Способы невербального общения
Чтобы создать целостный образ о процессе общения, учитываются невербальные (не словесные) способы взаимодействия партнеров. Более половины данных о человеке можно получить просто при наблюдении за его поведением, это значит, что сперва мы видим и слышим человека, только потом у нас формируется представление о нем. Ученые обнаружили и зарегистрировали более тысяч невербальных знаков и сигналов. А. Мейерабином было установлено, что слова передают только 7% информации, звуковые средства (включая тон голоса, интонацию звука) – 38%, а невербальные средства – 55%.
Невербальное общение является общением с использованием паралингвистических способов передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные (рис. 1).
Рис. 1. – Виды невербальных средств общения
Невербальные проявления при общении
Появляется интересны вопрос, а можно ли обмануть собственное тело? На самом деле, нельзя, потому что совпадения между жестами будут отсутствовать. К примеру, раскрытые ладони говорят о честности, но, если обманщик раскроет вам свои объятия и улыбнётся, говоря при этом ложь, микросигналы его организма отразят его тайные мысли. Это может проявиться суженными зрачками, поднятой бровью, искривленными уголками рта. Такие сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.
Лицо используют в разы чаще, чем какую-нибудь другую часть тела, чтобы скрыть ложные высказывания. Человек улыбается, кивает головой, подмигивает, чтобы скрыть неправду, но, к несчастью для обманщика, тело использует знаки, которые говорят истинную правду, и наблюдательный человек быстро заметит несоответствие между сигналами, которые считает с лица и тела, и словами. Поэтому изучение выражения лица можно назвать искусством.
На невербальных средствах общения оставляют след конкретные социально-культурные условия, поэтому не существует общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны необходимо изучать так же, как и вербальный.
Например, во Франции жест «О’Кей» значит «ноль» или «ничего», в Японии им обозначают «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна его используют для обозначения гомосексуальности мужчины.
В Америке, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец используют в трёх значениях. Обычно его используют при «голосовании» на дороге. Во втором случае его используют как «всё в порядке», но если большой палец резко выбросить вверх, это будет расцениваться как оскорбительный знак, который значит нецензурное ругательство. Некоторые страны, например, Греция, этот жест используют в значении «заткнись», поэтому можете представить себе, как будет выглядеть русский турист, который пытается поймать попутную машину на греческой дороге.
Наиболее распространённые жесты
Рассмотрим жесты, которые встречаются чаще всего вне зависимости от культуры.
Рукопожатия
С помощью поворота ладони в разные стороны можно придать жесту властное, покорное или равное значение. Во время властного рукопожатия рука должна захватывать руку другого человека так, чтобы ладонь была развернута вниз. Таким образом, это будет сообщением человеку, что оппонент хочет быть главным в процессе общения с ним.
Закладывание рук за спину
Некоторым людям привычно ходить с высоко поднятой головой, вздёрнутым подбородком и с заложенными за спину руками. Это показатель уверенности человека в себе и, кроме того, чувства превосходства над другими. Жест, когда руки закладывают за спину и захватывают запястья, означает, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.
Жесты «лжи»
Быстрый темп некоторых жестов и их порядок зависят от возраста человека. Например, когда пятилетний ребёнок говорит неправду своим родителям, то сразу после этого он закроет руками рот. Если неправду скажет подросток, то рука прикрывает рот примерно так же, как и у пятилетнего ребенка, но только пальцами он будет слегка обводить линию губ. Когда лжет взрослый человек, мозгом ему посылается импульс прикрыть рот, чтобы задержать слова обмана, как это делают дети, но в последний момент человек убирает руку ото рта и прикасается к носу, потирает века, уши, оттягивает воротник.
Почёсывание шеи
Почёсывание шеи означает сомнение и неуверенность человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами соглашусь».
Скрещивание на груди рук
Руки в замке на груди показывают стремление спрятаться от неблагоприятной ситуации. Скрещивание рук – это универсальный жест, который практически во всех ситуациях означает оборонное или негативное состояние человека.
Наиболее эффективным способом заставить человека разомкнуть руки является предложение взять любой предмет, при взятии которого человек протянет руки вперед. Так он примет более открытое положение, и его состояние может измениться.
Но в ситуации, когда человек не только скрещивает руки на груди, но сжимает пальцы в кулак, это знак его враждебности и наступательной позиции. А если кисти скрещенных рук находятся на плечевой части руки, то это сигнализирует о том, что человек сдерживает негативные ощущения.
Скрещивание ног
Закидывание ноги на ногу может обозначать взволнованное состояние, сдержанную или защитную позицию. Когда кладут ногу на ногу с образованием угла, это показывает, что наблюдается соперничество и противоречие. Эта поза популярна у мужчин, которые имеют бойцовский характер. Человек, имеющий быструю реакцию, очень трудно изменяющий свою точку зрения в споре, чаще сидит, положив ногу на ногу и обхватывая ногу руками. Это значит, что перед вами твердый, упрямый человек, который требует к себе особый подход для нахождения общего языка.
Курение
Курение сигареты – это способ, с помощью которого подавляется внутреннее напряжение, которое позволяет тянуть время перед принятием решения. При этом, люди постукивают, помахивают сигаретой, что указывает на то, что человек испытывает напряжение. Если человек часто сбрасывает пепел с конца сигареты, то у него имеется высокое внутреннее напряжение и, возможно, его нужно успокоить. Когда курильщик зажигает сигарету, но сразу же гасит её, ещё не докурив до своей обычной длины, это сигнализирует о его желании закончить разговор.
Таким образом, кратко проанализированные особенности невербальной коммуникации говорят о том, что они занимают важное значение в процессе общения. Вместе с вербальной системой коммуникации с помощью них происходит обмен информацией, которая нужна людям для организации совместной деятельности и других форм взаимодействия.
Основные выводы
Коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, главная цель которого представлена выработкой общего смысла, общей точки зрения и согласия в различных ситуациях или проблемах.
Коммуникативные барьеры являются психологическими препятствиями на пути правильной передачи информации от одного партнера по общению к другому. Коммуникативные барьеры бывают трёх типов: понимания, социально-культурного различия и отношения.
Вербальной коммуникации свойственно использовать в качестве знаковой системы человеческую речь, которая является самым универсальным средством коммуникации. С помощью речи кодируется и декодируется информация. Незаменимый инструмент этого процесса – обратная связь, которая представлена сообщениями, посылающимися человеком в ответ на сообщения другого.
