Неврозоподобные состояния у детей: Неврозоподобные состояния у детей. Лечение в Сочи

Неврозоподобные состояния у детей. Лечение в Сочи

Неврозоподобные состояния являются нервно-психическими заболеваниями, которые похожи по проявлениям на неврозы, однако возникают не по причине стрессов, либо психологических факторов.

Чаще всего, неврозоподобный синдром возникает у детей в возрасте от 2 до 7 лет и имеет органическую природу (в основе лежит нарушение работы головного мозга).

Возникновение патологических состояний у детей может быть вызвано нарушением процесса внутриутробного развития, врожденной детской нервностью (невропатией), аллергическими заболеваниями и др. Расстройство может возникнуть на фоне перенесенных заболеваний, травм головы, токсических или врожденных факторов.

Среди неврозоподобных состояний выделяют астено-невротический, ипохондрический, истерический, обсессивно-компульсивный синдром.

Астено-невротический синдром

Клинически этот синдром проявляется раздражительностью, потерей внимания и концентрации, неусидчивостью, перепадами настроения и плаксивостью, гиперактивностью (двигательная расторможенность).

При данном расстройстве отмечаются также нарушения работы вегетативной части нервной системы: учащенное сердцебиение, покалывания в области сердца, повышенная потливость.

Иногда астенический синдром может сопровождаться повышением температуры тела до 37,5.

Ипохондрический синдром

Для этого типа расстройства характерно угнетенное состояние психики, состояние тревожности и мнительности, страх за свое здоровье.

Со временем у страдающего ипохондрией формируются индивидуальные множественные жалобы, со специфическими ощущениями и проявлениями.

При этот неврозоподобном состоянии у детей можно наблюдать такие симптомы, как: повышенная эмоциональная возбудимость, наличие страхов, фобий, ночные кошмары, приступы плаксивости, понижение тонуса, слабость, тики, заикания, энурез.

Истерический синдром

Если ребенок страдает истерическим неврозом, то возникают жалобы на бессонницу, учащенное сердцебиение, головные боли. Также ребенок говорит, что его тошнит, совсем нет аппетита, в животе возникают спазмы.

Развивается из истерики, которая трансформируется из обиды за не одобренное им действие (наказание, отказ в новой покупке, запрет смотреть долго мультики).

Его проявления: припадки, сопровождающиеся криком, ревом, валянием по полу, покраснение лица. В тяжелых случаях возможна истерическая кратковременная слепота.

Обсессивно-компульсивный синдром

Как правило, этот синдром проявляется постепенно. Обсессии у детей представляют собой нежелательные повторяющиеся или навязчивые мысли.

Под компульсиями понимают ненужные повторяющиеся действия или умственные занятия, например, счет, навязчивое постоянное мытье рук, некие ритуалы в поведении, в соответствии с которыми ребенок должен касаться определенных частей тела или совершать некие телодвижения в определенном порядке.

У детей с таким расстройством зачастую присутствуют различные страхи, например, что должно случиться что-то плохое, что ребенок может кому-то навредить, преувеличенный страх загрязниться от контакта с некоторыми людьми или предметами обихода такими как одежда, обувь или школьные учебники и др.

Неврозы и неврозоподобные состояния имеют схожие симптомы, но различные причины возникновения, первые возникают на фоне стрессов и истощения нервной системы, вторые относятся к органическим заболеваниям, являются следствием церебральной патологии.

Правильная диагностика состояния – залог эффективного лечения. Для выявления причины того или иного заболевания или расстройства специалисты проведут комплексное обследование и сделают все возможное, чтобы помочь Вам справиться с ситуацией. В качестве альтернативы медикаментозного лечения в нашем центре применяются инновационные аппаратные методы:  биоакустическая коррекция, мозжечковая стимуляция, Томатис.

Записаться на прием: 

8(862) 444-01-22

ПОЛЧАСА ЗДОРОВЬЯ

В рамках образовательно-просветительского проекта «ПОЛЧАСА ЗДОРОВЬЯ» Областной детской клинической больницы Ростовской области продолжаем знакомить родителей и педагогов с полезной информацией, которая поможет вовремя увидеть признаки неврологических заболеваний у детей, отличить их от обычных детских шалостей, капризов и перепадов настроения.

