Невербальные средства общения мимика – Мимика как элемент невербальной коммуникации

Содержание

Невербальные средства общения

Контрольная работа

по предмету: Русский язык

на тему: «Невербальные средства общения»

П Л А Н

1. Ведение

2. Невербальные средства общения

3. Мимика

4. Жестикуляция

5. Жесты, жесты, жесты

5.1. Ритмические жесты

5.2. Эмоциональные жесты

5.3. Указательные жесты

5.4. Изобразительные жесты

5.5. Символические жесты

6. Национальный характер жестов

7. Заключение

8. Литература

Введение

Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Мимика

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе… Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса».

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гаев.

Печать отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, приподнятые внешние утолки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать» «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Жестикуляция

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Дочь у меня вот тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, поло-ока руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Жесты, жесты, жесты

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно Итоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, — Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

«Говорит, что воду цедит»

«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциона

mirznanii.com

Невербальное общение, или язык вашего тела — Человек «Альфа»

В своей знаменитой книге «Язык телодвижений» австрийский писатель Алан Пиз утверждает, что каждый человек воспринимает информацию, исходя из такого расчета: 7% информации приходит вместе со словами, а остальные 97 % воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов.

Эти способы общения более известны, как «язык жестов» и означают форму самовыражения, в которой не используются слова и любые символы речи.

Расширьте свое восприятие

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.

Чтобы научиться лучше понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, а к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.

Поговорим подробней о каждом из этих элементов невербального общения и приведем конкретные примеры их проявления.

Мимика

Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

  • Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
  • Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
  • Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;
  • Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
  • Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

Визуальный контакт

Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.

Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь. Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

  • Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;
  • Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;
  • Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;
  • Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.
  • Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

При визуальном контакте можно выяснить не только отношение собеседника, но и определить некоторые особенности характера по цвету глаз.

Интонация и тембр голоса

Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.

  • Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
  • Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
  • Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
  • Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.

Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. [quote]При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.[/quote] Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

  • Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;
  • Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
  • Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
  • Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
  • Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
  • Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
  • Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
  • Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
  • Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

Видео о невербальных средствах общения:

Межличностное пространство

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

  • Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
  • Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
  • Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
  • Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.

Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Научитесь распознавать ложь

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

  • слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
  • ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
  • «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
  • запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
  • «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
  • визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
  • подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
  • скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
  • высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
  • согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
  • скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
  • быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
  • быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
  • более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
  • любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
  • частое моргание глазами

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете  научиться управлять людьми

Читать далее…

www.manalfa.com

Что такое невербальные средства общения

Язык жестов – одна из форм самовыражения, без использования слов и речевых символов. Данный язык был в подробностях рассмотрен австрийским писателем Аланом Пизом, в его произведении под названием «Язык Телодвижений». По мнению писателя, всего семь процентов от всей получаемой информации, человек воспринимает при помощи слов. Остальные девяносто три процента воспринимаются человеком, благодаря невербальным сигналам. Давайте рассмотрим, что такое невербальное общение, мимика, жесты, движения, позы и их значение.

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным

Важность сенсомоторных сигналов

Умение правильно толковать невербальные сигналы имеет большую важность в современной жизни человека. Ведь именно подобные жесты наиболее полно выражают человеческие чувства и переживания. В некоторых случаях, эмоциональные переживания могут быть настолько сильны, что без вербальных сигналов передать всю гамму переполняющих эмоций практически невозможно. К тому же, данные жесты позволяют установить более глубокий коммуникационный контакт между собеседниками.

Нередко подобные знания позволяют достичь определенных результатов в предпринимательской деятельности. Главная особенность невербальных сигналов заключается в том, что человек не в силах управлять ими. Примеры использования подобных средств общения позволяют научиться улавливать лживые нотки в словах собеседника и избежать попыток манипулирования вашим поведением.

Человек, знающий основы невербального общения, лучше понимает собеседника, что позволяет ему отличить ложь от правды.

Как расширить собственное восприятие

Для того чтобы научиться разбираться во всех тонкостях невербальной коммуникации, потребуется довольно длительный промежуток времени. Очень важно не только уметь правильно распознавать различные знаки собеседника, но и анализировать различные элементы его телодвижений. Невербальные средства общения сочетают в себе различные движения тела и жестикуляцию, мимику, тональность голоса и его тембр, а также расстояние между собеседниками и даже зрительный контакт. Далее мы предлагаем рассмотреть во всех подробностях эти средства коммуникации на конкретных примерах.

Невербальное общение (жестовое общение, язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов

Мимика

Под термином «мимика» следует понимать выражение человеческих чувств и эмоций при помощи лицевых мышц. По мнению специалистов, изучающих мимику, человеку намного проще распознавать позитивные эмоции. К таким эмоциям относятся удивление, любовь и другие искренние проявления эмоционального подъема. Чувство гнева или отвращения распознать гораздо сложнее из-за того, что большинство людей редко проявляют подобные эмоции открыто. Трудность с восприятием подобных сигналов заключается в том, что разные стороны лица отражают эмоции по-разному.

Специалисты объясняют этот нюанс особенностью человеческого мозга. Управление чувствами и эмоциями осуществляется при помощи правого полушария, в то время как левое берет на себя ответственность за интеллектуальное развитие. Давайте рассмотрим, как различные эмоции выражаются при помощи мимики:

  1. Печаль – проявляется в виде «потухшего» взгляда, опущенных вниз уголков губ и сведенных бровей.
  2. Счастье – эту эмоцию человек проявляет при помощи спокойного взгляда и приподнятых уголков губ.
  3. Гнев – это чувство отображается в виде широко открытых глаз, опущенных вниз уголков губ, сжатых зубов и прищуренного взгляда.
  4. Удивление – данное чувство отражается в виде чуть приоткрытого рта, глаз и приподнятых бровей, кончики губ чаще всего опущены вниз.
  5. Страх – одно из самых сильных чувств человека, что проявляется в виде сведенных бровей, растянутых губ, уголки которых отведены вниз.