Обратная связь бывает:
- безоценочная, когда уточняется информация с целью получить дополнительные сведения;
- негативная, которая содержит критику или корректировку;
- позитивная, которая содержит одобрение или поддержку.
Психологической сущностью процесса обратной связи является необходимость людей выработать общую знаковую систему и одинаковое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.
Совокупность определенных мер, которые направлены на повышение эффективности речевого воздействия, называется убеждающей коммуникацией.
Речевая деятельность является деятельностью общения между людьми с помощью языка и речи. По степени направленности выделяется внешняя и внутренняя речь. Внутренняя речь происходит беззвучно, как скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя. Внешняя устная речь делится на монологическую и диалогическую.
Невербальным общением называется такой вид общения, при котором используются пара-лингвистические средства передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные.
Невербальные средства общения
#10 класс #Родной язык #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель-предметник #Школьное образование
Невербальные средства общения в художественной литературе Урок родного русского языка в 10 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №4» г.о.Подольск Морщакина Марина Викторовна
«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике». Цицерон
В XX веке интерес к невербальному общению так возрос, что выделилась особая область исследования — кинесика. Термин был придуман американским антропологом Рэем Бердвистелом, и означает он «изучение в комплексе: лицевой экспрессии, позы, походки и видимых движений руками и тела», передаётся при помощи невербальных средств. Невербальное общение — это коммуникация без использования слов.
Основные виды невербального общения Кинестика — невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений. Вокалика (паралингвистика) — голосовые эффекты, а именно: тон, скорость речи, сила голоса, наличие или отсутствие пауз, интенсивность звука. Хаптика (такесика) — коммуникации посредством прикосновений. Проксемика — восприятие и использование личного или социального пространства. Речь идет о дистанции между собеседниками, а также организации окружающей среды. Артефактика — одежда, украшения и так далее.
Поза — это положение тела, которое способно принимать около 1000 устойчивых различных положений. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённую позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: например, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы, чуть наклонённая вперёд голова, насупленные брови.
Открытой считается поза, в которой ноги и руки не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.
Походка — это стиль передвижения человека. По походке можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте, о таких эмоциях, как гнев, страдание, гордость, счастье и т.п. Психологи выяснили, что «тяжёлая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, лёгкая – для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетённая, такой человек редко глядит вверх.
Мимика — движение мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования психологов показывают, что при неподвижном лице теряется до 15% информации. Ведь в мимическом выражении лица 6 основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение. Основную информативную нагрузку при этом несут брови и губы.
Межличностное пространство Еще один немаловажный прием невербального общения — это соблюдение межличностной дистанции (пространства). На самом деле «границы дозволенного» могут отличаться в зависимости от места жительства, рода деятельности, а также индивидуальных предпочтений человека. Тем не менее есть некоторые стандартные параметры, которыми нужно руководствоваться при установлении контактов: Интимное расстояние (до 50 см) допустимо между близкими друзьями или родственниками. Также подобное межличностное расстояние допустимо в спорте, сопряженном с соприкосновением тел соперников или партнеров. Межличностное расстояние (50-120 см) допустимо при неформальном общении. При этом тактильный контакт может иметь место или отсутствовать. Социальное расстояние (120-370 см) характерно для общественных и деловых отношений. Тактильные контакты в данном случае недопустимы. Публичное расстояние (более 370 см) подразумевает формальный обмен вежливостями или воздержание от общения.
Особую роль в общении играет визуальный контакт. Если мы смотрим на говорящего, это помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, то есть основание полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо.
Голос Одна из составляющих невербального общения — голос. Важны не только слова, но также тон, громкость, интонация, с которыми они произносятся. Вот как можно угадать присутствие у оратора тех или иных чувств и эмоций: Волнение — низкий тон, суетливая прерывистая речь. Энтузиазм, воодушевление — высокий тон, четкая выверенная речь. Усталость — низкий тон, медленная речь с понижением интонации к концу фразы. Высокомерие — монотонная медленная речь. Неуверенность — сбивчивая речь с ошибками и паузами.
Самым значимым компонентом невербального общения являются жесты. Жесты – это движения руками или другие телодвижения. «Жест уточняет мысль, оживляет её, в сочетании со словами усиливает её эмоциональное значение, способствует лучшему восприятию речи». А.Ф. Кони
По своему назначению жесты делятся на следующие группы: 1.Механические жесты, которые вольно или невольно призваны отвлекать внимание человека. Это своеобразный аналог слов–паразитов. 2.Ритмические жесты, связанные непосредственно с ритмикой речи и призваны подчёркивать логическое ударение, замедление и ускорение речи. 3.Эмоциональные жесты, которые передают разнообразные оттенки чувств. 4.Указательные жесты, которые требуются для выделения какого-то предмета из ряда других. 5.Изобразительные жесты, с помощью которых человек как бы изображает предмет, наглядно показывает его.
В литературе формы невербального поведения, применимые к персонажам, приобретают особое значение. Обычно мимика и жесты сопровождают собеседование, дополняют акт общения. Они представляют собой внешнюю, «визуальную» сторону разговора, ему сопутствуют. Это своего рода аккомпанемент диалога. Жестикуляция дополняет речь говорящего, как бы договаривает то, что умалчивается при «краткословии», выявляет то, что не успевает реализоваться в слове. «Когда человек говорит,— отмечал Ф. Шиллер,—мы видим, как вместе с ним говорят его взгляды, черты его лица, его руки, часто все тело, и нередко мимическая сторона разговора оказывается наиболее красноречивой».
Автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и на манеру совершения действий, т. е. на формы поведения. Под термином поведение персонажа понимается воплощение его внутренней жизни в совокупности внешних черт: в жестах, мимике, манере говорить, интонации, в положениях тела (позах), а также —в одежде и прическе (в этом ряду — и косметика). Формы поведения могут иметь знаковый характер. Однако формы поведения литературного персонажа следует отличать от единичных компонентов его наружности, речевого и жестово-мимического действования (портретные описания, описания костюма).
