Невербальное общение
- Лариса Жукова
- Социальная психология
- Просмотров: 16862
К невербальной коммуникации относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Через невербальные сигналы мы получаем гораздо больше информации чем посредством речи.
Алан Пиз в своей книге «Язык телодвижений», опираясь на различные психологические исследования, показывает, что невербальная коммуникация занимает более 50% от всего процесса общения.
Невербальное общение обеспечивается большим рядом следующих факторов.
1. Разговорная дистанция.
Разговорная дистанция (или дистанция в общении) зависит от культурных традиций страны, социального статуса собеседников, пола, возраста, эмоционального состояния, языка и темы разговора.
Виды дистанций в общении:
1). Интимная дистанция – от 0 до 45 см. Предназначена для общения с близкими людьми, родственниками, друзьями, любимыми.
2). Личная дистанция – от 45 до 120 см. Характерна для общения знакомых людей, соседей, приятелей.
3. Общественная (социальная) дистанция – от 120 до 360 см. Предназначена для деловых переговоров, характерна для общения между начальником и подчиненными, между незнакомыми людьми.
4. Публичная дистанция – от 360 см. и более. Характерна при выступлении артиста на концерте и других публичных мероприятий с большой аудиторией.
2. Взаимное расположение собеседников в пространстве.
К проксемическим характеристикам общения относится не только дистанция, но и взаимное расположение собеседников в пространстве.
а) позиция углового расположения, характерная для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой;
б) конкурирующие собеседники – оборонительная позиция;
в) расположение по диагонали – независимая позиция, подчеркивание автономии;
г) общение при деловом взаимодействии, сотрудничество.
Проксемика – это раздел невербального общения, который изучает дистанции в общении, а также взаимное расположение собеседников в пространстве.
Кинесика – это раздел невербального общения, который изучает передачу информации с помощью жестов, мимики, пантомимики, походки, позы.
3. Позы собеседников.
Поза может быть: естественной и неестественной, открытой и закрытой, симметричной (формально-официальной) и несимметричной (индивидуализированной). Открытая поза с легким наклоном вперед символизирует заинтересованность в собеседнике, в предмете разговора, способствует созданию доверительной атмосферы, помогает вызвать взаимный интерес у партнера по общению.
Неестественная поза
Естественная открытая симметричная поза
4. Жесты собеседников.
Жесты – это движения рук во время разговора. Они бывают весьма информативны. Важно заметить, что интенсивность жестикуляции зависит от темперамента человека, от его психоэмоционального состояния, а также от культурных особенностей.
Таблица 1. Жесты, как основное средство невербального общения
Жесты-символы – очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. | |
Жесты-иллюстраторы – используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. | |
Жесты-регуляторы — играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов – рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. | |
Жесты-адапторы – сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний — нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой, потирание лба, шеи и т. д. |
Значение жестов
- Жесты дают дополнительную к вербальной информацию о психическом состоянии партнера по общению, о его отношении к участникам общения и обсуждаемому вопросу, о желаниях, выражаемых без слов, или же о желаниях, остановленных самоконтролем (захотел встать, но только дернулся).
- Как правило, выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации; ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания.
- Могут провоцировать состояния и отношения партнеров по общению, так как могут оказывать на человека большее влияние, чем речь.
- Они молчаливы и могут быть использованы не только в тех случаях, где употребление речи неудобно или запрещено, но также параллельно с речевым общением.
- Один жест может быть эквивалентен нескольким словам и требует меньшего времени для своего планирования и выражения; он удобен для выражений, которые могут производиться мимоходом, походя.
- Могут лучше восприниматься на расстоянии по сравнению с речью, особенно в условиях сильного шума.
- Не требуют ответа.
Не все жесты выполняют информативную функцию. Имеются и жесты-сорняки, не несущие никакой смысловой нагрузки: заламывание рук, кистей, пальцев, одергивание одежды, непроизвольное раскачивание, притоптывание ногой и т. п.
Значение некоторых жестов и поз
№ п/п | Жесты, позы | Состояние собеседника |
1 | Раскрытые руки ладонями вверх | Искренность, открытость |
2 | Расстегнут пиджак (или снимается) | Открытость, дружеское расположение |
3 | Руки спрятаны (за спину, в карманы) | Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации |
4 | Руки скрещены на груди | Защита, оборона, замкнутость |
5 | Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) | Защита, оборона, агрессия |
6 | Кисти рук расслаблены | Спокойствие |
7 | Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку | Заинтересованность |
| Голова слегка наклонена набок | Внимательное слушание |
9 | Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта | Критическая оценка |
10 | Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) | Обдумывание решения |
11 | Ладонь захватывает подбородок | Обдумывание решения |
12 | Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла | Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению |
13 | Человек расхаживает по комнате | Обдумывание трудного решения |
14 | Пощипывание переносицы | Напряженное сопротивление |
15 | Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания | Обман, неуверенность в своих словах, волнение |
16 | Человек прикрывает рот рукой во время слушания | |
17 | Человек старается на вас не смотреть | Скрытность, утаивание своей позиции |
18 | Взгляд в сторону от вас | Подозрение, сомнение |
19 | Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) | Обман |
20 | Слушающие слегка касаются века, носа или уха | Недоверие к говорящему |
21 | При рукопожатии человек держит свою руку сверху | Превосходство, уверенность |
22 | При рукопожатии человек держит свою руку снизу | Подчинение |
23 | Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе | Разговор окончен |
24 | Ноги или все тело человека обращены к выходу | Желание уйти |
25 | Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи | Превосходство, уверенность |
26 | Демонстрация власти, угроза | |
27 | Пиджак застегнут на все пуговицы | Официальность, подчеркивание дистанции |
28 | Человек сидит верхом на стуле | Агрессивное состояние |
29 | Зрачки расширены | Заинтересованность или возбуждение |
30 | Зрачки сузились | Скрытность, утаивание позиции |
5.
