его руками». После снятия страха на кролика – полное отсутствие негативных реакций на вату, перья, коврик и т. д. Питер их брал в руки, спокойно рассматривал и переключался на другие вещи.

Вывод: управлять поведением можно, но это может идти на пользу и во зло человеку.
Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S — R для объяснения поведения: как правило, «S« и «R« находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается.

Один из представителей позднего бихевиоризма — необихевиоризма Э. Толмен (1886-1959) ввел в эту схему существенную поправку.

С его точки зрения, представления Уотсона о поведении не являются вполне адекватными, т.е., они не соответствуют реальному поведению человека и животных. Критика Толменом Уотсона принципиально сходна с критикой Вундта Джеймсом. Джеймс считал, что перед тем, как изучать сознание, следует разобраться, что представляет собой сознание как реальный эмпирический феномен. Толмен также предлагал обратить внимание на реальное поведение. По его мнению, поведение нельзя сводить к реакциям или сумме реакций (молекулярный подход в физике: целое, состоящее из атомов). Поведение – это целостный феномен, неразложимый на части.

По Толмену, поведение – это всегда целенаправленное действие, характеризующееся специфическими способами достижения цели и гибко соотносящееся с реальными условиями. Оно кардинально отличается от определения Уотсона (реакция, возникающая в ответ на внешний стимул). Поведение нельзя считать полностью детерминированным внешними воздействиями. Для объяснения поведения как молярного феномена необходимо предположить существование внутренних детерминант поведения (у Уотсона – акцент на внешних детерминантах). Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид: S — V — R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные (когнитивные карты» (образы ситуаций) и т. п. По Толмену, механизм научения нельзя сводить к обусловливанию. Он описал т.н. латентное научение, в котором ведущая роль принадлежит промежуточным переменным.

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т. е. павловскими), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или оперантных (Б. Скиннер, 1938).

Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством (Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу).

Согласно теории бихевиоризма, классическое и оперантное обусловливания являются универсальными механизмами научения, общими для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как происходящий вполне автоматически: подкрепление приводит буквально к «закреплению» в нервной системе связей и успешных реакций независимо от воли, желания или какой-либо другой активности субъекта. Отсюда бихевиористы делали далеко идущие выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко детерминировано, что он в какой-то мере раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта. Все эти выводы в конечном счете были следствиями игнорирования сознания. «Неприкасаемость» к сознанию оставалась основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития.

Заслуги бихевиоризма:


  1. Внес в психологию сильный материалистический дух, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития.

  2. Ввел объективный метод — метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

  3. Чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т. п.

  4. В работах бихевиористкого направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.

Недостатки бихевиоризма:

  1. Недоучет сложности психической деятельности человека,

  2. Сближение психики животных и человека,

  3. Игнорирование процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п.

Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования


Скачать 102,38 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Глава 13. Необихевиоризм. Карточки Дженнифер Николс

Философия науки, согласно которой теоретические понятия недопустимы, если они привязаны к наблюдаемому миру через операциональные определения

Логический позитивизм

Согласно логическому позитивизму, термины, относящиеся к эмпирическим событиям

Условия наблюдения

Согласно логическому позитивизму, те термины, которые используются для объяснения эмпирических наблюдений

Теоретические термины

Опишите логический позитивизм и его исторические истоки, включая позиции Конта, Маха и Венского кружка

Логический позитивизм был предложен в качестве решения проблемы поиска способа, которым наука может использовать теорию, не сталкиваясь с опасностями, присущими метафизическим спекуляциям, для описания таких открываемых понятий, как гравитация, магнетизм, атом, сила, электрон и масса, которые не могут быть необходимы. наблюдаться непосредственно

Высшим авторитетом для логического позитивиста было эмпирическое наблюдение, а теории считались полезными только в том случае, если они помогали объяснить наблюдаемое

Конт — индивидуальное и групповое поведение может и должно изучаться с научной точки зрения, и он ввел термин социология для описания такого исследования. . Интроспекция была необходима

Венский кружок — придумал точку зрения на науку, названную логическим позитивизмом, взял старый позитивизм Конте и Маха и соединил его со строгостью формальной логики. Для них абстрактные теоретические термины были разрешены только в том случае, если такие термины можно было логически связать с эмпирическими наблюдениями 9.0003

Определение, связывающее абстрактное понятие с процедурами, используемыми для его измерения

