Родилась в семье советского чиновника и дворянки. По дворянской традиции до третьего класса девочка получала домашнее образование, обучаясь гувернантками. С детства владела французским и немецким языками. Во время войны училась на романо-германском факультете филологического факультета. Была отчислена на пятом курсе. Продолжала самообразование, найдя своё призвание в психологии. В 1970-х гг. М. З. Дукаревич совместно с Ю. С. Савенко перевели и адаптировали тест Роршаха и методику «Рисунок человека». Тогда же была разработана и методика «Рисунок несуществующего животного».
Однако впервые под фамилией автора она была опубликована лишь в 1990-е гг
Слайд 4
Текст слайда:
Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием.
Инструкция:
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Текст слайда:
многоголовка
аура
животное, которое служит домом для людей
Слайд 8
Текст слайда:
АГРЕССИВНОСТЬ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает сопоставление классического варианта методики «Несуществующее животное» с дополнительным вариантом «Злое животное».
Слайд 9
Текст слайда:
ПОВЫШЕННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ Один из наиболее распространен-ных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного — это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). Примером такого рисунка может служить драморобот, изображенный восьмилетним Артуром С.
Слайд 10
Текст слайда:
Рисунки Володи С. (14 лет)
«Таким я стараюсь выглядеть (боксер), а такой я на самом деле (викон-горигозавр)».
Слайд 11
Текст слайда:
СКЛОННОСТЬ К ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Так, Лена, 17 лет. по стандартной инструкции изобразила животное под названием Весельчак.
Слайд 12
Текст слайда:
БОЯЗНЬ АГРЕССИИ И ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ
Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображен панцирь, чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространено изображение игл, как у дикобраза, или колючек.
Слайд 13
Текст слайда:
Ильи Р. 14 лет.
Слайд 14
Текст слайда:
НЕВРОТИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
Слайд 15
Текст слайда:
«Питанием это чудовища являются земельные животные. Своими длинными руками он достает их из-под земли. Также представляет опасность для животных. Оно высасывает из них кровь своими острыми жалами».
Грубое искажение формы глаз (в данном случае — превращение их в агрессивные острия) — один из показателей невротизации.
Если описание просто несуществующего животного сделано вполне литературно, развернутыми фразами, то при описании злого и страшного животного используются рубленые, предельно упрощенные фразы; нарушается согласование, появляются грубые ошибки внимания («питанием это чудовища являются…»).
Люда
Слайд 16
Текст слайда:
РЕАКЦИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ НАГРУЗКУ
Татьяна Н. по стандартной инструкции изобразила животное под названием «блин»
Аня К., 4 лет 8 месяцев
Слайд 17
Текст слайда:
ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ. Сергей 12 лет
Андрей Р. (15 лет.) «Получеловек»
Слайд 18
Текст слайда:
«Мутант. Человек постядерной цивилизации с диградированным мышлением. Видет почти обычный образ жизни человека, но с повадками животного. Друзья — люди. Имеет неизмеримую мышечную массу». На вопрос, в чем состоит его «несчастность», мальчик ответил: «Его вид его огорчает. Не похож на людей, изменен. Люди к нему по-другому относятся». Затем был задан вопрос, в чем проявляются «повадки животного», о которых он написал в рассказе. Андрей ответил: «Может на дерево залезть. Иногда думает об одном, а потом переключается на другое. Забывает что-то».
Слайд 19
Скачать презентацию
конструктивный рисунок человека из геометрических форм
Сопоставление ТиГр с тестом «Несуществующее животное». Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм
ВикиЧтение
Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм Либин Виктор Владимирович
Содержание
Сопоставление ТиГр с тестом «Несуществующее животное»
Рисунок несуществующего животного выполняется по стандартной инструкции: «Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ именем» (Дукаревич М.З., 1987)
Сопоставительный анализ ТиГр с тестом «Несуществующее животное» в рисунке 24-летней Ларисы
Рисунок несуществующего животного 24-летней Ларисы едва вмещается в свободное поле, у верхней границы практически выходя за его рамки.
Рис. 253. Несуществующее животное Ларисы.