Визуальный контакт

Невербальный язык общения состоит из определенного набора сигналов, где ключевая роль отводится визуальному контакту. Именно глаза, наиболее четко передают заинтересованность собеседника в разговоре, и напрямую отражают уровень его участия в беседе. Собственно, с помощью зрительного контакта регулируется уровень комфорта во время разговора. Прямой взгляд можно расценивать как знак доверия к собеседнику и заинтересованностью темой разговора.

Согласно мнению психологов, разговор на обоюдно приятную тему создает прямой визуальный контакт, в то время как при негативных вопросах, большинство людей избегает попыток его установить. Отведение взгляда в сторону является сигналом неприязни и внутреннего несогласия. Основываясь на этих особенностях языка тела, можно проанализировать степень заинтересованности собеседника в продолжении разговора.

​​​​​​​Невербальное общение — то, что мы говорим друг другу без слов

Давайте рассмотрим, как проявляются различные эмоции при помощи визуального контакта. Ожидание сопровождается резким взглядом в глаза и приподнятыми глазами. Во время проявления неприязни, собеседник избегает долгого визуального контакта и всеми силами пытается отвести глаза. Расположенность к разговору проявляется при помощи внимательного взгляда, а сам визуальный контакт устанавливается с промежутком, равным десяти секундам.

Подобным образом проявляется и возмущение, однако в данном случае паузы отсутствуют, а во взгляде собеседника можно заметить нотку тревожности. Восхищение проявляется подобным образом, однако, взгляд человека в этой ситуации более спокойный. Некоторые психологи говорят, что определить характер человека можно благодаря не только его манере общения, но и цвету глаз.

Жестикуляция и телодвижения

Говоря о том, что такое невербальное общение и как проявляются подобные сигналы, следует уделить особое внимание жестикуляции и телодвижениям. Привычка двигаться во время разговора, набор жестов и отдельно взятые телодвижения наглядно демонстрируют весь спектр чувств, что испытывает человек. Экспрессивная моторика и оживленное выражение лица способствуют налаживанию контакта, что значительно повышает уровень доверия между собеседниками.

Большое количество жестов, повторяющихся с определенной периодичностью, может говорить о том, что человек испытывает чувство сильной неуверенности и пребывает в состоянии напряженности. Именно понимание жестикуляции и языка тела человека, с которым ведется разговор, позволит быстро наладить взаимопонимание. Давайте рассмотрим, как проявляются различные эмоции при помощи жестов и поз.

В сосредоточенном состоянии человек часто дотрагивается до подбородка и переносицы, закрывая при этом глаза. Критичность проявляется в виде наклона тела вперед и косвенного касания лица. Человеческое тело отражает скуку при помощи расслабленного корпуса, а голова человека подпирается рукой. Если ваш собеседник испытывает чувство превосходства, то он в положении сидя «забрасывает» одну ногу на другую, а руки складывает в «замок» за головой.

При неодобрении человек бессознательно проявляет неспокойные движения и постоянно поправляет собственную одежду. Открытость демонстрируется при помощи зрительного контакта с собеседником, расправленных плеч и расслабленного корпуса. Неуверенность показывается людьми в виде постоянного контакта рук с ушами и локтями.

Исторически невербальное общение возникло значительно раньше общения словесного

Тембр голоса и интонация

Умение правильно воспринимать тембр голоса – позволяет научиться читать информацию «между строк» и грамотно улавливать особенности информации. Эти особенности невербального общения выражаются в виде: пауз между словами, построении предложений, скорости речи и силе голоса.

  1. Чувство неуверенности – выражается в виде частых пауз, приступов нервного кашля и большого количества ошибок в словах.
  2. Усталость — передается низким тоном голоса и понижением высоты ближе к окончанию предложения.
  3. Чувство взволнованности – передается так же, как и усталость, однако в этом случае человек говорит более быстро, а его речь становится обрывистее.
  4. Энтузиазм – проявляется в виде высокого тона голоса и четкой уверенной речи.
  5. Чувство высокомерия — проявляется в виде растянутого произношения слов и ровной монотонной интонации.

Важность межличностного пространства

Рассматривая различные виды невербального общения, следует уделить отдельное внимание важности межличностного пространства. Именно этому инструменту отводится значительная роль во время попыток установить контакт в общении. Такие часто используемые выражения, как «держись подальше от него» и «хочу быть рядом с ним» наглядно показывают важность этого инструмента. В той ситуации, когда люди проявляют подсознательный интерес друг к другу, они стремятся сократить пространство между ними. В некоторых ситуациях, подобное поведение недопустимо, что заставляет человека придерживаться определенных рамок общения.

Невербальное общение между мужчиной и женщиной испытывающих интерес друг к другу осуществляется на расстоянии менее пятидесяти сантиметров. Для данного расстояния используется термин «интимный». Подобное расстояние допускается в общении со второй половиной, близкими друзьями, а также в некоторых видах спорта, сопровождающимся телесным соприкосновением. Во время дружеского разговора собеседники чаще всего располагаются в некотором отдалении друг от друга. Чаще всего они находятся на расстоянии от половины метра до ста двадцати сантиметров. Данное расстояние именуется межличностным пространством.