Весьма настойчиво выявляет Достоевский также жесты и интонации людей болезненно самолюбивых и неуверенных в себе, тщетно пытающихся сыграть какую-то импозантную роль. Так, Лебядкин, знакомясь с Варварой Петровной Ставрогиной, «остановился, тупо глядя перед собой, но, однако, повернулся и сел на указанное место, у самых дверей. Сильная в себе неуверенность, а вместе с тем наглость и какая-то беспрерывная раздражительность сказывалась в выражении его физиономии. Он трусил ужасно <…> видимо боялся за каждое движение своего неуклюжего тела <…> Капитан замер на стуле с своею шляпой и перчатками в руках и не сводя бессмысленного взгляда своего со строгого лица Варвары Петровны. Ему, может быть, и хотелось бы внимательно осмотреться, но он пока еще не решался». В подобных эпизодах Достоевский художественно постигает ту закономерность человеческой психики. «Человек <…> болезненно дорожащий производимым им внешним впечатлением, но не уверенный в нем, самолюбивый, теряет правильную <…> установку по отношению к своему телу, становится неповоротливым, не знает, куда деть руки, ноги; это происходит потому, что <…> контекст его самосознания путается контекстом сознания о нем другого. ..».
Движения, позы и жесты, высказывания (и их интонации) выступают в реалистической литературе как индивидуальная характеристика персонажа. Достаточно вспомнить, к примеру, осторожного, вкрадчивого, боязливого Беликова у Чехова или противоположных ему по «стилю поведения» героев Достоевского — Настасью Филипповну и Ипполита, не умеющих и не желающих сдерживать свои импульсы.
Портретные характеристики, как правило, однократны и исчерпывающи: при первом появлении персонажа на страницах произведения описывается его наружность, чтобы к ней можно было уже не возвращаться. Поведенческие же характеристики чаще всего рассредоточены в тексте, многократны и вариативны, ибо констатируют в изображаемом человеке то, что в нем неизбывно динамично и связано с внутренними и внешними переменами. Традиционно это называют динамикой портрета, но по сути речь идет о формах поведения. Во время первого разговора с Пьером о предстоящем отъезде на войну лицо молодого Болконского дрожит «нервическим оживлением каждого мускула». При встрече с князем Андреем через несколько лет Пьера поражает его «потухший взгляд». Совсем иначе выглядит Болконский в пору увлечения Наташей Ростовой. А во время разговора с Пьером накануне Бородинского сражения на его лице — «неприятное» выражение, отвечает Болконский «злобно-насмешливо». Во время встречи с Наташей тяжело раненный князь Андрей, «прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами»; позже автор описывает светящиеся «ей навстречу» глаза и, наконец,— «холодный, строгий взгляд» перед смертью.
Разного рода искусственность, «сделанность» форм поведения, нарочитость позы и жеста, мимики и интонации, освещавшиеся критически уже в пору романтизма, стали в последующие эпохи вызывать к себе еще более суровое, безусловно негативное отношение писателей. Вспомним толстовского Наполеона перед портретом сына: подумав, как себя вести в этот момент, полководец «сделал вид задумчивой нежности», после чего (!) «глаза его увлажнились». Актер, стало быть, сумел проникнуться духом роли. В постоянстве и равенстве себе интонаций и мимики Л.Н. Толстой усматривает симптомы искусственности и фальши, позерства и лжи. Берг всегда говорил точно и учтиво; Анну Михайловну Друбецкую никогда не покидал «озабоченный и вместе с тем христиански-кроткий вид»; Элен наделена «однообразно красивой улыбкой»; глаза Бориса Друбецкого были «спокойно и твердо застланы чем-то, как будто какая-то заслонка —синие очки общежития — были надеты на них».
Особо стоит выделить роль жеста в драматических произведениях Развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Невербальное поведение персонажей выступает как один из основных способов характеристики персонажа, так и как форма присутствия автора в тексте/на сцене. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы список действующих лиц, иногда сопровождаемый их краткими характеристиками, обозначение времени и места действия, описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет лишь побочный текст драматического произведения. Основной же его текст — это чередование высказываний персонажей, их реплик и монологов.
Практикум. Анализ невербальной коммуникации на примере текстов Михаила Зощенко. «Я посмотрел на супругу Митрофана Семёныча. А та улыбнулась этак криво и говорит: — Ах да, говорит, мы теперь, знаете ли, на кухне бросили стряпать… Без плиты обходимся. В столовую ходим». Из произведения Михаила Зощенко «Семейное счастье». Без использования мимики и интонации нам было бы непонятно, что супруга Митрофана Семёныча вовсе не была рада новым изменениям. Таким образом, интонацией и своим выражением лица, она хотела показать мужу то, что думает об этом на самом деле
Из этого следует, что функцией невербальных коммуникаций является уточнение и пояснение речи. Точность фраз поможет нам разобраться в ситуации полностью. Невербальная коммуникация нужна нам для того, чтобы понять реакцию человека на заданный вопрос или сделанное действие: «У нас, например, можно на чай не дать. Ничего такого не произойдёт. Ну скривит официант морду или стулом двинет — дескать, сидел тоже, рыжий пёс… И всё». Из произведения Михаила Зощенко «Хамство». «Скривит морду» — этим действием герой показал то, что он возмущён, разочарован и, возможно, зол, потому что обслуживал клиента, а тот его не отблагодарил.
«- Чего, — спрашиваю, — возитесь, хозяюшка? А она рукой машет. -Я, — говорит, — милый человек, и не думала, что так бедновато живу». Из произведения Михаила Зощенко «Бедность». Если бы не жест (эмоциональный жест — взмах руки), который показала хозяйка, нам бы не была понятна реакция на заданный вопрос. Махнув рукой, она показала, что расстроена и не хочет отвечать на вопрос, как будто отмахивается от него. То есть невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, т. е. фактически заменять
Также с помощью невербальных коммуникаций можно понять, как человек относится к другому человеку. Рассмотрим на примере: «-Ты что ж это, бродяга! — кричала баба, доходя в некоторых словах до полного визгу. — Ты кого же посадил-то, черт рваный? Обормот, горе твое луковое! Мой мужик оглянулся назад и усмехнулся в бороденку». Из произведения Михаила Зощенко «Именинница». «Оглянулся назад и усмехнулся в бороденку» — этими действиями мужик показал свое неуважение к жене. Даже не смотря на то, что он изначально отвозил жену за покупками, так как она именинница, он сочтёт верным взять пассажира, а не довести свою жену домой, как должен был. этими действиями он показал, что он не только не уважал свою жену, но еще и пренебрегал ей.