Рабочее определение

Вера в то, что все абстрактные научные концепции должны быть операционально определены

Операционизм

Убеждение, выросшее из логического позитивизма, в то, что все науки должны разделять общие предположения, принципы и методологии и должны моделировать себя по образцу физики

Физикализм

Согласен со старыми формами бихевиоризма в том, что открытое поведение должно быть предметом изучения психологии, но не согласен с тем, что следует избегать теоретических рассуждений об абстрактных сущностях. Такое предположение было принято при условии, что используемые теоретические термины операционально определены и приводят к проверяемым предсказаниям относительно открытого поведения 9.0003

Необихевиоризм

Опишите необихевиоризм и его историческое происхождение

Возникло в результате соединения бихевиоризма с логическим позитивизмом.

Склонен верить в следующее:

  • если используется теория, она должна использоваться способами, требуемыми логическим позитивизмом
  • все теоретические термины должны быть определены операционально переменные легче контролировать, чем для людей, а процессы восприятия и обучения, происходящие у нечеловеческих животных, отличаются только степенью от этих процессов у людей; следовательно, информация, полученная от нечеловеческих животных, может быть распространена на людей
  • Процесс обучения имеет первостепенное значение, поскольку он является основным механизмом, с помощью которого организмы приспосабливаются к меняющимся условиям

Создал направление бихевиоризма, в котором использовались ментальные конструкции и подчеркивалось целенаправленное поведение. Хотя он использовал множество промежуточных переменных, наиболее важной для него была когнитивная карта

.

Эдвард Чейс Толман

По Толмену, небольшой сегмент поведения, такой как рефлекс или привычка, выделенный для изучения

Молекулярное поведение

Согласно Толмену, поведение, направленное на достижение какой-либо цели и прекращающееся при достижении этой цели

Целенаправленное поведение. Он назвал целенаправленное поведение молярным поведением, чтобы противопоставить его молекулярному поведению.

Тип бихевиоризма, которого придерживался Толмен, который делает акцент на молярном, а не на молекулярном поведении

Целенаправленный бихевиоризм

Опишите, как Толмен использовал крыс в своих исследованиях

Хорошо преподавая сравнительную психологию, его интерес к крысам как экспериментальному объекту стимулировался. Он видел в использовании крыс способ защиты даже от возможности косвенного самоанализа, который мог бы произойти, если бы люди использовались в качестве экспериментальных объектов. Свою книгу «Целенаправленное поведение» он посвятил белой крысе 9.0003

Согласно Толмену, события, которые, как считается, происходят между событиями окружающей среды и поведенческими событиями. Хотя их нельзя наблюдать напрямую, считается, что они причинно связаны с поведением. Сила привычки Халла и когнитивная карта Толмена — примеры

.

Промежуточные переменные

Введя использование промежуточных переменных, Толмен привнес абстрактную научную теорию в психологию.
Чтобы полностью объяснить поведение, нужно знать как события окружающей среды, так и внутренние или промежуточные события, которые они инициируют. Он постулировал, что наиболее важными промежуточными переменными являются когнитивные и психические по своей природе 9.0003

Согласно Толмену, ожидание, возникающее на ранних стадиях обучения

Гипотеза

Согласно Толмену, очевидное обдумывание выбора поведения в учебной ситуации

Метод проб и ошибок

Согласно Толмену, предварительно подтвержденная гипотеза

Ожидание

По словам Толмена, ожидание, которое опыт постоянно подтверждал

Вера

Согласно Толмену, мысленное представление об окружающей среде

Когнитивная карта

Осознание всех возможностей в ситуации

Для Толмена между опытом и поведением вмешиваются гипотезы, ожидания, убеждения и, наконец, когнитивная карта. Считалось, что эти промежуточные переменные не просто описывают поведение организмов, а объясняют его

.