О психосоматических расстройствах и их симптоматике у детей рассказывает Елена Николаевна Бочкова, заведующая психоневрологическим отделением ГБУ РО «ОДКБ» , главный специалист по детской неврологии МЗ РО.


Психосоматические расстройства у детей

— Неврозы являются одним из наиболее часто встречающихся нервно-психических расстройств детского возраста.

— Примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые причиняют существенные страдания или заметно мешают каждодневной жизни.

— Ранее выделяли общие и системные неврозы. К последним исторически относили тики, заикание, энурез, энкопрез, и для характеристики таких состояний использовался термин «неврозоподобные состояния». Сегодня эти состояния рассматриваются как самостоятельные.

— Неврозы имеют психогенную природу. Это значит, что клиническая картина невроза связана с особенностями системы отношений и психогенной конфликтной ситуацией, в которой существует пациент.

Еще в ХIХ в. немецкий врач Heinroth предложил понятие «психосоматическое заболевание» для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Он предположил, что соматические расстройства могут вызываться расстройствами душевными. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом. Вылечиваем невроз – уходят многие симптомы, которые обычный человек никогда бы не соотнес с неврозом.

Факторы возникновения неврозов

— Биологические: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, патология периода беременности и родов и т.д.

— Психологические: особенности психического развития в детском возрасте, психотравмирующие ситуации.

— Социальные: родительская семья. Сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

Психосоматические расстройства у детей могут возникать и развиваться как в раннем, так и в дошкольном, так и в школьном возрасте. В раннем возрасте это может проявляться младенческой коликой, метеоризмом, срыгиванием, запорами и пр. В дошкольном возрасте симптомы, как правило, таковы: боли в животе, запор, понос, синдром «раздраженного кишечника», циклическая рвота, отказ от жевания, анорексия и булемия, энкопрез, энурез, ожирение, нарушение сна, лихорадка и др.

Психосоматические расстройства у детей школьного возраста

Психосоматические расстройства у детей школьного возраста могут иметь различные проявления. Среди них головные боли, мигрень, «ростовые боли», рекурентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, ВСД, бронхиальная астма, нервная анорексия, булемия, ожирение, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, энурез, энкопрез, нейродермит, расстройства менструального цикла и д.

р.

Однако, есть общие особенности, присущие всем больным с психосоматическими расстройствами. Это инфантильность, сильная способность к фантазированию, недостаточная включенность в ситуацию; больные часто не способны к словесному описанию тонких нюансов своих чувств и переживаний.

В чем причины возникновения и развития психосоматических заболеваний? Здесь не может быть однозначного ответа, но определенные взаимосвязи и тенденции прослеживаются. По мнению ряда видных ученых, патогенез психосоматических заболеваний не может быть объяснен действием какого-либо одного этиопатогенетического фактора, при этом необходимо учитывать роль семейного окружения.

Источником психической травматизации личности, приводящим к психосоматическим заболеваниям, нередко являются нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи, в которой растет и развивается ребенок.

Что может послужить «спусковым крючком» для возникновения психосоматических заболеваний у ребенка? Здесь нередко заметную либо определяющую роль играют наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами, наследственное предрасположение к психосоматическим расстройствам, нейродинамические сдвиги: нарушение деятельности ЦНС из-за накопления аффективного возбуждения, тревоги, напряжения; психотравмирующие события.

Однако нередко возникновению психосоматических заболеваний способствуют специфические взаимоотношения в семье, некий «стиль», свойственный «психосоматогенным семьям». Что является их приметами? Об этом расскажем дальше.

5 характеристик психосоматогенных семей

— Сверхвключенность родителей в жизненные проблемы ребенка, мешающая развитию самостоятельности. Защитные механизмы ослабевают и способствуют развитию внутреннего конфликта.

— Сверхчувствительность каждого члена семьи к дистрессам другого.

— Низкая способность менять правила взаимодействия при меняющихся обстоятельствах.

— Тенденция избегать открытого обсуждения конфликтов нередко ведет к возникновению внутренних конфликтов.

— Ребенок и его заболевание часто играют роль стабилизатора в скрытом супружеском конфликте, вследствие чего ребенок присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, а это приводит к их соматизации. Использование симптома для извлечения выгоды начинает активно включаться в жизнь ребенка как реакция на любые трудности.

— По данным ряда ученых, «психосоматогенная» мать описана как авторитарная, доминирующая, открыто тревожная, требовательная и навязчивая.