Замкнутые контуры изображения животного символизируют потребность в эмоциональном тепле, уюте и защищенности.
Однако штриховка внутренней области указывает на то, что эта потребность остается неудовлетворенной. Изображение животного с двойными внешними контурами наводит на мысль о чувстве одиночества и изолированности от остального окружения. Внешний мир кажется Ларисе чужим и враждебным. На последнее также указывают огромные круглые глаза с двойным контуром, символизирующие страх молодой женщины. Внутренний контур глаз беспорядочно заштрихован. Общее впечатление от них остается довольно тревожным.
Улыбающийся рот с обнаженным рядом зубов наводит мысль на агрессивный характер вербального самовыражения Ларисы. Сочетание в ее рисунке тревожности с некоторой долей детскости позволяет сделать вывод о том, что вербальная агрессия Ларисы носит защитный характер и связана, скорее всего, с ее наивностью. Отсутствие рук и ног в рисунке животного указывает на пассивную позицию Ларисы в жизни, к которой она оказалась плохо подготовленной. Молодая женщина растеряна и озадачена. В рисунке несуществующего животного изображен детский страх Ларисы перед самостоятельной жизнью.
В первом рисунке ТиГр на наивность и неустойчивую позицию Ларисы в жизни указывают вытянутые длинные ноги.
Хрупкие ноги создают ощущение человека, неумело пытающегося балансировать на своих собственных ногах, кажущихся чужими. В сочетании с треугольным телом
(«платьице») и неловкими длинными рук в «пышных рукавах» образ фигуры человека напоминает едва стоящую на своих собственных ногах детскую фарфоровую куклу.
Рисунок несуществующего животного интровертированного типа с замкнутыми контурами и отсутствующими конечностями (Венгер, 2005, с. 73) соответствует интровертированному образу фигуры человека с «пустым лицом» в первом ТиГр. Оба изображения графически отражают замкнутость Ларисы и ее обособленность. Круглые уши на «пустом лице» позволяют сделать вывод об излишней доверительности Ларисы к социальной информации, а также ее наивности. Привыкнув в семье к мягкому и довольно снисходительному к себе отношению, Лариса ожидает услышать о себе только лестные отзывы.
Однако взрослая жизнь не балует ее таким же вниманием и снисходительностью, к которым Лариса привыкла. О проблемах с восприятием мнений о себе со стороны говорит несколько раз очерченный контур уха.
Рис. 254. Первый рисунок ТиГр Ларисы.
Во втором рисунке ТиГр отсутствие шеи говорит о слабости самоконтроля. Агрессивный характер психологической защиты, которая в рисунке несуществующего животного графически отражена в виде обнаженного ряда зубов, во втором ТиГр соответствует квадратному рту и остриям рук в позе «руки в бока». Недоверие к окружающим передается в образе широких круглых глаз.
Рис. 255. Второй рисунок ТиГр Ларисы.
Рис. 256. Третий рисунок ТиГр Ларисы.
В третьем рисунке ТиГр глаза становятся еще более напряженными («квадратные глаза»), что указывает на хронический характер подозрительного отношения к окружающим.
Огромные квадратные глаза в третьем рисунке ТиГр соответствуют изображению в рисунке несуществующего животного больших глаз с двойным контуром, беспорядочно зачерненным штриховкой. Человек, изображенный с таким лицом, кажется безжизненным, словно бы это не лицо, а маска.
Таким же одиноким и безжизненным выглядит нарисованное Ларисой дерево.
В тесте «Дерево» обрамляющая крону замкнутая линия по своей форме напоминает внешний контур рисунка несуществующего животного.
Выполненная сплошной линией внешняя кромка дерева с внутренними завитками отделяет дерево от внешнего мира. Замкнутая кромка дерева графически отражает ограниченность социальной жизни Ларисы. Ствол дерева стоит на земле, слегка расширяясь книзу, что указывает на потребность тестируемой в прочности и стабильности. Весь образ дерева кажется вырванным из действительности, оторванным от земли, что говорит о весьма нестабильном положении Ларисы в социальном мире. Необозначенность почвы наводит на мысль о том, что она «витает в облаках». Непрочность ее социального положения подтверждается изображением неустойчивых ног в ТиГр и отсутствием ног в тесте несуществующего животного.