Мимика собеседников.Мимика – это сокращение различных мышц лица для выражения своих переживаний и отношения к различным предметам, явлениям, людям, событиям.
По выражению лица можно предугадать намерения человека. Если собеседник занимает агрессивную позицию, то он обычно смотрит прямо в глаза своему оппоненту, губы плотно сжаты, брови нахмурены, глаза широко открыты. Если собеседник настроен дружелюбно и открыт к общению, то у него может быть легкая улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствуют морщинки на лбу, веки полуприкрыты.
Выражения основных эмоций (счастье, гнев, страх, удивление, отвращение (презрение) печаль и интерес) универсальны для всех культур. Наблюдая за движениями мышц лица, можно понять, какие эмоции испытывает собеседник.
- Нос.
- Губы. Улыбка говорит о счастье, чувстве общности, удовлетворении. Гримаса — об опасении, страхе, боязни. Сжатые губы — о гневе, возбуждении, неприязни, неуверенности, фрустрации. Оскал свидетельствует об отвращении. Надутые губы говорят об унынии, покорности, неуверенности, а выпяченные — о несогласии.
- Брови. Хмурые, насупившиеся брови выражают гнев, печаль, сосредоточенность; поднятые брови — напряженность.
- Язык. Человек показывает язык, выражая неприязнь, при ссорах, несогласии.
- Веки. Широко открытые веки говорят об удивлении, волнении; суженные несут угрозу или сигналы несогласия. Частое мигание говорит о возбуждении, раздражении, нормальное – об уменьшении напряжения.
- Глаза. Расширение зрачков свидетельствует о возбуждении, реакции нападения-или-бегства; сужаются зрачки во время спокойного приема пищи. Пристальный направленный несколько книзу взгляд может означать как покорность и подчинение, так и хитрость и обман. Движения глаз вправо или влево говорят о том, что человек обдумывает ситуацию.
6. Взгляд (контакт глазами).
Контакт глазами сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее.
Взгляд — ключевой элемент невербальной коммуникации. Именно со взгляда начинается общение. Прямой взгляд наряду с улыбкой и позой, выражающей готовность помочь, способствуют развитию доверительных отношений при знакомстве
Если люди испытывают симпатию к друг другу и готовы к сотрудничеству, то они гораздо чаще встречаются взглядами, и наоборот, если собеседник неприятен, мы стараемся не смотреть ему в глаза.
Важно учитывать ряд особенностей при установлении визуального контакта.
Если визуальный контакт длится более 3 секунд, у собеседников может возникнуть желание отвести взгляд, — это нормально.
Бегающий взгляд может говорить о скуке, страхе, чувстве вины или о желании взять слово.
Неестественно широко раскрытые глаза могут выражать удивление, гнев, страх.
В норме глаз моргает 20 раз в минуту с длительностью смыкания век четверть секунды, поэтому более частое моргание может означать наличие у пациента некомфортного состояния. Оно может возникать при обсуждении неприятных, неоднозначных, интимных, очень волнующих пациента тем.
7. Паралингвистический и экстралингвистический компоненты.
К паралингвистическим компонентам относятся особенности голоса – громкость, тембр, темп и ритм речи.
К экстралингвистическим компонентам относятся паузы в речи, покашливание, плач, смех и т. п.
8. Физические контакты и прикосновения.
В процессе разговора собеседники могут прикасаться друг другу, например, пожимать друг другу руки в знак приветствия, похлопывать по спине или по плечу в знак одобрения.
То, как мы прикасаемся к другим, может быть знаком нашего отношения – сопереживания, поддержки, власти, фамильярности.
Такесика – это раздел невербального общения, который изучает физические контакты и прикосновения в процессе общения.
Половые различия в использовании невербальных средств общения
Невербальное общение мужчин и женщин тоже имеет некоторые различия. Женщины в большей мере, чем мужчины, предпочитают видеть, чем услышать, т. е. они больше доверяют визуальной (невербальной) информации (Атватер, 1988).
Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, у мужчин же таких различий нет.
Женщины в разговоре поддерживают зрительный контакт чаще, чем мужчины, независимо от пола человека, с которым они разговаривают.
Женщины, как правило, улыбаются чаще, чем мужчины, но их улыбку труднее интерпретировать Мужские улыбки обычно обозначают позитивные чувства, а женские часто отражают признательность и дружелюбие
Посмотрите на изображения людей на картинках. Как вы думаете, о чем нам говорят их позы и жесты?
(по материалам книги Аллана Пиза «Язык телодвижений»).
Используемая литература.
- Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — Москва : Прометей, 2018. — 538 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
- Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2018. — 800 c.
- Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — изд. 5-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
- УМК по дисциплине «Социальная психология», — Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
- Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. — 5-е изд. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. — 475 с.