— Отец в такой семье зачастую является слабой личностью, не способной противостоять доминирующей и авторитарной матери.

— Любые попытки со стороны ребенка отделиться от матери ею отвергаются.

— «Психосоматогенная» мать обращает на ребенка внимание лишь в тех случаях, когда он заболевает, и ребенок понимает это, начинает вести себя соответственно. Дети требуют к себе повышенного внимания и заботы, демонстрируют потребность в симбиотической зависимости.

Психосоматические симптомы и синдромы

Одним из наиболее частых соматических проявлений невротических расстройств являются головные боли напряжения (ГБН).

В первопричинах головных болей напряжения (ГБН) важную роль играют эмоциональные нарушения и хронический стресс. Многие исследователи внимательно изучали проблему, и в итоге можно выделить некоторые важные акценты. Например, ряд ученых указывают, что примерно у трети пациентов выявлялись психогении детского возраста: развод родителей, потеря близких, телесные наказания, конфликты между родителями и детьми, конфликты в школе между окружающими детьми и преподавателями. Отмечается высокий уровень тревожности у пациентов. Результаты исследований выявляют также зависимость частоты ГБН (прежде всего ее хронического варианта) от социальных факторов: влияние семейной дезадаптации (неполная или безработная семья и т.д.), «болевое поведение» родителей, прежде всего матерей, на формирование ГБН. Замечено также, что частота ГБН, особенно хронический вариант болезни, напрямую зависит от уровня материального обеспечения родителей. Чем выше процент неполных семей и показатель безработицы среди родителей, тем выше распространенность ГБН.

Примечательно также, что около 40% матерей этих детей жалуются на аналогичные головные боли.

ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ:

данная информация предназначена для родителей, поэтому мы не затрагиваем здесь профессиональные медицинские аспекты, не рассказываем о диагностических критериях ГБН, о том, как правильно собрать анамнез заболевания, как грамотно выстроить клинико-неврологическое обследование, какие дополнительные методы диагностики существуют и пр.

(Заметим, перечень симптомов психосоматических заболеваний весьма широк: длительная температура, функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, боли в животе, пупочные колики и пр. При этих симптомах надо сначала исключить другие причины болей.)

При диагностике психосоматических заболеваний без помощи специалиста не обойтись. Не надо и пытаться. И задача этой статьи – в том, чтобы привлечь внимание родителей к проявлениям неврозов у детей, вовремя обратиться к неврологу либо психоневрологу. Повторю: бояться детских неврозов не надо, они успешно лечатся; лечение проходит наиболее успешно в тех случаях, когда болезнь не запущена.

Особо отмечу: ведение психосоматических пациентов должно осуществляться совместно с неврологом, психотерапевтом, психологом и психиатром. Лечение необходимо направлять не только на соматические и нервно-психические системы, но и корригировать действие социально-психологических факторов, способствующих возникновению данной патологии у ребенка.

…Пожалуй, главное, что хотелось бы донести до родителей, — ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО НЕРЕДКО ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЫХ В СЕМЬЕ СКАЗЫВАЮТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, ведут к возникновению и развитию у них психосоматических заболеваний. Это надо иметь в виду и по возможности корректировать. И лучше делать это с помощью врача.


Неврозы и дети | Сельма Фрайберг

Проблема предсказания развития ребенка была однажды поставлена ​​кратко восьмилетней пациенткой, которую я знал. В начале лечения у нее сложилось впечатление, что аналитик — это гадалка, и она очень не хотела отказываться от своего безвкусного видения ради мирской истины, которой я ее научил. Несколько месяцев спустя мне пришлось спросить ее: «Ты все еще думаешь, что я гадалка?» «Нет, — сказала она, — теперь я знаю лучше. Вы можете погадать в обратном направлении, но не в прямом».

Прогнозирование в психоаналитическом исследовании ребенка — одна из ряда клинических и теоретических проблем, которые Анна Фрейд поднимает в своей новой книге. Доктор Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, является выдающимся детским психоаналитиком, и ее вклад в психоаналитическую теорию считается одним из самых оригинальных и далеко идущих в наше время. В этой работе она применяет свое обширное критическое исследование в клинике Хэмпстед в Лондоне к обсуждению нормальности и патологии в детстве. Эти проблемы, представляющие интерес главным образом для клиницистов, связаны с некоторыми из наиболее интересных проблем современной теории психоанализа. Несмотря на значительные достижения психоаналитической детской психологии, эту книгу можно читать как трезвое изложение еще существующих неизвестных и неопределенностей, свидетельствующих о сложности личности даже на стадиях ее формирования и о разнообразии адаптивных решений конфликтов. которые проявляются на протяжении всего развития ребенка.