Сегодня, 60% в общении между людьми составляет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, через позу, жесты и выражение лица

Социальное пространство между людьми, ведущими разговор, составляет от ста двадцати до трехсот семидесяти сантиметров. Чаще всего подобные примеры можно заметить во время проведения деловых разговоров. Формальность разговора определяется расстоянием между участниками переговоров. Расстояние более четырех метров между людьми называется публичным пространством. Как можно предположить из названия, данное расстояние является более комфортным для публичного выступления перед аудиторией.

Воздвигая определенные рамки в общении, следует учитывать пол и возраст человека, а также некоторые особенности его личности. Психологи говорят о том, что дети чаще стараются расположиться как можно ближе к собеседнику, а подростки испытывают необходимость в некоторой отстраненности. Женщины, как и дети, любят вести разговор на более близком расстоянии. Также психологи утверждают, что для людей, обладающих уверенностью в себе, расстояние, на котором ведется разговор, редко имеет особое значение, в то время как люди имеющие проблемы с самооценкой стараются подсознательно отдалиться от человека.

Невербальные сигналы как средство распознавания лжи

Невербальная коммуникация – это система различных сигналов человеческого тела, с помощью которых усиливается передача различных эмоций и чувств. Умение правильно истолковать жесты человека позволяет избежать лжи и обмана. Чаще всего во время неправдивого изложения фактов человек колеблется перед началом предложения и вставляет длительные паузы между словами. Также ложь характеризуется «каменным» выражением лица и асинхронностью в работе мимических мышц.

Из-за того, что человеку не под силу управлять своими эмоциями, они редко соответствуют словам и проявляются только после произнесения лживых фраз. Обман можно определить при помощи «вытянутой» улыбки, при которой линия губ складывается в узкую линию. Когда человек говорит неправду, его жесты передают некоторую нервозность, а поза становится закрытой. Попытка контролировать собственное тело приводит к скудным мимическим жестам и малой подвижности тела. Частые жесты руками, прерывистое дыхание, повышенный тон голоса, покусывание губ – самые легкие способы, распознать ложь в словах собеседника.

Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно

Понять о том, что человек врет, можно с помощью анализа помощи его взгляда. Во время лживого разговора собеседник избегает длительного визуального контакта и его глаза быстро перемещаются по сторонам. Нередко проблемы с налаживанием зрительного контакта приводят к тому, что обманщик начинает бессознательно подносить свои руки к собственному лицу, потирая различные участки головы.

Определить ложь в словах можно, благодаря неуместным жестам и движениям, а также слишком вялому выражению собственных эмоций. Знание подобных тонкостей невербального общения позволяет не только избежать попыток манипуляции со стороны окружающих, но и научиться самостоятельно управлять собеседниками и направлять разговор в необходимое русло.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

II. Невербальные средства общения

2.1. Значение мимики и жестикуляции при общении

При разговоре человек невольно следит за пове­дением собеседника. Важно куда и как он смотрит. Широко открытые глаза выражают заинтересован­ность, любопытство, внимание. Хитро прищуренные глаза — признак сомнения, недоверия. Если собе­седник испытывает неловкость, смущение, он стара­ется отвести взгляд в сторону.

Но не только выражение глаз помогает понять реакцию и состояние как слушающего, так и говоря­щего. Например, собеседник, выслушав, безнадежно махнул рукой. Он мог бы свое отношение выразить вербально, т. е. словами: «Ничего не получится!», «Положение безнадежное!», но он сделал соответству­ющий жест и этим все было сказано.

Жесты, выражение глаз, мимика, поза, движения тела — невербальные средства общения. Их изучает кинесика(от греч.Kinesis«движение»). Особое внимание кинесика уделяет мимике и жес­тикуляции.

Мимика(от греч.mimikos«подражательный») — 1 „ Движения лицевых мышц, выражающие внутрен­нее душевное состояние. 2. Искусство актера пере­давать душевное состояние персонажа выразитель­ными движениями мышц лица.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Задание 14.Какие чувства выражают: 1) подня­тые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; 2) нахмуренные бро­ви, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы; 3) сведенные к пере­носице брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ; 4) сияющие глаза, приподнятые уголки губ, широкая улыбка.

Для каждого участвующего в беседе, с одной сто­роны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, на­сколько она выразительна.

Поэтому рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы при­выкли хмурить брови, морщить лоб, кривить в усмеш­ке губы, то постарайтесь отучиться от этого. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообраз­ных по эмоциональности (печальных, веселых, смеш­ных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Помимо мимики при разговоре люди невольно жестикулируют. Мы даже не представляем, как много разнообразных жестов производит человек при об­щении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно: языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто пред­варительно не объясняет, не расшифровывает их зна­чение, говорящие правильно понимают и использу­ют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест ис­пользуется чаще всего не сам по себе, а сопровожда­ет слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: Дочь у меня вот тут сидит? Нет, непонятна, Где тут? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (по­стучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на его иждивении.

Не случайно в русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состоя­ние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия.

Задание 15.Дайте толкование каждому фразео­логизму. В каких ситуациях они могут быть исполь­зованы?

Вытаращить глаза, глаза на лоб лезут, делать большие глаза, прятать глаза, пялить глаза, хло­пать глазами, строить глазки; нахмурит брови, и бровью не шевельнуть; поджать губы, скривить губы; лоб наморщить; раскрыть рот, разинуть рот; вешать голову, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой; развести рука­ми, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку; погрозить пальцем; пока­зать нос.