Поделитесь лекцией с друзьями
невербальное общение и поведение людей
- Стоимость
- Учебный план
- Отзывы
- Описание курса
Общая информация
Стоимость
Оформить заявку на обучение
Учебный план курса
ТЕМА 1. Общее представление о невербальном общении и поведении
- 1.1. Актеры немого кино — родоначальники невербальной коммуникации
- 1.2. Невербальные сигналы – это форма человеческого общения
- 1.3. Физические характеристики невербальных сигналов
- 1.4. Коммуникация или взаимодействие один на один
- 1.5. Процессы мозговой деятельности
- 1.6. Основные функции невербального поведения
- 1.7. Ритуалы невербального поведения
- 1.8. Значения и смысл невербального поведения
- 1.9. Основные смысловые категории невербального поведения
- 1. 10. Корни невербального поведения
- 1.11. Три источника невербального поведения
- 1.12. Как возникает противоречие вербальных и невербальных сигналов?
- 1.13. Реакции людей на противоречивые вербальные и невербальные сообщения
- 1.14. Почему человек доверяет больше невербальным сигналам?
ТЕМА 2. Управлять ситуацией – это значит управлять эмоциями и поведением других людей
- 2.1. Матрица эмоциональных состояний
- 2.2. Мастер-класс
- 2.3. Три составляющие эффективного сообщения
- 2.4. Жесты и лицевая экспрессия
- 2.5. В чём состоит загадочность улыбки Джоконды?
- 2.6. В чём главный фокус внимания слушателя?
- 2.7. Задание для самостоятельной работы
ТЕМА 3. «Язык» жестов
- 3.1. Язык жестов, что это?
- 3.2. Язык жестов как система знаков
- 3.3. Функции жестов
- 3.4. Тональность жестов
- 3. 5. Индивидуальность манеры жестикуляции
- 3.6. Физическая природа жестов
- 3.7. Жесты, которые воздействуют на собеседника
- 3.8. Типы жестов, употребляемые в повседневном общении
- 3.9. Жесты — иллюстраторы
- 3.10. Четыре основные функции, выполняемые жестами
ТЕМА 4. Психодиагностика жестов
- 4.1. Жесты-симптомы состояния
- 4.2. Жесты-симптомы процессов
- 4.3. Модальные жесты-симптомы
- 4.4. Жесты-регуляторы фатические
- 4.5. Жесты-регуляторы конативные
- 4.6. Эндные жесты-регуляторы
- 4.7. Жесты-регуляторы побудительные
- 4.8. Жесты-информаторы объектные
- 4.9. Жесты-информаторы субъектные
- 4.10. Задание для самостоятельной работы
ТЕМА 5. Типология жестов
- 5.1. Жесты открытости
- 5.2. Жесты защиты — оборонительные
- 5.3. Жесты оценки
- 5. 4. Жесты разрешения проблемы
- 5.5. Жесты скуки
- 5.6. Жесты ухаживания, «прихорашивания»
- 5.7. Жесты подозрения и скрытности
- 5.8. Жесты доминантности-подчиненности
- 5.9. Жесты готовности
- 5.10. Жесты перестраховки
- 5.11. Жесты фрустрации
- 5.12. Жесты доверчивости
- 5.13. Жесты авторитарности
- 5.14. Жесты нервозности
- 5.15. Жесты самоконтроля
- 5.16. Задание для самостоятельной работы
ТЕМА 6. Механизм психологического воздействия или как породить реакции других и управлять ситуацией
- 6.1. Как регулировать невербальное послание?
- 6.2. Как облик может работать на человека или против него
- 6.3. Как получить от собеседника разные поведенческие реакции?
- 6.4. Кто кого контролирует?
- 6.5. Как организовать скачок восприятия у человека в пользу своего предложения?
- 6. 6. Мастер-класс: скачок восприятия
- 6.7. Инструменты ситуативного программирования
- 6.8. Задание для самостоятельной работы
Итого: 72 акад./часа
Отзывы
Привалова Полина Сергеевна
г. Москва, перинатальный психолог
Ожидания от обучения абсолютно оправдались. Программа очень понравилась. Описано все доступно, лаконично, и строго по теме. Большой плюс – видеоматериалы, которые дают наглядное представление о жестах, поведении клиента, а также дают возможность погрузиться в изучаемый предмет.
Читать отзыв »
Решетников Виктор Валерьевич
г. Балаково, эксперт-полиграфолог
Впечатление от программы хорошее, посоветую всем, с кем обучался и повышал квалификацию ранее. Мои ожидания от обучения совпали. Сейчас я хочу учиться управлять своим телом, используя лишь те невербальные знаки, которые помогают создавать положительный образ, настраивать собеседника на позитив. Чтобы тело было союзником, а не предателем.
Читать отзыв »
Дремова Светлана Михайловна
г. Красноярск, администратор
Откровенно сказать – полученный результат от обучения явно превзошел все мои ожидания! Я считала, что мне дадут формально то, что уже «писано и переписано», однако после обучения я увидела те же события, но по-другому. Я не только узнала много нового за такой короткий промежуток времени, я еще открыла столько направлений для своего самообразования!
Читать отзыв »
Все отзывы »
Описание курса
Сложно переоценить значение коммуникации для психологического благополучия, личного счастья и карьерного успеха человека. От того, насколько хорошо человек умеет выстроить общение с другими людьми, во многом зависит его возможность достигнуть собственных целей, как личных, так и карьерных. Все знают, что с одними людьми общаться приятно, а с другими нет. Умение общаться, строить успешную коммуникацию может быть дано от природы, а если нет, то ему, как и всякому иному умению, можно научиться.
Освоение невербальных методов общения и невербальных средств общения играет в таком обучении немалую роль, ведь известно, что невербальное общение в коммуникации несет значительно больше информации, чем вербальное. Бывает так, что общаясь с кем-то, Вы ощущаете дискомфорт и недоверие. Это случается из-за того, что значение произносимых Вашим собеседником слов не совпадает с его невербальным общением (его жестами, мимикой, позой тела). Таким образом, успех Вашей коммуникации зависит, в том числе и от того, насколько умело и адекватно Вы используете невербальные методы общения и невербальные средства общения.
Успех коммуникации особенно важен для тех, чья профессия относится к сфере «Человек-человек» (психологи, педагоги, менеджеры, предприниматели, политики и другие). При этом не менее важно уметь распознавать невербальный язык собеседника. Представьте себе клиента на приеме у психолога, который говорит, что его совершенно не волнует что-то, но при этом его глаза бегают, а руки нервно двигаются. Психологи очень часто сталкиваются на консультациях с тем, что тело клиента реагирует на обсуждаемые проблемы быстрее и намного честнее, чем его разум, находящийся под воздействием механизмов психологических защит. Знание особенностей невербального общения и умение их «считывать» — это для психолога необходимый и крайне ценный навык для успешной практической работы.
Изучение принципов, способов, средств, видов невербального общения, невербальных методов общения будет полезно для всех людей вне зависимости от профессии (хотя, как было указано выше, для некоторых профессий это особенно ценно). В результате обучения в нашем Институте по курсу «Способы и средства невербального общения и поведения» Вы научитесь распознавать огромное количество жестов, управлять собственным невербальным поведением, направлять и выстраивать успешные коммуникации с другими людьми. Изучение невербального общения – Ваш путь к успеху!
Государственная лицензия
Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Проверить в РособрнадзореЛицензия № 039454 от 26. 06.2018 (БЕССРОЧНАЯ), выдана Департаментом образования г. Москвы. Проверить лицензию можно на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре).
Срок: бессрочныйОГРН: 1187700009804
Серия, номер бланка: 77Л01 0010327
ИНН: 7724442824Заявка на обучение
Название программы обучения:
Способы и средства невербального общения и поведения
Отмеченные поля (*) обязательны к заполнению
Вы не заполнили поле «Имя»
Вы не заполнили поле «Фамилия»
Вы не заполнили поле «Город»
Вы не заполнили поле «Страна»
Вы не заполнили поле «E-mail»
Пример: +7 (926) 111-11-11
Вы не заполнили поле «Телефон»
Письмо:
С документом о Политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Вы не отметили галочку об ознакомлении с «Политикой обработки и защиты персональных данных»
Невербальная коммуникация – развитие межкультурной компетенции учащихся со всего мира
Перейти к содержимомуМодуль 2: Расширение ваших межкультурных знаний
Невербальное общение относится к невербальным выражениям, которые мы используем для передачи сообщений между людьми. Мы используем невербальное общение, чтобы выразить намерение, идентичность, некоторые из наших культурных ориентаций, ценностей и так далее. Указание, подмигивание, рукопожатие, физическое дистанцирование, мимика и т. д. — все это примеры невербального общения.
Невербальные сигналы можно классифицировать по разным категориям в зависимости от того, что они включают. Некоторые примеры включают поведение глаз (например, пристальный взгляд, пристальный взгляд, моргание, подмигивание, избегание зрительного контакта), прикосновение поведение (например, объятия, поглаживания, удерживание, поцелуи и удары) близость к другим, мимика выражений , поза , внешность и смысл цветов , голова и рука движений , паузы и колебания и вокализации (например, смех, вздохи, стоны и шиканье). Каждый из невербальных сигналов, которые мы используем, создан культурно и может соответствовать неписаным правилам . Например, смех — культурная универсалия, но способ его выражения в разных культурах разный. Громкий смех в общественном автобусе может быть приемлемым во многих странах Латинской Америки, но может рассматриваться как деструктивное поведение в Норвегии или Англии. Точно так же приветствие кого-то двумя поцелуями может быть обычным правилом в Испании, но эти правила могут не применяться таким же образом в мусульманских странах, где люди также приветствуют друг друга двумя или более поцелуями.
Упражнение: Понимание невербальной коммуникации
Посмотрите видео «Невербальная коммуникация в разных культурах» (5 футов 45 дюймов), в котором профессор Алан Дженкинс обсуждает в контексте бизнеса, как понимание невербальной коммуникации является ключевым при взаимодействии между культурами. Обратите внимание на примеры, которые он приводит.
Ответьте на следующие вопросы Верно/Неверно на основе выступления профессора Дженкинса.
Когда мы взаимодействуем между культурами, язык нашего тела помогает нам передать сообщение и установить связи, например, через прикосновение, близость, зрительный контакт, движения головы, выражения лица и жесты, которые указывают на открытость и интерес к тому, что говорится. Мы можем не всегда осознавать, как мы сталкиваемся при взаимодействии с культурными другими людьми, поэтому мы часто быстро делаем предположения о других людях, основываясь на том, как мы интерпретируем их поведение.
Вы узнали, насколько это может быть несправедливо. Дело не в том, что вы или другой человек ведете себя неуважительно, напористо, злонамеренно, бескорыстно, застенчиво, холодно или предпочитаете игнорировать ваше личное пространство; вы просто используете разные коды. То есть каждый из вас общается невербально способами, которые не обязательно являются общими для разных культур .
Существует множество категорий невербального поведения. В следующем упражнении мы рассмотрим жесты, личное пространство и приветствия, чтобы помочь вам расширить свои знания и понимание различных способов интерпретации невербальных сигналов.
Жесты
Упражнение: Понимание жестов
Что для вас значат следующие жесты? Вы знаете, какое значение они могут иметь в других странах? Распечатайте рабочий лист «Невербальная коммуникация — жесты рук» и напишите свою интерпретацию каждого жеста.