Аналитик может, как заметил восьмилетний ребенок, предсказывать будущее в обратном порядке. В случае взрослого невротического пациента аналитический метод может привести к реконструкции забытого прошлого, которое Фрейд сравнивал с археологическим исследованием. Значимые переживания прошлого раскрываются через их остатки в личности, сохраняемые вытеснением, которое, как неуклюжий фальсификатор, стирает поверхность и замазывает, но отмечает то место, где первоначальный текст погребен, но остается нетронутым. Раскрытие работы вытеснения вывело Фрейда за пределы невроза взрослых, с которым он впервые столкнулся. Нити вели назад во времени, в детство. В каждом случае болезнь рассказывала историю более раннего расстройства, детского варианта невроза взрослых. Именно таким образом Фрейд открыл необычайную силу детских желаний.

Открытие детского прототипа невроза взрослых привнесло новые измерения в изучение неврозов и в то же время поставило проблемы, которые до сих пор не были решены психоаналитическими исследованиями. Ведь детские конфликты невротических пациентов ничем не отличались от конфликтов мужчин и женщин, которые не были невротиками. Ночные страхи и боязни животных, ритуалы, призванные отогнать опасности, страхи увечья и уничтожения были среди обычных переживаний детства. Были, оказывается, типичные конфликты и даже типичные симптомы в ходе развития ребенка. Если эти конфликты были повсеместными, что составляло «нормальность» в детстве и что составляло «патологию»? Какие факторы детского развития способствовали разрешению конфликтов и страховке от взрослых неврозов? Какие факторы подготовили почву для развития невроза у взрослых? Можно ли по детскому неврозу предсказать форму или тип невроза в дальнейшей жизни?

Это проблемы, которые Анна Фрейд исследует в своей текущей работе. Исследованиям такого рода в значительной степени способствовало развитие психоаналитической психологии эго, в которую сама Анна Фрейд внесла большие дары, среди которых заметную ясность. До двадцатых годов психоанализ был главным образом психологией «влечений»; его теория детского развития была построена в рамках влечений и их превратностей. В ранних теориях подразумевалась человеческая среда, которая придавала форму и цель биологическим тенденциям, но взаимные отношения между ребенком и его потребностями и человеческими партнерами, которые удовлетворяли эти потребности, рассматривались только в общем смысле. «Эго» также подразумевалось в более ранней теории, в идее контроля и модификации влечений посредством процессов, тесно связанных с сознанием. Но концепция психической организации, которая регулирует внутренние потребности в соответствии с требованиями объективных условий, и понятие моральной деятельности внутри личности не возникало до 20-х годов, когда сам Фрейд сделал гибкий поворот в своей теории неврозов. Сдвиг включал в себя новые формулировки относительно психических агентов (ид, эго, суперэго) и их отношения друг к другу, а также радикальное изменение теории тревоги, в которой функции восприятия опасности (получения сигнала) и защиты от опасности были отданы на второй план. к эго. Собственная работа Анны Фрейд, Эго и механизмы защиты (1936) проложило путь к новым исследованиям природы защитных механизмов, изучению функций Эго и отношений между Ид и Эго в нормальном развитии и при неврозах. Новая теоретическая основа открыла возможности для изучения адаптивных функций Эго и взаимного влияния Эго и Ид на развитие ребенка. (Здесь следует особо отметить важный вклад Хайнца Хартманна, Эрнста Криса, Рудольфа Левенштейна, Дэвида Рапапорта и Эрика Эриксона.)