Знаменитый оратор древности Демосфен на воп­рос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты».

В различных риториках, начиная с античных вре­мен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А.Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет:

Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соот­ветствовать смыслу и значению данной фра­зы или отдельного слова (здесь жест дей­ствует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедают­ся, надоедают и раздражают.

Как видно из цитаты, Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, спо­собствует лучшему восприятию речи. В то же время он отмечает, что не все жесты производят благоприят­ное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий время от времени потирает кончик носа, дергает себя за ухо, поправляет галстук, вертит пуговицу, т. е. по­вторяет какие-то механические жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слуша­теля от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говоря­щего, свидетельствуют о его неуверенности в себе. Помимо механических жесты по своему назначению бывают еще ритмические, эмоциональные, указа­тельные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, по­смотрите, как часто говорящий в такт речи размахи­вает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи — то, что обычно передает интонация.

С юмором, легкой насмешкой образно говорит на­род о темпе речи некоторых выступающих: У него слово слову костыль подает; Говорит, что. воду це­дит; За твоим языком не поспеешь босиком; Стро­чит, как из пулемета.

Задание 16.Произнесите эти образные выраже­ния, сопровождая их ритмическими жестами. Понаб­людайте, чем ваши жесты различаются и чем это обусловлено.

Как вы заметили, в одних случаях текст сопро­вождается плавным, несколько замедленным движе­нием правой руки в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. В другом случае производятся частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминаю­щие рубку капусты.

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волне­ние, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в инто­нации, но и в жестах. Жесты, передающие разнооб­разные оттенки чувств, называются эмоциональ­ными, Некоторые из них закреплены в устойчи­вых сочетаниях, поскольку такие жесты стали об­щезначимыми. Например: вытаращить глаза, скривить губы.

Задание 17.Напишите, на какое чувство, на какое состояние указывают сочетания.

Бить себя в грудь, глаза на лоб лезут, стукнуть кулаком по столу, ударить (хлопнуть) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести рука­ми, сжать губы, надуть губы, указать на дверь.

studfiles.net

34. Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении.

При общении невербальные средства преобладают, их используется 55% или даже 65%, а вербальных, соответственно, 45% или 35%. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Жестикуляция выражает состояние человека,

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические. Особый интерес представляют символические жесты. Они условны. Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер (например, кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился»).

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях.

Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.

Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

35. Особенности публичной речи.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.).

Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. В диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение — лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью, что сближает его с научным.

У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

studfiles.net

Невербальное общение: виды, жесты, средства


Если вербальное общение — это способ коммуницирования между индивидуумами посредством речи, и главным инструментом является слово, то невербальное общение — такой способ информационного обмена, при котором в качестве инструмента для передачи данных используется тело человека.

Средства невербального общения

В качестве главного средства при таком общении используется тело, которое способно передавать информацию посредством мимики, жестов, пантомимы, смены положения в пространстве и мизансцены общения.

За счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.

Проверить это очень легко: достаточно попробовать посмотреть какой-либо кинофильм на иностранном языке, которым вы не владеете, то вы с удивлением отметите, что поняли, если не саму суть разговоров героев, то посыл, эмоции, которые они вкладывали в беседу, и даже главную идею и сюжет.

Это происходит из-за того, что в условиях смыслового дефицита, возникающего из-за незнания языка, мы подсознательно более внимательно, чем обычно следим за мимикой, микрожестами, читаем сюжетную и эмоциональную составляющую по движениям и тону голоса героев.

Язык

Говоря о том, что мы владеем одним языком, например, русским, мы мало задумываемся о том, что на самом деле знаем два языка: не только язык как средство вербальной коммуникации, но и язык тела — универсальный комплекс поз и движений, с помощью которого могут общаться представители разных национальностей, культур и рас.

В отличие от языка словарного, для овладения которым нужно изучать алфавит, фонетику, грамматику и прочие составляющие, язык жестов уникален: используя очевидные мыслеобразы и понятия, мы можем наладить общение как с амазонскими индейцами, так и с эскимосами.

Безусловно, общение это будет простым, на уровне базовых понятий, однако без использования средств невербального общения, с помощью одного только использования слов мы не добьемся вообще ничего — наш язык будет непонятен собеседникам, тогда как показывание пальцем на предмет интереса универсально и поможет наладить первичный контакт.

Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации

Важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:

  • люди не знают языка друг друга даже на базовом уровне;
  • люди не обладают физической возможностью произносить звуки.

Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.

Для людей с ограниченными возможностями речевого аппарата, с потерями слуха язык жестов — единственный язык, который они могут использовать, и пальцы становятся их голосовыми связками, а жесты — словами.

В ситуациях, когда люди, физически способные к воспроизведению звуков, оказываются в среде, которая не дает возможности эти звуки произнести, именно инструменты невербального общения выходят на первый план. Эти сигналы используют в подводном плаванье (дайв-сигналы), в шумных помещениях (металлопрокатные цеха, машинные отделения), на охоте, при участии в боевых действиях (засады).

История возникновения невербальных средств общения

Невербальное поведение как совокупность жестовых и образных выражений посредством тела зародилось на заре человечества, когда язык как средство общения еще был не изобретен, и коммуникация между отдельными представителями племени осуществлялась именно с помощью невербального поведения.