Согласно Толмену, проверка гипотезы, ожидания или убеждения

Подтверждение

Опишите позицию Толмана по подкреплению

Он отверг объяснение обучения Уотсоном и Торндайком, он не верил, что обучение является автоматическим процессом, основанным на смежности и частоте, и не верил, что оно является результатом подкрепления. Он считал, что обучение происходит постоянно, с подкреплением или без него, с мотивацией или без нее. Ближе всего к подкреплению он подошел к подтверждению. Посредством подтверждения гипотезы, ожидания или убеждения развивается или поддерживается когнитивная карта. Животное узнаёт, что к чему приводит в окружающей среде

Его позицию часто называют теорией S-S, а не теорией S-R

Согласно Толмену, перевод обучения в поведение

Производительность

Опишите различие между обучением и успеваемостью Толмана

Согласно Толмену, организм постоянно учится, наблюдая за окружающей средой. Но использует ли организм то, чему он научился, и если да, то как, это определяется его мотивационным состоянием. Например, сытый стеллаж может не покинуть стартовую клетку лабиринта или может небрежно бродить по лабиринту, даже если он предварительно узнал, что нужно сделать, чтобы получить еду 9.0003

Таким образом, мотивация влияет на производительность, но не на обучение

Согласно Толмену, обучение, которое произошло, но не трансформировалось в поведение

Скрытое обучение

Согласно Толмену, обнаружение того факта, что животные, которые пассивно воспринимают целевую зону, больше не содержащую подкрепления, гасят ранее усвоенную реакцию на эту целевую зону значительно быстрее, чем животные, не имеющие такого опыта

Скрытое вымирание

Обобщите влияние Толмена на психологию

Помощь в сохранении и формировании традиции когнитивной психологии в то время, когда ее почти затмило господство классического бихевиоризма

Он не избавился от менталистских концепций, но дал им объективные, операциональные определения

Принят закон смежности, но не закон частоты. Для него научение происходит в полную силу уже после одной ассоциации между набором стимулов и реакцией

.

Эдвин Рэй Гатри

Один закон обучения Гатри, который гласит, что когда вместе с реакцией воспринимается набор стимулов, они становятся связанными. В 1959 Гатри изменил закон смежности следующим образом: «то, что замечено, становится сигналом того, что делается»

Закон о смежности

Утверждение Гатри о том, что связь между паттерном стимулов и реакцией развивается в полную силу уже после одного сочетания двух

Однократное обучение

Опишите различия Гатри между движениями, действиями и навыками, а также его объяснение того, почему практика улучшает производительность

Движение — это специфическая реакция на определенную конфигурацию раздражителей. Именно эта ассоциация усваивается в полную силу после одного воздействия

Действие — это реакция на различные конфигурации стимулов

Именно потому, что изучение действия включает в себя изучение конкретной реакции в различных условиях, практика улучшает производительность

Точно так же, как действие состоит из множества движений, навык состоит из многих действий. Таким образом, такие навыки, как набор текста, игра в гольф или вождение автомобиля, состоят из множества действий, которые, в свою очередь, состоят из тысяч движений

.

Опишите концепцию Гатри о природе подкрепления

Объяснение эффектов подкрепления с точки зрения принципа новизны.

Подкрепление изменяет стимулирующие условия, тем самым предотвращая разучивание. Другими словами, подкрепление сохраняет предшествовавшую ему ассоциацию.

Проведено исследование 800 реакций побега кошек, которые научились перемещать бассейн, чтобы убежать от устройства, каждый своим уникальным способом. Это стереотипное поведение будет повторяться каждой кошкой, когда ее заменят в аппарате, что подтверждает заявление Гатри о том, что любая эмаль, сохраняющаяся в той или иной ситуации, будет повторяться с повторением ситуации — принцип новизны

Опишите точку зрения Гатри на процесс забывания

Как и обучение, забывание происходит за одну попытку. Возникает, когда старая ассоциация S-R замещается новой. Все забывание связано с новым обучением

Опишите понятие Гатри о привычках и о том, как избавиться от привычек

Привычка – это действие, которое стало ассоциироваться с большим количеством раздражителей. Чем больше стимулов вызывает действие, тем сильнее привычка.

Существует одно общее правило избавления от нежелательных привычек: наблюдайте за раздражителями, вызывающими нежелательное действие, и выполняйте другое действие в присутствии этих раздражителей. Как только это будет сделано, новые, желательные действия будут вызваны этими стимулами вместо старых, нежелательных действий 9.0003

Опишите концепцию наказания Гатри

Эффективность наказания определяется не причиняемой им болью, а тем, что заставляет организм делать в присутствии раздражителей, вызывающих нежелательное поведение

Если наказание вызывает поведение, несовместимое с нежелательным поведением в присутствии раздражителей, оно будет эффективным. Если нет, то это будет неэффективно. Например, при попытке отговорить собаку от погони за машинами удары по носу во время погони, вероятно, будут эффективными. С другой стороны, удар сзади, скорее всего, будет неэффективным или, возможно, даже усилит склонность к преследованию 9.0003

Согласно Гатри, внутренние или внешние раздражители, поддерживающие активность организма до тех пор, пока не будет достигнута цель

Поддерживающие стимулы

Опишите концепцию стремлений и намерений Гатри

Побуждения обеспечивают поддерживающие стимулы, поддерживающие активность организма до тех пор, пока не будет достигнута цель. Поддерживающие раздражители могут быть внутренними, например голод, или внешними, например громкий шум.

Когда организм выполняет действие, прекращающее действие поддерживающих стимулов, это действие становится связанным с поддерживающими стимулами и будет выполняться, когда эти стимулы повторяются. Такие действия называются намерениями, потому что их цель, по-видимому, состоит в устранении поддерживающих стимулов или влечений. Намеренное поведение Гатри, как и любой другой вид поведения, объясняет законом смежности

Опишите попытки Воркса и Эстеса формализовать теорию Гатри

Поскольку Гатри часто представлял свою теорию в терминах Генералу для экспериментальной проверки, Воукс попытался сделать свою теорию более строгой с научной точки зрения. Ее формализация его теории состояла из четырех основных постулатов, восьми определений и восьми теорем или проверяемых выводов. Она проверила ряд своих выводов и нашла значительное подтверждение своей теории.

Эстес провел значительное исследование последствий наказания. Он наиболее известен своей разработкой теории выборки стимулов, и краеугольным камнем этой теории был закон смежности Гатри с этим предположением об обучении за одну попытку. Показал, что теория Гатри, кажущаяся простой, на самом деле была очень сложной.

Бихевиорист, который считал, что психология должна изучать функциональную взаимосвязь между событиями окружающей среды, такими как непредвиденные обстоятельства подкрепления, и поведением. Его работа являла собой пример позитивизма

Б.Ф.Скиннер

Опишите версию позитивизма Скиннера

На него повлияла работа Бэкона, который сказал, что наука должна оставаться очень близкой к тому, что можно наблюдать эмпирически, и избегать теоретизирования по этому поводу.

Скиннер явно следовал позитивизму Маха и избегал проблемы установления причинности в человеческом поведении

Подход Скиннера к исследованиям, который включает в себя изучение систематических взаимосвязей между поведенческими и экологическими событиями. Такое исследование фокусируется на взаимосвязи между непредвиденными обстоятельствами подкрепления и скоростью реакции или вероятностью реакции

.

Функциональный анализ

По Скиннеру, поведение, вызываемое известным стимулом

Поведение респондента

Тип психологии, настаивающий на том, что внешние стимулы вызывают большую часть, если не все, поведение. Русские физиологи и Ватсон были такими психологами

S-R психология

Тип обусловливания, изученный Торндайком, при котором организм учится реагировать, что способствует производству подкрепления

Инструментальное кондиционирование

Поведение, которое создается организмом, а не вызывается известным раздражителем

Оперантное поведение

То, что Торндайк назвал инструментальным поведением, Скиннер назвал оперантным поведением, потому что оно воздействует на окружающую среду таким образом, что производит последствия

Опишите точку зрения Скиннера на природу подкрепления

Если оперантная реакция приводит к подкреплению, скорость этой реакции увеличивается.

Таким образом, те реакции организма, которые приводят к подкреплению, с наибольшей вероятностью произойдут, когда организм окажется в следующей ситуации

Опишите представления Скиннера о роли окружающей среды

Окружающая среда была важна для Скиннера, потому что она выбирала поведение. Непредвиденные обстоятельства подкрепления, которые предоставляет среда, определяют, какое поведение укрепляется, а какое нет.0003

Опишите взгляды Скиннера на позитивный контроль над поведением

Как и Торндайк, Скиннер обнаружил, что эффекты подкрепления и наказания несимметричны; подкрепление усиливает поведение, но наказание не ослабляет поведение

Почему наказание так широко используется? Скиннер сказал, потому что оно подкрепляет карателя

Бихевиоризм позитивистский в том смысле, что он описывает отношения между событиями окружающей среды и поведением, а не пытается объяснить эти отношения. Подход Скиннера к психологии иллюстрирует это.

Описательный бихевиоризм

Опишите применение скиннеровских принципов

Скиннер и его последователи стремятся применить свои принципы к решению практических задач. Во всех применениях его принципов общее правило всегда одно и то же: измените непредвиденные обстоятельства подкрепления, и вы измените поведение. Этот принцип использовался для обучения голубей играть в такие игры, как настольный теннис и баскетбол, и многие животные, обученные с использованием его принципов, выступали в туристических достопримечательностях по всей территории Соединенных Штатов 9.0003

В сфере образования Скиннер разработал методику обучения, называемую запрограммированным обучением, при которой материалы представляются учащимся небольшими шагами, а затем учащиеся затем проверяются на материале, дают немедленную обратную связь о точности своих ответов и позволяют продолжить материал в удобном для себя темпе

Терапия модификации поведения для помощи людям с различными проблемами от психоза до курения, алкоголизма, наркомании, умственной отсталости, преступности среди несовершеннолетних, нарушений речи и т. д.

Принципы Скиннера также использовались для создания экономики токенов в ряде учреждений. Когда участники таких экономик ведут себя в желаемом Waze, они подкрепляются жетонами, которые можно обменять на такие предметы, как конфеты, сигареты, кофе или эксклюзивное использование радио или телевизора

.

Использование принципов обучения для лечения эмоциональных или поведенческих расстройств

Поведенческая терапия

И договоренность внутри учреждений, посредством которой желательное поведение усиливается с использованием ценных жетонов в качестве поощрения

Токен экономики

Опишите современное состояние бихевиоризма

Остается влиятельным в современной психологии. Влияние Скиннера остается сильным.

Несмотря на нынешние проявления бихевиоризма в современной психологии, его влияние уменьшилось. Подавляющий интерес к когнитивной психологии сегодня идет вразрез со всеми разновидностями бихевиоризма

Наследие: сегодня психологи в целом согласны с тем, что предметом психологии является открытое поведение

Вера в то, что наука должна изучать только те объекты или события, которые можно испытать непосредственно. То есть следует избегать любых спекуляций об абстрактных сущностях

.

Позитивизм

Необихевиоризм: Э. К. Толман | 71 игра

Поиск среди миллионов викторин

ВИКТОРИНА

Прочее

67%

точность

71

играет

НУРУЛ ЗУЛКИФЛЫ

3 года

НУРУЛ ЗУЛКИФЛЫ

71

играет

11 вопросов

Устройства учащихся не требуются. Узнать больше

11 вопросы

Показать ответы

См. предварительный просмотр

  • 1. Множественный выбор

    30 секунд

    1 балл

    Система Эдварда Толмена, сочетающая объективное изучение поведения с учетом целеустремленности в поведении называется ____.​

    молярное поведение

    ассоциации стимул-реакция

    промежуточный бихевиоризм

    целенаправленный бихевиоризм

  • 2. Множественный выбор

    30 секунд

    1 балл

    Для Толмена очевидным и объективным поведенческим свидетельством цели было ____.​

    что крыса легко покидает начальную клетку лабиринта

    обучение

    знак Гештальт

  • 3. Множественный выбор

    30 секунд

    1 балл

    Что из следующего сделал lman , а не считать причиной поведения?​

    экологические стимулы

    физиологические влечения

    наследственность

    мотивация

  • 4. Множественный выбор

    30 секунд 9000 3

    1 pt

    Толмен указал, что независимые переменные (стимулы) влияют на процессы внутри организма . Затем эти процессы контролируют возникновение поведения (реакции). Эти внутренние процессы известны как ____.

    операционные переменные

    ментальные установки

    когнитивные переменные

    промежуточные переменные

  • 5. Множественный выбор

    30 секунд

    1 балл

    По Толмену, каждый опыт выполнения задачи укрепляет связь между сигналами в окружающей среде и _____ организма. .

    выученные ответы

    выученные ассоциации

    ожидания

    ответные реплики

  • 6. Множественный выбор

    30 секунд

    1 балл

    Согласно теории обучения Толмена, когда крыса усваивает все взаимосвязи знаков и гештальта в лабиринте, крыса приобретает ____.

    когнитивная карта

    тропизм

  • 7. Множественный выбор

    30 секунд

    1 точка

    С 1930 по 1960-е годы ____ был основным предметом исследования необихевиористов и теоретиков обучения.

    человек

    белый человек

    белый кролик

    белая крыса

  • 8. Множественный выбор

    30 секунд

    1 pt

    Толман и другие предполагали, что исследования на белых крысах будут ____.

Добавить комментарий