Реклама

Большая часть деятельности современного психоанализа сосредоточена на изучении эго и проблем адаптации. Но следует провести четкое различие между психоаналитической эго-психологией Анны Фрейд и эго-психологией Фромма, Хорни и Салливана, которые утратили связь с психоанализом. Эго-психология Анны Фрейд и современного психоанализа в целом прочно базируется на психоаналитической теории и следует тенденциям, которые сам Фрейд установил в двадцатые годы. Здесь концепция эго неразрывно связана с теорией влечений; эго питается влечениями и на стадиях своего формирования постепенно дифференцируется по мере того, как оно дистанцируется от биологической потребности и принимает на себя «регуляцию влечений» как одну из своих исполнительных функций на протяжении всей жизни. Психоаналитическая эго-психология имеет общее с другими психологиями внимание к отношениям эго к внешнему миру и к проблемам адаптации; но адаптации, с психоаналитической точки зрения, придается сложность и размерность за счет учета роли влечений, внутренних психических процессов и императивов совести. В отличие от других психологий эго, это не психология приспособления. Он предоставляет широкий диапазон понятий здоровья и нормальности — возможно, потому, что это психология, которая наиболее близка сновидениям.

С этой точки зрения конфликт в детстве является неизбежным условием роста и развития; Анна Фрейд показывает, что нелегко судить о заштрихованной области, где конфликт перешел в область патологии. Каждая из стадий детского развития вызывает типичные конфликты и даже преходящие симптомы, не имеющие сами по себе болезненного значения. В широком диапазоне развития, который называется «нормальным», конфликт, регрессия, симптомы, перевернутые половые цели и садистское поведение могут проявляться в тот или иной момент, но сами по себе не имеют прогностического значения для последующего невроза. Как правило, эти проявления выпадают в ходе поступательного развития личности ребенка: говоря обывательским языком, они «перерастают». Но этот процесс для психоаналитического наблюдателя бесконечно сложен. Ибо, хотя в развитии есть сильные потоки, которые несут личность вперед, «решение проблем» осуществляется эго, и даже незрелая организация детского эго обычно обладает адаптивными механизмами и способами, которые будут работать для разрешения конфликта.

Наиболее надежные критерии оценки нормального или патологического развития ребенка, согласно обширному каталогу Анны Фрейд, получены на основе изучения детского эго. Что касается беспокойства, она указывает:

Не наличие или отсутствие, качество или даже количество беспокойства позволяют предсказывать будущее психическое здоровье или болезнь; в этом отношении важна только способность эго справляться с тревогой.

Ребенок, который может активно справляться с опасностью посредством игры, интеллектуального понимания или соответствующей агрессивной реакции, вероятно, будет ребенком, который может обойтись без патологических защитных механизмов и невротических симптомов. Ребенок, который может справляться с фрустрацией, находя заменители и альтернативы желаниям, которые не могут быть удовлетворены, то есть демонстрирующий способность к сублимации, обладает ценной защитой для своего будущего развития. Таким образом, будущее здоровье или болезнь ребенка определяется не наличием конфликта или симптомов, а скорее способностью эго к адаптивному разрешению конфликта.

Болезнь у ребенка приводит к ограничению и даже параличу методов решения проблем, которые обычно служат эго в борьбе с опасностью. Эго, беспомощное перед лицом всепоглощающей тревоги, может затем прибегнуть к защитным мерам против самой тревоги, чтобы не дать ей прорваться в сознание. Сам первоначальный конфликт подвергается вытеснению и может проявляться в искаженной форме через симптомы. Тем не менее, тяжесть болезни не может быть оценена даже в этом случае без других критериев в случае ребенка. В детстве наблюдаются прогрессивные течения в развитии, которые несут личность вперед. Тяжелое заболевание у ребенка блокирует развитие в жизненно важных областях и даже обращает вспять модели развития, так что может произойти серьезная регрессия в поведении и интеллектуальном функционировании. Всеми этими способами эго показывает клиницисту нарушение способности к адаптации, которое находится за пределами самоисцеления.

Но теперь вернемся к вопросам, которые поднимает эта книга: какова связь между детским неврозом и неврозом взрослого? Если будет продемонстрировано, что каждый взрослый невроз является позднейшей версией детского невроза, то будет ли каждый детский невроз первой версией взрослого невроза? Можем ли мы предсказать, что пятилетний мальчик с тяжелой фобией собак станет взрослым, страдающим агорафобией или клаустрофобией? Если семилетний мальчик переодевается в одежду для девочек и предпочитает игру в куклы играм мальчиков, может ли он стать гомосексуалистом в более позднем возрасте?