Донести информацию можно было посредством примитивных жестов, и с той задачей, которую необходимо было решить древним людям, невербальные средства общения справлялись прекрасно. Руками указывали на добычу, соплеменников, изображали простые явления — дождь, грозу, мимически демонстрировали гнев, угрожали, скалясь и обнажая зубы.

В качестве отличного примера первобытного невербального поведения можно привести общение собак. Собаки при встрече почти не используют лай — они общаются посредством изменения походки, поз, уровня движения хвоста, оскаливания или опускания ушей, и получаемой информации им достаточно для верной оценки ситуации и статуса собеседника.

Сознательное и бессознательное применение сигналов тела

Невербальные средства общения можно разделить по признаку сознательности использования на два типа:

  • невербальное общение, которое применяется нами осознанно — это те мимические и жестовые средства, которые мы применяем обдуманно, то есть инструментарий, используемый нами для явного донесения конкретной информации до адресата;
  • непроизвольное невербальное поведение — это те позы, жесты и смены положения тела, а также микрожесты, которые мы используем неосознанно, неконтролируемо. Специалисту, умеющему читать признаки непроизвольного невербального поведения, могут сказать больше, чем те слова, которые мы при этом говорим.

Сознательно применяемые такие средства коммуникации дают большой пласт жестовых, пластических и мимических возможностей. Наиболее ярко демонстрируют этот тип невербальных инструментов общения актеры: играя роль, они используют для доведения образа до совершенства и придания достоверности игре подкрепление текста роли жестами и мимикой. Инструментарий хороших актеров очень богат, они способны запоминать и применять сотни различных мелких позировок, взглядов, поворотов головы, придающих вариабельность используемым ими словами роли.

Микровыражения и непроизвольные невербальные сигналы

Непроизвольное невербальное поведение — те сокращения мышц тела и лица, которые человек не способен контролировать.

Сознательно произнося ложь, пытаясь спрятать чувства, человек тем не менее не способен проконтролировать так называемые микровыражения, мелькающие на лице. Это инструменты невербального поведения, которые специалисту-психологу или просто очень наблюдательному собеседнику помогают распознать обман, попытку скрыть информацию или эмоции, так как сознательно удержать мышцы от сокращения таких мышц невозможно.

Представителей отдельных профессий, для которых очень важна способность распознавать обман, обучают этой способности, либо подыскивают людей, изначально предрасположенных к чтению микровыражений. Так, умение вычислить ложь крайне важно для работников таможенных служб, служб безопасности, следователей.

Для правильного распознавания микровыражений лица важно помнить, что мимика выражает не мысли субъекта, а чувства, и если на лице на мгновение мелькает отвращение, это вовсе не означает, что его вызывает предмет разговора — возможно, у человека просто возникла неприятная ассоциация.

Сознательное чтение невербальных сигналов

Как и применение средств невербального поведения, умение правильно читать и распознавать невербальные сигналы, подаваемые собеседником, бывает сознательным и бессознательным.

Сознательное чтение невербального поведения позволяет нам, наблюдая за собеседником, по выражению его лица, позе, походке и даже развороту плеч понять, какие чувства он испытывает и какой оттенок имеет его речь.

Например, фразу: «Я тебя ненавижу!», написанную на бумаге, невозможно прочесть однозначно без описания мимических выражений произносящего. В жизни же невербальное поведение говорящего очень много скажет о подтексте:

  • если ее произносят экспрессивно, нахмурив брови, сжав губы и опустив их уголки, с напряженными кулаками, собеседник поймет посыл — его действительно ненавидят, так как вся поза и лицо говорящего выражают гнев;
  • произнесенная веселым тоном, подкрепленная улыбкой и небрежным взмахом руки при расслабленном корпусе, та же фраза становится игривой дружеской шуткой.

Именно в такие моменты невербальные средства общения незаменимы, не зря авторы художественной литературы вместо сухого «сказал» часто используют эпитеты «пробурчал», «выкрикнул», «прошипел», придавая безликим словам очевидный эмоциональный оттенок.

Бессознательное чтение невербальных сигналов

Так же как тело выдает нашу ложь, транслируя непроизвольные невербальные сигналы в виде мгновенных микровыражений и жестов, наше подсознание способно читать такие виды невербального общения.

К примеру, вы общаетесь с собеседником, который вроде бы говорит что-то приятное, положительное, дает обещания и убеждает в своей лояльности, но что-то внутри вас свербит: «Он лжет, лебезит, пытается скрыть информацию, ему нельзя доверять!».
Кто-то называет это интуицией, кто-то — предчувствием, но с точки зрения науки о невербальном общении это не что иное как бессознательное чтение микровыражений собеседника, их сравнение со словами и подсознательная оценка соответствия. При нахождении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами мозг всеми доступными способами пытается вам сообщить: человек что-то скрывает, жесты не соответствуют словам, нужно быть настороже!

Бессознательное невербальное поведение невозможно контролировать, и специалисты, способные прочитать такие микровыражения, учатся превращать неосознанное распознавание жестов невербального общения в сознательное путем длительных тренировок.

Основные характеристики невербальных сигналов

В качестве инструментов, позволяющих применять и читать такие сигналы, используются различные части тела, но также важна и осанка, походка, пластика.

Невербальное поведение субъекта открытого, уверенного в себе характеризуется следующими особенностями:

  • прямая спина, развернутые плечи, хорошая осанка, свободная походка;
  • приподнятая голова, уверенный взгляд прямо на собеседника;
  • «открытые» жесты — расслабленные руки, не сомкнутые на груди или в «замок», ноги не перекрещены;
  • отсутствие суетливых мелких жестов, попыток прикрыть ладонью рот или нос.

Невербальные средства общения, демонстрирующие, что человек пытается что-то скрыть:

  • опущенный подбородок, напряженные плечи, легкая сгорбленность;
  • взгляд, постоянно перемещающийся с лица собеседника на пол или бегающий по предметам за его спиной;
  • «закрытые» жесты — руки, скрещенные на груди, поза «нога на ногу», непроизвольные касания пальцами носа и губ, руки «домиком» на уровне подбородка.

Такие признаки невербального общения позволяют оценить степень откровенности собеседника, помогают трезво подойти к тому, что он говорит, и принять решение, стоит ли доверять человеку.

Деловое общение

Невербальные средства общения на переговорах и в работе имеют огромное значение: несмотря на формальный негласный запрет на чрезмерно выраженную эмоциональную составляющую в бизнес-коммуникации, успешный продавец способен как провалить презентацию продукта, так и спасти ее с помощью правильно построенного невербального общения со слушателями.

Если представляющий продукт или технологию специалист подает его, монотонно декламируя текст, не используя смену интонаций, не дополняя слова жестами, мимикой, если он сутулится и нервно потирает руки, слушатели бессознательно считывают все эти признаки неуверенности и проникаются недоверием к продукту через недоверие к представляющему его человеку.

Если же презентация сопровождается грамотной поставленной речью, интонационно богатой, подкрепленной открытыми жестами, улыбкой, хорошей осанкой и открытым взглядом, бессознательное невербальное общение сигнализирует: ваш собеседник достоин доверия, значит, и продукт тоже.

Невербальные сигналы при личном общении

Невербальное общение в личных отношениях — основа коммуникации.
На одних словах без эмоционального подкрепления, без прикосновений и мелких, но бессознательно считываемых сигналов в семейной жизни далеко не уедешь.

Супруги могут общаться мало, измученные бытом, детьми и работой, но если во сне они придвигаются друг к другу, если в редкие часы совместного нахождения в доме, даже занятые каждый своим делом, они находят секунду, чтобы прикоснуться друг к другу, улыбнуться — такая семья крепка.

Напротив, пары, которые публично обнимаются, целуются и всячески выражают положительные эмоции на уровне сознательных невербальных сигналов, но не испытывают друг к другу теплых чувств, выдают себя отсутствием мелких жестов — сиюминутных прикосновений, взглядов, легких улыбок, и окружающие часто бессознательно считывают эту информацию и раньше самих супругов начинают догадываться, что в семье что-то неладно.

Для сохранения отношений очень важно помнить про невербальные средства общения, не недооценивать важность прикосновений и выражения эмоций не только с помощью слов.

Как научиться правильно распознавать невербальные сигналы

Научившись правильно трактовать чужие невербальные сигналы, вы сможете расширить свои возможности, поднять невербальное общение с собеседниками на новый уровень, а также научиться распознавать попытки вами манипулировать.

Для того чтобы улучшить навыки невербальной коммуникации, попробуйте при общении впитывать, замечать не только какие-то заметные, «крупные» жесты, но отмечать и мелкие, воспринимать всю палитру моторики человека: выражение лица, позу, осанку, движения пальцев и взгляд, смену интонаций. Это позволит с течением времени отсекать наносные, сознательные жесты собеседника, выявляя микровыражения и отмечая признаки обмана или бессознательной лжи. Отметив про себя широкий жест рук, вы также научитесь замечать быстрое облизывание губ, выдающее волнение, и тогда невербальное общение с людьми превратится в увлекательный аттракцион, в котором попытки вами манипулировать разобьются о вашу способность распознать их и избежать.

Невербальная коммуникация и ошибки

Невербальное общение — важная составляющая общения людей, и умение разобраться в сигналах очень помогает в жизни, но не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение теорией микровыражений и бессознательных жестов может подвести, если не помнить о возможности ошибок.
Следует всегда помнить об условиях, в которых ведется диалог: в душном помещении с сухим воздухом, например, облизывание губ может символизировать не столько попытку обмануть, сколько увлажнить пересушенную кожу, а сложенные на груди руки призваны иногда не закрыться от собеседника, а прикрыть неудачно посаженное на одежду пятно.

Невербальное общение — огромный пласт информации, которой надо уметь пользоваться для того, чтобы улучшить свои коммуникационные навыки и научиться избегать манипуляций со стороны.

headlife.ru

Невербальное общение. Мимика.

Хотим сразу предупредить, что эта статья о внешних проявлениях человека в общении, которые не стоит механически «поправлять», особенно, находясь в процессе межличностной коммуникации. Подробный разбор особенностей поведения человека нужен нам лишь для осознания правильности метода обучения актерским технологиям.

Итак:

Язык тела, язык жестов, невербальное общение – все это дополнительный способ коммуникации. Вы замечали, что при невнимательном отношении к собеседнику, когда во время беседы вы не смотрите на своего визави, вы хуже вспоминаете, о чем все же была речь? Даже если разговор состоялся только что. А дело не только в том, что вы не сосредоточились на предмете разговора, но и в том, что, по сути, пропустили большую его часть мимо своего сознания.

Помните, какое неловкое ощущение возникает, когда говорите вы, а на вас не смотрят?

Так и подмывает начать говорить громче, подойти ближе и всячески привлечь к себе внимание, что бы лучше донести смысл произносимой вами речи. И это вполне объяснимо. При общении с людьми от 60% информации мы получаем с помощью невербальной коммуникации. Интонацией, тембром голоса, мимикой, жестами и позой собеседник сообщает о себе, о предмете разговора и о своем к нему отношении гораздо больше, нежели можно передать словами. Собственно говоря, общение, в основном, состоит из всего вышеперечисленного.
Проявляя внимание к собеседнику, наблюдая за его поведением, реакцией, почти неуловимыми движениями глаз и губ, замечая, напряженная или расслабленная поза, закрытые или открытые жесты – и вы уже заранее предвосхищаете ответ и успеваете изменить тональность разговора.

— Если в данный момент у вас деловые переговоры – вы можете даже, казалось бы, провальное начало перевести к конструктивному обсуждению и затем к победе.

— Если это личная беседа, вы скорее сориентируетесь в ситуации, поймете, когда не стоит давить на любимого человека или, наоборот, когда можно приступать к решительным действиям.
Кинесика  (наука о языке тела и его частей), а также прикладная психология, психолингвистика, педагогика, история, занимаются исследованиями в области невербальной семиотики, науке о невербальных знаковых системах.
В этом специфическом изучении человеческой коммуникации необходимо было ответить на важнейший вопрос: какие сигналы являются врожденными, генетическими передаваемыми или приобретенными.

Для ответа на него ученые проводили наблюдения за коммуникативным поведением слепых и/или глухих людей, которые не могли научиться невербальным сигналам у окружающих.

Например, улыбка слепого или глухого младенца возникает так же спонтанно, как и у здорового малыша, она не может быть скопированной или приобретенной, следовательно, она является врожденной.

— У людей, принадлежащих к различным культурам, для демонстрации эмоций используются идентичные выражения лиц. Кивок обычно означает согласие или подтверждение, используется даже глухими и слепыми людьми, поэтому так же считается врожденным жестом.

— Мужчина обычно надевает пальто с правой руки, а большинство женщин – с левой.

— Пропуская женщину вперед, мужчина, как правило, поворачивается к ней. Женщина, наоборот, слегка отворачивается, словно защищает свою грудь.

Это, скорее, генетически передаваемые жесты. Есть универсальные жесты: несогласия, непонимания, весь спектр улыбок от усмешки, презрения до высшей степени радости и удовольствия. Например, покачивание головы из стороны в сторону. Это либо врожденный, либо усвоенный еще в младенчестве жест. Когда ребенок наедается, он мотает головой из стороны в сторону, пытаясь уклониться от попыток запихнуть в него еще порцию. Таким образом, ребенок быстро усваивает, как использовать движение головой для демонстрации несогласия.

Но большая часть наших невербальных жестов является приобретенной, обусловленной культурой, внутри которой мы живем.

Иногда, понятный и принятый в вашем окружении, жест может оказаться бессмысленным в другой среде, и даже имеющим противоположное значение.

Важнейшим индикатором при оценке собеседника является конгруэнтность – соответствие его слов и жестов. Одним из неприятнейших примеров может быть несоответствие широкой улыбки с холодным, даже злым, выражением глаз – здесь улыбка (скорее оскал) означает не радушие, а угрозу. Также, если ваш собеседник принял закрытую позу, например, скрестил ноги, слегка отстранился, опираясь локтем на подлокотник и подперев кулаком щеку, указательный палец вытянут вдоль щеки, но при этом пытается уверить вас, что ему чрезвычайно нравится все, что вы ему тут рассказываете – вы интуитивно заподозрите скепсис и иронию в его словах.

Однако, нужно помнить, что одновременно строить линию поведения, свое общение, исходя из логически анализируемых поз собеседника — непродуктивно. Общаясь, нужно уметь чувствовать собеседника, а не просчитывать. Как говорится, «интуиция — мать информации».

Ведь, хотя наука о языке тела многогранна и интересна, охватывает самые разные аспекты поведенческих реакций человека, но, ознакомившись с наиболее распространенным толкованием жестов и поз человека, следует все же учитывать, что читать их надо в совокупности, с поправкой на личность.

Не забывайте, что часто дотрагиваться до носа человек может из-за хронического насморка, испытывая неловкость, не стало ли мокро под носом.

Закрытую позу собеседник может принять просто потому, что у него прихватило живот и ему срочно необходимо закончить или всего лишь перенести разговор. Или у него хронические боли в спине, и он периодически разгружает затекшие мышцы.

Иногда, вовремя заметив, что собеседник начал проявлять беспокойство, лучшим выходом будет прямо спросить его о причине, что тоже послужит вам в скорейшем достижении цели при переговорах и охарактеризует вас как человека внимательного и вежливого.

Итак, мы сосредоточимся на самых распространенных жестах и позах, помогающих нам лучше прочесть собеседника.

Мимика

Мимика универсальна, понятна собеседнику независимо от знания языка. Вся гамма эмоций мгновенно отражается на лице, меняется выражение глаз, наклон головы, артикуляция губ. Следует учитывать, что мимикой несложно научиться управлять, собственно, это пытаются делать даже дети, например, фальшиво шире раскрывая глаза, когда необходимо изобразить удивление и восхищение в ответ на подарок, хотя сам подарок уже давно обнаружен в родительском шкафу и сюрпризом не является. Существуют тренинги, позволяющие, если не научить контролировать сами эмоции, так хотя бы научиться замаскировать их отражение на лице, держать маску.

Об искренности эмоций говорит симметрия отображения их на лице.

Дело в том, что работа левого полушария, отвечающего за контроль над речью и интеллектуальной деятельностью, отображается на правой половине лица и сама же, в свою очередь, легче контролируется. Правое полушарие, управляющее эмоциями, воображением, сенсорной деятельностью, отвечает за левую половину лица и труднее поддается контролю. Поэтому все, что вы хотите продемонстрировать, скорее отобразится на правой половине, а что скрыть – на левой. Не стоит забывать, что оба полушария работают совместно, изменения происходят мгновенно, иногда едва уловимо, так что разница будет видна лишь в нюансах, но все же доступна пытливому взгляду.

Глаза.

Зрачки. «Смотри в глаза человеку, когда говоришь с ним», гласит старинная мудрость. При положительном возбуждении, например, при влюбленном взгляде, зрачки расширяются. Считывается эта реакция моментально, на интуитивном уровне. Наверное, поэтому большинство свиданий происходит при приглушенном свете – это заставляет зрачки расширяться, даже если чувства не искренни. В древности, чтобы расширить зрачки и оттого казаться желаннее, проститутки закапывали в глаза белладонну. При негативной реакции, если человек рассержен или раздражен – наоборот, зрачки сужаются до минимума, проявляется «змеиный взгляд».
Продолжительность взгляда. Если человек пытается скрыть от вас важную информацию или попросту нечестен, его взгляд встречается с вашим менее трети времени от всего разговора.

Человек с бегающим взглядом никогда не вызывает доверия.

Если же зрительный контакт глаза в глаза продолжается долее двух третей времени – обратите внимание на зрачки. Расширены — вы нравитесь собеседнику. Зрачки с булавочную головку – настроен враждебно, наблюдает за вами.

Направление взгляда.

Если вы хотите произвести впечатление человека делового, серьезного – смотрите собеседнику в глаза прямо и чуть выше, в зону «третьего глаза». Если же взгляд направлен чуть ниже глаз, как бы в треугольник между ртом и глазами собеседника – беседа приобретает неформальный, дружеский характер.

Интимный взгляд.

Взгляд опускается до подбородка и ниже, к груди.

Взгляд искоса.

Сочетание интимного взгляда и взгляда украдкой, искоса, вкупе с легкой улыбкой, приподнятыми бровями – вы нравитесь. Знак ухаживания.
Если же взгляд направлен искоса, брови сведены к переносице, уголки губ скептически опущены вниз – к вам относятся критически, с подозрением.

Веки опущены.

Собеседник отгораживается от вас, слушает невнимательно или не хочет показать свою незаинтересованность.
При переговорах можно использовать прием контроля над взглядом собеседника. Это особенно помогает, если вы участвуете в презентации, используя схемы, рисунки, проекты. Доказано, что человек 87% информации воспринимает через глаза, 9% через уши и 4% через остальные органы чувств. Глядя на рисунок, человек воспринимает не более 9% сказанного, если только информация не связана непосредственно с тем, что он видит перед глазами. Если связана, то воспринимается уже до 30%. Для того, чтобы вы могли донести до собеседника больше информации, попробуйте установить контроль над его взглядом. Возьмите в руку предмет, например, ручку, и в ходе беседы указывайте им на схему, одновременно рассказывая. Когда вам надо привлечь внимание собеседника к словам, не нуждающимся в иллюстрации, поднимите ручку на уровень ваших глаз – ваш визави волей-неволей посмотрит вам в глаза и легче усвоит все, что вы говорите. Постарайтесь, чтобы открытая ладонь второй руки находилась в поле зрения собеседника – это вызовет к вашим словам больше доверия.

Губы.

Весьма информативны, эмоционально выразительны, иногда нарочито выразительны, несложно контролируются.
Чрезмерная улыбчивость – заискивание, потребность в одобрении, нервозность.
Закусывание губ – беспокойство, нервозность.
Уголки рта опущены – скепсис, обида. Скривленный на одну сторону рот – скепсис, ирония, насмешка.
Губы вытянуты в трубочку – озабоченность, оценка.
Рот и глаза широко открыты, брови подняты – удивление. Совсем уж «отвисшая челюсть» — крайняя степень ошеломления, неспособность оценить ситуацию и принять решение.
Напряженно закрытый рот – нежелание продолжать разговор. Губы сжаты, побелевшие – отказ, отрицание, досада.

Мышцы лица расслаблены, уголки рта опущены вниз, тусклый взгляд – тоска, грусть, недостаток оптимизма и сил.

Если во время разговора собеседник начинает подносить руки к лицу – это знак, что он хочет от вас что-то скрыть, нервничает или попросту лжет. Чаще всего именно так интерпретируют потирание кончика носа или любые, заменяющие его, жесты. Например, всего лишь дотронулся до носа, или потер веко, или закрыл рот рукой. Считается, что ложь вызывает щекотливые позывы в нервных окончаниях носа. Поэтому его хочется почесать. Веко трут, чтобы не смотреть обманутому в глаза. Рот прикрывают, чтобы прикрыть ложь – этот жест легче обнаружить у детей. У взрослого человека жесты более утончены, но суть от этого не меняется. Ложь может вызвать нервное напряжение не только на лице, но и в шее, поэтому говорящий неправду человек часто тянется к воротничку рубашки или к галстуку, ослабляя его. Кстати, если вы заметили, что собеседник совершает эти жесты во время вашей речи – значит, думает, что обманываете вы.
Если вы заметили все эти признаки – попросите человека уточнить или повторить сказанное, ему будет трудно это сделать, возможно, он даже откажется от своих слов

act-tech.ru

Добавить комментарий