«Когда шаги грабителя стали совершенно неслышны, Вася Чесноков заёрзал вдруг ногами по снегу и закричал тонким, пронзительным голосом: — Караул! Грабят! Потом сорвался с места и побежал по снегу, в ужасе подпрыгивая и дёргая ногами. Машенька осталась у решётки». Из произведения Михаила Зощенко «Любовь». Своим действием Вася Чесноков показал, как он действительно относился к Машеньке, что не совпадало с его словами. Убежав он показал, что ему уже все равно, что дальше случится с Машенькой. Он эгоист.
С помощью действий или жестов можно понять, как человек относится к другому, но также об этом нам подскажет интонация произнесенной фразы. Узнать заинтересован ли человек в беседе или ему наоборот скучно разговаривать. «- Больна я, — сказала Анисья. — То есть вся насквозь больная. Каждая косточка ноет и трясётся. Сердце гниёт заживо. — С чего бы это? — равнодушно спросил фельдшер». Из произведения Михаила Зощенко «Пациентка». В этой фразе мы может увидеть, что фельдшер совсем не заинтересован в проблеме Анисьи, что ему все равно. Возможно, он даже не поверил девушке, так как первый вопрос, который он задал, был: «С чего бы это?», выражающий, скорее, равнодушие, а не удивление или заинтересованность. Автор усиливает эту интонацию наречием «равнодушно».
С помощью интонации, мимики и жестам, можно узнать в каком настроении находится собеседник или какие эмоции он испытывает «- Можно, можно, — передразнил он жену. — Ты, Мотя, всегда недовольна. Другая бы прыгала и скакала, что её раскрепостили, а ты надуешься, как мышь на крупу, и молчишь… Ведь небось довольна, что не приходится на кухне торчать? Ну отвечай же гостю!» Из произведения Михаила Зощенко «Семейное счастье». С помощью интонаций героя, а именно передразнивания, мы понимаем, что хозяин дома раздражён, он не понимает, почему его жена так реагирует и из-за этого направляет свое раздражение в ее адрес.
«Молодая, интересная собой кондукторша ядовито говорит пассажиру: — Что же вы думаете: даром я вас повезу? Платите, короче говоря, деньги или сойдите с моего вагона.» Из рассказа М.Зощенко «Облака» С помощью наречия «Ядовито» мы можем обнаружить невербальную коммуникацию, такую как тон. Мы можем понять, что кондукторша была возмущена и своим тоном показала это пассажиру.
Как видите невербальные коммуникации скрываются за каждым нашим действием и словом, будь она выражена мимикой лица или интонацией произношения. «Она одернула свои юбки, не глядя на мужа, просто сказала: — Выгружать, что ли? — Конечно, выгружать, — сказал мужик.— Не до лету лежать товару». Из произведения Михаила Зощенко «Именинница». Своим тоном и словами жена «мужика» показала, что она обижена, ведь тот, действительно, задел ее своими действиями. Однако женщина не высказала свою обиду мужу, так как знала, что ее слова для него ничего не значат, потому что ее муж пренебрегал ей.
Невербально человек может общаться как с человеком, так и с животным. «Он сидел на передке, свесив вниз ноги, и непрестанно цокал на лошадь языком. Между прочим, цокал он языком абсолютно всю дорогу.» Из произведения Михаила Зощенко «Именинница». «Непрестанно цокал, цокал языком абсолютно все дорогу» —таким звукоподражанием мужик общался с лошадью, так он указывал ей, что делать, если бы он перестал цокать лошадь бы поняла и остановилась. Лошади так было легче воспринимать мужика. Этим действием мужик не хотел надоедать главному герою произведения, а, всего на всего, взаимодействовал со своей лошадью
Удалось выяснить, что невербальной коммуникации общения героев способствует лучшему пониманию текста. В ходе исследования подтвердили, что невербальная коммуникация играет значимую роль в общении, как человека с человеком, так и человека с животными. На первом плане в произведениях всегда стоят вербальные коммуникации, однако сухие диалоги без добавления в них жестов или интонаций были бы нам непонятны. Михаил Зощенко был сатириком, поэтому в своих рассказах хотел именно показать, высмеять какую-то определённую деталь характера героя, взаимоотношение между людьми. Чтобы подчеркнуть это, он использовал слова-сигналы, однако, чтобы характер данных сигналов стал понятен читателям, он добавлял элементы невербальной коммуникации. Отсюда можно сделать вывод, что именно невербальная коммуникация очень важна для сатирических рассказов Михаила Зощенко, потому что именно эти мелкие делали помогают нам определить именно ту проблему, которую пытается нам показать автор. С помощью невербальных описаний мы можем лучше понять и проанализировать героя. Заключение
25.10.20
11.1 Принципы невербальной коммуникации – деловое общение для успеха
Цели обучения
- Продемонстрировать невербальное общение и описать его роль в процессе общения.
- Понимать и объяснять принципы невербального общения.
Невербальная коммуникация изменчива
Скорее всего, у вас было много случаев, когда слова были неправильно поняты или смысл слов был неясен. Когда дело доходит до невербального общения, смысл еще труднее различить. Иногда мы можем сказать, что люди сообщают посредством невербального общения, но не существует надежного «словаря» того, как интерпретировать невербальные сообщения. Невербальная коммуникация – это процесс передачи сообщения без использования слов. Он может включать в себя жесты и выражения лица, тон голоса, синхронизацию, позу и то, как вы стоите во время общения. Это может помочь или помешать ясному пониманию вашего сообщения, но оно не раскрывает (и даже может маскировать), что вы на самом деле думаете. Невербальная коммуникация далеко не проста, и ее сложность делает наше изучение и наше понимание достойной, но сложной целью.
Где начинается подмигивание и заканчивается кивок? Невербальная коммуникация включает в себя все тело, пространство, которое оно занимает и в котором оно доминирует, время, в течение которого оно взаимодействует, и не только то, что не сказано, но и то, как это не сказано. Смущенный? Попробуйте сосредоточиться только на одном элементе невербальной коммуникации, и он скоро затеряется среди всех остальных стимулов. Рассмотрим зрительный контакт. Что это означает само по себе без контекста, положения подбородка или бровей, чтобы показать интерес или сигнализировать об угрозе? Невербальные действия почти плавно переходят от одного к другому, что затрудняет интерпретацию одного элемента или даже ряда элементов.
Мы воспринимаем время как линейное, текущее по прямой линии. Мы выполнили одну задачу, сейчас делаем другую задачу, и мы все время планируем делать что-то еще. Иногда мы уделяем больше внимания будущему или прошлому, забывая, что на самом деле живем в настоящем моменте, независимо от того, сосредоточены мы на «сейчас» или нет. Невербальная коммуникация всегда находится в движении, пока мы есть, и никогда не повторяется дважды.
Невербальное общение необратимо. В письменном сообщении вы можете написать разъяснение, исправление или опровержение. Хотя исходное утверждение никогда не исчезает полностью, оно допускает исправление. В отличие от письменного общения, устное общение может позволить «переделать» на месте: вы можете объяснить и перефразировать, надеясь прояснить свою точку зрения. Вы также можете копать яму, в которой вы находитесь, чуть глубже. Старые поговорки «когда окажешься в яме, перестань копать» и «открой рот, вставь ногу» иногда применимы и к устному общению. Мы все говорили что-то, что мы бы отдали что угодно, чтобы забрать обратно, но мы все знаем, что не можем. Устное общение, как и письменное, допускает некоторые исправления, но оно все равно не стирает исходное сообщение или его влияние. Невербальное общение делает еще один шаг вперед. Вы не можете отделить одно невербальное действие от контекста всех других вербальных и невербальных коммуникативных актов, и вы не можете взять его обратно.
В речи невербальная коммуникация непрерывна в том смысле, что она происходит всегда, и поскольку она очень подвижна, может быть трудно определить, где начинается одно невербальное сообщение и заканчивается другое. Слова можно легко идентифицировать и изолировать, но если мы попытаемся выделить жесты, улыбку или позу говорящего, не глядя на то, как все это сочетается в контексте, мы можем упустить суть и сделать неверный вывод. Вы должны осознавать этот аспект публичных выступлений, потому что, цитируя другую старую поговорку, «Действия говорят громче, чем слова». Это верно в том смысле, что люди часто обращают больше внимания на ваши невербальные выражения, чем на ваши слова. В результате невербальная коммуникация — это мощный способ способствовать (или умалять) ваш успех в донесении вашего сообщения до аудитории.
Быстрая невербальная коммуникация
Давайте представим, что вы сидите за компьютером на работе. Вы видите, что пришло электронное письмо, но вы как раз находитесь в процессе подсчета электронной таблицы, цифры в которой просто не складываются. Вы видите, что электронное письмо от коллеги, и вы нажимаете на него. В теме письма указано «розовые листки». Вы можете интерпретировать это как предложение о костюме на Хэллоуин или соревнование в гонке за собственность друг друга, но в контексте рабочего места вы можете предположить, что это означает увольнения.
Ваша эмоциональная реакция немедленна. Если бы автор электронного письма мог видеть ваше лицо, он бы понял, что ваш ответ был выражением недоверия и разочарования, даже гнева, и все это благодаря вашему невербальному общению. Да, когда в лесу падает дерево, оно издает звук, даже если его никто не слышит. Точно так же вы все время выражаете себя через невербальное общение, совершенно не задумываясь. Вы можете подумать о том, как поделиться новостями со своим партнером, и попытаться изобразить улыбку и чувство спокойствия, когда вам не хочется улыбаться.
Невербальное общение выдает наши мысли и чувства еще до того, как мы осознаем, о чем думаем или что чувствуем. Люди могут увидеть и услышать больше, чем вы когда-либо ожидали. Ваше невербальное общение включает в себя как преднамеренные, так и непреднамеренные сообщения, но, поскольку все это происходит так быстро, непреднамеренные сообщения могут противоречить тому, что вы знаете, что должны сказать или как вы должны реагировать.
Невербальное общение может дополнить или заменить вербальное общение
Люди больше обращают внимание на то, как вы это говорите, чем на то, что вы говорите на самом деле. В представлении речи это особенно верно. Мы общаемся невербально больше, чем участвуем в вербальной коммуникации, и часто используем невербальные выражения, чтобы добавить или даже заменить слова, которые мы иначе могли бы сказать. Мы используем невербальный жест, называемый иллюстратором, чтобы эффективно передать наше сообщение и усилить нашу точку зрения. Ваш коллега Эндрю может спросить вас: «Бар Барни после работы?» когда он проходит мимо, и вы просто киваете и говорите «да». Эндрю может ответить невербальным жестом, называемым эмблемой, сигнализируя знаком «ОК», когда он уходит.
В дополнение к иллюстраторам или символической невербальной коммуникации мы также используем регуляторы. «Регуляторы — это невербальные сообщения, которые контролируют, поддерживают или препятствуют взаимодействию» (McLean, S., 2003). Например, если кто-то говорит вам сообщение, которое сбивает с толку или расстраивает, вы можете поднять руку — общепризнанный регулятор, который просит говорящего замолчать.
Предположим, вы находитесь на совещании и представляете речь о новейшем продукте вашей компании. Если члены вашей аудитории кивают, соглашаясь с важными моментами, и поддерживают хороший зрительный контакт, это хороший знак. Невербально они используют регуляторы, побуждающие вас продолжать презентацию. Напротив, если они отводят взгляд, топают ногой и начинают рисовать на полях своего блокнота, это регуляторы, предлагающие вам лучше подумать о том, как вернуть их интерес или быстро завершить презентацию.
«Аффектные проявления — это невербальное общение, выражающее эмоции или чувства» (McLean, S., 2003). Демонстрация аффекта, которая может сопровождать поднятие руки в знак тишины, может состоять в том, чтобы нахмуриться и покачать головой из стороны в сторону. Когда вы с Эндрю находитесь в баре Barney’s Bar, улыбайтесь и машите рукой прибывающим коллегам, чтобы они знали, где вы сидите, и приветствовали их.
Рисунок 11.1
Расчесывание волос было бы примером целенаправленного действия, в отличие от самоадаптивного поведения.
Мэтью — Я ненавижу дни с плохой прической — CC BY-NC-ND 2.0.
«Адапторы — это проявления невербального общения, которые помогают вам адаптироваться к вашей среде и каждому контексту, помогая вам чувствовать себя комфортно и безопасно» (McLean, S., 2003). Самоадаптер подразумевает, что вы удовлетворяете свою потребность в безопасности, например, играя со своими волосами, адаптируя что-то в себе таким образом, для которого это не было предназначено или без какой-либо очевидной цели. Расчесывание волос было бы примером целенаправленного действия, в отличие от самоадаптивного поведения. Объект-адаптер предполагает использование объекта способом, для которого он не предназначен. Вы можете увидеть, как зрители постукивают карандашами, жуют их или играют с ними, игнорируя при этом вас и вашу презентацию. Или, возможно, кто-то вытаскивает расческу и несколько раз проводит ногтем большого пальца о зубцы расчески. Они используют расческу или карандаш не по назначению, как объект-адаптер, который сообщает об отсутствии заинтересованности или энтузиазма в вашей речи.
Преднамеренное невербальное общение может дополнять, повторять, заменять, маскировать или противоречить тому, что мы говорим. Когда Эндрю пригласил вас к Барни, вы сказали «Да» и кивнули, дополняя и повторяя сообщение. Вы могли бы просто кивнуть, эффективно заменив «да» невербальным ответом. Вы также могли решить отказаться, но не хотели обижать чувства Эндрю. Покачивая головой «нет», указывая на часы, сообщая о проблемах с работой и временем, вы можете маскировать свои настоящие мысли или чувства. Маскировка включает замену соответствующей невербальной коммуникации на невербальную коммуникацию, которую вы, возможно, захотите отобразить (McLean, S., 2003). Наконец, невербальные сообщения, противоречащие вербальному общению, могут сбить слушателя с толку. Таблица 11.1 «Некоторые невербальные выражения» суммирует эти понятия.
Таблица 11.1 Некоторые невербальные выражения
Термин | Определение |
---|---|
Адаптеры | Помогите нам почувствовать себя комфортно или укажите эмоции или настроение |
Влиять на дисплеи | Выражать эмоции или чувства |
Дополнение к | Подкрепление вербального общения |
Противоречие | Противоречащее устному общению |
Эмблемы | Невербальные жесты, которые несут определенное значение и могут заменить или усилить слова |
Иллюстраторы | Подкрепить устное сообщение |
Маскировка | Замена менее подходящих дисплеев более подходящими |
Объектные адаптеры | Использование объекта не по назначению |
Регуляторы | Контролировать, поощрять или препятствовать взаимодействию |
Повторяющийся | Повторение словесного общения |
Замена | Замена вербального общения |
Самоадаптеры | Адаптация чего-то в себе таким образом, для которого это не было предназначено, или без очевидной цели |
Невербальное общение универсально
Подумайте о многих контекстах, в которых происходит взаимодействие в течение дня. Утром, на работе, после работы, дома, с друзьями, с семьей, и наш список можно продолжать довольно долго. Теперь рассмотрим различия в невербальной коммуникации в этих многочисленных контекстах. Когда вы на работе, вы прыгаете вверх и вниз и говорите все, что хотите? Почему или почему нет? Вы можете не вести себя так из-за ожиданий на работе, но факт остается фактом: с момента пробуждения до сна вы окружены невербальной коммуникацией.
Если бы вы родились в другой стране, у других родителей и, возможно, как представитель противоположного пола, весь ваш мир был бы совсем другим. Тем не менее, невербальное общение останется универсальной константой. Он может выглядеть не так, или использоваться таким же образом, но он все равно будет невербальным общением со своими многочисленными функциями и проявлениями.
Невербальное общение сбивает с толку и зависит от контекста
Невербальное общение может сбивать с толку. Нам нужны контекстуальные подсказки, чтобы помочь нам понять или начать понимать, что означает движение, жест или отсутствие изображения. Затем мы должны выяснить все это, основываясь на наших предварительных знаниях (или их отсутствии) о человеке, и надеяться сделать это правильно. Расскажите о вызове. Невербальное общение повсюду, и мы все его используем, но это не делает его простым или независимым от того, когда, где, почему или как мы общаемся.
Невербальное общение может быть преднамеренным или непреднамеренным
Предположим, вы работаете продавцом в розничном магазине, и покупатель сообщил вам о своем разочаровании. Будут ли невербальные аспекты вашего ответа преднамеренными или непреднамеренными? Ваша работа — всегда быть приятным и вежливым, но ваши нахмуренные брови или широко раскрытые глаза могут быть непреднамеренными. Они ясно сообщают о ваших негативных чувствах в данный момент. Повторное выражение вашего желания быть полезным и демонстрация невербальных жестов может означать, что «ничего страшного», но напряжение момента все еще «написано» на вашем лице.
Можем ли мы сказать, намеренно или ненамеренно люди общаются невербально? Задайте этот вопрос десяти людям и сравните их ответы. Вы можете быть удивлены. Очевидно, что понять невербальную коммуникацию в действии непросто. Мы часто приписываем преднамеренные мотивы невербальной коммуникации, когда на самом деле их проявление непреднамеренно и часто трудно интерпретировать.
Невербальные сообщения передают чувства и отношения
Стивен Биб, Сьюзан Биб и Марк Редмонд предлагают нам три дополнительных принципа межличностного невербального общения, которые служат нашему обсуждению. Во-первых, вы часто реагируете быстрее, чем думаете. Ваши невербальные ответы передают вашу первоначальную реакцию, прежде чем вы сможете обработать ее с помощью языка или сформулировать соответствующий ответ. Если ваша адекватная устная реакция не соответствует вашей невербальной реакции, вы можете выдать свои истинные чувства и отношения (Биби, С., Биби, С. и Редмонд, М., 2002).
Альберт Меграбян утверждает, что мы редко передаем эмоциональные сообщения посредством устной речи. По словам Мехрабяна, 93 % времени мы выражаем свои эмоции невербально, по крайней мере 55 % — с помощью мимики. Голосовые сигналы, положение тела и движения, а также нормативное пространство между говорящим и получающим также могут быть ключами к чувствам и отношениям (Мехрабиан, А., 1972).
Всегда ли ваша первая эмоциональная реакция является точным и верным отражением ваших чувств и отношений, или ваша эмоциональная реакция меняется со временем? Мы все постоянно меняемся, и иногда момент разочарования или вспышка гнева может сигнализировать получателю о чувстве или эмоции, которые существовали в течение некоторого времени, но с тех пор прошли. Их ответ на ваше сообщение будет основан на этом восприятии, даже если вы уже решили эту проблему. Вот где устное слово служит нам хорошо. Возможно, вам придется четко сформулировать, что вы были разочарованы, но не более того. Слова, произнесенные вслух, могут внести ясность и вызвать дополнительное обсуждение.
Мы верим в невербальную коммуникацию больше, чем в вербальную
Опираясь на пример реагирования на ситуацию с помощью мимических жестов, связанных с фрустрацией, прежде чем вы даже успеете придумать соответствующий вербальный ответ, зададимся вопросом: чему бы вы поверили, чьим-то действиям или их слова? По словам Уильяма Сейлера и Мелиссы Билл, большинство людей склонны верить невербальному сообщению, а не вербальному. Люди часто отвечают, что «действия говорят громче, чем слова», и придают непропорционально большое значение невербальной реакции (Seiler W., and Beall, M., 2000). Люди не всегда логичны, и они испытывают чувства и отношения, которые меняются. Тем не менее, мы больше доверяем невербальному общению, особенно когда речь идет о лживом поведении. Согласно Мирону Цукерману, Белле ДеПауло и Роберту Розенталю, есть несколько моделей поведения, которые люди часто демонстрируют, когда обманывают (Цукерман М., ДеПауло Б. и Розенталь Р., 19).81):
- Уменьшение зрительного контакта во время разговора
- Неловкие паузы в разговоре
- Более высокий тон голоса
- Умышленное произношение и артикуляция слов
- Увеличена задержка времени ответа на вопрос
- Увеличение движений тела, например изменение позы
- Уменьшение улыбки
- Снижение скорости речи
Если вы заметили одно или несколько поведений, возможно, вам стоит присмотреться. Со временем мы изучаем модели речи и поведения людей и формируем набор ожиданий. Отклонение от их установленных шаблонов в сочетании с приведенными выше подсказками может послужить предупреждением о возможности того, что что-то заслуживает более пристального внимания.
Наши невербальные реакции связаны с нашими физиологическими реакциями на стресс, такими как частота сердечных сокращений, кровяное давление и проводимость кожи. Полиграфы (обычно называемые «детекторами лжи») фокусируются на этих физиологических реакциях и демонстрируют аномалии или вариации. В то время как криминальные фильмы и телевизионные шоу могут заставить полиграфы выглядеть надежными, ведутся серьезные споры о том, измеряют ли они нечестность с какой-либо степенью точности.
Можете ли вы научиться распознавать ложь? Маловероятно. Наша цель в изучении невербального общения состоит не в том, чтобы выявить нечестность в других, а скорее в том, чтобы помочь вам понять, как использовать невербальные аспекты общения для улучшения понимания.
Невербальное общение — ключ к отношениям между говорящим и аудиторией
Когда мы впервые видим друг друга, еще до того, как кто-то скажет хоть слово, мы уже оцениваем друг друга. В течение первых нескольких секунд мы составили суждения друг о друге, основываясь на том, что мы носим, наших физических характеристиках и даже нашей позе. Верны ли эти суждения? Это трудно понять без контекста, но мы можем сказать, что невербальная коммуникация определенно влияет на первое впечатление, в лучшую или в худшую сторону. Когда оратор и аудитория впервые встречаются, невербальное общение с точки зрения пространства, одежды и даже личных характеристик может способствовать формированию предполагаемых ожиданий. Ожидания могут быть неточными или даже несправедливыми, но важно признать, что они будут присутствовать. Есть истина в поговорке: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Поскольку начинания — это хрупкие времена, ваше внимание к аспектам, которые вы можете контролировать, как вербальным, так и невербальным, поможет сделать первый шаг в формировании отношений с вашей аудиторией. Ваш зрительный контакт с аудиторией, использование пространства и степень формальности будут продолжать способствовать этим отношениям.
Как оратор, ваше невербальное общение является частью сообщения и может способствовать или отвлекать вас от достижения ваших общих целей. Зная о них и практикуясь с живой аудиторией, вы можете научиться быть более осознанными и контролировать ситуацию.
Ключевые выводы
- Невербальная коммуникация — это процесс передачи сообщения без использования слов; это относится к динамическому процессу общения, процессу восприятия и слушания, а также к вербальному общению.
- Невербальная коммуникация плавная и быстрая, универсальная, запутанная и контекстуальная. Оно может дополнять или заменять вербальное общение и может быть преднамеренным или непреднамеренным.
- Невербальное общение передает чувства и отношения, и люди склонны верить невербальным сообщениям больше, чем вербальным.
Каталожные номера
Биби, С. [Стивен], Биби, С. [Сьюзен], и Редмонд, М. (2002). Межличностное общение с другими (3-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Маклин, С. (2003). Основы речевого общения . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Меграбян, А. (1972). Невербальное общение . Чикаго, Иллинойс: Альдин Атертон.
Зайлер, В., и Билл, М. (2000). Связь: Установление соединений (4-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Цукерман, М., ДеПауло, Б., и Розенталь, Р. (1981). Вербальная и невербальная коммуникация обмана. Достижения в экспериментальной социальной психологии, 14 , 1–59.
Невербальная коммуникация и цифровое рабочее место
5-секундный обзор
- Невербальная коммуникация, включающая язык тела, мимику, жесты и зрительный контакт, играет удивительно важную роль в восприятии другими людьми наших чувств и того, что мы имеем в виду.
- Резкий рост гибридного и удаленного сотрудничества усложнил эффект невербального общения, и командам и отдельным лицам было бы полезно пересмотреть способы своего невербального общения.
Весь мир — это действительно сцена, включая наши цифровые и удаленные рабочие места. Ваше невербальное поведение всегда на виду, независимо от того, устремлены ли все взгляды на вас или вы пассивный участник собрания из ста человек. В эпоху Zoom невербальное общение приобретает новое значение, и нам надлежит быть более активными в отношении тонких физических сигналов, которые мы посылаем.
Читайте дальше, чтобы узнать, как мы общаемся — или неправильно общаемся, в зависимости от обстоятельств — посредством языка тела, выражения лица и других невербальных сигналов, а также как мы можем думать о навыках невербального общения в современном рабочем контексте.
Что такое невербальная коммуникация и почему она важна?
Академические исследования по этому вопросу придают различное значение роли невербальной коммуникации в нашей повседневной жизни: одно исследование, проведенное несколько десятилетий назад, утверждает, что только 7% наших чувств передаются в словах, которые мы произносим. Каким бы ни было пропорциональное распределение произносимых слов по сравнению с невербальными сигналами в нашем стиле общения, эти невербальные действия, вероятно, играют более важную роль, чем большинство из нас осознает.
Эти тонкие (а иногда и не очень) индикаторы — язык тела, мимика, жесты, зрительный контакт — всегда работают в фоновом режиме; они могут поддерживать, усиливать или противоречить тому, что передает наше вербальное общение. И, как и любую форму коммуникации, ее легко неправильно понять и истолковать, особенно когда мы так сильно полагаемся на цифровую коммуникацию, которая ограничивает сферу нашего взаимодействия.
Эрика Дхаван — автор книги «Цифровой язык тела: как завоевать доверие и связь, независимо от расстояния». Ее книга 2021 года посвящена нашим (отсутствию) навыков цифрового общения, давая практические советы и рекомендации о том, как вести себя на видеовстречах, в электронной почте, онлайн-чатах, смайликах и так далее. «Мы выросли, изучая основные правила языка тела, но не изучая цифровой язык тела», — говорит она. «Не было свода правил, поэтому мы допустили много ошибок. Мы превратили случайность в небрежность».
Удаленное и гибридное сотрудничество теперь является неотъемлемой частью нашей трудовой жизни. Давайте рассмотрим четыре способа, которыми наша физическая сущность может саботировать наш смысл, чтобы мы могли быть более преднамеренными в наших невербальных взаимодействиях с другими.
4 типа невербальной коммуникации
Мы можем разделить невербальные сигналы, которые обычно составляют нашу самопрезентацию — онлайн или лицом к лицу — на четыре категории. Однако здесь следует отметить: это поведение может не применяться или применяться таким же образом к людям, которые являются нейродивергентами или имеют определенные нарушения. Как всегда, стремитесь сначала понять, проявить сочувствие и отдать приоритет психологической безопасности в своей команде.
1. Язык тела, поза и движения
Наши тела способны принимать почти бесконечные конфигурации, и все они добавляют контекст к нашему текущему состоянию ума. То, как мы сидим, стоим и ходим (подумайте: побежденная сутулость, удовлетворенная прогулка, бодрость духа в чьем-то шаге) помогает задать тон нашему взаимодействию с другими людьми, хотя его значение может быть приглушено в эпоху Zoom.
На виртуальной встрече наклонитесь вперед, не сутулясь и не ерзая, чтобы показать другим, что вы заняты. Во время разговора один на один просканируйте своего коллегу на предмет таких индикаторов, как сжатая челюсть или сгорбленные плечи — явные признаки стресса — прежде чем просить об одолжении или сообщать плохие новости.
2. Мимика
Мимика — это отдельный язык; мы учимся извлекать смысл из выражения лиц людей, прежде чем научимся ходить. А с 1963 года мы все больше полагаемся на эту печально известную желтую иконку как на универсальную замену для этих локализованных невербальных сигналов: реплики, возможно, отошли на второй план, объясняет Эрика Дхаван. «Во многих отношениях пунктуация и использование символов в цифровом мире являются новыми средствами передачи эмоций». Они помогают людям передать целый ряд эмоций, которые иногда невозможно выразить словами. Они также веселые и увлекательные, создавая рабочие места и социальные связи между командами, даже если они рассредоточены и удалены.
Дебаты на века
Мы здесь не для того, чтобы занять позицию по горячо обсуждаемому вопросу об отключении наших камер на виртуальных встречах. Конечно, в контексте невербального общения отсутствие камер оставляет всю тяжелую работу вербальному общению. В то же время есть много веских причин, от плохой прически до обеда, набитого едой, что съемка за кадром — более разумный выбор. Командные нормы должны определяться демократично и с пониманием — делайте то, что работает для вас и вашей команды.
Независимо от того, выражаете ли вы свои чувства с помощью смайликов или полагаетесь на аналоговую версию — вы знаете, ваше настоящее лицо — действуйте осторожно. Знайте, когда сдержаться, а когда дать волю, и будьте как можно преднамереннее с тем, что выдает ваше выражение лица.
3. Жесты
В то время как язык тела и выражение лица в первую очередь служат для обозначения нашего эмоционального состояния, жесты рук, характерные для данной культуры, могут передавать более конкретное сообщение. Одной рукой можно сказать кому-то ✋ остановиться, 🤫 замолчать, ☝️ подождать, 🤙 повесить десять, 🖖 жить долго и процветать,🖕… ну, вы поняли. Эти социально согласованные сигналы могут быть полезной заменой для вербального общения, когда, скажем, вы находитесь в комнате, полной людей (цифровых или личных), и хотите дать тихий, но ясный знак поддержки или раздор.
Но, в зависимости от культурного происхождения людей, с которыми вы разговариваете, и с учетом того, что наши рабочие места с каждой минутой становятся все более глобальными, этот знак «хорошо» 👌 или большой палец вверх 👍 может дать коллега из Бразилии или Ирана. (соответственно) серьезно неправильное впечатление.
4. Зрительный контакт
Да, ваши глаза являются частью вашего лица (см. наш второй пункт в этом списке), но этот тонкий, но глубокий сигнал о том, что вы смотрите друг другу в глаза, сам по себе является столпом невербальной коммуникации. . «Установить зрительный контакт» — почти универсальная лучшая практика для установления социальных связей — романтических, платонических и профессиональных — и показать другим, что вы слушаете и заинтересованы.
Зрительный контакт сложн, если не невозможен, однако на видеовстречах, где вам нужно смотреть в камеру, а не в лица людей, с которыми вы разговариваете, — трудно пройти. Поэтому нам приходится полагаться на другие способы показать, что мы слушаем и понимаем наших коллег, возможно, делая другие формы невербального общения еще более важными. Сядьте прямо, кивайте головой, смотрите настороженно — и не делайте никакой другой работы, пока вы должны быть внимательны. Каждый может сказать.
Вы также можете настроить параметры видеочата, чтобы скрыть свое представление о себе, чтобы у вас не возникло соблазна поправить прическу или тыкать прыщ, когда кто-то еще говорит.