Реклама

Здесь Анна Фрейд решительно предостерегает от предсказаний. Иллюстрация из ее обсуждения гомосексуализма может продемонстрировать сложность проблемы. Взрослый мужчина-гомосексуал пассивного, женственного типа характеризуется сильной привязанностью к матери, отвращением к половым сношениям с женщинами и сексуальной активностью с мужчинами, которых ищут за их грубо-мужские качества (большая мышечная сила, размер тела). гениталии и др.). Читая анализ взрослого гомосексуалиста в обратном направлении, можно обнаружить в детстве сильную привязанность к матери в младенчестве и раннем детстве, отвращение к женским гениталиям, приобретенное травматически в раннем периоде, и очарование — нечто близкое к рабству — пенис отца или другого взрослого мужчины.

Тем не менее, каждая из этих характеристик детского опыта взрослого гомосексуалиста может быть обнаружена в нормальном развитии мальчика. Привязанность к матери в младенчестве и раннем детстве является неизбежным и необходимым следствием питающей и оберегающей заботы матери. Мать — это первая любовь для каждого мальчика, а позже, в эдипальной фазе, эта любовь становится центральной проблемой в конфликтах этого периода. Самыми ранними реакциями мальчика на вид женских гениталий обычно являются удивление, недоверие, шок. Трепет и зависть к пенису зрелого мужчины — обычные реакции в детстве. Заметное предпочтение исключительного общества мужчин и пренебрежительное отношение к женщинам характерно для мальчика предподросткового возраста. Сексуальные игры среди мальчиков являются обычным явлением в этот же период. Ни один из этих элементов ретроспективной истории взрослого гомосексуалиста не может быть использован для предсказания будущей гомосексуальности ребенка.

Но существуют следующие различия между историей развития мужчины, достигшего гетеросексуальности, и историей мужчины-гомосексуалиста: В нормальном развитии эти характеристики проявляются как остановки на пути развития. Биологическая тенденция движется вперед, к генитальному первенству и гетеросексуальности. Обычно окружающая среда обеспечивает стимулы для развертывания последовательности созревания. Но в случае с гомосексуалистом возникли препятствия для развития; половое развитие осталось зафиксированным на одной из инфантильных стадий. И именно здесь, отмечает Анна Фрейд, мы все еще ищем ответы.

Согласно имеющимся данным, существует множество детерминант, в которых внутренние мотивы и внешние факторы усиливают друг друга в результате этих проблем развития. Безусловно, мотивы родителей — часто бессознательные мотивы — должны иметь большое значение в процессе содействия или препятствия мужскому развитию мальчика. Такие факторы, как обесценивание матерью мужественности и поощрение ею эротических связей сына с ней, могут обеспечить климат для идентификации мальчика с женственностью. Отсутствие отца или неспособность отца предоставить мужскую модель для идентификации могут быть факторами, препятствующими благоприятному мужскому развитию. Однако сами по себе эти факторы не будут определять гомосексуальность в более позднем возрасте. Они могут вызывать конфликты между мужчиной и женщиной внутри личности, и эти конфликты могут вызывать невроз, но невроз не обязательно должен приводить к урегулированию в пользу гомосексуализма.

Повернуться против биологического «я», отказаться от гениталий — это акт жертвоприношения. Жертва мужественности совершается не только из любви, но и из страха. Это делается, когда эго беззащитно перед большой и ужасной опасностью; отказом от генитальности, если это упраздняет конфликт. Но когда происходит отречение? Это происходит, когда шестилетняя девочка играет девочку? Когда десятилетний играет в тайные игры с другим мальчиком? Анна Фрейд говорит, что до половой зрелости нет времени, чтобы можно было использовать термин «гомосексуал». То есть до тех пор, пока не достигнута биологическая зрелость, нельзя сказать, что сексуальная организация имеет генитальные цели. Стадии «становления» в детстве колеблются между гетеросексуальной и гомосексуальной позициями, и мы не можем знать, какие факторы окажутся решающими для последующей сексуальной организации. Таким образом, шестилетняя девочка, играющая девочку, не склонна к гомосексуализму. Он только говорит нам, что у него есть конфликты относительно его мужественности. Есть много альтернатив гомосексуализму, которые остаются открытыми в ходе развития. Эго может успешно защищаться от женских тенденций. Или он может переработать конфликты между мужчиной и женщиной в форме успешной сублимации. Или, фактически, конфликты между мужчиной и женщиной могут сохраняться во взрослой жизни и все же не допускают гомосексуального решения.