А теперь посмотрите видео «Определения жестов рук во всем мире» (5 футов 15 дюймов). Во время просмотра проверяйте свои ответы, чтобы убедиться, что вы соответствуете задуманному смыслу.
Подумайте об этом
- Вы смогли правильно интерпретировать все жесты?
- Какая из интерпретаций стала неожиданностью?
- Были ли жесты, которые для вас ничего не значили?
- Являются ли какие-либо из этих жестов оскорбительными для вас или вашей культуры?
- Какие из них вы используете? Какие из них вы не используете?
Вот еще примеры невербального общения в разных культурах. Были ли вы когда-нибудь в ситуации, когда что-либо из этого могло повлиять на то, как вы себя чувствовали во время взаимодействия? Можете ли вы вспомнить ситуацию, когда вы могли бы сделать что-то, что могло бы вызвать дискомфорт у другого человека?
Личное пространство
Насколько велик ваш пузырь? Рассмотрим следующие ситуации в контексте допандемических времен . Представьте их в своем воображении и подумайте, что бы вы сделали, если бы что-нибудь.
- Вы стоите в очереди в Starbucks, чтобы купить кофе, и человек позади вас так близко к вам, что если вы сделаете шаг назад, вы наступите ему на пятки. Как бы вы отреагировали? Вы бы сделали что-нибудь? Не могли бы вы проигнорировать это и просто купить кофе?
- В конце урока ваш профессор собирает материалы, и вы подходите к нему, чтобы задать вопрос о рекомендуемой литературе. Пока вы говорите, вы замечаете, что профессор осторожно отходит от вас, продолжая говорить с вами, и продолжает делать это каждый раз, когда вы подходите ближе. Вы уверены, что ведете себя вежливо и не делаете ничего плохого, как бы вы это интерпретировали?
- Вы сидите на скамейке возле библиотеки и обедаете, а на скамейке рядом с вами сидит человек того же пола, хотя вокруг есть другие свободные скамейки. Вы бы остались в этом месте, чтобы закончить свой обед? Вам было бы удобнее пересесть на другую скамейку?
- Посмотрите на следующие изображения, сделанные в обычных ситуациях ДО пандемии COVID-19. Где вам было бы удобнее? Может ли что-то из этого сбить вас с толку? Как бы вы себя чувствовали в каждой ситуации? Будете ли вы следовать неявным правилам для пространства, которое вы наблюдаете?
Титов, М. (2020). Неузнаваемые люди на платформе метро возле поезда. Pexels. https://www.pexels.com/photo/unrecognizable-people-in-subway-platform-near-train-3848896/
Райт, В. (2019). Люди на вокзале. Pexels. https://www.pexels.com/photo/people-on-train-station-3412360/
Магни, О. (2019). Люди, стоящие у магазинов. Pexels. https://www.pexels.com/photo/people-standing-outside-stores-2877106/
Хэнк, Ф. (2014). Люди ждут на автобусной остановке. Викимедиа. https://en.wikipedia.org/wiki/Bus_stop#/media/
Файл:People_waiting_at_bus_stop.jpg/ под лицензией CC BY-SA 3.0.Вполне вероятно, что люди по-разному реагируют на каждую из этих ситуаций, но какие неявные правила лежат в основе ваших реакций? На что вам нужно обратить внимание? Каждый из нас носит вокруг себя невидимый пузырь, созданный культурой. Мы узнаём о правильной и уместной дистанции, которую следует соблюдать в наших публичных, социальных, личных и интимных взаимодействиях в годы социализации, и это полностью устанавливается в подростковом возрасте.
Посмотреть видео Культурная проксемика. Личное пространство (7 футов 39 дюймов), изучение поведения в пространстве в разных культурах, и во время просмотра постарайтесь поставить себя на место каждого из людей, которых вы видите, чтобы вы могли подумать о своих возможных реакциях.
Пространство — один из самых непосредственных способов создать доступность или дискомфорт при взаимодействии между культурами. Например, люди из таких стран, как Англия, Германия и, тем более, из Швеции, Финляндии или Норвегии, скорее всего, оставят значительное пространство во время разговора или на публике (например, в ожидании поезда). Для сравнения, люди из Канады, США и Австралии будут чувствовать себя комфортно на более коротком расстоянии, в то время как в Италии, Испании, Греции, большей части Латинской Америки или Африки расстояние между вами и другим человеком, вероятно, будет намного короче, потенциально даже включая некоторые прикосновения во время разговора, чтобы подчеркнуть сообщение или установить связь между говорящими.
Привет
Как вы приветствуете членов вашей семьи? Как насчет друзей и сверстников в университете/на работе? Сколько способов приветствия вы знаете? В каких ситуациях вы бы их использовали? С кем? Основываясь на вашем опыте и прошлом, когда уместно кого-то обнять? Можете ли вы применить те же правила к кому-либо, кого вы знаете? Почему?
Посмотрите видео «Приветствия со всего мира (2’45 дюймов)» и обратите внимание на то, как люди приветствуют друг друга по-разному. Какие из них вам было бы удобно повторять, если бы человек приветствовал вас по-другому? Как вы думаете, что люди передают через приветствия?
Приветствия выполняют множество функций и являются частью нашего повседневного общения. Это способ, с помощью которого люди узнают и выражают признательность другим (например, друзьям), проявляют уважение (например, к старшим, авторитетным лицам), представляются (например, людям на вечеринке, другим студентам и коллегам). -рабочие), приветствовать других людей, отмечать начало урока или конференции, соблюдать протокол и социальные условности и многое другое.
Упражнение: Понимание приветствий
Посмотрите на список стран ниже и решите, какие приветствия будут использовать люди из этих стран:
Подумайте об этом
- Были ли вы когда-нибудь в ситуации, когда вы не знали, как приветствовать других?
- Как насчет случая, когда вы чувствовали себя сбитым с толку или чувствовали себя некомфортно из-за того, что приветствие не соответствовало приветствию другого человека?
Приветствие — это выученное поведение, так что если вы сделаете ошибку, ничего страшного! Вы можете попробовать еще раз в следующий раз. Вы можете узнать о правилах приветствия, наблюдая и спрашивая окружающих вас людей, если вы не знаете, что делать. Если вы чувствуете себя некомфортно при любой форме приветствия и не можете ответить взаимностью, например, рукопожатием или воздушным поцелуем с человеком другого пола, может быть лучше объяснить другому человеку, что вы не привыкли к его форме приветствия. взаимодействие. Важно делать это вежливо, чтобы помочь другим понять. Если вы оказались в межкультурной ситуации, и другому человеку кажется неудобным то, как вы его приветствуете, возможно, попробуйте объяснить, что именно так люди обычно здороваются в этом конкретном контексте, и вы хотите убедиться, что они понимают и чувствуют себя комфортно при этом. . Часто бывает полезно подождать и посмотреть, инициирует ли приветствие другой человек, тогда вы можете последовать его примеру. Это вопрос наблюдения и адаптации к ситуации.
Выводы
- Большая часть нашего общения опирается на невербальные сигналы, чтобы подчеркнуть, уточнить или усилить то, что мы говорим словами. Невербальное общение подразделяется на категории в зависимости от области, которую они описывают. Например, зрительный контакт, движение головы, мимика, жесты рук и поза. Мы также передаем сообщения с помощью цвета, тишины и других неречевых звуков (например, хрюканье, вздохи и насмехаясь).
- В некоторых культурах (например, в Бразилии и Италии) прикосновения могут использоваться для улучшения отношений и установления связей, тогда как в других культурах прикосновения могут быть значительно сокращены (например, в Англии и Канаде), их избегают за пределами семьи и очень близких друзей (например, , Япония и Южная Корея) или считаются неуместными для представителей разного пола (например, в мусульманских странах).
Попробуйте эти стратегии
- Находясь в общественном месте, например, в торговом центре или еще лучше в аэропорту, оглянитесь вокруг и обратите внимание на невербальное поведение людей. Обратите внимание на пространство, которое они оставляют между собой. Если есть какие-то прикосновения, как люди могут отреагировать, если кто-то подойдет «слишком близко»? Вы также можете попробовать это в лифте или зале ожидания. Старайтесь делать это всякий раз, когда у вас есть возможность; это поможет вам развить свои навыки наблюдения, когда вы начнете замечать закономерности и поведение прямо перед вашими глазами.
- Если вы не знаете, как вести себя в межкультурном пространстве, попробуйте позволить другим взять на себя инициативу. Привыкайте приспосабливаться к различиям. Если вы чувствуете, что совершили ошибку, это нормально. Мы все учимся, наблюдая, пробуя и спрашивая!
Лицензия
60 Примеры невербального общения (2023)
Невербальное общение — это процесс общения без использования слов. Он включает в себя язык тела, мимику, жесты, зрительный контакт, позу и тон голоса.
Невербальное общение — это мощный инструмент для выражения эмоций, убеждений, мнений и идей без необходимости произносить ни слова. Его можно использовать в любых условиях — от повседневной жизни до профессионального контекста.
Например, в профессиональном контексте невербальное общение может использоваться для выражения уважения и интереса. Зрительный контакт, поза и выражение лица — все это индикаторы того, что человек чувствует и его отношение.
В повседневной жизни невербальное общение может использоваться для выражения согласия, несогласия или реакции. Например, улыбка или кивок могут показать, что кто-то заинтересован или доволен тем, о чем идет речь.
Определение невербального общения
Невербальное общение — это процесс общения без слов с использованием языка тела, мимики, жестов и других невербальных сигналов для передачи эмоций и чувств (Цзян , 2021) .
Согласно Мацумото и его коллегам (2013), невербальная коммуникация:
«…передача и обмен сообщениями любыми и всеми модальностями, которые не включают слова» (стр. 4).
Невербальная коммуникация — это мощный инструмент для выражения эмоций и передачи сообщений без слов.
Манусов (2016) утверждает, что «система невербальной коммуникации включает в себя мимику, движения тела, голосовые или паралингвистические сигналы, личное и окружающее пространство, объекты, время, внешний вид и запах/запах» (стр. 1).
Например, человек может улыбаться, чтобы показать радость, или скрестить руки, чтобы выразить несогласие. Невербальная коммуникация включает в себя несколько сигналов, которые помогают эффективно передавать сообщения без использования слов.
Проще говоря, невербальное общение — это обмен эмоциями и мыслями без слов. Это способ передать смысл жестами и выражениями вместо разговора.
Статья по теме: Лучшие игрушки для невербального аутизма
Примеры невербального общения
- Улыбка : Улыбка может выражать счастье, радость и одобрение. Если человек улыбается, это может означать, что он счастлив или с чем-то согласен.
- Зрительный контакт : Зрительный контакт используется для демонстрации интереса к разговору. Это также знак уважения и может показать согласие или понимание. И наоборот, если кто-то избегает зрительного контакта, это может указывать на замешательство или несогласие. (Обратите внимание на культурные различия: например, в культуре австралийских аборигенов зрительный контакт может быть признаком неповиновения).
- Указание пальцем : Указание пальцем часто используется, чтобы привлечь внимание к чему-либо или указать направление. Его также можно использовать агрессивно, например, когда кто-то злится или расстроен.
- Жесты : Жесты — это движения кистей и рук, которые могут передавать различные значения. Например, поднятый вверх большой палец часто используется для обозначения одобрения или согласия. Если человек потирает подбородок, он может глубоко задуматься или обдумать ситуацию.
- Язык жестов : Язык жестов — это невероятная форма общения, которая использует жесты рук и движения тела для передачи определенных сообщений. Это мощный инструмент для связи с глухими или слабослышащими людьми, предоставляющий им возможность полноценного участия в значимых разговорах, в которых они иначе не смогли бы принять участие.
- Поза : Поза может передавать различные сообщения, такие как заинтересованность в разговоре или открытость к идее. Его также можно использовать для демонстрации доминирования или уверенности. Итак, если человек наклоняется или стоит прямо, это можно интерпретировать как его заинтересованность или настойчивость.
- Соответствующее прикосновение : Соответствующее прикосновение может использоваться для демонстрации поддержки или привязанности, например, объятие или похлопывание по спине. Однако, если оно используется в неправильном контексте, оно может рассматриваться как навязчивое или угрожающее. Например, если кто-то избегает или отстраняется, это признак того, что он не хочет, чтобы к нему прикасались.
- Выражение лица : Выражение лица может выражать различные эмоции, такие как счастье, печаль или гнев. Их также можно использовать для выражения согласия или несогласия с чем-либо. Итак, если человек хмурится, он может быть не согласен с тем, что ему говорят.
- Окружающая среда al design : Через окружающую среду можно передать отдельное сообщение. Например, украшая дом или офис дорогой мебелью и аксессуарами, излучающими роскошь и изысканность, человек сообщает о своем успехе тем, кто его посещает.
- Молчание : Молчание также может быть использовано для выражения неодобрения или несогласия с чем-либо. Итак, если кто-то молчит после заявления, это может быть истолковано как несогласие с тем, что было сказано.
Список дополнительных примеров
- Письменное сообщение
- Тон голоса
- Внешний вид
- Близость
- Ориентация
- Движения головы
- Движения рук
- Язык тела
- Внешний вид
- Хмурится
- Пожимание плечами
- Кивок
- Опираясь
- Взгляд
- Подмигнуть
- Надутый
- Прикусывающая губа
- Закрытие глаз
- Поднятие бровей
- Зевота
- Скрещенные руки
- ерзать
- Стойка
- Постукивание ногой
- Жесты рук
- Расширение зрачка
- Прижатие губ
- Наклонная головка
- Румянец
- Крышка рта
- Смех
- плачет
- Напряжение в теле
- Вздох
- Широко открыть глаза
- Жесты руками
- Нервные движения
- Наклонная головка
- Ступенчатые пальцы
- Грызение ногтей
- Крышка
- Шаг
- Качающаяся голова
- Барабанные пальцы
- Ухмыляясь
- Закатывающиеся глаза
- Прищуривание
- Рывковые движения
- Глядя
- Шепот
- Кричать
Невербальная коммуникация и вербальная коммуникация
В то время как невербальная коммуникация используется для выражения мыслей без использования слов, вербальная коммуникация используется для того, чтобы говорить и обмениваться идеями, используя звуковой язык (Key, 1980).
Невербальная коммуникация мгновенна и мощна, она передает гораздо больше информации, чем одни только слова. Использование жестов и мимики позволяет людям быстро и эффективно выражать различные эмоции, не говоря ни слова.
В качестве альтернативы вербальная коммуникация гораздо более универсальна, поскольку позволяет передавать сложные идеи посредством речи.
Более того, интерпретировать произносимые слова проще, чем невербальные сигналы, и любое недопонимание можно быстро решить с помощью языка (Key, 1980).
Невербальное общение универсально, поскольку не требует использования языка. Однако часто бывает сложно точно интерпретировать, потому что значение жестов и выражений может варьироваться от культуры к культуре.
Вербальное общение в большинстве случаев легче понять, поскольку оно опирается на язык, знакомый обеим сторонам. Однако могут возникать недоразумения из-за акцентов и региональных различий в языке (Catania, 1986).
См. также: Примеры визуальной коммуникации
Истоки невербальной коммуникации
В 1872 году Чарльз Дарвин произвел революцию в науке о невербальной коммуникации и поведении, опубликовав свою известную публикацию «Выражение эмоций у человека и животных».0191 (Дарвин, 2018).
Эта влиятельная книга вдохновила на новую волну исследований того, как люди взаимодействуют без слов. Изучая поведение животных и людей, он разработал теорию, объясняющую, почему люди общаются невербально (Дарвин, 2018).
Дарвин (2018) предположил, что человеческие эмоции развились из тех же примитивных реакций, что и у животных. Он утверждал, что выражения лица, позы и жесты использовались для общения до того, как был разработан язык.
В 1960-х годах многие психологи и исследователи проявляли большой интерес к невербальной коммуникации, в том числе Майкл Аргайл и Джанет Дин.
В частности, они сосредоточили свое исследование на изучении связи между зрительным контактом и дистанцией при разговоре. Их результаты произвели революцию в изучении невербальной коммуникации и открыли двери для дальнейших исследований и понимания (Argyle & Dean, 1965).
Виды невербальной коммуникации
В 1994 г. Джуди Бургун выделил семь подкатегорий невербальной коммуникации: кинесика или язык тела, параязык, проксемика, одежда и внешний вид, хронемика , артефакты, и хап. тики (Burgoon et al., 2016) .
Вот краткий обзор каждого типа:
- Кинесика или язык тела – позы, движения тела и жесты.
- Параязык — голосовых сигналов, таких как тон, высота тона и громкость.
- Проксемика – физическое расстояние между людьми при разговоре.
- Одежда и внешний вид – личный стиль, прическа, внешний вид и украшения.
- Хроника – пунктуальность или время ожидания.
- Артефакты – предметов и принадлежностей, используемых для представления человека, таких как украшения и татуировки.
- Тактильные ощущения — физический контакт между двумя людьми.
По словам Бургуна, для эффективного общения необходимо уметь декодировать и интерпретировать невербальные сигналы других, а также давать соответствующие невербальные ответы (Burgoon et al., 2016).
Таким образом, понимая как вербальное, так и невербальное общение, люди могут вести более содержательный и продуктивный диалог со своими сверстниками.
Невербальное недопонимание
Невербальное недопонимание — это когда два человека посылают и получают противоречивую информацию из-за неправильного понимания невербальных сигналов.
Например, если говорящий использует много жестов руками, чтобы подчеркнуть свою точку зрения, но слушатель не может понять значение его движений рук, это может привести к нарушению коммуникации (Matsumoto et al. , 2013).
Различные факторы, такие как культурные различия, личные привычки и язык тела, могут вызывать невербальное недопонимание.
В некоторых культурах зрительный контакт считается признаком уважения, в то время как в других он может восприниматься как угроза. Точно так же жесты рук и язык тела также могут иметь разное значение в разных культурах (Манусов, 2016).
Личные привычки, такие как манеры и манера речи, могут вызвать недопонимание, если слушатель не может их интерпретировать. Кроме того, язык тела, такой как скрещенные руки или опущенные плечи, может посылать смешанные, легко неправильно понятые сигналы.
В целом важно знать о различных сигналах, которые люди могут посылать, чтобы лучше понять друг друга.
Важность невербального общения
Невербальное общение является важной частью повседневной жизни. Это может повлиять на то, как люди воспринимают друг друга, и помочь построить отношения на основе общего понимания.
Вот некоторые из основных преимуществ невербального общения:
- Установление взаимопонимания и доверия – Невербальные действия, такие как зрительный контакт и теплая улыбка, могут помочь другим почувствовать себя желанными и создать чувство доверия.
- Способствует пониманию – Невербальные сигналы могут помочь людям лучше понять, что говорит другой человек.
- Улучшает вербальную коммуникацию – Язык тела и выражение лица могут добавлять контекст к словам и помогать людям лучше понимать друг друга.
- Поощряет сотрудничество – Невербальная коммуникация может способствовать созданию команды и помогает людям работать вместе более эффективно.
Важность невербального общения подчеркивается растущим интересом к нейробиологии и ее значению для общения.
По мере проведения дополнительных исследований станет яснее, как можно использовать невербальные сигналы для построения отношений и создания значимых связей.
Зная о тонких сигналах, которые человек посылает через язык тела, выражение лица и голосовые сигналы, люди могут более эффективно общаться и достигать более глубокого понимания со своими сверстниками.
Заключение
Невербальное общение является ключевым компонентом эффективного общения и построения отношений. Его можно использовать для выражения своих чувств, эмоций и отношений более эффективно, чем вербальное общение.
Можно лучше расшифровать отправляемые и получаемые сообщения, понимая различные типы невербальных сигналов, таких как язык тела, выражение лица, тон, высота звука, артефакты и прикосновения.
Невербальное недопонимание также может возникать из-за культурных различий или личных привычек, поэтому важно знать о любых возможных недопониманиях.
Благодаря невербальному общению люди могут лучше выражать свои мысли, чувства и идеи, что ведет к более конструктивному диалогу и сотрудничеству.
Ссылки
Аргайл, М., и Дин, Дж. (1965). Зрительный контакт, расстояние и принадлежность. Sociometry , 28 (3), 289. https://doi.org/10.2307/2786027
Бургун, Дж. К., Герреро, Л. К., и Флойд, К. (2016). Невербальное общение . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Групп.
Катания, AC (1986). О разнице между вербальным и невербальным поведением. Анализ вербального поведения , 4 (1), 2–9. https://doi.org/10.1007/bf03392809
Дарвин, К. (2018). Выражение эмоций у человека и животных . Dover Publications, Inc. (Оригинальная работа опубликована в 1872 г.)
Цзян, X. (2021 г.). Виды невербальной коммуникации . Интехопен.
Key, MR (1980). Взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникации . Мутон.
Манусов В. (2016). Невербальная коммуникация. Международная энциклопедия теории и философии коммуникации , 1–19. https://doi.org/10.1002/9781118766804.wbiect096
Мацумото, Д. Р., Франк, М. Г., и Хван, Х. С. (2013). Невербальная коммуникация: наука и приложения . Мудрец.
Виктория Сус (Массачусетс)
+ сообщений
Виктория Сус — академический писатель, специализирующийся в основном на экономике и бизнесе из Украины. Она имеет степень магистра международного бизнеса Львовского национального университета и имеет более чем 6-летний опыт написания текстов для различных клиентов. Виктория увлечена исследованием последних тенденций в экономике и бизнесе. Однако она также любит исследовать различные темы, такие как психология, философия и многое другое.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.