Рис. 257. Тест «Дерево» Ларисы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
46. «Несуществующее животное». «Нарисуй человека»
46. «Несуществующее животное». «Нарисуй человека»
«Несуществующее животное» – проективная методика исследования личности; предложена М. 3. Друкаревич.Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя.
Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ
Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ
Психографический анализ теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»
Сопоставительный анализ ТиГр с рисуночным тестом дерева
Сопоставительный анализ ТиГр с рисуночным тестом дерева
Рисунок дерева выполняется по стандартной инструкции:«Нарисуйте дерево» (Koch, 2003, с.9)В своих работах создатель теста «Рисунок дерева» Кох также отмечал, что могут использоваться три стандартных варианта
Сопоставление ТиГр с тестом цветовых выборов Люшера
Сопоставление ТиГр с тестом цветовых выборов Люшера
Сопоставительный анализ ТиГр с тестом Люшера в рисунке 32-летнего АркадияЦветовой выбор Аркадия: 0 6 1 7 3 2 5 4(серый и коричневый, синий и черный, красный и зеленый, фиолетовый и желтый)В первом рисунке слишком маленькая
8.
3.2. Сопоставление полученных результатов с представленными в литературе
8.3.2. Сопоставление полученных результатов с представленными в литературе
При проведении этого сопоставления мы столкнулись с определенными трудностями.Во-первых, как следует из приведенного выше обзора, в области исследований стилей родительского воспитания пока
Фромм: сопоставление авторитарного и гуманистического сознания
Фромм: сопоставление авторитарного и гуманистического сознания
Согласно Фромму (30), авторитарное сознание соответствует фрейдовскому супер-эго. Это голос интернализован-ного внешнего авторитета, такого, как родители; страх перед наказанием и надежда на поощрение
Животное
Животное
Найдите удобную позу и закройте глаза. Теперь представьте, что вы в темной комнате, на другом конце которой есть темный экран. Постепенно экран светлеет, и вы начинаете различать на нем образ животного. (…) В то время как264экран становится светлее, внимательно
Сопоставление интенсивности
Сопоставление интенсивности
Вопросы о вашем благополучии, о популярности президента, о достойном наказании финансовых махинаторов и о перспективах некоего политика объединяет важная черта: они все обращаются к лежащему в их основе понятию интенсивности или
В поисках Центра души с тестом Розенцвейга
В поисках Центра души с тестом Розенцвейга
В моем личностном развитии в свое время мне очень помог тест Розенцвейга. Как с ним работать, в мою бытность студентом нам толком не рассказывали, но идея была понятна, и этого хватило. Я просил заполнить тест сестру и
Глава 8. Сопоставление воспоминаний
Глава 8. Сопоставление воспоминаний
Как родитель вы, возможно, не перестаете удивляться реальности воспоминаний о рождении. Возникают два важных вопроса: что же это за воспоминания (реальны ли они)? Надежны ли они с точки зрения той информации, которую содержат? И хотя
Сопоставление результатов исследований К. Юнга и П. В. Симонова
Сопоставление результатов исследований К. Юнга и П. В. Симонова
Таким образом, сопоставление результатов исследований К. Юнга и П. В. Симонова дает основание для следующих выводов:• психотип, согласно теории Юнга, формирует общую психологическую установку личности, но не
Глава 18. Сопоставление с традиционными и современными практиками
Глава 18. Сопоставление с традиционными и современными практиками
18.1. Психонетика и традиционные практикиРассмотрев структуру психонетической работы, нетрудно заметить ряд соответствий, а иногда и прямых совпадений психонетических техник и техник, используемых в
Сопоставление «особых потребностей» с риском оконфузиться
Сопоставление «особых потребностей» с риском оконфузиться
Вероятно, труднее всего решить, в какой мере оберегать себя, а в какой – мягко подталкивать вперед. С этой проблемой сталкиваются все родители сверхчувствительных детей. Скорее всего, вы знаете, как оказывать
СОПОСТАВЛЕНИЕ
СОПОСТАВЛЕНИЕ
Сопоставление — это предложение прихожанину рассмотреть различия между его восприятием и восприятием пастора.Ниже приведены некоторые типичные различия в восприятии разных людей.• Большой разрыв между тем, что человек говорит, и тем, что он делает.
Психологические особенности больных ювенильным идиопатическим артритом (ЮИА) различных возрастных групп | Детская ревматология
Перейти к основному содержанию
Психологические особенности больных ювенильным идиопатическим артритом (ЮИА) различных возрастных групп
Скачать PDF
Скачать PDF
Том 9 Приложение 1
Постерная презентация
Открытый доступ
Опубликовано:
Степаненко Н.Ю. 1
Детская ревматология том 9 , Номер статьи: P123 (2011)
Процитировать эту статью
896 доступов
Сведения о показателях
Цель
Выявление психологических особенностей детей с ЮИА разных возрастных групп.
Материалы
155 больных ЮИА в возрасте 4-17 лет. 1 группа – 4-7 лет (15 человек), 2 группа – 8-12 лет (40 человек), 3 группа – 13-17 лет (100 человек).
Методы
Семейная модель (Карен Маховер) (Группы 1,2,3), Дом-Дерево-Человек (Джон Н. Бак) (Группа 1), Шкала Портного Спилберга-Ханина (Группа 3), Люшер цветовой тест (группы 2,3), личностный опросник для младших и старших классов Кеттелла (HSPQ – версия для подростков) (группа 3), изображение несуществующего животного (М.З. Дукаревич) (группы 2,3), методы Кеттелла для младшие занятия по психологии личности (группа 2).
Результаты
Группа 1
страхи (73%), коммуникативные расстройства (67%), высокий уровень тревожности (40%), агрессия (20%), низкий уровень социальной адаптации (13%).
2 группа
высокий уровень тревожности (65%), коммуникативные расстройства (55%), страхи (42%), повышенный уровень психоэмоционального напряжения (35%), агрессия (25%), склонность к депрессии (25% ), низкий уровень социальной адаптации (12%) и комплексы внешности (12%).
3 группа
коммуникативные расстройства (69%), высокий уровень тревожности (58%), психоэмоциональное напряжение (37%), страхи (34%), низкий уровень социальной адаптации (24%), склонность к депрессии (24%). %), комплексы внешности (22%), агрессия (20%).
Заключение
В исследуемых группах выявлены одинаковые уровни коммуникативных расстройств и агрессивности. Увеличение возраста сопровождалось уменьшением числа больных со страхом; при увеличении числа больных с низким уровнем социальной адаптации появлялся и увеличивался процент комплексов внешности и психоэмоционального напряжения. Определенные характеристики необходимо учитывать при индивидуальной работе с пациентами.
Информация об авторе
Авторы и организации
НИИ ревматологии РАМН, Москва, Российская Федерация
Степаненко Н.Ю.
Авторы
Степаненко Н.Ю.
PubMed Google Scholar
Права и разрешения
Эта статья опубликована по лицензии BioMed Central Ltd. Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution (http://creativecommons. org/licenses/ by/2.0), что разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии надлежащего цитирования оригинальной работы.
Перепечатка и разрешения
Об этой статье
Скачать PDF
CrossMark_BW_stacked
%PDF-1.7
%
1 0 объект
>
эндообъект
2 0 объект
>
/Шрифт
>
/ProcSet [/PDF /текст /ImageB]
/XОбъект
>
/ExtGState
>
/Цветовое пространство
>
>>
/Тип /Страница
/Родитель 1 0 Р
/Содержание [20 0 R 21 0 R 22 0 R 23 0 R 24 0 R 25 0 R 26 0 R 27 0 R]
/MediaBox [0 0 544,252 742,677]
/CropBox [0 0 544,252 742,677]
/BleedBox [0 0 544,252 742,677]
>>
эндообъект
5 0 объект
>
>>
эндообъект
6 0 объект
>
эндообъект
28 0 объект
>
ручей
приложение/постскриптум