Именно потому, что в детстве развитие протекает подвижно, предсказание создает такие проблемы. И хотя некоторые элементы личности в детстве обладают относительной устойчивостью, сам процесс взросления изменяет ранее существовавшие закономерности. Импульс самих влечений может привести к сдвигам в позиции либидо, может разрушить ранее установленные паттерны и создать новые, что мы наиболее ясно видим на примере личности подростка. Бывают и случайные события, такие как несчастные случаи, соблазнения, смерть любимого человека, которые могут вызвать резкий сдвиг в организации личности и вообще не могут быть заложены в расчет. И тогда, если мы допустим полное значение эго для ребенка, мы знаем, что ребенок не является чистая таблица . В раннем возрасте он оснащен психическим аппаратом, который отбирает данные и организует опыт, он реагирует, взаимодействует и видоизменяет себя при каждом действии; он подготовлен для адаптивных решений конфликтов. Узоры в раннем возрасте являются уникальными его собственными, сформированными и преобразованными из бесконечных комбинаций.

Все это составляет неудобоваримое количество переменных для предсказания. И даже когда мы просеиваем факторы и обнаруживаем, что одни психические характеристики обладают большей устойчивостью, чем другие, мы не можем предсказать место этих характеристик в конечной организации личности. Предположим, мы обнаруживаем, что чрезмерная озабоченность порядком в раннем детстве оказывается устойчивой характеристикой. Будет ли в последующие годы он захвачен неврозом навязчивости как симптомом, или же он освободится от конфликта и болезненной тревоги и найдет гармоничное партнерство с другой группой интеллектуальных характеристик, чтобы служить, скажем, научной карьере?

Читатель может разочароваться, узнав, что психоанализ все еще сталкивается с большими неизвестными. В то время, когда ученые-бихевиористы жаждут определенности, а компьютеры в лабораториях исследования личности не работают, книга Анны Фрейд ясно показывает, что психоанализ мало что может предложить машинам. Будет ли это когда-нибудь? Иными словами, один маленький ребенок, бесконечно сложный, все еще может сбить с толку гадалок.

Психоневроз в детском возрасте | Собрание сочинений Д. В. Винникотта: Том 6, 1960-1963

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Винникотт, Дональд В., «Психоневроз в детстве», Лесли Колдуэлл и Хелен Тейлор Робинсон (редакторы), Собрание сочинений Д. У. Винникотта: Том 6, 1960-1963 (

Нью-Йорк

, 2016; онлайн edn, Oxford Academic, 1 декабря 2016 г.), https://doi.org/10.1093/med:psych/9780190271381.003.0040, по состоянию на 17 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Собрание сочинений Д. В. Винникотта: Том 6, 1960–1963 гг. Клиническая детская и подростковая психология Клиническая психология Оксфордская клиническая психология Книги Журналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic. Собрание сочинений Д. В. Винникотта: Том 6, 19.60-1963Клиническая детская и подростковая психологияКлиническая психологияОксфордская клиническая психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой статье, представленной Скандинавскому ортопсихиатрическому конгрессу, Винникотт говорит о психоневрозах детского возраста. Он пишет, что истоки психоневрозов находятся в детстве каждого человека, а собственно психозы связаны со структурой личности. При психоневрозах обычно сохраняются функционирующие объектные отношения, но также возникает симптоматика, возникающая из-за внутреннего конфликта и приводящая к различным симптомам. Депрессия, тревога преследования и антисоциальные тенденции могут быть частью защитной системы ребенка, пытающегося справиться с этим. Те дети, чье раннее окружение — и его неотъемлемая черта младенческой зависимости — были удовлетворительными, те дети, у которых была нормальная семейная жизнь, и те дети, которые находились в интернатных учреждениях, описываются и дифференцируются. Винникотт касается подросткового возраста и потребности в истинных, а не ложных решениях, и он признает, что настоящее психическое здоровье может включать в себя способность к депрессии и даже сумасшествию в определенной степени.

Ключевые слова: Винникотт, психоневроз, психозы, детство, объектные отношения, конфликт, депрессия, тревога преследования, антисоциальная тенденция, младенческая зависимость, окружающая среда, стационарная помощь, подростковый возраст, здоровье, сумасшествие, Клейн

Предмет

Клиническая психологияКлиническая детская и подростковая психология

Коллекция: Оксфордская клиническая психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий